Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Нажмите, чтобы увеличить

 

ИЛИН

№ 5 (48) 2007

Историко-географический, культурологический журнал

Образы Якутии

Ысыах. Олонхо. Золотые купола. Лена-Река. Ленские столбы. Национальная культура. Кухня

Владимир ВОЛКОВ
Пища богов

375 лет вхождения Якутии в состав Российского государства

Айсен ДОЙДУ
«Поэма о старом Якутске, или письмо американскому другу»
(отрывок из стихотворения)

Михаилу Николаеву – 70

«Выбираю свободу и человека»

Вячеслав ШТЫРОВ
Руководитель общероссийского масштаба

Михаил НИКОЛАЕВ
Власть и доверие

375 лет вхождения Якутии в состав Российского государства
Якуты. Вид на Лене. Цветная литография

Николай САМСОНОВ
Истоки

Карта «Сибирь в XVII веке»

Николай КРАДИН
«Отличался художественной стороной своего искусства…»
Архитектор Гавриил Никитин. Неизвестные страницы жизни

Елена БАИШЕВА
«Истории не нужны эмоции…»

Майя СЕМИНА
Одна музейная история

Святителю Иннокентию – 210 лет
Американская и Русская церкви почтят память святителя Иннокентия

Апостол Сибири и Америки

Епископ Якутский и Ленский Зосима
Служение святителя Иннокентия (Вениаминова) в Якутском крае

И.П. БАРСУКОВ
Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам Репринтное издание. Отрывок

К 110-летию М.К.Аммосова

Байболот АБЫТОВ
Человек с большой буквы, огромного мужества…

Ольга БАШАРИНА
«Не объекты покорения, угнетения, эксплуатации, а равноправные субъекты…»

Артем ЕФРЕМОВ, Александр ПЕТРОВ
Его идеи опережали время…

Сергей ПАПКОВ, Владимир СЕРГИЕНКО, Анастасия ТЕМНИКОВА, Марианна ФАЛИКОВА
Древо с могучими корнями
(памяти Дмитрия Орестовича Тизенгаузена)

Анна СИРИНА
«Скоро будет два года, как мы занимаемся экспедиционными работами…»
Неизвестные письма В.И. Иохельсона и В.Г. Богораза из Сибирской (Якутской) экспедиции

К Международному полярному году

Иван НЕГЕНБЛЯ
Дрейф в негостеприимной Арктике

Елена СЛЕПЦОВА-КУОРСУННААХ
Соловки

Николай ЛУГИНОВ
ПОКОРЕНИЕ НЕПОКОРНЫХ
Отрывок из романа

Нюргуяна ИЛЛАРИОНОВА
Душевная жажда. Некоторые мысли о драматургии Ивана Иннокентьева

Елена СЛЕПЦОВА-КУОРСУННААХ

В истории действует таинственный закон, ничто не пропадает бесследно. Чудовищные преступления неизъяснимым образом открываются миру. Как нельзя скрыть ни одного личного греха, нельзя скрыть и общенационального преступления: Бог развертывает свитки помимо воли преступников.

Взор – на Соловки. Местные жители говорят о т.н. «соловецкой болезни»: кто хоть однажды побывает здесь (в любом качестве, туриста ли, паломника), не может душой от них оторваться.

Соловки не выходят из сердечной памяти, становятся совестью всероссийской. Еще бы! Три миллиона душ, нашедших здесь свой таинственный вход в вечность.

Соловки – самый большой в мире погост. Три миллиона костей – перемолотых, перемешанных, в море выброшенных, забытых, по ветру рассеянных – сращаются, как в Иерихонской долине.

Блаженный Иоанн

СОЛОВКИ

С 2005 года я начала писать исторический роман «Василий» (условное название). В этом произведении главным героем является сын наслежного князя Василий Михайлович Оросин. В первых трех главах описываются годы революции и гаржданской войны в Якутии, где юный Василий становится их невольным участником. Начиная с четвертой главы, практически все главные герои становятся подозреваемыми в участии в заговорах против советской власти. Молодые жизни Василия и его близких завершаются скитаниями по концентрационным лагерям ОГПУ.

Для того, чтобы более достоверно проследить последний путь репрессированных представителей якутской национальной интеллигенции, мы с супругом А.В.Лукиным совершили исследовательскую поездку по местам заключения героев моего произведения, приуроченную к 80-летию начала политических репрессий в Якутии, предвестником которых стало так называемое движение конфедералистов 1927–1928 гг. Это: Карелия – Петрозаводск, г.Кемь (пересыльный пункт), Соловецкие острова, г.Архангельск, г.Санкт-Петербург, Екатеринбург. Первым местом их заключения был Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН ОГПУ) или «Соловки». По неофициальным данным, в этот лагерь из Якутии было сослано около 600 человек.

Поэтому, дорогие читатели, я решила познакомить вас подробнее с этим страшным местом, где и сегодня можно услышать стоны безвинно пострадавших, которые навечно сгинули в сырой, холодной земле святого острова.

Что такое Соловки?

Соловки – это холст, сотканный из духовной силы и телесной слабости, человеческой радости и вселенского горя, силы воли и предательств, красивой лжи и уродливой правды, шипения прибоя и неповторимых закатов. Он покрыт снегом и высвечен северным сиянием, пропитан потом и кровью, водкой и дождями.

Соловецкий архипелаг расположен в Онежском заливе, между Карельским Поморьем и Летним берегом Белого моря, в 164 километрах от условной линии Полярного круга.

Архипелаг состоит из шести крупных и приблизительно семидесяти небольших островов. Площадь Большого Соловецкого острова-248 км2; острова Анзер – 47 км2; острова Муксалма – 17.6 км2; Малой Муксалмы – 0.57 км2; Большого Заяцкого – 1,25 км2; Малого Заяцкого – 1,02 км2. Общая площадь архипелага превышает 320 км2. Высшая точка – гора Вербокольская (88,2 м., о. Анзер).

История освоения Соловецкого архипелага насчитывает около 7000 лет. На островах находится около 1200 памятников археологии (стоянки, курганы, сейты, лабиринты, символические выкладки) и более 250 историко-архитектурных памятников, связанных с историей Соловецкого монастыря. Наиболее загадочными памятниками Соловков являются древние святилища III-II тысячелетия до нашей эры, включающие в себе знаменитые северные лабиринты.

В архипелаге в 1920 году был организован первый в СССР лагерь принудительных работ, с 1923 года он становится лагерем особого назначения, положившим начало сталинскому ГУЛАГу. Сегодня территория Соловецкого архипелага и прилегающая к нему акватория – заповедник. В 1994 году Соловецкий музей-заповедник отнесен к особо ценным объектам природного и исторического наследия России и включен в «Список всемирного наследия» ЮНЕСКО.

Несмотря на суровый климат, здесь можно встретить практически все виды северной растительности, произрастающей от тундровой зоны до таежных чащ. И над всеми красотами острова довлеет суровое Белое море. Самый южный залив Ледовитого океана – Белое море. Здесь шторм может разыграться за 15 минут и тут же закончиться или длиться неделю. Как раз мы стали свидетелями трехдневного шторма. Месяц июль встретил нас 7-градусным теплом. Непрерывно лил невыносимо холодный дождь с градом. В домах было сыро и холодно. Одежда практически не высыхала. Даже для меня, человека, привыкшего к северному лету, испытание было не из легких. На следующее утро я проснулась с простудой.

В средние века Белое море называли Гандвик – Колдовской залив. Интересно, как тогда называли острова, стоящие в центре Гандвика? Земля колдунов?

Кто же был первый житель Соловков? На этот вопрос с уверенностью отвечает археология. Благодаря исследованиям Соловецкой Археологической Экспедиции (Куратов А.А., Мартынов А.Я.) известно, что первый житель Соловков – это «морской кочевник». Он использует легкие переносные жилища типа чум, имеет лодку, оборудование для охоты и рыбалки, глиняную посуду. Имеет свою религию. Археологические раскопки показали, что магические знаки этой древней северной религии разбросаны по всем Соловкам (сакральные символы: крест, полумесяц, магендоид – лабиринты).

Основание
Соловецкого
монастыря

Основание известного Соловецкого монастыря связано с именами трех православных подвижников: Савватия, Германа и Зосимы. Савватий подвизался сначала в обители Кирилла Белозерского, затем на Валааме. Там же (по легендам) он впервые услышал об острове Соловецком. И направился туда. У часовни на реке Выг Савватий встретил Германа. Они решили вместе перебраться на Соловки, после чего, дождавшись попутного ветра, пересекли море и летом 1429 года высадились на безлюдном острове. Отшельничество монахов продолжалось шесть лет. Скоро Герман «ради потребы» покидает остров. Вслед за ним уехал и Савватий, прознав о скором наступлении смерти. Он скончался на берегу и был погребен в 1435 году возле села Сорока. Через год после смерти Савватия Герман познакомился в Суме с палеостровским пострижеником Зосимой и рассказал ему «о преподобном Савватии…». Зосима решил пойти по стопам Савватия. Монахи выбрали для своего поселения другое место – берег бухты, получивший название «гавани Благополучия». Слух об основании новой пустыни распространился по всему Беломорью. К ним стали стекаться братья. Так началось основание монастыря на Соловецком острове, впоследствии получившего название Кремль.

На дальнейшей судьбе Соловецкого монастыря вплоть до ХХ века не заостряю внимание, так как для моего читателя и для меня самой более интересным является именно период советской власти на острове.

Прошедший ХХ век монастыря

Двадцатый век монастырь встречал в трудах: в начале века было завершено создание системы судоходных каналов. Но свершилась революция, и на Соловках она отразилась самым пагубным образом.

Во времена русско-японской войны 1905 года команда одного из кораблей попала в плен к японцам. И дала там общий зарок: получив свободу, уйти в монастырь. Когда же возврат пленных состоялся, Святейший Синод быстро (без прохождения послушания) удовлетворил просьбу моряков, и в Соловецкий монастырь пришла сплоченная команда новых монахов. К 1917 году «братки-монахи» путем создания «коллективного большинства» свергли Иоанникия и провели первые в России демократические выборы настоятеля, избрав таковым Вениамина.

В 1920 году на остров прибыла комиссия по ликвидации монастыря под руководством большевика Кедрова. Монастырь был «упразднен», руководство его выслано, а «братишки» поддержали идею организации совхоза «Соловки» и лагеря принудительных работ. В 1922 году комиссией по изъятию ценностей было вывезено из монастыря 158 пудов (2528 килограммов) драгоценных камней, золота и серебра. Монастырь умер… Эту историю нам поведал писатель и фотожурналист из г. Москвы Юрий Бродский, человек, который на протяжении многих лет «болен» темой Соловков. Он каждое лето приезжает на остров, издал несколько книг, одна из которых – историко-фотографический труд «Соловки» – была переведена на иностранные языки.

С приходом большевиков началась новая страница истории островов. На деле большевики лишь усовершенствовали и использовали то, что было придумано до них.

Тюрьма в России больше, чем тюрьма. Чтобы достигнуть уровня унижения личности, присущего российским тюрьмам, для этого надо было постараться. Особый дух наших тюрем складывался веками. И в немалой степени – в Соловецком монастыре, до 19-го века бывшем единственной официальной тюрьмой Российского государства.

По приказу митрополита и государя сюда ссылали «за измену», «воровство», «дурость», «богохульство», «предерзновенное житье». Еретики, бродяги, раскольники, декабристы, неугодные сановники, государственные преступники, монахи-пьяницы – всех принимали Соловки в свои каменные объятия. Так уж получилось, что вобрав в себя тюрьму, монастырь ею и стал. Монастырская святость не пересилила тюремный дух. Монахи стали тюремщиками. Но, по рассказам Ю.Бродского, ни один заключенный не ругал остров, они обвиняли власть, начальство, родных и родственников, стукачей и предателей, только не остров.

Со времен Ивана Грозного в Соловецкой тюрьме содержалось более 500 человек. Соловецкий архимандрит Илларий писал: «Имя Соловков сделалось грозным и страшным по свидетельству истории России». В 1903 году Соловецкая тюрьма прекращает свое существование. Но что же было потом, и скольких «неугодных» Советская власть отослала на острова?

С.Л.О.Н. О.Г.П.У.

Понадобилось всего 17 лет, чтобы тюрьма восстала из прошлого. На островах создается первый концентрационный лагерь для пленных гражданской войны. В мае 1920 года на островах было организовано одно из отделений Северных лагерей принудительных работ. Сюда были перевезены большие партии заключенных из Пертоминского, Холмогорского и Архангельского концлагерей. Заключенные работали на строительстве узкоколейной железной дороги, бараков, в переоборудовании келейных корпусов под тюремные нужды, словом, «обустраивали» Соловки для лагерной жизни.

2 ноября 1923 года с грифом «Опубликованию не подлежит» было принято постановление Совета народных комиссаров СССР «Об организации Соловецкого лагеря принудительных работ», известного как СЛОН. В этом же году состоялся первый массовый расстрел заключенных. Через Соловецкие лагеря и их филиалы на материке (а это территория от Петербурга до Норильска) прошло более 1 миллиона заключенных.

 

Из «Положения о С.Л.О.Н.

Объединенного
государственного
политического управления»

«Соловецкие лагеря принудительных работ особого назначения организованы Объединенным государственным политическим управлением для изоляции особо вредных государственных преступников, как уголовных, так и политических, деяния коих принесли или могут принести существенный ущерб спокойствию и целостности Союза Советских Социалистических Республик».

«Соловки» с этого момента стали именем нарицательным – символом: «после выбора Соловков – не осталось в народной памяти ни лагерей принудительного труда, ни концентрационных, ни особого назначения! Ведь в 20-е годы Соловки не таили, но даже уши прожужжали ими. Соловков открыто играли, Соловками открыто гордились (имели смелость гордиться!!)». В этом – смысл и значение Соловецкого Лагеря Особого Назначения, уникальность его статуса «гулаговской alma mater», по выражению А.И.Солженицына.

В состав СЛОН ОГПУ (официальное название до 1930 года) входили расположенные на территории Соловецкого архипелага шесть отделений:

1) Кремлевское (в том числе Заяцкий женский штрафной изолятор);

2) Савватьевское;

3) Муксалмское;

4) Секирное (мужской штрафной изолятор);

5) Кондостров;

6) Анзерское.

Отделения в свою очередь делились на роты, командировки и лагерные пункты. На территории архипелага насчитывалось до 30 командировок, различавшихся по численности заключенных и видом выполняемых работ: Новая Сосновка, Старая Сосновка, Реболда, Овсянка, Амбарчик, Кирпичный завод, Пушхоз, Филимоново, Торфогородок, Красное озеро, Петр-озеро, Зеленые озера, Пичуги, Березовая тоня и т.д.

Этапирование заключенных в Соловецкий лагерь осуществлялось в соответствии с приказом ОГПУ от 15 декабря 1923 года «по Мурманской железной дороге в г. Кемь, где помещается пересыльно-распределительный пункт». Далее – на пароходах «Глеб Бокий», «Нева» и барже «Клара Цеткин» – на Соловки.

Внешняя охрана лагеря, доставка заключенных на острова, конвоирование на работы, розыск и поимка бежавших были возложены на 4-й полк отдельной дивизии особого назначения им. Феликса Дзержинского при ОГПУ.

Внутренняя охрана (ротные старосты, дежурные по отделениям, ротам, командировкам и лагпунктам и т.д.) осуществлялась группой надзора – заключенными из бывших чекистов, милиционеров и «социально-близких» элементов – уголовников.

Соловецкий лагерь был крупным экономическим предприятием. При лагере действовали такие заводы как: кожевенный, механический, кирпичный, известково-алебастровый, гончарный, лесопильный, салотопенный, дрожжевой. Также открылись мастерские: карбасостроительная, канатная, столярно-мебельная, бондарная, пошивочная. Существовали: йодпром, кустпром ( изготовление мелких бытовых предметов, игрушек, поделок), пушхоз (разведение кроликов, черно-бурых лисиц, соболей, одомашнивание гаги, акклиматизация ондатры). При лагере также работала метеостанция.

Одной из уставных задач советских концлагерей была «перековка» старого «человеческого материала» – «перевоспитание» трудом и «культурным отдыхом». Решение этой задачи в лагерях было возложено на КВЧ – культурно-воспитательную часть. Соловецкая КВЧ служила своего рода показательной ширмой такой «перековки» – при ней работали библиотеки, театры, кинотеатры, лектории, типографии, фотоателье. Был свой музей, свое Общество краеведения. До 1926 года на Соловках были духовой и симфонический оркестры. Реально КВЧ занималась сыском и тайным надзором над заключенными всех отделений, командировок, лагпунктов. В разные годы театром руководили известные артисты и режиссеры (все заключенные). Последним режиссером был Лесь Курбас (1887–1937) – народный артист Украинской ССР.

«По своему составу центральный театр УСЛОН ОГПУ считался в СССР лучшим после столичных театров...» (Е.Соловьев). Центральный театр был закрыт в 1937 г.

«В целях устранения вредного влияния недостаточно подвижного образа жизни з/к, руководители внешкольных занятий организуют регулярные занятия гимнастикой для всех здоровых з/к.» (Инструкция по учебно-воспитательной части в местах заключения РСФСР. С 211). По данным журнала «Соловецкие острова», з/к зимой занимались лыжами и коньками, летом в лагере действовало 10 футбольных команд, четыре баскетбольных, шесть волейбольных. Существовала даже женская волейбольная команда. Пользовались популярностью гребной спорт, плавание, гимнастика, игры (кегли, городки).

Среди заключенных СЛОНа было большое количество научных работников всех специальностей. Они создали свое научное общество – СОАОК, потом – СОК.

Заключенные занимались лесозаготовками и торфоразработками, зверобойными и рыболовными промыслами, смолокурением, сельским хозяйством (животноводство, огородничество), дорожным строительством и ремонтом. То есть в эти годы на острове пытались создать маленькую модель идеального социалистического общества.

В результате интенсивной эксплуатации к началу 1930-х годов природные ресурсы Соловецких островов практически полностью истощились. К этому времени многие промысловые предприятия закрываются. На протяжении 1920-х годов в состав СЛОН ОГПУ включались все новые и новые исправительно-трудовые лагеря создававшиеся на материке: «Архипелаг, родившийся и созревший на Соловках, начал свое злокачественное движение по стране».

В 1930 году Управление СЛОН (УСЛОН) было переведено в г.Кемь. Оформилась новая структура лагеря. Управлению подчинялось 12 отделений, расположенных в Карелии, на Кольском полуострове под Архангельском:


Здание бывшего ОГПУ на Соловках. Лукин А.В.


Ю.Дмитриев и Куорсуннаах у памятной плиты. Карелия, Сандармох.

1-е отделение – «Остров Революции» – Кемский пересыльный пункт (Попов остров в г. Кемь);

2-е отделение – Май-губа, Надвоицы, Медгора;

3-е отделение – «Кандалакша» – разъезд Белый, Зашеек, Кандалакша, Энг-озеро;

4-е отделение – о. Соловки;

5-е отделение – «Кемь-Ухтинское» – Кемь-Кут до Шуерецкой;

6-е отделение – «Апатиты»;

7-е отделение – «Сорокское» – Шуерецкая, Разнаволока, Сорока, Мяг-остров;

8-е отделение – Олимний, Парандово, Ругозеро, Надвойцы;

9-е отделение – «Поньгомское» – Энгозеро, Поньгома, Сиг, Кемь (карантин);

10-е отделение – пункт – Кондостров;

11-е отделение – пункт – «Мурманский» – Териберка, Мурманск (до разъезда Белый);

12-е отделение – Пертоминск.

В это время Соловецкий лагерь достигает пика своего развития. Об этом, в частности, красноречиво свидетельствует статистика численности заключенных:

1923 год – 3049 человек;

1925 год (4 кв.) – 7727 человек;

1927 год (4кв.) – 14810 человек;

1928 – 1929 годы – 21900 человек;

01.01.1930 года – 53123 человек (с учетом материковых отделений);

01.01.1931 года – 71800 человек (с учетом материковых отделений).

После создания в1930 году ГУЛага – Главного управления лагерей ОГПУ СССР – Соловецкий лагерь стал одним из рядовых исправительно-трудовых лагерей в системе этого зловещего учреждения. Из СЛОНа выделились в самостоятельные лагеря материковые отделения: Вишерское, Ухт-Печорское, Северо-Уральское, Свирское и другие.

В 1930-х годах Соловецкие лагеря неоднократно меняли свое название и подчиненность: СИКМИТЛ (Соловецкие и Карело-Мурманские исправительно-трудовые лагеря) с подчинением ГУЛАГ ОГПУ, 11-е отделение Беломорско-Балтийских лагерей (Благ) с подчинением Управлению Благ ОГПУ, 1-е отделение СИТЛ (Соловецкие исправительно-трудовые лагеря) с подчинением ГУЛАГ ОГПУ. В ноябре 1933 года на базе Соловецкого лагеря было создано 8-е Соловецкое специальное (штрафное) отделение Беломорско-Балтийского комбината (ББК) ОГПУ-НКВД.

Одним из притаившихся самых ужасных мест тех времен на острове является Секирная гора. Гора высится в северной части Большого Соловецкого острова. На территории бывшего Секиро-Вознесенского скита располагалось IV отделение лагеря – мужской щтрафной изолятор. Сюда направляли как с Соловков, так и с материков отделений лагеря «отказников» от работ, заключенных, пытавшихся бежать, провинившихся перед начальством, нарушителей режима. Срок заключения в штрафном изоляторе – от одного месяца до года. Больших сроков здесь не выдерживали. Охрана на «Секирке» была сформирована из сосланных на Соловки за должностные преступления чекистов и отличалась особой жестокостью. По воспоминаниям бывших заключенных, гора Секирная была местом единичных и массовых расстрелов. Здесь, именно здесь проводились жестокие пытки, издевались над заключенными.

В 1937 году, перед образованием Соловецкой тюрьмы Особого Назначения, было расстреляно 2000 заключенных. Вряд ли кто-то сможет понять ужас и отчаяние бывших соловецких з/к.

В том же году Соловецкий лагерь был передан 10-му отделу Главного Управления Государственной Безопасности (ГУГБ) НКВД и реорганизован в Соловецкую тюрьму особого назначения – СТОН. Закрываются практически все производства, резко сокращается количество заключенных лагерного содержания.

В период репрессий 1937–1938 годов 1818 заключенных СТОН были приговорены к высшей мере наказания. Расстреливали: 27 октября, 1,2,3,4 ноября 1937 года в урочище Сандармох (Карелия); 8 декабря 1937 года на территории Ленинградской области; 14 февраля 1938 года на Соловках. Усилиями карельского историка и писателя Юрия Дмитриева в местности Сандармох были проведены раскопки общих могил. В результате установлены некоторые имена и факты смерти безвинно расстрелянных заключенных. Сегодня там можно увидеть сотни могил с именными столбами и скромный памятник из гранита с надписью «Память безвинно пострадавшим в годы репрессий». С помощью того же Ю.Дмитриева мы посетили это кладбище в тихом лесу в 30-ти километрах от Петрозаводска.

В 1939 году Народный Комиссариат Военно-Морского Флота СССР ходатайствовал перед СНК СССР о передаче территории и строений Соловецких островов Северному флоту. В ноябре того же года ходатайство было удовлетворено: постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 25 ноября 1939 года № 1953-539 сс Соловецкая тюрьма ГУГБ была закрыта, Соловецкие острова с находящимися на них строениями и подсобными хозяйствами были переданы НК ВМФ СССР.

Весной 1940 года на Соловках была создана Объединенная Школа Северного флота.

Никто
не сможет рассказать о Соловецких тюрьмах лучше, чем бывшие з/к

«Горячая пища выдается арестантам два раза в день: в 12ч. – обед, в 7ч. – ужин. Обед состоит из воображаемого супа и мнимой каши. Суп – чаще всего из соленой трески и более или менее напоминает все-таки суп и имеет некоторую питательность. В таком супе нам иногда попадаются косточки от головы трески, хвосты, а мясо – редко. Если оно и было в котле, то разошлось по «блатным» – по всему лагерному начальству. Бывает суп из сухих овощей, конечно, порченных – одна мутная водица без вкуса. Иногда варят суп из селедок, само собой, сгнивших, назначенных в госторгах к уничтожению. По воскресеньям суп именуется мясным. В него закладывается сбой (внутренности и конечности), в большинстве лошадиные ноги, даже с подковами казенного образца, как говорят, от павших лошадей… Каша на обед выдается по четыре столовых ложки с добавлением нескольких капель растительного масла. На ужин столько же одной каши – гречневой или пшенной. Главный продукт питания соловчан – хлеб, но его выдают арестантам рабочих рот по полтора фунта… Заключенный доктор В. из санчасти, обязанный наблюдать за кухнями и продуктами, говорил, что неработающий арестант получает лишь 50 процентов необходимых ему калорий и всего лишь 30 процентов тот, кто тяжело работает… Правда, питание лесорубов значительно лучше. Они получают усиленный паек: три фунта черного хлеба и в увеличенном размере приварочных продуктов». /Зайцев И.М. Соловки. Коммунистическая каторга или место пыток и смерти. С 74-75./

З/к О. Яфа: «Здесь объединяющим, так сказать, «национальным» признаком является страдание».

З/к О. Волков: «У нас на глазах избивали людей, перегоняли с места на место, обыскивали, пугали нацеленными с вышек винтовками и холостыми выстрелами. Падающих поднимали, разбивая сапогами лицо в кровь».

Газета «Известия», 21 сентября 1929 года: «В Соловецком лагере ничего не осталось от того режима, который пускал в ход каменные мешки…».

З/к Б. Седерхольм: «Заключенные входили в воду по горло (в сентябре на Соловках конец осени) и руками толкали скользкие бревна к берегу. Какая то пытка, тащить потом такое скользкое, мокрое бревно, спотыкаясь о кочки, цепляясь за кустарник. …Только смерть может освободить от работы».

З/к Е. Соловьев: «…заключенных заставляли есть кал, у офицеров на плечах вырезали погоны, а призывавших имя Божье, распинали голыми…».

Отчет польской разведки «УСЛАГ. 1928–1932»: «Отношения охраны к заключенным очень суровое, граничит с садизмом. Характерные наказания: избиение палкой, обливание водой на морозе, опускание в прорубь, выдерживание на морозе по нескольку часов…».

З/к В. Дворжецкий: » Голые, мертвые… мерзлые… люди… везде… вокруг… самые невероятные позы, из-под снега торчат колени, руки, ноги, головы… спины…».

З/к Ю. Данзас: «… и каждое утро люди, вооруженные длинными морскими баграми, приоткрывали врата, чтобы вытащить трупы, а в это время живые пытались удержать мертвые тела, которые служили им вместо матрацев».

О наших земляках

О наших земляках на острове ходят весьма печальные воспоминания. В двадцатые годы со всего Союза на остров пригнали партию верующих. Это была странно молчаливая толпа потерянных людей. Тут можно было видеть православных священников в рясах, мусульман в тюрбанах, сектантов с нательными крестами, старцев с сенаторскими бакенбардами и старомодными пенсне на потертом шнурке, еретиков, старообрядцев, скопцов, колдунов, а также наших шаманов в кожаных одеждах. Этих таежных, абсолютно потерянных, людей собрали со всех уголков Якутии. Их содержали так же, как обычных заключенных, в общих камерах. Верующие никогда между собой не ссорились, хотя для каждого своя вера была превыше всего. Не прожив в заключении и года, шаманы-язычники все до единого умерли. Отчего – до сегодняшнего дня неизвестно.

Бывший з/к, дворянин по происхождению, писатель Олег Васильевич Волков, отсидевший в лагерях и тюрьмах 27 лет, в своей книге воспоминаний «Погружение во тьму» пишет:

«Далеко не весь подневольный люд, пригоняемый на Енисей, умел приспособиться и выжить: Север встречал сурово и неприветливо. Многие не выстаивали. И непременно южане: на приезжих влияла вся тяжесть условий и обстоятельств – начиная с непривычного климата и пищи, до пережитого душевного потрясения.

В Соловецкий лагерь в конце двадцатых годов привезли как-то партию якутов – человек триста. Эти крепкие смуглые люди в оленьих доспехах были нагружены вышитыми сумками и торбасами, ходили в легких пыжиковых парках и унтах, словно только что вышли из тундры. И эти-то жители высоких широт, привычные к лютым стужам, не выдержали зимовки на острове: их пригнали в августе, а к весне не осталось в живых ни одного якута – всех скосили легочные заболевания. Умирали они не только из-за непривычной пищи – их погубил влажный морской воздух. Сравнительно мягкая беломорская зима с постоянными оттепелями и сырыми ветрами оказалась для них роковой.

Странно и жутко было видеть этих выросших у полюса холода людей, одетых с ног до головы в меха, чахнущих и пропадающих среди снежной зимы, почти на той же параллели, что и Якутск, на острове, освещенном теми же сполохами, что их стылая лиственничная тайга!» (стр. 514).

«… Та моя первая, «благополучная», соловецкая зима оказалась последней для якутов, перед самым закрытием навигации большой партией привезенных на остров.

Ходили слухи о подавленном в Якутии восстании, но проверить эти туманные новости было нельзя. Якуты не понимали или не хотели говорить по-русски и ко всем «не своим» относились настороженно, отказываясь от всякого общения. От тех, кто мог добыть сведения в управлении, узналось, что на Соловки привезли состоятельных оленеводов – тойонов, владевших многотысячными стадами.

По мере проникновения советской власти глубже на Север якуты откочевывали все дальше, в малодоступные районы тундры, спасаясь от разорения, ломки и уничтожения своего образа жизни и обычаев. За ними охотились и ловили тем рьянее, что у них водились золото и драгоценные меха. Их расстреливали или угоняли в лагеря. Якутов скосила влажная беломорская зима и отчасти непривычная еда. Они – все до одного! – умерли от скоротечной чахотки» (стр. 106).

О.Волков в Соловецких лагерях сидел дважды. Первый раз с 1928 года (до которого – я так и не поняла), а во второй – с1937г. до самого закрытия лагеря.

МВД Республики Карелия мне выдала такую справку о моих родственниках:

«Василий Михайлович Оросин 1904 г.р., урож. Таттинского улуса Якутской АССР, проживал до ареста там же, по специальности учитель, арестован 11.08.28. г. по ст. 58-11 УК / антисоветская деятельность/, осужден коллегией ОГПУ 29.10.28 г. по ст. 58-11 УК на 5 лет лишения свободы. Отбывал наказание в Соловецком лагере. Освобожден 20.03.31 г. согласно Постановления Центральной комиссии ОГПУ № 123 от 01.03.31 г. по разгрузке СЛАГ ОГПУ, на оставшийся срок выслан в Северный край, г.Котлас. Дело уничтожено /так указано в учетной карточке/.»

В.М.Оросин – старший брат моей бабушки Анны Михайловны Оросиной-Боппоеновой. Прадед Михаил Николаевич Оросин был осужден с конфискацией имущества в 1929 году на 5 лет лагерей и не вернулся. Полагают, что он там же умер, так как был уже в годах.

Теперь по поводу сыновей родного брата прадеда, Ивана Николаевича Оросина, о Романе Ивановиче и Петре Ивановиче Оросиных. Роман Иванович был арестован еще в 1920 г. как организатор так называемого «Оросинского заговора». Мотив: отделение Якутского края от СССР и присоединение Якутии к Японскому буферу. Прожив в Омске 2 года, вернулся на родину, но его не приняли. Он решил вернуться обратно в Омск, так как он там работал в Сибнаце переводчиком. Говорят, Роман Иванович владел несколькими языками. Но по пути в Томск в поезде заразился тифом и умер.

По поводу судьбы Оросина Петра Ивановича МВД Карелии нам выдало такую справку:

«Оросин Петр Иванович 1896г.р., урож. г.Якутска, проживал до ареста там же, по специальности учитель, арестован 11.08.28 г. по ст. 58-11 УК/ антисоветская деятельность/, осужден коллегией ОГПУ 29.10.28 г. по ст. 58-11 УК на 5 лет лишения свободы, отбывал наказание в Соловецком лагере. Освобожден 19.08.31г. согласно постановления Центральной комиссии ОГПУ №206 от 15.06.31г. по разгрузке СЛАГ ОГПУ, на оставшийся срок выслан в Северный край, г. Мезень. Дело уничтожено /так указано в учетной карточке/.«

По моей отцовской линии там мы обнаружили пока только одного человека. Это двоюродный дядя отца, Слепцова В.В., Слепцов Михаил Нестерович.

МВД Карелии сообщило:

Слепцов Михаил Нестерович 1880 г.р., урож. Лебединского наслега, Таттинского рн. Якутской АССР, скотовод, арестован 05.04.30 г. по ст. 17-58-2 УК, 58-10 УК /антисоветская пропаганда или агитация/, осужден тройкой ОГПУ Якутской АССР 06.07.30 г. по ст. 17-58-2 УК, 58-10 УК на 5 лет лишения свободы. Освобожден 13.06.33 г. досрочно по постановлению Тройки ОГПУ Военного округа № 128 от 07.06.33 в порядке ст.458 УПК, убыл в г. Пермь. Дело уничтожено /так указано в учетной карточке/.

Основание: №72, учетные карточки заключенных Соловецкого лагеря ОГПУ, Беломорско-Балтийского ИТЛ.

Дальнейшая судьба Михаила Нестеровича Слепцова не известна, он не вернулся на родину. В те годы ему было уже 50 лет. Писатель О.Волков должно быть имел в виду именно эту партию якутов, прибывших на остров. Слепцов М.Н. был сыном зажиточного, родовитого богача и сам был весьма преуспевающим человеком. Итого, сколько же наших земляков сгинуло в Соловецких лагерях?

В Архангельской области нам выдали тоже похожий документ.

Справка Информационного центра

УВД по Архангельской области:

Оросин Василий Михайлович, 1904 г.р., уроженец Якутской Республики, осужден 31.01.1931 г. комиссией ПП ОГПУ в ЛВО к высылке в Северный край.

Освобожден 26.02.1934 г., выбыл в г. Ярославль.

Других сведений нет.

Как нам известно, В.М.Оросин после освобождения не вернулся на родину, хотя родных известили, что его освободили в 1935 году. На этом его след теряется.

Оросин Петр Иванович 1898 (1896) /так в документе/ г.р., уроженец г. Якутска, осужден З.К. (так в документе) ОГПУ 29.09.1928г. по ст. 58-11 УК РСФСР к высылке в Северный край на 5 лет.

Осужден Тройкой ПП ОГПУ Северного края 05.06.32 г., сослан в Северный край (так в документе).

Освобожден 08.04.1933 г., выбыл в г. Архангельск.

Других сведений нет.

Основание: алфавитная карточка осужденного.

После г.Мезень Архангельской области П.И.Оросина дальше этапировали в г.Иркутск. Там он обучается на курсах бухгалтеров. После г.Иркутска направляется в г.Бодайбо и остается там до конца своей жизни, это до 1957 года. Работал в золото-промышленном комбинате, главным бухгалтером. По словам Ю.В.Давыдова, племянника его супруги В.Д.Давыдовой, Петр Иванович там имел огромный авторитет.

Я от всей души благодарна людям, которые содействовали нам в поисках. В результате, в архивах Петрозаводска и Архангельска мы нашли документы, подтверждающие правильность предпринятых нами поисков родственников. Тот же карельский писатель и исследователь Ю.Дмитриев из своего частного архива подарил нам уникальные документы, фотографии, фильмы, авторские книги. Из архива Соловецкого музея-заповедника, с помощью главного хранителя фондов Ольги Бочкаревой, также нашли ценные материалы о СЛОН ОГПУ. За добрые советы хочу выразить свою искреннюю благодарность писателям: Председателю Союза писателей Архангельской области И.П.Яшиной, писателю, фотожурналисту и исследователю Соловецкого архипелага Ю.Бродскому, карельскому писателю и журналисту Ю.Судакову, Председателю Союза писателей Санкт-Петербурга Б.Орлову, Товариществу Северного Мореходства (редакции историко-литературного альманаха «Соловецкое море»). Также хочется поблагодарить людей, которые помогли в организации этой маленькой экспедиции: писателю и исследователю В.Е.Васильеву-Харысхалу, Председателю Правления Союза писателей Якутии Н.И.Харлампьевой, народному писателю Якутии Н.А.Лугинову, министру культуры РС(Я) А.С.Борисову, доктору геол. наук Ю.В.Давыдову (Санкт-Петербург), Н.В.Макарову (Санкт-Петербург), сотруднику Архива УФСБ по РС(Я) Н.Е. Васильевой, начальнику ИЦ МВД РС(Я) Ю.В.Иванову, сотруднику архива МВД РС(Я) О.С.Москвитиной.

Использованные материалы:

1. О.Кодола. История Соловецкого архипелага. Серия «Исторический путеводитель». ОАО «Издательско-полиграфическое предприятие «Правда Севера», Архангельск – 2007.

2. Соловецкие лагеря Особого Назначения ОГПУ. Фотолетопись. Санкт-Петербург – 2004.

3. Олег Волков. Погружение во тьму. Из пережитого. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Москва – 2002.

4. Блаженный Иоанн. Соловки – вторая Голгофа. БТИ «Еще не поздно» ООО НТЦ «Рубеж». Ярославль – 2006.

5. Соловецкое море. Историко-литературный альманах. Выпуск 5. Архангельск – Москва. Товарищество Северного Мореходства. 2006.

Фото из личного архива Ю.Дмитриева с разрешения хранителя.


Елена СЛЕПЦОВА-КУОРСУННААХ, член Союза писателей РФ, поэт и прозаик

Hosted by uCoz