Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

 

ИЛИН

№ 3 (50) 2006

Историко-географический, культурологический журнал

Александр Акимов: "Ысыах Олонхо - это праздник единения и дружбы народов, диалога культур"

Екатерина Романова Национальный праздник Ысыах – символ якутской культуры

Репродукции картин Тимофея Степанова

Республиканский проект / Сунтарский улус

Сунтарский улус

Василий Васильев-Харысхал
Михаил Никифоров: "Это смотр всего улуса"

Современный Сунтар

Коса Соколиная
Крестях
Тойбохой
Эльгяйи

Иван Иннокентьев
Нина Герасимова: "Счастлив народ, что верует в Господа, носит в своем сердце образ Его…"

А Прокопьева
Клуб, где ценят родство душ…

Минувшее. Воспоминания

Пантелеймон Петров
"За топографическим описанием и приискиванием редкостей…". Экспедиции в неведомые сунтарские земли (1630 - 1939 гг.)

Розалия Бравина
Археологические памятники Сунтарского улуса

Аркадий Яковлев
Не только священник… Жизненный путь и деятельность Григория Мисаиловича Попова

Свящ. Гр.Попов
Якутский "ысэх"

Калистрат Кириллин
Революционер, правозащитник, публицист…

Лия Малышева
Они бережно собирали историю родного края

Тамара Самсонова
"Жить достойно на земле могут духовно богатые люди…"

Светлана Захарова
Всегда видел в человеке личность

Мария Доржиева
"Мы бы говорили, говорили - обо всем на свете…"

Лена Спиридонова
"Заставляют задуматься о смысле жизни…"

Якутcкий "ысэх"

Семь длинных, скучных и холодных месяцев проводит якут зимой в своей мрачной юрте, словно в берлоге, при однообразной обстановке, без особенных занятий, почти без развлечений. Семь длинных месяцев он спит сном бездеятельности и тоски... Но как только откроется земля из-под своего зимнего покрова, как только появится в природе благоухание деревьев, трав и цветов и послышится радостное пение птиц, якут встряхивается от долгого сна, и тотчас резко меняется вся обстановка его жизни. Дотоле мрачная юрта теперь превращается в светлую и чистую. Скот отделяется от смежного с домом помещения и выпускается на двор, в пище появляется обилие масла, сливок, молока и пр., кожаные и меховые одежды заменяются блузами и холодаями из тонкой русской материи и т. д.

В это время являются у якута и развлечения, и особенно ярко обнаруживаются особенности его душевной жизни. Самое главное и никогда в другое время не бываемое развлечение–"ысэх". Это общественный многолюдный сход с целью порезвиться среди природы.

Еще за несколько дней до "ысэха" бабы и мужчины, девушки и парни начинают заботиться о костюмах и украшениях. Приготовляются новые из ситца и гаруса ярких цветов блузы и холодаи, новые шелковые или гарусные яркие платки, цветные кушаки, черные сары (сапоги) и т. д.

На восходе солнца на месте развлечения уже бывает огромная толпа, достигающая до 400–500 человек, а иногда и до 1000. Распорядителями развлечения на особом месте приготовляется ведер 500–1000 кумыса (пиво из кобыльего молока), мясо, масло и проч.

Развлечение начинается хороводными танцами и хоровым пением. Обыкновенно бывает запевала, мужчина или женщина, который громко дает на ходу слова и мотив пения, остальные подхватывают песню. Хороводов бывает много. В каждом хороводе– один или несколько запевал. В песнях своих якуты восхваляют сотворенный Богом мир, красоту и прелести этого миpa, оживающую весеннюю природу и т. д.

Около полудня начинают пить кумыс. Предварительно все рассаживаются на зеленой траве отдельными кругами без разбора возраста и пола, причем почетные гости составляют отдельный круг. Распорядителями развлечения приносится всем гостям кумыс, смешанный с маслом, который тут жe распивают; затем снова начинаются пляски и пения, но уже в более оживленном виде, с высоким подъемом настроения.

К этим развлечениям присоединяется, между прочим, и состязание молодых парней в силе и ловкости. Все люди разделяются на партии (обыкновенно по наслегам) и, избрав из среды себя каждая своего борца, начинают состязание, причем борцы для удобства и ловкости, а также и из экономических предосторожностей, снимают с себя верхнее платье. Каждое удачное или неудачное движение борца известной партии сопровождается одобрением или порицанием, громким смехом и ударами в ладоши.

Часто при ысэхе пускают в бег лошадей. При этом также якуты разделяются на партии, каждая из которых избирает своего бегуна. Удачный или неудачный побег той или иной лошади сопровождается также выражением восторга или насмешками.

В старину, а в глухих местах и в настоящее время, начало ысэха сопровождалось заклинаниями шамана. Обыкновенно в таких случаях происходит так называемое "ытык дабатар", т. е. жертва духам какой-либо предназначенной для этого лошади. Делается это по какому-либо обету при болезнях или других несчастиях с целью умилостивить этих духов, которые по убеждению якутов служат причинами всех людских несчастий. Всю ночь тогда беснуется шаман, призывая духов на жертвенную лошадь. Когда наконец шаман заявит, что дух вселился в лошадь, происходит спаивание этой лошади кумысом и спрыскивание кумыса на воздух в знак угощения поселившихся в лошади духов. После этого лошадь отпускается на волю, и ею больше никто не пользуется для езды. Во время этих действий шамана и после них собравшиеся якуты проводят время в оживленных плясках и пении...

Часто в современных "ысэхах" (в здешнем, напр., районе) приглашается священник для служения торжественного водосвятия или молебствия празднуемому святому.

Поздно вечером, когда солнце становится близко к закату, толпа мало-помалу медленно расходится по домам.

Свящ. Гр. Попов.
С. Шеинское Вилюйск. окр. Якутск. обл.

Hosted by uCoz