Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

Якутское художественное училище: 60 лет

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Хроника важнейших событий

* Якутское художественное училище основано в 1945 г. постановлением Совета народных комиссаров ЯАССР №233 от 2 апреля 1945 г. «Об организации художественного училища в г. Якутске».

* 1945 г., сентябрь — осуществлен первый набор в количестве 50 студентов;

— открыто отделение по подготовке учителей рисования и черчения для школ республики;

— первым директором назначен Вячеслав Алексеевич Кандинский, народный художник Якутии (1902-1973 гг.);

— первым преподавателем специальных дисциплин стал Петр Петрович Романов, народный художник Якутии;

* 1950 г. — открыто отделение скульптуры;

— состоялся первый выпуск;

* 1959 г. — открыто отделение «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (специализация «резьба по кости» под руководством известного мастера С.Н.Пестерева);

* 1972 г. — на отделении «Декоративно-прикладного искусства и народных промыслов» открыта специализация «Художественная обработка дерева»;

— открыто отделение художественного оформления;

* 1981 г. — выпуск художников по театрально-декорационной специализации;

* 1994-1995 гг. — на базе училища открылся филиал Красноярского художественного института;

* 1995 г. — училищу присвоено имя Петра Петровича Романова;

* 1998 г. — открыта специализация «Художник-мастер (ювелир)»;

* 1997 г. — открылась отделение «Дизайн»;

* 2001 г. — состоялся выпуск по специальности «Художник-модельер национальной современной одежды» под руководством известного модельера А.Н.Филипповой.

* С 1950 по 2005 г. подготовлен 1281 специалист.

Кирилл Гаврильев:
«Искусство должно быть абсолютно свободным»


Кирилл Петрович Гаврильев, директор Якутского художественного училища, член Союза художников России, лауреат премии «Золотой олень» Республики Саха (Якутия), обладатель гранта Президента РС(Я) в области образования за 2002 год.

— За 60 лет в училище сложились определенные традиции. Какую из традиций, на сегодняшний день, Вы считаете наиболее приоритетной?

— Первые профессиональные художники республики Петр Петрович Романов, Вячеслав Алексеевич Кандинский стремились и считали небходимым открыть художественное училище еще в самом начале 40-х годов прошлого столетия. Они отмечали необыкновенный природный талант народа саха.

Студенты первых послевоенных лет — полуголодные, зачастую не имевшие нормальной одежды — занимались фанатично, много рисовали, работали самостоятельно. И это стремление к Искусству, стремление познать азы Искусства — одна из главнейших традиций нашего училища, создана первыми поколениями выпускников.

И мы это стремление стараемся сохранить и передавать из поколения в поколение.

— В чем, на Ваш взгляд, специфика училища и каковы перспективы его развития?

— Заслуги училища в развитии изобразительного искусства Республики Саха трудно переоценить.Большинство прославленных мастеров получили путевку в самостоятельную творческую жизнь в его стенах. Ведущие художники республики считают своим долгом делиться опытом, участвовать в обучении и воспитании молодежи. Здесь в разные годы преподавали и сегодня преподают известные мастера нашей республики.

Одной из первейших задач училища является улучшение материальной базы. Ежегодно приобретаем натюрмортный фонд (слепки, драпировки). Подрамники привозим из Новосибирска. Улучшено снабжение художественными материалами и студенты пользуются ими бесплатно.

Сейчас актуальными стали компьютерная техника, новые современные технологии по обработке металла и камня.

Наши студенты в течение четырех лет занимаются компьютерной графикой. На одного студента приходится более 600 часов, а это значительно больше утвержденных стандартов. Так же они имеют возможность работать с полудрагоценными камнями: чароитом, яшмой, сердоликом... Сырье училище приобретает на свои средства.

Фонд библиотеки увеличился в несколько раз и продолжает увеличиваться, приобретено много учебных фильмов, электронных книг. Студенты и преподаватели пользуются интернетом.

С целью воспитания гармонично развитого выпускника пропагандируем «Здоровый образ жизни». Работают спортивные клубы, всевозможные секции. Училище арендует манеж стадиона «Туймаада», тренажерный зал спортивного комплекса «Модун».

Успешно прошли в 2003 г. аккредитацию и специализацию на российском уровне. Приняли новый Устав, новый перспективный план до 2010 г., создан проект расширения училища на 1700 кв.м. Смета вошла в программу «Развитие культуры и искусства».

Училище принимало делегации из Японии, Франции, Монголии и других регионов (Чукотки, Бурятии, Ханты-Мансийска...). Японцы заинтересовались нашей системой обучения, а французов интересовало национальное прикладное искусство (резьба по кости), в частности, работы на тему «Человек и олень».

Руководство училища ведет выверенную кадровую политику — рядом с опытнейшими педагогами старшего поколения, работают молодые мастера, подчас их бывшие ученики.

Таким образом, не прерывается живая связь, и старейшие преподаватели нашего училища могут передавать секреты своего мастерства следующим за ними поколениям.

— Кирилл Петрович, Вы сами являетесь выпускником училища.Если сравнить «век нынешний и век минувший», что изменилось в отношении студентов к творчеству?

— Конечно, мировозрение студентов меняется. Осталось прежним то, что они, как и раньше, ищут свой творческий путь.

Искусство должно быть абсолютно свободным и мысли художника должны быть свободными, поэтому во время учебы ни в коем случае нельзя подавлять индивидуальность будущего художника. Нужно помочь ему привить истинный вкус к культуре и искусству. Нельзя отрываться от традиций, земли, которая тебя взрастила. Ни в коем случае нельзя запрещать экспериментировать, фантазировать. У нас в училище есть чему и у кого учиться.

Наши студенты являются победителями региональных и всероссийских выставок. Их работы отличаются разнообразием тем, близостью к жизни, у них больше жизненных впечатлений, много проблемных работ.


С выпускниками училища.

— Кирилл Петрович, учатся ли в училище студенты из арктических улусов?

— Да, у нас учатся студенты из Абыйского, Аллаиховского, Булунского, Момского улусов.Всего двадцать студентов из девяти улусов.

Учится в училище внук человека-легенды Ивана Кульбертинова, прославленного снайпера. Студент Апросимов — сын известного эвенского писателя, участник III Всероссийской выставки в г.Ярославле.

Конечно, при поступлении абитуриентам из арктических улусов предоставляются некоторые льготы.

— На сегодняшний день даже выпускникам вузов очень сложно устроиться на работу. Каким образом училище может помочь своим питомцам найти достойное место в современной жизни?

— Мы вступили в ХХI век. Жизнь сильно изменилась и меняется изо дня в день. Ведутся большие работы по оформлению интерьеров, строительных объектов. В этих условиях значительно расширилась востребованность дизайнеров и художников. Сегодня художник любой специальности должен быть умелым мастером, способным создавать вещи своими руками, и поэтому, чтобы обеспечить работой своих выпускников стараемся наладить связь с фирмами-производителями, организациями и учреждениями. Сейчас работаем в этом направлении, заключаем договора.

Искренне, от души поздравляю коллег с юбилеем родного училища. Желаю крепкого здоровья, творческих успехов и всего самого доброго!

А студентам хочу пожелать любить Искусство, настойчиво идти к своей цели, не боятся трудностей и много работать.

Беседу вела Ирина ОСЕНИНА.

 

Яндекс.Реклама
сайдинг цокольный и цокольный сайдинг лучшие цены в каталоге.. теплые полы стоимость и расчет теплого пола контакты на сайте.
Hosted by uCoz