Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

 

ИЛИН

1-2 (44-45) 2007

Историко-географический, культурологический журнал

Рамазан Абдулатипов:
"Духовное единство – это понимание, приятие друг друга, сотворчество культур…"

Интервью

В семье единой

Совет Ассамблеи народов Якутии

Татьяна Парникова
Ассамблея народов Республики Саха (Якутия) за развитие национальной культуры и духовного потенциала

Координационный совет Конгресса народа саха

Якутская община "Саха аймах" Алданского района

Тулагинское отделение "Национальная община "Саха омук" с. Тулагино г. Якутска"

Русская община Республики Саха (Якутия)

Якутское окружное казачье общество (реестровый казачий полк)

Якутское общественное объединение “Якутский казачий полк”

Общественное объединение "Секция русских старожилов Ассоциации коренных малочисленных народов Севера"

Общественная организация "Русские старожилы Республики Саха (Якутия)” с.Павловска

Украинское общественно-культурное землячество
им. Т.Г. Шевченко "Криниця"

Ассоциация эвенков Республики Саха (Якутия)

Ассоциация эвенов Республики Саха (Якутия)

Общественная организация
"Татаро-башкирский культурный центр "Якташ" г. Якутска"

Бурятская община "Байкал" г. Якутска

Якутская городская общественная организация “Белорусская община "Суродич"

Якутское региональное отделение Союза армян России

Общественная организация "Союз армян г. Якутска"

Ассоциация корейцев г. Якутска

Казахская общественная организация "Алатау" Республики Саха (Якутия)

Добровольная общественная организация кыргызов г. Якутска

Ассоциация долган Республики Саха (Якутия)

Землячество уроженцев Узбекистана "Ватан" г. Якутска

Общественная организация "Таджикская община "Сомониён" Республики Саха (Якутия)

Ассоциация юкагиров Республики Саха (Якутия)

Общественная организация “Ингушская община г. Якутска”

Ассоциация чукчей Республики Саха (Якутия)

Польское объединение "Полония" Республики Саха (Якутия)

Общественная организация "Развитие традиций народов Чеченской Республики"

Якутское общество еврейской культуры

Общественная организация "Литовская община "Гинтарас"

Общественная организация "Финское культурное общество Республики Саха (Якутия)”

Национальная община "Тыва"
г. Якутска

Общественная организация "Курдо-езидская община г. Якутска"

Республиканская общественная организация Молодежная Ассамблея народов Республики Саха (Якутия)

Марина Колбасина
Пою мое Отечество, республику мою!

Владимир Путин: "Крайне важно развивать национальные культуры народов России"

Вячеслав Штыров: "Республика занимает и будет занимать в будущем передовые позиции в России"

Михаил Николаев
Сельский образ жизни – хранилище народной культуры

Дмитрий Миронов
Конституция Республики Саха (Якутия) и дальнейшее развитие региона

Ньургун Тимофеев
"Якутяне вправе гордиться достижениями республики…"

Вильям Иванов
"Федерализм – естественное государственное устройство России…"

Николай Самсонов, Лариса Самсонова
Русский язык в судьбах народов Якутии

Иннокентий Прокопьев
Вечные и непреходящие ценности: вера, мир и согласие – основа духовности якутян

Миссия на Лене

Павел Вечерин
Его жизненный девиз: “Делай людям добро...”

Гульсум Бейсембаева
Помнить прошлое, чтобы строить будущее

Владимир Волков
С ответственностью перед будущим

Завершен конкурс молодых исследователей

Семен Григорьев
"Это была не эвакуация, а безжалостная депортация…"

Лена Захарова
Эта обыкновенная-обыкновенная жизнь

Владимир Волков

С ответственностью перед будущим

Многолика и разнообразна красочная мозаика фасада мироздания. Самобытными живописными фресками выделяются на ней коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Наукой доказано, что многие из этих этносов существовали ещё до цивилизаций Древнего Египта и Римской империи. Но не суть важно летоисчисление жизни народа, хотя на современном этапе развития человечества актуально звучит: смогут ли коренные малочисленные народы Севера сохранить свой язык, культуру, традиции? Будет ли по силам цивилизованному обществу донести до потомков самобытную культуру и традиции народов, которые пронесли свой традиционный уклад жизни через тысячелетия? Осознаем ли мы ответственность перед будущими поколениями?

Понимая всю глубину задачи и остроту проблем существования этнических меньшинств, Генеральная Ассамблея ООН с 1 января 2005 года объявила Второе Международное десятилетие коренных народов мира. Как известно, Первое десятилетие стартовало в 1993 году.

В Республике Саха (Якутия) действует Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Якутии, объединяющая республиканские ассоциации юкагиров, эвенов, долган, чукчей, эвенков, русских старожилов и отдельных представителей других коренных народов Севера. Всего в республике по последней переписи 2002 г. проживают в 72 населенных пунктах и 10 возрождаемых селах 22 улусов более 33 тысяч коренных северян. Ассоциацию возглавляет Президент АКМНС РС (Я), председатель Комитета по делам Арктики и малочисленных народов Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Андрей Васильевич Кривошапкин. Кроме вышеупомянутых ассоциаций, в эту общественную организацию входят Союз эвенков России, Союз эвенов России, Союз юкагиров РФ, Республиканское объединение студенческой молодежи "Арктика", Союз кочевых родовых, родоплеменных общин народов Севера Якутии. Ассоциация КМНС РС (Я) является признанным лидером в защите прав этнических меньшинств.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) принимается множество позитивных мер по сохранению самобытности и национальной культуры КМНС. При поддержке Президента РС (Я) Вячеслава Штырова возведен Дом народов Севера, сданы в эксплуатацию и строятся социальные объекты в местах компактного проживания КМНС, выпускаются издания на родных языках коренных народов, осуществляется государственная поддержка традиционных отраслей, организуются и финансируются различные общественные мероприятия – слёты, школьные олимпиады по родным языкам, съезды, фестивали и т.д. Вместе с тем приходится констатировать, что накопившийся груз проблем северян ещё не решён, не используются в полной мере имеющиеся резервы и ресурсы.

Мы предлагаем вниманию читателей палитру мнений лидеров народов Севера Якутии, которые отражают различные аспекты жизнедеятельности аборигенного населения РС (Я).

Председатель Ассоциации эвенов РС (Я), заведующая кафедрой северной филологии филологического факультета ордена Дружбы народов имени Максима Аммосова Якутского госуниверситета Варвара Григорьевна Белолюбская:

– Меня, как языковеда, очень волнует проблема сохранения языков наших народов. Если среднее и старшее поколение владеет своим языком, то юноши и девушки, в лучшем случае, знают его на бытовом уровне. Лишь жители немногих мест компактного проживания КМНС в той или иной степени владеют языками. Известно, что сохранение языка прежде всего связано с сохранением традиционного уклада жизни – промысла, оленеводства, рыболовства, кустарного производства и т.д. Поэтому решение данной проблемы нужно увязывать со всеми сферами жизни коренных народов. И в этом плане у меня имеются некоторые нарекания: если на республиканском уровне принимаются положительные решения, то их реализация на местах часто сводит все усилия на нет. Как это произошло с переносом эвенского села Березовка Среднеколымского улуса, где домокомплекты, завезенные несколько лет назад, лежат без движения, плюс не решается проблема своевременного завоза промышленных и продовольственных товаров. Аналогичная ситуация наблюдается с возрождением села Ойотунг Аллаиховского района. Я уже не говорю о приведении в соответствие с нормами эксплуатации жилищно-социальных объектов в ряде эвенских сел.

Председатель Совета старейшин юкагиров Вячеслав Иванович Шадрин весьма озабочен судьбой одного из древнейших народов циркумполярной цивилизации, чьи пращуры заселяли американский континент по существующему тогда перешейку через Берингов пролив:

– Наш народ по последней переписи составляет 1509 человек, из них 1097 проживают в Якутии. Юкагиры делятся на тундровых и таежных, как по диалекту, так и по роду занятий.

Снижение уровня жизни юкагиров объясняется рядом объективных и субъективных факторов: последствия непродуманных реформ 90-х годов, как следствие – диспаритет цен на продукцию сельхозтоваропроизводителей и технику, ГСМ, инвентарь, продовольствие. К тому же негативно сказывается и монопольное положение концерна "Сахабулт" с его низкими закупочными ценами, без предоставления соцпакета (пенсионные отчисления, страховки, отпускные и др.). В результате уровень доходов промысловиков и оленеводов в среднем составляет 5000 рублей в месяц. При этом необходимо учитывать сезонность работы охотников и рыбаков.

Имеет место и человеческий фактор: низкая дисциплина труда, притупление чувства ответственности, отсутствие грамотных специалистов и руководителей. В результате весомая часть юкагирской молодежи, как и у других народов Севера, не стремится работать в традиционных отраслях. Отсутствие перспектив, нерентабельность и неэффективность производства, безработица приводят к расцвету пьянства и алкоголизма, росту преступности, случаям суицида... Беспокоит и утеря подрастающим поколением родного языка.

Вместе с тем не всё выглядит так печально. При активной помощи Департамента по делам народов Якутии и федеративным отношениям, возглавляемого Афанасием Васильевичем Мигалкиным, и при поддержке Президента РС (Я) Вячеслава Штырова делается многое для возрождения юкагирского народа: растёт число научных работников-юкагиров, ученых различных степеней и званий, проводятся школьные олимпиады.Результат плодотворной работы национальных школ – очень большой процент выпускников, поступающих в ВУЗы и ССУЗы. Так, Андрюшкинская национальная школа в 2006 году удостоилась Гранта Президента РФ, а учитель юкагирского языка Нелемской школы А.Е.Прокопьева вошла в число лучших учителей республики. На III съезде юкагиров в поселке Черский 9 –10 августа 2006 года предложения делегатов вошли в проект "Программы социально-экономического и этнокультурного развития юкагирского народа на 2007 – 2011 годы". При этом заметим, что юкагиры больше говорили на съезде не о сохранении своего этноса, а о развитии всего Колымо-Индигирского региона республики.

Юкагиры – древнейший народ мира. Наш язык, культура, традиционный уклад жизни – это уникальное явление всей мировой культуры. Данное обстоятельство накладывает на нас, многонациональный народ РС (Я) и России, особую ответственность. Недаром ЮНЕСКО и ООН признали юкагиров исчезающим этносом планеты.

Беспокойство В.И. Шадрина вполне понятно и закономерно. Известно, что сохранение национального языка и культуры прямо связано с традиционными ремеслами. Как говорится, экономика – базис общества.

Здесь интересными выглядят суждения вице-президента циркумполярной Ассоциации "Оленеводы мира" Марии Петровны Погодаевой:

– Спад оленеводства во всех регионах России, за исключением Ямало-Ненецкого округа, обуславливается рядом известных политических, социально-экономических факторов. Выход из кризиса мы видим в возрождении семейных династий оленеводов и в передаче поголовья в частную собственность. Никто лучше, чем частный владелец, не присмотрит за своими оленями. Это доказывает опыт Норвегии, Финляндии (саамы) и многих сельскохозяйственных частных структур в России. Об этом я твержу с начала 90-х годов прошлого столетия. Надо передавать оленей частникам в форме возвратного кредитования. Если бы нас тогда "услышали", то численность поголовья оленей была бы совсем иной, заметно бы возросла. Тем не менее, мы не унываем: процесс разгосударствления имущества в стране продолжается, и актуальность решения проблемы создания хозяина на личном подворье в сельском хозяйстве возрастает. Жаль только утраченного времени и возможностей.

Новые веяния и современные требования диктуют иные подходы к решению "бородатых" проблем. Об этом говорит заместитель министра сельского хозяйства РС (Я), Президент Ассоциации эвенков РС (Я) Борис Ануфриевич Николаев:

– В последние два года численность поголовья оленей в республике возросла, как итог вложения финансовых средств. Вместе с тем вызывает тревогу то обстоятельство, что основной состав оленеводов представлен людьми в возрасте 40 – 50 лет. Кто заменит их в ближайшем будущем? Молодое поколение не желает идти в отрасль, где условия быта и труда мало чем отличаются от условий жизни предков. Для улучшения ситуации необходимо внедрять современные технологии – применительно к нашей специфике. На мой взгляд, нужно частично изменить технологию выпаса и содержать оленей один-два месяца в загонах с минерально-витаминной подкормкой в период нагула упитанности. Разумеется, это не означает отказ от кочевого образа жизни. Не стоит кидаться из крайности в крайность. При этом надо максимально использовать ресурсы животного для получения более значительных доходов. Помимо заготовки пантов, мяса, камусов, боя оленьих рогов, можно производить сыворотку крови, оленье молоко как биодобавку, переработку эндокринных желез и т.д. Что касается пушного промысла и рыбодобычи, то мы сейчас работаем над усовершенствованием схемы заготовки и реализации с учетом колебаний рынка. В общем плане скажу, что подъем традиционных отраслей коренных народов зависит от общего подъема уровня жизни населения республики. Будет спрос, появятся и предложения. И это задача исполнительных и законодательных ветвей власти!

Об общей стратегии и тактике деятельности КМНС на настоящем этапе развития высказался Президент Ассоциации Андрей Васильевич Кривошапкин:

– Исходя из современных тенденций, скажу, что наипервейшая задача всех ветвей власти – это искоренение массовой безработицы в местах компактного проживания КМНС. Будут заняты люди, начнут развиваться производства, станет пополняться местная и государственная казна. Тогда у нас появятся возможности лишний раз выпускать издания на родных языках, открывать ставки учителей, оказывать помощь малообеспеченным семьям, учреждать и совершенствовать новые производства и т.д. Необходимо применять при этом современные механизмы поощрения предприимчивости, льготное кредитование, передовые технологии, улучшение транспортной схемы, развитие кооперации.

В настоящий момент россияне находятся в преддверии выборных кампаний на всех уровнях. И мне хочется пожелать сородичам, чтобы на местном уровне жители избирали своих лидеров, исходя из общих поселенческих задач(как следствия государственных), а не как часто это бывает, из клановых или родовых интересов.

Сейчас в стране и республике появилась политическая воля, заработали законы, наполняется государственный бюджет. В настоящий момент всё зависит от инициативы и предприимчивости именно на местах. Речь идёт о самовыражении! Другое, что мне хотелось бы сказать, как Президенту АКМНС РС (Я) и народному депутату, так это о том, что с 2005 года Генеральной Ассамблеей ООН объявлено Второе десятилетие коренных народов мира. Приходится констатировать, что первое десятилетие прошло в республике без заметных успехов, можно сказать, "впустую". Это было вызвано известной ситуацией в стране.

Во втором десятилетии нам нужно максимально приложить усилия для поднятия уровня жизни коренных народов Севера. Как на местном уровне, так и с привлечением средств в государственном и международном масштабе. Вселяет надежду тот факт, что распоряжением Президента РС (Я) Вячеслава Штырова создан организационный комитет по проведению Второго Международного десятилетия коренных народов мира, председателем которого назначена вице-президент РС (Я) Евгения Исаевна Михайлова.

Надо стремиться к адресности всех проводимых мероприятий и точному исполнению пунктов Положения об организационном комитете при проведении Второго Международного десятилетия коренных народов мира.

Вот такую палитру мнений высказали лидеры АКМНС РС (Я). В настоящий момент эти этносы, как и всё российское общество, находятся на переломе своего развития. И многие перемены вызывают у северян обоснованную озабоченность: предстоящее вхождение во Всемирную торговую организацию, экономическая глобализация планеты, изменения в законодательстве РФ, подписанные Россией международные конвенции и договора, промышленное освоение Южной Якутии. Вызывают тревогу у коренного населения республики проблемы сохранения экологического равновесия, будущая деятельность малокомплектных сельских школ, усовершенствование механизма выделения субсидий сельхозтоваропроизводителям, нехватка специалистов в арктическом регионе Якутии и многое другое в различных сферах жизни всех северян.

Но дорогу осилит идущий. Благо, лежащая на боку экономика страны сейчас поднялась на колени, скоро встанет и широко зашагает, а там, глядишь, и побежит как оленевод за упитанным многочисленным стадом. И свежий ветер преобразований дует нам в спину, в подмогу нашим начинаниям.

В заключение приведем слова самого популярного писателя РС (Я) Николая Лугинова, автора известного романа "По велению Чингисхана", высказанные на III съезде юкагиров РС (Я) (9 – 10 августа 2006 г., п.Черский): "Я обычно не езжу на подобные форумы, так как приглашений много, и тогда на работу не останется времени. Но на съезд юкагиров я приехал с большим желанием. Феномен юкагиров будут ещё изучать исследователи: откуда в таком малочисленном народе такое количество талантливых людей? А в общем, я хочу сказать: как мы будем относиться друг к другу в нашей многонациональной России, так и поднимется наша страна".

Hosted by uCoz