Андриан БОРИСОВ
П.А.Ойунский
и его научные взгляды
Основание и деятельность
Института гуманитарных исследований
Академии наук РС(Я) неразрывно
связаны с именем основоположника
якутской советской литературы,
ученого-лингвиста, общественного и
государственного деятеля Платона
Алексеевича Ойунского (1893—1939).
Платон Алексеевич
Ойунский
|
Его жизнь и творчество хорошо
изучены и во многом являются
хрестоматийными.
Убежденный революционер П.А.Ойунский
еще в ранней молодости создает «Союз
чернорабочих якутов». Одно из первых
его поэтических произведений «Юлэсит
ырыата» (1917) становится
предвестником новой якутской поэзии.
Активный участник установления
Советской власти в Якутии П.А.Ойунский
избирается на самые ответственные
руководящие посты. В 1922 г. становится
председателем Совета народных
комиссаров — первого правительства
молодой Якутской Автономной
Советской Социалистической
Республики. Он стоит у истоков
современной якутской письменности
как глава специального Комитета (с 1924
г.). Ему первому из якутов присвоена
ученая степень кандидата
лингвистических наук (1935).
Труды П.А.Ойунского заложили основы
национального языкознания и
литературоведения. Необоснованные
репрессии и трагическая гибель стали
символом эпохи. Реабилитация
светлого имени П.А.Ойунского в 1955 г. и
горячая любовь народа, живущего со
словами его бессмертных
произведений на устах, не дают покоя
злопыхателям, которые, увы, всегда
были. Есть личности, благотворное
воздействие которых проходит через
годы.
Помню юношеский трепет и волнение,
когда мы, студенты ЯГУ, в первый год
перестройки, в очередную годовщину
Октябрьской революции, пронесли на
демонстрации портреты П.А.Ойунского
и М.К.Аммосова. И это была даже не
столько политическая акция, а,
сколько действо, которое
соответствовало нашему духовному
настрою.
В настоящее время, когда советская
эпоха в нашей истории давно ушла в
прошлое, наступает пора осмысления
значения этой незаурядной личности с
точки зрения современных
представлений. Ведь П.А.Ойунский был
сыном своего времени.
Таттинская земля — родина П.А.Ойунского
издавна славилась своими талантами.
Многие деятели якутской культуры и
науки родились именно там. Дух
народной культуры, особенно в форме
фольклора (олонхо), имел мощное
воздействие и на передовую часть
общества — интеллигенцию. С детства
владел даром олонхосута и П.А.Ойунский.
Благотворное влияние на культурное
развитие оказали политические
ссыльные. Зародившееся еще в XIX в.
национальное движение видело путь к
достижению своих целей в просвещении.
Десятки и сотни молодых якутян в
начале XX в. получили образование в
небольших провинциальных школах и
семинариях. В одной из них в г.Якутске
обучался и Платон Слепцов. Общая тяга
к знаниям и демократический подъем в
стране начала XX столетия
воодушевляли парня из сельской
глубинки, рано познавшего нужду.
Поэтому социально-политические
вопросы очень остро воcпринимались в
сознании и находили отклик в
романтической душе будущего поэта.
Раннее знакомство со
свободолюбивыми произведениями
русской классической литературы
повлияло на его творчество и
мировоззрение. Уже не одно поколение
жило в ожидании счастливых перемен.
Осознание этого подогревалось
трагическими событиями
предреволюционного времени.
Противостояние между различными
классами и социальными слоями
российского общества достигло в то
время высшей точки. И то, что П.Ойунский
стал убежденным марксистом-ленинцем,
во многом было закономерным. Вместе с
тем четко видна органическая
цельность личности П.А.Ойунского.
Большое значение имеют научные
взгляды П.А.Ойунского, а также его
роль в организации науки Якутии, в
которой отчетливо проявились
мировоззренческие и морально-нравственные
черты его личности.
Общеизвестен тот факт, что именно
по инициативе П.А.Ойунского в 1935 г.
был открыт самый первый научно-исследовательский
институт в Якутии — Институт языка и
культуры при СНК ЯАССР. Как первый
директор института П.А.Ойунский
четко осознавал первоочередные
задачи зарождавшейся науки: создание
теоретико-методологической базы
исследований, подготовку кадров,
связь науки с практикой и т.д. Именно
с учетом этого создавалась структура
института, осуществлялись подбор
кадров и публикация первых изданий.
Будучи теоретиком якутского
языкознания П.А.Ойунский на практике
внедрял результаты исследований.
Участвовал в первых конференциях,
сотрудничал с культурно-просветительскими
обществами, наконец, принимал
участие в государственных
мероприятиях, поддерживавших
развитие языка и письменности. В этом
проявилась цельность натуры этой
многогранной личности.
О том как, находясь в сталинских
застенках, он пытался спасти молодое
поколение якутской интеллигенции,
среди которых были будущие видные
ученые, написано немало. Об этом
помнят и ныне живущие.
Хотелось бы остановиться на идеях П.А.Ойунского,
высказанных им в качестве ученого-историка.
Понимая высокую значимость
исторических знаний, он обращал
внимание на такие фундаментальные
проблемы как происхождение и
общественный строй якутского народа.
В работе «Якутская сказка (олонхо), ее
сюжет и содержание» (1927) П.А.Ойунский
показал возможности фольклорных
материалов для реконструкции
древней истории. При этом он
продемонстрировал комплексный метод
исследования, привлекая и
сопоставляя различного рода
источники: языковые, этнографические,
исторические. Как бы ни были
привлекательны многочисленные
культурологические параллели между
якутами и другими народами Средней и
Центральной Азии, которыми
увлекаются и современные
исследователи, заслуживает уважения
тот факт, что П.А.Ойунский оставался
на научных позициях. «История якутов
как народа начинается не на равнинах
Аральского моря, не в степях
Кулумжинской и Барабинской и не с
государства древних тогуз-огузов, а
начинается на долинах р.Лены», —
писал он в другой своей работе «Якутский
язык и пути его развития» (1935).
Хотя П.А.Ойунский основывал свои
взгляды на общественный строй якутов
на идеях Г.А.Попова, он попытался дать
свою интерпретацию исторических
событий XVII—XIX вв. Конечно же, есть в
ней отдельные неточности, в
частности, смешение имен Мымака и
Тыгына, и связанная с этим трактовка
восстания якутов 1634 г. как восстания
под руководством намского тойона
Мымака. Это становится понятным, если
учесть, что научное изучение
документальных источников XVII в.,
связанных с приходом русских в
Якутию еще только начиналось. Кроме
того, неприятие может вызвать
слишком жесткое противопоставление
тоенатства широким народным массам и
в событиях прихода русских, и в
земельных реформах XVIII—XIX вв. Здесь,
на мой взгляд, вновь проявилась
органическая цельность личности
ученого. Будучи убежденным
марксистом-ленинцем П.А.Ойунский
рассматривал и научные проблемы,
строго следуя принципам
исторического разделения общества
на враждующие классы, имевших свое
сознание и культуру. Верил он и в
построение социализма, к которому
вел сам ход исторического развития.
П.А.Ойунский отчетливо видел
преемственность борьбы якутов за
самоуправление на протяжении XVII—XX
вв., связывая ее различные этапы с
разными социальными группами. Он
очень точно обратил внимание на
общую направленность земельных
реформ. Вместе с этим преодолеть
классовость в освещении истории было
в то время очень сложно или
практически невозможно. Ведь
отрицание классовой враждебности
тоенатства ставило под сомнение
оправданность революционных
потрясений XX в.
Вместе с тем П.А.Ойунский внес свой,
имеющий непреходящее значение вклад
в науку. Это касается не только
литературы, языкознания,
фольклористики, но и истории.
Каждая эпоха руководствуется
определенной парадигмой. Советская
эпоха завершилась, необходима новая
парадигма, особенно если речь идет о
науке. Наша задача состоит в том,
чтобы оценить, чего добилась наука в
тот или иной период и использовать
достигнутое для создания нового.
К сожалению, научная деятельность П.А.Ойунского
только разворачивалась, когда так
трагически оборвалась его жизнь.
Сколько замыслов и проектов
оказалось нереализованными. Сегодня,
когда мы отмечаем юбилей ИГИ АН РС (Я)
и чествуем его память, важно знать
эпоху, в которой он жил, и
сопоставлять деяния тех далеких уже
лет с современными с учетом
полученных знаний.
Андриан Афанасьевич Борисов,
д.и.н., зав. отделом истории ИГИ АН РС(Я).