Вечносинее небо, единое для всех
О концепции сценария
фильма
Андрея Борисова “Тайна Чингис Хаана”
–Андрей
Саввич, как создавался сценарий этого фильма?
– Сначала фильм задумывался как экранизация романа народного
писателя Якутии Николая Лугинова “По велению Чингисхана”. В ходе
долгих размышлений, которые продолжались 6 лет, замысел развивался и
обрастал новыми мотивами, идеями, темами.
Моя концепция опирается на роман, который создан на основе
«Сокровенного сказания», труды Рашид-ад-Дина, исследования Льва
Гумилева, Плано Карпини, “Книгу” Марко Поло, научные труды Бартольда,
и отражает видение этой темы. Все это перерабатывается в
коллективных дебатах и оформляется сценарной группой.
– В чем же состоит главная идея фильма и как она смыкается с
современностью?
– Всякая историческая вещь ставится режиссером о сегодняшнем дне,
даже если он не делает ясных параллелей. Само отношение к материалу
является фактом современности. Кроме того, сегодня перед
человечеством 3 главных опасности: война, тоталитаризм,
экологическая катастрофа. На стадии взросления человечество
проходило этап обязательного объединительного процесса с помощью
силы. Война и тоталитаризм были средствами государственного
строительства (способами выживания). Сегодня это не тот путь, по
которому должен идти человек.
Сегодня не должно быть религиозных войн, не должно быть
тоталитаризма.
– Возможно ли проникнуть в психологию героев столь отдаленной
эпохи?
– Строй души человека мало изменился с той поры. Во все времена люди
существуют в неких коридорах реальности, пределы которых расширяются
лабиринтами подсознания. И тем самым включаются в глобальный
контекст бытия. Хотелось бы в фильме добиться этой исторической
стереоскопичности.
– Вы создаете театр олонхо. Возможно ли создать в этой эстетике
кино?
– Эти два понятия естественным образом смыкаются. Наш фильм
представляет собой эпическое полотно, охватывающее период от
рождения Чингисхана до избрания его императором. Большие интервалы
между событиями, эпическая интонация монологов и диалогов, звучание
пространства (неба, земли, воды), лейтмотивы камня, льда и снега,
звезд, закатного и восходящего солнца, картины глобальных изменений
жизни кочевников благодаря деятельности Чингисхана должны составить
образную структуру фильма.
Путь Темучина представляет собой движение от бессознательного к
сознательному. Это путь ограниченного собственными интересами
маленького племени к великой империи, объединившей под своим
знаменем многие народы; путь человека, победившего страх, вставшего
над существующим укладом ради великой цели; путь от законов природы
к принятию законов человеческих; в широком смысле, путь развития
человечества – от язычества к единобожию.
Картина строится по принципу расширяющегося пространства, поэтапно,
каждый эпизод знаменует восхождение главного героя на новый уровень,
новую ступень жизни, каждая из которых требует максимального
напряжения для преодоления. Рождение на свет, первый шаг за порог
юрты, освобождение от оков унизительного плена и, наконец, в финале,
прорыв на открытые пространства, просторы степи, в которых его
животворная Яса (свод законов) создает новую реальность.
Испытания, посланные Чингисхану – преодоление страха, потеря близких
людей, трагический выбор между кровью и великой целью объединителя,
личными привязанностями и интересами государства рассматриваются в
фильме как духовное становление императора.
– Для многих Чингисхан – “отрицательный” герой...
– Здесь не ставится задача идеализировать образ Чингисхана, он
рассматривается как фигура, продвинувшая сознание человечества, как
личность, обреченная на кровавые решения, на несение креста войны
ради установления мира.
В результате жизненных испытаний, случайностей он восходит на такой
уровень существования, когда объединившиеся вокруг него люди
начинают чувствовать его божественную сущность и дают ему имя бога –
властителя человеческих судеб. В сценарии есть такой эпизод: когда
враги узнали, что Темучина назвали Чингисханом – именем бога, сына
верховного божества Юрюнг Айыы Тойона, они разразились смехом. Им
было невдомек, что воины-монголы почитали за счастье умереть с
именем этого божества на устах, за Вечносинее небо. Это тогда
звучало так же, как “за Родину, за Сталина”.
И название фильма несет в себе несколько иной смысл: события
происходят не по велению императора Чингисхана, а все, в том числе и
судьба императора, решается волей бога Чингисхана. Такая трактовка
имени отличается от всех существующих вариантов “расшифровки”.
– Чингисхан и Якутия. Почему?
– Мы обращаемся к традиционным знаниям центральноазиатских народов о
развитии человеческого духа. Этот традиционный корпус знаний общий и
для якутов и для всех народов Азии. Многие и многие пытаются
доказать (порой небезуспешно), что Чингисхан принадлежит им. У нас
нет такой задачи. Мы вскрываем те глубинные пласты, в которых все
азиаты изначально едины. Поэтому принципиально важно, что в фильме
играют тувинцы, буряты, якуты, монголы, алтайцы, русские, хакас,
башкир, японец, китаец, американец. И также важно: по сценарию речь
в фильме звучит на девяти языках – на родных языках актеров.
– Смысл участия актеров Голливуда в фильме.
– Актеры Голливуда участвуют в фильме не только в интересах проката
фильма, а, главным образом, это является своего рода мастер-классом
для наших актеров. Поразительно, что люди с разных концов света с
искренним жаром, с личностным отношением стремятся принять участие в
решении общей проблемы: человек – империя – бог. Это затрагивает
всех. В нашем фильме участвует даже русский поэт Андрей
Вознесенский.
– ???
– Помните стихотворение “Васильки Шагала”? “Родины разны, но небо
едино. Небом единым жив человек”. Сценарий начинается и
заканчивается разговором о вечности. В финале вся история
превращается в магический кристалл, в котором отражается Вечносинее
небо, единое для всех. Вопросы Андрею Борисову
задавали В.Чусовская и Г.Красильникова
2006 г., ноябрь
|