Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

 

ИЛИН

4 (51) 2006

Историко-географический, культурологический журнал

Слово к читателю

Дата
140 лет Василию Васильевичу Никифорову - Күлүмнүүр

Михаил Васильев
Аэропорты Якутии: прошлое и настоящее

Легенда
Валентина Чусовская Якутское кино о человеке эпохи.
"По велению Чингисхана"

Андриан Борисов Тыгын - человек, легенда, символ

Имя
Егор Шишигин Сибирский Святитель

Ираида Клиорина "Возвращение Василия Никифорова-Кюлюмнюра"

Петр Конкин
"В вверенной моему управлению области все спокойно"

Петр Конкин
"Драма генерала"
О судьбе командующего Сибирской Добровольческой дружиной Анатолии Пепеляеве

Егор Алексеев
Вскоре наступит тридцать седьмой…

Марина Яковлева "Якуты русской Америки"
Судьбы якутов на Аляске

Вячеслав Захаров Трагедия купца Захарова

Александра Чиркова
Изгнание шамана

Владимир Иванов
Очарованный Севером

Петр Винокуров
Тринадцать погребений одной экспедиции

Олег Якимов
"Я имею сына-эмигранта"

Лира Габышева
За окном у Григоряна был цветник

Катя Мигалкина
"Я - поэт не наступившей эры"

Олег Сидоров
Галина Старовойтова:
О федерализме и этнических правах

Галерея мастеров "Кудай Бахсы"

Институту региональной экономики 20 лет

Якутскому автовокзалу - 25 лет

Аэропорты Якутии:
прошлое и настоящее

"Полёт начинается с земли" – эта набившая оскомину фраза имеет глубокий смысл. Пассажир слабо представляет, что на самом деле скрывается за термином "аэропорт". Аэропорт – это сложнейший комплекс, состоящий из двух десятков различных больших и малых служб, занятых подготовкой воздушных судов к вылету и их приёму, обеспечивающих техническое, коммерческое, транспортное, топливное, аэронавигационное, метеорологическое, аэродромное, штурманское, медико-санитарное, режимное обеспечение полётов. Аэропортовый комплекс – одна из важнейших и самых сложных составляющих воздушного транспорта.

О прошлом...

Первым праобразом современного аэропорта Якутск стала созданная в 1928 году аэростанция, которой руководил М.В. Шиуков. В те годы открылось регулярное воздушное сообщение по трассе Иркутск – Якутск на гидросамолётах Ю-13 "Моссовет", а в зимний период – на самолёте W-33 экипажами легендарных пилотов А.С. Демченко, М.Т. Слепнёва.

Конец 20-х и 30-ые годы были характерны активным открытием всё новых и новых воздушных трасс, связывающих районные центры, не имевших никаких связей со столицей – городом Якутском. Эти открытия были связаны с именами легендарных пилотов. По архивным данным в 1936 – 1937 годах В.Л. Галышев на гидросамолёте "Каталина" с бортовым номером Н-5 открыл трассы на вилюйскую группу районов, произвёл посадки самолёта на реке Вилюй у посёлков Сунтар, Нюрба, Вилюйск. Так появились гидроаэропорты на Вилюе.

Первыми начальниками аэропортов Сунтар, Нюрба, Вилюйск стали В.И. Бочаров, В.М. Карпов, Т.С. Бекетов. После войны в разные годы этими предприятиями руководили и внесли вклад в их развитие активные участники ВОВ Н.И. Козлов, А.П. Цоун, А.П. Лаврентьев, А.И. Ксензик, Н.С. Степанов, ветеран трассы Аляска-Сибирь П.Г. Кравченко.

В середине 30-х годов были открыты гидроаэропорты Сангар, Жиганск. Их первыми начальниками стали П.Ф. Муравьёв, С.С. Еремеев.

Открытие аэропорта Алдан в 1940 году было связано с бурным развитием золотодобывающей промышленности. Одним из первых начальников аэропорта стал лётчик-истребитель, сбивший в боях 10 немецких самолётов, алданец Вениамин Флусов.

С развитием геологоразведочных работ и золотодобывающей отрасли было связано открытие гидроаэропортов в Усть-Мае – в 1935 году, в Усть-Нере – в 1937 году. Впервые в небе Колымы самолёт появился в 1929 году, экипаж О.А. Кальвица выполнял перелёт от Беренгова залива до устья Лены, но воздушное освоение края началось в 1934 году. В августе 1940 года в Нижние Кресты (пос. Черский) прибыли основатели аэропорта – начальник аэропорта И.Н. Хомутовой, радист Б. Шилов, радиотехники Г. Щербинский и В. Брунов, авиатехник А. Куприянов, метеоролог П. Сидоров. Так, ещё до войны началось довольно активное освоение воздушных просторов Якутии.

Переломным периодом в развитии авиации Якутии и её аэропортового комплекса стали решение руководства Советского правительства о создании трассы Аляска-Сибирь и базирование в г. Якутске штабов Первой Краснознамённой перегоночной авиадивизии (командир дивизии, Герой Советского Союза, генерал-майор И.П. Мазурук) и трассы (руководитель, Герой Советского Союза, генерал-майор М.И. Шевелёв). Трасса была построена за рекордно короткий срок – 6 месяцев, и с ноября 1942 года началась перегонка американских боевых самолётов на фронт. Для обеспечения нужд трассы были построены аэропорты Якутск, Оймякон, Олёкма, Витим, запасные аэропорты Зырянка, Алдан. После окончания войны в 1946 году, когда была ликвидирована трасса Аляска-Сибирь, авиации Якутии досталось богатое наследство – семь хорошо оснащённых по меркам тех лет аэропортов, налаженная система радиосвязи и метеообеспечения, 14-ть самолётов Си-47, и, самое главное, подготовленный и прошедший испытание авиационный персонал: лётчики, инженеры, техники, связисты, строители и эксплуатационщики аэропортов.

Особое развитие авиация получила в послевоенные годы. Основной кадровый и руководящий костяк отрасли составили участники ВОВ и ветераны перегонки. Из этой когорты вышли знаменитые авиационные руководители С.И. Климаков, В.И. Кузьмин, И.С. Кычкин, В.В. Кузаков, П.А. Кухто, лётные командиры В.М. Разумов, Н.М. Сладков, В.Л. Браташ, Ф.М. Козин, Ю.П. Яковлев, П.И. Фёдоров, П.И. Витман, руководители служб управления воздушным движением В.Х. Зинченко, Н.Г. Калашников, руководители инженерно-авиационной службы В.К. Капустин, Б.А. Гаринов, С.Г. Ивашов, И.П. Зуев, руководители связи М.Ф. Мишнин, В.В. Соболев и ряд начальников аэропортов.

Государственная задача расширения геологоразведочных работ по поиску месторождений алмазов, газа, нефти, золота, олова, угля, освоение этих месторождений, поступление в эксплуатацию принципиально новой авиационной техники – вертолётов, турбореактивных, турбовинтовых воздушных судов и потребность постоянного расширения географии полётов поставили перед руководителями отрасли и командирами авиапредприятий очень ответственную задачу: строительство и реконструкцию аэропортовых комплексов на совершенно новом качественном уровне. Вместо одного крупного Якутского объединённого авиаотряда к середине 70-х годов на базе крупных аэропортов образовалось десять ОАО. Все остальные аэропорты стали их приписными структурными звеньями. Довольно быстрыми темпами развивались производственные инфраструктуры предприятий, аэропортов, строились вокзалы, склады ГСМ, объекты служб управления воздушным движением. Выросли авиагарнизоны с благоустроенным жильём, школами, детскими садами, клубами, библиотеками, спортзалами, столовыми, гостиницами. Большую роль играло то, что во главе управления и авиапредприятий стояли крупные организаторы, такие как С.И. Климаков, М.И. Митяшин, И.С. Дергилёв, И.С. Кычкин, Ф.С. Сергеев, В.В. Кузаков, В.И. Кузьмин, П.А. Кухто, П.С. Перин, Н.Н. Терещенко.

Особо хотелось бы отметить труд начальников аэропортов В.И. Гришукова, А.Л. Аграновича, А.Н. Демидова, А.И. Большакова, Г.И. Голубочка, В.К.Першикова, Т.А. Иванова, А.С. Вилцана, Н.П. Пискунова, Е.И. Проняева, работавших в шестидесятых-восьмидесятых годах.

Строились огромные аэропортовые комплексы в гг. Якутск, Мирный, Нерюнгри, посёлке Полярный с взлётно-посадочными полосами с искусственным покрытием и геометрическими размерами, позволявшими приём и выпуск всех существующих и проектируемых типов воздушных судов. Стоимость этих проектов исчислялась в десятках и сотнях миллионов советских рублей. В эти годы был построен на новом месте прекрасный аэропортовый комплекс с бетонированной взлётно-посадочной полосой, современным каменным вокзалом и полным набором объектов производственной инфраструктуры в Вилюйске.

Авиация республики в целом, Нюрбинское, Мирнинское, Якутское авиапредприятия и их аэропорты Нюрба, Сунтар, Верхневилюйск, Вилюйск внесли неоценимый вклад в развитие геологоразведочных работ, открытие коренных месторождений алмазов, нефти и газа, олова и др., в строительство крупнейших горно-обогатительных комбинатов цветной металлургии, в обеспечение продовольствием жителей промышленных регионов. К 1990 году аэропорты Якутии были полностью оснащены необходимой автотракторной, специальной автомобильной техникой. Восьмидесятые стали годами, триумфального развития воздушного транспорта республики. Огромный объём работ по применению авиации для нужд народного хозяйства (ПАНХ), по грузовым и пассажирским перевозкам выдвинули Якутское управление в разряд одного из самых крупных среди тридцати управлений МГА СССР. К 90-му году якутская авиация имела более 430 единиц самолётов и вертолётов 13-ти типов, а каждый житель республики мог пользоваться услугами авиации в среднем 2,5 раза в год. Аэропортовый комплекс состоял из 45 классифицированных аэропортов и 220 авиаплощадок, с численностью работников около десяти тысяч человек. О таком мощном воздушном флоте многие государства могли только мечтать, и вряд ли могли о таком развитии прогнозировать наши деды, которые стояли в 20-х годах прошлого века у истоков становления воздушного флота.

Аэропорты тех лет полностью были автономными с полным набором социально-бытовых, культурных объектов: жильё, водо-теплоснабжение производственных и социальных объектов, столовые, детсады, клубы, гостиницы, лётные профилактории, для содержания которых имелось своё ЖКХ.

С середины 80-х годов аэропорты начали заниматься подсобными хозяйствами (коневодство, животноводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство, растениеводство тепличным хозяйством).

За последние 10-12 лет в России количество аэропортов сократилось с 1800 до 370-ти. В первую очередь ликвидации подверглись аэропорты Крайнего Севера.

Экономический кризис начала 90-х годов привёл к разрушению единой авиакомпании "Аэрофлот" на более, чем 500 авиакомпаний и тысячи аэропортов по России. Многочисленным реорганизациям подверглась и уже не самодостаточная авиация республики. При реорганизации наиболее в невыгодном положении оказались аэропорты, которым волевым решением навязывали огромные кредиторские задолженности. Да и далеко не все начальники предприятий оказались адаптированными к хозяйствованию в рыночных условиях и рачительными. В результате в аэропортах росла кредиторская задолженность налоговым органам, пенсионному фонду и по заработной плате своему персоналу. 25-26 аэропортов республики (за исключением аэропортов Мирнинского авиапредприятия, аэропорта Якутск) оказались, практически, неуправляемыми, так как не было общего органа, координирующего их деятельность. Отсутствие средств на поддержание эксплуатационной годности взлётно-посадочных полос, предельный износ (80 и более%) спецтехники, полная выработка ресурса светосигнальной автосистемы аэропортов "Луч-2", аварийное состояние зданий, сооружений привели к полному несоответствию их сертификационным требованиям. Всё это привело к угрозе закрытия большинства аэропортов Якутии.

... О настоящем

В соответствии с Государственной целевой программой "Развитие воздушного транспорта РС(Я) на 2002-2006 годы", утверждённой Президентом, Правительством и Государственным Собранием РС(Я) Ил Тумэн, впервые в России Правительством республики принято решение о создании ГУП "Дирекция аэропортов РС(Я)", в состав которого входят на 01.01.2006 года 21 аэропорт и в ближайшее время войдут ещё 2. Из них 6 аэропортов проходят процедуру банкротства: аэропорты Алдан, Олёкминск, Черский – конкурсное производство, остальные внешнее управление и наблюдение. За неполных три года деятельности Дирекции уже можно говорить о положительных результатах. Дирекция на себя взяла:

 

Роль Дирекции – осуществление ряда мероприятий по организации централизованного управления аэропортами, обеспечение их функционирования как единого комплекса, организация единого финансового и технического "поля"

  • Всю работу с налоговыми органами, фондами – пенсионным и ФСС, органами государственной власти, Минфином РС(Я) по кредиторской и дебиторской задолженностям, по своевременной выплате заработной платы, оставив за руководителями филиалов чисто производственную деятельность на местах.

  • Вопросы технического переоснащения аэропортов за счёт средств бюджета РС(Я). Во всех аэропортах Дирекции светосигнальная система Луч-2 заменена на "Курс-1"; для аэропортов Усть-Мая, Сангары, Тикси, Нерюнгри, Маган, Белая Гора, Олёкминск, Среднеколымск, Верхневилюйск, Сунтары приобретено 11 единиц дорогостоящей спецавтотехники; начата замена досмотровой техники в аэропортах.

  • Построено служебно-пассажирское здание (вокзал) в аэропорту Мома, площадью 825 м2, продолжается строительство аэровокзала в Хандыге, разработана проектно-сметная документация для строительства служебно-пассажирского здания с КДП в аэропорту Депутатский. В 2006 году хозспособом будет построен аэровокзал в Усть-Нере, намечается строительство жилья.

  • Проведён капитальный и текущий ремонты части аэровокзалов, котельных, гаражей, административных зданий в Магане, Сунтарах, Олёкминске, Нюрбе, Среднеколымске, Белой Горе.

  • Начаты работы по реконструкции и текущему ремонту взлётно-посадочных полос в аэропортах Маган, Зырянка, Олёкминск, Усть-Мая. Для этих целей завезено и использовано на ремонт ВПП около 50 тыс. м3 грунта, песка, песчано-гравийной смеси. За счёт собственных средств предприятия на 9,4 млн. руб. проведён текущий ремонт объектов.

  • Разрабатывается проектно-сметная документация по реконструкции ИВПП аэропорта Вилюйск.

  • В 2006 году Дирекция начала заниматься перспективой развития аэропортового комплекса с институтом "Дальаэропроект". В правительстве республики проведено обсуждение проекта и "Программы развития и модернизации аэропортов РС(Я) на период до 2015 года". Стоимость проекта около 4,2 млрд. рублей, источники – инвестиционные фонды РС(Я) и РФ в равных долях.

 

Визитная карточка
руководителя:

Сергей Александрович Ларионов – выпускник Омского летно-технического училища гражданской авиации. С 1993 года работал в аэропорту поселка Усть-Мая. Поначалу авиамотористом, а в начале 90-х годов, в самое трудное для предприятия время, его директором. К тому времени, без отрыва от производства, он окончил Московский институт транспорта, затем стал выпускником Дальневосточной академии государственной службы. В ГУП "Дирекция аэропортов РС(Я)" был приглашен на работу в качестве первого заместителя генерального директора.
На должность генерального директора государственного унитарного предприятия "Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)" С.А.Ларионов был назначен Указом Президента 14 декабря 2005 года.

Параллельно разрабатывается вопрос передачи имущественного комплекса аэропортов РС(Я) в федеральную собственность. Всё это говорит о масштабности и перспективности деятельности Дирекции.

Одним из достижений Дирекции за 2005 год является ежемесячная, без задержки, выплата заработной платы персоналу, что стабилизировало обстановку в трудовых коллективах, Достигнута договорённость с профсоюзами об очередном повышении с 1 июня заработной платы на 10-15%. Дирекция в 2005 году завершила свою производственно-хозяйственную деятельность с прибылью и получила положительную оценку Президента РС(Я) при ежегодном отчёте руководителей предприятий ВТ РС(Я).

По-прежнему остаётся сложным кадровое обеспечение предприятия. Начата плановая подготовка кадров при ГОУ СПО ЯАТУ ГА.

Ввод в строй круглогодичных федеральных дорог Колыма, Вилюй приводит к значительной потере объёмов работ авиации в целом и аэропортов. В этих условиях развитие непрофильной деятельности аэропортов – основное направление восстановления выпадающих доходов. Результаты деятельности ГУП "Дирекция аэропортов РС(Я)" складываются от результатов работы филиалов и их руководителей. В целом директорский корпус филиалов – люди высокопрофессиональные, активные, имеющие определённый опыт работы в рыночных условиях, достойно прошедшие кризисные 90-е годы XX века. Наиболее эффективно работают директора филиалов Нерюнгринского – А.Л. Агранович, Сунтарского – А.Н. Михайлов, Олёкминского – В.И. Разинков, Депутатского – В.К. Дьяконов, Белогорского – В.Г. Стручков, Среднеколымского – В.В. Бубякин, Батагайского – В.Ф.Ткач, Сангарского – С.И. Громовской, Усть-Майского – А.Г. Баринов.

Деятельность Дирекции по укреплению материально-технической базы аэропортового комплекса даёт надежду на восстановление былой мощи якутской авиации.

Михаил Васильев.
Председатель рескома профсоюза авиационных работников,
член Союза  журналистов РФ.

 

Яндекс.Реклама
шасси камаз. Специальное предложение на шкода актавия в наличии.
Hosted by uCoz