Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

 

ИЛИН

1-2 (44-45) 2007

Историко-географический, культурологический журнал

Рамазан Абдулатипов:
"Духовное единство – это понимание, приятие друг друга, сотворчество культур…"

Интервью

В семье единой

Совет Ассамблеи народов Якутии

Татьяна Парникова
Ассамблея народов Республики Саха (Якутия) за развитие национальной культуры и духовного потенциала

Координационный совет Конгресса народа саха

Якутская община "Саха аймах" Алданского района

Тулагинское отделение "Национальная община "Саха омук" с. Тулагино г. Якутска"

Русская община Республики Саха (Якутия)

Якутское окружное казачье общество (реестровый казачий полк)

Якутское общественное объединение “Якутский казачий полк”

Общественное объединение "Секция русских старожилов Ассоциации коренных малочисленных народов Севера"

Общественная организация "Русские старожилы Республики Саха (Якутия)” с.Павловска

Украинское общественно-культурное землячество
им. Т.Г. Шевченко "Криниця"

Ассоциация эвенков Республики Саха (Якутия)

Ассоциация эвенов Республики Саха (Якутия)

Общественная организация
"Татаро-башкирский культурный центр "Якташ" г. Якутска"

Бурятская община "Байкал" г. Якутска

Якутская городская общественная организация “Белорусская община "Суродич"

Якутское региональное отделение Союза армян России

Общественная организация "Союз армян г. Якутска"

Ассоциация корейцев г. Якутска

Казахская общественная организация "Алатау" Республики Саха (Якутия)

Добровольная общественная организация кыргызов г. Якутска

Ассоциация долган Республики Саха (Якутия)

Землячество уроженцев Узбекистана "Ватан" г. Якутска

Общественная организация "Таджикская община "Сомониён" Республики Саха (Якутия)

Ассоциация юкагиров Республики Саха (Якутия)

Общественная организация “Ингушская община г. Якутска”

Ассоциация чукчей Республики Саха (Якутия)

Польское объединение "Полония" Республики Саха (Якутия)

Общественная организация "Развитие традиций народов Чеченской Республики"

Якутское общество еврейской культуры

Общественная организация "Литовская община "Гинтарас"

Общественная организация "Финское культурное общество Республики Саха (Якутия)”

Национальная община "Тыва"
г. Якутска

Общественная организация "Курдо-езидская община г. Якутска"

Республиканская общественная организация Молодежная Ассамблея народов Республики Саха (Якутия)

Марина Колбасина
Пою мое Отечество, республику мою!

Владимир Путин: "Крайне важно развивать национальные культуры народов России"

Вячеслав Штыров: "Республика занимает и будет занимать в будущем передовые позиции в России"

Михаил Николаев
Сельский образ жизни – хранилище народной культуры

Дмитрий Миронов
Конституция Республики Саха (Якутия) и дальнейшее развитие региона

Ньургун Тимофеев
"Якутяне вправе гордиться достижениями республики…"

Вильям Иванов
"Федерализм – естественное государственное устройство России…"

Николай Самсонов, Лариса Самсонова
Русский язык в судьбах народов Якутии

Иннокентий Прокопьев
Вечные и непреходящие ценности: вера, мир и согласие – основа духовности якутян

Миссия на Лене

Павел Вечерин
Его жизненный девиз: “Делай людям добро...”

Гульсум Бейсембаева
Помнить прошлое, чтобы строить будущее

Владимир Волков
С ответственностью перед будущим

Завершен конкурс молодых исследователей

Семен Григорьев
"Это была не эвакуация, а безжалостная депортация…"

Лена Захарова
Эта обыкновенная-обыкновенная жизнь

Иннокентий Прокопьев

Вечные и непреходящие ценности: вера, мир и согласие – основа духовности якутян

По данным переписи населения 2002 года в республике проживают представители 126 этносов. По сравнению с переписью 1989 года не только увеличилось число этносов со 116 до 126, но и произошли существенные изменения в национальной структуре населения республики. В десятку наиболее крупных этнических групп республики по переписи 2002 года вошли: саха (432 тыс.чел.), русские (365 тыс.чел.), украинцы (34 тыс.чел.), эвенки (18 тыс.чел.), эвены (12 тыс.чел.), татары (11 тыс.чел.), буряты (7.2 тыс.чел.), белорусы (4 тыс.чел.), армяне (2.7 тыс.чел.), башкиры (2.3 тыс.чел.).

Наиболее крупной этнической общностью в республике стали саха, чья численность увеличилась с 365 тысяч (33.4%) до 432 тысяч (45.5%). Численность русских сократилась с 550 тысяч (50.3%) до 365 тысяч (41.2%), украинцев с 77 тысяч (7.1%) до 34 тысяч (3.6%), белорусов с 10 тысяч до 4 тысяч человек.

За всю свою трехвековую историю Якутия была свидетелем многих судьбоносных для народов России важнейших событий. Древние и вечно юные народы Якутии, сочетали в себе достижения культур Востока и Запада, Севера и Юга, а Олонхо (устный эпос народа Саха) признан ЮНЕСКО шедевром, не только российской, но и мировой культуры.

Народы России и Якутии, русские и саха, имеют не только общее историческое прошлое, но и схожую, духовную и материальную культуру, восходящую к Православию.

Для Республики Саха (Якутия), как и для Российской Федерации, остается актуальной задача выстроить такую модель взаимоотношений с религиозными организациями, которая, с одной стороны, отвечала бы российским традициям и менталитету, а с другой – учитывала бы опыт прошедших лет и непростую ситуацию в религиозной сфере современного общества.

Хотелось бы ещё раз отметить, что проблемы как в сфере государственно-церковных отношений, так и в обществе в целом неразрешимы лишь с помощью усилий органов власти. Небходимо добиваться активного участия общественных организаций и отдельных граждан в решении социально значимых проблем. Вмешательство государства в эту сферу возможно лишь в случае открытого конфликта властей и религиозных объединений, нарушения ими законов и обращений граждан о нарушении религиозными объединениями их прав и свобод.

При этом, на наш взгляд, необходимо сделать акцент на предупреждение, профилактику различных форм религиозного экстремизма. В настоящее время, питательной почвы для разных экстремистов, националистов в Якутии не имеется. Во многом, благодаря, дружбе народов, взаимовыручке. Ключевую роль здесь, по моему мнению, играет одна из культурообразующих религий, прошедших самое верное испытание временем, православие.

Главной гордостью Республики Саха (Якутия) является уникальный сплав интересов, обычаев, верований свыше 100 национальностей.

По данным Федеральной Регистрационной службы РФ по РС (Я) в 2006 году действовали 108 религиозных организаций. Из них свыше 50 приходов Русской Православной Церкви; около 20 организации евангельских христиан-баптистов; 6 организации христиан веры евангельской (пятидесятников); 5 организации католиков; 4 организации адвентистов седьмого дня; 3 организации новоапостольцев; 3 организации Свидетелей Иеговы; 3 мусульманские организации; 2 буддийские организации; 1 организация Церкви объединения Муна; 1 организация бахаи; 1 иудейская организация; 1 община древнеправославной церкви; 1 организация старообрядческой Русской Православной Церкви. По данным улусных (районных) Комиссий по вопросам религиозных объединений в республике действовали свыше 150 религиозных групп.

Межконфессиональные отношения в республике характеризуются стабильностью. Особых противоречий и разногласий, но вместе с тем и активного сотрудничества между религиозными группами и организациями, не наблюдается. На территории республики функционируют около 70 культовых объектов (церкви, мечети, дацаны, синагоги, религиозные школы, монастыри и т.п.) всех основных религий.

Сейчас, когда глобализация стирает грани между национальностями, обычаями, когда виртуальное пространство Интернета меняет ощущение, извечный вопрос "Что делать?" как никогда всегда актуален.

Основа, фундамент, неиссякаемый источник жизни любого человека – его духовность. Создавая материальные ценности, осваивая космос, человечество, до сих пор не пришло к решению многих простых загадок. Самая первая загадка веков- есть ли душа? Как появился человек? И много других.

Любой человек в той или иной степени религиозен: поиски смысла и цели жизни – основное человеческое стремление. Вера в чудо – это неотъемлемая часть психики человека. Это, конечно, не значит, что каждый человек идентифицирует себя с той или иной формой институциональной религии. Это также не означает, что у каждого человека есть ясное понимание своей религии. У большинства – нет. Но потребность в смысле жизни и ценностях – это часть структуры человеческой личности. Уместно подтвердить это цитатой С.Булгакова, понимание религиозности которого в наибольшей степени соответствует нашей точке зрения. "Определяющей силой в духовной жизни человека является его религия – не только в узком, но и в широком смысле слова, то есть высшие и последние ценности, которые признает человек над собою и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям. Определить действительный религиозный центр в человеке, найти его подлинную душевную сердцевину – это значит узнать о нем самое интимное и важное, после чего будет понято внешнее и производное".

История ХХ века, века братоубийственных мировых войн и революций, "века-волкодава", по образному выражению А.Ахматовой, наглядно свидетельствует о том, что человек, лишённый веры в Бога, приобретает черты "апокалиптического зверя".

Отсутствие единой идеологической концепции государственно-церковных отношений образовало духовный вакуум. Неуверенность в завтрашнем дне, жесткий прессинг экономической нестабильности переходного периода после распада Советского Союза, расшатывание исторического прошлого и социального оптимизма вынуждали многих людей заняться поиском от вечных истин. Этот процесс можно сравнить с кораблем со сломанным компасом. Отсутствие внутренней опоры делает человека уязвимым. Очевидно, что неисчерпаемые богатства недр Якутии становятся лакомой приманкой для финансовых и промышленных структур развитых западных и восточных стран. Для экономической экспансии мирового иностранного капитала, необходим значительный этап психологической и нравственной подготовки общественного мнения и государственных структур. В 1994 году было зарегистрировано в Якутии всего 24 религиозных объединения. За десять лет количество религиозных объединений выросло почти в девять раз. Из многовековой летописи России известно, что вражда и разделение по национальному, религиозному признаку являются ослеплением, причем вполне целенаправленным – для чужих интересов чужого государства. Для достижения этого используются всевозможные PR-технологии и иные "ловушки", которые прикрываются нашими же, порой весьма горькими реалиями жизни.

В связи с этим возрождение нашей Родины – России, Республики Саха (Якутия) невозможно без обращения к вере и духовности, возвращения к основополагающим, базовым ценностям российской культуры– православию. В годины смут и потрясений именно она объединяла и поднимала на бой за независимость страны многонациональный народ России, продолжала следовать высокому предназначению духовного наставника и учителя.

До прихода первых казаков Якутская земля жила уединенно, своим особым миром, не ведая о тех далеких странах. В бескрайней и снежной Якутии особое место всегда занимал огонь. У каждого коренного народа Севера было свое видение Мироздания. Главной основой была гармония, терпимость, любовь ко всему живому, к Природе, поэтому и присоединение Якутской земли в состав Российской империи было добровольным. Во многом определяющую роль в этом процессе сыграло Православие.

Систематическая христианизация сибирских народов началась после открытия в 1620 году Тобольской и Всея Сибири митрополии Русской Православной Церкви. Массовое крещение коренного населения Якутии завершилось в конце XVIII века-начале XIX вв. Эти успехи православных миссионеров были связаны с установлением и развитием устойчивых хозяйственных, бытовых и культурных взаимосвязей местного населения с русскими. Крещение способствовало углублению и расширению этих связей, сближению саха с русскими.

С завершением крещения начался качественно новый этап христианизации народов Якутии – активное строительство православных церквей и часовен, обучение коренных жителей в церковно-приходских школах, подготовка из их числа священнослужителей, перевод и издание богослужебных книг на якутском языке. Христианизация способствовала формированию якутского литературного языка. В 1857 г. в Санкт-Петербурге была издана "Краткая грамматика якутского языка", составленная протоиереем Дмитрием Хитровым, якутский язык начали учить в духовной семинарии, проводились службы на якутском языке. Миссионерская деятельность особенно усилилась после 1852 года, когда усилиями Святителя Иннокентия (Вениаминова), Архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского – Якутская область была присоединена к его епархии. В 1853 году он перенёс епископскую кафедру в Якутск. Самостоятельная Якутская Епархия была образована в 1870 году. С этого времени начала свою деятельность Якутская духовная консистория (высший церковный орган области), епархиальный комитет православного миссионерского общества.

Многогранная деятельность служителей русской православной церкви в Якутии способствовала значительному подъему культуры, распространению грамотности и образования, появлению переводной и возникновению собственной якутской литературы, деревянного церковного зодчества и иконописи, расширению культурных контактов народов, включению их в общее цивилизационное пространство.

К 1917 году в Якутии было 330 православных культовых учреждений (церквей, храмов, часовен), в которых насчитывалось более 150 церковнослужителей. Многие из церковных храмов являлись ценнейшими памятниками истории, культуры и архитектуры ХVII-ХIХ веков. Христианизация народов Якутии способствовала взаимообогащению и взаимопроникновению культур народов Якутии, приобщению саха, эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей к русской, а через неё – к европейской культуре. Православие выступило в роли консолидирующего начала в отношениях между народами обширного Якутского края. Не случайно великий якутский писатель и мыслитель А.Е.Кулаковский подчеркнул судьбоносное значение христианизации в "нашей культивизации и слиянии с русскими".

В 1993 г. решением патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была воссоздана Якутская и Вилюйская Епархия, учрежденная еще в 1870 г. усилиями святителя Иннокентия (Вениаминова). Первым епископом восстановленной епархии стал Герман (Моралин), ныне Архиепископ Курский и Рыльский, который очень плодотворно поработал на духовной ниве Крайнего Севера 11 лет. Ему пришлось заняться самым трудным – восстановлением православной жизни, когда практически все храмы и церкви были закрыты.

В настоящее время Якутскую епархию возглавляет Епископ Якутский и Ленский Зосима, который проделал за 2 года значительную работу, достойно продолжая труды предшественника: состоялись праздничные мероприятия в городе Якутске с 11 по 13 мая 2005 года, посвященные 135- летию основания самостоятельной Якутской епархии Русской Православной церкви.

В рамках этих мероприятий прошли принесение частицы святых мощей святителя Николая Чудотворца, праздничное богослужение, презентация современного перевода Нового Завета на якутский язык, выполненного Институтом перевода Библии и межрегиональная научная церковно – историческая конференция " На службе Богу и якутскому народу". Также были организованы открытые лекции профессора МГУ, доктора богословия диакона Андрея Кураева на филологическом и историческом факультетах Якутского госуниверситета, публичная лекция для жителей г. Якутска в актовом зале Дома народов Севера. С 10 по 13 мая в Якутском государственном объединенном музее истории и культуры имени Ярославского, в Академии наук Республики Саха (Якутия) работали экспозиции по истории Православия в Якутии. 12 мая в Государственном Академическом Русском драматическом театре имени А.С. Пушкина состоялся заключительный концерт республиканского фестиваля "Золотые Купола". В мероприятиях принял участие вице – президент Республики Саха (Якутия) Александр Акимов. Участвовала делегация Московской Патриархии в составе доктора богословия, профессора Московской Духовной Академии, диакона Андрея Кураева, доктора философии Сатироса Мусалимоса Эндрю (Великобритания), Архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка, епископа Южно-Сахалинского и Курильского Даниила, наместника Данилова монастыря г. Москвы, Архимандрита Алексия (Поликарпова Анатолия Степановича), руководителя Патриаршего центра молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы, Игумена Иоасафа (Полуянова Сергея Владимировича), директора Института перевода библии Марианны Беерле-Моор (Швейцария), богословского редактора Леонтьевой Саргыланы Афанасьевны и других. Литературным редактором перевода Нового Завета был Дмитрий Кононович Сивцев – Суорун Омоллоон, выдающийся общественный, культурный деятель, народный писатель, уважаемый аксакал.

Открылись первые духовные учебные заведения. В городе Мирном осенью 2005 года состоялось открытие первого класса православной гимназии во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского. На территории православного храма в г. Мирном ведется активная работа по проектированию и началу строительства здания православной гимназии. Это образовательное духовное учреждение является первым официальным учебным заведением, созданным религиозной организацией. А в сентябре 2006 года в Якутске распахнуло свои двери Якутское духовное училище.

Состоялась первая миссионерская поездка по реке Лене, проведены межрегиональная научно-практическая конференция "Основы духовной безопасности Дальневосточного региона", вторые Рождественские чтения.

Вера и язык – два мощных крыла, которые придают нации силу и стойкость, устремленность в будущее. Уже 8 лет работает в Якутске уважаемый Дандар-гэбше лама, который проводит огромную работу по возрождению духовности. Ежегодно проводятся молебны-хуралы, совершаются обряды и удовлетворяются духовные запросы земляков и других приверженцев буддистской религии.

Важным фактором стабильности в обществе является и ислам, третья по численности верующих религия. Для них было радостным событием обретение своего духовного центра. 23 сентября состоялась торжественная церемония официального открытия мечети в г. Якутске, самой северной в России и по предварительным данным, единственной в мире, которая стоит на вечной мерзлоте. Член Идарата Духовного управления мусульман Азиатской части России, имам – хатыб мечети г. Якутска, руководитель духовного центра Муса Бексултанович Сагов проводит большую работу с мусульманами, объединяя и наставляя их.

"В Республике Саха (Якутия) всегда уделялось огромное внимание культурному наследию населяющих ее народов, сохранению и возрождению их национальных культур. Благодаря многовековому проживанию на одной территории, давним культурным, экономическим связям, тесному общению в быту, в Якутии сложились благоприятные межэтнические отношения, что является одним из важных факторов политической стабильности нашей республики... Сегодня мы можем сказать, что у нас в республике сложилась новая уникальная общность народов – якутяне. И эта общность народов выработала особую, арктическую культуру, включающую в себя всю систему культурных ценностей Севера, основанную на сочетании национального и европейского искусства. Консолидации многонационального народа Якутии способствует Ассамблея народов республики, объединяющая более 40 национально-культурных общин", – отметил Президент Республики Саха (Якутия) в своем выступлении на XII сессии Конгресса местных и региональных властей Европы в Страсбурге 1 июня 2005 года.

Дружба и единение ради создания достойного будущего России, ее духовного и материального благоденствия – это сегодня должно стать во главу угла в совместной деятельности всех народов.

Идеалы мира и добра, справедливости и гуманности, равенства и братства людей, любви и терпимости, ярко выраженные в христианской традиции будут и в наступившем ХХI веке будут способствовать развитию нашей республики, духовному возрождению многонационального народа Республики Саха (Якутия).

Сегодня перед Россией и Якутией стоят большие задачи по осуществлению национальных проектов. И только благодаря усилиям всех народов, высокому духовному подъему, наша прекрасная и щедрая земля Олонхо, в скором времени может стать одним из наиболее развитых экономических и культурных центров России.


Иннокентий Иракович Прокопьев, ведущий специалист отдела по работе с общественными и религиозными организациями Департамента по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия).

Hosted by uCoz