Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Людмила ЖУКОВА,
Егор АНТОНОВ,
Ольга НОВГОРОДОВА

«Стоял у истоков исторической науки в Якутии...»

Жизнь и научное наследие
Григория Андреевича Попова

Имя Григория Андреевича Попова (1887-1942) — одного из первых профессиональных историков Якутии, заведующего сектором истории Научно-исследовательского института языка и культуры при СНК ЯАССР (1936-1937 гг.), связано с волной репрессий, охватившей нашу страну
в 20-30 гг. XX в. Как многие представители научной и педагогической интеллигенции того времени, он был оклеветан, заключен в тюрьму и погиб в ГУЛАГе.

Г.А.Попов прошел сложный путь от священника до крупного советского историка-якутоведа. Своей многогранной деятельностью в научно-исследовательских учреждениях и обществах, педагогической работой, научными трудами он внес огромный вклад в дело изучения Якутии. За всю недолгую, но содержательную жизнь Г.А.Попов сделал много для просвещения и национально-культурного возрождения народов Якутии. Он оставил большое и интересное творческое наследие, которому в свое время уделялось мало внимания, в связи с чем его труды практически неизвестны современному читателю. Существующая литература о Г.А.Попове носит в основном справочный характер: о его деятельности имеются лишь небольшие газетные и журнальные публикации. Во второй половине ХХ в. заслуги одного из первых советских историков-якутоведов, автора первых учебников по краеведению были либо забыты, либо получили одностороннее освещение.

Григорий Андреевич Попов родился 25 ноября (13 ноября по ст. ст.) 1887 г. в Октемском наслеге Западно-Кангаласского улуса Якутского округа в семье русского священника. Род Поповых ведет свое начало от прибывшего из Великого Устюга священника Василия Иннокентьевича Попова, основавшего в 1764 г. Сунтарскую Введенскую церковь. Отец Г.А.Попова Андрей Григорьевич служил псаломщиком в Октемской церкви, диаконом церковно-приходской школы с. Покровское, затем диаконом Кафедрального собора и учителем второклассной церковной школы г. Якутска. В 1896 г. он получил сан священника с назначением в с. Абага Батурусского улуса, где в 1900 г. скончался в возрасте около 40 лет.

Мать Анна Петровна вела домашнее хозяйство, воспитывала детей — Григория и младшего сына Иннокентия. Она также принадлежала к духовному сословию: отец ее Петр Кузьмич Попов был протоиереем Градо-Предтеченской церкви г. Якутска и состоял в Комитете по переводу богослужебных книг на якутский язык. Анна Петровна пережила мужа на 10 лет и умерла в Якутске в 1910 г. во время эпидемии брюшного тифа.

С 7 лет отец начал обучать Григория грамоте, в 1899 г. в возрасте 12 лет он поступил на учебу в Якутское духовное училище, где обучались в основном дети священнослужителей, родители которых стремились приобщить своих чад к делу духовного христианского служения. После смерти отца, как не владеющий недвижимым имуществом и малообеспеченный учащийся, Григорий определяется на полное государственное содержание.

Тогда же Григорий стал проявлять интерес к исторической литературе. «Пристрастия к духовным наукам не питал, зачитывался русскими рассказами. Майн Рид и Фенимор Купер лично меня не увлекали. Больше нравились мне произведения исторического содержания: «Князь Серебряный», «Борис Годунов» А.С.Пушкина и проч.», — отметит Григорий Попов в своих автобиографических записках. Он был свидетелем одного из обстрелов солдатами «Романовки» (1904 г.) и это событие глубоко повлияло на впечатлительную душу юноши.

В 1905 г. после окончания духовного училища Григорий был переведен на первый курс Якутской духовной семинарии. Жесткие правила внутреннего распорядка «бурсы», как тогда в обиходе именовали духовные учебные заведения, подтягивали семинаристов и «выковывали из нас особых людей со многими положительными сторонами», как вспоминал впоследствии Григорий Андреевич. Годы учебы будущего историка в духовной семинарии совпали с годами первой русской революции 1905—1907 гг. и последовавшим за ней периодом реакции. «Революция ворвалась в семинарию и прошла там довольно бурно... — вспоминал он. — Организовалась социал-демократическая партия, куда входили В.Н.Чепалов, Н.В.Васильев и я... В скором времени я формально был принят в социал-демократическую организацию «Маяк». Возник союз учащихся средних школ г. Якутска. Был организован свой клуб... шли нескончаемые споры, дебаты. Схватывались социал-революционеры с социал-демократами».

Г.Попов был «маяковцем» до полного роспуска кружка, численность которого постоянно уменьшалась. Вскоре учиться в Варшавском университете уехал В.Чепалов. Учащийся Попов был «выдворен» из общежития семинарии и отдан на два года под гласный надзор полиции, так как ректор считал его «злонамеренным» лицом. В эти бурные годы будущий исследователь ищет пути профессиональной деятельности. В библиографическом списке работ Г.А.Попова первой значится небольшая статья «Неводьба у якутов на озере», опубликованная в журнале «Восточная Сибирь» за 1909 г. (№ 5, с. 84—85). Еще будучи семинаристом, 22-летний Григорий делает первые шаги в изучении истории и этнографии народов, населяющих Якутский край.

В 1911 г. Г.Попов окончил Якутскую духовную семинарию, но за участие в революционной деятельности кружка «Маяк» его обвинили в политической неблагонадежности и отказали в выплате денег для поступления в Петербургский историко-филологический институт. Молодой человек оказался в затруднительном положении: «Учиться дальше, но средства? Идти в священники не было призвания». И Григорий Попов, чтобы заработать деньги на поездку для продолжения образования, устраивается на работу в Якутскую Духовную консисторию. Подкопив немного средств, он решает поступать в высшее учебное заведение, в Духовную академию, в которой дети духовных лиц обучались бесплатно, и могли иметь стипендию. В 1913 г. Г.А.Попов уезжает в Казань. В дневнике он пишет: «Прощай, Якутия. Еду за знаниями, чтобы впоследствии быть полезным тебе».

В Казани он поступает на монгольское отделение Духовной академии с целью ознакомиться с историей и этнографией тюркских и монгольских племен. Здесь он продолжает серьезно заниматься историей. На I курсе пишет семестровое сочинение об анимизме и тотемизме якутов, которое преподаватель калмыцкого языка архимандрит о. Гурий (Степанов А.И.) передал в редакцию московского журнала «Православный благовестник». Работа была опубликована в № 3 «Православного благовестника» за 1914 г. под названием «Следы анимизма и тотемизма в верованиях якутов». Это объемное сочинение на 21 странице с фотографиями. Здесь молодой исследователь обнаруживает умение работать с научной литературой, в частности, с трудами В.Л.Серошевского, В.Ф.Трощанского, В.Л.Приклонского, Н.С.Щукина и других, умело использовать собственные наблюдения.

Годы учебы в академии совпали с событиями Первой мировой войны и новым революционным подъемом, который привел к свержению самодержавия в России в феврале 1917 г. и установлению двоевластия. Февральская буржуазно-демократическая революция нашла живой отклик среди студенческой молодежи Казани. «Студенчество было захлестнуто революцией. События пошли с лихорадочным темпом. Образовался в Казани студенческий совет, объединивший все высшие учебные заведения города». Г.А.Попов получил мандат от Совета на право «давать народу и солдатам разъяснения по поводу происходящих событий».

Весной 1917 г. Григорий успешно сдает выпускные экзамены, в июне защищает кандидатское сочинение на тему «История христианского просвещения якутов и других инородцев Якутской области» с получением степени кандидата богословия (высшее богословское образование). В кандидатском сочинении Г. А. Попов показывает миссионерскую деятельность православного духовенства на огромной территории Восточной Сибири с XVII в. и до начала ХХ в., используя богатейшие материалы якутских и иркутских архивов гражданского и духовного ведомств (многие из которых в настоящее время утрачены), данные периодической печати, привлекает к работе опубликованные источники и исследования, проявляя себя как вполне сложившийся ученый.

С возвращением в Якутию начинается его активная педагогическая и научная деятельность. В августе 1917 г. он получает назначение в Якутское епархиальное женское училище в качестве преподавателя русского языка и литературы, с 1918 г. преподает гражданскую историю в Якутской духовной семинарии и Якутской женской гимназии, где тогда учились Р.И.Цугель и В.С.Синеглазова. С окончательным установлением советской власти по всей Якутии Г.А.Попов с энтузиазмом проводит просветительскую и научно-исследовательскую работу. В печати появляются его новые пубикации. В 1920 г. Г.А.Попов работает преподавателем Якутской учительской семинарии и 3-годичных Якутских педагогических курсов. В ноябре того же года его назначают заведующим подотделам исследования Якутской губернии, учрежденного Институтом исследования Сибири в виде местного научного филиала.

В марте 1921 г. распоряжением Наркомата Сибирского народного образования функции заведующего подотделом исследования Якутской губернии передаются особо уполномоченному подотдела исследования Сибири. Уполномоченным подотдела исследования Сибири в Якутии назначили Г.А.Попова и под его контролем оказались все якутские научные организации и учреждения. Тогда же усилиями сотрудников подотдела и местных краеведов открылись музеи в гг. Вилюйске, Верхоянске, Среднеколымске, Олекминске.

В мае 1922 г. должность уполномоченного ликвидировали и Г.А.Попова назначили заведующим научным отделом при Наркомате просвещения ЯАССР. Перед научным отделом ставились задачи координации местной научной исследовательской работы, развития сети краеведческих учреждений и организаций, содействия экспедициям, научным поездкам. Г.А.Попову в этой должности удалось существенно оживить деятельность местных краеведов. Так, в сентябре 1922 г. по его инициативе организуется Якутское краевое географическое общество и на его первом организационном собрании Г.А.Попова избрали председателем на общественных началах. Якутское краевое географическое общество действовало всего полтора года, оно состояло из двух секций — этнографической и исторической. По инициативе членов общества с 1922 г. в школах повышенного типа г. Якутска было введено преподавание нового предмета — краеведения.

В 1922 г. в первом выпуске «Сборника материалов к изучению Якутии», изданного научным отделом, Г.А.Попов публикует обнаруженные им уникальные документы, раскрывающие суть национально-колониального гнета царизма. Г.А.Попов был одним из первых историков, изучивших вопросы политической ссылки в Якутии. В 1923 г. после закрытия научного отдела Г.А.Попов назначается заведующим Якутским краеведческим музеем и одновременно продолжает работать преподавателем краеведения. Педагогическая деятельность Г.А.Попова с перерывами продолжается до 1938 г.

В 1924—1927 гг. Г.А.Попов заведует школой II ступени, где организует новые направления обучения: электротехническое, горное и кооперативное. Одной из основных задач учебного заведения стала подготовка молодежи для поступления в высшие учебные заведения. В школе действовали ученические организации и кружки: литературный, математический, музыкально-хоровой, якутского языка и литературы. Кроме того, учащиеся активно работали в кружке юных краеведов.

Григорий Андреевич придавал большое значение созданию при школах и музеях краеведческих кружков. В 1924 г. он опубликовал «Очерки по истории Якутии», в которых предложил периодизацию истории Якутского края от древности до современности; в 1926 г. выходят из печати два выпуска пособия «Якутский край» (вып. 1 «Природа ЯАССР», вып. 2 «Население и народности Якутского края. Опыт статистико-этнографического исследования»). Высокую оценку этим работам дал д.и.н. Ф.Г.Сафронов, один из ведущих специалистов по истории Якутии: «Труд Г.А.Попова «Очерки по истории Якутии» стал первой сводной работой по истории Якутии. Автор написал её на основе исторической, географической и краеведческой литературы, документов Якутского архивохранилища... Работа Григория Андреевича в методологическом плане основывалась на достижениях русской дореволюционной исторической мысли». «Очерки... представляют этап в развитии якутской историографии. Они, будучи первым обобщающим трудом, сыграли свою роль в развитии якутоведения и пропаганде исторических знаний среди населения. Ряд выдвинутых в труде мыслей и положений, не говоря уже о содержащемся в нем фактическом материале, не потеряли значения и в наше время».

Касаясь учебного пособия «Якутский край», Ф.Г.Сафронов писал: «Эта работа была написана по желанию учителей как руководство для использования на уроках краеведческого материала. Пособие давало сжатый краеведческий материал в виде отдельных очерков по истории, географии, этнографии и экономике Якутского края. Пособие в течение многих лет использовалось учителями в педагогической работе. Им пользовались государственные и хозяйственные руководители и все те, кто интересовался историей и этнографией Якутского края».

В связи с централизацией научной работы Якутское краевое географическое общество ликвидируется в мае 1924 г. и восстанавливается деятельность отдела Государственного Русского Географического общества. Председателем Якутского отдела Русского Географического общества, проработавшим со дня его образования и до 1929 г., избирается Г.А.Попов. Он руководит печатным изданием органа отдела «Известия РГО». Члены Географического общества принимают активное участие в работах Академической экспедиции, организованной в 1925 г. по инициативе М. К. Аммосова. В своих автобиографических записях Григорий Андреевич отмечает: «Якутск оживился. Прибывали отряды с научными работниками. Председатель СНК М.К. Аммосов стал в центре научных работ в Якутии. Его время, бесспорно, можно назвать лучшим периодом научно-исследовательской эпохи в Якутии... В 1930 г. Академическая экспедиция завершила свою работу. По моему мнению, Академия наук для Якутии сделала многое. Благодаря ей, мы видим теперь в Якутии такие крупные учреждения, как Гидрометеорологический институт, опытная сельскохозяйственная станция, прекрасно оборудованный Якутский музей и организованная богатая национальная библиотека, — все это результаты академических работ в Якутии».

В мае 1925 г. Правительство ЯАССР берет на себя инициативу создания республиканского исследовательского центра. Г.А.Попов является одним из учредителей нового научного общества «Саха кэскилэ» (Будущее якутов). Он входит в состав правления этого объединения, участвует в разработке структуры общества. «Саха кэскилэ» действовало на правах филиала «Общества изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока». Председателями Совета общества работали П.А.Ойунский (1925—1926) и М.К.Аммосов (1927—1928). Г.А.Попов был товарищем (заместителем) председателя, научным секретарем общества и одновременно заведовал этнографической секцией. Много времени Григорий Андреевич уделял работе по разъяснению важности сбора историко-этнографического материала и привлечению широких кругов населения к краеведческой работе. В первом выпуске сборника трудов общества «Саха кэскилэ» он публикует «Программу и инструкцию по собиранию образцов народного творчества». Общество «Саха кэскилэ» летом 1926 г. рекомендовало Г.А.Попова к участию в работе этнографического отряда Академической экспедиции. В 1926 г. Г.А.Попов избирается членом-корреспондентом Центрального Бюро краеведения при Академии наук СССР.

В 1926 г. при Народном комиссариате просвещения и здравоохранения ЯАССР вновь открывается научный отдел, в ведение которого отдают всю исследовательскую работу на территории Якутии. С 1 августа 1927 г. Г.А.Попов назначается заведующим этим отделом, которому были переданы все общества и учреждения научно-исследовательского характера, а также краеведческие кружки. Отдел оказывал методическую помощь и материальную поддержку отдельным краеведам, установил связь местных исследовательских организаций с Академической экспедицией. Далее свою деятельность как историк и краевед Григорий Андреевич продолжает уже в качестве инспектора научных учреждений НКПЗ.

В это время он активно приступает к публикации своих научных трудов в сборниках трудов исследовательского общества «Саха кэскилэ», «Известиях Якутского отделения Русского Географического общества», журналах «Восточная Сибирь» и «Красный Север», местных газетах. В период с 1914 г. он опубликовал около 90 статей по различным вопросам краеведения. В марте 1927 г. за печатные труды по этнографии народов Якутии ученый награждается малой серебряной медалью Государственного Русского Географического общества.

В 1927 г. Г.А.Попов утверждается в должности преподавателя Якутской советской партийной школы, в 1928 г. назначается директором Якутского областного музея с возложением на него обязанностей заведующего этнографическим и историческим отделами. Став директором музея, Г.А.Попов открывает картинный зал, где экспонируются работы известных русских художников, выставляются произведения местных художников И.В.Попова и М.М.Носова. В результате многолетних неутомимых трудов Григорий Андреевич завоевал широкий авторитет и известность как ученый-историк, энтузиаст-краевед не только в Якутии, но и далеко за ее пределами. Летом 1928 г. он становится в Москве членом секции научных работников, членом-корреспондентом Центрального бюро краеведения.

В конце 20-х гг. в результате постановления ВЦИК в советских, хозяйственных и культурных органах и учреждениях началась чистка «неугодных лиц». В регионах без индивидуального тщательного разбора деятельности административным путем увольнялись лица, которым объявлялось недоверие за прошлые «ошибки» в период революций и гражданской войны. В этой обстановке 30 декабря 1928 г. Г.А.Попов был уволен с дожности с запретом заниматься педагогической и краеведческой работой, а в начале января 1929 г. его освобождают и с должности директора Якутского областного музея, где он остается работать зав. историческим отделом. В сентябре 1929 г. Г.А.Попову было возвращено право на педагогическую деятельность, и он поступает работать преподавателем краеведения в Якутский сельскохозяйственный и педагогический техникумы. Однако уже через месяц к нему применяются новые репрессивные меры. На основании списка Наркомата рабоче-крестьянской инспекции ЯАССР о чистке госаппарата, опубликованного в газете «Автономная Якутия» от 2 октября 1929 г., Г.А.Попова подвергают повторной чистке по 1-й категории.

Организации и учреждения, где работал Г.А.Попов, давали положительную оценку его многолетней неутомимой научно-педагогической и краеведческой деятельности. Но ходатайства и письма не имели результатов, Григорий Андреевич остался безработным. Необходимость содержать семью и огромное желание отдать родной Якутии все свои знания и опыт заставляли ученого мужественно переносить все невзгоды и искать возможности к продолжению научной деятельности.

В апреле 1930 г. Комитетом Севера при ЯЦИК ЯАССР Григорий Андреевич привлекается к работе по выявлению архивных материалов о народах, проживающих на Колыме, а 20 мая того же года назначается архивистом исторического отдела Якутского центрального архива. Он впервые описывает северные архивы, составляет описи к фондам дореволюционного периода.

В феврале 1930 г. общество «Саха кэскилэ» и Якутский отдел Государственного Русского Географического общества объединяются в Общество изучения Якутской АССР. Григорий Андреевич активно включается в деятельность Общества и избирается секретарем историко-этнографической секции. Он возобновляет работу среди молодежи и мобилизует ее на изучение родного края, организует краеведческие ячейки в педагогическом и пушном техникумах. 1 августа 1932 г. он назначается старшим архивистом исторического отдела Центрального архивного управления ЯАССР. Но после выхода постановления Коллегии Наркомата рабоче-крестьянской инспекции и Контрольной комиссии ЯАССР от 20 августа 1933 г. его уволили с работы как «не заслуживающего доверия». Увольнению предшествовали обыск, поиски в квартире архивных документов, вызовы в ГПУ, допросы, протоколы...

Как будто чья-то жесткая рука постоянно преследовала Г.А.Попова и перекрывала источники для его творческого труда. Обстановка в стране и республике была тревожная, тотальное недоверие друг к другу, поиски «внутренних врагов» пугали и ожесточали людей. Историк размышляет о своем времени: «Бывшая Россия взяла на себя мессианскую роль, это — советская страна. Новый мир, невиданный до этого... Пусть у нас много отрицательного, ужасного, возмущающего человеческую совесть, но миру дана новая власть — да не будет богачей и эксплуататоров! Новый быт, новая жизнь... Строится социализм. Сделаны большие шаги. Зачем же мешать ей! Если социализм не утопия, не химера, а жизненное явление — никакие силы ему не воспрепятствуют. В противном случае, т.е. если он не является жизненным, сама история вынесет ему приговор, т.к. нежизненное не может быть живучим. Таким образом, мешать строителям социализма преступно... С этой точки зрения вредительство, о котором пишет пресса, недопустимо. Кроме гнева массы и напрасных жертв, ничего оно не принесет... Пусть строится новое здание будущего, правда, для многих современников очень жестко, сурово, беспощадно, но все-таки что-то новое строится... Если оно принесет человечеству счастье — привет ему! Если же нет — горе строителям, и проклятия поколений будут вечным несмываемым пятном. Такова дилемма современности...». В этих строках нет социалистического пафоса, как нет его и в других работах историка, что впоследствии будет ставиться ему в вину, есть лишь мудрая, осторожная попытка осмыслить стремительный поток исторических событий.

В сентябре 1933 г. Г.А.Попов принят на работу в Якутское отделение Арктического института на должность научного сотрудника по поиску и систематизации архивных документов. Он составил ряд статистико-экономических очерков о северных улусах республики, но 1 апреля 1934 г. Якутское отделение института было ликвидировано.

В феврале 1934 г. Г.А.Попов принимает участие в экспедиции Аэрофлота. В результате одной из поездок им составлено описание Алданского и Булунского месторождений каменного угля. На основании соглашения от 23 апреля 1934 г. Г. А. Попова пригласили в качестве научного сотрудника в экспедицию Народного комиссариата земледелия СССР по обследованию колхозов Якутии. Неоднократные увольнения с работы, «чистка» по 1-ой категории не сломили ученого. В 1930-х гг. продолжилась интенсивная работа Г.А.Попова по изучению истории Якутского края. Он ввел в научный оборот целый массив не использованных ранее архивных документов. В 1934 г. Г.А.Попов готовит к печати хрестоматийный сборник «Прошлое Якутии» объемом 684 машинописные страницы. В письме в Якутское государственное книжное издательство заведующий сектором народного образования и истории Института языка и культуры при СНК ЯАССР С.Н.Донской-II пишет: «Хрестоматийный сборник, составленный Г.А.Поповым, явится ценным пособием для лиц, начинающих знакомиться с историей Якутии. Автор использовал и последовательно расположил материалы, характеризующие прошлое Якутии, начиная от преданий и гипотез о происхождении якутов и заселении ими территории Якутии — вплоть до гражданской войны. Хрестоматия дает представление о зачатках феодального строя, развивающегося среди якутов до включения их в состав России, о классовом лице якутского тойонатства в XVIII в., пытавшегося получить «русское дворянство» и являвшегося проводником колонизаторской политики царизма... Хрестоматия показывает зарождение в Якутии новых сил, борьбу этих сил за Советскую Якутию». Но книга так и не увидела свет.

В 1934 г. Главным управлением Северного морского пути (ГУСМП) было организовано изучение отдаленных и труднодоступных районов северо-востока Азии, расположенных в бассейнах рек Индигирки и Алазеи. В сентябре 1934 г. Г.А.Попов приглашен в ГУСМП в качестве научного сотрудника планово-финансового отдела. Здесь он проводит большую работу по поиску архивных научных данных и изучению Индигирского края. В декабре 1934 г. руководство ГУСМП обратилось в группу партийного советского контроля при Якутском обкоме ВКП(б) с ходатайством, в результате которого постановлением КПК при Якутском обкоме ВКП(б) от 11 декабря 1934 г. решение Комиссии по чистке госаппарата в отношении Г.А.Попова было отменено, и его полностью восстановили в правах.

В июне 1935 г. Г.А.Попов принят членом-корреспондентом в Институт экономики Севера АН СССР, а год спустя назначен штатным старшим членом-корреспондентом по Якутии. В этот период Г.А.Попов собирает и изучает якутские сказания и рассказы. В июле 1936 г. Г.А.Попов принят заведующим научным отделом Якутской государственной национальной библиотеки, а после реорганизации отдела в январе 1937 г. переходит в якутоведческий подотдел. Как заведующий краеведческим отделом, Григорий Андреевич провел огромную работу по упорядочению и обогащению краеведческого фонда библиотеки, им систематизирована и приведена в порядок библиографическая картотека Н.Н.Грибановского. В 1937 г. в честь 15-летия Якутской АССР Г.А.Попов премируется за отличные успехи в работе якутоведческого кабинета Государственной национальной библиотеки.

В конце 1935 г. на базе гуманитарных секций общества изучения ЯАССР и комитета нового алфавита при СНК ЯАССР возник Научно-исследовательский институт языка и культуры, в задачу которого входило научное изучение проблем якутского языка, литературы, истории, народного образования и искусства. Г.А.Попов был приглашен в институт в качестве заведующего сектором истории. Дирекция института в связи с предстоящим 15-летием ЯАССР и изданием трудов сотрудников, посвященных этому юбилею, предлагает Г.А.Попову разработку тем: «О бунтарстве в I половине XIX в.» и «Завоевание Якутии русскими». Изучив архивные документы и фольклорные материалы, Г.А.Попов публикует работу о бунтарстве в Якутском округе в первой половине XIX в., посвященную жизни и борьбе героев якутских преданий Василия Манчаары, Аммоса Данилова и др. Впервые в историографии Якутии историк порывает с традиционным представлением о разбойничье—грабительском характере выступлений этих народных героев и стремится показать классовые корни их движения. Василий Манчаары, в понимании Г.А. Попова, — это народный герой, возглавивший борьбу против тойонов за улучшение положения бедноты и защищавший ее права. В списке своих работ Г.А.Попов указывает также две написанные им пьесы для театра — «Разбойник Амоча» и «Тойон Тыгын».

В 1936 г. Г.А.Попов заведует якутоведческим подотделом Якутской государственной национальной библиотеки, работает заведующим сектором истории Института языка и культуры и пишет исторические труды по истории Якутии. Трудные обстоятельства жизни не лишили Г.А.Попова желания работать и непрерывно расширять свои познания. Снятие 1-й категории «чистки» позволило ему продолжать преподавательскую работу. В октябре 1936 г. его приглашают в Якутский педагогический институт для чтения лекций по истории Якутии, в том числе и на историческом отделении. Со свойственной ему энергией, добросовестностью он принимается за разработку тематических планов, открывает кабинет истории Якутии. Но 10 октября 1937 г. директор пединститута Жегусов отстранил Г.А.Попова от чтения лекций «вплоть до выяснения», затем последовало увольнение из библиотеки, а 21 декабря его сняли с работы в Институте языка и культуры. Выяснить причины отстранения от работы ученому так и не удалось. Его труды, книги подверглись изъятию и забвению, а продолжение изданий его работ запретили. 11 мая 1938 г. НКВД ЯАССР вынес постановление о содержании ученого под стражей на основании поступивших материалов: «...Попов Г.А. систематически ведет среди населения а/с [антисоветскую] агитацию, направленную на подрыв существующего строя, т. е. совершил преступление, предусмотренное ст. 58-10, часть вторая УК РСФСР». 16 мая 1938 г. Г.А.Попов был арестован.

4 августа того же года Г.А.Попову было предъявлено обвинение в том, что «...являлся членом к-р [контрреволюционной] националистической организации, ставящей своей целью свержение Советской власти в Якутии и образование буржуазно-националистического государства под протекторатом Японии. По заданию этой к-р организации Попов совместно с др. обвиняемыми проводил систематическое вредительство на участке культурного строительства ЯАССР, т. е. совершил преступление, предусмотренное ст. 58-2, 58-7 и 58-11 УК РСФСР». Состоявшийся 5 апреля 1939 г. суд отправил дело на доследование, так как подсудимый и проходившие по делу свидетели отказались от своих показаний.

Сфабрикованное дело на Г.А.Попова в начале 1940 г. из НКВД ЯАССР было направлено в Прокуратуру СССР, откуда передано для рассмотрения на Особом совещании при Народном комиссариате внутренних дел СССР. 3 июня 1940 г. Особое совещание при НКВД СССР постановило: «Попова Григория Андреевича за антисоветскую деятельность заключить в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет, считая срок с 16-го мая 1938 года». В августе 1940 г. Г.А.Попов был отправлен этапом в Караганду в ИТЛ «Долинка», откуда уже не вернулся. Он скончался 6 декабря 1942 г. и лишь через 14 лет, в 1956 г., был полностью реабилитирован за «отсутствием состава преступления».

Григорий Андреевич Попов был разносторонней личностью, исследователем с широким кругозором, огромной эрудицией и живой творческой мыслью. Он много лет руководил гуманитарной частью научно-исследовательских работ в Якутии, оказывал всестороннюю методическую и практическую помощь различным организациям и учреждениям, музеям, школам; участвовал в экспедициях, организовывал экскурсии. Он стоял у истоков исторической науки в Якутии, отдав служению истории все свои знания, энергию и силы.


Людмила Николаевна Жукова, к.и.н.

Егор Петрович Антонов, к.и.н., ст. науч. сотр. отдела истории.

Ольга Петровна Новгородова, внучка Г.А. Попова, проживает в г.Москве.

Hosted by uCoz