Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

VI церемония награждения победителей конкурса «Обложка года – 2005»

Олонхо в списке мировых шедевров

Айсен Дойду
«Как истинный боотур из олонхо»

Елена Яковлева
Под сводами «Дома Арчы»

Айсен Иевлев
Ирина Хакамада: «Нами движет большая чувственная, пассионарная мысль...»

Валентина Чусовская
«Когда гудит Великая степь, когда трепещет бубен ее...»
Чингисхан Андрея Борисова в театре и кино

Егор Антонов
Образец служения народу
Подвижническая деятельность С.Н.Донского-II

Ирина Астахова
«Эта безрассудная затея...»
История организации Якутской (Сибиряковской) экспедиции 1894-1896 гг.

Мария Шадрина
«Первою из республик»

Василий Ушницкий
Этническая история Байкальского перекрестья

Анна Шишигина
Традиционная система питания народа саха

Петр Конкин
Воспоминания очевидца. Г.Грачев. Якутский поход генерала Пепеляева

Наталья Сивцева
«Металлогения Анабара исключительно сложна и интересна...»

Ия Покатилова
Мифотворчество Роберта Петрова

Егор АНТОНОВ

Образец
служения народу

Подвижническая деятельность С.Н.Донского-II

Имя Семена Николаевича Донского-II — одного из видных представителей национальной интеллигенции — было широко известно в Якутии в 1920-1930-е годы. Однако после репрессий конца тридцатых его активная общественная и политическая деятельность и вклад в развитие экономики, культуры, образования, письменности так и не стали объектом монографического изучения, а публикуемые время от времени отдельные статьи, к сожалению, не восполняли этот историографический пробел. Между тем, его имя в 20-30-е гг. ХХ в. ставили в один ряд с именами П.А.Ойунского, М.К.Аммосова, И.Н.Барахова и других выдающихся деятелей Якутии.

Отец братьев Николай Семенович Донской служил церковным старостой, старостой Мальжегарского наслега, неоднократно избирался главой Мархинского улуса. В 1898 г. император России Николай II за особые заслуги наградил Н.С. Донского серебряной медалью на Владимирской ленте для ношения на шее.1 Но родители скончались, когда С.Н.Донскому-I исполнилось всего 12 лет. Имущество ушло с торгов, деньги поместили в банк, владельцами которых стали он и младший брат Семен-II. На эти средства они позднее выучились.2

Семен Николаевич Донской-II родился 21 июня 1895 г. в Мальжегарском наслеге Мегежекского (ныне Нюрбинского) улуса.3 Семен-II поступил в духовное училище, а затем в духовную семинарию г. Якутска. Во время учебы он познакомился с трудами естествоиспытателя Чарльза Дарвина, русских революционных демократов, литературных критиков и публицистов А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, писателей Л.Н.Андреева, В.В.Вересаева, М.Горького и т.д. После окончания семинарии в 1914 г. он уехал в Петербург и поступил в Психоневрологический институт. Через год перевелся в медицинский институт Юрьевского (Дерптского) университета, где заболел острой формой бронхита и катаром дыхательных путей. В 1916-1918 гг. лечился в Финляндии в санатории «Холила».4

В 1918-1922 гг. С.Н.Донской-II работал инспектором, зав. отделом народного образования Вилюйского уезда. Возглавлял Вилюйский филиал культурно-просветительного общества «Саха аймах», члены которого занимались краеведческими исследованиями, открытием музеев в г. Вилюйске, в с. Сунтары, Нюрбе, Кутане, первыми литературными опытами и театральными постановками. Семен Николаевич организовывал танцевальные вечера со струнным оркестром под руководством М.Н.Жиркова, декламацией стихотворений, показом инсценировок или «живых картин» на тему Гражданской войны и т.д. Он в 1920 г. в качестве актера-любителя сыграл в водевиле Осетрова, исполнив роль «Муруннах» (Носатого). Семен Николаевич пробовал себя и в качестве режиссера, ставя постановки — вместе с будущим первым режиссером Русского драматического театра Д.Д. Большевым.5 Он организовал и стал директором местного Краеведческого музея.

В июне 1922 г. С.Н.Донского-II назначили первым наркомом просвещения, а его заместителем — Н.Е.Афанасьева.6 Под его руководством произошло укрупнение карликовых школ, вводилось совместное обучение мальчиков и девочек, организовывалось детское самоуправление, открывались интернаты, развивалось дошкольное воспитание.

Помимо выполнения своих чиновничьих обязанностей, Семен Николаевич активно участвовал в общественной жизни республики. В 1922 г. он вступил в секцию изучения края культурно-просветительного общества «Саха омук». С.Н.Донской-II разработал положение о секции изучения края, то есть стал одним из инициаторов краеведческого изучения Якутии. Вместе с А.И. Софроновым он вошел в состав редакционной коллегии драматической подсекции. Тогда он проживал на улице Революции, д. 28 и имел домашний телефон под номером 26.7 На Якутском областном партийном совещании 23 марта 1924 г. С.Н.Донской-II подчеркнул огромную тягу населения к обществу «Саха омук», который имел 13 улусных филиалов с 500 членами, и по существу являлся связующим «звеном между партией и нацинтеллигенцией». Он опроверг мнение левацки настроенных коммунистов, считавших «саха-омуковцев» реакционерами. Семен Николаевич приводил примеры большого влияния коммунистов, которые одержали победу в ходе выборов правления «Саха омук». Правильный подход власти к национальной интеллигенции в период НЭПа привел, по его мнению, к хорошим результатам. Более того, в запале дискуссии С.Н. Донской-II настаивал, что антисоветские проявления со стороны отдельных членов «Саха омук» не являются контрреволюционным выступлением целого общества.8

Именно С.Н.Донским-II впервые в 1922 г. была дана высокая позитивная оценка деятельности «Союза якутов» и его лидеру В.В. Никифорову, «Обществу просвещения», кружку любителей якутской литературы, культурно-просветительным обществам «Саха аймах» и «Саха омук». Следует отметить, что до крушения советской административно-командной системы эти объединения национальной интеллигенции в историографии оценивались исключительно негативно, как «буржуазно-националистические» и «антисоветские» организации.9

С.Н.Донской-II внес вклад в мирное урегулирование последствий раскола в ходе Гражданской войны. Будучи наркомом просвещения, он в 1922 г. поставил перед Якутским обкомом вопрос о реорганизации культурно-просветительного общества «Манчаары» в «Саха омук». Дело в том, что открытое в эпоху «военного коммунизма» объединение «Манчаары» выдвигало перед собой коммунистические цели, отталкивая тем самым от сотрудничества оппозиционно настроенную часть передовых деятелей народа саха. Семен Николаевич писал, что изменение устава и названия общества привлечет в его состав всю национальную интеллигенцию.10 Вместе с А.И. Софроновым и Р.Ф. Кулаковским Семен Николаевич активно работал в агитационной секции общества «Саха омук», целью которой являлась мирная ликвидация повстанческого движения. С.Н. Донской-II участвовал в разработке положения этой секции, издании ежедневной агитационной газеты и даже в установлении связи с повстанческим отрядом Оросина, действовавшим в Оймяконе, — с целью прекращения братоубийственного кровопролития. Семен Николаевич выдвинул вопрос о приобретении для общества «Саха омук» в Москве устройств с русско-якутским шрифтом, крайне необходимых для членов объединения.11

В период НЭПа, когда ухудшилось финансирование, по инициативе С.Н. Донского-II в школы стали привлекаться средства кооператоров и был введен целевой налог на нужды народного образования. В 1922 г. вышло постановление «О введении якутского языка в школах» (Семен Николаевич был одним из инициаторов его появления). Якутский язык получил статус государственного языка. При решении проблем школы Семен Николаевич исходил из региональных и национальных особенностей. Так в условиях бездорожья и отсутствия связи в республике был учрежден институт уполномоченных Наркомпроса, которые занимались всеми назревшими проблемами учебных заведений в ходе разъездов.

В 1924-1926 гг. он возглавлял редколлегию Якутской секции Центрального издательства, где печаталась учебная и художественная литература. С.Н.Донской-II опубликовал брошюру «В знании — сила», где давался обзор возникновения и развития письменности. С ним был заключен договор об издании брошюры «Долой невежество!» В 1926 г. он выступил на сессии Центрального бюро краеведения с докладом о научной и краеведческой работе в Якутии.12

В 1926 г. С.Н.Донской-II возглавил методический совет при НКПЗ ЯАССР, временно замещал должность наркома просвещения, работал зам. председателя общества «Ыраас олох». Он сформулировал принципы единой трудовой школы на Севере, ввел систему школьного образования, состоявшую из школ I и II ступеней, пропагандировал принципы всеобуча и политехнического обучения, развернул работу по привитию населению идей физического и культурного оздоровления, по существу став первым в Якутии инициатором идей здорового образа жизни.13 В программу Государственного ученого совета (ГУС) ввел краеведческий материал. Добился, чтобы классические произведения В.В.Никифорова, А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова, П.А.Ойунского изучали в школах. Семен Николаевич оказывал материальную поддержку Якутской секции Восточно-Сибирского отдела РГО в деле публикации научных трудов её сотрудников.14

В 1928 г. Семен Николаевич писал, что НКПЗ развернул огромную работу по развитию якутской письменности, литературы, театра и школы. Активно осуществлялась политика якутизации учебных заведений, издавалась национальная учебная литература и периодическая печать, формировалась сеть ликпунктов, изб-читален, нардомов, образовалась якутская труппа артистов и т.д. Общее собрание ликвидированного после разгрома движения культурно-просветительного общества «Саха омук» обратилось к руководству НКПЗ с просьбой об открытии Якутского национального клуба. Согласие было получено, и не без помощи Семена Николаевича новому клубу было выделено помещение, а главное — расходы по его содержанию включались в бюджет НКПЗ. Семен Николаевич подчеркивал, что организация Якутского клуба «имеет большое культурное и политическое значение», так как в столице республики, где 40% жителей составляли якуты, культурно-просветительная работа проводилась по большей части среди русского населения.15 Некоторое преувеличение здесь, несомненно, имело место. Эти меры, осуществляемые в период, когда такие лидеры «Саха омук», как В.Н. Леонтьев, А.И. Софронов и многие другие были репрессированы, говорит о горячей приверженности С.Н. Донского-II к идеям национально-культурного возрождения народа саха.

С.Н.Донской-II активно выдвигал перед руководством республики назревшие проблемы якутской школы. В первую очередь, он ставил вопрос о низкой заработной плате, являвшейся основной причиной высокой текучести педагогических кадров. Так, по его данным, в 1929/30 учебном году из 163 педагогов Якутского округа уволилось 30, или 18% от общего количества учителей. К тому же лица, имеющие среднее образование, неохотно шли работать в улусы. В результате в сельской школе 40% учителей имели низшее образование. Улусные педагоги, как правило, проживали в помещениях учебных заведений, ютились нередко в коридорах или даже в классах. Семен Николаевич обращал внимание общественности на ухудшение в 1928/29 г. правового положения учительства. Например, Таттинский УИК зарплату учителей отправил на погашение сельхозналога. В других улусах также имели место задержки жалования, для получения которого сельским педагогам приходилось добираться за свой счет и по несколько раз на расстояния до 50-60 км. Местные власти порой без согласия учебных заведений распределяли интернатские пайки.16 Смелая постановка С.Н.Донским - II злободневных проблем в 1928-1929 гг. в условиях развернувшихся после кровавого подавления движения конфедералистов массовых репрессий сотен представителей народа саха и её национальной интеллигенции свидетельствует о его высоком гражданском мужестве.

При ЯЦИК работала комиссия по созданию нового алфавита и терминологии, в состав которой с 1927 г. по 1932 г. входил С.Н.Донской-II.17 Они решали сложную проблему введения в якутский язык научно-технических и общественно-политических терминов. В 1927 г. в своей статье «Роль культурных работников в работе общества «Ыраас олох», проанализировав демографические данные, собранные академической экспедицией, пришел к заключению, что «якутский народ стоит на грани вымирания».18 В декабре 1927 г. Семена Николаевича командировали в Дюпсинский улус для организации и проведения беспартийной конференции.19

По постановлению СНК ЯАССР от 6 января 1928 г. С.Н. Донского-II освободили от должности врид наркома просвещения и здравоохранения, назначив вместо него П.А. Ойунского.20

В 1932-1935 гг. С.Н.Донской-II учился в аспирантуре Центрального НИИ национальностей, где писал кандидатскую диссертацию о дидактике чешского педагога-гуманиста и общественного деятеля Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.), которую завершить не удалось. Но, в общей сложности, его научно-методическое наследие включает около 60 статей.

С.Н. Донской-II, будучи директором пединститута и ученым секретарем Института языка и культуры, внес существенный вклад в становление учреждений гуманитарной науки и высшего образования в республике.

Таким образом, Семен Николаевич Донской-II был универсальной и многогранной личностью, сочетавшей в себе качества истинного педагога, государственного деятеля, ученого и просветителя. Его отличали не только высокий профессионализм, но и гражданское самосознание и стремление служить Родине и родному народу. Семен Николаевич внес огромный и неоценимый вклад в формирование государственности, в экономическое и национально-культурное возрождение Якутии.

Литература и источники

1. НА РС (Я), ф. 226, оп. 14, д. 356, л. 20-21; Данилов Э.Ф. Два наркома из одной семьи // Ветеран. — 2003. — 18 дек.

2. Архив УФСБ РФ по РС (Я), д. 89р., т. 1, л. 202; Винокурова Н. Право быть первым // Якутия. — 2000. — 16 нояб.

3. Ковлеков С.И. Просвещенец Семен Николаевич Донской // Наука и образование. — 1996. — №2. — С. 99.

4. Винокурова Н. Право быть первым // Якутия. — 2000. — 16 нояб.; Лыткин Н. С.Н. Донской-II — неординарная личность. Рукопись. — С. 1-2.

5. НА РС (Я), ф. 578, оп. 1, д. 2, л. 3, 10, 12.

6. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. — Якутск, 1966. — С. 173-174.

7. НА РС (Я), ф. 459, оп. 1, д. 2, л. 5, д. 43, л. 9, 13.

8. ФНА РС (Я), ф. 3, оп. 3, д. 227, л. 23 об.

9. С.Д. От «Общества просвещения» до «Саха омук» // Автономная Якутия. — 1922. — 6 окт.

10. Культурная революция в Якутии (1917-1937 гг.). — Якутск, 1968. — С. 128.

11. НА РС (Я), ф. 459, оп. 1, д. 32, л. 1; д. 94, л. 5.

12. Культурная революция в Якутии...С. 193, 195.

13. НА РС (Я), ф. 60, оп. 1, д. 1840, л. 18.

14. Там же, д. 1599, л. 1—2.

15. Донской С.Н.-II. Ликвидация общества «Саха омук» и организация Якутского клуба // Автономная Якутия. — 1928. — 2 августа.

16. НА РС (Я), ф. 68, оп. 1, д. 4101, л. 33.

17. ФНА РС (Я), ф. 3, оп. 3, д. 648, л. 86.

18. Донской-II С.Н. Роль культурных работников в работе общества «Ыраас олох» // Автономная Якутия. — 1927. — 23 сент.

19. ФНА РС (Я), ф. 3, оп. 3, д. 648, л. 165.

20. НА РС (Я), ф. 60, оп. 1, д. 2979, л. 1.


Егор Петрович Антонов, канд. истор. наук, ст. науч. сотр. отдела истории ИГИ АН РС(Я).

Hosted by uCoz