“Тайна Чингис Хаана" -
первый кинофильм известного якутского театрального режиссера,
заслуженного деятеля искусств ЯАССР, главного режиссера Якутского
государственного драматического театра им. П.Ойунского, лауреата
Государственной премии СССР (1986) и Государственной премии РФ
(1999), министра культуры и духовного развития Республики Саха
(Якутия), создателя и первого ректора Арктического института
искусства и культуры.
Андрей Борисов убежден, что всякая историческая вещь ставится
режиссером о сегодняшнем дне, даже если он не делает открытых
параллелей. Само отношение к материалу является фактом
современности. Первый фильм Борисова отражает его предчувствие
главных опасностей, стоящих перед человечеством: войн, экологических
и гуманитарных катастроф. Андрея Борисова интересует роль личности в
истории, обусловленная судьбой, традициями, случайностью.
– Закончилась работа над "Тайной Чингис Хаана". Запланированы
премьеры в Якутске и Москве. Почему и каким образом, в результате
чего стал возможен такой фильм? Двухчасовой, крупномасштабный,
прокат по всей России и зарубежным странам...
– Это от одного желания и денег, которые нам дали, не приходит. Это
результат большого накопления, предыдущей работы кинематографистов
республики, Министерства культуры, деятелей кино. Первое кино,
которое я увидел в жизни, был "Петр Первый" с Николаем Симоновым.
Это было в Булгунняхтахе, кино показывали в старой церкви,
приспособленной под клуб. Я был поражен. До сих пор помню это кино.
Жаров играл и запомнил его, а не Петра Первого. Первый спектакль,
который смотрел, был в этом же православном храме – "Красный шаман".
Но в детстве, в основном, мы смотрели кино. Театральные спектакли
были редкостью. Некоторые фильмы иногда по пять раз смотрел.
С тех пор, через мое сознание, перед моим взором прошло нескончаемой
вереницей очень много фильмов. Прежде всего, советских. Я, как и
многие, воспитан на идеалах советского фильма. Я как бы весь
напичкан образами советского кино. Для меня гордостью переполнилась
душа, когда узнал о том, что наш знаменитый актер Дмитрий Ходулов
был приглашен на роль Дерсу Узалы в фильме Курасавы. Но он по
причине того, что уже снимался в фильме "Тайна предков", и зная, как
тяжело будет ему физически, отказался. А сыграл эту роль тувинский
актер Мунзук. Как помните, фильм получил "Оскара". Видел знаменитый
фильм "Следу на снегу", где Петр Решетников играл старика охотника,
потом пошли "Утро долгого дня" латышских кинематографистов, "Срочно.
Секретно. Губчека" со Степаном Емельяновым. Каждый раз, когда
появлялся фильм с участием наших актеров, это становилось для меня
огромным событием, импульсом. Мы все очень гордились.
Когда был назначен министром культуры, встал вопрос, как дальше
создавать, развивать наше кино. И вот по Указу первого Президента мы
создавали "Сахафильм" во времена, когда закрывались огромные студии
"Мосфильма", "Ленфильма". Как вспоминает Шахназаров, тогда по
"Мосфильму" "ходили голодные дикие собаки". Так вот в это время
открылся наш маленький "Сахафильм". Отправили на учебу ребят: Юру
Бережнева, Кешу Аммосова, потом Джигарханян набрал актеров. Алексей
Романов снял свой первый фильм на пленку. Это придало чувство
надежды, перспективы.
В постперестроечное время было снято очень много фильмов, более
30-ти. Снимали так называемые видеофильмы. Шло накопление. И вот
наступил такой момент, когда надо было решиться на крупный прорыв.
Это очень важно для нашего кино. И роман Николая Лугинова приобрел
российскую известность, и тема созрела в связи с юбилеем империи
Чингис хана. Продюсер Владимир Иванов стал меня уговаривать с тем,
чтобы мы это кино сняли. Вот Бодров-старший ухватился за эту идею. И
вдруг в это время мне вспомнилась моя давно забытая мечта. Ведь
когда заканчивал среднюю школу, я написал письмо во ВГИК, что хочу
поступить на режиссерский факультет, просил прислать условия приема
и т.д. Мне ответили, я долго хранил это письмо: "Молодой человек вам
надо выучиться на актера, вы еще молоды, потом придете к нам" и
т.д... Это были 68-69-й годы. Потом пошел учиться на актера и забыл,
что хотел стать кинорежиссером. Вдруг это вспомнилось. Первое, лично
написанное заявление в жизни я написал во ВГИК. Через 40 лет
вспомнилось. Шел к мечте.
– Значит, завершение этого фильма – это завершение начального
этапа...
– Да, с одной стороны, это завершение предыдущего огромного этапа,
работы старшего поколения, Министерства культуры. С другой стороны,
премьера "Тайны Чингис Хаана", прокат фильма – это начало нового,
уникального этапа в искусстве кино республики, в прокате,
производстве кино. Так что это событие, как бы ни был принят фильм в
художественном, творческом плане зрителем, само появление этого
фильма в прокате, открытие в Якутске современного кинотеатра "Центр
Синема", одновременный прокат по всей России, цифровой показ по
республике, не только в культурной, но и экономической жизни
республике – огромное событие.
– Фильм завершен. Какое чувство Вы испытываете?
– Удовлетворения. Это возвращение юношеской мечты. Благодарен
Президенту, Правительству республики за моральную и финансовую
поддержку. Президент Вячеслав Анатольевич Штыров оказал настоящую
моральную поддержку, когда увидев материалы фильма, сказал: "А
фильм-то будет классный!". Классный! Для меня эта оценка много
значит! Он почувствовал энергетику фильма. После этих его слов мы,
будто окрыленные, с новыми силами продолжили работу над фильмом.
Благодарен поддержке со стороны "АЛРОСА", Республиканской
инвестиционной компании, "Алмазов Анабара", "Алмазэргиэнбанка" и
других спонсоров и инвесторов, которые поверили нам и дали
возможность не столько завершить один фильм, а, как я сказал выше,
первый этап и начать новейший этап новейшей истории якутского кино.
– Что дальше? Какие планы?
– Когда делается такой большой проект, после завершения работы он
начинает жить своей жизнью. Поэтому мое дело сейчас осмыслить,
понять ... После того как я участвовал в презентациях в Монголии, а
она прошла очень успешно, в Академии наук Монголии, с участием
ученых... Они глубинно поняли, услышали закодированную в фильме
информацию. И ученые с Тывы, Казахстана, Кыргызстана, Алтая обсудили
его на научно-практической конференции в Улан-Баторе, потом в
Бурятии, Иркутске, Хакассии, Тыве... Почему мы, создатели фильма,
поехали по такому маршруту? Для меня было важно поблагодарить эти
земли, горы, степь, небо за то, что природа способствовала, помогала
нам создавать фильм. Поблагодарить людей, которые приняли горячее
участие, поклониться простым людям, которые помогали бесплатно или
за мизерную оплату. Да, это народный фильм. После этой поездки –
открытие кинотеатра, поездка по якутским селам, поклон нашему
народу, который ждет с надеждой... С особым напряжением ждет успеха
– от проката, от то, что фильм состоялся. Они ждут, что начнется
новое время. Наступает важный этап осмысления, планирования
будущего. Осенью обязательно проведем фестиваль "Молодое кино",
дадим импульс фестивалю северного кино... Ведь внутри нашего
ведомства – Министерства культуры и духовного развития республики –
2009 год объявлен годом кино. Кино одно из чудес, помните, как
классик якутской литературы Алексей Кулаковский описывал в одном из
своих произведений 99 чудес. Вот это и есть кино. Мы осваиваем кино,
вплетаемся в российский рынок, выходим на международный уровень...
– Важно заявить...
– Да. Вот казахи сняли фильм "Кочевник" за огромные деньги, мир
узнал о казахском кино. Потом взяли фильм Сергея Бодрова и выдвинули
на "Оскара". Тем самым они показали миру, что Казахское государство
думает о кино. И, как следствие, на Каннском фестивале казахский
фильм "Тюльпан" удостоен приза "Особый взгляд". В киноиндустрию с
улицы не войдешь. Наш фильм – прорыв, а продолжение нашей работы на
ближайшее время – дальнейшее продвижение фильма, участие в
фестивалях. Важно заявить.
– Получается, Вы вызвали огонь на себя...
– Я вызвал огонь на себя. Для того чтобы совершить прорыв. Теперь
дорога открыта для молодых. Есть очень много талантливой молодежи.
Вот фильм Прокопия Бурцева участвовал в фестивале короткометражных
фильмов во Франции, это "Канны короткого метра". Его отец –
известнейший режиссер крупных массовых мероприятий, безвременно
ушедший от нас Иван Иванович Бурцев. У Сергея Потапова есть очень
интересные фильмы. Или Сергей Зверев. У них будущее. Я продолжу
заниматься Театром Олонхо. Это основа основ нашей этики и эстетики,
берущих начало в этническом мировоззрении народа саха. Пройдет
время, и Театр Олонхо станет важнее, чем многие виды искусств. Это
символ нашей культуры.
– Кем для Вас теперь стал Чингис хан? И почему все-таки "Тайна"?
– Роман называется – и первоначально фильм тоже – "По велению
Чингисхана". Должны были найти "киношное", может быть, даже
банальное, название. И когда стал монтировать фильм под новым
названием – "Тайна", это очень повлияло на сценарий. Меняли текст,
диалоги. Мы не ставили задачу раскрыть тайну, мы обозначали
проблему. Судьба человека, внутренние процессы, происходящие в душе
человека – это всегда тайна. В каждом человеке есть тайна. Человек
есть тайна. Вселенная – тайна. Образование такой империи в пустынных
степях Центральной Азии – это тайна, которую нельзя раскрыть одним
фильмом. Мы сформулировали некоторые аспекты, прежде всего тайну
спасения Чингис хана. Мы еще закодировали другие стороны бытия
человека через символы, метафоры этого фильма, которые зрителю,
вдумчивому, пытливому, будет интересно раскрыть.
Записал Олег Сидоров |