Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Культурологический, историко-географический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

 

ИЛИН

1-2 2010

Культурологический, историко-географический
журнал

Олег Сидоров
Солдаты Победы и солдаты Правды

Наша анкета
Егор Шишигин.
Владимир Пестерев.
Юрий Петров

Михаил Соколов
Старая новая история Победы

«Все для фронта,
все для победы!»

Авксентий Мординов
Материальная помощь фронту

Мария Гаврилова
Якутия во время войны

Лена Захарова
9 мая. Воспоминания об отце

Алексей Захаров
На войне, как на войне

Дмитрий Тимофеев
Штурман специальной части 24/257

Марк Шац
Новая жизнь шахты Шергина

Сардаана Захарова, Сергей Мыреев
«Убил под князем Бойзеком Тынином коня в железных досках...»
Путь якутского куйаха

Александр Балтин
Стихи о Якутии

Дмитрий Тимофеев

Штурман специальной части 24/257

Он был ветераном военно-воздушной трассы
«Аляска-Сибирь-фронт»…

После вероломного нападения 22 июня 1941г. фашистской Германии на защиту Родины поднялся весь советский народ. Якутский облвоенкомат начал срочный призыв военнообязанных на действующий и трудовой фронты. Призывники проходили экстренную медицинскую комиссию. Много было и добровольцев.

В годы Великой Отечественной войны руководство страны и Министерство обороны СССР ввели три вида брони от призыва в действующую армию:

– бронь с зеленой полосой по диагонали на первой странице военного билета означала возможность так называемого «первого призыва» по усмотрению военных властей из трудового фронта в действующую армию;

– бронь с синей полосой по диагонали на первой странице означала призыв второго плана;

– «красную бронь» предоставляли специалистам, работающим в военном режиме. Таких специалистов в республике насчитывалось единицы. Они в основном и обеспечивали надежность тылового трудового фронта.

Военно-призывная комиссия г. Якутска жителя с. Павловска Нерюктяйинского наслега Якутской АССР Семена Иннокентьевича Тимофеева отстранила от призыва в действующую армию по двум причинам:

1. Как дважды раненного бойца партизанского отряда Гражданской войны. Первое ранение он получил в ногу в боях в с. Тюнгюлю, второе – в спину – в рукопашной схватке во время освобождения Амгинской слободы от пепеляевцев. Вследствие чего и был признан ограниченно годным к военной службе.

2. В это время он работал штурманом в Ленском пароходстве, был занят на перевозке народно-хозяйственных грузов. Работникам пароходства тогда избранно предоставлялась «красная бронь». Об этом свидетельствует красная полоса в военном билете «бронированного» специалиста С.И.Тимофеева.

В разгар ожесточенных боев на фронтах Великой Оте-чественной войны руководитель Советского государства И.В.Сталин договорился с правительством Соединенных Штатов Америки о поставках в Советский Союз современных истребителей, бомбардировщиков, военно-транспортных самолетов и самолетов-амфибий, способных садиться на воду.

По решению Государственного Комитета Обороны летом 1942 г. развернулась работа по подготовке особой воздушной линии по перегонке американских боевых самолетов из г. Фербенкса через Чукотку и Якутию в Красноярск, по трассе Аляска-Сибирь-фронт. Якутск (Тикси, Жиганск, Жатай, Тюнгюлю, Чагда на реке Алдан) стал центром перегоночной трассы с размещением здесь штаба 1-й перегоночной авиадивизии 4-го перегоночного и 8-го транспортного авиаполков и Управления воздушной трассы «Красноярск-Уэльколь». Советский Союз получил из Соединенных Штатов Америки по ленд-лизу 14126 самолетов. По трассе «Аляска-Сибирь» через Якутию было перегнано 8074 самолета.

Командир экипажа военно-транспортного самолета Ли-2 И.И.Моисеев осенью 1942 г. доставил через Якутск на Аляску первую группу советских военных представителей, которые занимались вопросами поставки американских самолетов по северной трассе на фронт. Экипаж И.И.Моисеева перевозил на Аляску перегонщиков боевых самолетов, а на обратном пути брал на борт военно-технические грузы. Для его экипажа каждый рейс был рискованным и опасным. В случае «чрезвычайки» во время трудных перелетов сквозь полярную ночь, холод, пургу, снег, туман и дальние расстояния между континентами, страна лишилась бы нескольких десятков опытных летчиков. Обо всем этом, подчеркивая ответственность выполняемого тогда задания, рассказывал в январе 2003 г. в Москве на собрании ветеранов авиационной трассы Аляска-Сибирь-фронт отважный командир экипажа военно-транспортного самолета С-47 93-летний ветеран Иван Иванович Моисеев.

В состав Управления воздушной трассы «Красноярск-Уэльколь» была зачислена и часть работников Якутской авиагруппы со своими подразделениями. В одном из подразделений Военно-Воздушных Сил, в специальной части 24/257 по обеспечению связи на определенных участках авиалинии «Аляска-Сибирь», служил штурманом на быстроходном катере Семен Иннокентьевич Тимофеев. В случаях катастрофы команда фиксировала место падения самолетов, срочно сообщала об аварии в центр перегоночной авиации в г. Якутск. За время полетов произошло 47 авиакатастроф, в которых погиб 121 человек, без вести пропало 27, организованными поисками были найдены останки 20 человек. На территории Якутии захоронено 40 летчиков-перегонщиков. Причинами авиакатастроф были сверхдальние полеты в экстремальных условиях Севера. Из-за условий военного времени летчики зачастую не ждали установления хорошей погоды. Ведь перегнанные ими боевые самолеты с ходу вступали в бой с немецкими асами, сверху поддерживали огнем защитников блокадного Ленинграда, обороняли Сталинград и Москву, участвовали в освобождении оккупированных Эстонии, Литвы, Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии...

Призывники трудового фронта Великой Отечественной войны на правом берегу Алдана в п. Чагда Алданского района построили запасной авиапорт для перегоночных боевых и транспортных самолетов. На строительстве с первых дней работали бойцы трудового фронта из с. Хатылыма И.И.Григорьев (Мэгэчик), из Нерюктяйинского наслега с. Павловска И.В.Никаноров, Н.Н.Михайлов и многие другие. Они вместе с товарищами вручную корчевали пни на участках взлетной полосы, подсыпали грунт, утрамбовывали взлетное поле, построили два бревенчатых дома для отдыха летного состава и служебного использования. Из-за отсутствия строительных материалов кровлю покрыли без единого гвоздя крупными лучинками (улахан тымтык) размерами в длину 120 см, в ширину – 12 см, в толщину – 8-10 мм. Такие кровли надежно защищают дом от влаги в дождливую погоду. Весной с них не скидывают снег. Эти дома, почерневшие от времени, служат местным жителям и до наших дней.

Строители трудового фронта жили в бараках, зимой постоянно топили «буржуйку». Из-за плохого снабжения провизией трудились на голодных пайках. Многие слабели, болели, умирали прямо на нарах в бараках или на летных площадках. Об этом свидетельствуют сплошные ряды еле заметных, обросших мхом могильных возвышений у восточного края взлетной полосы авиапорта п. Чагда. Но построенный мужественными строителями трудового фронта авиапорт работает до сегодняшних дней, связывая отдаленные села Чагда, Кутана Алданского улуса с регионами нашей страны.

В военные годы зимой на шахте в Анабарском районе Якутской АССР впервые была организована добыча нефти. Нефть в специальных пакетах в авиапорт п. Тикси местные жители доставляли сквозь пургу в полярные ночи на оленьих и собачьих упряжках, а в теплое время года – водным путем через Море Лаптевых. Из этой нефти перегоняли авиационный бензин для заправки американских боевых и транспортных перегоночных самолетов. Взрослое население и школьники г. Якутска, Тикси, Тюнгюлю и Чагда постоянно очищали от снега посадочные и взлетные полосы для боевых самолетов трассы «Аляска-Сибирь», внеся этим посильную лепту в копилку Победы.

Руководство Якутского Управления ГВФ, авиатехники, метеорологи и аэродромные рабочие, другие вспомогательные подразделения принимали самое непосредственное участие в работах по обеспечению бесперебойного функционирования стратегической воздушной трассы Аляска-Сибирь-фронт.

В память об отважных летчиках был поставлен обелиск возле клуба им. Ю.Гагарина в г. Якутске.

Якутск во время Великой Отечественной войны был одним из главных опорных пунктов при перегоне военных и транспортных самолетов из США. В строительстве аэродромов специализированным подразделениям помогало население республики, в том числе и школьники. Так, общими героическими усилиями, советский народ выстоял в жестокой войне с фашистской Германией.

Каждый год 9 Мая страна отмечает День Великой Победы. Среди множества салютов, вспыхивающих разноцветными огнями, мы видим и те, что посвящены подвигу героев военно-воздушной трассы «Аляска-Сибирь-фронт» в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

К сожалению, народ до обидного мало знает об отважных летчиках воздушной трассы «Аляска-Сибирь-фронт», почти не знает имен работников наземной службы, обеспечивавших трудный, дальний перелет из Америки прямиком на фронт.

В условиях холодной войны между двумя державами, СССР и США, начавшейся гонки ядерных вооружений была надолго и строго засекречена деятельность всех вспомогательных служб, участвовавших в перегоне боевых и транспортных самолетов по трассе «Аляска-Сибирь-фронт». Политика времен «холодной войны» лишила ветеранов этих подразделений наград и льгот. Например, штурман ВВС специальной части 24/257 по транспортировке самолетов С.И.Тимофеев, после подписки о неразглашении служебной тайны, гражданский паспорт получил только в 1954 г.

Участник Гражданской и Великой Отечественной войн С.И.Тимофеев умер 5 января 1980 г. на 77-м году жизни. Руководство Ленского пароходства и жители родного села с почестями похоронили заслуженного ветерана.


Дмитрий Семенович Тимофеев, краевед, с. Павловск Мегино-Кангаласского улуса РС (Я).

Hosted by uCoz