Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Андриан БОРИСОВ

П.А.Ойунский
и его научные взгляды

Основание и деятельность Института гуманитарных исследований Академии наук РС(Я) неразрывно связаны с именем основоположника якутской советской литературы, ученого-лингвиста, общественного и государственного деятеля Платона Алексеевича Ойунского (1893—1939).


Платон Алексеевич Ойунский

Его жизнь и творчество хорошо изучены и во многом являются хрестоматийными.

Убежденный революционер П.А.Ойунский еще в ранней молодости создает «Союз чернорабочих якутов». Одно из первых его поэтических произведений «Юлэсит ырыата» (1917) становится предвестником новой якутской поэзии. Активный участник установления Советской власти в Якутии П.А.Ойунский избирается на самые ответственные руководящие посты. В 1922 г. становится председателем Совета народных комиссаров — первого правительства молодой Якутской Автономной Советской Социалистической Республики. Он стоит у истоков современной якутской письменности как глава специального Комитета (с 1924 г.). Ему первому из якутов присвоена ученая степень кандидата лингвистических наук (1935).

Труды П.А.Ойунского заложили основы национального языкознания и литературоведения. Необоснованные репрессии и трагическая гибель стали символом эпохи. Реабилитация светлого имени П.А.Ойунского в 1955 г. и горячая любовь народа, живущего со словами его бессмертных произведений на устах, не дают покоя злопыхателям, которые, увы, всегда были. Есть личности, благотворное воздействие которых проходит через годы.

Помню юношеский трепет и волнение, когда мы, студенты ЯГУ, в первый год перестройки, в очередную годовщину Октябрьской революции, пронесли на демонстрации портреты П.А.Ойунского и М.К.Аммосова. И это была даже не столько политическая акция, а, сколько действо, которое соответствовало нашему духовному настрою.

В настоящее время, когда советская эпоха в нашей истории давно ушла в прошлое, наступает пора осмысления значения этой незаурядной личности с точки зрения современных представлений. Ведь П.А.Ойунский был сыном своего времени.

Таттинская земля — родина П.А.Ойунского издавна славилась своими талантами. Многие деятели якутской культуры и науки родились именно там. Дух народной культуры, особенно в форме фольклора (олонхо), имел мощное воздействие и на передовую часть общества — интеллигенцию. С детства владел даром олонхосута и П.А.Ойунский. Благотворное влияние на культурное развитие оказали политические ссыльные. Зародившееся еще в XIX в. национальное движение видело путь к достижению своих целей в просвещении. Десятки и сотни молодых якутян в начале XX в. получили образование в небольших провинциальных школах и семинариях. В одной из них в г.Якутске обучался и Платон Слепцов. Общая тяга к знаниям и демократический подъем в стране начала XX столетия воодушевляли парня из сельской глубинки, рано познавшего нужду. Поэтому социально-политические вопросы очень остро воcпринимались в сознании и находили отклик в романтической душе будущего поэта. Раннее знакомство со свободолюбивыми произведениями русской классической литературы повлияло на его творчество и мировоззрение. Уже не одно поколение жило в ожидании счастливых перемен. Осознание этого подогревалось трагическими событиями предреволюционного времени. Противостояние между различными классами и социальными слоями российского общества достигло в то время высшей точки. И то, что П.Ойунский стал убежденным марксистом-ленинцем, во многом было закономерным. Вместе с тем четко видна органическая цельность личности П.А.Ойунского.

Большое значение имеют научные взгляды П.А.Ойунского, а также его роль в организации науки Якутии, в которой отчетливо проявились мировоззренческие и морально-нравственные черты его личности.

Общеизвестен тот факт, что именно по инициативе П.А.Ойунского в 1935 г. был открыт самый первый научно-исследовательский институт в Якутии — Институт языка и культуры при СНК ЯАССР. Как первый директор института П.А.Ойунский четко осознавал первоочередные задачи зарождавшейся науки: создание теоретико-методологической базы исследований, подготовку кадров, связь науки с практикой и т.д. Именно с учетом этого создавалась структура института, осуществлялись подбор кадров и публикация первых изданий.

Будучи теоретиком якутского языкознания П.А.Ойунский на практике внедрял результаты исследований. Участвовал в первых конференциях, сотрудничал с культурно-просветительскими обществами, наконец, принимал участие в государственных мероприятиях, поддерживавших развитие языка и письменности. В этом проявилась цельность натуры этой многогранной личности.

О том как, находясь в сталинских застенках, он пытался спасти молодое поколение якутской интеллигенции, среди которых были будущие видные ученые, написано немало. Об этом помнят и ныне живущие.

Хотелось бы остановиться на идеях П.А.Ойунского, высказанных им в качестве ученого-историка. Понимая высокую значимость исторических знаний, он обращал внимание на такие фундаментальные проблемы как происхождение и общественный строй якутского народа. В работе «Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание» (1927) П.А.Ойунский показал возможности фольклорных материалов для реконструкции древней истории. При этом он продемонстрировал комплексный метод исследования, привлекая и сопоставляя различного рода источники: языковые, этнографические, исторические. Как бы ни были привлекательны многочисленные культурологические параллели между якутами и другими народами Средней и Центральной Азии, которыми увлекаются и современные исследователи, заслуживает уважения тот факт, что П.А.Ойунский оставался на научных позициях. «История якутов как народа начинается не на равнинах Аральского моря, не в степях Кулумжинской и Барабинской и не с государства древних тогуз-огузов, а начинается на долинах р.Лены», — писал он в другой своей работе «Якутский язык и пути его развития» (1935).

Хотя П.А.Ойунский основывал свои взгляды на общественный строй якутов на идеях Г.А.Попова, он попытался дать свою интерпретацию исторических событий XVII—XIX вв. Конечно же, есть в ней отдельные неточности, в частности, смешение имен Мымака и Тыгына, и связанная с этим трактовка восстания якутов 1634 г. как восстания под руководством намского тойона Мымака. Это становится понятным, если учесть, что научное изучение документальных источников XVII в., связанных с приходом русских в Якутию еще только начиналось. Кроме того, неприятие может вызвать слишком жесткое противопоставление тоенатства широким народным массам и в событиях прихода русских, и в земельных реформах XVIII—XIX вв. Здесь, на мой взгляд, вновь проявилась органическая цельность личности ученого. Будучи убежденным марксистом-ленинцем П.А.Ойунский рассматривал и научные проблемы, строго следуя принципам исторического разделения общества на враждующие классы, имевших свое сознание и культуру. Верил он и в построение социализма, к которому вел сам ход исторического развития.

П.А.Ойунский отчетливо видел преемственность борьбы якутов за самоуправление на протяжении XVII—XX вв., связывая ее различные этапы с разными социальными группами. Он очень точно обратил внимание на общую направленность земельных реформ. Вместе с этим преодолеть классовость в освещении истории было в то время очень сложно или практически невозможно. Ведь отрицание классовой враждебности тоенатства ставило под сомнение оправданность революционных потрясений XX в.

Вместе с тем П.А.Ойунский внес свой, имеющий непреходящее значение вклад в науку. Это касается не только литературы, языкознания, фольклористики, но и истории.

Каждая эпоха руководствуется определенной парадигмой. Советская эпоха завершилась, необходима новая парадигма, особенно если речь идет о науке. Наша задача состоит в том, чтобы оценить, чего добилась наука в тот или иной период и использовать достигнутое для создания нового.

К сожалению, научная деятельность П.А.Ойунского только разворачивалась, когда так трагически оборвалась его жизнь. Сколько замыслов и проектов оказалось нереализованными. Сегодня, когда мы отмечаем юбилей ИГИ АН РС (Я) и чествуем его память, важно знать эпоху, в которой он жил, и сопоставлять деяния тех далеких уже лет с современными с учетом полученных знаний.


Андриан Афанасьевич Борисов, д.и.н., зав. отделом истории ИГИ АН РС(Я).

Hosted by uCoz