Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

 

ИЛИН

№ 3 (50) 2006

Историко-географический, культурологический журнал

Александр Акимов: "Ысыах Олонхо - это праздник единения и дружбы народов, диалога культур"

Екатерина Романова Национальный праздник Ысыах – символ якутской культуры

Репродукции картин Тимофея Степанова

Республиканский проект / Сунтарский улус

Сунтарский улус

Василий Васильев-Харысхал
Михаил Никифоров: "Это смотр всего улуса"

Современный Сунтар

Коса Соколиная
Крестях
Тойбохой
Эльгяйи

Иван Иннокентьев
Нина Герасимова: "Счастлив народ, что верует в Господа, носит в своем сердце образ Его…"

А Прокопьева
Клуб, где ценят родство душ…

Минувшее. Воспоминания

Пантелеймон Петров
"За топографическим описанием и приискиванием редкостей…". Экспедиции в неведомые сунтарские земли (1630 - 1939 гг.)

Розалия Бравина
Археологические памятники Сунтарского улуса

Аркадий Яковлев
Не только священник… Жизненный путь и деятельность Григория Мисаиловича Попова

Свящ. Гр.Попов
Якутский "ысэх"

Калистрат Кириллин
Революционер, правозащитник, публицист…

Лия Малышева
Они бережно собирали историю родного края

Тамара Самсонова
"Жить достойно на земле могут духовно богатые люди…"

Светлана Захарова
Всегда видел в человеке личность

Мария Доржиева
"Мы бы говорили, говорили - обо всем на свете…"

Лена Спиридонова
"Заставляют задуматься о смысле жизни…"

Светлана Захарова

Всегда видел в человеке личность...

В конце 70-х годов судьба распорядилась так, что в моей трудовой биографии появилось новое направление деятельности – управленческое. С 1978-го в течение почти восемнадцати лет я работала в Министерстве образования РС (Я). Считаю, самое ценное, что мне дала эта работа – это люди, общение, совместная деятельность с очень интересными, высокообразованными, интеллигентными личностями, которые сегодня составляют историю образования республики.

Среди них – Илья Семенович Иванов, заслуженный учитель РСФСР, отличник просвещения СССР, отличник народного просвещения, заведующий Сунтарским районным отделом образования.

Мы, тогда молодые, начинающие свою работу в аппарате Минпроса ЯАССР инспектора школ, уважительно называли его аксакалом...

Все школьные инспектора курировали районы (города). У меня было два района, в том числе Сунтарский. Моя ознакомительная поездка с учреждениями образования района как куратора совпала с проведением фронтальной инспекторской проверки в конце 1979 года, где и состоялась первая встреча с заведующим РОНО Ильей Семеновичем Ивановым. Как и положено по программе, мы побывали во многих школах и детских садах, посетили уроки и воспитательные мероприятия, беседовали с учителями и учащимися. А затем – совещание в районном отделе народного образования, где члены бригады должны были выступить с информацией об итогах фронтальной проверки учреждений. Помню, результаты работы педагогических коллективов были оценены положительно. Выступление Ильи Семеновича было немногословным, но достаточно емким. Его речь была настолько содержательна, конкретна, что я поняла: наша оценка результативности работы РОНО не успокаивает его, а, наоборот, он ставит перед собою новые задачи, которые необходимо решить, чтобы поднять качество образования в районе на новый уровень. Этот пример, на мой взгляд, характеризует Илью Семеновича как человека требовательного – прежде всего к самому себе, трудолюбивого, ответственного за состояние дел в школьном образовании. И я уважаю Илью Семеновича не только как профессионала – руководителя, а как человека, душой и сердцем заботящегося о детях, учителях, земляках.


Делегаты XXVII конференции РК ВЛКСМ 10/XII-77 г. с.Сунтар.

Сунтарский район всегда славился руководящими педагогическими кадрами. Главное достижение управленческой деятельности заведующего РОНО И.С. Иванова – работа с людьми. Во-первых, он уделял большое внимание подготовке, воспитанию директорского корпуса. Илья Семенович обладал редким даром увидеть в человеке то ценное, что пригодится ему в должности директора или заместителя директора, разглядеть в нем его профессиональные преспективы. Таким педагогам он доверял ответственную работу, давал творческие задания, поддерживая их морально, и очень их ценил. Положительные результаты в системе образования района достигнуты потому, что у руля учреждений просвещения стояли личности, знающие свое дело, профессионально управляющие своими педагогическими коллективами.

Во-вторых, Илья Семенович понимал, что успехи образования в районе – это не только итоги труда педагогов. Это коллективный труд и руководителей других организаций, предприятий. Поэтому он сотрудничал с руководителями отделов райисполкома, базовых предприятий. Эти взаимоотношения осуществлялись на профессиональной основе. Мне кажется, что общаясь с коллегами – руководителями он мог заинтересовать их не только благодаря своему собственному авторитету, но и доскональному знанию состояния и проблем в своей отрасли, грамотному управлению учреждениями образования. В этом я убеждалась не раз, так как мне приходилось принимать участие в работе районных совещаний.

В-третьих, не могу не отметить стиль работы Ильи Семеновича с подчиненными, инспекторами и методистами РОНО и РМК. Работа аппарата была поставлена так, что каждый работник знал свои функциональные обязанности, четко и качественно вел документацию. Илья Семенович поощрял творческий труд, он ценил в людях принципиальность, самостоятельность, организованность и исполнительность. Вместе с тем, он понимал и учитывал в работе и семейные обстоятельства, и характер человека, и даже состояние души.

В 70-80-х годах Сунтарский район занимал передовые позиции в республике по многим направлениям: трудовому обучению, обучению шестилеток, дошкольному воспитанию, краеведческой работе, деятельности внешкольных учреждений, учреждений интернатного типа и др. Часто гостями района были не только участники республиканских семинаров для учителей, проводимых Институтом усовершенствования учителей, но и руководители Министерства образования России, министры образования субъектов РФ. Опыт работы Сунтарского управления образования был обобщен на коллегии Министерства образования республики.

И.С. Иванов – один из высокопрофессиональных руководителей образования, талантливый педагог, мудрый наставник. Таким он останется в моей памяти навсегда. Я благодарна судьбе, что мне пришлось жить и трудиться с ним рядом.

_______________________

Светлана Егоровна ЗАХАРОВА, начальник учебно-методического отдела педагогического института ЯГУ, заслуженный работник образования РС (Я), отличник народного просвещения.

Мария Доржиева

"Мы бы говорили, говорили – обо всем на свете…"


Илья Семенович с супругой Татьяной Гаврильевной и внучкой Машенькой. с.Сунтар, 1985 г.

Я помню своего дедушку большим человеком – и по росту, и по занимаемому статусу, и по состоянию души.

Наш дом всегда был полон гостей. Из разных улусов, наслегов к нам приезжали его коллеги, друзья. Такие же большие, чудесные люди, как он.

Мое детство неразрывно связано с дедушкой. Зимой по воскресеньям он выходил во двор расчищать снег, а я всегда вертелась вокруг него.

У деда были умелые руки. За что бы он ни взялся, у него все получалось. Он мог практически сделать все из ничего. Летом, когда мы с братишкой таяли от жары и не находили себе места во дворе, он первым заметил наше бедственное положение и за считанные дни сам построил беседку со столиком и песочницу. До сих пор эта беседка с коричневым столиком стоит у меня перед глазами. А зимой, собрав в кучу снег, дед делал для нас горку.

Он никогда не стоял на одном месте. Он всегда двигался вперед.

Летом, обязательно, собрав всех родственников, мы ехали по ягоды. И дедушка всегда уходил далеко в глубь леса – искать для нас ягодные места. Помню, однажды, мне стало интересно, куда это он ходит, и я увязалась за ним. Он шел впереди меня, такой высокий, широко шагая. Я, конечно, на своих маленьких ножках не могла поспеть за ним, и отстала.

Дедушка не любил всякого рода лентяйство и безделье. Как-то, знойным летом мы все поехали по малину. Мне, моему братишке Илье, троюродным братишке Андрею и сестре Маше дали по маленькой корзинке и велели наполнить их до краев малиной. Но мы же были детьми. И как только взрослые скрылись из вида, мы начали играть в индейцев и бегать по малиннику. Спустя некоторое время пришли взрослые. Мы увидели рассерженное лицо дедушки. Обратно мы ехали молча. Вспоминаю это сейчас, и понимаю, что тогда дед хотел, чтобы мы поняли: труд – неотъемлемая часть жизни.

Он был близок к природе, любил рыбачить и охотиться. После рыбалки он развешивал разноцветные сети сушить. И во дворе у нас стоял запах лесного озера и рыбы. А в тазу бултыхалось огромное количество толстенных карасей. С наступлением сезона охоты на уток во дворе летали пух и перья, а в сенях на полу горкой лежали утки. И я любила ковыряться пальчиком в их перьях.

Летом он собирал всех ближайших родственников, и мы ехали в лес отдыхать. И там, на залитой солнцем поляне, мы ставили раскладной стол и стулья. Он делал для нас из бревен скамью, накинув на него одеяло. Дед всегда заботился о нас. Он хотел, чтобы нам было комфортно и удобно, даже в лесу. Места за этим столом, конечно, хватало не всем. Во главе стола садился он сам, по бокам сидели моя бабушка и тетя Дуня. А те, кто помоложе, устраивались на траве. И если летом к нам в Сунтар приезжал какой-нибудь родственник из другого района или из города, в план развлекательных мероприятий обязательно входил такой поход-отдых в лес.

Время от времени в голове мелькают отрывочные воспоминания. Вот я, дедушка и бабушка идем весенним вечером с концерта; вот я сижу на его широких плечах, и мы идем на первомайскую демонстрацию; вот он каждое утро делает утреннюю гимнастику…

В начале 90-х, когда только-только начали появляться первые видеомагнитофоны в крупных городах России, он откуда-то в Сунтаре нашел такой видеомагнитофон! Помню, тогда, на первый просмотр, он позвал Андрея и Машу. Специально для нас нашел сказки и мультики. И в последующем, когда он приносил новые кассеты, он обязательно звал их. Он хотел, чтобы мы были дружны, поддерживали друг друга. И мы частенько ходили друг к другу в гости, играли вместе и занимались всякой детской ерундой.

Я знаю, слышу и вижу, как люди глубоко уважают его, какими добрыми словами отзываются о нем. Однажды я лично сама столкнулась с этим. Будучи дипломницей мединститута ЯГУ, однажды я зашла в нашу библиотеку. Там у меня завязался разговор с одним из библиотекарей, пожилой женщиной. Мы говорили о том, куда и кем я поеду работать. Слово за слово, и вот она с широко раскрытыми от удивления глазами спрашивает у меня: "Ты внучка Ильи Семеновича?! О, я помню его! Такой уважаемый, серьезный человек. Вот из таких людей получаются отличные военные! Он всегда мало говорил, больше делал. И как он скажет, так и должно было быть. Ко всем равно относился, никого не выделял". Она говорила это с такой любовью, уважением и искренне, что у меня невольно слезы навернулись на глаза.

Временами мне становится очень грустно и болит душа, что в детстве я не была такой взрослой, как сейчас. Я представляю, как бы мы сидели плечом к плечу где-нибудь на берегу озера и говорили, говорили обо всем на свете. Я бы приходила к нему за советом, за поддержкой, а то и просто так.

Человек должен прожить свою жизнь достойно, чтобы стать примером для других. Мой дедушка с этой задачей справился.


И.С.Иванов с Борисом Николаевичем Андреевым

_______________________

Мария Викторовна ДОРЖИЕВА, студентка VI курса Медицинского института ЯГУ, внучка.

Hosted by uCoz