На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо


В приложении к журналу "Илин" очерк-исследование Ираиды Самоновны Клиориной
"В.В.Никифоров – наш современник"
(экскурс в 1917 год)".

В июне с.г, в Якутске прошла II-ая научно-теоретическая конференция "Логос. Культура. Цивилизация"*. На секциях "Духовность на рубеже тысячелетий" и "Духовная культура народов Севера: пути развития" было прочитано 54 доклада, состоялся круглый стол на тему "Ментальность: традиции и современность". Знакомим с некоторыми докладами, прочитанными на конференции.


Тамара МИХАЙЛОВА

Ценностная ориентация и духовность: структурно-функциональные связи

Социально-философское рассмотрение ценностной природы духовности актуально в силу следующих обстоятельств. Во-первых, духовное освоение мира предполагает не только познание явлений и процессов действительности, но и их оценку с точки зрения потребностей и интересов как своих личных, так и социума, в котором пребывает тот или иной индивид. Во-вторых, ценностный подход представляет собой собственно духовное освоение мира, ибо производится отбор в окружающем мире нужного и важного именно для человеческой личности. В-третьих, подлинно человеческую направленность потребности и интересы индивида приобретают в зависимости от ценностных представлений. Поэтому есть все основания полагать, что ценностная ориентация — стержень духовности человека, содержание его социальной сущности. Такая структурная связь определяет и их функциональные взаимосвязи.

Ценностная ориентация призвана регулировать социальное поведение человека, придать ему осознанный характер. Ценностный способ освоения мира осуществляется в формах духовности. Вырабатывая систему ценностных представлений, личность получает субъективную предпосылку включаться в социальный процесс как его деятельный компонент. Ценностные ориентации являются тем элементом структуры личности, которые во многом определяют духовность, выявляют ее социальную суть и степень зрелости. С этой точки зрения в социально-гуманитарном знании ценностная ориентация рассматривается как поле индивидуального сознания, в котором функционируют механизмы избирательного отношения к миру. В этом поле аккумулируется весь жизненный опыт индивида. Процессы воспитания и обучения протекают именно в этом поле, микросреда также действует на личность через это поле.

Как формируется ценностная ориентация? По мнению известных философов, социологов и психологов (З.Фрейд, Дж.Г.Мид, Ж.Пиаже, Г.М.Андреева, И.С.Кон, В.Н.Андре-енкова, В.Б.Ольшанский и др.) формирование ценностной ориентации происходит по двум основным каналам: 1) социализация, передача социального опыта предыдущих поколений, преломление его через призму социальной группы; 2) собственный социальный опыт индивида. На этом пути у каждой личности формируется как социально-типическое, так и индивидуально- специфическое. Духовность — сочетание этих двух параметров структуры личности. А ценностная ориентация как раз и есть механизм их сочетания, ибо она создает поле взаимодействия общественного и индивидуального, внутреннего и внешнего, окружающего мира и своего Я.

На основании сказанного можно сделать вывод о том, что механизм социализации представляет собой диалектическую взаимосвязь ценностных ориентации и духовности. Вот почему духовность не является автоматическим следствием объективных условий общества и даже микросреды, а ее формирование выступает как сложный, но управляемый процесс двусторонней связи между объективными условиями и формированием ценностных ориентации.

Таким образом, ценностная ориентация является системой фиксированных установок на вещи, явления и процессы окружающей действительности, проявляющихся через оценочную деятельность человека и зависящих как от социальной среды, так и от внутреннего мира личности. Как видно, ценностные ориентации и социальны, и индивидуальны. Их социальность заключается в том, что они обусловлены системой воспитания и обучения, всей практикой социальной жизни, что они являются проекцией духовной жизни общества. Индивидуальность их связана с особенностями личности, ее жизненного опыта, спецификой способностей, интересов, потребностей, идеалов данного индивида. При всех изменениях в духовном мире личности, связанных с разнообразными переживаниями, характером знаний и норм поведения, именно ценностные ориентации придают личности относительную устойчивость и цельность. Такова в первом приближении взаимосвязь ценностных ориентации и духовности в функционировании и развитии личности.


* См. материалы 1-й конференции ж. "Илин " за 1993—94 гг.

Hosted by uCoz