Якутcкий "ысэх"
Семь
длинных, скучных и холодных месяцев проводит якут зимой в своей
мрачной юрте, словно в берлоге, при однообразной обстановке, без
особенных занятий, почти без развлечений. Семь длинных месяцев он
спит сном бездеятельности и тоски... Но как только откроется земля
из-под своего зимнего покрова, как только появится в природе
благоухание деревьев, трав и цветов и послышится радостное пение
птиц, якут встряхивается от долгого сна, и тотчас резко меняется вся
обстановка его жизни. Дотоле мрачная юрта теперь превращается в
светлую и чистую. Скот отделяется от смежного с домом помещения и
выпускается на двор, в пище появляется обилие масла, сливок, молока
и пр., кожаные и меховые одежды заменяются блузами и холодаями из
тонкой русской материи и т. д.
В это время являются у якута и развлечения, и особенно ярко
обнаруживаются особенности его душевной жизни. Самое главное и
никогда в другое время не бываемое развлечение–"ысэх". Это
общественный многолюдный сход с целью порезвиться среди природы.
Еще за несколько дней до "ысэха" бабы и мужчины, девушки и парни
начинают заботиться о костюмах и украшениях. Приготовляются новые из
ситца и гаруса ярких цветов блузы и холодаи, новые шелковые или
гарусные яркие платки, цветные кушаки, черные сары (сапоги) и т. д.
На восходе солнца на месте развлечения уже бывает огромная толпа,
достигающая до 400–500 человек, а иногда и до 1000. Распорядителями
развлечения на особом месте приготовляется ведер 500–1000 кумыса
(пиво из кобыльего молока), мясо, масло и проч.
Развлечение начинается хороводными танцами и хоровым пением.
Обыкновенно бывает запевала, мужчина или женщина, который громко
дает на ходу слова и мотив пения, остальные подхватывают песню.
Хороводов бывает много. В каждом хороводе– один или несколько
запевал. В песнях своих якуты восхваляют сотворенный Богом мир,
красоту и прелести этого миpa, оживающую весеннюю природу и т. д.
Около полудня начинают пить кумыс. Предварительно все
рассаживаются на зеленой траве отдельными кругами без разбора
возраста и пола, причем почетные гости составляют отдельный круг.
Распорядителями развлечения приносится всем гостям кумыс, смешанный
с маслом, который тут жe распивают; затем снова начинаются пляски и
пения, но уже в более оживленном виде, с высоким подъемом
настроения.
К этим развлечениям присоединяется, между прочим, и состязание
молодых парней в силе и ловкости. Все люди разделяются на партии
(обыкновенно по наслегам) и, избрав из среды себя каждая своего
борца, начинают состязание, причем борцы для удобства и ловкости, а
также и из экономических предосторожностей, снимают с себя верхнее
платье. Каждое удачное или неудачное движение борца известной партии
сопровождается одобрением или порицанием, громким смехом и ударами в
ладоши.
Часто при ысэхе пускают в бег лошадей. При этом также якуты
разделяются на партии, каждая из которых избирает своего бегуна.
Удачный или неудачный побег той или иной лошади сопровождается также
выражением восторга или насмешками.
В старину, а в глухих местах и в настоящее время, начало ысэха
сопровождалось заклинаниями шамана. Обыкновенно в таких случаях
происходит так называемое "ытык дабатар", т. е. жертва духам
какой-либо предназначенной для этого лошади. Делается это по
какому-либо обету при болезнях или других несчастиях с целью
умилостивить этих духов, которые по убеждению якутов служат
причинами всех людских несчастий. Всю ночь тогда беснуется шаман,
призывая духов на жертвенную лошадь. Когда наконец шаман заявит, что
дух вселился в лошадь, происходит спаивание этой лошади кумысом и
спрыскивание кумыса на воздух в знак угощения поселившихся в лошади
духов. После этого лошадь отпускается на волю, и ею больше никто не
пользуется для езды. Во время этих действий шамана и после них
собравшиеся якуты проводят время в оживленных плясках и пении...
Часто в современных "ысэхах" (в здешнем, напр., районе)
приглашается священник для служения торжественного водосвятия или
молебствия празднуемому святому.
Поздно вечером, когда солнце становится близко к закату, толпа
мало-помалу медленно расходится по домам.
Свящ. Гр. Попов.
С. Шеинское Вилюйск. окр. Якутск. обл.