Журнал "Трилистник" № 1-2 '2002

 

  
 

  

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

ТРИЛИСТНИК
№ 1-2 '2001

ЮБИЛЕИ
Александр Семенов,
Айсен Дойду

"ЧОРООН": CODA
или продолжение следует?

А.Семенов
"ЧОЛБОН": 15-ЛЕТНЯЯ ЗВЕЗДА

МНЕНИЯ И СОМНЕНИЯ
"КТО СЛЫШАЛ ПРО ТАКОЙ ТЕАТР?"
монолог Георгия Сергучева, записанный Айсеном Дойду

ПРЕДСТАВЛЯЕМ:
"ХРОНИКИ ХАРОНА"

на вопросы Дмитрия Савко отвечает поэт и музыкант Роман Жданов

СТРОКИ И РИФМЫ
Рашид Ишниязов
SOVETIKUS REQUIEM

Александр Егоров
РАССКАЗЫ

СПОРТ
Qwerty
ЯКУТСКИЙ ЭКСТРИМ

Редактор 
Александр Семенов
В оформлении обложки использован рисунок Владислава Левочкина

Якутский
экстрим

Подготовка к этому походу велась давно. Еще в начале года Ирина с увлечением делилась со мной планами предстоящей экспедиции с впечатляющим названием “Разработка туристических маршрутов в экстремальных условиях”, и из ее живописных рассказов слушатель мог без труда вообразить себе краснолицых проводников-аборигенов, выстрелы из охотничьего ружья, медведя, охнув, севшего на задние лапы, вставших на дыбы лошадей, терракотовые пейзажи на дальней границе цивилизации... Толя Агафонов и Дима Савко, для которых это был уже третий туристический маршрут (с каждым годом все сложней и сложней) представали в этих рассказах опытными землепроходцами, прошедшими огонь костров и воду рек (на сей раз судьба уготовила им, для полноты комплекта, за неимением медных труб, деревянную курительную трубку, о чем будет поведано позже)... Впрочем, если отвлечься от фантазий и романтического флера и погрузиться в язык сухих фактов, то испытание нашим героям выпало нешуточное.

Итак, маршрут: Якутск — Усть-Нера — гора Пик Победы — Сасыр — с. Хону. Начало похода: 24 июля 2001 г. Конец: 3 сентября 2001 г. За данный промежуток времени пройдено около 700 км.

Из путевого дневника Анатолия Агафонова:

24.07.2001. Вылет (по Якутску) 9.50, расстояние 750 км, полет около 2-х часов. Прибыли на место в 12 ч. (по Якутску). Нас добросили до гостиницы “Солнечная”, взяли 2-х и 1 местные номера. Есть телевизор, но нет света, также есть душ без горячей воды... Сам поселок Усть-Нера небольшой, преобладают каменные строения. Население около 6 тыс. чел. Много магазинов. Товары идут с Магадана. Цены чуть выше, чем в Якутске...

25.07.2001. Встали около 9 ч. Ирина Л. пошла узнавать насчет машины, пока безуспешно. В 11 сходили в ресторан “Жемчужина”, после обеда пошли домой. В 3 часа посетили краеведческий музей в Усть-Нере. 19.50 переселяемся в другую гостиницу (здесь есть свет, холодильник; 2 комнаты, кухня, толчок с ванной). Съездили к мемориалу “Жертвы ГУЛАГа”...

Читатель, которому довелось бывать в подобных ситуациях, без труда представит себе весь этот утомительный набор бытовых неурядиц, знакомый всем командировочным и туристам: столовые втридорога, дни, заполненные бездействием по причине отсутствия транспорта, холодные постели в неотапливаемых помещениях, пустые стены гостиничных номеров...

Местный люд поначалу принимал их за иностранцев, чуть ли не спецназ США (камуфляжные костюмы, армейские боты), — вглядитесь в их фотку у памятника жертвам ГУЛАГа, где Ирина, с ее очками, фотоаппаратом, кедами и белыми штанами, может легко сойти за переводчицу при молодых интуристах. Однако, выдавать себя за заморских гостей в планы ребят не входило (“к иностранцам там плохо относятся”), да и вообще сидеть без дела они не собирались. “Если горы не идут к экстремалам...”

Из путевого дневника:

26.07.2001. Очнулись в 9.30. К 10 часам пошли в столовую. Когда вернулись, легли спать, мне не сразу удалось заснуть. В 15.55 встали. К 17 пошли еще раз похавали. 19.15 совещание. 8.25 совещание окончено. Решение: если 27.07.01 не будет машины до оз. Буюнга, то берем машину до р. Андагычан и до озер добираемся пешим ходом. После совещания сели играть в карты, в “101”, просидели до 8.20 утра и срубились.

Итак, по решению сего исторического совещания, был нанят частник на охотничьем “уазике” за 1300 р. (и это дешево! Предлагали даже за 10000) до речки Андагычан, и, невзирая на настойчивые предупреждения местного МЧС-овца (“Вы что, вы куда?!” — с такой трагедией. У меня, говорит, тут друг погиб в горах, а вы куда идете?), 28 июля в 16 ч. 30 минут наши герои двинулись в путь.

“Но мы уже махнули рукой, все, едем, неизвестно куда, но поехали... — вспоминала впоследствии Ирина, водя пальцем по мятой, клеенной-переклеенной скотчем карте. — Ну, как “неизвестно”? До этого мы проконсультировались очень тщательно... там был представитель администрации, мы с ним полностью весь этот маршрут просмотрели, и я, значит, у него спросила, какие наиболее опасные участки. Потому что в эту реку Андагычан впадают еще три реки. Каждый день мы по 6-8 перекатов переходили и запросто могли неизвестно куда забрести. Самое главное было это не перепутать и перекресток, где мы должны были уже через горы пойти, здесь же вот идет машинная дорога, вот его мы должны были найти”.

Первая ночевка на Андагычане. Поевши вкусного супа повара Димы (кроме которого, как выяснилось, никто не умел готовить), решили спать под открытым небом — первое серьезное испытание для экстремалов (комары, камни под спальниками). Последнее напутствие Димы на сон грядущий: “ Эх, если сейчас мишка придет, еды-то сколько! Три сардельки лежат и ведро, полное супа!”

Из путевого дневника:

28.07.2001. Участок Андагычан — большое-большое место с наваленными грудами камней и различной техникой (экскаваторы, тракторы, БЕЛАЗы...). Золото добывают открытым способом и еще участками, т.к. золото попадается не жилами, трубками, а россыпями. Используют вахтовый метод работы (только летом), работают круглосуточно, посменно. Имеются также “хищники” — это те люди, которые сами добывают золото круглогодично и живут на полной автономии. Золото сбывается по налаженным каналам.

И далее скупые описания из путевого дневника Толи Агафонова (которому с самого начала были поручены обязанности “хроника”; тогда как Дима Савко взял на себя, как уже упоминалось, функции повара, а на руководительницу экспедиции Ирину Леонтьевну Харлампьеву было возложено — в буквальном смысле — большое суповое ведро, которое и громыхало у нее за спиной на протяжении всего похода, пугая окрестных зверей и птиц):

29.07.01. Встали в 9.00. В 11.30 двинулись в путь и не успели пройти и 10 минут, как встретилась попутка до участка Иктах, но нас подкинули намного дальше, в общей сложности на 25-30 км. Мы проехали самые сложные места пересечения реки. Попался очень хороший человек, главный геолог, объяснил, как лучше пройти. На машине проехали 2 часа. Затем прошли пешком много не очень приятных и даже опасных перекатов. В 21.20 встали на ночевку вымокшие и уставшие.

По пути мы, кстати, выбросили “лишний” груз: 8 кг риса, 1 кг сахара, джинсы, масло, свечи... и пошли дальше. На пути мы встретили перекаты, которые было очень сложно перейти с грузом по колено в воде с быстрым течением, сбивающим с ног, и камни очень скользкие. Димон даже чуть не уплыл, не рассчитав глубины. Но в этот день мы прошли самое сложное.

30.07.01. Встали в 10.00. В 13.10 пошли в путь-дорогу. Шли как обычно по следам машины, по дороге пересекая небольшие перекаты. 14.40 увидели наледь. 15.25 передышка у наледи. 16.30 вышли с наледи. 19.30 остановились на ночлег. Прошли около 7 км. В 12 отбой.

Наледь большая, ледяная — снежная площадка в долине реки Ылэн. В ширину примерно 300-350 м, в длину около км, вокруг много сухих деревьев, пеньков.

1.08.01. Утром подул холодный ветер с северо-востока, нанесло тучи и полил дождь. Позже погода прояснилась, на небе облака (кучевые, низкие). Двинулись в путь и через некоторое время пришлось пересекать Андагычан вброд пару раз (бр-р-р), вода была, мягко говоря, много выше колена (Димон все причитал: “Лишь бы простатитом не заболеть!”). Ну в общем, прошли реку два раза вброд, нашли дорогу и встали на ночевку. Холодно, изо рта пар валит. Такое ощущение, что мгновенно за день наступила осень и, кстати, листва желтеет. Ну, пока все.

2.08.01. Сегодня весь день шли по правому берегу Андагычана. Чтобы не переходить реку, нам пришлось идти по редколесью с глубоким мхом, зарослям лиственницы и тополя, а так же по болоту. В процессе брожения по лесам нам встречались целые плантации голубики, красной смородины и охты (черники), что занесена в Красную Книгу Якутии. На протяжении всего пути нам встречались следы сохатого, реже чубуку (горный баран) и, к счастью еще реже, медвежьи. С Димоном раз спугнули целую стаю куропаток (штук 10), эх, ружье бы.

Встретили сегодня и людей на 2-х Уралах — скорее всего хищники. Не сказали откуда едут, машины нагружены бочками, много вещей и на второй машине цистерна.

3.08.01. С Димоном на привале взобрались на сопку и увидели наледь у р. Онгачан — значит, идем верно. Сегодня также видели заросли красной смородины, охты, голубики.

На месте ночевки с Дмитрием пошли за ягодой для морса, т.к. вчера кончился сахар, а сегодня утром и сухое молоко. В общем прошли около 1 км и нашли лишь два чахлых куста красной смородины и небольшие кучки кустов голубики с мелкой ягодой, зато еще раз лицезрели наледь. (Хреново, надо сказать, без сахара и молока чай пить.)

Пишу сейчас я дневник в начале 12-го при свете фонарика, а Ирина Л. с Димой в “дурака” рубятся. И еще Ирине Л-е постоянно кажется шум мотора машины, и даже сегодня, когда она задремала на солнышке, сквозь сон пробормотала: “Машина!” (Вот что экстрим с людьми делает.)

Наверное, только энтузиазмом можно объяснить ту решимость, с которой наши герои погрузились в тайгу, практически не имея опыта подобных (без проводника) путешествий. “Как ориентировались? Карта — наше спасение. Через каждые 30 минут мы достаем карту, она у нас уже до того истерта... и озираемся. По карте у нас Толя ориентировался, и мы все у него где, что... даже я стала в карте разбираться. Масштаб хороший, в 1 см — 3 км. И на самых опасных участках они забирались в гору и смотрели”. (Из устных воспоминаний И.Харлампьевой.)

...

И ниже вниманию читателя предлагается подстрочник упомянутых чуть выше воспоминаний Ирины Харлампьевой:

“Рыбу ловить пробовали сначала, но не получилось, а потом решили времени не тратить. Только куропатку поймали.

Закончились сигареты. Вдруг Дима стал таким таинственным, что-то от нас прячет, все к нам спиной поворачивается, что-то делает, делает... Вот так один вечер он был очень таинственным, все сидел спиной к нам, говорил: “Завтра увидите”. И на другой день показывает свое произведение искусства, это оказалось знаешь что? Трубка. Он так хорошо ее сделал, выдолбил ее и нарисовал лицо с бородой. Курил чай. Чая было много у нас.

Потом пошел дождь, шли под дождем, ужасно... И вдруг как в сказке — домик. На карте его не было. Да еще такой хороший, теплый, с дровами. Это оказался зимник оленеводов. Этот домик нас спас, мы там два дня сидели, пока шел дождь. Дождь шел без перерыва. На третий день решили, что так больше невозможно, и продолжили путь. Повезло еще, что дождь шел не постоянно. Прольется, потом солнышко, потом опять дождь. Мы каждый день были мокрые. Самое удивительное, никто не заболел.

Грибы не пробовали, потому что до этого вообще дождей не было, а потом свернули в горы, там уже вообще растительности никакой. Птицы очень любопытные, одна ко мне подлетела, напротив меня крылышками трепещет и смотрит на меня. К 9 все вокруг затянуло тучами, сплошной туман, мы идем насквозь мокрые, двухтысячники не видно, высота 9-этажного дома, а выше не видно. Мы шли, и горы словно висели в воздухе, интересно так, внизу туман... Это перевал Улахан Чистай. Потом мы остановились, дальше уже идти некуда, палатку поставили, замерзшие, насквозь мокрые... Палатку поставили, еды нет, сварить невозможно, дровишек нет, каждому по 4 кусочка сахара, сняли с себя спальники, упали и уснули замертво.

Там в горах страшно холодно, пар изо рта идет. Утром Толик встал, сходил на разведку, натянули на себя мокрую одежду. Почему так поздно шли — пытались дойти до речки, думали, раз речка, то будут какие-нибудь дрова для костра. Это оказалось ошибкой, там просто река, голые горы, да, и с гор стекает река. В общем, в тот вечер мы не ужинали, мы думали, что до реки дойдем, дрова найдем, дрова — это костер, это тепло, это жизнь.

Дошли до реки, попили воды и решили: идем до перевала, там наверное что-то есть. Дошли, поднялись на перевал, а там опять все голое. Внизу озеро такое спокойное, и нигде ничего, никаких растений. И ты бы видел, какие у нас были лица. Но мы мужественно держались и решили идти до тех пор, пока где-нибудь не увидем подобие дров. Но когда мы спустились, мы увидели рай, как нам показалось — следы цивилизации: всякие-разные бочки, мусор, и прочее и самое главное обилие дров. И там есть Дерево Шамана, к которому все привязывают всякое... всякие дары оставляют на перевале. И табличка типа “Вы ступаете на границу Момского парка”, и все кто проезжают на машинах с Усть-Неры, оставляют на дереве что-то на память. И вдруг слышу радостный крик Димы: “Три сигареты!” И еще три конфеты, совершенно свежие. И главное, увидели, что недавно проехала машина. А я говорю: “Слушайте, что-то подозрительно, почему 3 сигареты и 3 конфеты? Уж не по наши ли души это?” Ну, мы как бы опаздывали очень сильно... Оказалось, что действительно по наши... По пути нас не встретили, подумали, что мы где-то в горах и вот оставили для нас специально.

На другой день встретили две машины, они сказали, что нас уже ждут, сказали, что даже последний день ждут. И дорога уже хорошая, мы в 5.30 часов вышли и 22 км прошли, идем и говорим: “Что по такой дороге не ходить? Одно удовольствие!” Нас ждал проводник, как раз хотел со следующего утра подождать и уезжать. Ну, ему по рации уже сказали, что мы идем, и он решил, что на другой день подберет нас где-нибудь, а мы сами к нему пришли, у него челюсть отпала.

Уже ходил слух, что мы заблудились. Они не думали, что мы поверху, через горы идем, они нас по дороге ждали и думали, что мы с Пика Победы пойдем, потому что с Победы там везде стоят базы оленеводов и там по рации должны были передавать. А мы прошли по тем местам, где людей нет. И поэтому о нас никаких слухов не было.

И там для нас был праздник, потому что были хлеб и уха, а наутро — красная рыба. И с тех пор пошел сплошной праздник, нас кормили как царей.

Дальше пошли с проводником. Мальчики пешком, а я на лошади. 12 часов ехали на лошади, нормально проехали, но когда Дима сошел, умора, это мы в деревню приехали, он идет такой походкой и говорит: “Теперь я понимаю, почему у ковбоев такая походка”.

Видели много представителей местного населения, там есть дедушки, которым под 100 лет, бабушки, у которых несколько поколений предков там похоронено, и они живут там же в лесу...

Цель экспедиции была: “Разработка туристического маршрута в экстремальных условиях”. Мы ее выполнили. Вообще-то собирались еще взойти на Пик Победы, но из-за того, что сильно задержались, к тому же не было авиабилетов... Как раз в этом году на Пике Победы побывали московские МЧС и англичане. И нас должны были оттуда на вертолете забрать, но даже хорошо, что не забрали, а то бы нас сразу отправили домой. Вообще, мы за один маршрут прошли все уникальные места этого парка. И я поняла, что все самое красивое далеко спрятано от людских глаз”.

Qwerty


Приложение

Дмитрий Савко

Охота на куропатку

рассказ

Пошла вторая неделя нашего пребывания в тайге. Чувства менялись от радости до разочарования. Линия разочарований пошла, когда стали заканчиваться продукты питания. Сначала закончился сахар, но вскоре подвело сухое молоко.

И вот четвертый день плохо кушая, мы останавливаемся на ночевку. Место шикарное. Дрова под носом, недалеко мелкая заводь, можно порыбачить. Разбив лагерь и начав готовить наш ужин и завтрак, РИС, я отправляюсь на рыбалку.

Клева ноль, странно, а говорили рыбы (нрзб.). Я уже хотел заканчивать, как перед носом садится утка. Недолго думая, хватаю камень и бултых... Утка улетает, а мы остаемся с рисом. Ну все, пора спать.

И вот началось утро. Покушав рису, мы стали собираться. Как назло, утро было солнечное и теплое. Так не хотелось трогаться в путь.

Я медленно переодевал обувь, с кед на ботинки, вдруг Толян как заорет: “Утка!” Бросая переобутку, я кричу: “Не спугни!”

Но он находился ближе и видел, что это не какая-то утка, а целая куропатка. И он хорошо учил биологию, так что Толян-то просек фишку, что куропатки не плавают. Тут-то мы кинулись на добычу. Когда мы подбежали, куропатка уже выбралась на берег, и мы потеряли ее из виду.

Побегав около берега и не увидев птицу, мы разочарованные хотели идти к лагерю. Но недаром говорят, что куропатка глупая, она высунулась нам на глаза. Ну все, не уйдешь!!! С таким криком началась погоня.

Бегая по лесу (я с палкой, а Толян с камнем) мы довольно устали. И погоня могла продолжаться вечно, если бы Толян не попал куропатке камнем в крыло. Она потеряла скорость и сдуру забежала под корень дерева. Тут-то я прижал ее палкой к земле, а Толян схватил в руки. Все. Добыча у нас в руках.

Довольные, мы вернулись в лагерь не с пустыми руками. Только там я заметил, что бегал в одной кеде и в одном ботинке.

Вечером мы устроили пир. Приготовили суп с куропаткой и морс из красной смородины. В этот день дух леса нас вознаградил по полной программе.

Конец

1.8.02 г.

Hosted by uCoz