Действующие лица

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо


В приложении к журналу "Илин" очерк-исследование Ираиды Самоновны Клиориной
"В.В.Никифоров – наш современник"
(экскурс в 1917 год)".

Иван Осуохай

Людям свойственно забывать то, что не стоит никакого труда и усилий.

Традиции — это именно те ценности, за которые нам не надо платить. И так же, как незаметно традиции присутствуют в нашей жизни, так же легко они могут исчезнуть из нашей повседневности и перейти в разряд музейных экспонатов, если бы...

Если бы не чудаки, бунтари — одиночки, люди "не от мира сего". Люди вне границ, вне рамок, вне общепринятых представлений.

Иван Осуохай (Иван Александрович Егоров), — человек известный, какие только ярлыки не навешивало на него время — "неформал", националист, но он остается самим собой: человеком, делом жизни избравшим пропаганду осуохая, для которого это больше чем просто танец и ритуал; человеком бескорыстным и независимым от политических поветрий; человеком с массой недостатков. Но не так-то просто, будучи скромным и законопослушным, в одиночку бороться с валом забвения народных традиций, на службу которого была поставлена вся система, и добиться того, чтобы ранее не одобряемый партийными и другими органами осуохай украсил все праздники и народные гуляния.

Так случилось, что и мы сами "не ведая, что творим", из повседневной жизни по каплям выцеживали наши традиции, атрибуты материальной культуры, которые могли бы стать частью современной жизни. Сейчас почти невозможно отличить жилище якута от жилища украинца или эвена, американца и т.д. Хотя есть народы, которые, обратившись в технократические урбанизированные общества, не утрачивают своего лица (Япония, арабские страны).

Может, этот бунт одиночки, вечная оппозиция всем и вся — властям, президентам, правительству и его отделам культуры — всему тому, что относится к культуре по долгу службы, есть нетерпение этой чиновничьей отстраненности от дела очень близкого, родного. Это сродни ревности.

Может и не осознавая этого до конца, он один пытается бороться с ветряными мельницами, где ветер — это ассимиляция, американизация с неизбежностью утраты традиций. Но оставаясь людьми здравомыслящими, может стоит взглянуть более терпимо и понимающе на этого одиночку, роящего в пустыне колодец. Кто его знает. Может действительно в ритуале танца осуохай — та живительная влага, которой не раз придется напиться, чтобы не дать засохнуть нашим корням.

Лена ТРОФИМОВА.

 

Hosted by uCoz