Культурологический, историко-географический журнал. Издается с мая 1991 года.

1, 2012 

   

Лауреат Национальной премии России «Золотой Лотос».
Победитель Всероссийского конкурса «Золотой Гонг - 2004».
Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004».

На первую страницу номераНа главную страницу журналаНаписать письмо


 


 
Обсужден План основных республиканских мероприятий 2012 года

Рамазан Абдулатипов
«Настоящее мы должны создавать сами...»

Алексей Сергучев
Народов много – республика одна

Иван Демьянов
Ассамблея – трибуна для равноправного диалога

Конгресс народа саха

Тулагинское отделение общества «Саха омук»
(с. Тулагино
г. Якутска)


Ассоциация национальных видов спорта и игр народов Якутии «Сахаада-спорт»

Русская община Республики Саха (Якутия)

Якутское окружное казачье общество «Якутский казачий полк»

Якутская Республиканская общественная организация «Якутский казачий полк»

Общественная организация Республики Саха (Якутия) «Потомки государевых ямщиков»

Анатолий Соколов
По следам государевых ямщиков

Воин, поэт, краевед

Общественная организация
«Белорусская община "Суродич" г. Якутска»


Республиканское Украинское национально-культурное землячество «Крыныця»
им. Т.Г.Шевченко


Ассоциация эвенков Республики Саха (Якутия)

Ассоциация эвенов Республики Саха (Якутия)

Общественная организация «Татаро-башкирский культурный центр "Якташ" г. Якутска»

Бурятская община «Байкал» г. Якутска

Общественная организация «Союз армян г. Якутска»

Ассоциация корейцев г. Якутска

Казахская общественная организация "Алатау" Республики Саха (Якутия)

Кыргызская община
г. Якутска


Узбекский национально-культурный центр «Узбекская диаспора» г. Якутска

Таджикская община "Сомониён" Республики Саха (Якутия)

Азербайджанская община «Хэзер»

Эмилия Алиева
Математик-азербайджанец основал в Якутии физико-математическую школу

Ассоциация юкагиров Республики Саха (Якутия)

Ингушский национально-культурный объединенный центр "Вайнах" Республики Саха (Якутия)

Ассоциация чукчей Республики Саха (Якутия)

Польская общественная организация «Полония» Республики Саха (Якутия)

Якутское общество еврейской культуры

Общественная организация Литовская община «Гинтарас»

Национальная община «Тыва» г. Якутска

Езидская община
г. Якутска


Общественная организация «Финское культурное общество Республики Саха (Якутия)»

Василий Иванов
С думой о сильном регионе

 

Анатолий Соколов

По следам государевых ямщиков


Анатолий Соколов

Становление Российской государственности, освоение огромной территории Сибири и Дальнего Востока требовало организации надежной и постоянной связи. А единственным видом связи служил тогда наземный транспорт - ямщицкие кибитки, мчавшиеся по почтовому тракту, перевозя различного вида депеши и людей.
Российские правители считали развитие ямщицкого почтового тракта делом государственной важности. 313 лет назад, 12 ноября 1698 года Великий государь Всея Руси Петр Первый издал Указ о создании Сибирского почтового тракта от Москвы до Якутска.
Первый почтарь уехал из Москвы по Сибирскому почтовому тракту 8 января 1699 года. Он вез 28 царских указов воеводам, таможенным головам различных городов Урала, Сибири и только 12 частных писем от купцов, в том числе одно письмо в Якутск [1].

В середине ХVII века Якутия была присоединена к Российскому государству и объявлена "государевой землей". Это имело огромное прогрессивное и историческое значение. В состав России вошла громадная территория с большими природными богатствами: полезными ископаемыми, пушниной, рыбой, лесами и т.п. Якуты, тунгусы, юкагиры и другие народности вступили на путь экономического, политического и культурного сближения с русским народом.

Якутия, однако, в то время была самой отдаленной и экономически отсталой глубинкой. Для нее были характерны бездорожье, холодная и продолжительная зима, короткое, но очень жаркое лето, бескрайняя тайга, пересеченность рельефа с множеством рек - больших и малых, - гор и болот.
Этим краем, уже как частью Российского государства, необходимо было управлять, т.к. здесь появилась местная администрация, различные государственные службы, которые должны были руководствоваться циркулярами "сверху". Многочисленные казачьи отряды первопроходцев также должны были иметь связь с центром или теми регионами, откуда они начали продвижение на северо-восток Азии, и периодические донесения были важны. Собираемый ясак также требовал периодической отправки в центр.
Неотъемлемой частью освоения Сибири было научное изучение всего региона. До 1731 г. в Якутскую область входило все Охотское побережье и Камчатка. Вот почему огромная часть азиатского континента, природные ресурсы края, многообразие населения, его историческое прошлое, культура, духовный мир, естественно, вызывали огромный интерес, привлекая внимание землепроходцев, исследователей и самого правительства. Возникла острая необходимость отправки научных экспедиций для изучения края. Первые из них - экспедиция Д.Г. Мессершмита (1718 г.), Первая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга (1725-1726 гг.), Вторая Камчатская экспедиция (1733-1743 гг.) и т.д. [2].
Постоянный рост числа русского населения, появление городов, затем и открывавшиеся друг за другом золотые прииски также требовали сообщения с центром. Якутск являлся опорным пунктом в освоении новых земель на Северо-Востоке. Именно по этим основным причинам и начал формироваться естественный маршрут связи с центром.
Организации почтового дела на Руси особое внимание уделял Петр I. Определялись почтовые маршруты, налаживалась связь с иностранными державами, открывались почтовые тракты внутри страны. Для большей значимости ямщики на Руси носили специальную форму одежды и пользовались большими льготами. В ямщики шли только по доброй воле и непременно со своими лошадьми. Открывались почтамты в Москве, Петербурге и некоторых других городах России. К 1725 году протяженность почтовых маршрутов составляла около 11 тысяч верст.
По мысли Петра I для исследования Сибири, Дальнего Востока и открытия морского пути в Америку крайне была необходима хорошо налаженная почтовая связь. Руководитель и организатор Великой Северной экспедиции (1720-1740 гг.) адмирал М.Ф. Головин добился того, чтобы отряды исследователей были связаны почтой. Это и положило начало самому длинному в мире сухопутному почтовому тракту от Петербурга до Охотска.
Важным связующим звеном между ними явился Якутск. В силу своего северного местоположения Якутский тракт сразу приобрел значение опорного пути, от которого впоследствии разошлись региональные почтовые тракты (Аянский, Верхоянский, Вилюйский).
После смерти Петра I в течение нескольких десятилетий ранее с трудом налаженное почтовое дело пришло в упадок. Существующие почтовые тракты даже в Центральной Руси должным образом не поддерживались и приходили к сквернейшему состоянию, расширение сети почтовых трактов прекратилось.
Заметное возрождение почтовое дело получило в период царствования Екатерины II (1762-1796 гг.). Почти с первых дней ее правления развивается и улучшается почтовое дело. Следуют указы, содержащие конкретные распоряжения по устройству почты. Быстро растет протяженность почтовых путей, создается специальный департамент, организуются почтовые конторы, осваиваются новые почтовые тракты с образованием множества станков.
В 1730-1740 гг. предпринимались энергичные меры для организации регулярного почтового сообщения через всю Сибирь, открывались почтовые станции, составлялись расписания движения почты, определяли порядок ее разгона. В результате проведенной работы возникли многочисленные станки на огромном протяжении до Иркутска и далее до Витима и Якутска.
По поручению воеводской канцелярии якутский служилый человек Захар Баишев в 1743 г. проложил тракт от Витима до Якутска и учредил на этом отрезке 28 станций, начиная от Якутска: Табагинскую, Уулах-Анскую, Самыртайскую, Тойон-Арынскую, Тит-Арынскую, Синскую, Журинскую, Иситскую, Малыканскую, Саныяхтахскую, Мархинскую, Хаара-Балытскую, Наманинскую, Тустахскую (Солянскую), Хомустахскую, Биринскую. Неленскую, Хара-Тюбинскую, Огонохтохскую, Жедайскую, Жербинскую, Чахыянскую, Мурьинскую, Хабаландинскую, Хамринскую, Березовскую, Песковскую и Витимкую. В каждой из этих станций, за исключением Витимской, стояли тогда только одинокие якутские юрты.
С 1784 г. в ведение Якутского округа были переведены 12 станций: Саныяхтахская, Малыканская, Иситская, Журинская, Ой-Муранская, Синская, Батамайская, Тит-Арынская, Тойон-Арынская, Бэстяхская, Уулах-Анская, Табагинская и Якутская городская.
Слова "ям" и "ямщик" пришли на Русь с татаро-монгольскими завоевателями. "Ям" (тюркское название) - это селение на почтовом тракте, а их жителей, возивших почту, называли ямщиками, т.е. людьми, специально назначенными перевозить официальных лиц, гонцов и почту. Возить почту, т.е. "гонять почту", отсюда и выражение - "ямская гоньба" или просто "гоньба" [3].
Иркутско-Якутский тракт протяженностью 2895 км. действовал круглый год, причем 2400 км. тянулись вдоль берега Лены, а зимой путь прокладывался по льду. Зимняя дорога продолжалась с октября до середины, а иногда и до конца апреля. С мая открывался летний путь. Этот тракт связывал Якутию с большим миром - с центром - с Россией и являлся важной государственной дорогой, по которой ежегодно ездили тысячи людей. Одни - по государственным делам, другие - по делам торговли и промыслов. По нему ехали землепроходцы, торговцы, казачьи отряды, воеводы, а также уголовники, сектанты разного рода (скопцы, духоборы, старообрядцы), ссыльные разных категорий, экспедиции, три поколения русских революционеров и, конечно, возили почту.
Чтобы представить почтовую дорогу тех времен, достаточно вспомнить слова Н.Г. Чернышевского: "Проезд от Иркутска до Якутска - тяжелое и рискованное предприятие, труднее, чем путешествие по внутренней Африке". Как говорится, комментарии излишни.
На всем протяжении Ленского пути стояли обыкновенные якутские юрты на расстоянии десятков и даже сотен верст друг от друга.
В первое время к содержанию станков в порядке трудовой повинности привлекалось коренное население - якуты. Но оказалось, что для якутов ямщицкое дело было обременительным, совершенно непривычная работа вызывала недовольство. Езда по зимней дороге, загроможденной часто горами торосов, являлась мучением, это была настоящая пытка как для ямщиков, так и для проезжающих [4]. Поэтому, начиная с 1750 г., все чаще начинает возникать вопрос о заселении Иркутско-Якутского тракта русскими крестьянами. С 1770 г. якутов освободили от подводной повинности и тракт стали заселять русскими крестьянами-переведенцами.
Все это население, так называемые "переведенцы", рекрутировалось из ссыльных крестьян и взятых в зачет рекрутов. Их подавляющее большинство состояло из крестьян верхне-ленских селений, ранее "посаженных на пашню", жителей далеких сибирских деревень, по разным причинам отнесенных к числу "преступников" [5].
Когда в 1772 г. царское правительство конкретно приступило к организации почтово-пассажирского движения на Лене, между Витимом и Якутском было основано уже 35 почтовых станций. Для заселения части этих станций, для ямской службы из центральных губерний России было прислано 33 крестьянские семьи. Отцы этих семей - родоначальники почтовых ямщиков по Лене представляли собой отборный элемент недовольных, сосланных за непокорность воле своих господ - помещиков. Они были сосланы в счет тогдашней 25-летней рекрутчины. Это был основной костяк ямщиков Средней Лены. Все они были прикреплены к конкретным станциям и, как сосланные "за неповиновение", не имели права на свободное передвижение и перемену места жительства даже в пределах соседних станций тракта. На таблице 1 приводится список 33-х родоначальников средне-ленских ямщиков [6].


Таблица 1

Все станции, кроме Чуйской и Курейской, были расположены на более удобном для жилья левом берегу реки. Это - наличие сенокосных угодий, пастбищ, более спокойного рельефа берега, еланных мест - удобных для постройки жилья, а также огородничества и хлебопашества. Жителями и основателями новых станций, возникших в XIX веке, были частью ранее прибывшие ямщики из соседних станций или их дети и внуки.
Надо понять, сколько трудов требовалось, чтобы содержать в исправности этот очень важный для края тракт. Особенно трудоемким было устройство и поддержание в проезжем состоянии летних сухопутных дорог. В таежных участках прокладывали тропы, устраивали мосты и гати, ставили зимовья, верстовые столбы с "цифирными словами". И только благодаря ежегодному ремонту дорога поддерживалась в сравнительно удовлетворительном состоянии. Зато зимой, когда земля скована морозом, путь становился значительно более удобным и, как писал И.А.Гончаров, "весьма исправным".
В 1822 г. правительственный Сенат, признавая, что отправление почтовой и обывательской гоньбы является единственным средством для пропитания поселенцев, признал за ними исключительное право на выполнение этой работы по вольным ценам, установившимся на торгах. Только после этого крестьяне-ямщики стали подписывать контракты на отдачу в содержание почтовых станций сроком на три года.
Для примера на таблице 2 приводится наименование станций и имена подписавших контракты на отдачу в содержание поименованных 20-ти почтовых станций Иркутско-Якутского тракта с 1897-1901 гг. [6]


Таблица 2

Известно, что все они "осели" на местах, и мало кто вернулся на свою "малую Родину". Вот почему подавляющее большинство русского населения на Средней Лене являются потомками ссыльных ямщиков и пашенных крестьян. Это русское население старожилов сыграло огромную роль в истории Якутского края, в развитии его экономики и культуры.
В большинстве случаев, усвоив язык якутов, переняв их образ жизни, а также многие обычаи, установив с ними кровное родство и добрососедские отношения, они не только сами занялись земледелием, но и распространили его среди местного населения. Они внедрили много русских нововведений в ловле рыбы и зверей (переметы, кулемы, плашки, черканы), что значительно повышало производительность рыболовного и охотничьего промысла [7].
В результате браков с якутками значительная часть русских ямщиков теряла типичный русский облик, утратила некоторые элементы языка и культуры. Естественно, произошел и обратный процесс - часть местного населения обрусела [8].
Русским ямщикам приходилось жить и работать в трудных условиях. Огромные расстояния, редкая заселенность, бездорожье, долгая зима с очень низкими температурами, короткое засушливое лето - вот общая характеристика края, в котором они жили. Оторванность этого края от Родины создавала изолированное положение.
Земельный надел они получали с большим трудом и только после многократных просьб и жалоб. А долгожданный надел представлял собой таежную целину. Ее надо было расчистить и распахать, а иногда даже под сенокосы, имея примитивные орудия труда. При таких условиях обзаведение хозяйством требовало больших усилий.
Иркутско-Якутский тракт явился единственным в то время "входом" в Якутию, тем самым способствовал усилению торговых и культурных связей окраины с более развитыми районами страны, а также сыграл роль родоначальников коммуникаций на якутской земле.
Русские крестьяне, принудительно переселившиеся для ямской службы на Лену, оказались в роли "пионеров", вынесли на себе все тяготы непростой жизни в неведомом для них суровом крае. Первые станки располагались друг от друга на значительном расстоянии, и доходило оно до 40 километров, а то и более. Но, несмотря на это, почта шла регулярно и без опозданий.

Да, трудная доля досталась ямщицкому сословию. Но они жили, трудились честно, добросовестно выполняли свой гражданский и общественный долг - в этом их великая заслуга. Многие их потомки живут в сохранившихся деревнях и селах вдоль Лены. Это люди, как правило, трудолюбивые, прошедшие практичную деревенскую жизненную школу, достойно умеющие выходить из тяжелых жизненных ситуаций. Деревенские дети с детства все умеют делать: запрягать коня, косить и убирать сено, заготавливать дрова, собирать грибы и ягоды, ловить рыбу, правильно грести на лодке, плавать и многое другое. Всему этому "искусству" учат родители, учатся друг у друга, учит сама жизнь.
В свое время Хрущевская реформа по ликвидации так называемых "неперспективных" деревень докатилась и до Ленских берегов. В целом по стране было уничтожено более двадцати тысяч сел и деревень. В нашей республике было уничтожено 156, в том числе многие ямщицкие поселения. Люди вынуждены были покидать "насиженные" места и переезжать в укрупняемые села. А как иначе - детей где-то надо учить. Луга и пашни, с трудом отвоеванные у природы, остались без хозяина. Итог печальный, и в результате различных социально-политических потрясений исчезли многие ямщицкие деревни (Тойон-Ары, Батамай, Ат-Дабан, Ой-Муран, Чуран, Крестях, Еловка, Мархачан, Березовская, Неленская, Кочегарово и многие другие). Не много ли? Их давно вычеркнули из списка деревень, из документов, из карт. Но никому, никогда их не вычеркнуть из сердец истинных патриотов "Ленской землицы", ибо жить без прошлого, без корней нельзя. Ведь через уважение к месту, где жили предки, можно привить человеку любовь к своему народу, к Великой России [6].
Сегодня только названия многих приленских деревень напоминают нам о том далеком времени, да живут в народе удивительные истории из жизни ямщиков.
Каждая станция - это целая история, история со своими особенностями, своими героями, объединенными единой целью - своевременно и исправно возить почту и пассажиров, не считаясь ни со временем, ни с погодой.
Весьма и весьма длинен Иркутско-Якутский тракта. Сколько раз езжено по ней нашими предками-ямщиками! Сколько дум передумано, сколько песен спето, сколько мыслей рождалось под мерный звон поддужного колокольчика и зимой, и летом, и в мороз, и в жару!
О ленских ямщиках с большой теплотой писали выдающиеся русские писатели - И.Гончаров, В.Короленко, известные исследователи - Н.Щукин, И.Майнов, Ф.Сафронов и другие [9]. Ленские ямщики были мужественные, талантливые и жизнерадостные люди. Несмотря ни на что, они выдержали все тяжелые испытания, преподнесенные судьбой. Они сумели прижиться, выжить, перестроиться, и сегодня многие из их потомков по праву являются гордостью Якутии. Во всех отраслях народного хозяйства нашей республики, а то и за ее пределами, трудятся потомки ямщиков. Среди них немало именитых ученых, докторов и кандидатов наук, учителей и руководителей производства, много других тружеников, достойных памяти своих предков.

Теперь многое изменилось в жизни республики, а ямская служба стала историей. Настали другие времена. Теперь Интернет, телеграф, телефон, пейджер заменили обычную почтовую связь.

Более двух с половиной веков добросовестно и честно несли службу "государевы ямщики" на Лене. Это наши предки, которые сыграли исключительную роль на судьбоносном этапе исторического развития Якутского края. Получилось так, что однажды вступивши на эту землю, как им велено было судьбой, они остались здесь навечно. А корни, пущенные ими, растут и множатся. И мы должны помнить своих отцов и дедов с чувством законной гордости за их добрые дела.


Ямщицкая «гоньба»

Литература

1. Вигилев А.Н. История отечественной почты. М., 1990.
2. Исторические связи народов Якутии с русским народом (сб. трудов). Якутск, 1987.
3. Майнов И.И. Русские крестьяне и оседлые инородцы Якутской области. С.-Пб, 1912.
4. Короленко В.Г. Сибирские очерки и рассказы. Иркутск, 1983.
5. Сафронов Ф.Г. Русские крестьяне в Якутии. Якутск, 1961.
6. Соколов А.Д. По следам государевых ямщиков. Якутск, 2002.
7. Майнов И.И. Помесь русских с якутами. М. 1900.
8. Яныгин Е.Д. К вопросу о двухсторонней ассимиляции якутов и русских крестьян. Архив ЯНЦ РАН Ф.N 5. оп.1. д.118.
9. Сашенков Е.П. На почтовых трактах Севера. Якутск, 1989.

  
Деревня Еланка, 1905 год. Ямщицкая семья Соколовых.
На фото слева: могила основателя Еланской почтовой станции А.Д. Соколова

Hosted by uCoz