Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

 

ИЛИН

3-4 (46-47) 2007

Историко-географический, культурологический журнал

Вячеслав Штыров:
«В республике есть хорошая платформа для дальнейшего динамичного развития»

Языковая политика

В Санкт-Петербурге отметили 115-летие С.А.Новгородова

Елена Новгородова
Букварю – 90. Стихи

Наука и образование

Александр Пахомов
Новые горизонты развития системы профессионального образования

Языковая политика

Наталья Печетова Имидж политика: риторическая составляющая

Нина Иванова
Чтобы общество развивалось, необходим свободный поток информации... Электронные СМИ: тенденции функционирования языков

Актуально

Экологии Арктики посвящается

Матвей Евсеев
«Природа Севера чувствительна к любому вмешательству...» Эколого-правовая ситуация в Республике Саха (Якутия)

Наш репортаж

Олег Сидоров
По земле Олекмы

Непреходящее

Василий Ушницкий
О времени великой борьбы в степях Монголии

180 лет Якутской Степной Думе

Андриан Борисов
Степная Дума – первый опыт якутского парламентаризма

Опыт Якутской Степной Думы в современном осмыслении

Первый опыт государственного управления

Нюргун Тимофеев
Объединяющее значение Степной Думы

Зоя Петухова
Семиулусное собрание – первый съезд якутов

Наталья ПЕЧЕТОВА

ИМИДЖ ПОЛИТИКА: риторическая составляющая

В настоящее время политическая, общественная и в некоторой степени экономическая жизнь государства зависит не только от объективных факторов, но и в той или иной степени от субъективных – от избирателей и избираемых, от депутатов и чиновников, от общественных и политических деятелей. Без сомнения, публичный человек, тем более политик, играет в современном демократическом обществе огромную роль. Не менее важное значение имеет его умение выступать публично, произносить красивые и убедительные речи.

У мение привлечь на свою сторону электорат, защитить в парламенте свою поправку к закону, преподнести некую политическую идею в выгодном свете, добиться в деловой беседе или переговорах своей цели основывается по большей части на речевых возможностях людей, их навыках грамотно, красиво и убедительно говорить, т.е. на риторических способностях.

Именно риторика, как наука о красивой и убедительной речи или ораторское искусство, призвана помочь общественному или политическому деятелю овладеть мастерством публичного выступления. Мало того, на современном этапе развития ораторское искусство рассматривается как один из специфических видов человеческой деятельности. Так, Е.А. Ножин утверждает: «Ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени – это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных. Всякий грамотный человек в результате упорного труда может овладеть основами ораторского искусства, т.е. умением произносить речь перед аудиторией доходчиво, увлекательно и убедительно» [1, 9].

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных риторических навыков. К ним относятся такие навыки, как навык отбора литературы, навык изучения отобранной литературы, навык составления плана, навык написания текста речи, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени. Помимо этого, оратор должен уметь: самостоятельно готовить выступление, доходчиво и убедительно излагать материал, отвечать на вопросы слушателей, устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией, применять технические средства, наглядные пособия и т.д.

Если какие-либо навыки или умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Неумение просто и ясно изложить написанный текст речи в аудитории отразится на взаимоотношениях между оратором и слушателями; неумение укладываться в регламент, установленный для выступления, влечёт за собой опасность не успеть высказаться до конца, изложить все основные положения речи; неумение владеть собой во время выступления скажется на всём выступлении в целом и, в частности, при полемике или ответах на вопросы слушателей, порой неожиданные и даже неуместные. В любом случае качество ораторской речи будет снижено.

Успех публичного выступления во многом зависит от того, насколько выступающий владеет предметом речи. Если оратор хорошо разбирается в теме своего выступления, если он сумеет привлечь внимание слушателей, установить с ними контакт и поддерживать его, если он в ходе выступления чётко преследует цель и выстраивает свою речь сообразно этой цели, можно считать, что ему удалось выступить успешно.Не стоит забывать о том, что оратор является не только создателем, но и исполнителем речи. Поэтому недостаточно подготовить интересное по содержанию выступление, нужно уметь выступать с речью, т.е. владеть методикой ораторского искусства. И здесь важно всё: громкость голоса, интонация, темп и ритм речи, паузы, жесты и мимика, манера держаться на трибуне. Оратор, которому удаётся расположить аудиторию доверительным обращением, уважительным отношением, приятным голосом, приветливой улыбкой и другими средствами, несомненно, добьётся успеха у слушателей, и, наоборот, пренебрежение к аудитории, неуверенность в поведении выступающего, невыразительный, бесстрастный голос вызовут отрицательное отношение к оратору и его речи.

Для успешного публичного выступления важно обдумать, как расположить материал, в какой последовательности его излагать, то есть определиться с композицией речи. Целостность ораторской речи заключается в единстве её темы (основной мысли выступления, главной проблемы) и смысловых частей. Речь воздействует лишь в том случае, когда имеются чёткие смысловые части, которые отражают последовательность в изложении мысли. Путаное, непоследовательное выступление не достигает цели, не вызывает у слушателей запланированной оратором реакции.

В литературе описана классическая схема композиции ораторской речи [2, 130]. В ней выделяется 5 частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи.

Важная роль отводится зачину речи, так как вступление оратора, его первые фразы должны сразу привлечь и захватить внимание слушателей. Прежде всего должны быть произнесены этикетные формулы обращения, приветствия. Но не только они составляют начало речи. Видный теоретик и практик ораторского искусства А.Ф. Кони полагал: чтобы выступление имело успех, следует завоевать и удержать внимание аудитории. Внимание всех вообще (ребёнка, взрослого, учёного или неуча), отмечал он, возбуждается простым, интересным, интригующим и близким к тому, что переживал или испытывал каждый. Значит, первые слова оратора должны быть просты, доступны, понятны и интересны, должны привлечь, зацепить внимание. Такие слова А.Ф. Кони называл «зацепляющими крючками». По его мнению, «зацепляющим крючком» может быть все, что угодно: «что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу, но на самом деле связанная со всей речью» [3, 112]. В качестве «зацепляющего крючка» можно также использовать крылатые выражения, пословицы, поговорки.

Настроив таким образом аудиторию, оратор во вступлении переходит, к целевой установке речи, сообщению темы, перечислению и краткому описанию проблем, рассматриваемых в основной части, определению актуальности и общественной значимости темы выступления.

Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал. Оратор пользуется здесь фактами, логическими доказательствами, аргументацией, различными теоретическими положениями, анализирует примеры и т.д. Общая риторика как раз изучает методы правильного построения аргументации, поскольку целью аргументации является убеждение аудитории. Однако следует иметь в виду, что не всякое убеждение может быть одобрено, поэтому оно должно быть нравственно и этично.

Развитие содержания речи в основной части происходит с опорой на общие ценностные идеи, которые могут быть уместны в той или иной аудитории, или с которыми будут согласны слушатели. Такие общие идеи называются в риторике общими местами или топосами (топами). В своих доказательствах оратор как бы изыскивает «общее», что роднит его с аудиторией. Общие места – это общие ценностные нравственные суждения, обнаруживающие одинаковые взгляды на один и тот же вопрос [4, 7]. Например, любовь – это благо, зло – несчастье, враг – носитель зла, добро полезно, а зло приводит к дурным последствиям и т.д. В таких «общих», роднящих суждениях согласуются позиции сторон.

Общие места могут быть также и способами развёртывания мысли и речи. Другими словами, с помощью общих мест можно описать технику создания замысла и содержания речи. Например, определение тому, о чём говорится; разобрать предмет по частям, описав целое и части; показать свойства и обстоятельства, в которых предмет существует. Определение, целое и части, причина и следствие, свойства и обстоятельства – это виды общих мест, знание которых позволит ясно представить, как строится речь, а также как действуют другие люди, вступающие в полемику или имеющие своей целью противоречить оратору.

Несомненно, что основная часть требует тщательной отработки и является наиболее трудоёмкой.

В заключении речи могут, во-первых, подводиться итоги всему сказанному и обобщаться те мысли, которые высказывались в основной части; во-вторых, кратко повторяться основные тезисы выступления; в-третьих, намечаться пути развития идей, высказанных оратором; в-четвёртых, ставиться перед аудиторией какие-либо задачи.

Последняя часть речи – это концовка. Она содержит этикетные формулы благодарности, прощания; в конце всей речи оратор высказывает пожелания или призыв к чему-либо, связанному с содержанием речи и вытекающему из неё. Зачастую заключение и концовка тесно связаны между собой и составляют единое целое. Завершая свою речь, оратор, во-первых, делает логические выводы из сказанного и, во-вторых, обращается к слушателям с эмоциональной прощальной фразой. И если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.

Универсальных правил построения речи не существует. Композиция выступления – дело творческое и меньше всего поддаётся стандартизации, в каждом конкретном случае композиция речи будет меняться в зависимости от темы, цели, стоящей перед оратором, от аудитории и места выступления. Работая над композицией, следует помнить, что ораторская речь должна обладать такими качествами, как строгая последовательность изложения и связанность смысловых частей, индивидуальность и глубина мысли.

Публичное выступление тогда достигает успеха, когда оно является убедительным. Ведь оратор имеет целью не только передать какое-либо содержание, но и побудить слушателей к некоторым решениям, воздействовать на их волю и чувства, убедить, призвать к определённым действиям. Достичь такого эффекта помогает коммуникативный контакт между оратором и аудиторией, который устанавливается ещё на начальном этапе речи, в ходе зачина.

Существуют некоторые языковые средства, помогающие поддерживать контакт выступающего с аудиторией. Прежде всего, это личные местоимения. Контактоустанавливающим является местоимение мы. «Мы» чаще всего имеет значение «мы совместное»: «мы с вами должны задуматься о …», «мы находимся сейчас в такой ситуации…» и т.п. Оно помогает создать и передать атмосферу взаимопонимания между оратором и слушателями, оратор как бы приглашает слушателей к совместному размышлению о каких-либо фактах, создаёт атмосферу непринуждённого разговора. Ещё большую степень контактности устанавливают сочетания местоимений: мы все, мы все вместе, вместе с вами мы, мы все вместе с вами. Благодаря этим конструкциям объединяется позиция оратора и слушателей, возникает впечатление диалога.

Весьма эффективным средством является также использование глаголов в форме 1 лица множественного числа. Например: давайте разберёмся в этом вопросе, скажем прямо, попробуем понять, будем откровенны, сразу поясним и т.п. Подобные глагольные формы помогают создать эффект совместного мнения, обозначают совместное действие, оратор как бы привлекает слушателей к участию в обсуждении фактов, мыслей.

Средством установления контакта являются и некоторые вводные конструкции, содержащие обращения к слушателям: как вы догадываетесь, как вы понимаете, как вы знаете, как вы убедились и др. С помощью таких конструкций оратор подготавливает сообщение новой информации. Имеют целью повлиять на слушателей и побудительные предложения: согласитесь, подумайте, задумайтесь, обратите внимание и др. Они обращены к слушателям, призывают их к определённым действиям.

Оратор может воспользоваться и таким средством, как вопросоответное единство, когда, предугадывая вопросы слушателей, сам задаёт их и сам же отвечает. Такая форма контакта с аудиторией придаёт выступлению непринуждённый, разговорный характер, создаёт ситуацию непосредственного общения со слушателями.

Для поддержания контакта в ораторской речи также используются этикетные формулы (обращение, приветствие, благодарность за внимание, прощание). В разных ситуациях выступления оратор может использовать различные формулы этикета, от официальных (господа, товарищи, позвольте приветствовать вас и др.,) до неофициальных (друзья! дорогие друзья, мне было очень приятно выступить перед вами, хочу поблагодарить, благодарю вас и т.п.).

Таким образом, риторическая составляющая является одним из важных моментов в формировании имиджа политика.

Использованная литература:

1. Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. М., 1981.

2. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 1998.

3. Кони А.Ф. Избранные произведения. М., 1956.

4. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 1999.


Наталья Юрьевна ПЕЧЕТОВА, старший преподаватель ЯГУ им. М.К. Аммосова.

Hosted by uCoz