Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

 

ИЛИН

1-2 (44-45) 2007

Историко-географический, культурологический журнал

Рамазан Абдулатипов:
"Духовное единство – это понимание, приятие друг друга, сотворчество культур…"

Интервью

В семье единой

Совет Ассамблеи народов Якутии

Татьяна Парникова
Ассамблея народов Республики Саха (Якутия) за развитие национальной культуры и духовного потенциала

Координационный совет Конгресса народа саха

Якутская община "Саха аймах" Алданского района

Тулагинское отделение "Национальная община "Саха омук" с. Тулагино г. Якутска"

Русская община Республики Саха (Якутия)

Якутское окружное казачье общество (реестровый казачий полк)

Якутское общественное объединение “Якутский казачий полк”

Общественное объединение "Секция русских старожилов Ассоциации коренных малочисленных народов Севера"

Общественная организация "Русские старожилы Республики Саха (Якутия)” с.Павловска

Украинское общественно-культурное землячество
им. Т.Г. Шевченко "Криниця"

Ассоциация эвенков Республики Саха (Якутия)

Ассоциация эвенов Республики Саха (Якутия)

Общественная организация
"Татаро-башкирский культурный центр "Якташ" г. Якутска"

Бурятская община "Байкал" г. Якутска

Якутская городская общественная организация “Белорусская община "Суродич"

Якутское региональное отделение Союза армян России

Общественная организация "Союз армян г. Якутска"

Ассоциация корейцев г. Якутска

Казахская общественная организация "Алатау" Республики Саха (Якутия)

Добровольная общественная организация кыргызов г. Якутска

Ассоциация долган Республики Саха (Якутия)

Землячество уроженцев Узбекистана "Ватан" г. Якутска

Общественная организация "Таджикская община "Сомониён" Республики Саха (Якутия)

Ассоциация юкагиров Республики Саха (Якутия)

Общественная организация “Ингушская община г. Якутска”

Ассоциация чукчей Республики Саха (Якутия)

Польское объединение "Полония" Республики Саха (Якутия)

Общественная организация "Развитие традиций народов Чеченской Республики"

Якутское общество еврейской культуры

Общественная организация "Литовская община "Гинтарас"

Общественная организация "Финское культурное общество Республики Саха (Якутия)”

Национальная община "Тыва"
г. Якутска

Общественная организация "Курдо-езидская община г. Якутска"

Республиканская общественная организация Молодежная Ассамблея народов Республики Саха (Якутия)

Марина Колбасина
Пою мое Отечество, республику мою!

Владимир Путин: "Крайне важно развивать национальные культуры народов России"

Вячеслав Штыров: "Республика занимает и будет занимать в будущем передовые позиции в России"

Михаил Николаев
Сельский образ жизни – хранилище народной культуры

Дмитрий Миронов
Конституция Республики Саха (Якутия) и дальнейшее развитие региона

Ньургун Тимофеев
"Якутяне вправе гордиться достижениями республики…"

Вильям Иванов
"Федерализм – естественное государственное устройство России…"

Николай Самсонов, Лариса Самсонова
Русский язык в судьбах народов Якутии

Иннокентий Прокопьев
Вечные и непреходящие ценности: вера, мир и согласие – основа духовности якутян

Миссия на Лене

Павел Вечерин
Его жизненный девиз: “Делай людям добро...”

Гульсум Бейсембаева
Помнить прошлое, чтобы строить будущее

Владимир Волков
С ответственностью перед будущим

Завершен конкурс молодых исследователей

Семен Григорьев
"Это была не эвакуация, а безжалостная депортация…"

Лена Захарова
Эта обыкновенная-обыкновенная жизнь

Ньургун Тимофеев

"Якутяне вправе гордиться достижениями республики…"

К 375-летию вхождения Якутии в состав Российского государства

2007 год для нашей республики отмечен юбилейными датами событий, определивших ход истории народов, населяющих Якутию.

Не так давно мы отметили 180-летие Якутской Степной Думы. Несмотря на разные оценки ее деятельности, мы сходимся в одном – первый опыт народного представительства в Якутии, самостоятельности даже в таком усеченном виде способствовал формированию устремлений народа к участию в государственном управлении.

90 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Для народа саха это событие имело историческое значение, в первую очередь, в силу обретения государственности, давшей толчок социальному, экономическому и культурному развитию Якутии. Слова Максима Аммосова о том, что "Якутия стоит накануне громадного экономического, политического и культурного возрождения", нашли самое яркое подтверждение в годы автономии. Да, действительно, основываясь на праве самим определять курс своего развития, опираясь на право самим распоряжаться своими ресурсами как национальным достоянием, законодательно закрепленным в первой Конституции Якутии, при поддержке организационного, экономического, научного потенциала всей страны, наша республика прошла нелегкий, но, я бы сказал, жизнеутверждающий путь от состояния глухой северной окраины к тому, чем Республика Саха (Якутия) является сегодня – правовым демократическим государством в составе Российской Федерации.

70 лет спустя после образования автономной республики, 27 апреля 1992 года, вступила в силу Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия). Принятие новой Конституции законодательно закрепило основополагающие принципы государственного суверенитета республики, сыграло основную роль в проведении социально-экономических и политических реформ, в определении места и значения республики в процессе становления государственности Российской Федерации. Оглядываясь в прошлое, можно отметить, что действующий Основной закон республики стал логическим следствием поступательного развития национального самосознания, заложенного еще во времена Степной Думы, а затем и образования Якутской автономии.

Сегодня, оценивая прошедшие пятнадцать лет, можно со всей ответственностью заявить – Конституция (Основной закон) республики стала основой укрепления гражданского согласия и доверия между людьми разных национальностей, населяющих Якутию, возрождения культур, языков и традиций всех народов республики. Именно это является нашим главным потенциалом для новых достижений, соответствующих современным реалиям.

2007 год Указом Президента республики объявлен Годом 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства и основания города Якутска.

Якутия связала свою судьбу с великой Россией почти четыреста лет назад. На этом пути десятилетиями велись дискуссии и можно утверждать об их окончательном завершении в конце XX века. Известные теории и концепции "завоевания", "присоединения" и "вхождения" 1/5 материковой части современной России вызывали много споров и носили больше характер отдельной научной полемики. Но эти дискуссии не могли изменить суть самого исторического факта, его достоверно прогрессивное значение, подтвержденное временем.

За эти столетия, сохранив и приумножив свою национальную и культурную самобытность, живя на своей земле в мире с представителями десятков национальностей, народ саха творит свою историю в общей канве истории российской. Почти четыре столетия на всех поворотных этапах судьбы России якутяне вместе с другими народами разделяли и разделяют ответственность за пути развития всей нашей страны. И в этом главный смысл юбилейной даты для народов Якутии.

Сегодня, в начале нового тысячелетия, в условиях нарастания процессов глобализации мирового развития, Республика Саха (Якутия) ясно видит перспективы своего будущего: сильный, надежный и благополучный регион единого и могучего Российского государства.

В этом контексте важнейшее значение приобретает развитие и совершенствование федеративных отношений. При этом мы исходим из современного понимания задач геополитического, регионального, социального и экономического характера. Именно в таком порядке и в такой последовательности.

Бесспорно, пятая часть континентальной территории России, богатая природными ресурсами, имеет исключительное геополитическое значение. Якутия имеет ряд географических, климатических, демографических и социально-экономических особенностей, не присущих абсолютному большинству субъектов Российской Федерации. В этом, на мой взгляд, наша уникальность и вытекающее отсюда повышенное чувство ответственности.

Сегодня тенденция развития федеративных отношений в России такова, что полномочия регионов, в том числе, Республики Саха (Якутия), существенно расширяются. Констатировать это в год 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства – знаменательно. Процесс децентрализации полномочий повышает меру ответственности регионов за жизнеобеспечение населения. При этом наша республика живет и существует по единым нормативным стандартам межбюджетных отношений, социальных стандартов, других форматов федеральной конструкции. Однако объективные особенности и условия проживания, ведения производственной деятельности на Севере диктуют целесообразность выработки адекватных подходов государственной политики.

Возможно, речь может идти о выделении приарктических территорий Российской Федерации в особую зону экономической и социальной политики, административного управления. Границы и статус приарктических территорий представляется возможным определить при законодательном утверждении новых границ районирования. Республикой разработаны и представлены предложения, направленные на обеспечение законодательных гарантий развития северных территорий и благополучия населения.

Я всегда подчеркиваю, что северяне, составляя семь с половиной процентов населения России, производят 20% ВВП России, именно на Севере формируется значительная доля федеральных доходов. Поэтому речь идет не о льготах и преференциях, а о создании благоприятного режима развития с учетом наших особенностей, условий производства и проживания.

Принятие методики районирования северных территорий, введение минимальных социальных стандартов, наделение северных регионов возможностями для самостоятельного решения проблем своих территорий – вот что необходимо. На текущем этапе можно актуализировать задачи совершенствования и развития федеративных отношений со стороны Республики Саха (Якутия) в нескольких направлениях. Во-первых, установление планки межбюджетных трансфертов до уровня реальных потребностей гарантированного жизнеобеспечения населения северных территорий. Безусловно, такие расчеты должны основываться на внедрении нормативов и стандартов социальной сферы с учетом территориальных особенностей.

Большое значение для развития северных территорий имеет решение вопроса трудовых ресурсов для растущих отраслей производства, проблемы занятости населения. В целом необходимо установление эффективной системы контроля и управления миграционными процессами в районах промышленного освоения северных территорий при четком разграничении полномочий уровней государственной власти и органов местного самоуправления.

Кроме того, важно при разработке и реализации крупных проектов освоения природных ресурсов на этих территориях иметь обязательную паспортизацию данных экологического и демографического характера, согласованных с органами региональной и местной власти. В этой связи хотел бы отметить целесообразность передачи органам муниципального самоуправления северных районов исключительных прав в сфере экологического контроля и исполнения природоохранных федеральных законов.

В связи с реализацией промышленных проектов, предусмотренных Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, в целях развития социальной инфраструктуры и сохранения экологической стабильности в регионе представляется целесообразным выработка механизмов участия предприятий в финансировании социальных и экологических программ на территории нашей республики, всего Дальнего Востока, привлечения негосударственных финансовых средств и формирования соответствующих фондов. Решение этих вопросов находится в тесной связи с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в системном разрешении проблем развития Востока России.

Определяя приоритеты развития законодательства республики, мы можем исходить из того, что сегодня в условиях стабилизации политических процессов делается основной акцент именно на экономической составляющей развития нашей республики.

Поэтому на данном этапе Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) видит свои задачи в законодательном обеспечении развития отраслей промышленности, транспорта и энергетики, развития предпринимательства и крупного бизнеса, государственно-частного партнерства в промышленности и в сельском хозяйстве. Именно в этом направлении республиканский законодательный процесс должен обрести более динамичный, и вместе с тем, основательный характер.

В год 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства мы совершенно обоснованно отмечаем, что направления развития Республики Саха (Якутия) – модернизация экономики, социальной сферы – находятся абсолютно в русле общефедеральных приоритетов.

Это правомерно и логично, ведь главными ценностями каждого россиянина являются счастливое материнство и отцовство, уютный дом, обеспеченная старость, безопасность и мир в обществе. И мы, якутяне, вправе гордиться достижениями республики в развитии государственности, в экономике и в социальной сфере. Мы можем смело утверждать, что общим достоянием и настоящими ценностями народов Якутии стали межнациональное согласие, духовная культура и образованность. Мудрость, взвешенность и толерантность, присущие народам, населяющим нашу республику, и далее будут основой устремлений Якутии в будущее.


Ньургун Семёнович ТИМОФЕЕВ, Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Hosted by uCoz