Журнал "Трилистник" № 2 - 2000. Специальный выпуск, посвященный 10-летию фестиваля "ТАБЫК"

 

  
 

  

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

ТРИЛИСТНИК
№ 2 - 2000

Специальный выпуск, посвященный
10-летию фестиваля "ТАБЫК"

Александр Семенов
Как все начиналось

Алексей Амбросьев
Табык: музыка корней

Взгляд из тех времен
(хроника глазами очевидцев):

ТАБЫК I
Олег Сидоров, Светлана Худякова и др.
Made in Yakutia

ТАБЫК II
Галина Семенова
Рок в необычном ракурсе

ТАБЫК III
Федор Григорьев
В табык бьют трижды

Дискография:

Александр Липницкий
"ТАБЫК. Современная музыка народа саха"
(рецензия)

Артемий Троицкий
ЧОЛБОН "Проклятый камень"
(рецензия)

Андрей Бухарин
Шаман-блюз
(рецензия на альбом "ТАБЫК. Современная музыка народа саха")

ТАБЫК IV
Александр Липницкий
Вся надежда – на шаманов

Дискография:

Татьяна Павлова
Гулкое эхо табыка
(аннотация к CD "ТАБЫК. The best")

ТАБЫК V
О.Ганс
Душа рокера не подлежит включению в сеть

ТАБЫК VI
Георгий Спиридонов
Ветераны рок-н-ролла "сдохли". Кто заменит их завтра?

ТАБЫК VII
Наталья Гудкова
Табык-98

Артемий Троицкий
Край света

Василий Костырко
Якут-рок

И.Н.Николаев – Уххан
Ритм! Еще раз ритм!

Мама
(интервью с А.Корякиной)

Редактор 
Александр Семенов
Дизайн обложки и рисунок Айсена Дойду
Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке номера и предоставленные материалы 
Дмитрию Васильеву,
Александру Ермолаеву,
Алексею Амбросьеву,
Антониде Корякиной,
Галине Семеновой,
Александру Назарову

ТАБЫК
II

Valvontakomissio (Финляндия)

Камчатка (Санкт-Петербург)

Кыдырали Болманов (Казахстан)

Биосинтез (Тува)

Лама (Тува)

Тыва (Тува)

Александр Чавынчаг (Тува)

Ай-Тал (Сунтары)

Кэрэх (Чурапча)

Сэргэ (Майя)

Сээдьэ (Нижняя Колыма)

Хардыы (Майя)

Чороон (Якутск)

– 72°С (Якутск)


Фото А.Назарова

Poк в необычном pакypce

Однажды майским вечером в Якутске я шла на концерт рок-группы “Чолбон”, не предполагая, разумеется, того потрясения, которое мне предстоит испытать. Поскольку пророки редки в своем отечестве, всегда намного легче восхищаться теми, кто далеко (“Аквариум”, например, или “Pink Floyd”), чем разглядеть талантливых .соотечественников: представить себе, что где-нибудь в крошечном поселке под Верхневилюйском есть люди, создающие серьезную, духовную, даже в какой-то мере эзотерическую музыку, казалось невероятным.

Вообще, глубокое воздействие музыки на людей – это таинство, сродни шаманскому обряду. Поделюсь своим воспоминанием о той стихии, которая захватила, захлестнула зал, когда зазвучала композиция “Уhуктуу” (“Пробуждение”) братьев Ильиных. Название ее в точности соответствует тому, что произошло со мной во время ее звучания: раскручивание, как магнитофонной ленты, генетической памяти, полное и ясное осознание своей национальной сущности (до того момента глубоко погребенной под русскоязычным воспитанием и англоязычной специализацией).

В отличие от вполне зримых голографических животных, летавших над потолком на концертах “Pink Floyd” (нам так же далеко до подобных технических совершенств, как до Марса), над этим залом возник, а затем окреп незримый, но ощущаемый всеми присутствующими древний дух якутского народа. Зал наполнило мощное энергетическое поле, созданное еще более тесным, чем обычно на рок-концертах, единением музыкантов и их аудитории: звучала гипнотическая музыка, бродил по сцене и бил в бубен шаман (он воспринимался именно как шаман, а не как артист в шаманском одеянии), и, в создаваемой музыке духовной – вне пространства и времени – трансцендентальной реальности, вдруг возникло ощущение космоса якутов-саха, и ритм бубна отзывался в пульсации крови и в стуке сердца...

В памяти сильно и навсегда запечатлелось первое знакомство с группой “Чолбон”, замеченной известными авторитетами в области рока Артемом Троицким и Александром Липницким, получившей первый приз на фестивале “РОК-АЗИЯ-90”, звучавшей в записях на радиостанциях США и Англии.

Сочетание слов “саха-рок” многим может показаться на первый взгляд неожиданным (как, скажем, “мерседес”, стоящий в тундре, или филиал “Riffle'a” в глухой тайге). Тем не менее, слушая якутскую рок-музыку, тут же ощущаешь самобытность, органичность современного выражения национального “музыкалитета” (музыкального менталитета). Именно этим объясняется тот живой интерес, который вызвал недавно в Финляндии рок-музыкальный спектакль “Жители аласа” М.Тумусова, исполненный там артистами и музыкантами якутских рок-групп “Чороон” и “Ай-Тал”. Их успех закрепился в финской прессе появлением сладкозвучного термина “саха-рок”.

Людям, знакомым с этим музыкальным явлением, не покажется странным, что именно в Якутске прошел на исходе прошлого года второй рок-фестиваль под названием “Табык”. Это слово означает древний ритуальный ударный инструмент, представляющий собой бычьи шкуры, туго натянутые между двумя коновязями. В табык били в дни больших праздников и бедствий. Три настоящих табыка украшали в эти дни зал, где проходил фестиваль, не давая забыть – как и музыка – двойственный (и радостный, и тревожный) смысл этого символа.

Наше нелегкое существование в расшатавшейся, вывихнутой Структуре, как мне кажется, полнее и вернее всего передает именно рок, являющийся сегодня, пожалуй, самым универсальным направлением в музыке, стихией, вбирающей в себя фольклор и классику, джазовые импровизации и “поп-музыку”, т. е. все, откуда сегодняшние рок-музыканты черпают средства самовыражения.

На нынешний “Табык-91” приехали интересные музыканты и коллективы из Тувы, Казахстана, России и хард-панк-рок группа из Финляндии, приезд которой продолжил завязавшийся ранее творческий контакт. Думается, что в дальнейшем фестиваль этот может получить ещё более широкий резонанс: уровень звучавшей на нем музыки позволяет рассчитывать на это.

На якутском фестивале был прежде всего представлен рок, если можно так сказать, с этническим уклоном, т.е. национальные разновидности рока, основанные на богатстве фольклора народов Севера и Востока.

Поскольку речь зашла о связи рок-музыки с фольклором, было бы уместно привести мнение фольклориста, доктора искусствоведения Эдуарда Алексеева, высказанное на заседаниях Арт-клуба, функционировавшего в дни фестиваля:


Фото А.Назарова

“В мощной волне рок-движения была заложена колоссальная энергия, которая с некоторых пор начинает иссякать, ее необходимо подпитать свежим материалом, свежими идеями... Народное творчество, этнические элементы всегда были питательной средой для любого профессионального искусства, а поскольку рок профессионализировался, он обязательно должен опираться на народные корни. Тем более, что рок и фольклор близки по своей сути, являясь живым, устным искусством, которое непосредственно откликается на сегодняшнюю музыкальную ситуацию. Этот союз (“интеркультуральная” музыка, как говорят на Западе) – встреча двух музыкальных явлений, ранее отдельно существовавших, аккумулирует энергию народного музыкального творчества, накопленную столетиями, и огромную энергию рока, подкрепленную новыми техническими средствами...”

“Новое, – напоминает Э.Алексеев, – это хорошо забытое старое: многое, что сейчас открывают рокеры, было известно якутским народным музыкантам, шаманам, импровизаторам – способы воздействия на слушателя, музыкальные идеи и т. д.” Это было накоплено, но отчасти забыто, хотя существовало скрыто, подспудно. Для многих рок-музыкантов явилось открытием, что шаманы, как и они, так же гипнотизировали аудиторию, что бубен грохотал оглушительно в маленькой юрте и воздействовал так же, как мощная аппаратура на современных стадионах и залах; что было подобное же единение в одном лице поэта, музыканта, танцора, лицедея, гипнотизера. Эта старая синкретичность возрождается в новом роке; театр перевоплощения, подражание голосам природы – все это было, и все это возрождается на новой технической базе, с помощью электромузыкальных инструментов и других рок-средств и приемов.

Не случайно шаманы сейчас иногда становятся рок-музыкантами. Они слышат, что это близкая для них музыкальная стихия, и обращаются к тем идеям, которые близки к традиционному народному творчеству. Рок сегодня задумывается не только о сиюминутных чувствах и делах, но и о том, что есть человек, каковы его взаимоотношения с обществом, природой, миром, космосом; он обращается к нравственным, этическим проблемам, к тому, что давно уже осмыслено и существовало как система представлений в традиционном искусстве...

Этнический рок берет новые силы, идеи, образы из традиционного фольклорного арсенала, в том числе и шаманского, обрядового, связанного с силами не только музыкальными, но и ритуальными. На наших глазах смыкаются две энергетически мощные сферы; происходит яркая музыкальная вспышка, и в результате возникает новое, интересное явление.


Фото А.Назарова

“Табык” представил публике опыт тувинского фольклорного рока: три группы из Кызыла, работающие на одном этническом материале, но не схожие между собой – “Тыва”, “Лама”, и “Биосинтез”. Одно лишь участие такой талантливой группы, как “Биосинтез”, ставшей известной на фестивалях “РОК-АЗИЯ-90” и “СЫРОК”, уже подняло художественный уровень “Табыка” значительно выше среднего. Очевидна и поразительная духовная и творческая общность этих музыкантов с разными этническими корнями (“Биосинтез” – это тувино-армяно-испано-еврейско-русский интернационал), и столь же очевидна их влюбленность в тувинскую музыкальную культуру – самобытную манеру горлового пения, звучание национальных инструментов, приемы театра масок, шаманские ритуалы с бубном и мечами. Руководитель “Биосинтеза” Вреж Мелоян, чья виолончель играет в этом ансамбле, с позволения сказать, роль первой роковой скрипки, напомнил о том, как возник коллектив: год назад, перед барнаульским фестивалем “Рок-Азия-90”, собрались музыканты-единомышленники, любители природы (“зеленое движение”), чтобы выступить с экологической рок-музыкой. Духовное единство и свобода, “тусовочная” раскованность, импровизационность и, вместе с тем, высокий класс игры и пения, а также бережное, уважительное претворение тувинского фольклора создают неповторимый облик этой группы.

Появление на нынешнем фестивале в Якутске группы из Финляндии (это был ответный визит после успешного выступления якутов-саха в Суоми, состоявшегося вопреки известному утверждению Киплинга, что “Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись”) стало еще одним доказательством этнической близости угро-финнов тюркам. Финская хард-панк-рок группа “Valvontakomissio” (“Наблюдательная комиссия”) вызвала заслуженное уважение уже одним своим приездом “во глубину сибирских руд”, а главное, расширила диапазон звучащей на фестивале музыки. Сравнивая западную разновидность рока и восточное, а точнее – северо-восточное его проявление с явно духовной направленностью, еще раз убеждаешься, что рок-музыка, кроме средства самовыражения, является и формой протеста против, скажем мягко, несовершенств действительности. Так, наш северный фольклорный рок – против гибельных примет “прогресса”, разрушения прежних нравственных устоев и духовной целостности малых народов, против экологического урона, наносимого природе.

Следует также отметить шумный успех на фестивале эвено-юкагирской этнографической поп-рок-группы “Сэдьээ”1 из Нижнеколымского района Якутии – успех, обеспеченный не только легкой для восприятия, “заводной” музыкой, основанной на северных танцевальных ритмах, но и артистизмом исполнения танцевальных движений.

Нынешний “Табык” продолжался три дня, и программа его была насыщенной и разнообразной: выступали и чисто фольклорные коллективы, хомусист Петр Оготоев, певец из Казахстана Кыдырали Болманов, группа из Санкт-Петербурга “Камчатка”...

Якутский рок был представлен наиболее широко.

Сильное и серьезное впечатление произвели ансамбль “Чороон”2 (Якутск, художественный руководитель Георгий Сергучев) и тойук3-группа “Ай-Тал”4 (поселок Сунтар, руководители Юрий и Александр Спиридоновы). Интересно показали себя группы “Сэргэ”5, недавно созданная “Кэрэх”6 и подающая надежды “Хардыы”7. К сожалению, на этом “Табыке” не выступил “Чолбон”, пример которого вдохновил другие рок-группы пойти в том же направлении.

Якутский рок национален не только по форме (мелодика и ритмика, идущие от традиционного якутского пения), но и по своей глубинной, внутренней сущности. Гарантией целостности и сохранения этой национальной сущности является близость к корням -земле олонхо8, миру олонхо, фольклору (мироощущению саха9). Духовным музыкальным выражением этой сущности явилось одержимое и бескорыстное творчество музыкантов, которые долго и непросто (многим из них уже около сорока лет) шли к якутской музыке, ее истокам (среди них немногие получили систематическое музыкальное образование).

Якутский язык, его звуковой, певческий строй буквально создан, как мне кажется, для рок-музыки. Сами исполнители считают его еще более роковым языком, чем английский, так легко он синкопируется, чисто технически и музыкально ложится на рок-музыку. За Михаилом Тумусовым (для многих мифическим Мастером, создавшим с верхневилюйской группой “Чолбон” лучшие ее вещи, а сейчас интересно работающим с “Ай-Талом” и “Чорооном”) признают сами музыканты заслугу создания “якутского направления” в рок-музыке. Рассказывают, что он сочиняет свои музыкальные композиции, охотясь глубоко в тайге, вслушиваясь в музыку родной природы. Говорят, что он почти шаман. Его тексты придают якутскому року философскую глубину и духовную самобытность. Многие считают, что они непереводимы, но, рассказывая читателям об этом, рискну процитировать по памяти подстрочник, сильно проигрывающий в двойном переводе (с якутского на русский и с музыкального на литературный):

Когда умру,

я в образе черного коршуна вернусь сюда,

и, пролетая над родными-аласами,

с неимоверной высоты

я прокричу вам то,

что не дано знать живым...

Галина Семенова
Журнал “Музыкальная жизнь”, Москва

ПРИМЕЧАНИЯ:

1Сэдьээ – название эвенкского кругового танца.
2
Чороон – название якутского ритуального кумысного кубка.
3
Тойук – эпическое импровизированное песнопение.
4
Ай-Тал означает “твори – выбирай”.
5
Сэргэ – деревянная коновязь.
6
Кэрэх – жертва.
7
Хардыы – особый аллюр, ритмичный бег коня.
8
Олонхо – якутский героический эпос.
9
Саха – якуты.


Фото А.Назарова

Hosted by uCoz