Дора ВАСИЛЬЕВА
«Их объединяла
якутская литература...»
Об ученых Г.П.Башарине
и Г.К.Боескорове
Институт гуманитарных
исследований заслуженно гордится
тем, что в его стенах несколько лет
работал широко известный ученый,
заслуженный деятель науки
Республики Саха (Якутия) и Российской
Федерации, лауреат Государственной
премии Республики Саха (Якутия) им. А.Е.Кулаковского,
доктор исторических наук, профессор
Георгий Прокопьевич Башарин.
Г.К.Боескоров.
|
Г.П.Башарин.
|
После блестящего окончания
Московского государственного
пединститута им. К.Либкнехта в 1938
году Г.П.Башарин свою трудовую и
научную деятельность начал в
Якутском государственном
педагогическом институте. Однако
через два года, по состоянию здоровья,
он был освобожден от
преподавательской работы и в 1941 г.
был назначен заведующим фондов
Института языка и культуры при
Совете народных комиссаров ЯАССР (в
то время наш институт назывался так.
— Д.В.). В 1942 г. Г.П.Башарин стал
ученым секретарем института.1
Это было грозное время. В 1938 году
первый директор института —
выдающийся писатель и крупный
общественный деятель П.А.Ойунский —
по ложному обвинению был арестован и
вскоре умер в тюремной камере. С
началом Великой Отечественной
многие сотрудники института были
призваны в ряды действующей армии.
Институт фактически был закрыт. Но,
тем не менее, Георгий Прокопьевич
Башарин развернул широкую научную
деятельность: при Совете народных
комиссаров был организован отчет
начальника Приленской экспедиции А.П.Окладникова
и оказана соответствующая помощь
этой экспедиции. К ее работе был
привлечен известный фольклорист С.И.Боло.
Были прочитано несколько
тематических докладов в Якутском
пединституте, проводились научно-практические
конференции, освещающие актуальные
проблемы истории и литературы, часто
публиковались статьи и заметки на
страницах республиканских газет и
журналов, организовывались передачи
по радио и материальная помощь
действующей армии.2
Но, самое главное, благодаря
стараниям Г.П.Башарина были спасены
многие ценные документы, хранящиеся
в фондах института. Однако Георгий
Прокопьевич еще и обогащал эти фонды,
организуя фольклорно-этнографические
экспедиции. В дальнейшем бесценные
материалы экспедиций стали
достоянием исследователей разных
научных интересов и направлений.
Георгий Прокопьевич именно в
стенах нашего института начал
заниматься изучением творчества А.Е.Кулаковского,
А.И.Софронова и Н.Д.Неустроева.
Толчком к такому решению послужила
поездка на пароходе вместе с
известными деятелями культуры и
искусства Якутии — М.Н.Жирковым и В.В.Местниковым.
Они рассказали молодому ученому, что
«были приняты в ЦК партии Ем.Ярославским
по вопросам, связанным с
необходимостью восстановления
литературного наследства А.Е.Кулаковского,
А.И.Софронова и Н.Д.Неустроева,
несправедливо объявленных
буржуазными националистами,
контрреволюционерами, белобандитами»
.3
Г.П.Башарин сперва недоумевал, даже
возмущался и решил обоснованно «разоблачить»
А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова и Н.Д.Неустроева.
С этой целью очень усердно стал
работать в архиве института.
Скрупулезно и всесторонне изучал
творческое наследие
основоположников якутской
литературы. Об этом он вспоминал так:
«Мое мнение о Кулаковском, Софронове
и Неустроеве изменилось кардинально,
как говорится, на 180 градусов. Этот
переворот во взглядах был таким, что
умолчать о нем было бы равносильно
преступлению. И в страшной
обстановке культа личности,
репрессий я сделал, может быть,
главный в своей научной жизни шаг —
опубликовал свое мнение и свой вывод,
ибо не было иного пути превращения
результатов исследований в
достояние родного народа».4
Действительно, с 1928 года подход к
творчеству трех основоположников
якутской литературы А.Е.Кулаковского,
А.И.Софронова и Н.Д.Неустроева был
чисто нигилистическим. Согласно
известному постановлению того же
года произведения этих писателей —
просветителей не изучали в школах, не
издавались их рассказы, стихи и поэмы,
пьесы, впитавшие соки устного
народного творчества якутов,
основанные на принципах народности,
гуманизма и демократии,
разоблачавшие темные стороны
патриархально-феодального уклада
жизни якутов и пороки нарождавшейся
тогда буржуазии.
Итоги исследования Г.П.Башарина о
творческом наследии
основоположников якутской
литературы были изложены в так
называемых, по выражению самого
автора, «Черновых набросках о
Кулаковском, Софронове и Неустроеве».
В 1943 году с этими «набросками»
ознакомились крупные литературоведы
из Москвы — А.М.Еголин и Л.И.Тимофеев.
Леонид Иванович Тимофеев тут же
предложил молодому исследователю Г.П.Башарину
защитить эту работу в качестве
диссертации на соискание ученой
степени кандидата филологических
наук — на возглавляемом им Ученом
совете при Институте мировой
литературы. Однако от такого
лестного приглашения Георгий
Прокопьевич отказался. Он давно
мечтал стать настоящим историком и
потому «Черновые наброски о
Кулаковском, Софронове и Неустроеве»
в дополненном и углубленном варианте
оформил в виде диссертации «Три
якутских реалиста — просветителя».
В 1943 году Ученый совет Института
истории АН СССР единогласно присудил
Г.П.Башарину степень кандидата
исторических наук. Выступавшие на
заседании Ученого совета сотрудники
института высоко оценили работу
молодого исследователя,
рассмотревшего творческое наследие
трех якутских писателей на фоне
общерусского процесса развития
общественной мысли. В 1944 году
Институт языка, литературы и истории
СНК ЯАССР издал отдельной книгой
монографию Г.П.Башарина «Три
якутских реалиста — просветителя».
Однако в Якутии по поводу книги Г.П.Башарина
разгорелись настоящие страсти.
Нигилистическая критика в адрес
Георгия Прокопьевича его
последователей продолжалась почти
до 1989 года, с некоторым затуханием
после известного постановления бюро
обкома партии от 16 февраля 1962 года. На
Г.П.Башарина обрушивался целый шквал
неслыханных обвинений. В
постановлении обкома ВКП(б) от 6
февраля 1952 года указывалось: «... до
конца развенчать антимарксистские,
буржуазно-националистические
взгляды, протащенные ... через книгу Г.Башарина
«Три якутских реалиста —
просветителя».5 Дело дошло до
того, что оппоненты ученого писали
целые книги и вели научные поиски,
чтобы обвинить Г.П.Башарина и его
последователей в национализме. Среди
них «громкую славу» получила брошюра
Н.Канаева, Г.Ефремова, Г.Тихонова под
названием «Против извращений
истории якутской литературы» (1953).
Георгий Прокопьевич был исключен из
партии, лишен ученых степеней, были
арестованы его некоторые ученики и
последователи.
К счастью, ныне справедливость
восторжествовала, научная
объективность победила. Сейчас мы с
радостью утверждаем, что в своей
монографии «Три якутских реалиста —
просветителя» Г.П.Башарин дал
обстоятельный научный анализ
литературному наследию
основоположников якутской
литературы А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова
и Н.Д.Неустроева с учетом конкретного
анализа эпохи, в которой эти писатели
жили и работали.
В этой книге ученый теоретически
верно обосновал свой главный вывод —
о реалистическом, демократическом
характере и просветительской
направленности общественной и
литературной деятельности
основоположников якутской
литературы.
Благодаря книге «Три якутских
реалиста — просветителя»,
неустанной борьбе ее автора Г.П.Башарина
и его учеников возвращено родному
народу самобытное, неоценимое
творческое наследие
основоположников якутской
литературы. И это обстоятельство
сыграло огромную роль в дальнейшем
развитии якутской литературы,
которая ныне считается одной из
зрелых литератур многонациональной
России.
Г.П.Башарин совершил настоящий
научный подвиг, достойный подражания
для других исследователей.
Сотрудники Института гуманитарных
исследований гордятся, что книга «Три
якутских реалиста — просветителя»
была создана в стенах нашего
института и вписала золотую страницу
в якутском литературоведении и
научной мысли Якутии в целом.
Весь дальнейший трудовой путь,
педагогическая и общественная
деятельность Г.П.Башарина тесным
образом были связаны с Якутским
государственным университетом.
Будучи профессором госуниверситета,
он подготовил целую плеяду научных
работников нашего института,
преподавателей вузов республики. Он
был председателем по защите
кандидатских диссертаций по истории
и литературе, председателем
республиканского совета молодых
ученых.
Великий труженик науки, человек
твердых жизненных принципов,
прекрасный педагог, требовательный и
доброжелательный наставник молодежи
профессор Г.П.Башарин был автором
более 20 монографий и более пятисот
научных и научно-популярных работ. Он
навсегда останется в памяти
грядущего поколения как живой пример
беззаветного служения родному
народу и науке.
Г.П.Башарин оказывал благотворное
влияние на якутских ученых. Многие
восхищались его неустанной
работоспособностью и преданностью
науке. Одним из таких ученых был
известный литературовед, лауреат
Государственной премии им. П.А.Ойунского
Г.К.Боескоров. Он был другом Георгия
Прокопьевича. Как пишет К.И.Платонова
— Башарина (супруга Г.П.Башарина), «дружеская
связь двух ученых Г.П.Башарина и Г.К.Боескорова
была глубокой по своим мотивам.
Прежде всего, их объединяла якутская
литература, ее проблемы и конкретные
вопросы».6
Уроженец Верхне-Вилюйского улуса Г.К.Боескоров,
после успешного окончания
Вилюйского педучилища и Якутского
пединститута проявлял большой
интерес к проблемам родной
литературы. После окончания
аспирантуры Якутского филиала
Академии наук Г.К.Боескоров успешно
защитил кандидатскую диссертацию на
тему: «Якутская художественная
литература в годы Великой
Отечественной войны». В этой работе
молодой исследователь обобщил опыт
якутской художественной литературы,
отражающий тему защиты Отечества,
глубоко и многогранно раскрыл ее
главные идейно-эстетические
принципы. Еще будучи аспирантом, Г.К.Боескоров
был дружен с Георгием Прокопьевичем.
Даже в суровом 1952 году, когда шла
неприкрытая слежка за Башариным, он
приходил навестить опального
ученого и поговорить с ним по душам.
О тех незабываемых годах К.И.Платонова
— Башарина пишет: «Некоторые даже «друзья»
отвернулись от него. А многие, хотя в
душе и поддерживали, старались быть
подальше. Квартира Г.П.Башарина
находилась под неусыпным
наблюдением КГБ. Он не мог пригласить
кого-либо домой, чтобы не подвергнуть
людей опасности быть обвиненными в
связи с «махровым националистом».7
Друзья беседовали о литературном
наследстве т Кулаковского, Софронова
и Неустроева, о текущем литературном
процессе. Разговоры длились часами.
В 60-ые годы Г.К.Боескоров переходит
к более углубленному изучению
литературного процесса, стремясь
проследить историю развития жанра
прозы в якутской литературе. В своих
интересных монографических
исследованиях, таких как «Развитие
жанров прозы в якутской советской
литературе», «Вопросы сюжета в
композиции в якутской прозе» он
увидел глубокую связь между
литературой и общественным
развитием, уделял большое внимание
проблемам национального колорита,
создания национальных характеров,
сюжета и композиции.
В 1967 году вышла его монография «Творчество
Н.Д.Неустроева». В этой работе Г.К.Боескоров,
вслед за Г.П.Башариным, сделал
художественно-эстетический анализ
произведений одного из
основоположников якутской
литературы, автора первых якутских
комедий. Книга явилась значительным
шагом в осмыслении проблем
художественного наследия.
В творческом активе Г.К.Боескорова
есть монографии о народном поэте
Якутии П.Н.Тобурокове. Анализируя его
творчество, Г.К.Боескоров раскрыл
художественное совершенство их
произведений поэта, показал их
прочную связь с фольклором.
Следующая работа Г.К.Боескорова — «Мастерство
Н.Е.Мординова». Это итог многолетней
кропотливой творческой деятельности
исследователя. В ней убедительно
раскрывается оригинальность и
самобытность таланта народного
писателя Якутии Мординова — Амма
Аччыгыйа. В этой монографии Г.К.Боескорова
впервые в якутском
литературоведении освещена такая
сложная и интересная проблема, как
мастерство писателя. За эту работу Г.К.Боескоров
— сотрудник нашего института, первым
из якутских литературоведов
удостоился высокой чести стать
лауреатом Государственной премии
имени П.А.Ойунского. Присуждение Г.К.Боескорову
этой премии явилось высокой оценкой
труда якутских литературоведов и
критиков, было тепло встречено
литературной и научной
общественностью республики.
Г.К.Боескоров был честным и
принципиальным ученым. Он твердо и
неукоснительно отстаивал наряду с Г.П.Башариным
и его последователями вклад
основоположников якутской
литературы А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова
и Н.Д.Неустроева в дело развития
культуры и просвещения.
Свидетельством чему являются его
книга «Творчество Н.Д.Неустроева» и
ряд статей, которые способствуют
правильному осмыслению проблем
художественного наследия и сложного
процесса литературного развития в
Якутии.
Г.К.Боескоров был широко
эрудированным ученым, внесшим
крупный вклад в развитие якутского
литературоведения и литературной
критики. К сожалению, даже на такого
большого ученого, каким был Г.К.Боескоров,
в период тоталитарного режима был
навешан ярлык «националиста-башаринца»,
и потому ему не суждено было получить
разрешение на защиту своей
докторской диссертации, написанной
на основе его широко известных
монографических исследований.
К счастью, сейчас другие времена,
народ никогда не забудет заслуг
своих славных сыновей — наших ученых
и писателей, кто отстаивал светлые
имена, честь и достоинство деятелей
науки и культуры, безвинно
репрессированных и пострадавших в
сложное время нашей истории.
1. Платонова-Башарина К.И. Георгий
Башарин. — Якутск, 2002. С.142.
2. Там же. С. 144-148.
3. Рыбаковский Э. «Минное поле»
профессора Башарина. “Якутия”, 1992, 21
марта.
4. Там же.
5. Постановление бюро Якутского
обкома ВКП (б) от 6 февраля 1952 «О
буржуазно-националистических
извращениях в освещении истории
якутской литературы».
6. Платонова-Башарина К.И. Георгий
Башарин. Якутск, 2002. С.190.
7. Там же. С.191.
Дора Егоровна Васильева, д.
филол. н.