Единство бетонной плиты
Кто знает, что в 70-80-е годы в СССР
существовало около 250 андеграундных журналов, посвященных
рок-музыке? Своя журналистика, психология, чуть ли не философия...
Не все в них было, конечно, хорошо, и далеко не все они отвечали
критериям качества, но лучшие из них — московские «Ухо», «Урлайт»,
ленинградское «Рок-си» (обычно это были просто стопки машинописных
страниц, на первой из которых было написано название журнала,
фотографии и оформление утрачивались уже на второй или третьей
стадии перепечатки) — эти журналы ходили по рукам в кругах
музыкантов и наиболее просвещенных фанов, их знали все, кому было
нужно, и они задавали тон и во многом определяли вкусы и взгляды
всего т.н. «любительского» рока страны.
Кто-то подметил, что в наше время ни одно
издание масс-медиа в России не обходится без упоминания о
Б.Гребенщикове. Мой литинститутский друг Арсений Янковский (ныне
активный деятель общества «Мемориал») однажды пошутил, что даже у
Визбора (в какой-то песне про альпинистов) есть строчка про
Гребенщикова: «Но слишком гребень был крут...» Вот и мы сейчас
успешно вляпаемся в эту же лужу.
Итак, вопрос: кто был создателем первого в
стране журнала про рок? Ответ: он, он, БГ... В 1977 году он основал
в Ленинграде журнал «Рокси», был его редактором (а через два года
передал эстафету другим).
В Москве (вероятно, во многом под влиянием «Рокси»)
в 1981 году появился журнал «Зеркало» Артемия Троицкого, из которого
впоследствии выросли «Ухо», «Урлайт», «Контр Культ Ур'а» (самого
«Дядю Ко» Троицкого «ушли» еще на стадии «Уха» его более молодые и
значительно более политизированные «сотрудники»).
Что отличало эти журналы от изданий официоза?
Стиль, язык, взгляды, вкусы, оформление — в общем, едва ли не все.
Это была особая, иная реальность, где кипели
страсти, сталкивались мнения, происходили собственные «разборки» и
пр. Здесь была своя «табель о рангах», свои кумиры («Аквариум»,
«Зоопарк», «Кино», «Мухомор», Сергей Рыженко и др.), свои объекты
критики («продавшийся» Макаревич, пытавшееся «продаться»
«Воскресенье» и т.п.), о всяких же «Песнярах» и «Самоцветах» вообще
не считали нужным даже упоминать — вся подобная братия считалась
просто ниже уровня обсуждения. И все это излагалось свободным,
естественным языком, каким люди официоза осмеливались, быть может,
говорить разве что у себя на кухне.
Разумеется, не дремало и КГБ. В конце 1983 года
«Ухо» было разогнано, его редакция подверглась различным репрессиям.
Ребята ушли в глухое подполье и вскоре основали «Урлайт», где
конспирация доходила до того, что во избежание стилистической
экспертизы статьи переводились на английский, а затем другими людьми
— снова на русский.
Гонениям со стороны чекистов подвергались также
журнал «Попc» и «Рокси» (редактора А.Старцева несколько раз выгоняли
с работы и пр.).
Конец всему положила т.н. «перестройка». Травля
самиздата прекратилась, но, с другой стороны, не стало и самого
самиздата — основная часть авторов ушла в официальную журналистику
(редакция того же «Урлайта» перекочевала в «20 комнату» журнала
«Юность»), те издания, что продолжали выходить, уже не имели былого
резонанса и фактически оказались замкнуты в своем узком кругу (с
появлением множества публикаций о роке в официальной периодике,
интерес к самиздату, естественно, резко упал), новые же, взявшие
ориентацию на легальную деятельность (московский журнал «Контр Культ
Ур'а», таллиннская газета «333»), несмотря на высокое качество как
полиграфии, так и уровня публицистики, оказались явно не готовы к
выживанию в рыночных условиях и, сделав по 3-4 номера, прекратили
существование.
«Раньше было единство бетонной плиты под
прессом», — обмолвился однажды БГ о временах андеграунда.
Исчезла плита, не стало и единства в
рок-кругах. А может, не стало и самого рока? «Рок уходит», — то ли
дело слышу я от знакомых. Но... «Рок — не временная мода, он
вытеснит все остальные формы, и рок будет всегда», — говорил один из
пионеров рок-н-ролла Чак Берри.
В конце октября 1986 года состоялись первые
официальные концерты группы «Аквариум» во Дворце спорта «Юбилейный».
За неделю до этого события я встречался с редактором «Рокси»
А.Старцевым, и Саша был настроен довольно пессимистически: «Рекламы
нет, Ленконцерт дал плохую аппаратуру» и т.п. Некоторая реклама все
же, отмечу ради справедливости, имела место. Я видел афиши: у дверей
Рок-клуба на ул. Рубинштейна (которая через день была вырезана с
корнем — т.е. со всем тем, что лепили еще до нее — неизвестными
фанами); на Пушкинской площади (здесь кто-то, менее сообразительный,
ухитрился отскоблить одну лишь Борину физиономию) и в одном из
подземных переходов метро, в застекленном концертном киоске (по
каковой причине, она, вероятно, и уцелела). Мне довелось побывать на
одном из первых концертов (то ли на 2-й, то ли на 3-й день). Звук
действительно был ужасный (к тому же, как говорил потом БГ, его
несколько раз било током по губам от микрофона), но это ничуть не
умалило праздничной эйфории, царившей в зале.
Когда я вспоминаю об этом концерте, я вижу
пригорюнившегося за кулисами Севу Гаккеля (во время исполнения одной
из песен, где не использовалась его виолончель), в усталой фигуре
которого читалось примерно следующее: «Ну вот, сколько лет было
отдано этой музыке, и наконец-то...» Помню, как в перерыве ребята из
«Аквариума» сбежались к боковому выходу и возбужденные их лица,
казалось, говорили: «Прорвались! Мы прорвались!»...
«То были дни, но что же с нами сталось?..» —
как писала (правда о другом поколении советской молодежи) поэтесса
Маргарита Пушкина («профессиональная хиппи», по определению
А.Троицкого) в поэме «Ностальгия».
В пору упомянутых выше концертов я уже два года
занимался рок-самиздатом, участвовал в издании журнала «Попc»
(история которого помещена на следующих страницах). Откровенно
говоря, вряд ли мы всерьез были достойны тех высоких слов, что
высказаны в наш адрес автором «Золотого подполья», типа
«бесстрашие», «гражданская честность» и пр. Конечно, трогательно
читать о себе подобные вещи, но и забавно... Нельзя сказать, что мы
совсем не отдавали себе отчета в опасности подобной деятельности, но
и легкомыслия (по молодости) было в избытке, а главное — просто
огромного желания ДЕЛАТЬ СВОЙ ЖУРНАЛ О РОКЕ, и по сравнению с этим
кайфом все остальное отходило на второй план. Так же, как и вопросы
вроде «что мы хотели этим сказать» — в нашем случае это было бы все
равно, что спрашивать у человека, с какой целью он овладел любимой
женщиной. Впрочем, все это уже история...
А.Семенов