На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо


В приложении к журналу "Илин" очерк-исследование Ираиды Самоновны Клиориной
"В.В.Никифоров – наш современник"
(экскурс в 1917 год)".

Людмила ЖУКОВА

Языческая картина
Вселенной
лесных юкагиров


Рис. 1,2. Изображения обожествленного Неба на писаницах Средней Лены (Суруктах-Хая).

Под термином "язычество" обычно подразумевают древнейшие формы религии человечества в разнообразии их проявлений. Одним из проявлений язычества и его высшей формой является шаманизм. Шаманизм поэтому принимается как неотъемлемая часть язычества.

На протяжении длительного этапа человеческой истории в религиозном общении человека с богом (богами) не существовало посредника-человека. Как только появляется фигура посредника, появляется "шаман", "жрец". Этот период развития религиозной идеи получил название "шаманизм". Трудно пока найти название той стадии язычества, которая предшествовала шаманизму. По этой причине дошаманские воззрения лесных юкагиров условно назовем языческими, т.е. несколько сузив понятийные рамки язычества.

Сложение языческих дошаманских воззрений относится к весьма отдаленным, трудно обозримым временам. В архаических культурах местных племен их существование наиболее четко прослеживается в наскальных рисунках Средней Лены, Алдана, Олекмы. Анализ рисунков, датированных временем позднего неолита — бронзового века приводит к заключению, что основу миропонимания людей II-I тыс. до н.э. составляла религиозная идея, основанная на дуалистической картине мира. Дуалистическая картина мира основана на противопоставлении двух начал: мужского и женского. Дуальная пара мужское — женское возглавляет систему оппозиций: верх — низ, небо — земля, божественное — профаническое, белое — черное, живое — мертвое, горячее — холодное, правое — левое и т.д. Внутри системы оппозиций дуальные пары образуют два синонимических ряда: мужское — верх — небо — божественное — белое — живое — горячее — правое и т.д. и второй ряд: женское — низ — земля — профаническое — черное — мертвое — холодное — левое и т.д.

Система оппозиций с двумя синонимическими рядами составляет каркас языческой дошаманской картины мира. Это основа, которая имеет тенденцию быть принятой как общечеловеческая универсалия.

Каждая дуальная пара оппозиционной системы является структурной единицей этнической картины мира. В своем содержании структурная единица имеет этномаркирую-щий элемент, который обусловлен природно-климатическими условиями, этно-лингвистическими, психологическими и другими особенностями. Разработанные и запечатленные в устной и изобразительной форме оппозиционные пары составляют этническую картину мира. Чем больше оппозиционных пар разработано конкретной культурной традицией, тем ярче и полней этническая картина мира.

Этническая картина мира — продукт исторического развития народа. На ранних этапах сложения этнической картины мира обозначались и отрабатывались отдельные ее оппозиционные пары. В палеолитическую эпоху познавательно-понятийная деятельность человека отрабатывает такие семантические противопоставления, как человеческое — животное, мужское — женское, свои — чужие, т.е. шел процесс познания реально существующего пространства в горизонтальной проекции. В палеолитической живописи запечатлены поиски человеком путей влияния и управления окружающей природой. Ограниченные возможности прямого, силового, как например в XX в. технократического, влияния на природу открывали пути магическому. Магическое приобретало различные формы — анимизм, фетишизм, тотемизм и прочее.

Сложение семантических противопоставлений в вертикальной проекции: небо — земля, верх — низ, божественное — профаническое и т.п. относится к завершающей стадии каменного века — неолиту. В своих поисках магическое обращается к Небу. Отныне Небо — универсальный держатель, даритель и вершитель.

В работах, посвященных исследованию мифопоэтического сознания древних народов, отмечается, что почти во всех мифологических системах космический порядок возникает из хаоса, образуется начальная пара оппозиций — мужское и женское, олицетворением которого выступают божества, одушевленные стихии, тотемные первопредки. Складывающаяся оппозиционная пара небо и земля являются центральной идеей дуалистического языческого миропонимания. Дуалистическое миропонимание соответствует природе человека, человечества, разделенного на две половины, мужскую и женскую. Отношение дуализма принимают современное технократическое общество: Космос и Земля, как общий дом человечества, искусственный интеллект и человеческий разум, машина и человек...

Дуалистическое миропонимание ярко высвечивается в религиозных воззрениях народов Сибири, в т.ч. в религии лесных юкагиров, называющих себя одул, что в переводе на русский язык означает "сильный".


Рис. 3. Орнамент на билэ женской меховой обуви


Рис. 4. Начертание знаков дарения ЦЫ (а) и И (б) в Древнем Китае

Лесные юкагиры — малочисленный северный народ, сохранивший в своей религии архаические черты мировоззрения древних охотников и рыболовов. На рубеже XX XXI вв. эта этническая группа продолжает сохранять присваивающий тип хозяйства, основанный на добыче лося, пушных зверей и рыболовстве. В отличии от производственника, хозяйственника-скотовода, землепашца, присваивающий характер хозяйства человека в условия Просителя у Природы. Мироощущение охотника и рыболова, наделенного только личной собственностью, в корне противоположно психологии собственника, скотовода, земледельца: всегда между Природой и собственником встает объект частной собственности — земля, скот. Для такого собственника Природа, земля выступает уже не как объект, а как средство. В этом отношении весьма интересно обратиться к миропониманию лесных юкагиров — охотников и рыболовов, стоящих к Природе в пассиве, не активно преобразующих ее, а заинтересованных в дольшем сохранении состояния in siti, т.е. в непотревоженном состоянии.

В миропонимании одулов существует абстрактное понятие пон — это нечто целое, не ограниченное или ограниченное неким пределом. В.И.Иохельсон писал: "Пон — понятие абстрактное, им обозначают природу вообще, силы природы и все неизвестное. Очевидно, в старину пон считался божеством, управляющим видимыми явлениями природы. Пон-йуолэч, пон-эмэдэч, пон-тибой, пон-омоч, пон-подьэрходи, пон-йудэч значит: пон потемнел, пон почернел, пон дождит, пон хорош, пон светлеет, пон дымит т.е. вечер наступил, ночь наступила, дождь идет, погода хорошая, светает, задымило и т.д... Производное от пон: албон — сделавший, тот, который сделал, создатель; кэлтэйэбон — тот, который придет".

Одновременно это и существо человека. Когда хотят сказать "мне плохо", говорят "(мэт) пон эрись". В русском языке понятию пон более соответствует понятие Природа, вмещающая в себя внешний окружающий мир человек, видимый и невидимый, его самого, силы и явления природы во всем многообразии их проявлений. Пон одушевлен не сам по себе, а составляющими его силами, взаимодействие которых и есть проявление существования пон. Так и человек: жив не сам по себе, а работой внутренних органов.

Пон поэтому понимается как вместилище сил природы в их разнообразных энергетических проявлениях. Можно полагать, что абстрактное представление пон как некоего вместилища, может быть выражено в словесной или изобразительной форме как мифологическая космическая модель Вселенной.

Мифологическая модель Вселенной содержит главную религиозную идею этнической группы и, следовательно, вслед за изменениями религиозной идеи может меняться и сама модель.

Можем ли мы говорить об этнической комической модели одулов? Анализ собранных материалов по этнографии, фольклору, религии юкагиров позволяет утвердительно ответить на этот вопрос.

Одним из вариантов национальной картины мира является узор на билэ меховой женской обуви. Он приведен на рис. 3. Составляющие орнамент мотивы: зигзаг, вписанные круги и полукруги являются распространенными узорами лесных юкагиров. Зигзаг из бисера темного цвета выступает, символом протяженности и бесконечности жизни во времени: рост — зрелость — увядание — смерть. Дуги многоцветного зигзага, они же читаются как части одной окружности, полисемантичны: 1) дуга перевернутая является символом жизни, стоячая дуга — символ смерти, соответствующие им дуги могут читаться как "палитра жизни" и "палитра смерти"; 2) цветосимволика вписанных кругов (две дуги — суть части одной окружности) выделяют картину жизни в горизонтальной проекции. В целом орнамент выступает как цветосимволическое и графическое обозначение жизни в пространстве и времени.

Кроме того, звено зигзага, вершиной направленного вверх и обозначающего "жерди урасы вверх идущей", вместе с заключенными внутри его дугами могут быть приняты как космическая модель Вселенной. Известно, что форма неба у юкагиров мыслится в виде радуги или островерхнего жилища нумэ. Эта форма космического верха с заключенной внутри многоцветной "палитрой жизни" олицетворяют Небо и Землю и дают графический образ двучастной Вселенной.


Рис. 5. Сосуд с "небесной благодатью" на майской писанице


Рис. 6. Изображения обожествленного Неба и матерей-прародительниц в Древнем Китае.

Не изучена еще космическая символика национального костюма одулов. Наши исследования в области орнаментики летней одежды показали, что летний кафтан, мужской и женский, несет символику солярного (солнечного) культа. Космическая символика передника к этому кафтану не менее интересна. Кроме металлических подвесок, которые воплощают космические светила, различной формы украшения, пришитые в центре передника, также несут космическую символику. Срединное украшение передника в виде перевернутых дуг (рис. 7а) ближайший аналог обнаруживает в сегменте, который обозначает "палитру жизни" вышеописанного орнамента. Можно полагать, что оба элемента орнамента имеют не только конструктивное, но и семантическое сходство.

В центре женских передников или чуть ниже пришивали орнаментированную нашивку прямоугольной или трапециевидной формы. Это срединное украшение современные мастерицы называют "сердце передника", негемун шубэдьэ (рис. 7б-г). Нашивка на рис. 7а имеет приподнятые кверху концы и образует фигуру полулунной формы. Можно предположить также, что нашивка трапециевидной формы над срединным украшением этого передника представляет собой один из изобразительных вариантов космического верха — Неба. Нам известна вариативность в изображении обожествленного верха в петроглифах Якутии. Космический верх имеет вид дуги, П-образной и многоугольной формы, круга, овала. Вариативность образа космического верха также известна этнокультуре одулов: радуга, коническое жилище, арочная форма нашивок на вороте летнего костюма, прямоугольные арки в обрядовой практике, форма неба, передаваемая трапециевидной фигурой, пока не известна, но она не исключается, если исходить из полиграфичности образа космического верха.

Можно полагать, что в центральном украшении нарядного женского передника можно видеть еще один графический вариант двучастной модели Вселенной. Срединные украшения других женских передников, имеющие близкие формы, мы также относим к числу возможных моделей Вселенной одулов.

Срединное украшение в виде прямоугольника на переднике, выполненном мастерицей из с. Нелемное А.В.Слепцовой, сделано красной атласной лентой. Такая же по цвету горизонтальная полоса разделяет прямоугольник на две равные части (рис. 76), причем внутри каждой части поля белым подшейным волосом вышит маленький квадратик. На этой космической модели квадратиками показана "небесная милость", графически и семантически равнозначная мазкам, штрихам, точкам на писаницах Якутии. Небо и земля переданы здесь двумя дугами прямоугольной формы, разделяющая их линии — земная поверхность.

Фольклор юкагиров путешественником во Вселенной рисует Петра. Бэрбэкина, героя одноименной сказки2. Со средней земли герой отправляется в нижнюю землю, затем поднимается в верхнюю землю. Многоярусный подземный мир рассказчик В.Шалупин сравнивал с формой усеченной четырехугольной пирамиды. В плане эта геометрическая фигура опять же дает трапецию. Следовательно, мы имеем возможность построить синонимический ряд, которому соответствуют предполагаемые формы мифологической Земли: перевернутая дуга, перевернутая буква П, трапеция, усеченная четырехугольная пирамида. Можно полагать, что в этнокультуре лесных юкагиров эти формы будут читаться как обозначения мифологической Земли, матери, женского начала вообще.

Мифологическому Небу, отцовскому, мужскому началу будет соответствовать другой синонимический ряд: дуга стоячая, П-образная форма, угол вершиной вверх, и, возможно, трапеция. Различные сочетания форм, составляющих оба синонимических ряда, дают вариации графических, объемных, словесных образов мифологической космической модели мира одулов.

Таково, как мы полагаем, знаковое обозначение абстрактного понятия пон у юкагиров.


Иохельсон В. И. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе. С-Пб., 1900, с. 87.

Фольклор юкагиров Верхней Колымы. Хрестоматия, ч. I-II, Якутск, 1989, № 31. Жукова Л.Н., Николаева И.А., Демина Л.Н.

 

Hosted by uCoz