Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

 

 

ИЛИН

№ 2 (49) 2006

Историко-географический, культурологический журнал

Марина Захарова
Состоялся первый бал меценатов и попечителей

Почетные знаки лучшим меценатам

100-летию либерально-демократической партии "Союз якутов" посвящается

Таня Симакова
Идеи “Союза якутов” актуальны по сей день

Афанасий Павлов
Василий Никифоров: "Счел себя обязанным пойти со своим народом…"

Окно в Азию. Индия
Андрей Давыдов Великая, древняя, многоликая...

Минувшее

Алексей Бурыкин
Две загадки "доски Попова", или
Что могли найти якутские летчики в 1965 году на берегу озера Себян-Кюэль?

Славомир Равич
Форсированным маршем. Пешком от Полярного круга до Гималаев
Продолжение

Александр Петров
Памяти героев - северян

Национальное достояние

Национальная библиотека Республики Саха

Елена Яковлева
“Мы входим в десятку лучших в России”

Валентина Самсонова
Особо ценная коллекция

Национальный художественный музей

Елена Яковлева
“Когда вживаешься в музей...”

Матрена Попова
"На губах твоих, горящих подобно берегам с саранками…"

Идеи "Союза якутов" актуальны по сей день

На торжественном собрании, как и 100 лет тому назад, присутствовала якутская интеллигенция. В приветственной речи директор Института гуманитарных исследований Василий Иванов отметил, что, несмотря на то, что союз просуществовал совсем недолго, он смог оставить неизгладимый след в сознании народа саха.

Созданию союза предшествовали революционные события в России 1905-1907 годов. "Союз якутов", который возглавлял Василий Никифоров-Кюлюмнюр, занимался просвещением простого якутского народа, отстаивал его гражданские права, политическую свободу. Особое внимание при этом было направлено на признание за якутами права собственности на землю. Несмотря на это, царские чиновники считали союз сугубо реакционной, националистической организацией, в советское время – узким союзом интеллигенции, тойонов. Тем не менее, именно союз Кюлюмнюра открыл новые возможности для занятий земледелием, развития самоуправления, образования, дал возможность якутам занимать руководящие должности, отстаивать интересы якутян на российском уровне.

Профессор ЯГУ Виталий Анисимов рассказал о том, что союз также способствовал появлению якутского языка на страницах первых местных изданий. Так впервые, в 1908 году, было напечатано стихотворение писателя Михаила Тимофеева-Терешкина "Песня Вилюя" на якутском языке в газете "Якутская жизнь". Михаил Тимофеев являлся ярым сторонником Василия Кюлюмнюра, который направил телеграмму царю с требованием упразднить областное и полицейское управления, передать монастырские и церковные земли якутам, организовать самоуправление, отменить ясак, земские сборы и т. д.

Таня Симакова, ЯСИА.


100-летию либерально-демократической партии
"Союз якутов" посвящается

На обороте фотографии Н.Е.Сергеевым 13.07.1974 года сделана следующая надпись:
"В середине сидит В.В.Никифоров. В первом ряду слева направо: 1. Васильев Иван Егорович (Моччуука), расстрелян в 1921 г. по обвинению в участии в заговоре. 2. Прокопий Винокуров (Оймякон). 3. Кузьмин, зять Манньыаттаах уола, муж Ларисы.
Слева от В.В. Никифорова сидит Сабунаев Михаил Васильевич. Последний в этом ряду в костюме и галстуке сидит Иноземцев (Осипов) Прокопий Васильевич.
В верхнем ряду в середине за В.В.Никифоровым стоит Желобцов Николай Евграфович, инженер, расстрелян в 1921 г. по обвинению в участии в заговоре. Третий справа от него учитель музыки Сивогрибов".
Ниже добавлено Г.Кардашевским:
"Василевский – директор учительской семинарии (сзади слева), левее его Кривошапкин (Верхоянский), далее – Шадрин Георгий Иванович".

Репродукция Артура Винокурова.


В.В.Никифоров в царской тюрьме (сидит слева второй). Под окном в шляпе сидит его зять Иван Федорович Афанасьев. 1905 г.

Репродукция Артура Винокурова.


Афанасий ПАВЛОВ

Василий Никифоров:
"Счел себя обязанным пойти со своим народом…"

17 февраля в Институте гуманитарных исследований АН РС(Я) состоялось торжественное собрание, посвященное 100-летию первой общественно-политической организации "Союз якутов". В разное время смысл союза воспринимался по-разному. Сегодня историки уверены, что "Союз якутов" был либеральной организацией, идеи которой до сих пор актуальны.

1905-1906 годы... Россия потерпела поражение в русско-японской войне и пережила "Кровавое воскресенье" в С.-Петербурге (9 января 1905 г. по старому стилю), когда было убито и ранено около 3 тысяч демонстрантов. Октябрьская политическая стачка заставила императора Николая II выпустить Манифест 17 октября 1905 года, декларировавший основные гражданские права и свободы, а также решиться на созыв Государственной думы. В стране, на предреволюционном фоне, возникало множество политических партий самого разного толка. Якутия не стала исключением. В Якутске по получении известий о Манифесте сразу начались демонстрации, митинги. 30 октября 1905 у здания Городской думы состоялась большая демонстрация с пением революционных песен "Марсельеза", "Варшавянка". Подобные демонстрации прошли еще 6 и 13 ноября. Во время последнего выступления к демонстрантам присоединились бастовавшие служащие Якутской почтовой-телеграфной конторы. Не вышли на работу их коллеги из Олекминска и Витима. На полтора месяца Якутск остался без связи с центром. 9 января 1906 года почти официально отметили годовщину "Кровавого воскресенья", власти сделали вид, что ничего не произошло.

По инициативе горожан начали создаваться различные союзы: союз учащихся, союз приказчиков, союз ремесленников и т.д.

31 декабря 1905 г. в доме частного поверенного окружного суда В.В. Никифорова состоялось совещание представителей якутской интеллигенции, разделявшей идею создания политической партии "Союз якутов", которая должна была отстаивать гражданские, экономические права народа саха. Участники совещания пришли к единому мнению, что для создания такого союза необходимо провести организационное собрание якутов, намеченное на 4 января 1906 года.

В назначенный день в Якутске собралось около 300 якутов, в основном представители местной знати, приезжие из улусов тойоны, интеллигенты, торговцы, служащие. Председателем съезда был избран В.В.Никифоров (1866–1928), лидер якутской интеллигенции конца XIX – начала ХХ века, общественный деятель, писатель, публицист, ученый-краевед. (Забегая вперед, отметим, что он в 1927 году был арестован органами ОГПУ, обвинен в антисоветизме. Умер 15 сентября 1928 года в заключении).

Съезд принял программу, в которой были сформулированы цели и задачи "Союза якутов":

1. "Союз якутов" имеет целью соединенными силами своих членов прочно установить свои гражданские и экономические права.

2. Для достижения этих целей союз обязан добиваться: а) признания всех земель собственностью самих инородцев (имеется в виду, якутов. – Ред.); б) предоставления права якутам иметь своего представителя в Государственной думе; в) скорейшего утверждения положения о земском самоуправлении; г) немедленного уничтожения опеки полиции над инородцами (якутами. – Ред.) и общественными учреждениями и прекращения всякого сношения с ними администрации.

3. Способами для достижения своих целей союз выставляет: а) предъявление своих требований местной и высшей администрации; б) отказ от платежа податей и повинностей.

Участники съезда избрали Центральный Комитет, который должен был скоординировать деятельность партии, а на местах – месткомы. В Центральный Комитет были избраны: В.В. Никифоров, П.А. Афанасьев, В.Н. Ксенофонтов, И.С. Говоров, Н.А. Готовцев, И.Г. Васильев, П.В. Слепцов и др.

На следующий день Василий Васильевич отправил телеграмму на имя председателя Совета Министров графа С.Ю. Витте: "Союз инородцев якутов, не получая ответа на ходатайство своих представителей о допущении представителя от якутов в Государственную думу, постановил: требовать признания всех земель, находящихся во владении инородцев, а также находящихся в распоряжении казны, монастырей, церквей и отведенных ссыльным, собственностью якутов до скорейшего введения земского самоуправления в Якутской области, предоставления права избрания в Государственную думу представителя от якутов и передачи функций окружных полицейских управлений в заведование самих инородцев. До удовлетворения означенных требований союз приостанавливает платежи всех податей и повинностей. Доведя об изложенном до сведения Вашего Высокопревосходительства, комитет союза просит скорейшего удовлетворения означенных требований".

Одновременно по распоряжению комитета в улусы были направлены программы, напечатанные на гектографе, с призывом вступить в "Союз якутов". За короткий срок представители ЦК успели проехаться по десяти улусам и вовлечь влиятельных людей в свою партию. Беднякам особо понравился в программе пункт, касающийся земли.

Реакция на создание "Союза" последовала бурная и незамедлительная. Губернатору Булатову было дано указание арестовать его членов. Тревогу у правительства вызвали пункты программы о немедленном уничтожении опеки полиции и об отказе от уплаты налогов и повинностей.

В начале февраля 1906 года газета "Якутские областные ведомости" напечатала объявление губернатора В. Булатова "О незаконности "Союза якутов". Организаторы были арестованы, рядовые члены добровольно отказались от членства в партии.

Суд над организаторами "Союза якутов" проходил 11-15 сентября 1907 года в Якутске. В качестве обвиняемых были привлечены В.В. Никифоров и 15 членов союза.

Власти постарались придать суду особое значение, и дело союза суд рассмотрел в усиленном составе: двое судей и три представителя от сословий. Они должны были следить за поведением обвиняемых.

Подсудимым было предъявлено обвинение "в создании незаконной партии, целью которой было возбуждение якутов к неповиновению распоряжениям местной власти".

Прокурор Подпалов обвинял подсудимых, прежде всего Никифорова, в пропаганде неплатежа податей и требовал заключения в тюрьму. Свою речь он закончил так: "Тем не менее я верю в будущее якутской нации, трудолюбивой способности к культуре, бог даст, за каких-нибудь 10-15 лет здесь будут администраторами якуты...".

Защищал обвиняемых известный врач, бывший политический ссыльный М.В. Сабунаев. Он подчеркнул, что создание союза явилось следствием всего исторического развития событий: "Недоверие и антагонизм местного населения к администрации, вообще к русским – явление, сложившееся исторически. Что они дали якутам? Водку и сифилис – эти элементы вырождения". Сабунаев напомнил судьям, как издевались исправники Шахурдин, Бубякин, которые из города возили возы розог, коими истязали якутов, вымогая у них взятки. Далее он сказал, что у якутов отбирают землю по указанию начальника края, иногда и без такового. Сабунаев считал: "Организация явилась результатом массового движения якутов, зачинщиков здесь не было. Вся масса заговорила и предъявила свои требования не только к администрации и правительству, но и к образованным людям своей нации… Вы судите не эти пятнадцать подсудимых, вы судите всю якутскую нацию, предъявившую свои требования".

В.В. Никифоров в своей речи отметил: "…Счел себя обязанным пойти со своим народом и исполнить его веление, массы униженной и оскорбленной, но вместе с тем способной и достойной стать культурным народом".

Из 15 подсудимых шестеро было оправданы и освобождены из зала суда. Остальных приговорили к различным срокам заключения – от 3 до 9 месяцев, а Никифорова – к 1 году и 6 месяцам. Он подал апелляционную жалобу. Ответ получил спустя полтора года, в то время он уже находился на свободе.

За судебным заседанием следил лично губернатор И.И.Крафт. Позже именно он обратился к П.А. Столыпину с просьбой разрешить брать на ответственные должности представителей народа саха. Сам взял на работу несколько якутов, в том числе и членов "Союза якутов" И.С. Говорова, П.В. Слепцова (канцеляристами). Также он добился снятия обвинения с Никифорова и восстановления его прав. Тем более, что в ходе разбирательства выяснилось, что население области исправно платило подати.

"Союз якутов" – эта первая политическая организация, возникшая в результате и под влиянием первой русской революции (1905-1907гг.). Программу "Союза" царские чиновники оценили как “националистическую и неприемлемую". В советское время к этой оценке добавили, что "Никифоров, будучи ревностным защитником "классной системы землевладения", представлял интересы якутских тойонов. Программа "Союза" была направлена против бедняков…".

После демократических преобразований в стране мы подходим к изучению этого вопроса с другой стороны. Программа партии выражала интересы всего якутского народа и выставляла демократические требования: передачу земли в собственность тем, кто ее обрабатывает, добиться равноправия с русским народом, т.е. получить политические и экономические права.

Дело, за которое боролся В.В. Никифоров, воплощается в жизнь в наши дни. Сегодня наша республика, добившаяся международного признания, – один из стабильно развивающихся регионов Российской Федерации. Мы все являемся свидетелями успехов республики в социально-экономическом и культурном развитии.

Реформа местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) стала одной из важнейших составляющих конституционной реформы. Этот вопрос был краеугольным камнем в программе партии "Союз якутов". В.В. Никифоров хотел, чтобы народ осуществлял свою власть непосредственно сам через органы государственной власти и местного самоуправления.


Афанасий Афанасьевич Павлов, ст.научный сотрудник ИГИ АН РС(Я), кандидат исторических наук.

Hosted by uCoz