Илин № 2 '2006


Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

 

ИЛИН

№ 2 (49) 2006

Историко-географический, культурологический журнал

Марина Захарова
Состоялся первый бал меценатов и попечителей

Почетные знаки лучшим меценатам

100-летию либерально-демократической партии "Союз якутов" посвящается

Таня Симакова
Идеи “Союза якутов” актуальны по сей день

Афанасий Павлов
Василий Никифоров: "Счел себя обязанным пойти со своим народом…"

Окно в Азию. Индия
Андрей Давыдов Великая, древняя, многоликая...

Минувшее

Алексей Бурыкин
Две загадки "доски Попова", или
Что могли найти якутские летчики в 1965 году на берегу озера Себян-Кюэль?

Славомир Равич
Форсированным маршем. Пешком от Полярного круга до Гималаев
Продолжение

Александр Петров
Памяти героев - северян

Национальное достояние

Национальная библиотека Республики Саха

Елена Яковлева
“Мы входим в десятку лучших в России”

Валентина Самсонова
Особо ценная коллекция

Национальный художественный музей

Елена Яковлева
“Когда вживаешься в музей...”

Матрена Попова
"На губах твоих, горящих подобно берегам с саранками…"

Удивительна все-таки наша действительность. Красота и убожество в ней живут бок о бок, как родные сестры. Но если красота – понятие вечное, то убожество, к счастью, нет. Мы хоть и медленно, но избавляемся от него. Отрадно, что Национальный художественный музей РС(Я) обрел новую крышу – в отреставрированном здании бывшей типографии, которое главный архитектор Якутска обозначил как исторический памятник пятидесятых. Сегодня генеральный директор музея Ася Львовна ГАБЫШЕВА с содроганием вспоминает о многолетнем существовании музея в стенах аварийной "хрущевки", когда редчайшие произведения западноевропейского искусства заливало сточными водами, а собрание, насчитывающее почти 15 тысяч экспонатов, из-за тесноты было недоступно зрителю.


"КОГДА ВЖИВАЕШЬСЯ В МУЗЕЙ…"

– Ася Львовна, как искусствоведу, когда Вам интереснее было работать – до или после перестройки?

– Мне всегда было интересно работать. Всегда вкладывались и душа, и сердце, невзирая на время, потому что коллекции, с которыми мы соприкасаемся, они вне политики. Даже в конъюнктурных вещах есть свое зерно. Музейные собрания есть и будут, невзирая на то, признает ли их власть. Они как музыка Бетховена – слушаем мы ее или нет, она есть. Все равно эта мощная, вселенская энергетика воздействует. Как можно природу разделить: вот она была социалистическая, а сейчас стала демократическая?

– А взлеты и падения ощущали?

– В искусстве всегда есть взлеты и падения. Например, по сравнению с 1970-1980 годами сейчас, можно сказать, затишье в косторезном искусстве.

– Но прошлой весной была такая мощная выставка…

– Да, выставка широко представила российские центры косторезного искусства, но нет интересного поиска, варьируются известные композиции. Очень жаль, что ощутим крен в сторону сувенирной продукции. И здесь непочатый край работы критикам, искусствоведам. Не наблюдается и яркого поступательного движения в графике, в живописи тоже все ровненько… Хотя есть единицы, как Михаил Старостин, Туйаара Шапошникова, а в живописи Артур Васильев, Марианна Лукина работают талантливо, творчески. Но, с другой стороны, не бывает бесконечного подъема. Да и сама жизнь человеческая развивается по спирали. Сегодня взлет у Саха театра, завтра – у другого вида искусства. Когда в 1960-70 годы был прорыв в изобразительном искусстве, театр молчал. Но, думается, изобразительное искусство постепенно наберет витки. Придут еще молодые силы.

– В последние годы в художественной жизни республики чувствуются демократические настроения. Появился альтернативный союз, куда пришли те, кто не состоял в официальном союзе. Как Вы относитесь к их творчеству?

– Как к творчеству. А вообще-то, непонятно, в чем их альтернативность? Ну, повздорил "Иван Васильевич с Иваном Никифоровичем", вот и все дела. Фрондируют ребята. Что ж, так веселее творить. Когда идет крупная республиканская выставка, дорога для всех открыта, и самодеятельные художники участвуют. Если хорошая работа, неважно, где ты состоишь. И я бы не сказала, что у альтернативного союза есть какая-то своя особенная платформа. Обычно фрондируют кто? Скажем, пролетарии, которым нечего терять. Произведения для собрания музея мы приобретаем независимо от того, в каком союзе художник состоит – пятом, шестом… Для нас важно качество.

– Приобретая произведения для музейной коллекции, Вы диктуете вкус, определяете лицо эпохи. Это большая ответственность…

– Да, это очень серьезно и ответственно. Поэтому прежде, чем произведение будет приобретено, оно должно "отстояться" – пройти ряд выставок, обсуждений. Бывает, когда зайдешь в мастерскую, увидишь новую работу и восхитишься. Но это, возможно, первый порыв эмоций, этому нельзя поддаваться. Когда на экспозиции выстраивается ряд – видишь огрехи или, наоборот, картина может заиграть, если она стоящая.

– Случается, что художник не продает работу музею, потому что выгоднее продать частному коллекционеру?

– Конечно, художнику ничто человеческое не чуждо. Он тоже хочет есть и пить. Появились и у нас в Якутске коллекционеры, но это можно лишь приветствовать. И надо отдать должное художественной коллекции Олега Эдуардовича Тютюнникова, его отбору. Приобретая произведения в свою будущую галерею, тем самым он поддерживает многих. Когда с выставкой приезжала Лилия Попова, он практически все у нее закупил. Притягивает его творчество Михаила Старостина, даже перекупил то, что мы хотели бы иметь в собрании. У нас не часто бывает возможность приобрести понравившуюся работу, у него же с этим проблем нет.

– Если не секрет, сколько платите?

– Зависит от ценности вещи... Это очень сложный вопрос, ведь все относительно – деньги тлен, а искусство вечно и извечна потребность в нем. Самое сложное в отборе – попасть в точку: стоит ли приобретать ту или иную работу, что она даст общей картине собрания… Надо очень хорошо знать свои коллекции, общие художественные процессы, приоритеты в собрании, какие есть пробелы. Никогда не бывает так, что все уже заполнено и нечего приобретать. Потому что есть определенное время, в котором творят художники, и оно рано или поздно всегда расставит свои акценты.

Открытие нового здания музея.
23 ноября 2005 г.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и Президент РС(Я) Вячеслав Штыров подписывают Соглашение о сотрудничестве.

 


Президент Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ) Виталий Ремизов.


Заведующая отделом Государственной Третьяковской Галереи Галина Андреев

– Сколько произведений в год приобретаете?

– Были такие времена, когда ничего не приобретали. Начало девяностых – это страшные годы. Абсолютно не пополнялась коллекция. Дамокловым мечом навис вопрос: а нужны ли вообще музеи? Эти "пыльные, мертвые хранилища", финансово затратные, ничего не дающие людям. Наши души были в полном смятении… Но мы поняли – мало иметь прекрасные собрания, надо реализовывать творческий потенциал коллектива. В 1994 году написали и опубликовали концепцию музея. Обивали с ней пороги, говоря о высокой миссии музея, о необходимости собственного здания, хранилищ. Выпустили первые свои издания, среди которых был альбом "Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)", который очень хорошо приняла российская критика, наша общественность. Начали проводить международные конференции, семинары, продолжали интенсивную выставочную деятельность. Наш куратор Государственный Русский музей всегда дружески и профессионально поддерживал. Тогда же стали наращивать свою кадровую базу. Теперь у нас есть музееведы, реставраторы по разным видам искусства, искусствоведы, кандидаты искусствоведения. Особо гордимся своими реставраторами – это вообще редчайшая профессия, которой можно выучиться только стажируясь у мастеров.

– Наверное, немало усилий пришлось им приложить, чтобы сохранить в тех условиях коллекцию живописи?

– Благодаря нашему реставратору живописи, незабвенной памяти Тимофею Степанову, народному художнику республики, музей все сохранил. Без малого 30 лет он отдал музейной реставрации. Сегодня его уже нет вместе с нами, не дожил он до вступления в строй нового здания музея, где его ждала просторная мастерская. Сказались ужасные условия, в которых нам всем пришлось работать. Зимой на полу температура доходила до -1, а летом – хоть баню открывай. Заливало нас еженедельно по несколько раз. То, что удалось сохранить собрание, я считаю подвигом моего поколения музейных работников.

– Есть в собрании вещи, перед которыми Вы испытываете наиболее сильное волнение?

– У меня нет отдельно такой вещи. Конечно, я более всего привязана к западноевропейской коллекции, так как начинала свою музейную работу с нее. Тогдашний директор музея Лев Михайлович Габышев привел меня в музей. Мы встретились с ним на улице, и он, взяв меня за руку, не отпуская её до дверей маленького тогда музея, который находился в памятнике архитектуры – здании Казначейства, ввел меня в свой храм. Я тогда после училища работала художником в газете "Эдэр коммунист". Помню, он сказал: "Кому же я оставлю коллекцию? Дальше-то кто будет ее беречь?" Так в 1970 году я оказалась в музее. Лев Михайлович работал по 1975-й год, в том же году умер. Он очень переживал за коллекцию. Чем эти вещи виноваты, что попали в такие условия? Они же как дети. За ними нужен постоянный уход, с ними надо общаться.

– Разговариваете?

– Разговариваем. С годами так вживаешься в музей, и когда чего-то долго не видел, не прикасался, не ощущал кончиками пальцев хрупкие старые листы гравюр, чувствуешь, как не хватает этого. Боже мой, нужно увидеть это! Среди ночи можешь проснуться. Самая настоящая болезнь…

– Работа музейщика накладывает определенные черты?

– Как скупой рыцарь, перебираешь свои богатства. Музейщиком становишься тогда, когда приобретаешь что-то для собрания, и словно себе лично купил, понимаете? Ходишь весь окрыленный, одухотворенный! Коллекция растет, краше становится. Чаша наполняется. Это твой труд, вся твоя жизнь. Эта чаша будет кому-то передана, чтобы дальше наполняться. Почему дошли до нас эти работы? В любую эпоху были люди, которые из пожарищ вытаскивали не свои сундуки, а картины, драгоценные вещи. На своем горбу тащили через перевалы, в дождь и снег, потому что, если захватила эта мощная энергетика, она уже не отпускает. Общество еще остается человечеством благодаря этому. Даже в биче остается человеческое, потому что есть эта энергетика, напластованная тысячелетиями.

– Вы – художник. А никогда не было сожаления, что не реализовали себя в творчестве?

– Я окончила художественное училище. Иногда есть желание сходить на этюды, пописать, но абсолютно нет времени. Музей захватывает, и ты живешь в нем. Мы иногда и до шести утра можем работать. Работа с экспозицией – это же не просто поставил картинки. Целый НИИ работает над экспозицией по пять-шесть лет.

– Бывают случаи, когда с экспозиции пропадают картины?

– Бывает, но редко. В 1970 году из здания казначейства исчезла прекрасная вещь: живопись на медной доске восемнадцатого века. "Спящая девушка" Жана Батиста Греза. В какой момент и как это произошло, непонятно. Там отсутствовали элементарные условия для хранения произведений искусства – был закуток, занавешенный холстиной. В 1940-х годах исчезли два этюда русского художника Переплётчикова.

– Произведение искусства, покидая автора, начинает жить своей жизнью, часто судьба его непредсказуема. В вашем собрании есть произведения с необычной судьбой?

– У нас есть работы из собрания знаменитого коллекционера Павла Деларова. Какими путями они попали к М.Ф. Габышеву, я не знаю. Очень много вещей из коллекции Феликса Вишневского. Был такой известный коллекционер в советское время, который открыл в своем особняке в Москве "Музей В.А.Тропинина и художников его круга". Одному ему известно прошлое картин. Насчет криминального прошлого… Мы просто не знаем этого и надеемся, что его нет. Потому что западная коллекция – это частный дар семьи профессора Михаила Федоровича Габышева родной республике. Он был хорошо знаком с кругом коллекционеров Москвы и Петербурга. Обычно они друг у друга перекупают вещи, обмениваются, знают все антикварные лавки. Интересна судьба картины из этой коллекции "Портрет ученого в мантии с книгой", предположительно Фердинанда Боля, ученика Рембрандта. Как-то ночью Лев Михайлович проснулся, и луна осветила портрет. Он увидел, что у ученого три руки. Когда реставраторы вскрыли слой, то оказалось, что первоначально художник написал руку ученого в вопросительном жесте. А после закрыл ее жестом согласия, написав руку на груди. Значит, кому-то понадобилось, чтобы художник молчал.

– Находясь среди такого количества картин, Вы ощущаете их энергетику?

– Чувствуется, особенно, вечером или ночью. Иногда как будто даже меняется выражение лица. Из благожелательного оно может стать злым или грустным, но это эмоции... Раньше мы дежурили по ночам. Удивительно, что некоторые портреты словно следят за тобой, куда бы ты ни пошел. Мистика! Чувствуешь затылком, как они прожигают тебя взглядом. Иногда в хранилище даже разворачиваешь портрет к стене.

– Как-то на выставке Ивана Попова в вашем музее, входя в зал, увидела его карандашный автопортрет. Выходя, хотела еще раз подойти к портрету, но не могла его найти. Самой себе не верилось, что такое бывает…

– Иван Васильевич – удивительная личность! Очевидцы говорят, что он обладал сильным гипнозом, лечил, принимал роды и чуть ли не с потусторонним миром мог общаться. У нас было письмо поэта П. Черных-Якутского, который писал ему о том, как живет Петербург, как общество увлекается спиритическими сеансами, когда с помощью стола вызывают духов, и Иван Васильевич живо всем этим интересовался, неоднократно бывал в Петербурге, где учился. Вообще, это был человек возрожденческий: писал картины, учительствовал, в театре играл, серьезно занимался этнографией, медициной.

– Он же стоял у истоков создания музея…

– В начале XX века здесь было общество "Саха Кэскилэ", где в секции искусства работали Иван Попов и его брат Пантелеймон. В 1925 году общество обратилось в правительство с предложением создать национальную картинную галерею. В то же время в Якутске работала комиссия Академии наук СССР по изучению производительных сил Якутии (КЯР). При содействии комиссии и при участии Максима Аммосова 8 ноября 1928 года открылся Картинный зал при Якутском краеведческом музее. Третьяковская галерея подарила республике для создания галереи двадцать семь произведений русских художников XIX века. Также основой первого собрания являются работы И.В. Попова – нашего первого профессионального художника. А в 1946 году при содействии председателя правления Союза художников Якутии П.П. Романова был открыт Музей изобразительных искусств. Первым директором стал художник В.А. Кандинский. С 1952-го по 1975 год музей возглавлял Лев Михайлович Габышев. При нем началась планомерная музейная работа, когда были систематизированы фонды. Из разных хранилищ, крупных российских музеев стали поступать произведения.

– Самая уникальная вещь собрания…

– Я бы сказала, что самое уникальное – это коллекция якутской резной кости. Нигде в мире в таком количестве и качестве ее нет. Конечно, у нас мало изделий XVIII-XIX веков, но вся полнота XX века есть. Если говорить о русской и западноевропейской коллекции… Ф.Е. Вишневский очень долго у нас выпрашивал "Портрет молодого человека в черном сюртуке" В.А. Тропинина. Есть у нас "Святая Цецилия" художника XVII века Николо Реньери, а в музее Падуи находится копия этой работы. Есть натюрморт монограммиста GDV, в мире насчитывается 4-5 работ c этой монограммой.

Посещение музея Президентом России Владимиром Путиным.

6 января 2006 г.

– Вы, наверное, много ездили по миру, знакомились с мировыми шедеврами?

– Нет, немного. Мне не довелось быть во многих музеях мира, потому что надо было выбивать эту крышу, надо было делать музей. Была в Париже, Швейцарии, Китае и Болгарии.

– Не жалеете, что не видели воочию произведения искусства эпохи Возрождения?

– Я как-то не очень и жалею, потому что знаю, что это есть и будет. Джотто, Брунеллески, Леонардо… Обожаю средневековье, готику. Я чувствую этот объем, устремление ввысь, рельефные складки… Люблю все таинственное, драматичное, каким является семнадцатый век – новое время после Возрождения, когда человек, бывший центром вселенной, ощутил себя песчинкой, все обрушилось... Это очень драматичный, насыщенный век в искусстве! Он напоминает мне нашу перестройку, когда было то же смятенье душ, крах всего.

– Когда говорят, что на человека сильнее воздействует литература, чем изобразительное искусство, Вас это не обижает?

– Конечно, вначале было слово. Как у Ахматовой: "Ржавеет золото, и истлевает сталь, крошится мрамор, к смерти все готово, всего прочнее на земле печаль и долговечней царственное слово". Но слово ведь в красках, оно трансформируется: лед-вода…Слово первично, но для меня оно все-таки равно языку изобразительного искусства.

– Наверное, поэтому в музеях нередко можно услышать поэзию, музыку и происходит живое общение со зрителем…

– Нам мечтается, и мы верим, что музей будет полифоничным, когда все искусства в гости к нам. И интереснее, и глубже захватывает душу, когда живопись сопровождается музыкой, поэзией. Открывается Детский музейный театр. Дети будут изучать историю изобразительного искусства, шить костюмы, разыгрывать сценки и создавать живые картины. Хочется, чтобы здесь в прекрасных залах звучали новые имена в поэзии, музыке, проводились рождественские вечера, диспуты. Раньше, когда мы находились в здании казначейства, у нас происходили такие вечера. Якутский композитор Владимир Ксенофонтов на музыкально-художественном вечере "Легенды земли моей" впервые сыграл свой "Танец шамана", демонстрировались графические слайды, звучала литературная речь, сестры Окоёмовы играли на фортепиано и арфе, выступали молодые музыковеды, искусствоведы. С этой композицией мы ездили по всему региону. Помню даже, как за нами Чита отправляла несколько раз военные самолеты.

– Есть мечта?

– Самая большая мечта – вернуть накопленные сокровища обществу. Музей – это постоянные экспозиции, а ведь у нас были сменные выставки. В декабре этого года мы от АК "АЛРОСА" еще получим отреставрированное здание казначейства, где разместится Галерея зарубежного искусства имени М.Ф.Габышева. Статус памятника за ним останется, поскольку фирма Р.Т.Шельц – профессионалы в реставрации памятников архитектуры. Мечтаем получить бывшее здание Министерства финансов по адресу угол Кирова – Орджоникидзе, где можно расположить в полном объеме русскую коллекцию XVIII – XIX вв., произведения многонационального искусства XX века. Мы все-таки Россия. А здесь демонстрировать во всей красе якутское искусство: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство.

Напоследок хотелось бы выразить благодарность строителям нашего музея: генеральному заказчику ГУП "Сахавнешстрой" в лице Владислава Петровича Бабак, вошедшего в состав нашего Попечительского совета. Мы благодарны человеку широкой души Олегу Эдуардовичу Тютюнникову, также ставшему членом Совета. Под его руководством ОАО "Якутстрой" успешно провел реконструкцию музейного здания. Поклонник искусства Олег Эдуардович подарил музею мебель, облицевал мрамором лестницу. Кстати, он чисто по-человечески поддержал наш коллектив, выделив немалую сумму на приобретение лекарств нашему дорогому Тимофею Степанову.

Беседовала Елена ЯКОВЛЕВА.


История и коллекции

Датой основания музея считается 8 ноября 1928 года. В этот день был открыт картинный зал при Областном краеведческом музее – залог будущей Национальной картинной галереи. Экспозиция состояла из 106 картин и эскизов. В 1946 году картинный зал был преобразован в Якутский музей изобразительного искусства.

У истоков его создания стояли известные государственные и политические деятели: М. К. Аммосов, А. И. Софронов, ученый-этнограф С. И. Боло, первые художники Якутии П. П. Романов, М. М. Носов.

Особо яркой страницей в истории музейного дела в республике явилась передача в фонды, при содействии директора музея, художника-живописца Льва Михайловича Габышева, коллекции его отца – известного якутского ученого, доктора экономических наук, профессора Михаила Федоровича Габышева. В 1962 году семья М.Ф.Габышева безвозмездно передала Якутии более 250 произведений западноевропейского искусства XVI – XIX вв. На основе дара был открыт филиал, преобразованный в 1985 году в "Галерею зарубежного искусства имени профессора М.Ф. Габышева".

Ныне Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) – научно-исследовательский, организационно-методический центр для всех галерей и музеев художественного профиля на территории республики.

Филиалы музея:

  • Вилючанская художественная галерея (Сунтарский улус);

  • Намский художественный музей (Намский улус);

  • Харбалахская картинная галерея (Таттинский улус);

  • Тиксинский музей истории, культуры и искусства Арктики (Булунский улус);

  • Галерея зарубежного искусства им. проф. М. Ф. Габышева, г. Якутск.

Музей имеет качественное художественное собрание, являющееся исторически сложившейся и научно-организованной совокупностью коллекций, представляющих якутское, русское, зарубежное искусство XVI-XIX столетий, отечественное искусство ХХ – нач. XXI вв.

Самая значительная и практически не имеющая аналогов – коллекция искусства Якутии ХVIII – ХХ вв., которую по праву можно отнести к эталонной. Она представляет лучшие произведения, созданные многими поколениями мастеров декоративно-прикладного, народного и изобразительного искусства Республики Саха (Якутия). Этот мощный духовный пласт несет в себе художественное, философское миропонимание нации и составляет 70 процентов всего собрания.

Гордость коллекции – раздел якутской резной кости – промысла, известного с ХVIII столетия. В отделе находятся уникальные экспонаты дореволюционного периода (шкатулки, подчасники, пластинки орнамента, ножи для разрезания бумаги), богатейшее наследие народных мастеров, лауреатов Государственной премии им. И.Е. Репина – Т.В. Аммосова, С.Н. Пестерева, С.Н. Петрова, произведения современных резчиков, продолжающих традиции национальной резьбы по кости.

Высоким художественным мастерством отличается коллекция мастеров ХVIII – ХIХ вв. по художественной обработке металла, резьбе по дереву, изделиям из бересты, узорочному шитью и бисерной вышивке по меху и ткани, плетению из конского волоса.

Собрание якутской живописи, графики, скульптуры представлено всеми видами и жанрами, стилями и направлениями, включает монографические разделы ведущих художников. Это произведения первого профессионального художника Якутии И.В. Попова, народных художников Якутии П.П. Романова, М.М. Носова, действительных членов Российской Академии художеств А.Н. Осипова, А.Д. Васильева; известных живописцев М.В. Лукина, Т.А. Степанова, М.Н. Магатыровой, И.Е. Капитонова, Л.Д. Слепцовой; графиков Э.С. Сивцева, В.В. Васильева, А.П. Мунхалова, В.С. Карамзина, М.А. Рахлеевой и многих других, внесших свою лепту в становление и развитие профессионального изобразительного искусства Республики Саха (Якутия).

Коллекция классического русского искусства ХVIII – нач. ХХ вв. в миниатюре воссоздает все этапы этого периода. В фондах музея блестящие подписные подлинники Тропинина, Шишкина, Айвазовского, Левитана, Куинджи, Поленова, Коровина, братьев Маковских, Клодта, Юона, Репина, фарфор Императорского завода и знаменитых российских заводов Гарднера, Корнилова, Кузнецова, Попова и др.

Многие произведения из отдела зарубежного искусства входят в золотой фонд собрания музея. Достаточно назвать имена высочайшего класса – Дюрер, Рембрандт, Ван-Дейк, Остаде, Пиранези. В отделе имеются живопись, гравюра, оригинальный рисунок, мелкая пластика, скульптура ХVI – ХIХ вв, характеризующие многие европейские школы.

Искусство народов Востока представлено свитками Ци-Бай-Ши, творчеством Хокусая, фарфором, мелкой пластикой, японскими нецкэ, окимоно, росписью по шелку, перегородчатыми эмалями, резьбой по дереву, традиционными ювелирными украшениями мастеров Бурятии, живописью Монголии.

В течение XX века, усилиями нескольких поколений музейных работников, создавался отдел современного изобразительного искусства, где собраны произведения художников Прибалтики, Тувы, Украины, Закавказья, Белоруссии. Искусство России представлено ведущими живописцами, графиками, скульпторами. Это произведения П. Корина, В. Фаворского, П. Кончаловского, М. Манизера, Б. Неменского, И. Обросова, И. Глазунова, Г. Коржева, Т. Назаренко, Н. Нестеровой и многих других.

Профессиональные и культурные связи

У музея есть опыт международного сотрудничества: проведение выставок, конференций и семинаров (Румыния, Швейцария, США, Чехия). Одним из значительных событий 2002 года стала выставка Национального художественного музея "Художественно наследие Якутии" в Государственной Третьяковской галерее с изданием красочного альбома-каталога в рамках всероссийского проекта "Золотая карта России".

В условиях интеграции "музей – образование" Национальный художественный музей ведет широкую планомерную работу с детской зрительской аудиторией. Традиционные формы работы музейной педагогики сочетаются с поиском новых экспериментальных форм занятий.

В рамках торжеств, посвященных 75-летию музея, в октябре 2003 г. состоялись: международный семинар "Современные аспекты образовательной деятельности в музеях" совместно с Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем и Фондом содействия развитию культуры и искусства в странах Центральной и Восточной Европы (США), международная научно-практическая конференция "Диалог. Музей и общество" под эгидой ЮНЕСКО, выставка "Коллекция западноевропейского искусства XVI-XIX вв. Дар профессора М.Ф. Габышева", выставка произведений выдающихся русских художников Н. и К. Рерихов из Международного центра Рерихов (Москва).

Музей активно расширяет профессиональные и культурные связи, способствуя укреплению исторически сложившегося единства народов многонациональной России. Из крупных проектов последних лет можно отметить выставку 2005 года "Искусство Якутии" в Москве (новый Манеж на Тверской). С 2005 года, в связи с вводом в строй нового здания Национального художественного музея, открылась постоянная экспозиция музея, состоялись значительные выставки из фондов Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, выставка "Душа России в ее иконе" из музея-заповедника "Коломенское". В планах 2006 года – выставка в рамках проекта Государственного Русского музея "Прорастая Сибирью" в Санкт-Петербурге.

Результатом научной деятельности музея являются: определение миссии музея, разработка "Концепции развития музея", издания буклетов и брошюр по коллекциям якутского искусства, выставкам, вопросам музейного дела.

 

23 ноября 2005 года музей получил новое 3-хэтажное здание (7 тыс. кв.м.) в самом центре города, открыв постоянную экспозицию.


Из коллекции Национального Художественного Музея Республики Саха (Якутия)

Hosted by uCoz