Журнал «Время якутское» № 1, 2009

  
 

  

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

ВРЕМЯ
ЯКУТСКОЕ
№ 1 '2009

Совместный выпуск
журналов «Илин» и «Наука и техника в Якутии», посвященный I форуму научно-технической интеллигенции республики.
Издание выходит при поддержке Министерства науки и профессионального образования РС(Я)

Приветствие участникам I Форума научно-технической интеллигенции республики

А.Николаев
Наше главное богатство – интеллектуальный потенциал

Открытие памятника академику В.П.Ларионову
в г. Якутске

В.Штыров
Российские мегапроекты. Анализ и управление рисками

М.Николаев
Выявить человека творческого

А.Пахомов
Наука Республики Саха (Якутия). Интеллектуальный ресурс будущего

А.Сафронов
Перспективы развития нефтегазового комплекса РС (Я) на ближайшую перспективу

Академия наук Республики Саха (Якутия) – состояние и перспективы

В.Фридовский
Инновационные ориентиры вузовской науки

А.Мярин, Н.Бекетов, В.Борисов
Саха (Якутия) – опорная территория реализации проекта "Национальная Инновационная Система"

П.Уваров, В.Горин, С.Токарева, М.Кабанова
Качественный керамзит и карамзитобетон для стройкомплекса Якутии

В.Шепелев, Ф.Попенко
Об организации инженерной защиты территории г. Якутска от подтопления и обводнения

Н.Находкин
Возможности обеспечения летних ферм в Центральной Якутии альтернативной электроэнергией

Г.Кузьмин
Подземное пространство криолитозоны

В.Степанов
Плавучие атомные теплоэлектростанции для Якутии

Р.Десяткин
Участие Института биологических проблем криолитозоны СО РАН в научном сопровождении мегапроектов Южной Якутии

А.Томский
Выбор модели развития инновационной инфраструктуры в проекте республиканского технопарка Республики Саха (Якутия)

А.Охлопкова, П.Петрова, С.Попов, М.Соколова
Нанокомпозиционные полимерные материалы антифрикционного назначения

В.Лепов
Перспективы применения нанотехнологий в Республике Саха (Якутия)

Н.Гриб, А.Сясько, В.Никитин
Ресурсосберегающая и экологически щадящая технология изучения выходов угольных пластов

С.Миронова, В.Иванов
Инновационные разработки по рекультивации нарушенных земель Южной Якутии

О.Слепцов, Т.Капитонова
Фундаментальные исследования ИФТПС СО РАН как основа развития производственно-инновационного потенциала

Н.Максимова, А.Сухомясова, М.Томский
ДНК-диагностика моногенных заболеваний в Республике Саха (Якутия)

Главный редактор
Олег Сидоров
Над выпуском работали:
Александр Семенов, Дмитрий Соловьев

А.Н.Мярин, Н.В.Бекетов, В.Н.Борисов

Саха (Якутия) – опорная территория реализации проекта "Национальная Инновационная Система"

21 января 2009 года партийный проект "Национальная Инновационная Система" утвержден Президиумом Генерального Совета "Единой России". Его координатором назначен депутат Государственной Думы РФ, член Генерального совета Партии и комитета по науке и наукоемким технологиям Виктор Зубарев. Руководство "Единой России" приняло концепцию, сроки реализации и основные базовые проектные идеи, с которыми можно познакомиться на сайте www.zubarev.info.

В пояснительной записке Концепции проекта отмечено: "...Генеральной задачей проекта является участие Партии в формировании каркаса инновационной экономики – взаимосвязанной совокупности ..., образующих национальную инновационную систему (НИС). Отдельные элементы НИС – такие как ОЭЗ, новые университеты, госкорпорации, венчурные фонды, ассоциации бизнес-ангелов и т.д. в России создаются. Но они являют собой пеструю картину "точечной застройки", не объединенной единым архитектурным замыслом. На сегодняшний день – это не система, а множество разрозненных элементов. Вследствие отсутствия "архитектурного замысла", в этом множестве "точечной застройки" отсутствуют системообразующие доминанты, "несущие конструкции".

Иначе можно сказать: наконец-то, у такого "дитя", как инновационная деятельность, которое сегодня "у семи нянек без присмотра", появилась возможность найти достойных "родителей" в виде проекта НИС.

Обсуждения проекта на Форуме, будет способствовать включению нашей республики в число опорных территорий реализации проекта НИС. Успешное проведение обсуждения, может заложить основу для создания стратегического документа, аналогичного общеизвестной "Схеме 2020". Потому, с ведома разработчиков проекта, предлагаем начать это обсуждение со следующей информации с новостной страницы сайта проекта: "Мы будем аккумулировать возможности всех регионов" (http://new.zubarev.info/nis/news?news_id=208) и схемы "Доработка концепции и развертывание организационной и институциональной структур проекта (см. рис. 1) – до 01.06.2009" – одного из слайдов презентации проекта (http://new.zubarev.info/dat/bin/files/3_konzept.ppt).

"Мы будем аккумулировать возможности всех регионов"

8 февраля в Москве состоялся расширенный семинар по подготовке презентации Партийного проекта "Национальная инновационная система". Мероприятие прошло под Председательством депутата Государственной Думы РФ, Руководителя проекта Виктора Зубарева и собрало около полусотни участников – экспертов-аналитиков, экономистов, ведущих специалистов в области инновационных технологий, представителей бизнеса. В результате многочасовой дискуссии семинарская группа внесла ряд существенных предложений по подготовке к "запуску" проекта.

Идеолог и главный разработчик проекта "Национальная инновационная система" Виктор Зубарев обосновал актуальность разработки проекта НИС и рассказал о том, как он будет претворяться в жизнь:

"Президент страны Дмитрий Медведев и Председатель Правительства РФ Владимир Путин неоднократно говорили о том, у России нет другого пути, как развиваться по инновационному направлению. Нефть, газ, лес, цветные металлы – наше богатство, но и наша "беда", ведь если сегодня мы не займемся производством высокотехнологичных товаров и услуг – у России не будет будущего.

Вспомните, как на Красноярском Экономическом Форуме в 2008 году было заявлено о так называемых 4-х "И" – Инновации, Инвестиции, Интеллект, Институты. Именно с последнего – с институтов все начинается в государстве. К сожалению, института инновационной деятельности в нашей стране сегодня не существует, а тот, который действовал в советском периоде – распался. Помните, как в Советском Союзе были популярны рационализации и стимулировались рацпредложения на государственном уровне в науке, в образовании, в промышленности и т.д.? Конечно же, в рыночных условиях прошлая структура не совсем приемлема, нужно искать новые подходы.

Сегодня инновационная деятельность в стране не привлекательна. Средний бизнес не видит во внедрении инноваций возможности для своего развития, роста. Это существенная проблема, и далеко не единственная, которую нужно решать, строя Национальную Инновационную Систему в России. Спрос на инновации у нас очень органичен, внутренний рынок ориентирован в основном на экспорт, на зарубежного покупателя. Очевидно, что то место, которое отведено России в мировой экономике, никак не связано с инновациями. Поэтому сегодня мы должны предпринять такие меры, которые бы были способны изменить годами сложившуюся ситуацию. Приведу в пример Китай. В этой стране на государственном уровне разработана и действует программа по выводу на рынок 500 мировых брендов. Вот это и есть трансформация существующий ситуации на уровне мировой экономики. Мы видим, что Правительство нашей страны сегодня движется в этом направлении. И сейчас, в условиях мирового кризиса, у России есть все шансы занять выгодную для нас нишу. Поэтому сегодня принято решение о создании Национальной инновационной системы. Она разрабатывается на площадке лидирующей партии – Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", у которой достаточно ресурсов, для того, чтобы создать и апробировать модель "НИС". Если наша система окажется продуктивной, то со временем она ляжет в основу государственного межотраслевого института поддержки и развития инноваций, прописанного в законе. Но, нужно понимать, что задача этого проекта еще более глобальна – он должен создать идеологию нового, инновационного, отношения к жизни.

Ситуацию, в которой сегодня существует инновационная экономика, я бы назвал точечной застройкой без определенного архитектурного замысла. Есть множество точечных проектов, но нет понимания, что они в целом собой представляют. Венчурное финансирование, свободные экономические зоны, государственные корпорации, федеральные университеты – все это разрозненные фрагменты одной "мозаики". Наша задача – объединить существующие элементы инновационной системы, отрегулировать механизмы и регламентировать их работу, обозначить приоритеты.

К реализации проекта НИС привлечены ведущие политические деятели, экономисты, бизнесмены. И сегодня мы делаем первые шаги в этом направлении. У российских ученых, инженеров, изобретателей никогда не было недостатка в идеях, но многие наши разработки "уходят" за границу, а нам остается довольствоваться сырьем. На сегодняшний день не достаточно просто запатентовать интеллектуальную собственность, необходимо, чтобы технология прошла все испытания и была реализована именно в нашей стране. Это комплексная проблема, требующая системного подхода.

Проект "НИС" рассчитан до 2013 года и разделен на несколько этапов. За основу мы взяли северно-европейскую модель, как наиболее подходящую для наших российских условий, особенностей, ментальности. Европейская система хороша еще и тем, что вовлекает государственных лидеров, депутатов всех уровней, крупных бизнесменов в единую структуру под названием Инновационные Советы. Это минимизирует коррупционную составляющую и делает принимаемые решения более объективными и эффективными. Сначала формируется высокостатусный Федеральный инновационный совет, затем Региональные инновационные советы, куда войдут первые лица страны и регионов, профильные министры, представители научной и бизнес-элиты страны. Советы будут утверждать программы и определять приоритеты инновационного развития. как на уровне Федерации, так и на уровне регионов, К основным задачам советов относится формирование национальной и региональной инновационных политик, а также, во взаимодействии с фирмами – проводниками инноваций, оказание поддержки конкретным перспективным и конкурентоспособным инновационным проектам. Компетентность советов будет обеспечиваться за счет функционирования при них Экспертных и Научно-консультативных советов.

Для каждого региона будут выбраны свои ориентиры развития. И это естественно, ведь нельзя сказать, что в Краснодарском крае нужно стимулировать те же инновационные направления, что и в Красноярском. Если в Красноярске это машиностроение, космос, так называемый "солнечный кластер", то для южной рекреационной зоны, скорее – туризм и сельское хозяйство. Хотя, безусловно, будут определены и общефедеральные приоритеты. Таким образом, Инновационные советы создадут условия, чтобы идеи рационализации и инновации, существующие у специалистов различных уровней, внедрялись в жизнь. Автору инновационной, прорывной идеи достаточно будет подать заявку в Инновационный совет. По отраслевому признаку её передадут экспертной группе, которая сделает заключение о перспективности, конкурентоспособности проекта. Будем надеяться, что идеи, прошедшие экспертизу и удачно реализованные, помогут нам получить продукт, который будет востребован не только в России, но и на мировом уровне.

Красноярский край вошел в первую десятку территорий, пожелавших участвовать в проекте "НИС" и определенные задумки, конечно же, прорабатываются. Состоялись встречи с руководством "Красмаша". Это предприятие может стать первой базой для создания "технохаба" и вывести Сибирь вперед по целому ряду новых продуктов. Например, на Химзаводе "Красмаша" создан уникальный нефтеперерабатывающий мини-комплекс. Он способен полностью обеспечить топливные потребности и поставлять качественный экологически чистый бензин по фиксированной цене. Ведется работа по развитию "солнечного кластера", в который мы включаем Железногорск, Зеленогорск и Шарыпово – города с развитой инфраструктурой и кадрами. Я уже не говорю об инвестиционных проектах в Богучанах, где пока справляются за счет уже существующих ресурсов и механизмов.

Да, пока таких пилотных регионов, как Красноярский край, определено порядка десяти. Но мы планируем, что в 2009 году их будет уже 20-25, затем в НИС могут войти и другие субъекты. У каждой из территорий есть собственный потенциал и мы будем аккумулировать возможности всех регионов.

Меня часто спрашивают – почему Вы взялись за работу по созданию НИС именно сейчас, в условиях экономического кризиса? Хочу сказать, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" решила провести эту работу задолго до экономического спада. Впервые о проект НИС заявил Борис Грызлов на X Съезде Партии в ноябре прошлого года. Но кризис, естественно, продиктовал свои условия и ускорил процесс. В данном случае, это, скорее, плюс: переход России на производство передовой конкурентоспособной продукции происходит быстрее. Мы планируем, что этот процесс наберет силу и обороты уже к 2012 году.

Еще одна очень важная особенность кризиса – сегодня изобретено так много, что никто не может предсказать, какая именно технология станет прорывом. В кризисных условиях людям свойственно мобилизовываться, выдавать все больше альтернативных идей, и я надеюсь, что это революционное решение будет найдено именно в нашей стране. С помощью НИС мы сможем не только разработать и качественно реализовать инновации, но и создать не менее 100 отечественных брендов, по-настоящему конкурентоспособных на мировом уровне, способных сделать Россию мировым научным и экономическим лидером".

Hosted by uCoz