Создание Северо-Восточного федерального университета – знаковое
событие, признание огромных возможностей республики как локомотива
развития Дальнего Востока. Поэтому новый университет был объявлен
Президентом Республики Саха (Якутия) В.А.Штыровым мегапроектом
республики №1.
Вся деятельность СВФУ направлена на формирование модели
университета мирового уровня.
Наряду с основными направлениями деятельности определены 5
важнейших задач развития университета:
- модернизация содержания и организации образовательного процесса
с учетом мировых тенденций развития техники и технологии
образования;
- модернизация материально-технической базы, инфраструктуры
университета, ориентированной на прорыв по основным направлениям
развития университета;
- развитие кадрового потенциала на основе формирования
качественного контингента обучающихся с учетом перспектив развития;
- модернизация структуры университета и повышение эффективности
управления;
- модернизация научно-исследовательского процесса, актуализация
инновационной деятельности с учетом перспектив
социально-экономического развития региона.
По каждому из этих направлений начата работа, во всех сферах
жизни СВФУ идут преобразования. В образовательной деятельности –
вводятся новые специальности, если в 2009 году было 88, то с 1
сентября 2010 года – 95. План приема в этом году составил 2365 мест
за счет федерального бюджета по 95 специальностям и направлениям, в
том числе бакалавриат – 9 направлений, магистратура – по 4
образовательным программам. Запрос на целевой прием по заказам
предприятий, учреждений, государственных и муниципальных образований
Республики Саха (Якутия), Магаданской области, Красноярского края
составил 1252 места. При поддержке Президента РС(Я) Е.А.Борисова
впервые утвержден госзаказ республики на 150 мест. Ученым советом
университета повышены нижние границы проходных баллов, что позволило
повысить качественный состав студентов СВФУ, средний балл по
отдельным предметам выше, чем в вузах Дальнего Востока. Таким
образом принято всего на первый курс на бюджетной основе – 2515
студентов, что на 6% выше приема прошлого года.
Новые учредительные документы по созданию СВФУ утверждены, 31 мая
утвержден Устав, 30 июня подписано с МОН РФ Соглашение о субсидиях
на возмещение затрат на оказание услуг, 1 июля открыты расчетные
счета СВФУ. Приказом федерального министра А.А.Фурсенко создан
Наблюдательный Совет СВФУ и утверждены члены НС. От СВФУ избраны:
А.Н.Алексеев, А.С.Саввин и Н.Г.Чиряева. Наталья Гавриловна избрана
секретарем НС СВФУ, председателем Наблюдательного Совета избран
Сергей Николаевич Мазуренко – заместитель министра образования и
науки Российской Федерации.
7 октября 2010 года Правительством Российской Федерации одобрена
Программа развития СВФУ, разработанная с учетом опыта и результатов
модернизации образовательной, научно-исследовательской и
инновационной деятельности, проведенной в ЯГУ в 2007-2008 гг., а
также опыта создания других федеральных университетов.
В Программе развития СВФУ определены 6 приоритетных направлений
развития. Одно общесистемное и пять направленных на формирование
точек роста университета, это, во-первых, новое качество
университета; во-вторых, экологическая безопасность и технологически
эффективное воспроизводство минерально-сырьевой базы, рациональное
природопользование; в-третьих, наукоемкие технологии и производства
в условиях Севера; в-четвертых, качество жизни на Севере; в-пятых,
сохранение и развитие культуры народов Арктики; в-шестых,
аналитическая и кадровая поддержка инновационного
социально-экономического развития Северо-Востока России. По этим
направлениям в проекте Программы развития СВФУ запланированы 13
проектов в составе 98 мероприятий, сгруппированных по 5 названным
задачам системного комплекса устойчивости и качества
функционирования университета.
Наш основной проект «Новое качество университета» объединяет 24
мероприятия, реализация которых должна сформировать современные
конкурентные преимущества СВФУ как федерального университета. Эти
мероприятия направлены на реформирование и совершенствование
учебно-образовательного процесса, модернизацию
научно-исследовательского процесса, кардинальное повышение
профессионального уровня кадровых ресурсов и контингента
обучающихся, инфраструктурное развитие, совершенствование
управленческих и организационных систем университета. И в этом плане
первая и основная конкретная задача этого учебного года – подготовка
профессорско-преподавательского состава, руководителей подразделений
СВФУ, администраторов организации и ведению образовательной
деятельности в современном формате, отвечающем задачам и новым
требованиям, способствующим процессу становления и развития СВФУ.
Как мы все понимаем, становление федерального университета –
длительный процесс, требующий усиления и обновления кадрового
потенциала, укрепления и развития адекватной инфраструктуры и
формирования эффективной организационной структуры университета.
Поэтому 2010-2011 годы определены как организационный этап создания
СВФУ, в эти годы мы должны провести внутреннюю реорганизацию,
разработать и внедрить систему стратегического планирования и
мониторинга процессов развития как основы динамичного развития
университета. Для чего планируется решение ряда задач:
- создание СВФУ в форме автономного учреждения, утверждение
структуры университета, создание системы управления вузом;
- реорганизация в форме присоединения к СВФУ других ОУ, ФГНУ,
проведение аудита, инвентаризация и организация рационального
использования помещений, научного и учебно-лабораторного
оборудования, информационно-коммуникативной и хозяйственной
структуры университета;
- разработка, утверждение и реализация Программы развития СВФУ и
программ развития институтов, факультетов и научных подразделений
университета на 2010-2019 годы;
- создание системы стратегического планирования и мониторинга
процессов развития (общеуниверситетского и отдельно по
учебно-научным подразделениям);
- разработка нормативно-правового обеспечения деятельности СВФУ,
внедрение элементов системы менеджмента качества;
- организация стратегического партнерства с ведущими российскими
компаниями по проведению НИОКР и подготовке специалистов;
- разработка единой учебно-методической базы многоуровневого
профессионального образования по всем направлениям обучения,
проведение аудита и формирование инновационных образовательных
программ, ресурсов и технологий;
- проектирование архитектуры корпоративной сети, определение ЕИОС,
внедрение ее основных модулей;
- разработка проектно-сметной документации и начало строительства
первой очереди комплекса общежитий СВФУ;
- разработка и утверждение генерального плана кампуса СВФУ.
Как известно, главное – не разработка правильной стратегии и
определение целей и задач, а формирование стратегического мышления у
членов коллектива, я бы даже обозначила – настроя, настроения людей
и, конечно же, объединение деятельности всего коллектива.
Модель «наверху думают – внизу выполняют» должна уступить место
интегративному мышлению и действию на всех уровнях, сближению
взглядов членов коллектива относительно задач и планов становления
университета. Мы с вами знаем, что успех деятельности той или иной
организации в значительной степени зависит оттого, насколько
сотрудники этой организации объединены общими усилиями и общим
отношением к своему труду. Как известно, мощным стратегическим
инструментом, позволяющим ориентировать все подразделения и
отдельных лиц на единые цели, мобилизовать инициативу сотрудников,
обеспечивать и облегчать общение, является корпоративная культура.
Именно она делает организацию или учреждение уникальной, формирует
ее историю и организационную структуру, правила коммуникации и
принятия решений, внутренние традиции и ритуалы. Необходимость
создания и развития федерального университета в новых условиях
требует от нас новых целей и задач, они определены. И я думаю, что
мы все понимаем, что эти цели и задачи могут быть достигнуты только
в том случае, если они разделяются не только руководством, но и
большинством членов коллектива университета. Известно, что
корпоративная культура – это комплекс разделяемых всеми членами
коллектива ценностей, представлений, понятий и убеждений, а также
поведенческих норм и артефактов, которые создает организация по мере
преодоления препятствий внутреннего и внешнего характера на пути к
успеху и развитию. Она становится атрибутом современного учреждения,
обретает функциональную направленность, которая предопределяет
совпадение ценностей организации и работника, качественное улучшение
их совместной жизнедеятельности.
Известно, что у каждой организации – своя культура. Подобно тому,
как характер человека влияет на его поведение и поступки,
организационная культура влияет на поведение, мнение и действия
людей в учреждении. Под непосредственным влиянием корпоративной
культуры – упрочение связей (социальное партнерство) сотрудников с
руководством, объединение (солидарность) работников всех уровней на
основе ценностей, норм и традиций организации или учреждения,
повышение их ответственности за качество деятельности. Наверное, не
раз мы читали старинное изречение: «Я не слышу, что вы говорите,
потому что ваши поступки говорят громче, чем слова». Позиция и
поведение руководителей на любом уровне – это образец, на который
равняются сотрудники, преподаватели и, конечно, обучающиеся.
Не из вывешенных на стене лозунгов или декларируемых принципов
сотрудники узнают о культуре руководителей, а из наблюдаемых
поведенческих поступков, реакций. СВФУ будет делегировать
преподавателям и сотрудникам все большие полномочия и
ответственность, привлекать преподавателей и сотрудников к принятию
управленческих решений. Мы организуем четкий контроль за конечными
результатами работы. Создание коллектива, где дисциплина и порядок
являются нормой, занимает много времени и сил. Основу корпоративной
культуры СВФУ будет составлять постулат, согласно которому успех и
развитие будут обусловлены не столько жестким контролем, сколько
воспитанием чувства дисциплины в повседневной деятельности
сотрудников и преподавателей, администраторов и руководителей.
Обобщая сказанное, отмечу – мы выбрали стратегию развития. И наш
ориентир – высокий профессионализм и культура взаимоотношений.
Первым шагом на пути сплочения коллектива для достижения единых
целей будет разработка проектов документов вуза о корпоративной
культуре, Кодекса корпоративного поведения сотрудников и студентов
СВФУ. Эти проекты уже обсуждаются широко и будут приняты на
различных уровнях.
Учебный год мы начали оптимистично, во-первых, количество
желающих учиться в СВФУ увеличилось, несмотря на повышенные баллы по
отдельным предметам, качественный набор состоялся. В конце июля 2010
года Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова
признан лауреатом Межрегионального конкурса «Лучшие вузы
Дальневосточного федерального округа – 2010» и включен в
национальный реестр «Знак качества». Это знак общественного
признания деятельности университета и высокой оценки
профессионального уровня подготовки специалистов. Конкурс проводит
ООО «Статэксперт» (г.Екатеринбург), специализирующееся на
социологических и маркетинговых исследованиях. Результаты конкурса
подводятся на основе публикаций отраслевых рейтингов и по данным
экономической аналитики.
Увенчалось успехом участие СВФУ в 2-х федеральных конкурсах –
заявка «Развитие инновационной инфраструктуры «Арктический
инновационный центр СВФУ» получила поддержку в числе 56 программ
ведущих вузов РФ и проект «Создание комплексной экологически
безопасной инновационной технологии добычи и переработки
алмазоносных руд в условиях Севера», подготовленный СВФУ и АК «АЛРОСА»,
занял почетное шестое место среди 57 победителей открытого
публичного конкурса по отбору организаций на право получения
субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию
высокотехнологичного производства.
Этот учебный год должен стать прорывным в разработке собственной
политики СВФУ по обеспечению качества образования, обеспечению
процедуры гарантии качества и соответствия стандартам по реализуемым
образовательным программам и присваиваемым квалификациям.
Для меня всегда главным ресурсом во всем являются люди, и я очень
надеюсь на конструктивную работу, активность преподавателей,
сотрудников и студентов. Поэтому подчеркну еще раз: успех,
достижение цели будет определяться тем, насколько ответственно все
вовлеченные стороны подойдут к решению сформулированных задач.