Имя
Сигизмунда Александровича Леваневского мало известно современным
россиянам. Нынешние школьники, да и молодежь чаще всего о нем
попросту не знают. Люди среднего поколения припоминают: кажется,
Герой Советского Союза... Некоторые из тех, кто были юными пионерами
в те годы, когда фамилия Леваневского была у всех на слуху, помнят –
это известный полярный летчик, который погиб много лет назад... А
нынешнее среднее поколение, то есть те, кому сейчас от пятидесяти до
сорока – те, кто еще читал в октябрятском и пионерском возрасте
книжки о героических советских полярных летчиках, возможно, знают
фамилию Леваневского с детства. Однако где-то в
семидесятых-восьмидесятых годах уже минувшего столетия эти люди были
крайне удивлены, когда они узнали, что Герой Советского Союза
Сигизмунд Леваневский погиб в августе 1937 года. Причем он не был
репрессирован, как многие выдающиеся люди того времени, а бесследно
исчез с самолетом и экипажем при выполнении очередного рекордного
перелета через северный полюс в Америку, и о нем ничего не известно
до сих пор... Разве могли гибнуть безвестно советские летчики-герои,
побеждавшие всех и все? И если Леваневский погиб как
герой-первооткрыватель арктического неба, то почему об этом молчат?
Так рождалось понимание неправды и полуправды нашей истории. Так
рождается стремление восстановить историческую справедливость и
отдать долг памяти героям.
О
жизни и судьбе С.А.Леваневского написано довольно много. Уже через
два года после его гибели был опубликован биографический очерк
"Сигизмунд Леваневский", выпущенный в серии биографий
летчиков-Героев Советского Союза.1 Эта же книга в сильно сокращенном
виде была переиздана под другим названием в 1950-е годы.2 В 1984
году была опубликована новая биографическая книга о С.А.Леваневском,
написанная московским журналистом Ю.П.Сальниковым3. Различные книги
и статьи последних 25 лет, рассказывающие о жизни, летной работе
С.А.Леваневского, о его последнем полете на самолете "Н-209" из
Москвы через Северный полюс в США и поисках этого самолета и его
экипажа, которые ведутся уже на протяжении 65 лет, рассмотрены и
обобщены в одной из публикаций автора настоящей статьи.4
Сюжет
настоящей статьи составляют те страницы истории поисков самолета
"Н-209" и его экипажа, которые связаны с Якутией. Надо признать, что
деятельность поисковиков-энтузиастов, которые в течение нескольких
лет исследовали озеро Себян-Кюэль и его окрестности, пытаясь найти
исчезнувший самолет и выяснить что-нибудь о судьбе его героического
экипажа, а также всех тех, кто оказывал поддержку этому благородному
начинанию – местных властей, руководителей различных ведомств,
работников средств массовой информации, освещавших работу поисковых
экспедиций, сыграла очень большую роль в развитии интереса к истории
авиации в Якутии, в том числе к работе полярной авиации в 1930-е
годы и к истории дальних перелетов, маршруты которых пролегали над
бескрайними пространствами нынешней Республики Саха (Якутии).
В
конце 1970-х годов стало известно, что в 1965 году экипаж вертолета,
командиром которого был Е.В.Попов, обнаружил на берегу озера
Себян-Кюэль доску с надписью: "Здесь 13 августа 1937 года в
результате катастрофы самолета "Н-209" погиб экипаж... Леваневский...<Далее
надпись неразборчива>.5 Е.В.Попов сообщил о своей находке в письме,
а затем и при личной встрече штурману полярной авиации Валентину
Ивановичу Аккуратову (1909–1992). Об этой истории подробно рассказал
в нескольких публикациях разных авторов журнал "Техника-молодежи"6,
который впоследствии буквально специализировался на "якутском следе"
в поисках самолета Леваневского. Несколько раньше о находке
Е.В.Попова на берегу озера Себян-Кюэль рассказал своим читателям и
журнал "Вокруг света", опубликовавший статью Ю.П.Сальникова
"Неизвестный "Квадрат Леваневского"7, в которой также содержался тот
же самый текст надписи на загадочной доске. В весьма лаконичной
форме история поисков самолета "Н-209" и его экипажа на озере
Себян-Кюэль изложена в книге историка якутской авиации И.Е.Негенбли,
в главе, посвященной последнему полету С.А.Леваневского.8
Со
времени публикаций, рассказывающих о ходе поисков самолета "Н-209"
на озере Себян-Кюэль, прошло уже немало лет. Несколько сезонов
подряд, до 1987 года, в окрестностях поселка Себян-Кюэль в нынешнем
Кобяйском улусе работали поисковые экспедиции. Их участники пытались
найти место на берегу озера, где стояла доска с именами летчиков,
разыскивали место катастрофы и детали самолета, опрашивали местных
жителей. Эвены – жители поселка Себян-Кюэль – рассказывали, что в
давние годы в окрестностях озера находили тела людей в европейской
одежде и летном обмундировании, и что в тундре находили обломки
самолетов и останки. На озере Себян-Кюэль в течение ряда лет
побывало несколько поисковых экспедиций, деятельность которых
освещалась газетами "Советская Башкирия", "Социалистическая Якутия"
и "Советская Россия".9 Первые итоги этих поисков были представлены в
одной из статей М.Чванова.10 Каких-либо значимых результатов работы
на озере Себян-Кюэль, проводившиеся в течение нескольких лет, не
дали. В одном из газетных материалов уже было сообщено о находке
тяжелого самолета на дне озера.11 Высказывалось утверждение, что в
ходе поисков самолета "Н-209" на дне озера Себян-Кюэль был обнаружен
самолет времен Второй мировой войны.12 Это мог быть один из тех
самолетов, которые перегонялись с Аляски в СССР. Однако
подтверждения данного сообщения в печатных источниках отсутствуют.
Вместе с тем ныне, когда розыски и находки американских самолетов на
Северо-Востоке РФ, потерпевших аварии во время перегона с Аляски, не
составляют какого бы то ни было секрета, у поисковиков отсутствовали
основания скрывать этот факт. Теперь мы знаем, что из четырех
исчезнувших или совершивших вынужденную посадку самолетов на отрезке
трассы Сеймчан–Якутск, ближайшем к интересующим нас местам, два
самолета были найдены еще до 1945 года, один самолет был обнаружен
оленеводами в Томпонском улусе в 1983 году, и еще один –
двухмоторный бомбардировщик с экипажем из трех человек – считается
не найденным до сих пор.13 Правда, в указанной статье ничего не
говорится о двух самолетах, найденных вблизи поселка Аркагала
Сусуманского района Магаданской области, и самолете –
бомбардировщике А-20 "Бостон" с экипажем из трех человек,
обнаруженном недалеко от поселка Сеймчан – центра Среднеканского
района Магаданской области.14 Однако дальнейшие исследования не
подтвердили первых результатов магнитной съемки дна озера
Себян-Кюэль. После этого даже самые ревностные сторонники якутской
версии финала полета "Н-209", участвовавшие в поисках самолета
"Н-209" на озере Себян-Кюэль, были вынуждены признать, что самолет
Леваневского следует искать в высоких широтах Арктики15.
Не был
обнаружен в ходе поисков и тот предмет, о котором рассказывали
командир вертолетного экипажа Е.В.Попов и бортмеханик А.Кирсанов, а
именно – доска с номером самолета и именами членов экипажа, среди
которых имелась фамилия С.А.Леваневского, или, как ее называют в
статьях, посвященных поискам экипажа Леваневского на Себян-Кюэле,
"доска Попова". Сам Е.В.Попов при повторном посещении озера
Себян-Кюэль не смог указать место, где находилась эта доска. Однако
ее видели на этом озере не только вертолетчики из экипажа
Е.В.Попова, но и геологи, и местные жители – старожилы поселка. Было
предположение, что вскоре после того, как эта доска была найдена, ее
мог взять с собой экипаж одного из вертолетов, который базировался в
Жиганске и позднее потерпел катастрофу. Е.В.Попов и члены его
экипажа категорически отрицали, что они могли спутать эту доску с
другой памятной доской – той, которая поставлена на озере с
названием Серен-Кюэль (очевидно, все-таки Сегян-Кюэль) на месте
гибели самолета "Н-263" в 1940 году. Как сообщал позднее бортмеханик
А.Кирсанов, ту доску они тоже видели. Таким образом, "доска Попова",
которая стала единственным аргументом для гипотезы о гибели экипажа
Леваневского в Якутии, сама по себе превратилась в загадку в истории
поисков самолета "Н-209". Более того, эта загадка привела к еще
одной путанице в названиях озер Якутии, с которыми связываются
поиски самолета С.А.Леваневского. В воспоминаниях геолога
Г.Оглезнева, опубликованных в одном из выпусков издающегося в
Хабаровске альманаха "Дальневосточные путешествия и приключения",
упоминается "якутская версия" гибели самолета Леваневского. Однако в
них местом посадки и гибели экипажа названо озеро Сеген-Кель (то
есть Сегян-Кюэль), находящееся более чем в 200 километрах к югу от
озера Себян-Кюэль.16 На озере Сегян-Кюэль, насколько нам известно,
целенаправленные поиски самолета "Н-209" или каких-либо следов
посадки других самолетов не велись.
Таким
образом, "якутская версия" о гибели самолета "Н-209" не
подтвердилась. Тяжелый четырехмоторный самолет ДБ-А, на котором в
августе 1937 года летел через Северный полюс в США С.А.Леваневский с
экипажем, ни в озере Себян-Кюэль, ни в его окрестностях не был
найден. Подводя итоги работам поисковых экспедиций, стоит сказать и
о том, что осталось за текстом публикаций, рассказывающих об их
работе – о том, что в районе озера Себян-Кюэль не были найдены и
обломки каких-либо других самолетов, которые могли быть приняты за
остатки самолета "Н-209". В сущности, если говорить о позитивных
итогах поисков следов самолета "Н-209" в Якутии, то они выразились в
том, что нам стала известна еще одна радиограмма с этого самолета,
принятая радистом Ф.С.Пилясовым 13 августа 1937 года вечером по
местному времени: "Иду на двух, пришлось снизиться, впереди вижу
ледяные горы", а также сообщения о том, что рацию с позывными РЛ
(позывные самолета Н-209) слышали 13-14 августа 1937 года на волне
26 метров в Среднеколымске и на волне 34-35 метров в Булуне
(Тикси).17 Отметим, что сообщения об этих радиосигналах с самолета
"Н-209" в других публикациях отсутствуют и до сих пор почти не
привлекают к себе внимания. Впрочем, продолжают обнаруживаться и
публикации 1930-х годов, рассказывающие о ходе поисков самолета
"Н-209" и подлежащие внимательному изучению на предмет того,
соответствует ли действительности сообщаемая в них информация. Так,
в анонимной заметке "Поиски экипажа Леваневского", помещенной в
журнале "Советская Арктика", говорилось, что летчики П.Г.Головин и
М.Т.Слепнев, которые должны были искать самолет "Н-209", находятся
на Аляске.18 Однако нам известно, что П.Г.Головин там не был – он
действительно был направлен на Аляску на самолете "Н-206", однако
долетел только до Тикси и 7 сентября 1937 года получил приказ
возвратиться в Москву и принимать участие в ледовой разведке для
обеспечения проводки судов, застрявших во льдах в море Лаптевых.19
Как известно, в навигацию 1937 года 25 судов, шедших по трассе
Северного морского пути, попали в ледовую ловушку и были вынуждены
зимовать во льдах, а пароход "Рабочий" был раздавлен льдами и
затонул в море Лаптевых.20 В двух книгах В.И.Аккуратова приводится
радиограмма с самолета "Н-209", принятая им на Земле Франца-Иосифа
13 августа 1937 года в 14 часов 35 минут: "Идем на трех моторах,
правый крайний выключен".21 Как удалось установить совсем недавно,
этот текст представляет собой несколько иную расшифровку известной
радиограммы об отказе правого крайнего мотора, переданной смешанным
кодом и принятой другими станциями в 14 часов 32 минуты.22
Историки полярной авиации отмечают, что "якутская версия" гибели
экипажа Леваневского с самого начала многими бралась под сомнение:
экипаж не мог допустить такой навигационной ошибки, которая привела
бы к столь значительному отклонению от курса – хотя такого развития
событий не исключал даже штурман полярной авиации В.И.Аккуратов,
хорошо знавший С.А.Леваневского и его штурмана В.И.Левченко.
Основным аргументом для В.И.Аккуратова в пользу данной версии было
то, что расстояние от Северного полюса до Фэрбанкса на Аляске
(конечного пункта полета самолета "Н-209") и до озера Себян-Кюэль
было примерно одинаковым, и, следовательно, если самолет "Н-209"
отклонился от курса, то он мог совершить посадку на той же широте,
на которой находится конечная точка маршрута, хотя и на другом
меридиане. Эту версию опровергал известный полярный летчик
А.Н.Грацианский, лично участвовавший в поисках самолета "Н-209" у
берегов Аляски,23 и ей явно не сочувствовали П.А.Новокшонов и
Д.А.Алексеев, прорабатывавшие в своих публикациях те маршруты полета
самолета "Н-209", которые обосновывали необходимость вести его
поиски у берегов Аляски или в районе Канадского арктического
архипелага. Ю.П.Сальников, много занимавшийся поисками самолета
"Н-209" у берегов Аляски и опубликовавший целый ряд статей о
последнем полете С.А.Леваневского, относится к этой версии довольно
сдержанно. Пожалуй, единственная книга, где вспоминается "якутская
версия", предлагаемая читателям как нечто новое – это популярная
книга Л.М.Вяткина "Трагедии воздушного океана", изданная в 1999
году.24
Это
может показаться странным, но если вести разговор о "доске Попова",
то, насколько можно судить, перед нами не одна загадка, а сразу две
загадки. Первая загадка – что же все-таки было написано на доске,
установленной более 60 лет назад в один из августовских дней на
берегу озера Себян-Кюэль, и когда именно она была там поставлена.
Вторая загадка – была ли вообще на берегу озера Себян-Кюэль доска с
номером самолета "Н-209" и датой 13 августа 1937 года, и каким
образом такая доска могла там появиться. Дело в том, что в этой
истории речь может идти не об одном, а о двух разных предметах с
надписями, содержавшими частично совпадающий текст. Как такое может
быть?
От
внимания поисковиков 1980-х годов, проводивших розыски на местности
в районе озера Себян-Кюэль и изучавших литературу о поисках самолета
"Н-209" и его экипажа, ускользнуло то, что С.А.Леваневский и его
бессменный штурман В.И.Левченко пролетали над территорией Якутии по
крайней мере дважды. Первый раз Леваневский и Левченко пролетели по
маршруту Тикси–Жиганск–Якутск и далее на Иркутск на самолете "Н-8"
(летающая лодка "Дорнье-Валь") осенью 1933 года, после того, как
доставили с Чукотки на Аляску американского летчика Дж.Маттерна.
Второй раз пилот и штурман пролетели этим же путем в августе 1936
года, во время перелета Лос-Анджелес–Москва на самолете
американского производства "Уолти-V-1A". Нам известно, что
С.А.Леваневский оставлял в местах посадок памятные знаки или бутылки
с записками – в частности, бутылка с запиской была оставлена на
месте посадки самолета "Н-8" на острове Святого Лаврентия осенью
1933 года.25 Возникает предположение, которое почему-то до сих пор
не высказывалось никем – предположение о том, что "доска Попова"
была поставлена самим Леваневским и его экипажем на месте посадки
самолета, выполнявшего полет над территорией Якутии – но,
разумеется, не в роковом августе 1937 года, а на несколько лет
раньше.
Для
проверки нашей гипотезы надо установить, мог ли С.А.Леваневский
побывать на озере Себян-Кюэль осенью 1933 года или в августе 1936
года. Для этого требуется выяснить точный маршрут обоих перелетов и
фамилии членов экипажей самолетов, на которых в эти годы летал
Леваневский.
Рассмотрим возможность того, что С.А.Леваневский с экипажем побывали
на Себян-Кюэле в 1933 году. Экипаж самолета "Н-8" состоял из четырех
человек: командир – Сигизмунд Леваневский, штурман – Виктор Левченко
и два бортмеханика – Борис Моторин и Борис Крутский. Фамилия
Крутский совершенно неожиданно укладывается в то, что мы знаем о
надписи на "доске Попова" из других источников. В названной выше
статье Ю.П.Сальникова, где воспроизводится тот же самый текст
надписи на доске, сообщалось, что, кроме фамилии Леваневского, среди
других фамилий летчиков еще одна оканчивалась на -ский (к слову,
этот факт не подтвержден рассказами, которые опубликованы по итогам
поисковых экспедиций в журнале "Техника-молодежи" и в газетах). В
этой фамилии на -ский все единодушно увидели фамилию Н.Я.Галковского,
радиста с самолета "Н-209". Е.Попов также говорил, что на доске было
4 или 5 фамилий (напоминаем, что экипаж самолета "Н-209" состоял из
6 человек). Значит, возможно, что на "доске Попова" были перечислены
фамилии членов экипажа самолета "Н-8". Однако все же вероятность
того, что доска на озере Себян-Кюэль была поставлена в 1933 году во
время полета на летающей лодке "Н-8" будет весьма невелика. Дело в
том, что на этом самолете почти выработали свой ресурс двигатели,
они требовали замены, и экипаж спешил в Иркутск именно с целью
ремонта машины. Более правдоподобно предполагать, что Леваневский
прилетал на озеро Себян-Кюэль в августе 1936 года на гидросамолете
"Уолти-V-1A".26
Печатные источники, посвященные перелету С.А.Леваневского и
В.И.Левченко по маршруту Лос-Анджелес–Москва довольно
немногочисленны и не слишком широко известны – вероятно поэтому-то
никто из поисковиков 1980-х годов и не вспомнил об этом перелете,
проходившем над территорией Якутии. В одиннадцатом номере журнала
"Советская Арктика" за 1936 год была опубликована небольшая статья
самого С.А.Леваневского с названием "Наш перелет Лос-Анджелес–Москва".27
Однако в ней рассказывается только о первых днях перелета – о полете
в небе США вдоль Тихоокеанского побережья от Лос-Анджелеса до Аляски
и через Берингов пролив до Чукотки. О маршруте полета над
территорией СССР в ней ничего не говорится. Книга, посвященная
перелету Лос-Анджелес–Москва, который совершили С.А.Леваневский и
В.И.Левченко, изданная осенью 1936 года,28 каким-то образом
затерялась в массе пропагандистской литературы 1930-х годов, и о ней
знают лишь немногие специалисты. Впрочем, возможно, что ее чересчур
плакатное название "Исторический перелет Леваневского" после гибели
С.А.Леваневского и его экипажа ровно через год после полета из США в
СССР стало выглядеть шокирующим.
В
последнем, четвертом томе многотомного издания "Истории открытия и
освоения Северного Морского пути"29 события из истории нашей
полярной авиации, и в том числе дальние перелеты 1936 и 1937 годов
освещены с должной полнотой – хотя о многом мы сейчас знаем и лучше,
чем рассказывали нам в те годы авторы этого издания. И как раз здесь
можно увидеть, как со временем пелена секретности, окружавшая все
связанное с Арктикой, постепенно исчезает и становится причиной
путаницы и недомолвок при работе с публикациями разных лет изданий.
Те,
кто читают статьи о Леваневском и его экипаже, написанные в 1980-х
годах, прекрасно знают марку американского самолета, на котором
Леваневский летел из США в Москву летом 1936 года. Это был самолет "Уолти
-V-1A", купленный Советским Союзом по выбору Леваневского – летчик и
его бессменный штурман Виктор Левченко были командированы в США
специально с целью ознакомления с новинками американской
авиапромышленности. Однако в изданиях 1960-х годов марка этого
самолета не указывается – вместо нее приводится номер, присвоенный
новому самолету в отечественной полярной авиации. Как раз этот номер
самолета отсутствует во всех современных публикациях о
С.А.Леваневском, а он будет в нашей истории едва ли не самым большим
сюрпризом.
Оказывается, самолет "Уолти -V-1A", на котором Леваневский и
Левченко летели из США в Москву, в нашей полярной авиации приобрел
номер "Н-208".30 Это значит, что номер самолета, пролетевшего через
Якутию в августе 1936 года, отличался всего на одну единицу от
номера "Н-209" – номера того самого самолета ДБ-А, на котором
Леваневский с экипажем погибли почти ровно через год – в августе
1937 года.31 О том, что самолет "Уолти-V-1A" получил номер "Н-208",
упоминает и И.Н.Негенбля в своей книге,32 но не фиксирует внимание
на этом факте.
В
Бюллетене Арктического Института (1936 г., N 8-9) среди сообщений о
работе полярной авиации была помещена заметка М.Козлова "Перелет
Лос-Анджелес–Москва", также рассказывающая о полете самолета
"Н-208". Ее автором является, судя по всему, наш известный полярный
летчик Матвей Ильич Козлов.33 В этой заметке маршрут перелета
С.А.Леваневского и В.И.Левченко изложен более полно, нежели в
небольшой журнальной публикации самого С.А.Леваневского.
22
августа 1936 года самолет Леваневского и Левченко "Уолти-V-1A" с
номером "Н-208" вылетел с мыса Шмидта. С 22 по 25 августа машина и
экипаж находились в бухте Амбарчик в ожидании летной погоды. 25
августа летчики предприняли попытку вылететь в Тикси, но вернулись
назад, так как метеоусловия не позволили продолжить полет по
намеченному маршруту. Только 28 августа Леваневский и Левченко через
Тикси прибыли в Булун, откуда вылетели в направлении Жиганска. 30
августа 1936 года Леваневский вылетел из Жиганска на Якутск, однако
путь самолету преградили шквалистые ливни, и экипажу пришлось
вернуться назад в Жиганск. Только 1 сентября самолет "Н-208"
совершил перелет Жиганск – Якутск – Киренск , а 2 сентября прибыл в
Красноярск.34 И.Е.Негенбля в своей книге "Над безграничной
Арктикой", прослеживая маршрут полета самолета "Н-208" над Якутией,
указывает другую дату неудачного старта этого самолета из Жиганска
на Якутск – 31 августа.35
Посмотрим внимательно на карту Якутии. Трасса полета Жиганск–Якутск
проходит точно над поселком Сангар – центром нынешнего Кобяйского
улуса. Озеро Себян-Кюэль находится несколько в стороне от нее – оно
расположено примерно в 200 км от Сангара и приблизительно в 300 км
от Жиганска. Такие расстояния самолет "Уолти-V-1A" должен был
покрывать за час-полтора, не более – его максимальная скорость
равнялась 368 километрам в час.36 Но это еще не все – прямо над
озером Себян-Кюэль должна проходить другая воздушная трасса –
Батагай–Сангар. М.Козлов писал о полете Леваневского: "Целью
перелета являлось детальное изучение условий полета на будущей
трассе: метеорологические условия, посадочные площадки, базы
снабжения горючим, связь и др. Эта цель достигнута".37 В этом случае
озеро Себян-Кюэль, которое по навигационным расчетам представляло
собой запасной или даже основной гидроаэродром на перспективном
авиамаршруте, обязательно должно было привлечь внимание пилота
Леваневского и штурмана Левченко.
А
теперь попытаемся рассмотреть в совокупности все соображения,
которые позволяют судить о том, что "доска Попова" была поставлена
экипажем самолета "Уолти-V-1A" ("Н-208"), – то есть С.А.Леваневским
и В.И.Левченко – в последних числах августа 1936 года, какой именно
текст мог быть на ней написан, и что именно и по каким причинам
могли прочесть в 1965 году вертолетчики из экипажа Е.В.Попова.
Первое. "Доска Попова" была найдена в том самом районе, через
который проходил маршрут перелета самолета "Н-208", и на
колоссальном удалении от трассы полета самолета "Н-209".
Второе. Доска, которая якобы содержала сообщение о гибели
летчиков, найдена не в глухой тайге или тундре, а на берегу озера
вблизи жилья – там, где в 1939 году возник поселок Себян-Кюэль.
Логичнее предполагать, что вблизи места, выбранного для поселка,
будет обнаружен знак на месте посадки, нежели точка гибели самолета.
Третье. Самолет "Н-208" летел из США через Чукотку и Якутию на
поплавках и был поставлен на колеса только в Красноярске. Знак,
отмечающий место посадки гидросамолета, мог быть установлен только
на берегу озера – то есть именно там, где и нашли доску с именем
С.А.Леваневского вертолетчики из экипажа Е.В.Попова. Самолет "Н-209"
имел колесное шасси. Это еще один довод в пользу того, что "доска
Попова" – это знак на месте посадки гидроплана, а не на месте гибели
тяжелой колесной машины.
Четвертое. Поблизости от "доски Попова" был обнаружен крест на
эвенской могиле, на котором была сделана надпись о посадке здесь в
1938 году самолета Н-240 (командир – Самохин). Вероятно, само по
себе появление этой надписи как-то связано с тем, что неподалеку от
этого места находился знак, отмечающий место посадки какого-то
другого самолета – таким самолетом мог быть прежде всего самолет
"Н-208", то есть "Уолти-V-1A", пилотируемый С.А.Леваневским и
В.И.Левченко.
Пятое. В ходе поисков самолета "Н-209" в окрестностях озера
Себян-Кюэль поисковики установили, что в августе 1937 года эвены,
кочевавшие неподалеку от озера, слышали грохот. Скорее всего, если
эти сведения вообще можно принимать всерьез, то эвены-оленеводы
слышали шум мотора самолета, садившегося на озеро или взлетавшего с
озера. Те пожилые люди, кто рассказывал об этом, наверняка хорошо
помнят месяц и время года данного события (ранняя осень по эвенскому
календарю), но едва ли помнят точно календарный год и число месяца.
Шестое. Журналист Оскар Курганов, еще один участник этого
перелета, встретился с С.А.Леваневским и В.И.Левченко в Булуне и
летел с ними до Москвы. Нам известно следующее: так как на
побережье, вдоль которого осуществлялся перелет самолета "Н-208",
долгое время стояла плохая погода, имелась реальная перспектива
того, что летчики не полетят из Амбарчика на Тикси, вместо этого они
продолжат полет по другой трассе и встреча О.Курганова с ними могла
не состояться. Запасной трассой полета могла стать трасса
Нижнеколымск–Верхоянск (Батагай)–Сангар, та самая трасса, на которой
лежит озеро Себян-Кюэль. Более южный маршрут не представлял для
пилотов интереса – он уже был разведан экипажем В.С.Молокова, с
которым Леваневский встретился в Амбарчике.38 Очевидно, что штурман
Виктор Левченко изучал иной путь из Амбарчика в направлении Якутска,
и плохие метеоусловия после вылета из Жиганска 30 августа 1936 года
предоставили пилотам шанс осмотреть резервный маршрут на местности.
Седьмое. Изучим расстояния от трассы Жиганск-Якутск до озера
Себян-Кюэль. От Жиганска до устья Вилюя – самого приметного
ориентира по течению Лены – приблизительно 325 километров. От устья
Вилюя до Себян-Кюэля – около 200. От Себян-Кюэля до Жиганска –
примерно 350 километров. Напрашивается такое предположение. 30
августа 1936 года, спустя час или полтора часа после вылета из
Жиганска на Якутск, в районе устья Вилюя, в сложных метеоусловиях
Леваневский отвернул самолет "Уолти-V-1A" влево – в сторону озера
Себян-Кюэль. Меньше чем через час самолет с номером "Н-208" совершил
посадку на этом озере. Экипаж располагал достаточным количеством
времени для того, чтобы изучить условия посадки гидросамолетов на
озере Себян-Кюэль как будущем гидроаэродроме на маршруте Сангар–Батагай
(Верхоянск) и запасном аэродроме на трассе Жиганск–Якутск. При
скорости самолета около 250 км в час полетное время на весь маршрут,
включая возвращение в Жиганск, составило бы менее пяти часов.
Реально? Более чем реально. Мало того, О.Курганов в своем рассказе
об этом перелете, который вошел в его книгу "Разные годы"39,
написал, что после Жиганска летчики расстались с рекой Леной –
значит, курс самолета проходил где-то на удалении от нее.
Восьмое. Текст "доски Попова" в том виде, в каком он известен
нам, видимо, воспроизведен по памяти и с изменениями, да и сама
доска имела плохую сохранность. Если исходить из того, что
обстоятельства ее появления на берегу озера Себян-Кюэль
рассматривались поисковиками 1980-х годов как весьма драматические,
то все же очень трудно представить себе, чтобы чудом спасшийся пилот
выжигал или резал бы на доске слова "в результате катастрофы..." –
тут в трех словах содержится 21 буква и только на этот фрагмент
надписи надо потратить почти целый час.
Напомним, что доска на берегу озера Себян-Кюэль, когда ее в 1965
году обнаружили вертолетчики из экипажа Е.В.Попова, была уже в очень
плохом состоянии и текст на ней читался с большим трудом. Нельзя
было установить даже то, каким способом была сделана надпись на
доске – летчики говорили участникам поисковых экспедиций, что
"надпись вырезана ножом или выжжена", а А.Кирсанов, бортмеханик
экипажа Е.В.Попова, говорил о том, что надпись была сделана на
полосе жести от консервной банки, прибитой к дощечке гвоздями.
Однако уже то, что, по словам Е.В.Попова, буква N в надписи была
латинская, представляет собой надежное свидетельство подлинности
сообщения – в современной литературе номера самолетов полярной
авиации, начинавшихся с литеры "N", всегда воспроизводятся с
кириллическим "Н", а не с латинским.
Как мы полагаем,
командир вертолета Е.В.Попов и бортмеханик А.Кирсанов прочитали на
найденной ими доске следующее сообщение, из которого разобрали лишь
отдельные слова (в приведенном тексте они выделены полужирным
курсивом):
Здесь 13 августа 1937 года
разбился самолет N-209.
Экипаж:
С.А.Леваневский
В.И.Левченко
Н.Г.Кастанаев
Н.Н.Годовиков
Г.Т.Побежимов
Н.Я.Галковский
И вот как, по нашему мнению, должен был
выглядеть первоначальный неповрежденный и неизмененный текст этой
надписи:
Здесь 30 (31) августа 1936 года садился самолет N-208.
Экипаж:
С.А.Леваневский
В.И.Левченко
О.И.Курганов
В
основном тексте надписи разница всего в трех цифрах. В списке членов
экипажей две фамилии совпадают.
О
причине того, почему надпись на "доске Попова" имеет разное
прочтение, можно сделать два допущения. Если памятный знак,
установленный в 1936 году и доска, которую видели вертолетчики из
экипажа Е.В.Попова в 1965 году – это один и тот же предмет, то
возможно, что отмеченные нами три цифры – 7 вместо 6 в годе, 13
вместо 30 или 31 в числе того же самого месяца – августа – и 9
вместо 8 в номере самолета – были неверно прочитаны ими из-за плохой
сохранности надписи на доске.
Но
нельзя исключить и другую возможность. Если известный нам текст
надписи на "доске Попова" воспроизведен дословно с правильно
прочитанной датой и словами "в результате катастрофы", то имеется
вероятность того, что подлинный знак на месте посадки самолета
"Н-208" мог быть заменен кем-то примерно в 40-е или 50-е годы ХХ
века на импровизированный могильный памятник экипажу самолета
"Н-209". И как раз этот памятник и был найден впоследствии на берегу
озера Себян-Кюэль.
Представим себе следующую ситуацию. Кто-то из жителей поселка
Себян-Кюэль (причем из числа приезжих, грамотных и образованных) в
1940-е годы обнаруживает на берегу озера знак посадки самолета
"Н-208" с фамилией командира экипажа С.А.Леваневского. Этот знак
находится вблизи эвенской могилы – той, на кресте которой сделана
надпись о посадке самолета "Н-240". Идет война, летчики гибнут на
фронте и в тылу – при перегоне самолетов из Аляски через Чукотку и
Якутию в Красноярск и далее на запад. По соседству на берегу другого
озера находится доска, напоминающая о гибели пассажирского самолета
"Н-263" в 1940 году – о таком событии, о котором должны были знать и
должны были долго помнить жители всего административного района. В
такое время и в таких условиях по прошествии нескольких лет знак на
месте посадки самолета можно было принять за могильный памятник,
каких немало на Севере. Очень возможно, что тот, кто обнаружил доску
с надписью и принял ее за могилу летчиков, решил обновить памятник.
Что
произойдет в этом случае? Не имея представления о таком событии 1936
года, как перелет С.А.Леваневского и В.И.Левченко по маршруту
Лос-Анджелес–Москва, но твердо зная о том, что Леваневский погиб в
1937 году, автор такой находки вполне мог из самых благих
соображений заменить подлинный знак на месте посадки Леваневского в
1936 году (номер самолета – "Н-208") на памятную доску с сообщением
о гибели экипажа Леваневского в 1937 году на самолете "Н-209" – вот
тогда-то на ней и могли появиться слова "в результате катастрофы",
составляющие 21 букву, и фамилии всех членов экипажа самолета
"Н-209". О том, что С.А.Леваневский и его экипаж погибли в Арктике,
знали многие. Но далеко не все знали о том, что они пропали без
вести в высоких широтах.
Кажется, что у нас нет никаких надежд на то, что "доска Попова" еще
может быть обнаружена. Хотя нельзя исключать того, что она могла
быть передана в какой-нибудь региональный краеведческий музей в
Жиганске, Сангаре или сохранилась в каком-либо аэропорту Якутии
среди предметов, связанных с историей местной авиации. Если доска
была подлинной (оговариваем еще раз, что нельзя полностью исключать
возможность позднейшей замены знака посадки самолета "Н-208" на
памятник экипажу самолета "Н-209"!), и надпись на этой доске позже
была бы прочитана более внимательно, то эту доску уже не связывали
бы с гибелью Леваневского в 1937 году, и она перестала бы вызывать
жгучий интерес у тех, кто снял ее с берега озера.
Понятно, что пока наше изложение – не более чем гипотеза. Прояснить
ее могут только полетные карты и штурманские записи Виктора
Левченко, относящиеся к перелету Лос-Анджелес–Москва. Но в
рассмотренных нами двух событиях, связываемых с озером Себян-Кюэль,
уж слишком много совпадений в датах, именах и цифрах, чтобы признать
их случайными.
Подведем некоторые итоги. Совершенно ясно, что "доска Попова" с
фамилией Леваневского и номером его самолета на самом деле
находилась на берегу озера Себян-Кюэль там, где ее видели летчики,
геологи и местные жители. А.Кирсанов, бортмеханик Е.В.Попова, в 1982
году с обидой говорил участникам поисковой экспедиции: "Не надо
делать из нас идиотов, как пытаются некоторые".40 Сообщение
вертолетчиков о находке на берегу озера было на 100 процентов
правдой и теперь более ни в коей мере не вызывает недоверия. Можно
не сомневаться – "доска Попова" существовала, причем это был ценный
памятник истории отечественной полярной авиации, и нам искренне жаль
этой потери. Однако у нас есть все основания считать, что эта доска
с надписью была установлена экипажем самолета "Н-208"
("Уолти-V-1A"), пилотируемого С.А.Леваневским и В.И.Левченко в
августе 1936 года. Таким образом, "якутская версия", согласно
которой самолет Н-209 погиб в августе 1937 года на озере Себян-Кюэль,
по существу может считаться закрытой.
Даже
странно, что в наши дни, спустя 20 лет после завершения поисковых
работ на озере Себян-Кюэль, в журнале "Чудеса и приключения"
появляется статья И.Боечина "И все-таки "якутский вариант"".41 В
этой статье приводится рассказ некоего стереотопографа, и согласно
этому рассказу очевидца, четырехмоторный самолет с гладкой обшивкой
и номером 209 на киле лежит на западном склоне Верхоянского хребта.
Хочется задать сразу несколько вопросов – как зовут этого
стереотопографа, где он был 20 лет назад, когда начинались поиски
самолета С.А.Леваневского на Себян-Кюэле и почему он молчал столько
времени? Как явствует из изложения И.Боечина, рассказчик, бесспорно,
хорошо знает литературу о поисках самолета "Н-209" и отмечает такие
детали, которые придают его словам сходство с правдой, например,
гладкую фактуру обшивки, отличавшую четырехмоторный самолет ДБ-А от
самолетов ТБ-3, также имевших четыре мотора. Странно тут одно – в
архивах сохранилось довольно много фотографий самолета "Н-209", и на
одной из них он снят на взлете точно с правого борта. На этом редком
снимке видно: у самолета "Н-209" не было номера на киле... Есть в
этом рассказе и другие детали, не внушающие доверия – например, цвет
обшивки самолета. В хронике авиакатастроф в Якутии, которая включена
в качестве приложения в недавно вышедшую книгу по истории авиации в
Якутии,42 о катастрофе самолета на склонах Верхоянского хребта
ничего не говорится, и есть серьезные основания думать, что
публикаторы новых рассказов, поддерживающих "якутскую версию"
исчезновения самолета "Н-209", попросту не знают о существовании
такой хроники.
Широкий масштаб поисков самолета "Н-209", предпринятых в 1970-е и
1980-е годы позволил их участникам сделать ряд интересных находок,
связанных с освоением воздушного пространства Российского Севера, и
в том числе с именем С.А.Леваневского. В начале 80-х годов в долине
реки Кавы (верховья реки Тауй) на юге Магаданской области был
обнаружен четырехмоторный самолет, похожий на "Н-209", однако при
детальном обследовании находки выяснилось, что это "ТБ-3",
выпущенный в 1938-39-м годах.43 Этот самолет принадлежал Дальстрою и
потерпел аварию при перелете из Хабаровска в Магадан, зацепившись за
склон сопки в плохих метеоусловиях, при этом экипаж и пассажиры
остались живы. Появились также отрывочные сведения о том, что в
августе 1937 года большой самолет упал в Чукотское море в районе
Колючинской губы. Исследования на местности в этом районе привели к
находке гурия с запиской: "Упали море иду [в] Ванкарем. С.Л."44,
однако позже было установлено, что этот гурий был сложен в 1934 году
после аварии "Флейстера" в ходе операции по спасению челюскинцев.
Рассказы местных жителей о том, что в окрестностях Колючинской губы
на Чукотке будто бы в августе 1937 года потерпел катастрофу большой
самолет,45 которые заинтриговали авиаторов Чукотки в связи с
поисками самолета "Н-209", как мы можем думать, повествуют о
реальном событии – но о том событии, которое имело место в двадцатых
числах августа 1928 года, когда как раз в тех местах потерпел аварию
самолет "Советский Север". В тот день самолет типа "Дорнье-Валь"
после посадки во время шторма был выброшен на берег и погиб, а его
экипаж (командир А.А.Волынский, второй пилот Е.М.Кошелев,
летчик-наблюдатель Н.Н.Родзевич, старший механик С.И.Борисенко,
начальник экспедиции Г.Д.Красинский) пешком благополучно добрался до
Лаврентия.46 Возможно, что местные жители-чукчи по прошествии
нескольких десятилетий помнили время года этого происшествия –
летом, когда море было свободно от льдов, но, называя дату аварии
самолета, допустили ошибку в 9 лет. Теперь можно быть уверенным, что
рассказы чукчей могли повествовать о реальном происшествии, но оно
совершенно не имеет отношения к полету С.А.Леваневского на самолете
"Н-209" в августе 1937 года.
В
наступившем столетии остаются актуальными три версии о судьбе
самолета "Н-209" и его экипажа. Все они в географическом отношении
укладываются в треугольник, одна вершина которого находится на
Северном полюсе, а две другие – в Анкоридже и Доусоне, тех городах,
которые служили запасными аэродромами для завершения полета самолета
"Н-209", если какие-либо обстоятельства не позволят экипажу
совершить посадку в Фэрбанксе, конечном пункте беспосадочного
перелета. Версия первая – самолет С.А.Леваневского потерпел аварию
или совершил вынужденную посадку в высоких широтах Арктики примерно
на 83 градусе северной широты. Версия вторая – самолет "Н-209"
долетел по 148 меридиану почти до самого побережья Аляски и упал в
море Бофорта поблизости от островов Тетис и Спай, как об этом
рассказывали эскимосы. Версия третья, которая почти не проверялась –
экипаж вел самолет "Н-209" точно по намеченному курсу, но самолет
потерпел аварию на северных склонах хребта Брукс на Аляске,
вероятнее всего в одной из узких горных долин, которые были закрыты
низкой облачностью или туманом. Две последние версии активно
разрабатываются российскими и американскими энтузиастами,
продолжающими поиски самолета С.А.Леваневского и его экипажа.47
Которая из версий ближе к истине, в какой точке "треугольника
Леваневского" будет обнаружен пропавший самолет – суждено узнать
будущим поколениям.
Примечания
1.
Зингер М.Э. Сигизмунд Леваневский. М., 1939.
2.
Зингер М.Э. Путь героя. М., 1958.
3.
Сальников Ю.П. Жизнь, отданная Арктике. М., 1984.
4.
Бурыкин А.А. Ушедшие в арктическое небо //Новый Часовой, 2000, N 10.
С.149-173.
5.
Аккуратов В.И. Надо искать! // Техника-молодежи, 1982, N 11. С.55.
6.
Аккуратов В.И. Надо искать! // Техника-молодежи, 1982, N 11.
С.50-55; Он же. Три версии – какой отдать предпочтение? //
Техника-молодежи, 1983, N 1. С.61-63. Он же. Пока – только версии //
Техника-молодежи, 1988, N 3. С.43-44.
Алексеев Д. Посадку будем делать в 34.00 //Техника-молодежи, 1982, N
10. С.58-60; Марусяч Е. Где искать Н-209// Техника-молодежи, 1988, N
3. С.41-42; Боечин И. Неразгаданная тайна Арктики
//Техника-молодежи, 1988, N 3. С.40-41. Новокшонов П. Где пропал
Н-209? // Техника-молодежи, 1982, N 10. С.60-62; Алексеев Д. Посадку
будем делать в 34.00 // Техника-молодежи, 1982, N 10. С.58-60;
Чванов М. Загадка озера Себян-Кюэль //Техника-молодежи, 1983, N 1.
С.58-60. См. еще: Алексеев Д.А., Новокшонов П.А. По следам
"таинственных путешествий". М., 1988. С.105, 106, 111.
7.
Сальников Ю.П. Неизвестный квадрат Леваневского // Вокруг света,
1981, N 1. С.38-41.
8.
Негенбля И.Е. Над безграничной Арктикой. Якутск, 1997. С.270.
9.
Орлов А. 1) Тайна Себян-Кюэля //Социалистическая Якутия, 1984, 23 и
24 августа; 2) Наступление на тайну Себян-Кюэля //Социалистическая
Якутия, 1985, 7 июня; Прибыткина В. Еще один шаг к разгадке тайны
Себян-Кюэля // Социалистическая Якутия, 1985, 29 июня.
10.
Чванов М. 1) Загадка озера Себян-Кюэль //Техника-молодежи, 1983, N
1. С.58-60; 2) В поисках Леваневского //Советская Башкирия, 1982, 20
октября, и ряд его же публикаций в газете "Советская Россия".
11.
Орлов А. Самолет найден //Социалистическая Якутия, 1985, 20 августа.
12. Об
этом рассказывала Н.М.Соловьева, заведующая музеем Академии
гражданской авиации (Санкт-Петербург),одна из участниц экспедиций на
озеро Себян-Кюэль. Автор выражает благодарность за это сообщение
Валентине Викторовне Левченко, дочери штурмана экипажа самолета
"Н-209" Виктора Ивановича Левченко.
13.
См.: [Без подписи]. До фронта не долетели... //Гражданская авиация,
1995, N 5. С. 38-40.
14.
Этот самолет обнаруживали несколько раз. В начале 1980-х годов,
когда он был замечен с воздуха сеймчанскими авиаторами, выяснилось,
что около лежащего на земле самолета были похоронены три члена
экипажа, и их захоронение было датировано 1948 годом – это означает,
что пропавший во время войны самолет впервые был найден примерно в
указанное время. В настоящее время экипаж этого самолета
перезахоронен на кладбище в пос. Сеймчан Магаданской области, а
фрагменты самолета хранятся в Сеймчанском краеведческом музее и
Магаданском областном краеведческом музее.
15.
Чванов М. "Посажу машину на лед" //Советская Россия, 1986, 5
декабря.
16.
Бурыкин А.А. Тайна "Н-209": все ли версии изучены? //Восток России,
1992, август, № 31 (52). C.17.
17.
Чванов М. Загадка озера Себян-Кюэль //Техника-молодежи, 1983, N 1.
С.60.
18.
[Без подписи]. Поиски экипажа Леваневского //Советская Арктика,
1937, № 12. С.103-104.
19.
См.: Зингер М.Э. Павел Головин. М., 1940. С. 73..
20.
Бурыкин А.А. Хроника морских катастроф и аварий на Северном морском
пути в ХХ веке //Новый Часовой, 2001, № 11-12. С.399.
21.
Аккуратов В.И. В высоких широтах М., 1947. С. 96. Он же. Покоренная
Арктика. М., 1948. С.84.
22.
Бурыкин А.А. Путешественник, дневник, книга и редактор: к проблеме
филологического анализа описаний путешествий в исторических и
этнографических исследованиях //Культурное пространство путешествия.
Материалы научного форума 8-10 апреля 2003 г. СПб., 2003. С.264-265.
Разночтения в расшифровке текста относятся за счет разной передачи
цифровых элементов кода, а интерпретация радиограммы целиком и
полностью зависит в своей модальности от профессии принимающего:
если в штабе перелета в Москве радиограмма об отказе мотора могла
вызвать панику, то для В.И.Аккуратова, штурмана-радиста самолета
четырехмоторного самолета ТБ-3 (номер Н-169, командир экипажа
И.П.Мазурук) неисправность одного мотора явно не была чем-то
катастрофическим.
23.
Негенбля И.Е. Над безграничной Арктикой. Якутск, 1997. С.270.
24.
Вяткин Л.М. Трагедии воздушного океана. М., 1999. С. 207-223. Из
новых изданий, где рассказывается об исчезновении самолета "Н-209" и
его экипажа летом 1937 года, см. еще: Каминский Ю.А. Кремлевские
перелеты. М., 1998; ХХ век. От катастрофы к катастрофе. М., 1999.
С.319-322; Великие тайны ХХ века. М., 2001. С.207-213.
25.
Сальников Ю.П. Жизнь, отданная Арктике. М., 1984. С.58.
26.
Впервые данное предположение было высказано нами в статье: Бурыкин
А.А. Леваневский здесь был, но не погиб! //Чудеса и приключения,
2001, N 6. С. 27-29.
27.
Леваневский С.А. Наш перелет Лос-Анжелос-Москва //Советская Арктика,
1936, N 11.С.16-19.
28.
Исторический перелет Леваневского. М., 1936.
29.
История открытия и освоения Северного Морского пути. Т. 4. Л., 1969.
30.
Зингер. М.Э. Сигизмунд Леваневский. М., 1939. С.114; История
открытия и освоения Северного морского пути. Т.4. Л., 1969. С. 381.
31.
Это же означает, что самолет ДБ-А получил номер "Н-209" где-то
вскоре после августа 1936 года, и, следовательно, уже с этого
времени он предназначался для выполнения перелета из Москвы в США.
Данное обстоятельство среди прочего свидетельствует о том, что
подготовка рокового перелета на этом самолете велась почти целый
год.
32.
Негенбля И.Е. Над безграничной Арктикой. Якутск, 1997. С.221.
33. О
нем см.: Негенбля И.Е. "...Безвыходных ситуаций не бывает" //
Якутский архив, 2002, № 4 (8). С.112-116.
34.
Козлов М. Перелет Лос-Анжелос-Москва //Бюллетень Арктического
Института, 1936, N 8-9. С.351.
35.
Негенбля И.Е. Над безграничной Арктикой. Якутск, 1997. С.224.
36.
Там же. С.220.
37.
Козлов М. Перелет Лос-Анжелос-Москва //Бюллетень Арктического
Института, 1936, N 8-9. С.350.
38. Об
этом полете В.С.Молокова на самолете "Н-2" (штурман А.А.Ритслянд,
бортмеханики Г.Т.Побежимов и В.И.Мишенков) см.: Негенбля И.Е. Над
безграничной Арктикой. С.197-210.
39.
Курганов О.И. В разные годы. М., 1981. С.18-21.
40.
Чванов М. Загадка озера Себян-Кюэль //Техника-молодежи, 1983, № 1.
С. 62.
41.
Боечин И. И все-таки "якутский вариант" //Чудеса и приключения,
2002, № 1. С.30-33.
42.
Авиации Якутии – 75 лет. События и люди. Якутск, 2000.
43.
Коноплев Е. Цифры на крыльях // Техника-молодежи, 1982, N 12. С.
34-35, и статьи М.Чванова в газете "Советская Россия" за 1982 г.
44.
Коноплев Е. Цифры на крыльях // Техника-молодежи, 1982, N 12. С.
34-35; Аккуратов В.И. Три версии – какой отдать предпочтение? //
Техника-молодежи, 1983, N 1. С.61-63.
45.
см. Коноплев Е. Цифры на крыльях //Техника-молодежи, 1982. N
12.С.35.
46.
См. об этом: Негенбля И.Е. Над безграничной Арктикой. С.128-135.
47. См.: Ильвес М. Можно
ли найти самолет Леваневского? //Восточный форпост ,[Магадан], 2001,
№ 1 (4). С.12-15.