Илин № 3 '2006


Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

 

ИЛИН

№ 3 (50) 2006

Историко-географический, культурологический журнал

Александр Акимов: "Ысыах Олонхо - это праздник единения и дружбы народов, диалога культур"

Екатерина Романова Национальный праздник Ысыах – символ якутской культуры

Репродукции картин Тимофея Степанова

Республиканский проект / Сунтарский улус

Сунтарский улус

Василий Васильев-Харысхал
Михаил Никифоров: "Это смотр всего улуса"

Современный Сунтар

Коса Соколиная
Крестях
Тойбохой
Эльгяйи

Иван Иннокентьев
Нина Герасимова: "Счастлив народ, что верует в Господа, носит в своем сердце образ Его…"

А Прокопьева
Клуб, где ценят родство душ…

Минувшее. Воспоминания

Пантелеймон Петров
"За топографическим описанием и приискиванием редкостей…". Экспедиции в неведомые сунтарские земли (1630 - 1939 гг.)

Розалия Бравина
Археологические памятники Сунтарского улуса

Аркадий Яковлев
Не только священник… Жизненный путь и деятельность Григория Мисаиловича Попова

Свящ. Гр.Попов
Якутский "ысэх"

Калистрат Кириллин
Революционер, правозащитник, публицист…

Лия Малышева
Они бережно собирали историю родного края

Тамара Самсонова
"Жить достойно на земле могут духовно богатые люди…"

Светлана Захарова
Всегда видел в человеке личность

Мария Доржиева
"Мы бы говорили, говорили - обо всем на свете…"

Лена Спиридонова
"Заставляют задуматься о смысле жизни…"

Нина Герасимова:

"Счастлив народ, что верует в Господа, носит в своем сердце образ Его…"

Наш сегодняшний собеседник – индивидуальный предприниматель из с. Сунтар, руководитель фирмы "Татыйыына", кавалер ордена Равноапостольной Ольги III степени, обладатель Почетного знака "Меценат в области культуры им. Гаврила Васильевича Никифорова-Манньыаттаах уола" Н.П.Герасимова. Нина Прокопьевна в 2003 г. на свои средства построила в улусном центре Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, ее фирма оказывает постоянную материальную поддержку детским организациям и учреждениям, отдельным жителям Сунтарского улуса.

Истреби зло из среды себя…

Ветхий завет. Второзаконие, гл. 17.

– … Но был же первый шажок. Может быть, робкий – на долгом и трудном пути к Господу. Каким же он был? И когда Вы его сделали?

– Думаю, что в Новосибирске. Тогда я была студенткой Института потребительской кооперации.

В комнате общежития нас жило шестеро девушек. Но как-то так получилось, что в церковь ходила я одна. Подруги мои то ли боялись институтского начальства, то ли относились к делам духовным равнодушно, только мои горячие уговоры на них никак не действовали.

Я же потихонечку посещала в облюбованную церковь и подолгу рассматривала лики, изображенные на иконах. Казалось, их взоры проникали в самые глубины моей души, с ними можно было вести даже беседу – конечно же, мысленно. Эти лики умели подбадривать, если надо, понимать и сопереживать… А когда начинались песнопения, у меня аж дух захватывало от волнения. Я была уверена, что слышу настоящие голоса ангелов. Так они были чисты и звонки.

И вот однажды, как все прекрасное, эти счастливые дни канули в Лету. Можно сказать, я сама лишила себя чуда общения с Господом… Произошло все обыденно и очень горько, обидно. Как-то после службы ко мне подошел священник и весьма мягко, деликатно заговорил – о Спасителе, земной и потусторонней жизни, добре и зле. Я слушала его, а в голове вихрем проносились дикие мысли: "Вот и попалась, дурочка! Вербуют тебя!.." И я чуть ли не бегом выскочила из храма. Плоды длительного атеистического воспитания не преминули сказаться…

– И каково было Ваше возвращение в лоно православной церкви? Можно ли сказать, что оно было триумфальным? Ведь Вы вернулись к Господу, что говорится, не с пустыми руками – столько сделано в угоду Спасителю, во благо ближних своих…

– Совсем не так. Во-первых, те заслуги, что приписываете мне, на самом деле принадлежат Господу. Это Он вел моей рукой, это Он вкладывал в мою голову и душу добрые намерения. Во-вторых, есть золотое правило: сразу забудь о том, что ты сделал кому-то хорошее. Если будешь постоянно помнить о добре, тобой сотворенном, лучше не делай этого. Ты просто возвращаешь Богу часть того, что Он тебе счел нужным дать.

– Хорошо. Пусть это пришло к Вам как послание-поручение от Господа, но все же почему Вы, как личность, как индивидуум решили построить церковь? Ведь наверняка и люди Вам говорили, да и сами Вы задумывались об этом: не проще ли было бы раздать деньги, предназначенные на строительство храма, обычным нуждающимся, пожертвовать детским учреждениям, больницам?

– Жила я тогда в Эльгяях. Перенесла тяжелую операцию, развелась с мужем. На руках – трое детей, старшему из которых 13. Кстати, я не виню мужа в том, что он оставил меня. Если разобраться, считаю, что во многом виновата моя гордыня. Сейчас мы с ним друзья, и дети прекрасно с ним общаются.

А тогда… Невеселое было время. Всем приходилось нелегко. Знакомая моя тогда же наложила на себя руки. И я впервые подумала: а была бы у нас церковь, будь она крещеным человеком – неужто бы решилась на такой грех?! Потом в разговоре со старшей сестрой заявила, что хотела бы построить церковь. (Недавно она призналась, что выйдя тогда на улицу, расплакалась. Подумала, что я всерьез "тронулась головой").

Что касается помощи нуждающимся, то по мере возможностей и в те годы старалась никому не отказывать. И не только своим работникам. Ведь все мы здесь, в Сунтаре – сородичи, а если по большому счету взять – все люди, дети Божии.

Ну а церковь, надеюсь, простоит долго. И многие ближние наши найдут в ее стенах помощь, нравственную поддержку, утешение. Люди станут ближе к Господу – и в помыслах своих, и в делах. Думаю, сторицей обернутся во благо сунтарцам деньги, потраченные на строительство церкви.

– Вы построили храм… Мы знаем, что Ваши труды, как мецената, высоко оценены руководством православной церкви, правительством республики… Вас уважают односельчане…

Наверное, Вы одна из тех немногих избранных, кто живут в ладу со своей совестью, душой, ближними своими?

– Если бы так! (Улыбается). Всякий человек – грешен. От этого никуда не уйти… И дело тут даже не в вере. Можно быть верующим и плохим человеком, и наоборот. Единственная разница в том, что верующий все же осознает, что он делает. А лучшее в вере – это способность, даруемая Господом, лучше понимать проблемы других людей, их заботы.

Помощь Спасителя, например, я ощущаю так – каждый день учусь быть лучше. Он неустанно поучает нас – через болезни, достижения, на примере других людей, на собственных твоих ошибках. Без веры в Него была бы другим человеком. Непонятно? Представьте себе, что я 20 лет жила с мужем и все ждала, когда же он меня обидит. Почему? Да потому, что мама нам внушила в детстве: "Не доверяйте людям. Больно обожжетесь…". Конечно, делала это из благих побуждений, а видите, чем обернулось…

Мы более-менее близки к Богу во время молитвы, когда все наши помыслы устремлены к Нему. А потом начинается текучка: ворох неотложных дел, неожиданные проблемы и как следствие – нервные срывы.

Но зло все же можно победить. Если с ним бороться неустанно…

Кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие…

Ветхий завет. Псалтирь, псалом 49.

– А как же проходило строительство храма? Кто возводил его? Чуть подробнее, если можно…

– Церкви в Якутии строили задолго до нас. Как правило, в сельских глубинках возводили их плотники-мастера из якутов. Прадед мой Мохчо Петр, к примеру, построил за свою жизнь 9 храмов, и прожил он 90 лет. Одну только дочь воспитал – нашу бабушку. Думаю, что столь долго и достойно прожить на свете ему помогли молитвы, что читают в каждом храме в честь его строителей.

Насчет нашей церкви… Полтора года проходила я мимо заброшенного дома купца Доценко, и так мне это место нравилось! Просто воочию видела вместо захламленного участка гордо вздымающиеся к небу золотые купола. Можно сказать, грезила ими… Пошла на прием к тогдашнему главе Георгию Петровичу Яковлеву. Он идею мою поддержал, одобрил. Но начинать пришлось с другого – рушился берег. Провели укрепительные работы, подремонтировали дорогу.

Первоначальный проект церкви был сделан нашим архитектором, в епархии внесли лишь кое-какие поправки согласно канонам и утвердили. На месте будущей церкви с благословения отца Александра поставили крест. Строили два с половиной года. Главными мастерами у нас были русский Петр Петрович Потенков и якут Владислав Николаевич Саввинов. Не без веры строили, хоть и были сами некрещеными. Позже в их честь заказала в мужском монастыре Серпухова молебен.

Колокола отливали в знаменитом ЗИЛе. И там сказали, что у них есть еще один заказ из Якутии – колокола для церкви в Октемцах, от президента М.Е.Николаева.

Почему-то я уверена, что в благополучном исходе строительства Нашей церкви немалую роль сыграл настоящий Божий угодник, владыка Герман. К сожалению, я лишь потом узнала, какую потрясающую молитву творил он на нашем седом Вилюе, какой провел молебен!

– А никого из иерархов церкви не смутило, что орнамент, украшающий храм, якутский? Как это вписывается в каноны православия?

– Знаете, я, честно говоря, очень побаивалась, что владыке Герману не понравится такая наша самодеятельность. Но оказалось, зря. И правда ведь, оттого, что в оформлении церкви есть определенный национальный колорит, она ничего не теряет. А люди лишний раз могут убедиться в том, насколько демократична, близка к народу православная церковь. Приятно же увидеть в храме Божием с детства знакомый орнамент, якутскую резьбу по дереву.

А сотворил этот чудесный, уникальный резной иконостас Владимир Куприянов – преподаватель предмета "труд" из с. Кутана. Некоторые его работы сейчас экспонируются в музеях Якутска, дома же он известен тем, что делает чороны, шкафы, столы изумительной красоты.

– Великолепная церковь – такой можно лишь гордиться. Наверное, не всякий город средней руки имеет подобный храм Божий. Да только вот…

– Нет постоянного священника… Моя самая большая мечта (и не только моя, но и всех 1400 православных сунтарцев), чтобы поскорее прислали батюшку. Конечно, в нашей церкви службы нерегулярно, но проводятся – когда приезжает священник из Якутска или Мирного. Вот новый владыка Зосима уже был у нас дважды. По воскресеньям собираемся сами, верующие, и читаем молитвы. Просим Божиего заступничества для России, республики, ближних, просим простить своих недругов.

Есть у меня и вторая мечта, связанная с нашей церковью. Но она полностью зависит от исполнения первой. Когда приедет священник, хочу попросить его открыть воскресную школу для мальчиков. Почему для мальчиков? Да потому, что мужчины гораздо чаще подвержены всякого рода влияниям, соблазнам. Их с самого детства надо воспитывать в духе любви к Богу, привить чувства ответственности – за свои поступки, за благополучие родных и близких.

– Чувство ответственности… Под Вашим началом в "ИП Герасимова" работает около 130 человек. Кто Вы для них – покровитель, благодетель, обыкновенный работодатель?

– Наверное, прежде всего, работодатель. Люди должны содержать свои семьи, быть уверенными в себе, в своем будущем. Средняя зарплата моих работников – 10000 рублей. Это, разумеется, не так уж и много. Но мы развиваемся, растем. Вкладываем прибыль в расширение производства. Если наш мебельный цех раньше выпускал только мягкую мебель, теперь взялись за производство корпусной. Заказов очень много… Или та же сеть наших магазинов – раньше в основном это были торговые точки повседневного спроса, сейчас есть специализированные, где продаются компьютеры, бытовая техника, мебель.

Торговля – это ведь капиллярные сосуды любого общества, они должны исправно функционировать. А стимулирует подачу крови в них – конкуренция. Если твоя хлебопекарня будет выдавать хлеб высокого качества, люди станут покупать у тебя. Вот мы, например, производим в месяц до 40 тонн хлебопродукции, и только потому, что она конкурентоспособна.

– Известно, что у Вас практически нет текучести кадров. Как Вы этого добиваетесь?

– Секрета тут большого нет. Надо просто понимать, чем живет твой работник, какие у него потребности. Нужен индивидуальный подход к человеку. Например, даем беспроцентную ссуду всем, кто работает у нас больше двух лет. Направляем нуждающихся в лечении в санатории, дома отдыха – в Кемпендяй, Якутск, Оршан, Подмосковье. В этом году пять человек будут поправлять здоровье в Китае. У нас есть свой медпункт с врачом-терапевтом, медсестрой. В рамках мероприятий XII съезда женщин Якутии стали лауреатами Республиканского конкурса среди трудовых коллективов и их руководителей по созданию условий труда женщинам.

– Может, несколько неожиданный вопрос: что для Вас значат деньги?

– Деньги, понятно, значат много. Но гораздо меньше, чем ВСЕ. Они, в первую очередь, нужны для дела. И следует обязательно помнить: любая вещь – это палка о двух концах. Деньги надо рассматривать как обычное средство для достижения поставленной цели (желательно – благой) или как побудитель к действию.

Многие молодые, талантливые люди этого не понимали, когда мы вступали в рынок. Они посчитали, что деньги хороши сами по себе, что чем их больше, тем лучше. И где теперь эти ребята – кто-то погиб, кто-то сидит в тюрьме, кто-то потерял веру в себя, людей… И опять же думаешь: вот была бы у них вера – настоящая вера в Господа – в то переломное, жестокое время.  

Блажен народ, у которого Господь есть Бог…

Ветхий завет. Псалтирь, псалом 143.

– Насколько я понял Вас, вера в Господа – наилучшее из спасательных средств, придуманных человечеством или кем-то в свое время ему предложенных. Как же уровень религиозной культуры отражается на состоянии общества, этноса, государства?

– Не будем далеко ходить… Почему русский народ стал великим? Потому что он вовремя принял христианство, и принял его не только разумом, но и сердцем. Отсюда берут начало вершины духовности, которых он достиг. Русский народ глубоко понял главные заповеди христианства – смирение, прощение… И вообще я уверена, что имеет право на достойное существование в этом мире лишь тот, кто умеет смирить свою гордыню, прощать ближнего. Это относится в равной степени и к народам.

Счастлив народ, что верует в Господа, носит в своем сердце образ Его.

– Как Вы относитесь к тому, что родились среди народа саха, а не в какой-нибудь европейской стране с древними христианскими традициями, развитой культурой сложившихся обрядов, прекрасными храмами – произведениями высокого искусства?

– Господь ведает тем, кому и где родиться. Сама же я искренне довольна, что увидела свет именно в Якутии. А про традиции и обычаи скажу так: я не считаю, что якут верует в христианского Бога меньше, потому что услышал о его существовании лишь 3-4 столетия назад. Наоборот, насколько я знаю своих сородичей, они народ обстоятельный. И совсем не удивлюсь, если на какой-нибудь Высшей поверке окажется, что якуты веруют в Господа глубже и чище, чем большинство рафинированных европейцев.

– Тогда обратимся к традиционным верованиям саха, которые в последнее время, бесспорно, получили второе дыхание. Возможно ли мирное сосуществование Учения айыы и православия? Или христианство неминуемо одержит верх в этом противоборстве религий?

– Поймите, что Учение айыы проповедует все те же универсальные для всего человечества заповеди Божии. Так что между этими религиями никакого противостояния в глобальном смысле нет.

Христианство, единственно, борется против суеверия. Последнее – это подлинное рабство. Смотрите, сколько колдунов расплодилось за последние десятилетия в России! Вот с ними и должно бороться – и борется – православная церковь. Она защищает человека от мракобесия, приближает его к Богу, поддерживает в стремлении становиться лучше, совершеннее.

– Ну а сами Вы – совершенный человек?

– Да нет в мире совершенного человека – это аксиома! Ведь мы живем на земле, а не в раю. И здесь у нас все допустимо, возможно. Мы прекрасно знаем, что во всех своих бедах и несчастьях виноваты сами. Значит, что-то не так сделали, где-то неправильно себя вели.

Наш мир ведь преходящ. И он должен быть таким, в нем нет гармонии. Как и в человеке. Пока – нет…

– Но есть же отдельные личности, перед которыми мы преклоняемся. Уверен, есть такие "образцы для подражания" и у Вас.

– Конечно, как у всякого нормального человека… Я, например, преклоняюсь перед мудростью, ясностью мысли, дальновидностью Суоруна Омоллоона. Но он для меня – не идеал. Идеалом для верующего человека может быть только Бог.

– Раз уж вспомнили нашего писателя-аксакала, давайте поговорим о Ваших предпочтениях в литературе.

– Очень люблю произведения Федора Михайловича Достоевского. Его "Братья Карамазовы" – моя настольная книга. Сколько раз перечитывала, и все нахожу для себя что-то новое. Эта книга вообще похожа на бездонный колодец. Сколько в ней ценнейших жизненных наблюдений, а какие образы! Один другого сильнее, ярче…

(Улыбается). Предвосхищаю следующий вопрос – еще я люблю вязать и слушать классическую музыку.

– Да Вы почти совершенство! А как насчет счастья?

– Счастлива ли? Очень! (Улыбается). Тем, что Господь дал жизнь мне и моим детям… Что я могу заниматься любимым делом и немножко помогать людям… Что вот встречаю которое уж по счету лето… Да мало ли отчего человек может считать себя счастливым!

Правда, все это, наверное, относительно. Но пусть будет даже относительное счастье. Разве это плохо?..

– Думаю, совсем неплохо. Спасибо за беседу! И счастья Вам! Настоящего…

Беседу вел Иван Иннокентьев.

Hosted by uCoz