Гела
Красильникова
Кино в культуре Якутии
Развитие кино в Якутии
Из разных источников известно, что первые сеансы кино проходили в
Якутске еще в 1911 году. Естественно, в силу удаленности Якутии от
центра России, плохих дорог, отсутствия лент, да и, вообще, за
неимением налаженной системы проката, на первых порах показы
проводились редко. Якутск стал единственным городом, в котором в
дореволюционное время существовало несколько частных киноустановок,
регулярно демонстрировавших кино. Кроме того, если в России кино
считалось развлечением сравнительно недорогим, то в Якутии оно было
доступно только зажиточным слоям. Но, несмотря на достаточно высокую
стоимость билета, ужасающее качество показываемого увлекательные
живые фотографии неизменно пользовалось успехом у публики, которая
готова была платить любые деньги за хоть какое-то развлечение.
Подавляющее число кинофильмов, показываемых в то время были
иностранного производства, киноаппаратура также была привезена из
зарубежных стран.
Таким образом, кинематограф вошел в Якутию как чисто коммерческое
явление с фильмами весьма сомнительной художественной ценности (в
большей степени репертуар того времени составляли мелодрамы,
детективы, приключенческие картины). Но сам факт появления кино в
Якутии, долгое время бывшей всего лишь окраиной России и местом
ссылки, где коренное население до тех пор жило согласно
многовековому укладу, имел огромное значение - кино стало окном в
большой мир.
Октябрьская революция 1917 г. положила начало процессу кинофикации.
Необходимость привлечения народных масс к идеям социализма, к
строительству нового общества требовала новых масштабных форм
просветительской и агитационной работы. В стране началась огромная
образовательная программа, призванная в короткие сроки - на
доступном для всех языке - показать населению страны важность
произошедших событий, возможность сотворения нового мира,
основанного на равенстве людей. Наряду с возникшими трудовыми
школами, курсами ликбеза, рабочими клубами, избами-читальнями
главным оружием культурной революции стал кинематограф, перешедший
из рук частников в единую структуру Госкино.
В эти годы делу, лично курируемому Лениным, уделялось особое
внимание, что сказывалось не только на форме владения, но и на
репертуаре (фильмы большей частью представляли собой агитационные,
просветительские, публицистические картины о жизни до и после
революции), качестве показа. Благодаря кинопередвижкам были охвачены
самые далекие населенные пункты. Просмотр фильма стал доступен всем
слоям населения, так как цена билета была невелика, да и деньги
брали не со всех - беднякам и женщинам выдавались специальные
удостоверения, по которым они могли бесплатно посещать кинотеатры,
кроме того, иногда местные жители могли расплачиваться продуктами
питания. Больше требований предъявлялось и к заведующему
кинопередвижкой - в его обязанности входила просветительная работа,
беседы со зрителями, перевод текстов на якутский язык.
В 1931 году в Якутии было введено всеобщее начальное образование, а
в 1934 году открылся первый вуз - пединститут. Бурное культурное и
экономическое развитие 30-х годов сказалось и на кинематографе того
времени, который стал звуковым. Первый звуковой фильм "Путевка в
жизнь" (1931) в Якутске увидели в 1934 году. Вскоре началась
масштабная компания по переозвучке фильмов, теперь даже в тех краях,
где кинематографа никогда не видели, кино демонстрировали со звуком,
что иногда приводило зрителей в ужас.
Таким образом, кино в Якутии за этот период сделало огромный шаг
вперед: строятся кинотеатры, благодаря передвижкам кино попадает в
самые отдаленные уголки, завоевывая все большую популярность;
хроникальные кадры, увиденные в глухих деревнях, позволяют коренному
населению приобщиться к процессу мирового переустройства.
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война нанесла удар по
всем сферам жизни людей. Все мужчины, способные держать в руках
оружие, ушли на фронт, оставшиеся в тылу женщины, старики и дети
отдавали последние силы на поддержку сражавшихся. Но даже в те
страшные годы кино в Якутии продолжало свою работу, в немалой
степени благодаря тому, что кинематограф приносил вести прямо с
фронтов. Кадры кинохроники, снятые во время боев, наглядно
демонстрировали весь ужас войны и тот подвиг, на который шли наши
солдаты.
Как и во всей стране, кроме хроникальных лент кинематограф Якутии
того времени был представлен фильмами на военно-патриотическую тему:
"Она защищает Родину", "Секретарь райкома", "В шесть часов вечера
после войны", "Радуга".
Кино сильно пострадало во время войны. По всей стране было
уничтожено более 600 кинотеатров, пострадали десятки тысячи
кинолент. Но, несмотря на то, что киносеть Якутии по техническим
параметрам сильно отставала от общероссийского уровня, все же
следует отметить развитие государственной киносети в послевоенные
годы: увеличилось количество киноустановок в сельской местности,
немые киноустановки были полностью заменены звуковыми.
В 1942 году начал работу кинотеатр "Центральный", который в 50-х
годах стал показывать широкоформатные фильмы. При "Центральном" был
открыт постоянный кинолекторий.
Появление широкоформатного кино повлекло за собой переоборудование
кинотехники: передвижки заменялись стационарными киноустановками,
узкопленочная аппаратура - широкопленочной, укреплялась
материально-техническая база, увеличился кадровый состав постоянных
работников, появилась возможность увеличить число сеансов и качество
показа.
Процесс перехода на широкий экран оказал благотворное влияние на
развитие кино в нашей республике. К середине 60-х количество
киноустановок выросло до 810 (из них 643 в сельской местности), а к
1965 году в республике было введено в строй 11 кинотеатров на 3100
посадочных мест. В 1963 году начал работать кинотеатр "Лена" с самым
большим на тот период экраном (66 кв.метров).
В 70-80-е годы кинематограф в Якутии активно развивается: в городах
республики строятся новые кинотеатры, увеличивается фильмофонд,
развивается система рекламы кинопоказов, проводятся различные
кинофестивали, конкурсы, растет уровень посещаемости кинотеатров,
совершенствуются формы и методы показа, при кинотеатрах создаются
кинолектории и киноуниверситеты, проводятся тематические показы и
специальные киносеансы, организовываются встречи с деятелями кино,
фильмы о Якутии демонстрируются в центральных городах России,
союзных республиках.
Якутия в кино
Первая
киносъемка в Якутии состоялась в 1912 году. Француз Д.Бюссон во
время своего путешествия по Лене снимал местных жителей, якутскую
природу.
Двумя годами позже американцы, приехавшие в составе торговой
экспедиции, вели съемки в Нижнеколымске.
Российские кинематографисты того времени также делали попытки съемок
в Якутии. В 1914 году в Нижнеколымске работала группа кинофирмы
Ханжонкова, однако закончить съемки не удалось. Известно также, что
один из первых содержателей кинозалов в Якутии, П.И. Никулин, также
производил киносъемки быта и традиций якутов.
В 1931 году в Якутск прибыла киносъемочная группа треста "Востоккино"
под руководством В.Блувштейна, который мечтал снять художественный
фильм о Якутии. К сожалению, задуманная картина "Якутия" так и не
вышла на экраны, но отснятый материал стал основой короткометражного
фильма "На берегах Алдана".
Автором первого звукового фильма о Якутии стал выпускник ВГИКа К.
Широнин. Его картина "Бухта Тикси" вышла в1938 году.
В то же время российские режиссеры создавали художественные фильмы,
в которых были задействованы якутские актеры, а вскоре не только о
Якутии, но и на материале якутских писателей. В 1972 режиссер Марат
Арипов снимает фильм "Тайна предков" по повести Николая Якутского
"Золотой ручей". Первые
шаги якутского кино В 1992 году начинает
свою деятельность государственная национальная компания "Сахафильм",
которой на сегодняшний день создано более 50 фильмов различных
жанров.
С первых самостоятельных шагов кинематограф Якутии делает попытки
создания своего собственного неповторимого облика, отражающего
культуру и мировоззрение якутов. Якутские режиссеры, работая в
разных направлениях и жанрах, одинаково стремятся нащупать тот нерв,
который бы стал основой для формирования национального якутского
кино, и каждый из них вносит в это общее дело свою лепту.
Естественно, что в попытках найти свой путь якутское кино обратилось
к народному эпосу - олонхо.
В олонхо заключен тот изначальный этический и эстетический идеал
народа саха, отражающий его мировоззрение, понимание своего места во
вселенной, его мудрость и стремление к гармонии. Якутское олонхо
рисует ясную и простую модель мира, в которой Вселенная делится на
три части, населенные людьми, духами и богами, все подчинено
строгому порядку, все находится в состоянии гармонии и равновесия.
На страже этого нерушимого порядка стоят светлые божества, а с ними
и наделенные волшебной силой богатыри из рода айыы - людей.
Олонхо, как вид народного творчества, включает в себя истоки многих
видов искусств. С развитием в Якутии профессионального искусства
олонхо входит в различные его виды. Фольклор, эпос послужили основой
для формирования якутской художественной культуры. Наши первые
писатели, основатели якутской литературы черпали свое вдохновение
именно из народных сказаний и олонхо. Позже их произведения стали
основой для первых якутских фильмов. Новые формы обрело олонхо и в
театре: первые театральные постановки формирующегося национального
театра были на сюжеты, взятые из олонхо (любительские спектакли
"Удалой молодец Бэриет", "Богатырь Кулантай на рыжем жеребце");
первая национальная опера создана на основе либретто, написанного по
мотивам различных олонхо. Якутские живописцы и графики, воспитанные
на олонхо, воплотили его образы в своих работах. Именно олонхо стало
основой для формирования национального театра народа саха.
Обретя новую жизнь в различных видах искусства, олонхо занимает свои
позиции и в кино.
Затрагивая в своих работах темы, волнующие современного человека,
ища ответы на актуальные вопросы, задаваемые сегодняшним днем,
режиссеры якутского кино создают произведения, в которых на разных
уровнях присутствует олонхо. Неслучайно многие работы выполнены в
черно-белом цвете. Строгое черно-белое изображение настраивает на
философское размышление, уводит от бытового восприятия; графически
точные фигуры, линии, углы позволяют сосредоточиться на главном,
отбросить все второстепенное, отставить ненужное, в то же время
скудость цветовой палитры заставляет работать воображение, видеть
скрытое в знакомых предметах.
Короткометражный фильм "Старик" ("О5оннер". Сахафильм, 2003 г.) -
дипломная работа Н.Аржакова.
Простая история из жизни обычной деревни перерастает в притчу о
жизни и смерти. События в фильме протекают параллельно: неторопливо
приводит в порядок свой дом Старик, а в местном клубе вся деревня
переживает за судьбу Луиса Корвалана в далеком Чили.
Противопоставляя две истории - светом, звуком, монтажными стыками,
символическими деталями - режиссер создает два совершенно разных
мира, сосуществующих в одном пространстве. Дом Старика - воплощение
Среднего мира в том виде, в котором виделся он нашим предкам,
наполненный в каждой своей мелочи скрытым значением, мудрый,
подчиненный многовековому порядку.
В этот мир резким контрастом, нарушая задумчивую тишину, врывается с
криками распаленного оратора нелепое собрание в сельском клубе.
Безобидное общество митингующих к концу фильма приобретает черты
потустороннего зла: ракурсная съемка и композиция кадров превращает
людей в тени, выхваченные из темноты красные пятна лиц, выплывающие
из темноты и поглощаемые ею, зажженные факелы в руках создают
ощущение чего-то изломанного, неправильного - символическое
изображение Нижнего мира. К финалу режиссер открывает зрителю еще
один мир: высоко в темном небе над кричащей толпой плывет маленький
огонек - первый советский спутник.
И вот перед нами уже все три мира: Верхний, с ворвавшимся и
нарушившим вечный звездный покой спутником; Средний, живущий своим
неторопливым порядком; Нижний, населенный метущимися тенями,
неправильный, убогий. Подобно тому, как олонхосут использует разные
голоса при противопоставлении жителей разных миров, режиссер
прибегает к разному характеру монтажа: спокойная размеренность,
статичные кадры, крупные планы рук, лица - мир Старика, в который
резко, почти агрессивно врывается история митингующих, с панорамами
по трудно различимым лицам, средними планами, шумом, разговорами.
Затем снова - тишина, деликатные переходы через наложение - все так
же спокойно заканчивает свои земные дела Старик.
К финалу фильма под звуки тойука "Завтра, завтра утром" в исполнении
известного олонхосута Сергея Зверева эти миры переплетаются,
наконец, сливаются вместе в одном кадре, составляя одно целое,
доказывая еще раз возможность сосуществования этих параллельных
измерений, всеохватности бытия. Аржаков, связывая три мира словом
олонхо - тойуком, использует в фильме приемы, характерные для олонхо:
сопоставление масштабов, переброски от гигантского до мизерного,
разные пласты существования, скрытые в простых вещах смыслы,
постепенно расширяющееся пространство.
Любительское кино Якутии
Кроме
Сахафильма в Якутии на сегодняшний день существует несколько
компаний, занимающихся созданием и прокатом фильмов, в которых
работают профессиональные кинорежиссеры, операторы. Различные
учебные заведения выпускают актеров и режиссеров кино, успешно
осваивают новые способы создания образа талантливые любители.
Первая работа непрофессионального режиссера П.Ноговицына - фильм по
произведению Платона Ойунского "О5о куйуурдуу турара"
Картина пронизана философской поэтичностью, характерной для
произведений якутского классика, настоящего олонхосута. Панорамы,
перетекающие из одного кадра в другой, бесконечное движение,
наложение и вытеснение одного кадра другим создают ощущение
бесконечного движения в пространстве, которое то уменьшается, то
разрастается, принимая разные формы, превращая одно в другое.
Бытовая история - поход мальчика за рыбой - расширяясь, перерастает
в космогоническую картину мироздания.
Здесь используется характерный для олонхо зачин, настраивающий
органы восприятия на определенный лад: кадры, в которых маленький
мальчик, превращающийся то в доисторического исполина, ступающего по
карте Арктики, то в первочеловека, бредущего по новорожденной земле,
становятся своеобразным запевом, повествующим о сотворении мира.
Затем следует описание внешнего облика героя: его лик подобен
солнцу, тусклым, холодным светом освещающему этот еще не заселенный
мир, его снасти для рыбной ловли подобны огромной коновязи, сэргэ,
которое он ставит посреди пустой планеты. Неописуемо труден каждый
шаг мальчика, непроходимые препятствия преодолевает он на пути к
своей цели.
Наконец, перед ним чистый белый лист - озеро, покрытое толстым слоем
снега, нетронутая гладь, готовая принять любой рисунок, нанесенный
первым человеком.
Мальчик, по традиции сначала обратившись к духам, начинает свое
путешествие по мирам через медленно углубляющуюся лунку, которая
становится то равносторонним тэнгрианским крестом, то древним
солярным знаком, то вдруг разрастается до размеров космического
пространства, в котором между звездами, галактиками и планетами
парит маленький человек.
Долбление лунки - путь в Нижний мир, еще более трудный, грозящий
настоящими опасностями. Здесь простое, казалось бы, дело, знакомое
каждому рыбаку, напоминает ритуальный танец - через круговую
панораму, бесконечное движение мальчика по ходу солнца, ритмичные
удары железного лома о лед, тяжелое дыхание уставшего ребенка…
Зритель вместе с героем погружается все глубже в мир духов. И вот
уже весь мир сузился вокруг мальчика, превратившись в одну огромную
прорубь. Края лунки возвышаются уходящими вверх ледяными утесами к
белому равнодушному небу, которое, как ледяная вода, плещется где-то
наверху. И он уже не знает, куда ведет его эта лунка - вверх или
вниз. Путь одинаково долог: перед ним отвесные скалы, у которых нет
вершин, они теряются где-то в бесконечной дали. Наконец - вода.
Сама ловля рыбы превращается в очередное испытание, обряд, в котором
кружение, бурление воды, кусочки льда, всплывающая рыба - это
космические вихри, в которых рождаются новые миры, пробуждается
новая жизнь, отнимаются последние силы.
Духи даруют улов, но что возьмут взамен? Мальчик уже открыл дверь в
их мир. И они пришли за своей жертвой.
Режиссер использует быстрый, ритмичный монтаж для противопоставления
двух миров: вспышками появляются приближающиеся духи-всадники, а в
лунке продолжается кружение сачка. Наконец, миры сходятся в одном
кадре, образуя двойную спираль, уходящую в центр - лунку: мальчик,
крутящий сачок по ходу солнца, и всадники - духи предков, движущиеся
против солнца.
Мальчик падает. Тонкая черная струйка, вытекающая из его носа,
становится каплей жертвенной крови.
И духи принимают жертву - старик протягивает руку умирающему.
Крупный план соединенных рук мальчика и старика на фоне якутского
чепрака, композиционно повторяющий фрагмент работы Микеланджело,
придает мистической встрече новый смысл - это, действительно,
сотворение первого человека, в то же время, наоборот, уход души в
небытие.
Духи уходят в свой мир, также, как и появились, тающим в воздухе
миражом, но теперь позади старика сидит мальчик. Крупный план его
лица, входящего в кадр лишь наполовину, напоминает, что герой все
еще посередине - между жизнью и смертью, между верхом и низом, между
богами и демонами, в Серединном мире людей.
Медленно все возвращается на свои места или, наоборот, навсегда
изменяется этот мир: теперь черная бездна лунки занимает место
солнца, истоптанный снег становится небосводом. А может, мы уже в
Нижнем мире?
Вновь режиссер возвращается к месту рыбалки. Опустевшее белое поле с
молчаливо возвышающимися снастями - памятниками когда-то бывшему
здесь человеку, напоминающими нам о жертве, о необходимости
жертвоприношения ради сохранения жизни. Мы давно утратили это
древнее знание, которое помогло нашим предкам выжить. Сделав мир
плоским и однозначным, мы забыли о его трехмерной гармонии, что все
наполнено особым смыслом, подчинено строгому порядку мироздания:
человек должен пожертвовать многим, испросить разрешения природы,
чтобы изменить существующий уклад, чтобы вторгнуться во владения
иных сил, иначе они могут покарать дерзнувшего.
Мальчик набирает в туес наловленную рыбу - его семья не будет
сегодня голодать. В последний раз с благодарностью окидывает мальчик
озеро, подарившее ему богатый улов. Солнце, низкое, яркое, уже
опустилось за лес. Сколько же времени он здесь пробыл? Сколько таких
путешествий совершается каждый день? Сколько неувиденных подвигов?
Таким образом, кинематограф в Якутии прошел долгий путь становления
и сегодня выходит на мировой уровень с разными фильмами. Первые шаги
кино в Якутии формировались под влиянием русского кинематографа,
были в целом направлены на русского зрителя. Сегодня фильмы наших
режиссеров несут на себе отпечаток самобытной якутской культуры.
Народный эпос, впитанный с молоком матери, осознанно или не
осознанно присутствует в картинах - через язык, образы,
пространство, настроение, характер изображения и его сочетание со
звуком, но главное, в той своеобразной точке зрения, которая рисует
мир таким, каким видится он глазами якутов: одухотворенный,
наполненный смыслом во всех мелочах, каждая из которых имеет свое
значение и связана со всем сущим, простой и гармоничный, многомерный
и всеохватный. Этот мир тонкой нитью связывает нас через сотни
поколений, напоминая о нашем месте в жизни, призывая не забывать о
главном.
Первые якутские режиссеры, перенося в свои работы олонхо, определили
основу для формирования новой эстетики, нового способа
художественного мышления - национального кино.
Якутское кино сегодня.
"Тайна Чингис Хаана" А.Борисова Картина
"Тайна Чингис Хаана" А.Борисова - первый масштабный кинопроект в
истории якутского кино.
По словам авторов, замысел фильма родился в 90-х годах XX века,
когда народный писатель Якутии Николай Лугинов, автор нескольких
пьес, поставленных А. Борисовым в Саха театре, начал писать свой
роман "По велению Чингисхана".
Для писателя, по его признанию, создание романа стало насущной
необходимостью, требованием времени, долгом. В романе Н. Лугинов
воплотил свои взгляды на историю своего народа, России, свое
понимание процессов, происходящих в стране, переживающей пору
тяжелых испытаний. Лугинов вспоминает о периоде, когда появилась
идея романа "По велению Чингисхана": "Это был распад. Начались
взаимные претензии народов, которые до этого времени в веках жили
одной жизнью, одним законом, одной зарплатой, от края до края
империи, единой ставкой. И вдруг те места, в которые ты запросто мог
купить билет и поехать, стали заграницей. Человек современный,
человек государственный ощущает географическую и культурную
территорию физиологически. Как ощущает свои руки и ноги. И когда
происходит распад огромных территорий, в создании которых
участвовали родственники, прямые предки, распад всего, что
создавалось усилиями, ценой жизни многих и многих поколений, все
вдруг уходит куда-то и становится недоступным, конечно, человек
воспринимает это как трагедию".
На примере истории жизни человека тысячелетия создавалась новая
трактовка темы "сверхгосударства, надгосударственного устройства".
Для писателя Чингисхан - величайший правитель, все поступки и деяния
которого были продиктованы высокой целью - уничтожение
несправедливости, порабощения, и действовал он согласно законом
своего времени "огнем и мечом", "в то время это был единственно
весомый аргумент". Н.А. Лугинов призывает читателя отказаться от
заблуждений и стереотипов, однобоких суждений, свойственных
общепринятому взгляду на историю того периода, прийти к
противоречащим устоявшимся нормам оценкам, пусть даже, на первый
взгляд, опасным, алогичным, ведь "человечество достойно прийти к
истинному пониманию".
А. Борисов при работе над концепцией фильма во многом опирался на
идеи, заложенные в романе. Процесс объединения народов, считает
режиссер, всегда связан с личностью, глубоко понимающей этническую
культуру и видящей в ней, в первую очередь, продуктивное общее
начало, нежели разъединяющее отличие. В своем фильме Борисов делает
попытку нового объективного взгляда на факты истории взаимоотношений
России с татаро-монгольскими племенами, ныне составляющими ее
органичную часть. В этой эпически развернутой истории рождения
империи "по велению Чингисхана" показана одна из моделей объединения
народов Евразии в единый союз. По мнению режиссера, это особенно
актуально сегодня, когда межнациональная рознь стала камнем
преткновения, а "миру грозят три опасности - война, тоталитаризм,
экологическая катастрофа".
Изначально фильм даже носил название романа, однако в ходе работы
образ картины менял очертания, оттачивался, обрастал новыми идеями в
связи с режиссерским видением данной темы. Борисову близка и
трактовка образа главного героя. Хотя в фильме и не ставилась задача
идеализировать образ главного героя, режиссер рассматривает его как
мессианскую личность, Чингисхан в фильме Борисова - посланник Неба.
С таким взглядом связана и трактовка имени Чингисхана. В якутском
олонхо Чингисхан, вершитель людских судеб - сын Юрунг Айыы Тойона,
верховного божества.
Таким образом, события 800-летней давности стали попыткой ответа на
вопросы сегодняшнего дня. Если на ранних этапах своего развития
человечество было подвержено объединительным процессам с помощью
силы, то сегодня это не тот путь, по которому мы можем идти,
утверждает Борисов.
Примечательно, что сам фильм стал тем объединительным импульсом,
который сплотил творческие силы многих народов: в фильме принимали
участие якуты, русские, тувинцы, буряты, хакасы, алтайцы, башкиры,
калмыки, казахи, монголы, индусы, китайцы, американцы. Изначально
планировалось, что речь в фильме будет звучать на девяти языках,
языках племен, объединенных Чингисханом, языках, родных для актеров.
Неслучайно авторы фильма называют его "экологичным". Ведь съемки
фильма проводились как раз в тех местах, которые когда-то населяли
кочевые племена, предки сегодняшних азиатских народов. На протяжении
четырех лет работы киногруппа побывала, помимо Якутии, в Тыве,
Хакасии, Горном Алтае, Монголии. Причем некоторые сцены снимались в
сакральных для наших предков местах - это Долина Царей (Хакасия),
священная гора Ёрд (Иркутская область), Верхоянские горы (Якутия).
Эта "экологичность" касается и принятого в самом начале
принципиального решения - натурные съемки. По словам художника
фильма Геннадия Сотникова, очень важным было то, что фильм снимался
"в разных масштабах, разных ландшафтах, в разное время суток, разные
времена года". В одном из своих интервью Г.Сотников отмечал: "Это
запрограммировано. Потому что годовой цикл - весна, лето, осень,
зима, это природа... Потому что аспект природы, мотив природы, среда
природы, причем природы огромной, Сибирской, центральноазиатской,
еще не покоренной, для нас важен. Он действует на такой цельный
хронотоп, нужный нам... для нас очень важен этот размах, эта
раскачиваемость, если хотите, кочевание. Подсознательно так и должно
быть. Монгольская империя начиналась с кочевания. Ведь все эти
завоевания происходили методом многолетних кочевок. Очень важно
ощутить многообразие природы, ее изменения. Важен еще аспект. Это
фильм якутский. Якутская версия. Много возникает и экологических и
культурологических именно якутских моментов. Мне кажется, что это
даст новые оттенки и нюансы, нужно понять, что фильм этот снимается
азиатами и он об азиатах… Фильм делается на основе романа якутского
писателя. А в подспуде, в основе, лежит вся якутская культура, в
европейском смысле очень молодая, но имеющая громадный потенциал,
прежде всего, это материал языковой, который зафиксирован в олонхо,
эпически большой форме. И, конечно, поэтика олонхо, с ее
фантастичностью, свободой, неторопливостью, серьезностью подхода ко
всему, космизмом, ведь "авторы" олонхо с космосом "на ты", осознанно
и неосознанно повлияет на фильм, стилистику этого фильма".
О фильме
Фильм-жизнеописание,
повествующий о долге, жертве, великой идее, в то же время,
фильм-олонхо, переносящий реализм описываемых событий средневековой
Азии в измерение надсознательных и надвременных импульсов - ощущений
истории и мира.
Действие фильма охватывает период жизни Чингисхана с рождения до
зрелых лет. Композиционно картина делится на три части.
Первая часть, легендарная, мифологическая, начинается с
традиционного для олонхо эпического зачина - долгой панорамы по
пустынным Верхоянским горам, которые переосмысливаются как земля до
начала времен. Встреча матери и отца Чингисхана - это встреча двух
пралюдей, божеств, которые создают первочеловека. Только у них мог
родиться чудо-богатырь, избранный самим небом. Такой точке зрения
соответствуют ракурсы и композиционное решение кадров: герои - то
маленькие фигурки, за которыми наблюдает кто-то сверху, то вдруг
поднимаются над землей, повисают в воздухе, парят над Вселенной, в
которой, кроме них, нет никого. Медленные, величественные кадры,
эпические интонации диалогов и монологов превращают историю рождения
Чингисхана в миф о его божественном происхождении. Эта линия
продолжается на протяжении всего фильма: видения героя, знаки,
подаваемые небесами, вера в справедливость избранного пути,
готовность идти на жертвы - доказательство его избранности,
предопределенности его существования.
Детство героя - череда ярких, грезоподобных воспоминаний, вспышки
сознания рисуют идиллические картины степного рая на земле.
Изобильные поля, покрытые табунами лошадей и отарами овец, всегда
прекрасные улыбающиеся лица матери и отца, ярко-синее небо с
плывущими по нему птицами (непременно парами), высокая, какая бывает
только в детстве, трава - все дышит покоем и миром, здесь все
одухотворено, каждое мгновение наполнено смыслом. Однако, этот
сказочный мир рушится, столкнувшись с реальностью, которая
вторгается в иллюзорность настоящего, как кошмарный сон. Смерть
отца, увиденная героем в предсмертном бреду, переосмысливается как
крушение миропорядка, погружение в хаос, откуда мальчику суждено
вернуться перерожденным.
Таким образом, почти вымышленная, полуфантастическая реальность,
преломленная подсознанием героя, с точки зрения которого мы
воспринимаем происходящее, восстанавливает вполне реальную цепь
событий, совершившихся в действительности. Монтаж усиливает это
впечатление обрывочных воспоминаний из далекого прошлого, коротких
емких и ярких вспышек, которые связаны не логикой
последовательности, а, скорее, внутренними ощущениями и
эмоциональным отношением к ним.
Вторая часть, линейная, реалистически-бытовая, повествует о юности
Чингисхана. Герой преодолевает ряд испытаний: убийство сводного
брата, нищету, рабство, долгие скитания вдали от дома. Вновь
оказавшись на грани смерти, юноша получает знак из потустороннего
мира - благословение давно умершего отца, и, снова переродившись,
возвращается домой, чтобы возглавить свой род.
Продолжая заявленную в начале тему подсознательных реакций на
события, происходящие в действительности, режиссер с помощью
включения в ткань фильма воспоминаний, снов, видений героя переносит
вполне реалистическую историю на мистический уровень. Взросление
рассматривается как второе рождение, в результате которого, в борьбе
и неимоверных муках, Темучин осознает свою избранность, начинает
слышать "зов судьбы" и, приняв его, встает на предназначенный ему
путь.
Амбивалентность третьей части выводит героя за рамки привычной
действительности, здесь уже нет четкой грани между сном и явью,
взойдя на вершину мира, Чингисхан создает собственную реальность с
помощью своей Ясы по воле Тэнгри.
Фильм заканчивается заявленной вначале панорамой по Верхоянским
горам, к вершинам которых продвигается маленькая горстка воинов.
Авторы фильма призывают зрителя к диалогу, диалогу с историей. Ведь
"каждая вещь создается художником о сегодняшнем дне". История о
Чингисхане - это череда размышлений о вере, величии, истинных
ценностях, о вечном стремлении человека подняться к небесам,
завоевать всю Вселенную и пойти дальше. Это история о человеке,
нареченном именем бога, избранном самим небом. Он поднялся над
людскими законами и создал свой миропорядок, он принес самую
страшную жертву ради великой идеи, доказав свою божественную
сущность, но потерпел поражение, оставшись человеком.
Вспоминая о замысле, Борисов отмечает: "Наше кино - это фильм, в
котором неразрывно связаны природа, история, человек, география
тоже. Это народный фильм. Фильм, который выражает чаяния народа,
отражает подлинную история, подлинную географию и подлинную природу…
Все доказывает предопределенность какую-то. Жизнь, любовь, смерть
человека - все предопределено. Жизнь любого человека -
предопределена. Мы это понимаем, мы знаем, в чем наша
предопределенность… Мы снимаем не для того, чтобы заработать деньги,
не для того, чтобы добыть славы, даже не ради искусства, мы не можем
не снимать. Это наша миссия. Внутренняя обязанность, долг. Будто нам
говорят сверху "делайте", и мы делаем. Мы можем делать что-то
другое, а мы снимаем кино… Вот откуда черпаем мы силу и вдохновение,
энергию гор, степи, неба и воды. И возникает горячее, страстное
желание этих народов опрокинуть стереотипы представлений мира о
народах Азии и окунуться в голографическое пространство истории и
географии". |