Илин № 1 '2009


Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Культурологический, историко-географический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

 

ИЛИН

1 (66) 2009

Культурологический, историко-географический
журнал

Образы Якутии

Тайна Чингис Хаана”

Олег Сидоров
Андрей Борисов: Раскрыть тайну

В.Чусовская, Г.Красильникова
Вечносинее небо, единое для всех
О концепции сценария фильма Андрея Борисова “Тайна Чингис Хаана”

Лена Федорова
Борисов бросает вызов Хауарду?
Сакральные символы фильма “Тайна Чингис Хаана”

“Тайна Чингис Хаана” в Москве

“Тайна Чингис Хаана”
Отрывок из сценария

“Тайна Чингис Хаана” в новом  кинотеатре!

Гела Красильникова
Кино в культуре Якутии

Елена Яковлева
“Все новое пробивается с трудом”
Интервью с Алексеем Романовым

Якутский режиссер принял участие в Международном кинофестивале

Елена Яковлева.
“Свой среди чужих, чужой среди своих”

Иннокентий Пухов, Георгий Эргис.
Якутское олонхо

Разговор о насущном

Лена Захарова.
Художественный музей: Просветительство. Память. Постижение смысла

Национальный художественный
музей отметил 80-летний юбилей

Секрет успеха якутских театров

Международный фотоконкурс
“Моя семья – моя земля”

Лена Федорова

Борисов бросает вызов Хауарду?

Сакральные символы фильма «Тайна Чингис Хаана»

Итак, фильм А. Борисова «Тайна Чингис Хаана» состоялся. Фильм создан кинематографистами России, Монголии и США.

Режиссер А. Борисов не только сумел собрать интернациональный состав артистов из братских сибирских республик России, но и задействовать в съемках артистов из Монголии и США. Хочется отметить прекрасную операторскую работу, фильм демонстрирует уникальную природу Сибири и Монголии. Убедительно показывается неразрывная связь Человека и Природы. Сюжет фильма основан на известной всему человечеству истории Темучина, ставшего завоевателем половины мира, глобалистом своего времени – Чингис Хааном, по воле истории предопределившем основы государственности России. Его биография не раз вдохновляла писателей-историков, режиссеров разных национальностей, и мировой зритель знает несколько экранных версий истории Темучина. Но, в отличие от них, помимо буквально источающих дух средневековых монголов характерных лиц артистов – носителей культуры, картина А. Борисова имеет мощный сакральный подтекст.

Фильм «Тайна Чингис Хаана» снят по мотивам романа писателя Н. Лугинова «По велению Чингис Хаана» и, на мой взгляд, бросает вызов знаменитому фильму американского режиссера Р. Хауарда «Код да Винчи». Последний создан по одноименному роману американского писателя и журналиста Д. Брауна, который, в свою очередь, источниками своего вдохновения назвал книги М. Старберд и «Откровение тамплиеров» Л. Пикнета и К. Принса.

На первый взгляд, фильмы имеют нечто общее только в смысловой нагрузке названий – в том и в другом случае слова тайна и код несут сакральный смысл деятельности двух исторических личностей – великого монгола, основателя монгольской империи, гениального полководца, завоевателя мира, объединителя народов Чингис Хаана (1155 – 1227 гг.) и великого итальянца – гениального художника, скульптора, архитектора, выдающегося ученого и инженера своего времени Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.).

Жанры романов разные. Первый написан в жанре исторического романа, основан на материалах «Тайного сказания монголов» и истории тюрко-монголов в целом. Второй же – интеллектуально-детективный триллер, основанный на материалах легенд и книг о Святом Граале, истории христианства, гипотезах немецкого историка и археолога Отто Рана.

При этом интересно то, что сюжеты фильмов основаны на истории народов, стоящих на разных ступенях экономического и культурного развития, принадлежащих разным цивилизациям – восточной и западной, кочевой и земледельческой, степной и морской.

Так в чем же общее этих фильмов?

Во-первых, время исторических материалов. Факты, которые являются лейтмотивом сюжетов, происходили в 12 – 14 вв.

Эпоха тамплиеров, на откровениях которых основан сюжет фильма «Код да Винчи», – время расцвета средневекового католического духовно-рыцарского ордена тамплиеров, основанного в Иерусалиме после 1-го крестового похода около 1118–1119 гг. французскими рыцарями для защиты паломников. В 1291 тамплиеры обосновались на Кипре, затем окончательно перебрались в Европу, преимущественно во Францию.

В 14 в. против них был возбужден инквизиционный процесс. Осенью 1310 г. почти все тамплиеры были сожжены, достояние ордена было конфисковано. В 1312 папа Климент V упразднил орден тамплиеров. Но их благородные идеи продолжают жить в различных современных обществах, считающих себя последователями тамплиеров.

Время фильма «Тайна Чингис Хаана» начинается с истории семьи Есугей-батура, кочевавшего около 1155 г. в урочищах реки Онон, и заканчивается намерением в 1211 г. идти войной на чжуржэньское государство Цзинь монгольской армии во главе с его сыном Темучином, провозглашенным в 1206 году на великом курултае монгольских нойонов великим ханом – Чингис Хааном. Чингис Хаан умер в 1227 г. во время похода на тангутское государство Си-ся. В результате завоевательных войн Чингис Хаана были покорены огромные евразийские территории – Сибирь, Восточный Туркестан, Северный Китай, Тангутское государство, Средняя Азия, Закавказье, Иран, средневековая Русь и были предопределены принципы государственного устройства этих стран.

В 14 в. монгольская империя перестала существовать. В 1921 г. монголы освободились от китайского гнета и образовали Монгольское государство.

Как видим, время расцвета тамплиеров-рыцарей и монгольских воинов – 12–14 вв.

Во-вторых, общее в фильмах – использование в качестве инструмента раскрытия идеи режиссеров сакральной символики.

По сюжету фильма «Код да Винчи» профессор религиозной символогии Гарвардского университета Роберт Лэнгдон распутывает убийство куратора Лувра. Доктору помогает внучка куратора. Они распутывают серию зашифрованных знаков.

Кадр за кадром перед зрителем проходит цепь тайных символов, закодированных в работах Леонардо да Винчи. Развязка сюжета – раскодирование этих символов.

Так расшифровка картины «Тайная вечеря» приводит к выводу, что рядом с Христом художник нарисовал Марию, а не апостола, и что она была законной супругой Учителя. Ибо Учителем, раввином мог стать только женатый. По версии авторов фильма, христианские манускрипты, найденные археологом Отто Раном под часовней в Южной Франции, указывают именно на этот факт. При переписывании Библии ревнивыми учениками сей факт был искажен, история Марии получила другой окрас. Согласно версии авторов, в начале н.э., когда беженцы-христиане на лодках приплыв к берегам Средиземноморья, обосновали лагеря, среди них вместе с чашей Святого Грааля находилась и Мария, носящая в утробе дитя Христа. По версии авторов фильма, от этого ребенка впоследствии произошел род легендарного Меровея, родоначальника Меровингов – первой королевской династии во Франкском государстве в 5 веке.

Режиссер разъясняет символы и приводит к пониманию своего замысла. Сюжетная линия подводит зрителя к пониманию того, что потомки Христа реально существуют где-то рядом и хранят в секрете местонахождения Святого Грааля – чаши, в которую была собрана кровь распятого Христа.

В фильме «Тайна Чингис Хаана» перед зрителем также кадр за кадром проходит цепь сакральных символов космической религии тюрко-монголов – тенгрианства, перенятого ими от общих предков – хуннов, кочевого народа, сложившегося в Центральной Азии в начале 1-го тысячелетия до н.э. из монголоидных аборигенов и европеоидных выходцев из Северного Китая (ди).

 

Но если Р. Хауард зрителю буквально разжевывает сакральные символы закодированной информации картин Леонардо да Винчи, то А. Борисов дает зрителю закодированную символами тенгрианства сакральную информацию.

Естественно, сегодня массовый зритель далек от символов тенгрианства, они также недоступны большинству самих носителей культуры. Потому появляется необходимость в ремарках-пояснениях:

– Открытая дверь юрты, через которую ребенок выходит из темного пространства юрты в солнечную степь – символ выхода человека из материнской земной утробы в открытый мир, космос;

– вид сверху остатков динозавра (в Монголии находится самое большое кладбище динозавров), возле которого привычно играют дети. Динозавр, т.е. большой змей, дракон – это тотем тюрко-монголов Могол, Могой. Как и многие другие, урало-алтайские народы верили, что выход в верхний мир, к Тенгри возможен через вершину мирового дерева – мировой горы. На вершине ее находится выход в верхний мир – через неподвижную в звездном небосводе Полярную звезду, рядом с которой находится созвездие Дракона и вокруг которой вращается звездный небосвод – мироздание;

– балбалы, стоячие большие камни в степи на могилах воинов в виде концентрических и спиральных кругов, также символизирующих проекцию мировой горы на ровной плоскости степи, многоярусность неба – спиральность галактик. По этим ярусам-кругам души павших улетали к Богу – Тенгри;

– священное дерево с молитвенными флажками, растущее отдельно на возвышении – также символ небесного пути к Тенгри. Клятва детей рядом с ним означает клятву перед Тенгри.

– обереги: символ тенгрианства, космического центра, света – равносторонний крест, и кресало – символ огня, в фильме – мирового пожара. Ими Джамуха и Темучин в детстве обмениваются в знак верности перед священным деревом;

– опять же символическая сцена падения в воду Темучина, после приношения жертвы шаманскому духу. Значит, его бог – не дух шаманский, а исключительно Тенгри;

– каменные стелы с солнечными оленями, устремляясь в небо, в ветвистых рогах уносящие души к Тенгри;

– стоящие по всей степи памятники павшим – каменные столбы-воины со священными чашами, кубками, подношениями для Тенгри;

– с детства проявленная богоизбранность, способность к ясновидению и пророчеству. Ребенок Темучин в бреду сообщает матери о недомогании и скорой смерти отца;

– «приход» в себя измотанного, ослабленного долгими мытарствами повзрослевшего Темучина среди менгиров, в центре проекции «мировой горы» – символ постоянной заботы и защиты Тенгри.

– рассказ матери о другом имени Тенгри. В эпическом сказании якутов – олонхо имеется бог Чынгыс Хаан – божество судьбы и рока, повелитель сильной стужи. Название этого божества – одна из частей трехсоставного имени Юрюнг Аар Айыы тойона – верховного бога, создателя вселенной: Одун Биис – Чынгыс Хаан – Дьылга Тойон. Этот эпитет как имя принял Темучин при объявлении его всемонгольским ханом.

В самые важные моменты Темучин всегда обращается к Тенгри, молит о милости, благости. Когда у него случается конфликт с братом – шаманом Хохочоем из-за подстрекательств последнего, тот извергает проклятия в адрес Темучина. В результате чего вызывает гнев Тенгри и карается рукой того же Темучина. Это сцена есть символ окончательного разрыва Чингис Хаана с шаманизмом.

Очень интересный персонаж – францисканский монах отец Иоанн. Это «фишка» режиссера. В средние века таких странствующих по земле миссионеров-христиан было немало. По замыслу режиссера, Джамуху в детстве благословляет именно он. А когда найманы и взрослый Джамуха идут на его названого брата Темучина войной, путь им преграждает отец Иоанн.

Поразительно, что в этой сцене на экране появляется бабочка – символ жертвенности души, – которая садится на ноздрю скачущего коня и улетает. Причем это не монтажный трюк, живая бабочка в объектив камеры оператора попала случайно.

По поверью многих древних народов, душа человека после смерти перевоплощается в насекомых, названия которых на других родственных языках означают душа, дух, дыхание, огонь, божественный огонь. В этой связи интересны русское слово бабочка, сербскохорватское babe – «божья коровка», которые восходят к индоевропейскому bha – «гореть». Значение «душа» часто соотносится со значением «огонь, божественный огонь»: русское слово дух соотносимо с индоевропейским dheg – «гореть». Подобным же образом и на других языках слово «бабочка» соотносится со словами «огонь», «гореть», «божественный огонь» и т.д. В фильме случайная живая бабочка стала символом жертвенности христианской души отца Иоанна, ради спасения душ других летящего навстречу смерти, трепетно взмахивая рукавами-крыльями.

Тут невольно возникают параллели с историей рыцарей-тамплиеров, защитников христиан-паломников. В то время, когда далеко на западе паломников, идущих в Иерусалим поклониться Богу, защищали рыцари-тамплиеры, в недрах северной Азии странник-монах по воле случая оказывается на пути вооруженных всадников. Он осознанно пытается остановить зло, но при этом неосознанно выполняет совсем не случайную миссию, а божественную, предопределенную – встает на защиту Темучина, рыцаря Тенгри. Эта сцена с бабочкой – счастливая находка для создателей фильма, и режиссер обыграл ее профессионально.

Сцена в юрте – символе мировой горы, мирового храма, когда китайский мудрец передает свод законов Тенгри христианскому монаху, раскрывает смысл всей картины – это единство, общечеловечность духовных, нравственных ценностей.

Если тема сакральной символики в фильме «Код да Винчи» основная, и открыто проходит связующей нитью через весь сюжет, то в фильме «Тайна Чингис Хаана» о символике открытой речи нет, но она идет между и за кадрами, и закадированная проходит через весь сюжет.

Фильм Р. Хауарда не только об истории христианства, но в большей степени – о божественном предназначении европейской монархической элиты объединить народы Европы вокруг христианства в единое государство.

Фильм же А. Борисова повествует не столько об исторической личности монгольского завоевателя Чингис Хаана и истории монголов, сколько об отношении человека к Богу, Тенгри, о понимании человеком своей божественной миссии и неуклонном ее исполнении во имя спасения.

Значит, в-третьих, общее в фильмах то, что режиссеры заявляют своими картинами: «Люди, прекратим распри, объединимся во имя Бога, он у нас один!»

В фильме Р. Хауарда «Код да Винчи» звучит призыв: «Европейцы, во имя Христа, спасем наш дом – Европу! Станем единой европейской конституционной монархией, правителем назначим законного представителя из рода Христа – потомка меровингов, в жилах которого течет кровь Христа, единого нашего бога!»

Призыв же А. Борисова посредством фильма «Тайна Чингис Хаана» звучит примерно так: «Люди мира, вспомним божественные законы Тенгри, станем единой человеческой семьей, сделаем мир открытым перед космосом! Сохранимся по велению Тенгри!»

Оба режиссера ратуют за мир и гармонию, разница – в масштабах.

Есть достаточно много фильмов с огромным кассовым успехом, но интерес к ним со временем проходит. И есть фильмы, которые, наоборот, по истечении времени становятся для зрителя интереснее и понятнее. Фильм А. Борисова – из таких, он для думающего зрителя. «Тайна Чингис Хаана» состоит из сакральных символов. По мере повышения интеллектуального, культурного уровня общества востребованность этого фильма будет возрастать. Ведь человек всегда верит в чудо, его всегда тянет к загадочному, тайному, сакральному. Ему всегда хочется разгадывать загадки, тайные смыслы, самому познавать суть вещей и явлений. Такова его природа.


Лена Валерьевна Фёдорова, исполнительный директор Республиканской Ассоциации «Олонхо».

Hosted by uCoz