На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

ВРЕМЯ
ЯКУТСКОЕ
№ 1 '2009

Совместный выпуск
журналов «Илин» и «Наука и техника в Якутии», посвященный I форуму научно-технической интеллигенции республики.
Издание выходит при поддержке Министерства науки и профессионального образования РС(Я)

Приветствие участникам I Форума научно-технической интеллигенции республики

А.Николаев
Наше главное богатство – интеллектуальный потенциал

Открытие памятника академику В.П.Ларионову
в г. Якутске

В.Штыров
Российские мегапроекты. Анализ и управление рисками

М.Николаев
Выявить человека творческого

А.Пахомов
Наука Республики Саха (Якутия). Интеллектуальный ресурс будущего

А.Сафронов
Перспективы развития нефтегазового комплекса РС (Я) на ближайшую перспективу

Академия наук Республики Саха (Якутия) – состояние и перспективы

В.Фридовский
Инновационные ориентиры вузовской науки

А.Мярин, Н.Бекетов, В.Борисов
Саха (Якутия) – опорная территория реализации проекта "Национальная Инновационная Система"

П.Уваров, В.Горин, С.Токарева, М.Кабанова
Качественный керамзит и карамзитобетон для стройкомплекса Якутии

В.Шепелев, Ф.Попенко
Об организации инженерной защиты территории г. Якутска от подтопления и обводнения

Н.Находкин
Возможности обеспечения летних ферм в Центральной Якутии альтернативной электроэнергией

Г.Кузьмин
Подземное пространство криолитозоны

В.Степанов
Плавучие атомные теплоэлектростанции для Якутии

Р.Десяткин
Участие Института биологических проблем криолитозоны СО РАН в научном сопровождении мегапроектов Южной Якутии

А.Томский
Выбор модели развития инновационной инфраструктуры в проекте республиканского технопарка Республики Саха (Якутия)

А.Охлопкова, П.Петрова, С.Попов, М.Соколова
Нанокомпозиционные полимерные материалы антифрикционного назначения

В.Лепов
Перспективы применения нанотехнологий в Республике Саха (Якутия)

Н.Гриб, А.Сясько, В.Никитин
Ресурсосберегающая и экологически щадящая технология изучения выходов угольных пластов

С.Миронова, В.Иванов
Инновационные разработки по рекультивации нарушенных земель Южной Якутии

О.Слепцов, Т.Капитонова
Фундаментальные исследования ИФТПС СО РАН как основа развития производственно-инновационного потенциала

Н.Максимова, А.Сухомясова, М.Томский
ДНК-диагностика моногенных заболеваний в Республике Саха (Якутия)

Главный редактор
Олег Сидоров
Над выпуском работали:
Александр Семенов, Дмитрий Соловьев

Арсен Томский

Выбор модели развития инновационной инфраструктуры в проекте республиканского технопарка Республики Саха (Якутия)


Схема кластера

Модель деятельности технопарков Technopolis

Основой для инновационной деятельности является ее инфраструктура, во многом определяющая эффективность указанной деятельности и являющаяся базовой составляющей инновационной экономики. При поставленной руководством страны задаче перехода от сугубо сырьевой к инновационной модели экономики, проблема создания региональной инновационной инфраструктуры и выбора ее модели развития выходит на передний план. Инновационная инфраструктура включает в себя следующие основные элементы:

• Бизнес-центры и производственные комплексы. Как правило, действуют в виде технологических парков (технопарков), в которых размещаются и ведут свою деятельность высокотехнологичные компании.

• Бизнес-инкубаторы, в которых вновь созданным компаниям – стартапам – предоставляются офисные помещения и сервисные услуги на безвозмездной или льготной основе.

• Система безвозмездного или льготного государственного финансирования прикладных научных исследований и процесса их коммерциализации.

• Система венчурного инвестирования.

• Центры трансфера технологии – структура, с помощью которой аккумулируются сведения о передовых разработках с последующей передачей в международные сети трансфера технологий, с целью привлечения партнеров, инвесторов или продажи ноу-хау. И наоборот, региональные резиденты получают доступ к упорядоченной глобальной базе данных новых технологий.

• Центры защиты интеллектуальной собственности и юридического сопровождения МИП.

• Учебные центры и ЦДО, студенческие учебно-практические комплексы, лаборатории.

• Система конкурсов и других форм стимулирования носителей новых идей.

• Система поддержки выставочной деятельности, семинаров, конференций.

На сегодня инфраструктура поддержки инновационной деятельности в нашей республике находится в зачаточном и фрагментарном состоянии, близком к практическому отсутствию, и в число немногочисленных положительных моментов этой ситуации входит то, что мы можем выбрать модель развития инфраструктуры под свои нужды и с учетом накопленного опыта других стран и регионов.

В 2007-2008 г. мы побывали на семинарах, тренингах, провели встречи в технопарках "Москворечье" (МИФИ), Научный парк МГУ, "Идея" (г. Казань), Technopolis (Финляндия) и международном IT-технопарке в Бангалоре (Индия). Выбор указанных технопарков был определен тем, что они представляют собой принципиально разные модели развития инновационной инфраструктуры. Приведу краткое резюме по каждому технопарку:

1. Технопарк "Москворечье" (http://park.mephi.ru) создан в 1993 году на базе МИФИ. Рассмотрим его, как пример российского технопарка, работающего при крупном вузе. В составе технопарка действуют пять подразделений: инновационно-технологический центр, бизнес-центр, студенческий инкубатор высоких технологий, отдел комплексных проектов и развития, учебно-консалтинговый центр. "Москворечье" позиционирует себя как один из ведущих вузовских технопарков в стране. При этом он занимает относительно небольшую площадь – около 2 000 кв. м., его резидентами являются от 10 до 27 малых инновационных предприятий (их число варьируется), в которых работает до 300 человек.

"Москворечье" – технопарк, основной целью для которого, в первую очередь, является развитие инновационного потенциала базового вуза-учредителя. Модель развития подобного технопарка может быть применена в развитии ИТП "Три Долины", как технопарка ЯГУ, но слабо подходит для развития более масштабной региональной системы инновационной деятельности, в силу ограниченности своих задач и ресурсов.

2. Технопарк "Идея" в Республике Татарстан (http://tpidea.ru) – крупнейший в России региональный технологический парк. Создан в 2004 г., поддерживает 117 фирм-резидентов, в которых работает 1550 сотрудников. В числе якорных предприятий-партнеров технопарка такие известные мировые корпорации как "Siemens", "DHL", "McDonalds", "GE Money", российские ОАО "Камаз" и ОАО "Татнефть". Проекты технопарка реализуются при поддержке Инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан размером в 3 млрд. руб. Развитие технопарка "Идея" происходит при поддержке руководства республики – совет директоров технопарка возглавляет вице-премьер республики, в его состав входят мэр Казани, руководители ведущих предприятий Татарстана, ректора крупных вузов. Создание технопарка "Идея" является одним из элементов стратегии создания в Татарстане мощного инновационного центра, лидирующего в масштабах всей страны.

Технопарк "Идея" опирается в первую очередь на развитую машиностроительную и нефтеперерабатывающую промышленность Татарстана (включая предприятия ВПК), служит ее интересам. Проекты развиваются в условиях наличия большого количества квалифицированных специалистов, наличия профильных вузов, материальной базы и финансовой поддержки.

Возможности применения татарской модели в Республике Саха (Якутия) на сегодня ограничены, в силу отсутствия в регионе развитой обрабатывающей промышленности и имеющимися объективными проблемами ее развития, в числе которых географическая удаленность, сложная транспортная схема, суровый климат и т.д. Но в перспективе татарская модель является очень интересной и заслуживает особого внимания.

3. Международный IT-технопарк – в Бангалоре, крупном городе с 6-миллионным населением, расположенном на горном плато в южной части Индии. Бангалор является IT-столицей Индии, в нем живет и работает 450 тысяч программистов, которые производят продукции на 20 млрд. долларов в год. Большая часть этой суммы – услуги IT-аутсорсинга, при котором индийские программисты производят полуфабрикаты по заказам и проектам компаний из США, появляющиеся затем на мировом рынке под американскими брендами. К примеру, в Бангалоре, зайдя в магазин программного обеспечения, можно найти российские антивирусы Dr.Web или Kaspersky, но нет индийских программ.

Большая часть программистов имеет среднюю или низкую квалификацию, заработная плата для них составляет сумму менее $1000 в месяц, что является невысокой оплатой по меркам развитых стран, но сверхвысоким значением для Индии. Специалисты с более высокой квалификацией стремятся переехать на работу в США и другие развитые страны. Успех индийских компаний в мировом IT-аутсорсинге объясняется не только дешевизной рабочей силы, но и наличием в Бангалоре большого количества технических вузов с качественным образованием, поставляющих специалистов, а также отсутствием языкового барьера между индийцами и англоязычным миром.

По моему мнению, аутсорсинговая модель не подходит для нас сразу по нескольким причинам. IT-аутсорсинг – это узкая бизнес-специализация, в которой наблюдается высокая конкуренция со стороны целого ряда развивающихся стран. Отсутствует собственная конечная продукция, большая часть прибыли уходит к западным партнерам. Кроме того, это нестабильный вид бизнеса, зависящий от небольшого количества постоянных заказчиков, потеря которых сразу приводит к угрозе банкротства. И главное, эта модель мало содействует внедрению в экономике региона новых технологий, не ведет к модернизации основных отраслей промышленности и народного хозяйства.

4. Сеть технопарков Technopolis (www.technopolis.fi). Финляндия – пионер в развитии национальной инновационной системы, объединяющей в единое целое науку и производство. Ее ключевые элементы: крупные инвестиции государства в исследования и разработки, бесплатное высшее образование; активное участие в инновациях представителей бизнеса.

В стране отлажена система поддержки образования, науки, внедрения ее достижений в практику. При премьер-министре создан Совет по научной и технологической политике (СНТП). В него входят ключевые министры, руководители крупнейших университетов, промышленности, Академии наук, государственных фондов поддержки науки, профсоюзов. Совет рассматривает стратегические вопросы развития науки, инновационной политики и финансирования. Основную роль здесь играют государственные фонды "Текес" и "Ситра". Если Академия наук сосредоточена на поддержке фундаментальных исследований, то "Текес" финансирует государственные разработки, ориентированные на бизнес. И хотя фонд несет ответственность перед государством, но решения, как расходовать деньги, принимает самостоятельно.

В отличие от "Текеса" фонд "Ситра" – это фактически венчурный фонд, вкладывающий государственные средства в новые компании, в смелые и рискованные идеи. Фундамент экономических успехов Финляндии – образование. Оно соответствует высшим мировым стандартам. Финские школьники традиционно занимают самые высокие места по уровню знаний в естественных науках и математике среди своих сверстников.

В итоге, финская модель инновационной экономики и использования новых знаний признана сегодня одной из наиболее эффективных в мире. Финляндия опережает США и страны ЕС по темпам роста экономики и по размаху технологической революции. А ведь еще в 60-х годах прошлого века в Финляндии были лишь два полноценных государственных университета, но уже через десять лет их число выросло до 20. Именно проводимые здесь научные исследования стали интеллектуальной основой финской инновационной системы.

Есть ряд ключевых уроков, которые можно извлечь из финского опыта. В отличие от Силиконовой долины, где все развивалось на основе частного предпринимательства, здесь решающую роль в технологическом рывке сыграло именно государство. Оно прямо участвовало в производственных и научных программах, сохраняя изрядную долю собственности. Финское государство всячески поощряет участие в технологической революции частного капитала. Особо предусмотрены законодательные и налоговые меры, стимулирующие фирмы и компании идти в инновационный бизнес. Насколько успешна такая политика, можно судить по одной цифре: сейчас частный капитал финансирует почти две трети научных и технологических разработок.

Финская инновационная модель развития экономики основана на кластерной стратегии, при которой определяются группы географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Конкурентоспособность страны рассматривается через призму международной конкурентоспособности не отдельных ее фирм, а кластеров – объединений фирм различных отраслей, причем, принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы. В кластеризации финны дошли до того, что даже Санта-Клаус в Лапландии является инновационным экономическим кластером, причем высокодоходным и эффективно действующим!

Technopolis является крупнейшим технопарком в Европе, специализируется на предоставлении операционной среды для компаний сектора высоких технологий. Составляющими концепции компании Technopolis являются современные помещения для ведения бизнеса, услуги для компаний и частных лиц, услуги по развитию бизнеса и консалтинг. Technopolis представлен во всех регионах Финляндии, а также строит свой технопарк в Санкт-Петербурге.

Мы провели три дня на тренинге "Развитие региональной инновационной инфраструктуры", проходившем в технопарках Technopolis в Вантаа и Эспоо, пригородах Хельсинки. Финские технопарки производят сильное впечатление. Все продумано, технологично, удобно, вплоть до мелочей. Например, все потолки сделаны в виде решетчатых ячеек – из любой точки можно спустить столб, содержащий все нужные кабеля, включая электропитание, телефонную связь и интернет. Внутренние стены в бизнес-центре и инкубаторе технопарка можно легко передвигать, на одном и том же этаже можно быстро создать один большой офис или десять небольших. Все двери управляются централизованной системой доступа. В каждом корпусе есть большие кафе со шведским столом, с большим выбором свежей и вкусной еды. Парковки снабжены системой электроподогрева двигателей, мороз в -40оС для финских автолюбителей не проблема.

В результате анализа приведенных выше инновационных моделей, мы пришли к выводу, что финская модель является оптимальной в качестве основы развития инновационной инфраструктуры Республики Саха (Якутия), в сочетании с положительным опытом из других моделей. Финская модель близка нам по целому ряду критериев – это начальная слаборазвитость инновационной деятельности и ориентация на сырьевую экономику, небольшое население, схожесть климата, ряд совпадающих экономических кластеров, таких, как лесная промышленность, энергосбережение, возобновляемая энергия, рыбная промышленность, туристический кластер, транспорт и логистика, IT, жизнеобеспечение населения в северных условиях и так далее.

В роли фонда "Текес" в условиях отсутствия регионального аналога может выступить Фонд поддержки МП в НТС (Фонд Бортника). По нашим подсчетам в случае решения основной на сегодня проблемы соинвестирования размер безвозмездного финансирования якутских компаний со стороны Фонда может достигнуть значения в 50 млн. руб. в год, вместо текущих 3-4 млн. рублей.

В качестве аналога фонда "Ситра" может выступить региональная сеть венчурных инвесторов и бизнес-ангелов, и, возможно, РИК или фонд прямых инвестиций, проект, развиваемый в настоящее время Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС (Я). Включение в европейскую сеть трансфера технологий мы предлагаем провести через участие в программе Gate2Rubin. Предполагается активное использование таких инструментов, как интернет-выставки, проведение инновационных конкурсов, дистанционное образование. Необходимо формирование системы защиты интеллектуальной собственности, патентования. Нужно и далее развивать инновационные формы образования, вовлекать в них преподавателей, студентов и аспирантов, в целом продолжать работу, начатую в рамках инновационной программы ЯГУ в 2007-2008 г.

В итоге, главной проблемой на сегодня является отсутствие материальной базы – имущественного комплекса технопарка, который в финской модели является базовой платформой для инновационной деятельности.

Приведенная выше информация была нами представлена в форме концепции на заседании Координационного совета по информатизации и информационной безопасности при Президенте РС(Я) под руководством А.С.Николаева в декабре 2008 г. Совет одобрил проведенную работу, согласился с ориентацией на финскую модель и постановил включить работу по разработке развернутого технико-экономического обоснования республиканского технопарка в инвестиционный бюджет 2009 г. Соответствующий протокол был подписан Президентом РС(Я) В.А.Штыровым в конце января этого года. Планируется провести эту работу с привлечением финских консультантов, на выходе получить детальный документ, в котором определяется стратегия развития инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия), выявляются основные кластеры, излагается схема внедрения новых технологий в экономику региона, анализируется возможность выхода на внешние рынки с собственной продукцией. Далее планировалось выйти в 2010 г. на разработку проектно-сметной документации, определение земельного участка, в 2011 г. начать строительство технопарка.

Развитие экономического кризиса и последовавшее за ним значительное сокращение расходов государства и бизнеса поставили эти планы под угрозу. Это объективный фактор, противопоставить ему что-либо сложно.

Я убежден, что откладывать проект до лучших времен будет неверным решением. В этой ситуации нужно также обратиться к финскому опыту, который свидетельствует, что эффективная инновационная стратегия может не только содействовать экономическому росту, но успешно выходить из кризиса. Так, в разгар кризиса 80-х годов финны сделали ставку не на свертывание социальных программ и тотальную приватизацию, а на развитие и внедрение инновационных технологий. К примеру, у нас в республике только через внедрения энерго– и теплосберегающих технологий можно сэкономить сотни миллионов бюджетных рублей. Значительный инновационный потенциал есть в добывающей промышленности, строительстве, транспорте, ювелирном производстве, туризме, есть возможности развития экспортно-ориентированного IT-производства.

Мы предлагаем разбить проект на этапы, действовать по принципу от малого к большому. На первом этапе, в 2009 при поддержке финских консультантов из Technopolis выйти на развернутый долгосрочный проект развития инновационной деятельности в республике, совмещенный со сроками Схемы размещения производительных сил до 2020 г. На начальном этапе производить развитие республиканского технопарка на основе существующих площадей, которые необходимо найти и выделить под проект. Позже выйти на строительство первых одного-двух зданий, приспособленных к специфике деятельности технопарка и в непосредственной близости от ЯГУ и научных институтов, в шаговой доступности для ученых, преподавателей, аспирантов и студентов – движущей силы инновационного процесса. Значительную часть средств на строительство инфраструктуры можно найти в федеральных и частных источниках. И далее развивать технопарк по мере роста масштабов его деятельности.

Я призываю всех, в том числе научную и техническую интеллигенцию, поддерживать инновационный процесс в нашей республике, добиваться успеха в этом направлении. Это общая цель, глобальная, позитивная и социально значимая. Через развитие технопарка мы может построить мост между государством, наукой, образованием и бизнесом, во благо нашей республики и ее населения.


Арсен Григорьевич Томский, генеральный директор ИТП "Три Долины ЯГУ", директор компании "СахаИнтернет".

Hosted by uCoz