На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо


В приложении к журналу "Илин" очерк-исследование Ираиды Самоновны Клиориной
"В.В.Никифоров – наш современник"
(экскурс в 1917 год)".

Федот ТУМУСОВ

В поиске

своего

будущего

К вопросу о концепции развития Республики Саха (Якутия)

Парадигма общественно-экономической формации для построения теории развития современного общества не подходит. Хотя ее нельзя исключать как научный инструмент для анализа общественного развития. Основным ее недостатком является доминанта способа материального производства без учета исторических, этнических, культурных особенностей. Поэтому для выработки концептуальных подходов к теории развития любой страны наиболее подходящей представляется парадигма цивилизации. Она, наряду с анализом материального производства как основы экономики, предполагает учет духовных, социокультурных особенностей той или иной страны, народа.

Все страны бывшего Советского Союза переживают переходный период. Но куда пойдет та или иная страна, зависит от правильного осмысления очередного "зова истории". Хотя говорят, что в одну и ту же реку невозможно войти дважды, при построении сценариев развития нельзя исключать возможности зацикливания страны в какой-то заколдованный круг. В круг, который будет находиться вне спирали исторического развития.

Неплохо было бы всем нынешним властителям и управителям, сумбурно пытающимся в водовороте событий найти выход из всеобщего духовного, экономического и политического кризиса, знать древнюю притчу о заблудившемся охотнике.

Жил-был охотник. В один прекрасный день он ушел по незнакомым местам на охоту. По пути он увидел лося. Подкрался. Выстрелил, но не убил, а только ранил.

Лось убежал. Охотник погнался за зверем. Так он долго блуждал в тайге и заблудился. Устал. Зажег костер и уснул. С утра пораньше встал и пошел искать дом. Чере: три часа ходьбы он пришел обратно к своему костру. Теперь он пошел в другую сторону. Через какое-то время возвратился к своему следу около костра. Отчаяние охватило его. Сел и задумался. Приказал себе успокоиться. Расслабился. Духом своим отошел от этого мира. Погрузился в полусон. Дух свой отправил к "Хозяину леса". Дух охотника стал просить "Хозяина леса" вывести его из действия замкнутого круга. "Хозяин леса" побранил его за то, что из-за жадности он стрелял в непредназначенного для него лося. Не смог убить, а только ранил. Нельзя мучить зверя. Дух охотника стал виниться, раскаиваться. "Дух леса" пожалел его и указал три ориентира. Охотник встал. Зажег костер. Угостил "Духа огня" и "Хозяина леса". Поблагодарил за помощь. Пошел по указанным ориентирам. Благополучно добрался до дома.

К чему такая притча? Мы в своем общественном развитии заблудились. Сбились с пути. Ходим по заколдованному кругу. Этот закон заколдованного круга действует равнозначно для всех заблудившихся. Через 77 лет блужданий осенью 1994 года мы возвратились к ситуации 1917 года. Силы у всех на исходе. Мы еле сводим концы с концами. Все святое растоптано. Язык мертвый. Культура утрачена. О духовности говорить не приходится. На нас давит тяжелый, перевернутый, темный дух разрушения. И мы блуждаем по замкнутому кругу.

В таком состоянии мы стоим у развилки дорог. Одни политики призывают к фашизму, другие — к диктатуре, третьи ратуют за возврат к гонке за призраком коммунизма, четвертые зовут к демократии. При этом все стараются сохранить единую, неделимую, великодержавную имперскую Россию. Некоторые политики уже начали движение по замкнутому кругу на второй заход, толкая к гражданской войне, вовлекая народ в самоуничтожение. Так уже было. И сегодня никто не имеет права силком тащить нас за собой в пропасть.

Чего требует от нас история?

О законе спиралевидного развития истории знают все. История развивается витками, в определенных моментах повторяя основные характерные принципы того, что было когда-то, но на ином уровне.

Народы, которые заблудились, потеряли себя в своем общественном развитии, выпадают с этого витка. С этого момента они попадают под действие Закона замкнутого круга.

Кажется, что ход истории повторяет принципы древних образований жизнеустроения под названием ИЛ. Такие образования в древности существовали на Азиатском континенте.

Нечто подобное начинается в некоторых странах и регионах. Европа идет к единению, интеграции. Они шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком, методично, не торопясь, строят свой общий Европейский Дом. Создали единую экономическую систему, прозрачные границы, единый Европейский парламент, единую систему обороны. У европейских государств нет опыта совместного проживания. Они всю жизнь соседствуют. Им нужно время, чтобы создать новую общность народов на этой земле по подобию древних азиатских ИЛ. Они такой Дом строят. Сомневаться не приходится. Это не будет ни федерация, ни конфедерация. Это будет совершенно новая общность свободных народов.

На сегодня субъект Российской Федерации Республика Саха (Якутия) является самым крупным по территории. Для наглядного представления о пространственной величине можно отметить, что на территории Республики Саха вполне умещаются 5 Франций, 10 Италий, 13 Великобританий.

Такие сопоставления достигают своей цели, но ограничиваются лишь количественными параметрами пространства и оставляют в тени его качественные параметры, которые имеют гораздо более важное значение, поскольку выявляют положение Республики Саха в структуре специфической гео- и космосферы Земного шара, в рамках всеобщих пространственно-временных определений его существования в качестве уникального объекта мироздания Вселенной.

40 процентов территории Якутии находится за Полярным кругом в зоне вечной мерзлоты, мощность которой достигает 1500 метров. Зона Крайнего Севера составляет 20 процентов общей площади Северного полушария, в недрах которого заключено более четверти всех разведанных мировых запасов углеводородного топлива.

Арктическую /циркумполярную/ зону метеорологи справедливо называют "кухней погоды", которая делает погоду для всего Земного шара. Очень важная часть этой глобальной всепогодной "кухни" — ее холодильник /Полюс холода/ — находится на территории Якутии и представляет собой пространственно-климатическое, погодно-образу-ющее достояние и благосостояние всех людей на Земле, всех стран и народов. Любое, в особенности серьезное нарушение природной среды Арктической зоны и ее естественных климатоформирующих механизмов будет иметь очень тяжелые геоэкологические, геоэкономические и, как следствие, геополитические последствия. Человечество может легко утратить это свое достояние, если существующие тенденции индустриального освоение природных богатств Якутии и сопредельных с нею регионов Сибири, Дальнего Востока, южных и западных районов России будут сохраняться и развиваться ускоренными темпами. Самым же драгоценным кладом Якутии, подлинным ее сокровищем, рациональное использование которого может привести к успешному преодолению этого бедствия, к устранению его причин и ликвидации их вредных последствий, являются коренные народы, издревле населяющие обширный регион Республики Саха. В нем проживают представители 25 из 26 народов Севера. Это уникальная этническая общность людей, жизненный уклад которых воплощает в себе многовековой экологический опыт бережного отношения человека к природе и к самому себе в крайне суровых для его жизни природных условиях Арктической зоны Земного шара. Якутия является северной прародиной человечества, которое возникло здесь 2,5 миллиона лет назад, что со всей очевидностью показали недавние археологические раскопки в стоянке Диринг-Юрях палеолитического культурного слоя, залегающего в речных отложениях самой древней террасы Лены. Это открытие привело ученых к выводу, что появление человека разумного произошло примерно одновременно в нескольких очень различных географических регионах Земли. Ученые-археологи полагают, что множественный феномен появления древнего человека следует считать особым космопланетарным процессом, который отнюдь не был обусловлен только известными науке процессами естественного отбора, микро- и макромутациями и их наследованием сменяющими друг друга поколениями людей. Все коренные, как правило, малочисленные народы Земного шара сохраняют определенные взаимосвязи со своими древнейшими палеолитическими "корнями". Именно они позволяют этим народам находиться в тесной органической взаимосвязи, в гармонии с природно-климатическими, ландшафтно-географическими и прочими земными и космическими условиями их существования и в точности отражают специфику этих условий в своеобразии своего внешнего физического облика, духовного мироощущения, религиозного вероисповедания, склада ума, языка, хозяйственной деятельности, быта, семейной и родовой жизни, общественного устройства, национальной государственности и т.д.

Внешняя природная среда обитания коренных народов и они сами как ее естественная саморазвивающаяся часть, находящаяся с нею в состоянии органического единства и гармонического равновесия, постоянно воспроизводят и поддерживают друг друга. Поэтому специалисты, изучающие жизнь коренных народов, рассматривают их как особые экологические миры. Каждый экомир состоит из двух частей: природной экологической ниши и людей, приспособившихся к существованию в ней и научившихся поддерживать ее существование в интересах своего самосохранения. Быстрое, резкое изменение экологической ниши, откуда бы оно ни проистекало, вызывает неизбежную гибель народа, а его исчезновение — чем бы оно ни обуславливалось — приводит к оскудению природы, которую он оживлял и культивировал своим существованием.

В историческом аспекте коренные народы выступают отпрысками, отдаленными потомками и надежными хранилищами для будущего генофонда всего рода человеческого на Земле: как всех древних, уже исчезнувших с ее лика больших народов, так и будущих, которым еще лишь предстоит возникновение и бурное развитие в близкой или весьма отдаленной перспективе. По сути коренные народы — это "спящие почки" на древе жизни человечества. Каждая из этих "почек" закладывается и "засыпает" под влиянием могучих ответвлений от мощного ствола этого древа, и каждая из них способна вдруг "проснуться" и дать начало, первотолчок возникновению новых таких ответвлений от этого ствола, заменяющих старые, засыхающие и отпадающие от него.

Кроме того, в историческом же аспекте коренные народы являются воспреемниками, носителями и продолжателями культурных, духовных и прочих традиций и достижений древних больших народов, а также передаточным механизмом, трансмиссией этих традиций и достижений новым большим народам, возникновение и развитие которых обуславливаются этими коренными народами.

В перспективе Республике Саха (Якутия) предстоит занять свое достойное место в мировой цивилизации не в рамках индустриального производства, от которого она уже страдает, а совершенно иного чело-веко-природного, более высокоразвитого, свободного от недостатков индустриального общества.

Последнее уже давно свойственно всем коренным народам и они могут сами обеспечить его дальнейшее развитие, поскольку именно это стало более всего необходимым всем индустриально развитым странам, которые не могут сделать этого сами. В деле гармоничного слияния населяющих их людей с природой, проявления деятельной духовной заботы о ней, оптимального для природы и для людей их сосуществования и взаимодействия этим странам придется многому поучиться у коренных народов, обладающих такими способностями, и вместе с ними подниматься на новую ступень общественно-природной цивилизации, более высокую по сравнению с нынешней индустриальной.

Этому могла бы существенно помочь специальная международная многопрофильная программа теоретического и прикладного изучения коренных народов, нацеленная на практическое решение данной задачи. Новая программа должна отличаться от уже существующих национальных и международных программ большей широтой охвата феномена возникновения и развития коренных народов, глубиной методологических подходов к исследованию многообразных проявлений их феноменальных способностей, высотой практически значимой нацеленности на радикальное комплексное решение современной жизненно важной проблематики возрождения коренных народов, а также более совершенными фондосопряженными механизмами формирования и осуществления данной программы, которые должны в точности соответствовать всем ее характерным особенностям и предназначению и проявлять способность к интеграции всех других аналогичных, но менее развитых программ.

Программы, отвечающей всем этим условиям, в мире еще нет. Чтобы облегчить ее появление и осуществление в необходимых всему миру параметрах, специалисты, длительное время ищущие на данные вопросы наилучшие ответы и уже располагающие важными соображениями относительно его рационального решения, могут и должны вступить во взаимовыгодные творческие контакты друг с другом в рамках разработки такой многоцелевой комплексной международной программы возрождения и ускорения социально-экономического развития коренных народов. Только в рамках такой программы, опирающейся на поддержку самих этих народов и авторитетных международных организаций, можно корректно поставить обсуждаемый здесь вопрос, привлечь к его обсуждению мировую научную общественность и с ее помощью, на очень благоприятных для нее самой условиях, обеспечить наилучшее практическое решение проблемы спасения коренных народов, а вместе с ними и посредством их содействовать поиску и разработке метода спасения всего человечества.

Формирование и запуск такой международной многоцелевой программы можно было бы начать с разработки и принятия региональной, локальной программы концепции для Республики Саха, затем соответствующим образом расширяя и дополняя ее.

Некоторыми методологическими элементами этой программы концепции в отношении Саха могли бы быть, в частности, следующие.

Власть и управление

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ - разработка, принятие и осуществление общереспубликанской программы перевода всей системы и структуры власти на духовно-нравственные основы с учетом национальных традиций. Введение института Духовных Старейшин, без мнения которых не должны ни выдвигаться кандидаты в руководители Республики, ни, тем более, избираться руководители; без консультации с Духовными Старейшинами ни президент, ни правительство, ни парламент не должны принимать решений по важнейшим вопросам развития и политики республики.

Деятельность такого института Духовных Старейшин в тесном контакте с авторитетнейшими представителями интеллигенции и других слоев народа позволило бы избежать возможности прихода к власти случайных или недостойных лиц, а также препятствовало бы возникновению злоупотреблений властью, суверенитетом и повторению трагедий типа чеченской.

Институт Духовных Старейшин станет своего рода духовным компасом для развития республики, которого так не хватает современным обществам, утерявшим свои духовно-нравственные ориентации.

В последующем постепенно перейти к системе управления всей власти, которую условно можно назвать "Тыгынаат" (дословно в переводе с якутского — от имени "Тыгына — высшего руководителя").

Система основывается не на восприятии народа как серой однородной массы, пусть даже состоящей из прослоек рабочих, крестьян, интеллигенции. Человек первичен. Затем начинаются различные формы организации, первыми из которых являются семья и род. А вот высшая форма организации, которая обозначена в схеме 1 как община, предприятие требует особых пояснений. Первые три формы вытекают как бы из естественной физиологической сути человека. И в этом смысле статичны, неделимы. Четвертой формой организации обозначено то многообразие всех форм сообществ, которые создаются людьми как бы искусственно. Они могут быть оформлены в форме территориальных единиц, юридических и неюридических, общественных и политических объединений и т.д. Все это многообразие форм и организаций на первичном уровне возглавляется Бигэ административным лицом. Вся иерархия административной власти возглавляется Тыгыном. Между высшим руководителем — Тыгыном и первичным административным лицом — Бигэ существует множество средних менеджеров — Тархан. Все административное руководство осуществляется от имени Высшего руководства, отсюда и название системы — Тыгынаат. Но это в общем-то традиционная властная пирамида. Вся суть заключается в том, что она опирается на парадигму духовной сущности человека.

Человеческая сущность реализовывается в многомерном пространстве. Мы традиционно видим и ощущаем его в трехмерном пространстве — в пространстве реализации его физического тела. Реализация сути человека в других пространствах иногда отражается в трехмерном пространстве. То, что реализовывается в других пространствах, условно можно назвать духовной сутью человека (за неимением других терминов).

Так же как каждый человек обладает различными способностями, выразители (или носители) духовной сущности человека имеют различную иерархию. Люди, наделенные наивысшими способностями выражать духовную сущность человека, называются "Уус". Они могут формулировать направления пути развития человека, сообщества людей, всей цивилизации. Ниже стоят шаманы, удаганы (жрецы). Это духовные лица, которые могут формулировать элементы кармических законов. Они переводят запреты в те или иные действия, мысли (нечто похожее на нормотворчество). Необходимо отметить, что схематическое описание системы духовной власти ни в коей мере не означает ее упрощенности. Многообразие лиц, указанных одним словом "жрецы", представляет собой сложнейшую систему с внутренней иерархией, своими особыми традициями, обрядами, связями.

Следующей особой ступенькой является система судов. Человек грешен, и иногда он нарушает духовные и административные законы. За это он должен нести ответственность.

Наиболее близко стоящими к человеку, семье являются лица под общим названием "ичэнэт". Это, можно сказать, советники жизни. Они дают каждому советы, как поступать в той или иной жизненной ситуации.

Если посмотреть на предлагаемую схему 1, то она как бы представляет собой сани ("народ"), которые "тащит" административная власть. Сверху все это направляет духовная власть.

Экономика

САМОЙ АКТУАЛЬНОЙ задачей переходного периода представляется разработка и реализация

программы социальной адаптации человека к рыночным отношениям. Сейчас чаще говорят о социальной защите малоимущих слоев населения. Необходимо адаптировать к новым реалиям все слои населения, чтобы среднеобеспеченная часть людей сменила "чувство уверенности в завтрашнем дне, обеспеченное государством" на заботу о самом себе. А государство должно способствовать созданию нормальных финансовых, страховых механизмов для реализации этой самой "заботы о самом себе". Необходимо создать такие условия, чтобы новые богатые взяли на себя, кроме всего прочего, и ответственность за стабильность в государстве.

Анализ, прогнозирование всего социально-экономического развития проводить через призму семейной экономики.

Но самое главное, конечно, накопление, наращивание капитала для ближайшего и стратегического будущего. Необходимо сразу разделить затраты на сегодняшний день и стратегическое накопление. Как бы ни было трудно, нужно выделять средства на наращивание финансового потенциала через создание фондо-сопряженных механизмов.

Политика и идеология

ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ новой системы интеграции народов. Любая угнетающая, колониальная, подавляющая свободу народов система государственного устройства не длится более 250-300 лет. Об этом свидетельствует и история. Тюрко-монгольское иго над русским народом длилось 300 лет. Характерным принципом древних азиатских Ил является то, что данное сообщество

возглавляется не каким-либо народом, как в империи, а отдельной, отстраненной от всех авторитетной личностью.

Сосуществование принципов авторитета власти и власти авторитета -характерная черта наступающего времени. Авторитет власти будет в дальнейшем постепенно утрачивать свое былое значение. От власти должен быть отделен вождизм. Ему остается управленческое начало. Бремя вождизма передается авторитетам и духовенству, которые не наделены властью.

Эта личность будет выступать единственным живым гарантом исполнения и соблюдения Священного Договора между народами и странами. Этот Священный Договор будет заключен на определенный срок. Такой срок даст определенные гарантии для самоопределения народов. В целом наступает время духовенства. Они должны взять инициативу в свои руки. Через покаяние к возрождению, от возрождения к созиданию лежит тот единственный путь, который выведет нас из кризиса.

Необходимо разработать новую идеологию для северного человека. Если раньше человек ехал на север строить коммунизм или "за длинным рублем", то сегодня нужна новая система ценностей и мотиваций. И все это возможно, конечно, если глубоко исследовать уже сложившуюся физиологию, психологию северного человека. Одним из базисных моментов такой идеологии может быть возможность общения с первозданной природой, то есть экологическая ниша.

(Журнал "Международная жизнь ", 1995, спец. выпуск)


Тумусов Федот Семенович, президент финансовой корпорации "Саха-алмазпровинвест" (САПИ)

Один из ведущих экономистов-финансистов республики. Кандидат экономических наук.

С его именем связаны разработки и принятие Верховным Советом Республики Саха (Якутия) первых законодательных актов по переходу •народного хозяйства к рыночной экономике, развитию предпринимательства.

Первая научная статья Тумусова Ф.С. "Инвестиционный потенциал региона" была опубликована еще в 1980 г. Одним из первых инициировал идею экономической самостоятельности и опубликовал несколько статей с обоснованием ее принципиальной возможности в составе Российской Федерации. Автор книги "Финансы республики: от прошлого к будущему". — М., 1995 г.

Под научным руководством Тумусова Ф.С. разработаны программы социальной адаптации населения к рыночным отношениям.

Hosted by uCoz