На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

ВРЕМЯ
ЯКУТСКОЕ
№ 1 '2009

Совместный выпуск
журналов «Илин» и «Наука и техника в Якутии», посвященный I форуму научно-технической интеллигенции республики.
Издание выходит при поддержке Министерства науки и профессионального образования РС(Я)

Приветствие участникам I Форума научно-технической интеллигенции республики

А.Николаев
Наше главное богатство – интеллектуальный потенциал

Открытие памятника академику В.П.Ларионову
в г. Якутске

В.Штыров
Российские мегапроекты. Анализ и управление рисками

М.Николаев
Выявить человека творческого

А.Пахомов
Наука Республики Саха (Якутия). Интеллектуальный ресурс будущего

А.Сафронов
Перспективы развития нефтегазового комплекса РС (Я) на ближайшую перспективу

Академия наук Республики Саха (Якутия) – состояние и перспективы

В.Фридовский
Инновационные ориентиры вузовской науки

А.Мярин, Н.Бекетов, В.Борисов
Саха (Якутия) – опорная территория реализации проекта "Национальная Инновационная Система"

П.Уваров, В.Горин, С.Токарева, М.Кабанова
Качественный керамзит и карамзитобетон для стройкомплекса Якутии

В.Шепелев, Ф.Попенко
Об организации инженерной защиты территории г. Якутска от подтопления и обводнения

Н.Находкин
Возможности обеспечения летних ферм в Центральной Якутии альтернативной электроэнергией

Г.Кузьмин
Подземное пространство криолитозоны

В.Степанов
Плавучие атомные теплоэлектростанции для Якутии

Р.Десяткин
Участие Института биологических проблем криолитозоны СО РАН в научном сопровождении мегапроектов Южной Якутии

А.Томский
Выбор модели развития инновационной инфраструктуры в проекте республиканского технопарка Республики Саха (Якутия)

А.Охлопкова, П.Петрова, С.Попов, М.Соколова
Нанокомпозиционные полимерные материалы антифрикционного назначения

В.Лепов
Перспективы применения нанотехнологий в Республике Саха (Якутия)

Н.Гриб, А.Сясько, В.Никитин
Ресурсосберегающая и экологически щадящая технология изучения выходов угольных пластов

С.Миронова, В.Иванов
Инновационные разработки по рекультивации нарушенных земель Южной Якутии

О.Слепцов, Т.Капитонова
Фундаментальные исследования ИФТПС СО РАН как основа развития производственно-инновационного потенциала

Н.Максимова, А.Сухомясова, М.Томский
ДНК-диагностика моногенных заболеваний в Республике Саха (Якутия)

Главный редактор
Олег Сидоров
Над выпуском работали:
Александр Семенов, Дмитрий Соловьев

Михаил Николаев

Выявить человека творческого

Размышления в контексте новых концептуальных и программных задач развития России

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ПУТИ

Такие крупные события, как обнародование и начало осуществления приоритетных национальных проектов, усиление внимания государства к развитию образования, здравоохранения, аграрно-промышленного комплекса, жилищного строительства, семьи, энергетики, дорог, научно-технологических и внедренческих центров, а также отчётливо сформулированные накануне выборов концептуальные и программные заявления В.В.Путина и Д.А.Медведева по вопросам стратегии, наконец, сами выборы нового президента России придали, что называется, "второе дыхание" нашей стране, укрепили добрые надежды. Теперь важно пробудить творческий настрой в обществе и власти, поддержать его успешными делами.

Намеченный путь – не из лёгких. Как водится в таких случаях, "позади их слышен ропот" и стройный гул одобрительных голосов. Нарастает поток ценных предложений – инновационных по сути – методов решения проблем. В целом, по моему глубокому убеждению, предложенный нашей стране путь развития большинству граждан понятен и признаётся верным. Выбранный путь позволит Российской Федерации, каждому её субъекту в отдельности, доказать делом своё право на почётное место в цивилизации XXI века.

Задачей дня становится новаторское применение накопленного опыта и ресурсов, чтобы не только не отступить с занятых позиций, но и более осмысленно, твёрдо и уверенно двинуться по избранному, никем ещё не пройденному до конца, историческому маршруту. Отказавшись от дальнейшего предпочтения преимущественно "топливно-сырьевого" сценария развития экономики, нам следует старательно придерживаться избранного курса – стратегии инновационного развития страны. Это тем более важно, если учесть неблагоприятную демографическую ситуацию. Актуальным становится суворовский девиз: брать не числом, а умением. Наши надежды на дальнейшие успехи в развитии России необходимо увязывать теперь с повышением качества человеческого капитала, с насыщением его высоким интеллектуальным и духовным потенциалом. При этом, как в федеральном центре, так и в регионах надо отказаться от ставшей привычной парадигмы догоняющей модернизации, а настроиться на работу по высшим категориям качества в цивилизации XXI века.

К счастью, стартовые позиции как никогда благоприятны. Создан достаточно прочный экономический и политический плацдарм для дальнейшего продвижения вперёд. Поддерживается внутренняя и внешняя стабильность государства, его структур, созданы условия для осуществления органами власти их конституционных функций. Наконец, в обществе господствует широкое одобрение проводимой политики на широкой и прочной платформе общественного согласия и сплочения. Это убедительно доказали выборы президента страны.

Также окрепли и отчетливо обозначились позиции, занимаемые Россией на международной арене. Всеми признаётся её растущее влияние на принятие решений по вопросам мирового порядка.

Окрепшую после кардинальных реформ российскую, в том числе и региональную, экономику необходимо развивать при более активном использовании существующей национальной инновационной системы, созданной, по преимуществу, в технологической сфере оборонной промышленности. При этом, чтобы войти в число мировых технологических лидеров, следует, по словам В.В.Путина, воспользоваться тремя средствами: создать людям равные возможности, пробудить в них мотивации к инновационному поведению и, конечно, радикально повысить эффективность всей экономики в целом. При этом деятельность политической системы должна быть направлена на расширение и закрепление индивидуальной свободы граждан, на социальную справедливость. Содержательный характер политической системы впредь должен определяться несколькими крупными политическими партиями.

Исходя из концепции дальнейшего развития страны, изложенной как "план Путина", Д.А.Медведев сформулировал более конкретные пункты программы действий на предстоящие четыре года. Он предлагает сконцентрироваться на своеобразных четырех "И": институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях. В этих координатах, по его мнению, необходимо искать и находить решение главных задач, одной из которых является формирование основ национальной инновационной системы.

Следует также обратить внимание на чрезвычайно важный философский посыл Д.А.Медведева, содержащий утверждение о том, что "свобода лучше несвободы". Это одновременно и предостерегающий сигнал для всех тех, кто желал бы приступить к решению столь амбициозных задач привычно по-военному: в жестких мобилизационных, даже штурмовых условиях, с мотивацией на безусловное выполнение приказа, директивы. Но это мы уже проходили в ХХ веке. Хотя вопрос дисциплины исполнения активизируется как никогда раньше.

ОТ ХОРОШЕГО – К ЛУЧШЕМУ

Нам, наученным горьким опытом безрассудного стремления к утопическим целям любой ценой, даже ценой жизни и свободы миллионов людей и целых народов, сегодня особенно важно уяснить для себя, что суть всякого дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением. Поэтому решающий перелом должен произойти, прежде всего, в сфере общественного сознания: нам всем необходимо разбудить в себе и в обществе новое восприятие и понимание действительности наступающего XXI века, инициировать в обществе, бизнесе, в структурах государственной власти творческий, инновационный настрой, жажду к совершенствованию.

Современная действительность такова, что поступательное и устойчивое развитие страны, преодолевшей невиданный поток нахлынувших реформ и всё-таки твёрдо вставшей на ноги, начинает всё более зависеть от правильного перенацеливания накопленного в России капитала: с создания массовых производств на создание нового и новаторского бизнеса, нового и новаторского производства, нового и новаторского управления и организации – на переход экономики на инновационные рельсы, на создание жизнеспособной национальной инновационной системы.

В порядке отступления, замечу, что пора уже всем понять, что человечество вступило в стадию становления постиндустриального – информационного – общества. Это закономерный результат происходящей в современном мире социально-экономической революции. Сегодня можно говорить о существовании постиндустриального архипелага из числа наиболее развитых индустриальных государств, в которых общества трансформируются в информационные.

Споров по этому поводу не убавляется, и мы воспользуемся продуманным определением, предложенным ООН: "Информационное общество – это такое общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, с тем, чтобы дать отдельным лицам, общинам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию, повышая качество своей жизни, на основе целей и принципов Устава ООН соблюдая и поддерживая в полном объёме Декларацию прав человека". Вполне привлекательная картина жизни, воплощения которой добивается и наша страна.

Хотелось бы подчеркнуть, что в отличие от множества пессимистических и кризисных прогнозов, концепция постиндустриального – информационного – общества содержит позитивную программу будущего. Смысл идеи – в новом безопасном будущем, а основной аргумент – в преодолении проблем технико-экономического роста и переход к развитию непосредственно человека и человеческого в человеке. Человек, наконец, становится целью, а не средством развития.

Важнейшую роль в преобразовании как окружающего, так и нашего внутреннего, мира всё больше играет не наращивание дополнительных производственных мощностей, а всё более совершенные технологические достижения, инновации. При этом плоды творческого человеческого разума, воплощенные в новейших системах производства, уже сегодня способны удовлетворить насущные материальные потребности человечества, создать условия, необходимые для самосовершенствования каждой личности.

Теперь каждому нетрудно увидеть, что фундаментальные изменения происходят во всех сферах жизни, в том числе и в сферах технологий, производственно-технологических систем и производственных отношений в целом. Для постиндустриального, информационного общества первостепенную роль играют информационно-интенсивные технологии, компьютеризированные системы, нанотехнологии, являющиеся результатом новых физико-технических и химико-биологических принципов, а также основанные на них инновационные технологии, инновационные системы и инновационная организация различных сфер человеческой деятельности.

Следует заметить, что само понятие "инновация", пришедшее к нам вместе с новым порядком жизненного устроения, имеет несколько смысловых оттенков, тождественных нашему пониманию новшества, нововведения, однако включающих в себя не только новаторскую идею, но и новаторский созидательный процесс, практический результат осуществления этой идеи. С инновацией тесно связаны понятия интеллектуальная собственность, изобретение, технология, новые модель и промышленный образец, товарный знак и патент, лицензия, также новый способ управления – деятельности вообще. Инновация – это всегда очередная ступень от хорошего к лучшему, от лучшего к ещё более совершенному.

УСТОЙЧИВОСТЬ НАЧИНАЕТСЯ С ФУНДАМЕНТА

Меня часто спрашивают: неужели понимание всего этого пришло к нам лишь в начале XXI века? Ведь застой в советской экономике также объясняли "нефтяной" зависимостью. Обещали, что рынок сам вынудит нас работать на пике мировых достижений науки и технологий. Однако даже высокотехнологичная оборонка не выдержала бездумной конверсии начала 90-х годов, не говоря уже об отраслевых институтах, передовых научных направлениях, буквально отброшенных было на обочину в поисках нового пути развития. Руководствовались сиюминутными интересами: не до жиру – быть бы живу. Следует согласиться с тем, что созидательные возможности рынка в начале 90-х годов были явно переоценены. Не было элементарной внутренней конкуренции. У государства в стихии "разгосударствления" не хватало средств на поддержание уже достигнутого уровня развития научно-технологического потенциала. Переход от застоя сопровождался немалыми разрушениями и отступлениями. Возможности для созидательной работы у страны появились лишь в последние годы.

Чем вызвано столь обострённое внимание к инновациям? Побудительным механизмом развития инноваций стала не только творческая жажда совершенствования, присущая человеку, но и рыночная конкуренция. В определённое время возникает необходимость перейти от стандартизированного массового производства к новому способу гибкого производства – созданию пусть меньших, но постоянно обновляющихся, более качественных и совершенных партий продукции. Даже столь традиционный и монументальный товар, как валенки, оказалось, тоже подвержен инновациям. Меняется даже такая, казалось бы, строго стандартизированная и массовая продукция, как армейская форма одежды. Вспомните приснопамятные кирзовые сапоги и портянки. Я уже не говорю о специальном снаряжении или о вооружении – они совершенствуются буквально на глазах. Как минимум, они становятся всё более продуманными и более эффективными для практического применения.

В условиях рынка производители продукции или услуг вынуждены постоянно искать пути сокращения издержек производства и диверсификации рынков сбыта. Поэтому первый, кто обеспечил непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, получает преимущество перед остальными на рынке товаров и услуг. Это происходит не только с отдельными фирмами, но и с экономиками целых стран. Ни что иное, как только инновационный подход обеспечивает сегодня динамически устойчивое развитие конкурентоспособной инновационной экономики.

На примере изменившегося у нас отношения к лесным ресурсам, необходимо ещё более продуманно развивать перерабатывающую промышленность в добывающих и сельскохозяйственных отраслях на основе инновационных технологий, добиваться более глубокой, безотходной также и нефте– и газопереработки, терпеливо заниматься диверсификацией рынков сбыта. Это позволит значительно снизить уровень экспортной зависимости. Большой простор на этой площадке открывается и для освоения достижений высоких, особенно нанотехнологий. Этим, конечно, должны озаботиться и сами сырьевики: узкая специализация в промышленности сегодня уже не актуальна, и потому непростительно терять драгоценное время в нерешительности и ожиданиях, или что ещё хуже, в довольстве -достигнутым.

Малые предприятия должны окружать крупные производства. Инновации, как показывает западный опыт, рождаются и обретают перспективу в малых фирмах, а уж затем ставятся на поток на крупном производстве. По оценке специалистов, в США и других развитых странах малые фирмы дают 40-46 процентов всех крупных научно-технических нововведений.

Всюду находит понимание утверждение о том, что инновационная экономика – это экономика общества, основанная на передовых научных знаниях, на инновациях, широких интересах и способностях членов общества к быстрому восприятию новых идей и полезных новшеств, новых машин, систем и технологий во всех сферах человеческой деятельности.

Для обеспечения перехода к экономике знаний необходимы новые подходы в подготовке специалистов для наиболее перспективных и восприимчивых к научным и технологическим инновациям отраслей. Потребуется продуманная перестройка системы образования, предусматривающая государственный заказ на подготовку востребованных временем специалистов. Следует коренным образом перестроить существующую систему среднего специального образования, что позволит восполнить нехватку обладателей современных рабочих специальностей.

Необходимо системное привлечение школьников в профтехучилища для создания нужного количества квалифицированных рабочих. Отечественные средние специальные учебные заведения должны выпускать квалифицированных специалистов европейского уровня. Необходимо и ускоренное воссоздание на новых условиях и принципах института повышения квалификации и переподготовки профессионалов.

В известной степени, как я уже отметил, это один из путей смягчения остроты демографической проблемы, когда меньшее по численности, но более образованное и профессионально выше подготовленное, трудоспособное население создаёт всё больший объем необходимой продукции и когда рост производительности труда становится технологической проблемой. Речь идёт уже не о количественной, а о качественной стороне человеческого капитала. Поэтому, как программу минимум, следует воспринимать меры, направленные, в первую очередь, на стабилизацию численности населения и одновременно настойчивое повышение его интеллектуального и духовного потенциала, прежде всего, через повышение качества жизни.

В НАЧАЛЕ ВОСХОЖДЕНИЯ

Открывая государственные шлюзы для усиления потоков экономики инноваций, не следует, на мой взгляд, оставлять без государственного внимания уже существующие сырьевые компании.

Мощная, динамично развивающаяся, жизнеспособная даже в современных изменчивых условиях сырьевая промышленность, уже не является сегодня для нас пресловутой нефтяной иглой, а представляет собой прочный камень в фундаменте устойчивого развития, способный гарантировать издержки переходного периода и давать возможности для устойчивых темпов экономического роста, достаточного для хорошего самочувствия страны. Тем более, что мировая конъюнктура складывается благоприятно для нас. Однако погоня за рекордами, за "валом", типичная для советского периода, здесь, скорее всего, пойдёт даже во вред: ведь тот же лес не надо спиливать быстрее, чем нарастёт новый.

Опираясь на Богом данный нам мощный сырьевой фундамент, разумно расходуя его, мы можем уверенно совершенствовать и укреплять систему инновационной экономики в целом. Прорыв на этом, параллельном сырьевому, направлении должно обеспечить наше государство, располагающее инновационной технологической системой в оборонной и некоторых других наукоёмких сферах. Частный капитал в нашей стране пока лишь недоверчиво приглядывается к новым рискам и ожидает более надёжных условий и большей определённости в работе на новом направлении. Между тем, в большинстве развитых стран доля расходов именно предпринимательского сектора в объеме национальных научных и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) приближается к 65 процентам, а в ЕС – к 75 процентам.

Поэтому вначале, как принято теперь говорить, "для разогрева", необходимо шире открыть шлюзы государственной поддержки экономики инноваций, усилить поток государственных инвестиций прежде всего на актуальных направлениях, одним из которых является столь универсальное направление как нанотехнологии. Государство должно выполнить роль ледокола, прокладывающего путь маломерным судам – малым и средним предприятиям, прежде всего за счёт капитального обновления соответствующих основных фондов. При этом продуманная промышленная политика должна с высокой степенью определённости обозначить приоритеты в развитии новых технологий и производств. Целевые инвестиции в точки роста должны быть направлены уже сегодня. Каждый год просрочки добавляет России 7-8 лет отставания от современных иностранных разработок. Еще несколько лет – и Россия уже не сможет догнать по уровню промышленных технологий развитые страны. Предупреждение В.В.Путина о том, что мы можем потерять страну, не должно оставить места малейшему благодушию в этом вопросе.

ЧУДО НЕЗРИМЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Генеральным направлением инновационной деятельности стало развитие наноиндустрии – промышленности, основанной на нанотехнологиях – одном из приоритетных направлений.

В родной для меня алмазной Якутии каждый хорошо знает, что алмаз, уголь и графит, добываемые в нашей республике состоят из одного и того же вещества – углерода. Но внешний вид и физические свойства трех материалов совершенно различны. Чудо, как всем известно, заключается в различном пространственном расположении атомов этого самого углерода – первокирпичиков, из которого сложен весь материал.

Ученые, разгадав секрет этого чуда природы, стали сами конструировать из мельчайших частиц – нанометров, наночастиц, размером в одну миллиардную метра – различные полезные материалы с заданными свойствами. В этом суть нанотехнологий – атомно-молекулярное конструирование. Произошла, можно сказать, нанореволюция: конструирование не от привычного в сторону миниатюризации (от настенных часов к ручным женским часикам), а конструирование снизу вверх – от предельно малых деталей – к более крупным "конструкциям" совершенно новых материалов, с небывалыми свойствами и другими характеристиками.

Как сказал мне давний друг Якутии Жорес Иванович Алферов, награждённый Нобелевской премией за достижения в исследованиях в области нанотехнологий, тех именно технологий, которые приводят к созданию новых материалов, структур, приборов, специфические свойства которых появляются именно благодаря переходу к столь малым размерам. Россия на этом научном и технологическом поприще далеко не новичок, а целый ряд эффектов, явлений, новых приборов в России создали гораздо раньше американцев. Как авторитетнейший учёный с мировым именем он утверждает, что будущее нашей страны, её экономика связаны не с её бесспорно уникальными природными запасами сырья, а с успехами в развитии высоких технологий, разработанных на строгих научных основаниях. Перечислить все области, в которых эта глобальная технология позволяет существенно повлиять на технический прогресс, не представляется возможным. Именно Жорес Иванович Алфёров является председателем комиссии Российской Академии наук по нанотехнологиям.

К счастью, в России продолжает оставаться высоким интеллектуальный потенциал научных и образовательных учреждений, высок уровень исследований в области наноматериалов и нанотехнологий, даже опережающий мировой уровень по ряду направлений. Российский научный и технологический вклад становится ещё более весомым, если принять во внимание решающий вклад российских учёных, мигрировавших на Запад и реализовавших там свои инновационные разработки.

Создание материалов с необходимыми параметрами приносит ощутимые выгоды в различных видах производства, и не в последнюю очередь, в экономии энергетических и материальных ресурсов, которые стремительно исчерпываются. Процесс совершенствования нанотехнологий если не вечен, то длителен, и потому включение в него нашей страны рассматривается как стратегическая задача. Важно знать, что в этой области Россия находится в примерно одинаковых стартовых условиях с объединённой Европой и США и занимает важное место в глобальной нанотехнологической системе.

Можно сказать, что нанотехнология – это абсолютная технология, обеспечивающая прогресс человечества во всех известных технических приложениях -– от земных до вселенских. В наноисследования уже сегодня включились более 30 стран мира, выбрав свои ниши и вкладывая в дело большие средства.

НА ПРОЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ

Слава Богу, сегодня не услышать упрёков в недостатке государственных инвестиций в осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований, в разработку приоритетных проектов с высоким инновационным потенциалом. На проведение фундаментальных и прикладных исследований только в области нанотехнологий, на развитие наноиндустрии в России в ближайшие пять лет будет выделено около 200 млрд рублей. Бюджетные расходы на науку в XXI веке возросли в пять раз, и к 2010 году составят 400 миллиардов рублей. Крупные вложения предусмотрены под реализацию Федеральной целевой программой "Исследования наноиндустрии на период 2008-2010 годы", на осуществление Программы инфраструктуры наноиндустрии. Поставлена ответственная встречная задача: в ближайшие 7-8 лет занять 4% мирового рынка нанопродукции.

Эти желанные 4% сами собой из ничего не явятся. Они будут свидетельствовать о том, насколько удачно сложилось государственно-корпоративное, частно-государственное партнёрство, насколько востребованы в реальном производственном и коммерческом секторе новейшие научно-технологические разработки, как налажено продвижение товаров на внутренний и внешний рынок, насколько высока их конкурентноспособность.

Конечно, на первых порах, да и в обозримом будущем государство обязано взять на себя роль ледокола или локомотива. Но число участников инновационной экономики должно возрасти неизмеримо, чтобы обеспечить новые для нас формы коммерциализации получаемых научных результатов. В этом направлении ведётся интенсивная работа. Особого внимания к себе требует создание "стыковочного" узла между наукой и массовым производством, своеобразного этапа передачи эстафеты инновационной идеи в руки промышленников и коммерсантов. От этого сильно зависит решение задачи наращивания объемов производства уже подготовленных к применению образцов нанотехнологической продукции. Важно добиться эффекта самоорганизации индустрии высоких технологий, не уповать на родительский глаз государства.

Решая эту задачу, можно сказать, второе дыхание обретают известные ранее государственные научные центры, которые в новых условиях служат не только сохранению прикладной науки, но превращаются в инструмент научно-технического развития по приоритетным направлениям.

Параллельно должна идти скупка зарубежных промышленных активов с их ноу-хау и рынками сбыта, запущена программа по подготовке высококлассных инженерных кадров и т.д. Понятно, что такая программа потребует не просто значительных государственных инвестиций, но и внедрения элементов мобилизационной экономики со всеми естественно вытекающими из этого политическими последствиями. Но это резко повысит затратность.

В сфере высоких технологий успешно развиваются технопарки, инновационно-технологические центры, так называемые бизнес-инкубаторы, создаются информационные сети, центры коллективного пользования в сфере метрологии и диагностики. И здесь важно не оставить без внимания возрастающую роль, центральную, я бы сказал, которую призваны уже сегодня играть университеты.

ЗАДАЧА ТРЕТЬЯ, И ГЛАВНАЯ

К привычным уже образовательным и научно-исследовательским задачам университетов информационное общество прибавляет задачу третью, решение которой расширяет творческие горизонты и одновременно возможности повысить благосостояние, получить средства на развитие, при этом оказать патриотическую помощь региону и стране.

Эта третья задача – создание системы передачи потребителю своих инновационно-технологических разработок, позволяющей найти способы практического применения научных идей, превращения их в конкретные изделия, в товар. Если верить телевидению, то Интернет придумали, но тщательно засекретили и упустили возможность заработать, наши оборонщики за 30 лет до официального рождения Сети. Таких примеров не счесть. Мне однажды рассказывали, будто один предприимчивый и не лишённый благородства иностранец однажды передал редакции одного научно-популярного российского журнала круглую сумму из своих доходов, которые он получал, внедряя у себя в стране идеи, публикуемые в журнале под рубрикой "Полезные советы".

В добрую традицию и крепкую дружбу переросли деловые встречи делегаций студентов и преподавателей Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова и Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова – флагмана университетского сообщества России. Москвичи охотно посещают Якутск, по-братски делятся своим опытом.

В МГУ, как известно, получают не только фундаментальное образование и делают первоклассную науку. МГУ первым среди университетов нашёл эффективное решение "третьей задачи университетов", создав мощный инновационно-технологический центр "Научный парк МГУ". Здесь, как саженцы в питомнике, выращиваются инновационные, высокотехнологические компании, стимулирующие качественное развитие экономики не только московского региона, но и всей страны, опираясь на высокотехнологические и наукоемкие технологии.

В Парке создана бесплатная консалтинговая служба, куда может обратиться любой ученый и продвинутый студент, чтобы получить профессиональную консультацию по вопросам коммерциализации результатов своей деятельности, маркетинговую оценку потенциального рынка для реализации своих идей. Такую работу сегодня обеспечивают представители трех венчурных компаний, владельцы которых готовы рисковать, финансируя высокотехнологичные проекты в начальной стадии развития. Консультанты помогают ученому определить путь, по которому целесообразно развивать новую идею, чтобы сделать ее коммерчески привлекательной, помогают оформить идею в бизнес-предложение.

Научный Парк помогает частным компаниям находить в МГУ потенциальных исполнителей их заказов в части НИОКР. Парк формирует команды, готовит документацию, обеспечивает необходимую юридическую поддержку. Всё это повышает уровень доверия между университетом и бизнесом, приводит к пониманию пользы от взаимовыгодного сотрудничества.

Здесь я вижу проверенный путь дальнейшего развития Якутского университета и других университетов страны, потенциальные возможности которого за эти годы резко возросли. Утверждаю это как председатель Попечительского совета Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова.

В новых условиях каждый университет обязан занимать самостоятельные, при этом лидирующие, позиции в сфере инноваций, в разработке уникальных технологий. Университет – это, по определению, мощный генератор идей, идей передовых, гуманных, направленных на благо нации и всего человечества. Идей и путей их практической реализации.

В настоящее время в Российской Федерации разрабатываются новые образовательные стандарты и направления профессиональной подготовки, ориентированные на потребности инновационной экономики в специалистах. Новые образовательные методики и программы проходят тщательную экспертизу. Параллельно проводится экспертная оценка действующих направлений профессиональной подготовки.

Именно университетам пророчат в будущем место главного социального института информационного общества, которое в индустриальном обществе занимает промышленная корпорация.

Сегодня всем ясно, что будущее университета не будет простым. В новых экономических условиях все университеты испытывают немалые финансовые и материальные, организационные трудности. К счастью, в России есть понимание современных требований к университетам и осуществляются государственная поддержка в рамках национального проекта в сфере образования. Нужна инициатива снизу, нужен человек творческий.

Как никогда, нам надо старательно и творчески, с учётом специфики местных условий, перенимать опыт работы ведущих университетов России и зарубежных стран. Перелом почувствуется, когда в университет пойдут за идеями, когда станут жертвовать ради науки редким уникальным документом, коллекцией, библиотекой, редкой находкой в природе, денежными средствами, и это станет нормой нашей жизни.

Следует активно способствовать участию частных компаний в системе партнерства с государством, особенно в инновационной сфере. Нынешний уровень такого участия нельзя признать удовлетворительным. К очевидным недостаткам следует также отнести слабую до последнего времени поддержку венчурного бизнеса. С целью содействовать частному предпринимательству в этой области по прямому указанию Президента РФ в 2006 году была создана Российская венчурная компания. Недавно компании было выделено 14 млрд. рублей. Это радует, но достаточна ли эта сумма для развития целой сети венчурных компаний по всей России?

Я не устаю повторять, что миссия университета – быть интеллектуальным локомотивом, локомотивом цивилизации и культуры – вести за собой науку и образование, экономику и общественную жизнь, цивилизацию, мышление, мобилизовать свой потенциал на реализацию национальных целей и задач.

В вузах хромает работа по использованию научных исследований и, прежде всего, международных электронных баз данных при формировании содержания образования по разным предметам.

Препятствием является низкое знание иностранного языка преподавателями и студентами, что мешает использовать международные источники образования. И часто переводной иностранный учебник 15-летней давности имеет сверху надпись "учебник XXI века". В хорошем вузе просто так поучиться не удастся. Если вуз хороший, то учиться там, должно быть трудно.

Мерилом оценки такого труда, в первую очередь должно служить благополучие общества, высокие образованность и культура, здоровье населения, его передовое мировоззрение и миропонимание.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОСТОРЫ СЕВЕРА

Сознавая, что инновационная составляющая в экономике любого государства формируется за счёт интеллектуального ресурса, фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, мы обязаны сделать основной упор и главную ставку на науку и образование. Было бы недальновидно перекладывать ответственность за результаты этой деятельности на федеральный центр, как это случалось во времена директивного управления. Нужны инициатива и творчество в каждом регионе, лучше других представляющем специфику своего развития.

Целый ряд лет я вынашиваю идею реализации в центральной Якутии проекта создания региональной инновационной системы, соединяющей в единое целое интересы науки, производства и отдельного человека. В работе по совершенствованию проекта занято немало энтузиастов. Проект носит поэтическое название "Три долины" – в нём отразились специфические черты ландшафта центральной Якутии.

Целями проекта являются комплексная организация нового жизненного пространства в районах, прилегающих к столице республики – городу Якутску, создание центра устойчивого и динамичного экономического развития в условиях Крайнего Севера, стабилизация численности населения региона и повышение уровня его жизни.

Особое геополитическое положение, непреходящее ресурсное и экологическое значение Арктики и Севера не только в масштабах России, но и всей планеты, делают этот регион одним из центров мирового значения. Исторически центральный город республики Якутск развивался как крупнейшая база научно-исследовательских изысканий, хозяйственного и культурного освоения Северо-Востока России, Севера и Арктики в целом. В связи с этим Якутск и прилегающие к нему территории представляются удобной площадкой для создания комплекса инновационной экономики в условиях Крайнего Севера. При этом на иных основаниях, а не на до сих пор превалирующем ресурсно-сырьевом фундаменте экономики, будет строиться и повышаться уровень и качество жизни северного населения.

В инновационном проекте "Три долины" ключевая роль в формировании данных видов новых экономических формаций отводится Якутскому государственному университету и Научному центру Сибирского отделения РАН, объединяющему 10 научных институтов, в том числе НИИ мерзлотоведения, единственного в России.

В результате реализации проекта "Три долины", в районах, прилегающих к Якутску предлагается создать современную эффективную социальную и производственную инфраструктуру, образовать технопарки, в которых будут сосредоточена деятельность малых предприятий и компаний, исследовательские центры в области высоких технологий, хозяйственные комплексы на основе высокотехнологичных наукоемких производств, интеллектуального потенциала, научно-образовательных систем, развитой информационной сети.

Произойдёт насыщенная "интеллектуализация" территории: будут созданы площадки для подготовки высококвалифицированных кадров и специалистов в области высоких технологий. Возникший техноэкополис сконцентрирует лучших специалистов, и сократит их отток в центральные регионы и за рубеж.

Зону техноэкополиса объединит единая энергосистема, пригородная сельскохозяйственная зона, транспортная инфраструктура, финансово-кредитная структура, единая система высшего и среднего образования, а также развитая сеть малых и средних предприятий, специализирующихся на инновационных технологиях. Её развитию будет благоприятствовать и близкое соседство с дальневосточными мировыми инновационными системами. Наконец, на отдалённой окраине России появится тождественная инновационная система, соединяющая в единое целое интересы науки, производства и отдельного человека, личности. Техноэкополис "Три долины" в центре бескрайней Якутии способен стать важным элементом в системе формирующихся центров арктической цивилизации информационной эры.

Такой путь представляется мне наиболее эффективным для "переосвоения" просторов Арктики, Севера, Сибири и Дальнего Востока. При таком подходе откроются новые неисчерпаемые возможности в организации и облагораживании жизненного пространства северян в условиях XXI века.

ВОЗВЫШЕНИЕ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Инновационная экономика формирует особую социальную группу, а с учётом её неуклонно возрастающей численности, даже целый класс производительных работников, который нередко именуется ещё и средним классом. При этом классовые различия всё больше определяются различием в образовании (Фрэнсис Фукуяма). Образовательные требования с каждым годом повышаются даже к потребителям – настолько интеллектуально насыщеннее становится вся продукция.

С развитием хозяйственных систем главными в работниках становятся не физическая сила, не живой труд у станка, а способность к инновациям, к творчеству. Объём творческого труда растёт. Человек ищет самовыражения вне традиционных стереотипов поведения. Источником дохода становится полученное образование, уровень культуры, при этом зачастую увеличение доходов уже не оказывает прежнего воздействия на поведение человека – он довольствуется уровнем достатка. Материальная мотивация, конечно, не исчезает. Но происходит сдвиг от жажды материального потребления в сторону жажды высокого качества жизни, наиболее полного самовыражения.

В социальной структуре на передний план выдвигаются интеллектуальные работники, те, кто управляет смыслами и целеполаганием, образами будущего, кодексами поведения, информационно-финансовыми, разнообразными интеллектуальными потоками. Их профессиональной характеристикой является персональная способность генерировать новое знание, внедрять инновации, способствовать повышению конкурентоспособности выпускаемой фирмой продукции или оказываемых услуг.

Возникает новый класс национальной и транснациональной элиты, которая выступает в качестве управленцев, политических деятелей, юридических и финансовых операторов, производителей знания, образования, трансляторов информационных потоков, распространителей массовой культуры. Существующая и грядущая цивилизации предоставляют небывалые возможности для их деятельности.

Вместо широко бытовавшего и привычного понятия интеллигенции, в современный обиход всё шире входит понятие "интеллектуал". С лёгкой руки американского социолога Ричарда Флориды, этот класс именуют "креативным", подчеркивая творческий характер деятельности, творческое содержание личности.

Это обстоятельство заставляет задуматься об условиях, в которых такая личность развивается и реализуется. Креативная личность, личность, нацеленная на творческую деятельность – ключевая фигура инновационной экономики. Без укрепления среднего, "креативного", класса невозможно обеспечить устойчивое экономическое и стабильное социальное развитие. В.В.Путин определил задачу, чтобы в ближайший период 70 процентов населения России принадлежали именно к среднему классу. Требуется определённое время и воля, чтобы подняться до такого уровня, если учесть, что примерно столько же людей пока живут ниже среднего уровня.

В условиях развития инновационной деятельности (в обществе с инновационной экономикой) совершенно меняется отношение к главной производительной силе общества – человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. И потому современная концепция подготовки кадров содержит много нового, где в центре внимания находится становление, развитие и способность к самореализации творческой, креативной личности.

Сегодня как никогда востребованы специалисты с постоянной нацеленностью на инициацию, на генерацию перспективных научно-технических нововведений, на изыскание путей и методов их практической реализации в инновации, а также высококвалифицированные, высокоинтеллектуальные специалисты, системные менеджеры инновационного процесса.

Их надо искать и находить, заботливо учить буквально с первых шагов бережно вести по жизненному пути. Следует совершенствовать систему непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции. Пора перестать рассматривать подготовку кадров, укрепление их творческого потенциала как издержки производства, а рассматривать её как долгосрочные инвестиции в устойчивое развитие предприятия, организации, региона, всей страны.

НАУЧИТЬ И НАУЧИТЬСЯ ТВОРЧЕСТВУ

В стратегическом плане на первое место выдвигается доступное и качественное образование. Широко известный национальный проект в конечном счёте ориентируется именно на подготовку достаточного числа высококвалифицированных кадров, способных успешно развивать инновационную экономику, эффективно руководить инновационными процессами, лично в них участвовать.

Поучительный опыт накоплен в подготовке кадров для экономики знаний в Республике Саха (Якутия), где мне была оказана честь быть первым Президентом республики. Выделю три момента: это создание сети Президентских школ с инновационными формами преподавания и обучения, также первый и единственный в России Департамент при Президенте республики по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров и, в-третьих – создание новой сети вузов на территории Якутии и за её пределами во главе с обновлённым Якутским государственным университетом им. М.К.Аммосова. Замечу, что наш университет в минувшем году стал победителем Всероссийского конкурса на лучший проект инновационных форм образовательного процесса и получил солидный грант.

Вся система образования Якутии вот уже скоро двадцать лет нацелена на пробуждение человека творческого, мало того – на пробуждение и развитие его творческого потенциала. В этом, что называется, её изюминка. И результаты нас радуют год от года всё больше. В совершенствование образования мы вкладывали порой более трети бюджета республики.

Были жаркие споры вокруг идеи создания элитарных учебных заведений с инновационным учебным процессом. Оппоненты требовали создания равных для всех условий обучения. Срабатывал синдром равенства в бедности и в невежестве: пусть никто не высовывается. Но так ненароком своих ломоносовых и курчатовых проглядим. Элитные школы создавались не по имущественным возможностям и достатку родителей учащихся, не по сословным или национальным признакам, а по способностям этих учащихся и педагогических коллективов достигать непременно высокого уровня знаний и воспитания на трудных дорогах высокой интеллектуальной активности. Это школы для тех, кому в рамках традиционной программы обучения становится тесно. Такие дети умеют думать, ориентироваться в задании, нетривиально оценивать ситуацию, быстро находить оригинальное решение.

В республике сложилась хорошая практика работы по созданию школ с высоким рейтингом, престижем, авторитетом, доброй славой – называйте, как хотите. Но все выпускники этих школ имеют прекрасную подготовку и поступают в самые престижные вузы. Практика работы таких школ имеет солидную научно-методическую базу, отработанную систему формирования, обобщения и распространения своих технологий и опыта.

Одной из эффективных форм такой работы стало создание весной 1997 года сети Президентских школ, первоначально из 22 образовательных учреждений. Здесь применяются самые передовые, по сути инновационные, методы обучения. Каждая из школ имеет высокие качественные показатели в углубленном и профильном обучении, в подготовке победителей и призеров республиканских, всероссийских и международных олимпиад, в привлечении школьников и педагогов к научно-исследовательской работе.

Школы имеют высокие показатели поступления выпускников в престижные вузы, большой опыт применения передовых технологий обучения и воспитания. Принципиальное значение имеет тот факт, что они не проводят жесткого отбора учащихся наподобие отбора кандидатов в космонавты или летчики-испытатели. Здесь умеют активизировать, расшевелить, зажечь лампадку творческого потенциала личности, повысить ступень креативного мышления каждого ребенка в процессе обучения, вдохновить его на трудную учебу себе в радость. Здесь помогают стать сильной, творческой личностью.

Содержательная сторона образования ориентирована на стратегические перспективы и на решение неожиданно возникающих проблем. Поэтому, по моему глубокому убеждению, образование должно быть по преимуществу фундаментальным, позволяющим быстро ориентироваться в проблемах междисциплинарного характера.

Вдохновлённые новыми программами развития, можем удариться в крайность и готовить для инновационной экономики только творцов. Радуемся, что высшее образование становится всеобщим. Однако, наряду с теми, кто создает новые знания, нам надо воспитывать и обучать тех, кто их потребляет, кто бы умел квалифицированно, эффективно, культурно пользоваться тем, что уже наработано наукой, технологиями, производством. Надо учить интеллектуального пользователя.

НОВЫЕ СПОСОБНОСТИ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

То же самое наблюдается в системе высшего профессионального образования. Мощный импульс её развитию дал приоритетный национальный проект "Образование". Он активизировал развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях, обеспечил обновление материально-технической базы и открытие новых образовательных специальностей, стимулировал развитие ведущих научных школ и привлечение молодых специалистов в сферу исследований.

Растут авторитет профессии ученого в обществе, моральная и материальная поддержка его труда, и перед молодежью раскрываются новые возможности для реализации самых смелых исследовательских идей.

Надёжный фундамент знаний, заложенный в бакалавратуре, позволяет уверенно специализироваться на уровне магистратуры, что уже сегодня актуально при создании междисциплинарных систем научных и технологических поисков. Такие специалисты должны быть способны создавать наукоёмкие нововведения, грамотно использовать творческий потенциал крупных коллективов и небольших групп.

Важно и дальше развивать университеты с их уникальными способностями к инновациям. Развивать сотрудничество университетов и других вузов с передовыми предприятиями, реализующими инновационные проекты.

Говорят, что Россия не умеет избегать проблем, но всегда успешно решает их в порядке поступления. Мне больше нравится мысль о том, что у нас долго запрягают, но быстро ездят.

Сегодня страна располагает достаточным научным и кадровым потенциалом для ускоренного развития работ по наиболее перспективным научным направлениям: наукам о жизни и информационно-телекоммуникационным системам, рациональному природопользованию, энергетике и энергосбережению, индустрии наносистем и материалов.

Важнейшая задача российской науки и образования состоит в том, чтобы подготовить конкурентоспособных работников, способных ответить на вызовы времени. Для этого необходимо увязать тот перечень знаний, которые дает наша вузовская система со стремительными изменениями мира. Выпускники вузов имеют образовательный багаж не соответствующий требованиям времени и в первые годы работы вынуждены доучиваться. В идеале они должны опережать тех, кто варится в своей профессиональной среде десятилетиями.

В последние годы родились новейшие дисциплины – управление знаниями, логистика, экономика знаний, геоэкономика. Но специалистов такого профиля наши вузы в государственном масштабе не готовят. В государственных общеобразовательных стандартах, включающих сумму требований к преподаванию предмета и уровню знаний учащихся, отсутствуют новейшие дисциплины. Чтобы новые науки прижились в вузовской системе, необходимы соответствующие стандарты. Отсутствие их грозит серьёзным отставанием от окружающего мира, тогда как необходимо, чтобы в Якутске, Мурманске, Москве, Ханты-Мансийске учили этому предмету одинаково и чтобы специалист, обучившийся этому предмету, мог везде работать.

Когда в мире появились новые экономические и иные общности, -возникли потребности фундаментального научного исследования этих процессов и подготовки специалистов по инновационным системам для работы в промышленности, строительстве, аграрном секторе, здравоохранении, кредитно-финансовой сфере.

Сегодня Россия нуждается в квалифицированных инженерных и рабочих кадрах. Предположим, у нас появятся блестящие инженеры, инжиниринговые центры. Но если на производстве некому создавать высокотехнологичную продукцию, зачем тогда инженер? Сама специализация рабочего в наукоемких областях кардинально изменилась. Нельзя к станку с числовым программным управлением, поставить человека без высшего образования. То есть само понятие профессии тоже изменяется.

В выступлении Президента России 8 февраля 2008 года четко сказано: "Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к совершенствованию и использованию своих навыков и талантов". Поэтому в самой стратегии инновационного развития должна быть заложена мотивация к инновационному поведению. Для этого требуются высококлассные менеджеры со стратегическим мышлением. И государство должно озаботиться подготовкой таких специалистов в вузах.

Без государства нет экономики знаний и его задача в современном обществе состоит не в стимулировании отдельных инноваций, а в формировании организационных, экономических и правовых условий для осуществления инновационного процесса в рамках национальной инновационной системы. Последовательная работа над обеспечением условий для развития инновационного процесса в целом необходима. Но основой формирования национальной инновационной системы могут выступать регионы, обладающие развитыми хозяйственными комплексами и научным потенциалом. В современной России регионы различаются по уровню инновационного потенциала. Единые для них принципы региональной инновационной политики вряд ли приемлемы.

Наилучшим вариантом развития инновационной среды в Российской Федерации является налаживание тесного контакта между государством, непосредственно заинтересованным в росте инноваций, повышающих социально-экономическое благополучие граждан, образованием в лице высших учебных заведений, выступающих в качестве источника инновационных идей, и бизнесом, способным осуществить финансирование инновационных разработок. В нашей стране все еще не получили достаточного развития институты венчурного финансирования. И сейчас необходимо определиться с критериями участия государства в финансировании рискованных и инновационных проектов.

Чтобы мотивировать бизнес к инновациям, необходимо создавать адекватные экономические механизмы, совершенствовать налоговое законодательство, инициировать законопроекты, позволяющие создать оптимальные условия инновационного развития России.

Инновационная экономика – не самоцель, а тот путь, который в итоге приведет к реальному улучшению качества нашей жизни, укреплению государственности и его национальной безопасности.

В ЕДИНСТВЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Возможна ли единая инновационная модель развития экономики России, или эффективнее будут работать региональные модели, так как при стратегическом планировании учитывается уровень развития регионов?

Инновационная экономика предполагает серьезную перестройку всей нашей системы и предполагает решающую роль не базиса, а надстройки. Сегодня для некоторых из нас "государство развития" начинает казаться предпочтительнее, чем "государство демократии" и мы по старинке начинаем полагаться больше на волю федерального центра, на указания сверху, что вступает в противоречие с концепцией инновационного развития региона. Между тем, истинной питательной средой для проявления творческого потенциала нации становится свобода, которая лучше несвободы. При этом не исчезает традиционное сопряжение мер свободы с ответственностью – слишком высокой может оказаться цена безответственности даже одного человека. В надстройке находим мы известные теперь всем четыре "И": институты, инфрастуктура, инвестиции, инновации. Без всего этого инновационная экономика функционировать не сможет – ей жизненно необходимо именно такое надстроечное инновационное по содержанию пространство.

На мой взгляд, оно с необходимостью должно включать в себя инновационные школы и инновационные университеты. Как мы уже упомянули, в развитых странах научные исследования ведутся в университетских центрах и проектных лабораториях, специально созданных для решения задач технологического прорыва. И здесь успешно партнерствуют наука и образование, закладывается база для научной деятельности. Талантливой молодежи надо помогать интегрироваться в инновационную среду. В конечном счете, необходимо создать сетевую структуру по инновациям с широким доступом к использованию научной базы передовых институтов и университетов.

Далее в этой цепочке я бы назвал технопарки. Это форма сотрудничества научно-технического центра (вуза), инновационных предприятий и бизнеса (коммерческой организации) для производства высокотехнологичной продукции.

Необходим тесный контакт между высшими учебными заведениями как источниками инновационных идей и коммерческими организациями, задействованными в производстве, как источниками финансирования. Наука, образование и промышленность в значительной степени развиваются у нас неконсолидированно. Имеет место разрыв единого инновационного цикла – от подготовки кадров для исследовательской деятельности до внедрения в производство новых технологий. И такая отчужденность ведет к размыванию конкурентного потенциала каждой из этих сфер.

Кроме того, необходимо создать такие условия для работы молодых специалистов, при которых они могли найти применение полученным знаниям после окончания вузов, а также облегчить процесс внедрения созданных ими инновационных разработок в производство. Создание в России сети технопарков предоставляет возможности для такого творческого союза.

Следующее звено в данной структуре – это наукограды: научно-производственные комплексы, представляющие собой совокупность организаций, осуществляющих научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки и т.п. в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.

Завершающим звеном структуры должна стать Российская корпорация нанотехнологий. Основная задача, стоящая перед ней – создание конкурентоспособной национальной инновационной модели, соответствующей самым высоким мировым стандартам.

Таковой, на мой взгляд, должна быть национальная инновационная система, то есть комплекс учреждений, организаций и процессов по разработке и внедрению инноваций, включающий учреждения в системе образования и профессионального обучения, в стенах которых создаются знания, инновационные предприятия и сети предприятий, коммуникационная инфраструктура.

В заключение хотелось бы заметить, что информационное общество, созидающее пространство без границ, делают насущной жизненной необходимостью атмосферу бесконфликтного мира сотрудничества и созидания. Ничто сегодня нам не вредит больше, как даже малейшая международная напряжённость.

Инновационная экономика требует инновационных подходов в проведении международной политики. Как никогда нам нужны теперь мир и доверие между всеми народами.

Стратегический выбор сделан. Всенародно избранный Президент Российской Федерации Д.А.Медведев лаконичен: "Сегодня наша задача состоит в том, чтобы сделать все инновационные шаги как можно быстрее, выйдя на новое качество". Что называется, точнее не скажешь.

Hosted by uCoz