На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо


В приложении к журналу "Илин" очерк-исследование Ираиды Самоновны Клиориной
"В.В.Никифоров – наш современник"
(экскурс в 1917 год)".

Элеонора СИВЦЕВА

Кресты сурэх

В музеях Республики Саха хранится большое количество якутских крестов, носимых как нагрудное украшение. Якутские кресты никогда не были предметом пристального исследования: ни в дореволюционное, ни, тем более, в советское время. Единственным исключением является книга Ф.М.Зыкова "Ювелирные изделия якутов", где в главе "Описание ювелирных изделий" из общего комплекса украшений якутов автор выделяет предметы культового назначения. Из них наиболее распространенными и разнообразными были кресты, которые носили как украшения1.

Кресты-сурэх можно условно разделить на два больших вида:

1) нательные кресты — тельники;

2) кресты нагрудные, носимые как украшения.

Оба вида крестов на якутском языке назывались совершенно одинаково — словом "сурэх". Обряд крещения по-якутски называется "сурэхтэнии".

Нательные кресты якуты получали при совершении обряда крещения и получении христианского имени.

Были они из серебра, меди, латуни. Привозили кресты-тельники из Центральной России, где они и производились.

Одним из центров ювелирного промысла в России было село Красное-на-Волге (Костромская губерния). "Красносельские крестечники снабжали почти всю Россию медными и серебряными литыми крестами. На Ирбитскую ярмарку отправляли их возами, Макарьевская была постоянным местом сбыта"2. Кроме нательных крестов в мастерских ювелиров-кустарей Серовых, Гольцовых и других отливали медные иконки, кресты-распятия, наугольники к Евангелиям, застежки к книгам и многое другое.

Нагрудные кресты, носимые как украшения, предположительно, появились в Якутии в первой половине XIX века. Предстоит выяснить историю их возникновения у якутов, с чем это связано. Носили их и мужчины, и женщины как украшение и как символ принадлежности к православному вероисповеданию.

В собраниях музеев нашей республики нагрудные кресты, как это ни странно, встречаются чаще, чем нательные кресты. По форме и конструкции они близки к славянским крестам — энколпионам и крестам — мощевикам.

Кресты — энколпионы на Руси были широко распространены в X XIV вв., служили вместилищем святых мощей и носились поверх одежды, являясь символом принадлежности к христианской религии.

X XIV вв. на Руси — это время активного принятия православия, время приживания новой веры, в то же время шел процесс обрусения христианства, время христианизирования связанного с язычеством народного быта, народного сознания.

В домонгольский период энколпионы были самой распространенной формой нагрудного креста, делались они из серебра, меди и медных сплавов. Основной техникой их изготовления было литье. Иногда они украшались гравировкой, чернью, эмалью. Местом их массового производства был древний Киев3. Изображения на энколпионах, изготовлявшихся в массовом количестве в одних и тех же литейных формах, были довольно ограничены в своих вариантах. Это, чаще всего, — изображения Богоматери, Николы, архангелов, распятия, евангелистов .

В XIV в. особую роль в развитии русского искусства сыграл Великий Новгород. XIV век был для Новгорода временем большого подъема культуры. В это время здесь был построен ряд каменных церквей, значительных по размеру, создаются замечательные произведения живописи, развиваются художественные ремесла. При этом в новгородском искусстве более отчетливо отражено своеобразное переплетение языческих и христианских мотивов5.

В конце XIV-XV вв. русская культура испытывала необычайный подъем. Этот подъем явился результатом крупных социально-экономических и политических сдвигов внутри государства и укрепления его международного авторитета. Главные усилия русского народа в это время были направлены на создание централизованного единого государства. Искусство этого периода отразило существенные стороны характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение преодолевать невзгоды, трудности, чувство ответственности за судьбу Родины. В борьбе за укрепление централизованного государства активно участвовала православная церковь, которая в 1448 г. объявила себя автокефальной, т.е. независимой от власти константинопольского партриарха.

XIV XV вв. кресты-мощевики постепенно сменили кресты-энколпионы домонгольского типа. Кресты — мощевики представляли собой довольно глубокий крестообразный ковчег, прикрываемый литой или гравированной крышкой. На лицевой стороне таких крестов обычно изображалось Распятие6.

В XVI XVII вв. встречаются отдельные экземпляры крестов-энколпионов и крестов-мощевиков из серебра. В это же время начинается активное освоение Сибири русскими

землепроходцами, казаками, миссионерами, которые брали с собой в далекий край свои реликвии — иконы, кресты и т.д. Предположительно, что именно таким образом могли попасть в Сибирь, а в дальнейшем и в Якутию, прекрасные образцы русского ювелирного дела — серебряные кресты-энколпионы и кресты-мощевики. Возможно что именно эти кресты послужили образцами для якутских мастеров — ювелиров при изготовлении нагрудных украшений в виде крестов.

Нагрудные кресты у якутов обогатились новыми элементами: носили их на груди на широких цепочках довольно сложной конструкции, появилось множество различных подвесок, дополнялись щипчиками, копоушками и т.д.

У казанских татар в комплексе женских украшений также встречается украшение с крестом. Вот как это описывает С.В.Суслова: "Точное наименование украшения типа I (ожерелье — Э.С.) установить не удалось. Идентичное ему по форме ожерелье в коллекции ГМЭ значится как "кыл бауы". Очевидно, своеобразной христианской модернизации указанного выше старинного ожерелья у кряшен был обычай носить его в комплексе с нательным крестом ("крус бавы"). Подобные ожерелья — гайтаны, кроме кряшен, носили христианизированные чуваши, марийцы, мордва. Мордовки вместе с крестом зачастую вешали различного рода амулеты, обереги. Это дало основание В.Н.Белицер предположить, что подобное ожерелье у мордвы имеет ритуальный характер и связано не только с христианскими, но и более древними их религиозными представлениями"7. Таким образом, несмотря на заметное влияние православия на якутскую культуру, якуты очень своеобразно, творчески подошли к пониманию и восприятию христианской религии, усвоив и восприняв художественную, эстетическую сторону православной религии.


Примечания:

1 Зыков Ф.М. Ювелирные изделия якутов. Якутск: кн. изд-во, 1976. — с. 57 - 58.

2 Каткова С.С. Из истории ювелирного промысла в селе Красном Костромской области. // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства. Сборник научных трудов Государственного Русского музея. Л., 1991. с. 107.

3 Николаева Т.В. Произведения мелкой пластики ХIII XVII веков в собрании Загорского музея. Каталог. Загорск, 1960. с. 17.

4 Николаева Т.В. Указ. соч. с. 18.

5 Николаева Т.В. Указ. соч. с. 32

6 Николаева Т.В. Указ. соч. с. 47.

7 Суслова СВ. Женские украшения казанских татар середины XIX — нач. XX в. Историко-этнографическое исследование. М: Наука. 1980. с. 40.


Элеонора Элляевна СИВЦЕВА, научный сотрудник музея.

 

 

Hosted by uCoz