Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Культурологический, историко-географический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

 

ИЛИН

1 (66) 2009

Культурологический, историко-географический
журнал

Образы Якутии

Тайна Чингис Хаана”

Олег Сидоров
Андрей Борисов: Раскрыть тайну

В.Чусовская, Г.Красильникова
Вечносинее небо, единое для всех
О концепции сценария фильма Андрея Борисова “Тайна Чингис Хаана”

Лена Федорова
Борисов бросает вызов Хауарду?
Сакральные символы фильма “Тайна Чингис Хаана”

“Тайна Чингис Хаана” в Москве

“Тайна Чингис Хаана”
Отрывок из сценария

“Тайна Чингис Хаана” в новом  кинотеатре!

Гела Красильникова
Кино в культуре Якутии

Елена Яковлева
“Все новое пробивается с трудом”
Интервью с Алексеем Романовым

Якутский режиссер принял участие в Международном кинофестивале

Елена Яковлева.
“Свой среди чужих, чужой среди своих”

Иннокентий Пухов, Георгий Эргис.
Якутское олонхо

Разговор о насущном

Лена Захарова.
Художественный музей: Просветительство. Память. Постижение смысла

Национальный художественный
музей отметил 80-летний юбилей

Секрет успеха якутских театров

Международный фотоконкурс
“Моя семья – моя земля”

Все новое пробивается с трудом

Осталось совсем немного времени до выхода на экраны фильма "Тайна Чингис Хаана" режиссера Андрея Борисова по роману Николая Лугинова. Впервые якутский художественный фильм выйдет в российский и, более того, международный прокат. Несмотря на то, что проект международный, якутяне считают этот фильм своим, и в первую очередь это касается наших кинематографистов. Они связывают с картиной свои надежды на создание в республике благоприятных условий для развития кинематографа. Наш сегодняшний собеседник Алексей РОМАНОВ – режиссер, с чьим именем связано появление первых якутских игровых фильмов. Он – председатель правления Союза кинематографистов РС(Я), член правления и секретарь Союза кинематографистов РФ, член-корреспондент Академии кинематографического искусства и науки России "Золотой Орел" и российской Академии кинематографического искусства "Ника", директор кино-продюсерского центра "Арктик Синема". Ему известна почти вся история развития якутского кинематографа, что дает право заглянуть и в день завтрашний...

– Алексей Семенович, с какого времени берет свое начало якутский кинематограф?

– До 1990 года у нас был кино-корпункт от Восточно-Сибирской студии кинохроники, где работали известные в республике кинооператоры Никандр Савинов, Николай Сантаев, Семен Васильев. В 1987 году я закончил режиссерское отделение ВГИКа, и меня направили работать на Свердловскую киностудию. Но я приехал в Якутск, чтобы осуществить авантюрную и масштабную задачу – создать якутскую киностудию. Два года болтался по разным кабинетам, пытаясь доказать, что республике нужна своя киностудия.

– При этом официально никуда не устроились?

– Был безработным. Писал письма в Москву, просил поддержки Союза кинематографистов СССР... В конце концов правительство пошло навстречу, и в 1990 году мы создали творческое объединение "Север-фильм". Благодаря поддержке первого президента Михаила Николаева, нам выделили средства для приобретения приличной аппаратуры. И сразу же взялись за масштабный проект "Срединный мир" – первый полнометражный художественный этнографический фильм на кинопленке.

– Фильм финансировался из бюджета?

– Наше предприятие существовало на хозрасчете, и когда мы взялись за этот проект, то начали собирать деньги у народа. Позже правительство приняло решение финансировать фильм, и мы снимали его совместно со Свердловской киностудией. К сожалению, киностудия отнеслась к этому, как к халтуре, и мы, отказавшись от их услуг, сняли фильм сами.


С Олжасом Сулейменовым

– В то время были в республике профессиональные кадры?

– Кинооператор Семен Васильев перешел из телевидения, Геннадий Багынанов, Никита Аржаков пришли из Саха-театра. К тому времени закончил учебу звукооператор Яков Александров. Сложился костяк, который начал двигать это дело. С этого же времени через Департамент по подготовке кадров мы начали отправлять на учебу молодежь. Это был сложный период – развал страны, полный кризис в экономике, кризис в кино, когда закрывались кинотеатры, киностудии, несколько тысяч кинематографистов ушли в разные сферы...А в это время мы создаем свою киностудию.

– Как вы чувствовали себя на этой волне?

– Поскольку республика обрела суверенитет, то появились средства, и это нам помогло. Мы даже добились создания Госкомитета по кинематографии и заявили о себе, как самостоятельная отрасль. Поэтому с начала 1990-х и до начала 2000-го года в республике появились архив кино-фотодокументов, студия кинохроники. Было создано около 30-ти фильмов. Во ВГИКе за счет республики обучилась национальная группа актеров, режиссеров, операторов, аниматоров. Появились первые якутские мультфильмы Роберта Лабидаса и Октябрины Потаповой. Поскольку в республике нет студии мультипликации, они работают в Москве, где занимаются анимацией.

– Занимаясь всеми этими организационными делами, вы еще снимали "Срединный мир"...

– Да. Интересно, что мы завершили работу над картиной в 1993 году, когда "Север-фильм" был реорганизован в государственную национальную компанию "Сахафильм". Было построено здание для Комитета по кинематографии, где разместилась и наша компания. В это же время мы собрались и создали Союз кинематографистов республики, куда вошли тринадцать человек. Сегодня наш союз насчитывает 54 члена, из них 16 состоят в Союзе кинематографистов России.

– Можно сказать, что якутский кинематограф создавался по инициативе творческих людей. А власть влияла на творческий процесс?

– Я бы не сказал, что в творчестве мы были свободны. Творческая свобода есть, когда есть возможность самореализовываться, осуществлять свои авторские проекты. А если оглянуться на 16 лет назад, то, к сожалению, таких проектов раз-два и обчелся. Все остальное получается выполнение государственного заказа, когда делали фильмы к определенным датам. К 60-летию Победы сняли фильм "Журавли над Ильменем". К нынешнему юбилею будут снимать картину о якутских снайперах. Лично я работал над семью или восемью проектами по заказу правительства. Возможно, поэтому в 2005 году я ушел из "Сахафильма". Мои бывшие однокурсники по мастерской Сергея Герасимова работают в Москве, снимают фильмы, и было как-то обидно, что я не могу реализовываться, как кинорежиссер. Хотя все проекты, над которыми я работал по заказу, старался делать профессионально и со своим авторским взглядом. Вспоминаю фильм "Сон шамана" по Кулаковскому, который был заказан к юбилею поэта... Когда я согласился и начал работать, то понял, насколько это неоднозначное произведение и как сложно перевести поэму на язык кино. Это были долгие творческие мучения, когда я перечитывал поэму вдоль и поперек раз 20-30. Потом в голове что-то сложилось, и я поехал в Москву, где работал в архиве, и постепенно кадры сами стали складываться. Думаю, экранизация получилась.

– Можно ли охарактеризовать существование якутского кинематографа, как стабильно развивающееся?

– Если проанализировать сегодняшнее состояние кино, то получается, что в 1990-е годы мы достигли большего, чем сегодня. Тогда кино рассматривалось как отдельная отрасль, и, соответственно, больше было внимания, финансирования. А в 2003 году наш комитет упразднили. Все его функции передали в Министерство культуры, в структурах которого наши учреждения кино затерялись. Кроме того, закрыли студию кинохроники, кино-видеообъединение. Стали появляться частные студии, но немногие из них выжили. Закрылись студии "Туймафильм", "Ника". Сегодня продолжают работать кинокомпания "Алмазфильм" и кино-продюсерский центр "Арктик Синема", который возглавляю я. К сожалению, без государственной поддержки кинопроизводство не может выжить в регионах.

– Наше кино не способно себя окупать?

– Это зависит от того, какой проект сделаешь. Сейчас мы с нетерпением ждем выхода фильма "Тайна Чингис Хаана" Андрея Борисова, потому что этот фильм повлияет на дальнейшее развитие якутского кинематографа. Сегодня отсутствует четкая государственная поддержка нашего кино. Каждая структура существует сама по себе. "Сахафильм" получает мизерное бюджетное финансирование. Разве что на конкретные заказы выделяются деньги.


На съемках фильма “Река” А.Балабанова

– " Арктик Синема" имеет свои кадры? По какой системе работаете?

– У нас только три штатных сотрудника, с остальными работаем по контракту. В основном мы участвуем в конкурсах, которые ежегодно объявляет Департамент по кинематографии России. Это конкурсы игровых, научно-популярных, документальных, анимационных фильмов. За эти три года два тендера мы выиграли и два проиграли. Один из них – это документальный фильм "Гимн отъезжающим", где в качестве режиссера выступил Сергей Зверев. Это фильм о проблеме северных поселков, которые создавались когда-то для промышленного освоения, а сегодня массово закрываются. Люди оказались не у дел – одни уезжают, другие остаются в опустевших местах... Премьера картины состоялась в прошлом году на большом экране. Мы собираемся отправить его на фестиваль, но из-за одной проблемы это затягивается. Сергей использовал музыку Исаака Дунаевского, а его наследники никак не могут между собой договориться – каждый требует свои проценты... Второй фильм – анимационное кино Роберта Лабидаса на основе якутского фольклора. С Робертом мы взялись за полнометражный анимационный фильм по мотивам олонхо и собираемся участвовать с этим проектом в следующем конкурсе департамента.

– Если оглянуться назад, то можно сказать, что люди работали из чистого желания творить, за мизерные гонорары и зарплату, на оборудовании не очень высокого уровня. И это проглядывает во многих фильмах...

– Эти фильмы снимались на видео, а не на кинопленку. Но при этом хорошими профессиональными кинокамерами. Дело в том, что у нас до сих пор нет профессиональных сценаристов. Считается, что успех кино на 60% зависит от крепкого драматургического сценария. А когда его нет, то режиссеры пытаются сами писать. Другая причина в том, что за эти годы мы не смогли подготовить административные кадры. Это экономисты, директора картин, администраторы, которые знают, как организовывается кинопроцесс. У нас режиссер бегает за директора и за администратора. А он ведь не должен думать о том, как завтра достать машину, где взять какое-то приспособление. Я работал вторым режиссером у Алексея Балабанова в фильме "Река", который из-за гибели нашей актрисы не был завершен. Там у каждого главного постановщика работают пять-шесть человек, у оператора и художника-постановщика есть команды в таком же составе. Чтобы снять полнометражный фильм, творческая группа должна состоять как минимум из 40 человек. А это уже обойдется фильму не меньше, чем в миллион долларов.

– Пока это мечты?

– К сожалению, такого уровня мы не достигли. Но то, что сняли исторический блокбастер "Тайна Чингис Хаана" – это предпосылка к тому, чтобы у нас появилась киноиндустрия. Операторами в этом фильме были наши ребята Юрий Бережнев, Иннокентий Аммосов, Эдуард Новиков. Я разговаривал с известным кинокритиком Ириной Михайловной Шиловой и она сказала, что операторская работа очень хорошая. Она смотрела первый вариант фильма и написала рецензию.

– В последние годы создание игрового кино становится самым популярным видом творчества для молодежи. Многие фильмы остаются незамеченными, не находят своего зрителя. Как вы оцениваете этот процесс?

– К сожалению, многие из них сделаны на любительском уровне – с точки зрения сценария, технического качества, работы режиссера и актеров. Вот "Тыын" ("Дыши") Сергея Потапова мне понравился. Если бы Сергей имел образование кинорежиссера, он бы делал хорошие фильмы. Есть у него кинематографические задатки. Михаил Васильев – молодой перспективный кинорежиссер.

– Мировоззрение молодых режиссеров отличается от мировоззрения режиссеров поколения 1990-х. Как это отражается в выборе идеи, темы фильма?

– Если взять работы Никиты Аржакова, Вячеслава Семенова, то в них ощущается влияние советского классического кино. А это более серьезный подход к творчеству, стремление выразить свою индивидуальность, найти свой язык, стиль. В последних работах, к сожалению, чувствуется подражание. Не хочу обидеть ребят, но получается баловство, попытка сделать кино. Есть ложное понимание кинопроизводства, когда думают, что сценарий сочинил, на камеру снял, и получилось кино. Меня часто друзья спрашивают, почему я не снимаю игровые видеофильмы...


Дни кино в Москве

– А вы снимаете на видео?

– Да, это видеофильмы. На кинопленке у нас только два фильма – "Срединный мир" и "Тайна Чингис Хаана". Как-то я случайно встретился с Никитой Михалковым, и узнав, что я председатель правления Союза кинематографистов РС(Я), он спросил: “А на что вы снимаете?" Услышав, что 99% фильмов снимаем на видео, он сразу махнул рукой. Потому что это несерьезно, не тот формат, не то качество. Но снимать на кинопленку нам не по средствам.

Думаю, что все это болезнь роста. Когда появляется что-то новое, оно всегда пробивается с трудом. Несмотря на это, за последние годы у нас прошли несколько кинофестивалей в Якутске, Мирном, Нерюнгри. Дни якутского кино мы провели в Хабаровске, Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Провели в Якутске первый фестиваль Арктического евразийского кино, в котором участвовали 9 регионов. В этом году у нас объявлен Год кино, и мы планируем провести второй фестиваль. Недавно у нас появился конкурс-фестиваль кинолетописи. А якутский филиал Санкт-Петербурского университета кино и телевидения впервые организовал первый фестиваль студенческих фильмов "Саха-Питер КиТ". Наши режиссеры Никита Аржаков, Вячеслав Семенов участвовали в нескольких российских фестивалях, откуда приезжали с дипломами. Есть заделы для того, чтобы якутское кино вышло на второй этап развития. В позапрошлом году у нас была разработана программа развития киноиндустрии, которая пока не работает. Потому что ежегодно через эту программу мы должны получать 54 млн. рублей, но пока таких средств мы не видели. Если программа заработает, то развитие кино пойдет вперед.

– Если бы была возможность сделать фильм на кинопленке, что бы вы сняли?

– Если посмотреть мои первые работы, особенно студенческих лет, то они носят характер притчи. Мне очень нравятся "Древо желания" Абуладзе, фильмы Параджанова и Куросавы, где есть философия, притчевость. Поэтому работы, которые у меня в голове и на бумаге в сценариях, они такого плана. Жанр притчи несет философский подход к жизни, поднимает общечеловеческие ценности, а такие фильмы не стареют.

Беседовала Елена ЯКОВЛЕВА


Якутский режиссер принял участие в Международном кинофестивале

Якутский кинорежиссер Прокопий Бурцев принял участие в Международном кинофестивале короткометражных фильмов, который принято называть "Каннами короткого метра", проходившем в городе Клермон - Ферран, во Франции.
Он наиболее престижный и посещаемый среди подобных фестивалей. Только в минувшем году собрал 137 тысяч зрителей. А нынче на конкурсную программу фестиваля было представлено 4783 кинолент со всего мира. Из них в официальную программу были отобраны 74 фильма, в том числе лента Прокопия Бурцева "Тот, кого никогда не знал". Надо отметить, что из России в Клермон-Ферране приняли участие всего два режиссера.
Кинолента Прокопия Бурцева была снята в 2008 году на якутском языке и уже успела побывать на фестивалях короткометражных фильмов в Ливерпуле и Лестере (Великобритания).
Горожане познакомились с ней на фестивале любительских короткометражных фильмов "Мой Якутск" 2008 года.

SakhaNews

Hosted by uCoz