Художественный музей:
Просветительство. Память.
Постижение смысла
Национальный художественный музей
республики – один из крупнейших художественных музеев на
северо-востоке страны. Основан в 1928 году. В 1946 году Картинный
зал преобразован в Якутский музей изобразительных искусств.
В 1992 году НХМ РС (Я) отнесен к объектам национального, культурного
достояния Якутии. В 1995 году Якутский республиканский музей
изобразительных искусств им. М.Ф. Габышева преобразован в
Государственный музейный комплекс "Национальный художественный музей
РС (Я)" с функциями научно-исследовательского,
организационно-методического и просветительского центра всех галерей
и музеев художественного профиля на территории республики. Филиалы
музея: галерея зарубежного искусства им. М.Ф. Габышева (г. Якутск),
Харбалахская картинная галерея (Таттинский улус), Вилючанская
картинная галерея (Вилюйский улус), Намский художественный музей (Намский
улус), "Саха-арт галерея" при постоянном представительстве РС(Я) в
Москве. С 1997 года НХМ РС(Я) является членом Международного совета
музеев (ИКОМ).
Андрей Саввинов |
Ася Габышева |
Галина Сафронова |
Галина Неустроева |
В разговоре о месте и роли музеев в современной
жизни приняли участие генеральный директор Национального
художественного музея Республики Саха (Якутия) Ася Габышева,
заместители директора – Галина Неустроева и Галина Сафронова, доктор
философских наук Андрей Саввинов. Круглый стол вел главный редактор
журнала Олег Сидоров. Ведущий. В
Якутске недавно проходил Круглый стол на тему "Циркумполярная
цивилизация в музеях мира" и вот в ходе и этого разговора, и в
прессе говорилось о том, что часто музей в обыденном сознании
воспринимается только как хранилище, но он действительно в
современном обществе должен становиться и становится центром
культуры. Меняется ли роль и место музеев, Национального
художественного музея республики в культурной жизни Якутии, жизни
общества? Ведь музею в этом году исполняется 80 лет, это одно из
старейших учреждений и в то же время – одно из современных, я имею в
виду технологический уровень: интернет-технологии, созданный
виртуальный музей… В этом вы впереди других учреждений культуры. Но
сегодня жизнь не такая размеренная, как была 80 лет назад. Актуальны
ли музеи как прежде?
Ася Габышева. Музеи актуальны всегда, я считаю, что создание
музеев – это потребность общечеловеческая. Потому что это Память. У
каждого человека память – основа его личности: память поколений,
дедов, память родителей, память тех мест, в котором человек
рождается и живет... И отсюда возникает желание – оставить за собой
что-то своему роду, не отдельному человеку, а нечто большее,
цельное, для своего народа. Я думаю, что это внутренняя, интуитивная
потребность, с ее древними истоками, воспроизводится всегда, и
поэтому музеи всегда востребованы обществом.
И в нашей современной жизни даже во времена, когда становится не
популярно ходить в музеи, он все равно переживает этот виток и
становится востребованным.
И есть категория людей, которые тоже внутренне, интуитивно идут
работать в музей. Я считаю, что музейный народ – это особый народ.
Это своего рода жрецы, называющиеся музейными сотрудниками. Труд их
малооплачиваемый, не очень благодарный, но они служат музею, живут
им.
Андрей Саввинов. Без музея цивилизованную жизнь человечества
вообще невозможно представить. Одним из этапов развития музеев можно
считать основание Британского музея в 1753 году. Раньше в создании и
поддержке музеев участвовали частные лица. А с этого момента начался
период иного отношения государственной системы к музеям. Потому что
государству стало понятно значение музеев, их роль в обществе, в
сохранении и передаче вневременных ценностей. Оказалось, что в
музеях хранится то, к чему стремится человечество.
И потому музейные сотрудники – это действительно не совсем обычные
люди. Потому что они имеют дело с вневременными ценностями. Это
действительно то, к чему стремится каждый человек, пытающийся что-то
оставить подлинное, человеческое.
Ведущий. Можно сказать, что музейный сотрудник – человек,
который каждый день соприкасается с вечностью. Галина Афанасьевна,
как одному из главных хранителей музея, вам слово...
Галина Сафронова. Я хотела бы развить те мысли, которые были
затронуты в разговоре. Ну, во-первых, о касте жрецов. Еще в свое
время Дмитрий Сергеевич Лихачев, которого, мне кажется, редко
вспоминают в последнее время, назвал музейных работников "последними
святыми на Руси". Потому хочется, чтобы о таких людях помнили,
почаще вспоминали. В Якутии к таким личностям можно отнести Дмитрия
Кононовича Сивцева-Суорун Омоллона. Не только потому, что он
создавал известные в республике и в России музейные комплексы, но и
по тому, как он вел беседы с молодым поколением, которые всегда
находили особый отклик, душевный позыв. Его речи не просто были
интересны, а заключали в себе мудрость. Вы знаете, что он никогда не
призывал к разрушению. У него всегда на первом месте были высокие
человеческие качества: дружба, честность, доброта, уважение к
традициям.
Второе. Что касается музеев, общества и государства. Музеи всегда
переживают судьбу своего народа. О Британском музее здесь сказали...
В Лондонской Национальной галерее всего 2000 с небольшим работ, но
все работы – шедевры. У нас 16 тысяч работ, считая наши филиалы. У
нас, может быть, и нет такого уровня шедевров. Поэтому мы должны
привлекать посетителей другим. Сейчас для этого в музее все есть:
здание в центре города, где можно проводить и музыкальные вечера,
инструменты, у нас есть театр, работает множество студий. Для чего
это? Думаю, что в музей посетители должны приходить не один раз,
потому это должен быть комплекс, в основе которого – та эстетическая
информация, которая должна присутствовать в современном музее.
О комплектовании хотелось бы сказать. Как-то одна из посетительниц
посетовала, что в нашей экспозиции очень мало работ одного
художника. Ей хотелось бы видеть больше, а в экспозиции висит только
одна его работа. Что можно сказать об этом? Мне кажется сейчас
другое время... Есть художники, которые являются творцами. Образы,
которые создает такой художник – это его интерпретация, его
понимание мира, понимание истории. Поэтому есть художники,
являющиеся ведущими, и музею действительно интересны их лучшие
работы. А, так сказать, "размазывание" по экспозиции всех работ
художников не украшает музей, если даже показать надо всех. Должен
быть определенный выбор. Наши экспозиции должны быть интересны всем.
Иногда художники не довольны тем, что мы не выставляем все их
работы. Площадь залов не дает возможности показать все работы. И
если было бы можно, я бы выставила больше работ Марианны Лукиной,
Артура Васильева, Эдуарда Васильева. Тех художников, которые
действительно являются ведущими, они – вне времени. Должна быть
определенная шкала ценностей, характеризующая соответствие данному
времени.
Ведущий. И таким образом, через выставки, экспозиции музей
общается со своим зрителем?
Андрей Саввинов. Думаю, что желание художников попасть в
музей – благое желание. Важная функция музея – решение этой
проблемы: выяснение того, является ли работа художника действительно
художественной ценностью или это просто произведение, как говорится,
на "злобу дня", которое забудется завтра.
Искусство, в нашей беседе я говорил, оно вневременное, и это то, что
прошло испытание временем.
Галина Сафронова. Может, проблема не столько в этом. Ведь
музеи часто вынуждены заниматься тематическими выставками. К
примеру, было время, когда была популярна тема строительства БАМа,
ее отражение в творчестве художников. И музей проводил такие
выставки. Сегодня делается крен в другое – в сторону юбилейных
выставок к датам жизни художников. Видимо, эта функция должна
перейти к Союзу художников.
Андрей Саввинов. А так, действительно, время покажет
действительную ценность произведения.
Ася Габышева. Не всегда. Потому что есть переоценка времени.
Мы должны отслеживать художественные процессы в общем и каждого
художника ведущего, его эскизы, его кухню, так сказать. Тогда есть
из чего выбирать.
Ведущий. Но вы ведь влияете на этот процесс, приобретая
произведения того или иного художника, к примеру, которого мало кто
знает?
Галина Неустроева. Мне кажется, искусство само всегда делает
какие-то зигзаги. Сейчас в выставочном зале НХМ идет выставка
современного искусства "Колесо", где представлены новые работы
М.Старостина, Дж.Бойтунова, Н.Федуловой, Г.Окоемовой, Н.Николаевой,
М.Лукиной, скульпторов С. Прокопьева, В.Федорова. Они делают
"другое" искусство, работают в другом стиле. Несомненно, музейная
коллекция должна отражать и эти тенденции в наиболее ярких
проявлениях.
Ведущий. Галина Гаврильевна, а как видится общение со
зрителем, с "потребителем"?
Галина Неустроева. Был такой музеолог Кеннет Хадсон, фигура в
музейном мире уникальная. Он работал журналистом, социологом, но
большую часть жизни посвятил музеологии. Он создал Европейский
Музейный Форум (ЕМФ), был одним из инициаторов конкурса "Лучший
музей года" в Европе. Он издал знаменитый аннотированный "Указатель"
музеев мира и переиздавал его каждые пять лет. Почти полностью
обновляя его. Он много ездил по миру, по музеям и составил список
влиятельных музеев. Музейную элиту последних двух столетий в его
списке составили всего 37 музеев, при этом в список не вошли музеи
Италии, России, Испании, такие крупнейшие, всемирно известные музеи,
как Лувр, Прадо и т.д. Он писал, что "под влиятельными понимаются те
музеи, которые проложили новый путь и сделали его так ярко и
оригинально, что многие другие музеи охотно или вынужденно двинулись
за ними". Действительно, музеи своим существованием, своим подходом
и стилем могут и должны привлекать посетителей, оказывать влияние на
широкую публику, отражать некий сдвиг в умонастроениях людей в
национальном или международном масштабе, содействовать этому сдвигу,
уметь отзываться на социальные перемены. Зритель не только
"потребитель", он активный созидатель, участник музейной жизни.
Музеи – это хранители и трансляторы материальной и духовной культуры
народа, его памяти. Здесь не только знакомятся с вещественными
памятниками старины, но и получают представление об особенностях
народа, его культуры, менталитета, истории. Поэтому сразу возникает
вопрос качества коллекции. У каждой коллекции должно быть свое
неповторимое лицо.
В далеком 1928 году, когда открывали маленький картинный зал при
Краеведческом музее в Якутске, его открывали "как залог
художественной сокровищницы республики".
Мы, как региональный музей, не имеем большой возможности собирать,
например, русское или зарубежное искусство, мы можем только
пополнять свою коллекцию, закрыть ее какие-то лакуны (мы никогда не
упустим хорошие, достойные работы и имена). Другая, совершенно
другая ситуация в музеях Дальнего Востока. У них меньше внимания
уделяется своим местным художникам.
Андрей Савинов. Есть такая оторванность?
Галина Неустроева. Да, у них такая формула комплектования,
что отражается в постоянной экспозиции: отсутствие зала современного
искусства региона, например, в Дальневосточном художественном музее
в Хабаровске. Наш музей, как Национальная художественная
сокровищница, придает приоритетное значение формированию коллекции
искусства народов Республики Саха (Якутия), отличающейся полнотой и
хронологической стройностью. Она включает лучшие произведения,
созданные многими поколениями мастеров декоративно-прикладного,
народного и изобразительного искусства Республики Саха и дает
представление об эволюции профессионального изобразительного
искусства Якутии XX века. Это произведения художников, успешно
представляющих искусство Республики Саха на многих российских и
зарубежных художественных выставках. Приобретение лучших
произведений, целенаправленное создание монографических блоков
ведущих мастеров и молодых художников является стимулирующим
фактором развития изобразительного искусства республики, поддержки
талантливых художников, окончивших художественные ВУЗы.
И другая особенность музея. Сегодня современный музей невозможен без
внедрения музейных технологий, без общения в глобальном мире через
Интернет. Это нередко порождает дискуссии о том, что если создаются
виртуальные музеи, вообще нужны ли музеи, хранилища, музейные
научные сотрудники? Иногда в высказываниях идет такой крен...
Ася Габышева. Да, одно время Министерство культуры России
придерживалось такой точки зрения: "научные сотрудники не нужны
музею"...
Галина Сафронова. Есть еще одна проблема. Не сложился
определенный круг людей, которые и являются меценатами. Есть имена,
которые создали целые музеи, в наше время это были Вишневский,
Габышев. Мне кажется, что некоторых современных чиновников нужно
отстранить от культуры. Потому что они, как правило, культурно и
экономически безграмотны. Но есть ведь люди, которые по душевному
складу могут дать и сделать очень многое. Может, стоит вводить в
Музейные советы таких людей, которые любят по-настоящему искусство и
понимают нужды музея.
Мы часто пользуемся спонсорской помощью. Но сейчас мне трудно
назвать такого человека, который мог бы войти в наш Совет... Чтобы
не просто давал деньги, но знал нужды музея в его развитии. Чтобы
посетитель имел желание приходить в музей несколько раз, чтобы у
него появилась эстетическая потребность в музее.
Ведущий. А вот что касается роли музеев. Кроме того, что
музей представляет эстетическую культуру, должен ли Художественный
музей влиять на общественное сознание?
Андрей Саввинов. Это очень актуальный вопрос. Я, как философ,
хотел напомнить о таком величайшем мыслителе, как Парменид, который
так определил Бытие: "Неизменное, то, что существует автономно и
самодостаточно. Ни в ком и ни в чем не нуждаясь". В течение
длительного времени люди не придавали значения этому. И только в XX
веке, который иногда называется веком Парменида, определили, что
оказывается, это НЕИЗМЕННОЕ необходимо человеку. И необходимо оно
тогда, когда все вокруг меняется. И мне кажется, что парменидовское
бытие присутствует как раз в музеях. Человек не может нормальным
образом бытийствовать вне этих ценностей. И как раз музей это
обеспечивает. И то, что изымается научная сторона – это трагедия
просто!
Ася Габышева. Это началось в 30-е годы, когда большие музеи
пришли к "культпросвету", т.е. когда музеи должны были вести
исключительно "культурно-просветительскую" работу. Науку как бы
отодвинули. Музеи должны были предоставлять услуги населению.
Но вот что еще я хотела сказать. Этот музей, эта коллекция уже есть.
Хочет какой-нибудь чиновник ее перечеркнуть или нет, она все равно
есть и будет, и жрецы будут присутствовать... И энергетика все равно
витает, она есть, в воздухе, космическая, как музыка Баха. И
независимо от того, что кто-то говорит, к примеру, что "я не люблю
музыку, я ее не понимаю", он все равно "питается" этим ее
существованием. Точно так же действует энергетика музея. Коллекция
музея есть, она живет. Нужна она бюрократии или не нужна, она есть.
Андрей Саввинов. Можно сказать, что это аура музеев. Мне
кажется, что музеи сходны с психикой человека, его деятельности.
Здесь тоже "собирается и используется, выставляется". Представьте
человека, который только собирает и хранит – это же не жизнь.
Человек постигает знания, для того, чтобы жить, чтобы организовать
свой мир. Что значит музей, который только хранит? Это нонсенс,
отсутствие жизни...
И мне кажется, одна из задач музея – общение с народом, его
единственный выход – общение с народом, особенно с интеллигенцией,
музеями, чиновниками теми же.
Ася Габышева. Я про то, что заложено в памяти человека, в его
личности. Как программа в компьютере. То же самое представляет и
музей. Поэтому если кто-то отрицает его или не отрицает – это не
имеет значения. Он есть. И будет всегда. В какие времена бы мы не
попали – советские, постсоветские, какие-то еще.
И всегда будут такие люди, которые служат этому делу. Сколько в
истории музея примеров того, как на своих плечах, ценой жизни, через
пожары, расстояния, люди пронесли и сохранили это добро. Не для
семьи, не для детей, но сберегли эти ценности, которые дошли до
нашего времени. Зачем и почему? Есть нечто, что заставляет людей
делать это, служить искусству. Потому я говорю, что Музей будет
всегда. Независимо от времени.
Якутские чороны из коллекции музея |
Ведущий. С другой стороны, роль музея
меняется во времени?
Ася Габышева. Роль всегда была такой. Она изначальна такая.
Притянуть к себе и отдавать.
Ведущий. Музеи становятся более демократичны?
Ася Габышева. Конечно, более демократичны. Сейчас вот даже
говорят не "музей", а "музей – площадка".
Галина Сафронова. В прежние времена ту же "Ночь в музее"
(ежегодный вечер-представление во Всемирный день музеев – Л.З.)
невозможно было представить. А сейчас это новшество собирает многих
и становится новым атрибутом музея.
Но вот почему я о чиновниках начала разговор... Будучи в знаменитом
американском музее Метрополитен, я узнала, что вся музейная работа
регламентируется Музейным Советом. Не совсем государство музей
содержит. Я думаю, что у нас тоже со временем ситуация изменится. Но
когда? Когда в Совет музея придут люди, которые по велению души и
сердца вкладывают деньги и не скупятся на это. Большие деньги. В
музее Метрополитен посетителя встречают у входа цветы, которые
каждый день меняют, водопады. Вот сама эта эстетическая подача уже с
порога настраивает посетителя к приобщению. Кроме того, там есть
все, что располагает к созерцанию – уголки отдыха, кафе... Все это
позволяет приходить в музей как в оазис.
Вот я не согласна с тем, что говорилось о музеях влияния, в ряд
которых не входят ни Лувр, ни Эрмитаж, ни другие известные музеи.
Потому что человек рожден, чтобы соприкоснуться с прекрасным.
Эстетическая потребность в красоте заложена в каждом. И поэтому я
считаю, что все-таки Художественные музеи – не могут не быть музеями
влияния.
Ведущий. Но, возвращаясь к теме, вы довольны современным
зрителем или потребителем?
Галина Сафронова. Мы редко с ним сталкиваемся. Он редко к нам
приходит, если судить хотя бы по числу проживающих в городе.
Ведущий. Почему так происходит?
Ася Габышева. Это связано с тем, что люди изменились. Для
того, чтобы воспринимать художественное произведение, нужно, грубо
говоря, "подключать мозги, душу". Потому что необходимы потребность,
привычка внутреннего развития, осмысливание. Это внутренний труд.
Современные средства информации отучают человека от него.
Телевидение, компьютеры – там все готовое – бери, ни о чем думать не
надо. И получается, что если даже такой человек приходит в музей –
"зачем это все – не понятно". Потому что не развитая душа...
Культуры нет, потребительское общество.
Галина Неустроева. Сегодня в музеях мира, в том числе России,
идет крен в сторону внедрения информационных технологий и
образовательных программ. Меняется контингент зрителей. В Якутии
выросли целые поколения, которые не приучены думать и смотреть
картины. Посещать художественные выставки. Студенты больше заняты в
Интернете, сидят в чатах.
Да, хотя нужно сказать о том, что в музей стали с удовольствием
ходить маленькие дети, они приводят своих родителей, друзей. ...
Ася Габышева. Да, сейчас растет поколение, это в Якутске,
которое приводит своих друзей в музей.
Галина Неустроева. В наш музей дети идут, потому что кроме
экспозиций, и самых разных выставок, музейных праздников, они могут
заниматься в студиях, кружках, детском музейном театре, где много
образовательных успешных программ, что очень важно и нужно.
Галина Сафронова. То есть это те самые функции, которые в
30-е годы государством были заложены, просветительство.
Ведущий. Но тогда было больше агитационного...
Галина Сафронова. Возможно. Долгое время у музея не было
выставочных залов. Мы много лет не имели возможности работать со
зрителем. В современном музее должна активно идти работа
маркетологов, которые должны знать, что хочет зритель. А мы уже
должны учитывать эти желания, особенности каждого поколения.
Например, поколение 40-50 летних – это люди активно работающие.
Женщины вынуждены работать, делать карьеру и часто у таких женщин
нет времени уделять семье необходимое внимание. Может, если был бы
центр в музее, куда дети могли чаще приходить и находиться в
гармоничной среде, которая сама по себе уже развивает, формирует
вкус, привычки, были бы довольны и родители, и дети... Для этого
опять-таки нужно вкладывать деньги. Почему наша богатая страна, а мы
ведь страна действительно очень богатая, не может инвестировать в
музей? Музеи могли бы работать с детьми всех возрастов.
Андрей Саввинов. Просветительство – это очень важная функция
музея. Но я бы хотел упомянуть о нечто большем, чем просто
просветительство.
Существуют разные концепции прекрасного. Вот рассмотрение природы,
как мастера высших форм – такой подход особенно близок и понятен
нам, северянам. А есть концепция, в которой человек выступает как
высшее проявление и художественное произведение – это выражение
человеческой личности. Но мне ближе знаково-символическая концепция
красоты, в которой человеку дается возможность изменить
метафорический строй мышления, он может формировать новые миры. Не
просто скользнул взглядом по картине, но увидел, задумался, сила,
энергия его мысли тогда формирует нечто другое. Человек как творец,
как бог. В этом отношении трудно переоценить роль музея. Это может
происходить только в музее, потому что здесь хранится прекрасное и
это прекрасное позволяет человеку создавать свои внутренние миры.
Велика роль музея. Это не просто просветительство. Это то, что
необходимо человеку. Кто знает, может, современный человек в суете
не находит того, чего он хочет. Хотя чаще всего он сам не понимает,
не осознает этого. Но вот если он увидит это прекрасное, начнется
это творение себя, другого. Может, вот это и нужно современному
человеку...
Галина Неустроева. Как музейному работнику, мне видится
базовая часть работы музеев, я имею в виду хранение, научную работу,
презентацию, от которой как круги исходят другие функции, которые
меняются на разных витках истории. Есть важные истины: чтобы выжить
и дальше развиваться, музей должен быть жизнеспособным в финансовом
отношении, должен находить пути к установлению активных связей с
местной общественностью и соответствовать реальным, а не
воображаемым вкусам и нуждам.
Андрей Саввинов. Конечно, как у организации, у музея есть
свои обязательные функции, но есть и более скрытые...
Ася Габышева. Действительно, люди, находясь в залах музея,
чувствуют себя по-другому, чем в обыденности. Здесь к ним приходит
нечто новое, им хочется ощущать полноту жизни. Тогда, в 90-годы,
когда мы только открылись, это чувствовалось особенно. Посетителям
не верилось, что в Якутске такое может быть, они открывали для себя
иной, совершенно новый мир. Это прекрасно.
Галина Неустроева. Да, вот совсем недавно приглашала своих
одноклассников, людей, далеких от музеев, погруженных в будничность,
трудности, на наш проект "Ночь в музее". Так вот для них посещение
музея стало большим, светлым праздником, который принес много
радости, дал жизненный тонус, желание идти дальше.
Галина Сафронова. В музеи как раз надо вкладывать и не
скупиться. Потому что эти инвестиции в функции духовные,
человекотворческие, не сразу, но окупаются, имеют результат.
Чиновники иногда как-то экономически не обращают внимание на музей.
На самом деле от музея есть прибыль. И на криминогенную обстановку
влияет, и на общую культуру. Культурный человек никогда не сделает
ничего противоестественного...
Галина Неустроева. Музей действительно меняет людей. Я имею в
виду не только посетителей, которые приходят на выставки,
настроенные на восприятие позитивного. Но и тех, кто связал с музеем
свою жизнь. Далеко не все выдерживают. Бывает, что уходят
талантливые люди.
Ася Габышева. Энергия музея по-разному действует на человека.
Нужно уметь с ней справляться, иногда сопротивляться ей. Некоторые
не выдерживают и через 5-7-лет уходят. Работа в музее – это тяжкая
работа.
Галина Неустроева. Недавно читала М.Б. Пиотровского, который
писал, что раньше люди приходили служить музею, а сейчас просто
ходят на службу. Это реалии времени. Но нам хотелось бы, чтобы наши
молодые сотрудники всей душой вросли в музей, вникли, чтобы они
Служили, а не просто приходили на работу.
Ася Габышева. Потому что это поколение, которое и будет
работать в музее.
Галина Сафронова. Одних знаний мало. Нужно нечто большее –
вера в то, что мы нужны. Мы с гордостью констатируем, что музей
формирует культуру города, республики. Мы гордимся тем, что мы
работаем в музее. Это лучшее, что у нас есть.
Галина Неустроева. В Санкт-Петербурге Государственный Русский
музей в 90-е годы приватизировал дворцы и создал огромный
архитектурно-музейный комплекс из 4 дворцов и Летнего сада. Мы
предлагаем в Центре нашей северной столицы на базе государственного
музейного Художественного комплекса НХМ РС(Я) создать
архитектурно-художественный комплекс из следующих площадок: основное
здание (улица Кирова, 9), здание Казначейства (ул.Петровского, 4),
галерея А.Н.Осипова (ул. Хабарова, 27), выставочный зал (Кирова,
12), бывшее здание Минфина (Кирова, 15) – после музеефикации.
Это несомненно позволит не только полнее представить богатейшие
художественные музейные коллекции, расширить экспозиционные площади,
поможет освоить новые, необычные для музея, пространства, создать
зеленую территорию музея, но и изменит среду и людей, потому что
"красота спасет мир".
Андрей Саввинов. Знаменитое достоевское "красота спасет
мир"... Роль музеев велика, которая людьми не осознается. Это
Светлый мир. Наша задача, всех образованных людей, интеллигенции –
сохранить музей и общими усилиями вести дискуссии о концепциях
музеев. Это не может быть единожды разрешенной проблемой. И то, что
мы обсуждаем эти проблемы, нужно всем – и школьникам, и пожилым.
Потому что человек обязан в этой жизни стать человеком. И в этом
роль музея трудно переоценить.
Ася Габышева. Вообще мы хотели создать такую диалоговую
площадку. Чтобы приходил, как говорится в народе, "и стар, и
млад"... Чтобы музыкант исполнил свои вещи, писатель продекламировал
свое произведение, художник представил картину, чтобы принимали
участие философы, люди науки...
Ведущий. Хотелось бы, чтобы в завершение встречи, вы
ответили на такой вопрос: "Каким вы хотите видеть свой музей?"
Галина Неустроева. Хочу, чтобы наш прекрасный музей вошел в
список влиятельных музеев мира.
Галина Сафронова. Я все-таки считаю, что выводы человека,
который вывел список влиятельных музеев и в 36 музеев, к примеру, не
вошел Лувр, неверны. Потому что влиятельный музей – это
Художественный музей, тут нет никакого снобизма по отношению к
другим музеям. Зритель, который приходит сюда, он интерпретирует
произведение по-своему, это дает ему пищу для ума, ведь художник
создает работы для того, чтобы зритель их чувствовал, сопереживал.
Я хочу, прежде всего, в духе нынешнего времени, чтобы наш музей был
богатым музеем, роскошным, чтобы это был Дворец и человек приходил
сюда в оазис красоты и волшебства.
Андрей Саввинов. Я бы хотел, чтобы наш музей превратился для
каждого якутянина в родной дом, чтобы он не проходил мимо.
Ася Габышева. Я поддерживаю всех, потому что в каждом здесь
высказанном мнении есть хорошие зерна, которые имеют право на
существование. Музей это все-таки... Это полифония должна быть.
Здесь должно быть все: и живопись, и музыка ... Все искусства. Тогда
он будет востребован для всех. Такую задачу мы себе ставим. Первые
шаги нами сделаны – приобретен рояль, идет работа с театрами... И,
конечно же, музей должен быть богатым, обязательно... Вот мы просим
сейчас бывшее здание Минфина (бывшее здание Министерства финансов на
улице Орджоникидзе и Кирова – Л.З.), чтобы выставить коллекцию
серебра, мечтаем об особой кладовой. Это было бы прекрасно! Мы видим
это в своих мечтах! Мечты иногда воплощаются в жизнь, может, это
произойдет нескоро, лет через 30... Как воплотились все же и в этом
здании. Да, сейчас для части коллекции есть достойная оправа. Хотя
нам уже даже в этой оправе тесно. Это значит, что музей живет и идет
его развитие... Записала Лена Захарова
Июль 2008 года
М.Г.Старостин. Переборка сетей. 2002 г. |
Т.Е.Шапошникова. Раз, два, три |
Франц Флорис. Сон Венеры.
Нидерландская школа XVI века |
Ф.И.Марков. Сплетница. 1986 г. |
Альбрехт Дюрер. Святое семейство с тремя зайцами |
Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет |
Национальный
художественный музей отметил
80-летний юбилей С 17 по 21 ноября 2008
года состоялись мероприятия, посвященные 80-летию Национального
художественного музея Якутии. В течение недели прошли семинары,
конференции с участием специалистов музейного дела: семинар "Школа
музейщика", в котором приняли участие специалисты Государственного
Русского музея, международная научно-практическая конференция
"Диалог: музей и общество".
В выставочном зале НХМ РС(Я) в здании Комдрагмета открылась выставка
"3В". На ней были представлены произведения живописи и графики
известных якутских художников – Валериана Васильева, Эдуарда
Васильева, Артура Васильева.
Открылись обновленные экспозиции: "Русское искусство XVIII – начала
XX веков", "Отечественное искусство XX века", "Искусство Якутии", а
также выставки "80 лет. Национальный художественный музей РС(Я) в
фотографиях и документах". В галерее зарубежного искусства им. М.Ф.
Габышева открылась постоянно действующая экспозиция "Зарубежное
искусство XVI-XIX веков".
21 ноября состоялся праздничный вечер, посвященный 80-летию со дня
основания Национального художественного музея республики.
В торжественном вечере, завершающем цикл юбилейных мероприятий,
приняли участие президент Академии духовности республики, народный
художник СССР, России и Якутии, действительный член Российской
Академии художеств Афанасий Осипов, почетный ректор Высшей школы
музыки Николай Босиков, председатель Союза художников Якутии Юрий
Спиридонов, известный модельер Августина Филиппова, директор
Якутской городской национальной гимназии Николай Чиряев, деятели
культуры и искусства, представители министерств и ведомств.
В начале праздничного вечера директор музея Ася Габышева представила
собравшимся весь коллектив НХМ – научно-исследовательский отдел под
руководством Галины Неустроевой, информационный отдел под
руководством Галины Сафроновой, научно-просветительский отдел под
руководством Кристины Слепцовой, старших хранителей залов,
сотрудников филиалов музея. Она с особой благодарностью и теплотой
вспомнила тех, кто стоял у истоков создания музея. Среди них –
первый народный художник Якутии Иван Попов, члены общества "Саха
кэскилэ", основоположник музея М.Ф.Габышев и другие, отдавшие много
сил для создания музея.
От имени Государственного собрания (Ил Тумэн) республики народный
депутат Дмитрий Горохов поздравил работников музея и отметил, что
благодаря авторитету и художественному вкусу Аси Габышевой,
возглавляющей музей с 1993 года, НХМ развивается, а его коллекции
обогащаются. Вручены благодарственные письма парламента лучшим
сотрудникам музея – Галине Неустроевой и Галине Сафроновой.
Заместитель министра культуры и духовного развития Наталья Базалева
по поручению вице-президента республики Евгении Михайловой зачитала
поздравление от имени руководства республики и передала в дар музею
картину.
В этот день также прозвучали многочисленные поздравления партнеров и
друзей музея. Особую праздничную атмосферу создали выступления
ансамбля скрипачей "Виртуозы Якутии", воспитанников Детского
музейного театра при НХМ под руководством Альбины Габышевой,
популярных певцов якутской эстрады. ЯСИА
|