Светлана Захарова
Всегда видел в человеке личность...
В
конце 70-х годов судьба распорядилась так, что в моей трудовой
биографии появилось новое направление деятельности – управленческое.
С 1978-го в течение почти восемнадцати лет я работала в Министерстве
образования РС (Я). Считаю, самое ценное, что мне дала эта работа –
это люди, общение, совместная деятельность с очень интересными,
высокообразованными, интеллигентными личностями, которые сегодня
составляют историю образования республики.
Среди них – Илья Семенович Иванов, заслуженный учитель РСФСР,
отличник просвещения СССР, отличник народного просвещения,
заведующий Сунтарским районным отделом образования.
Мы, тогда молодые, начинающие свою работу в аппарате Минпроса
ЯАССР инспектора школ, уважительно называли его аксакалом...
Все школьные инспектора курировали районы (города). У меня было
два района, в том числе Сунтарский. Моя ознакомительная поездка с
учреждениями образования района как куратора совпала с проведением
фронтальной инспекторской проверки в конце 1979 года, где и
состоялась первая встреча с заведующим РОНО Ильей Семеновичем
Ивановым. Как и положено по программе, мы побывали во многих школах
и детских садах, посетили уроки и воспитательные мероприятия,
беседовали с учителями и учащимися. А затем – совещание в районном
отделе народного образования, где члены бригады должны были
выступить с информацией об итогах фронтальной проверки учреждений.
Помню, результаты работы педагогических коллективов были оценены
положительно. Выступление Ильи Семеновича было немногословным, но
достаточно емким. Его речь была настолько содержательна, конкретна,
что я поняла: наша оценка результативности работы РОНО не
успокаивает его, а, наоборот, он ставит перед собою новые задачи,
которые необходимо решить, чтобы поднять качество образования в
районе на новый уровень. Этот пример, на мой взгляд, характеризует
Илью Семеновича как человека требовательного – прежде всего к самому
себе, трудолюбивого, ответственного за состояние дел в школьном
образовании. И я уважаю Илью Семеновича не только как профессионала
– руководителя, а как человека, душой и сердцем заботящегося о
детях, учителях, земляках.
Делегаты XXVII конференции РК
ВЛКСМ 10/XII-77 г. с.Сунтар. |
Сунтарский район всегда славился руководящими педагогическими
кадрами. Главное достижение управленческой деятельности заведующего
РОНО И.С. Иванова – работа с людьми. Во-первых, он уделял большое
внимание подготовке, воспитанию директорского корпуса. Илья
Семенович обладал редким даром увидеть в человеке то ценное, что
пригодится ему в должности директора или заместителя директора,
разглядеть в нем его профессиональные преспективы. Таким педагогам
он доверял ответственную работу, давал творческие задания,
поддерживая их морально, и очень их ценил. Положительные результаты
в системе образования района достигнуты потому, что у руля
учреждений просвещения стояли личности, знающие свое дело,
профессионально управляющие своими педагогическими коллективами.
Во-вторых, Илья Семенович понимал, что успехи образования в
районе – это не только итоги труда педагогов. Это коллективный труд
и руководителей других организаций, предприятий. Поэтому он
сотрудничал с руководителями отделов райисполкома, базовых
предприятий. Эти взаимоотношения осуществлялись на профессиональной
основе. Мне кажется, что общаясь с коллегами – руководителями он мог
заинтересовать их не только благодаря своему собственному
авторитету, но и доскональному знанию состояния и проблем в своей
отрасли, грамотному управлению учреждениями образования. В этом я
убеждалась не раз, так как мне приходилось принимать участие в
работе районных совещаний.
В-третьих, не могу не отметить стиль работы Ильи Семеновича с
подчиненными, инспекторами и методистами РОНО и РМК. Работа аппарата
была поставлена так, что каждый работник знал свои функциональные
обязанности, четко и качественно вел документацию. Илья Семенович
поощрял творческий труд, он ценил в людях принципиальность,
самостоятельность, организованность и исполнительность. Вместе с
тем, он понимал и учитывал в работе и семейные обстоятельства, и
характер человека, и даже состояние души.
В 70-80-х годах Сунтарский район занимал передовые позиции в
республике по многим направлениям: трудовому обучению, обучению
шестилеток, дошкольному воспитанию, краеведческой работе,
деятельности внешкольных учреждений, учреждений интернатного типа и
др. Часто гостями района были не только участники республиканских
семинаров для учителей, проводимых Институтом усовершенствования
учителей, но и руководители Министерства образования России,
министры образования субъектов РФ. Опыт работы Сунтарского
управления образования был обобщен на коллегии Министерства
образования республики.
И.С. Иванов – один из высокопрофессиональных руководителей
образования, талантливый педагог, мудрый наставник. Таким он
останется в моей памяти навсегда. Я благодарна судьбе, что мне
пришлось жить и трудиться с ним рядом.
_______________________
Светлана Егоровна ЗАХАРОВА,
начальник учебно-методического отдела педагогического института ЯГУ,
заслуженный работник образования РС (Я), отличник народного
просвещения.
Мария Доржиева
"Мы бы говорили, говорили – обо всем на свете…"
Илья Семенович с супругой Татьяной
Гаврильевной и внучкой Машенькой. с.Сунтар, 1985 г. |
Я помню своего дедушку большим человеком – и по росту, и по
занимаемому статусу, и по состоянию души.
Наш дом всегда был полон гостей. Из разных улусов, наслегов к нам
приезжали его коллеги, друзья. Такие же большие, чудесные люди, как
он.
Мое детство неразрывно связано с дедушкой. Зимой по воскресеньям
он выходил во двор расчищать снег, а я всегда вертелась вокруг него.
У деда были умелые руки. За что бы он ни взялся, у него все
получалось. Он мог практически сделать все из ничего. Летом, когда
мы с братишкой таяли от жары и не находили себе места во дворе, он
первым заметил наше бедственное положение и за считанные дни сам
построил беседку со столиком и песочницу. До сих пор эта беседка с
коричневым столиком стоит у меня перед глазами. А зимой, собрав в
кучу снег, дед делал для нас горку.
Он никогда не стоял на одном месте. Он всегда двигался вперед.
Летом, обязательно, собрав всех родственников, мы ехали по ягоды.
И дедушка всегда уходил далеко в глубь леса – искать для нас ягодные
места. Помню, однажды, мне стало интересно, куда это он ходит, и я
увязалась за ним. Он шел впереди меня, такой высокий, широко шагая.
Я, конечно, на своих маленьких ножках не могла поспеть за ним, и
отстала.
Дедушка не любил всякого рода лентяйство и безделье. Как-то,
знойным летом мы все поехали по малину. Мне, моему братишке Илье,
троюродным братишке Андрею и сестре Маше дали по маленькой корзинке
и велели наполнить их до краев малиной. Но мы же были детьми. И как
только взрослые скрылись из вида, мы начали играть в индейцев и
бегать по малиннику. Спустя некоторое время пришли взрослые. Мы
увидели рассерженное лицо дедушки. Обратно мы ехали молча. Вспоминаю
это сейчас, и понимаю, что тогда дед хотел, чтобы мы поняли: труд –
неотъемлемая часть жизни.
Он был близок к природе, любил рыбачить и охотиться. После
рыбалки он развешивал разноцветные сети сушить. И во дворе у нас
стоял запах лесного озера и рыбы. А в тазу бултыхалось огромное
количество толстенных карасей. С наступлением сезона охоты на уток
во дворе летали пух и перья, а в сенях на полу горкой лежали утки. И
я любила ковыряться пальчиком в их перьях.
Летом он собирал всех ближайших родственников, и мы ехали в лес
отдыхать. И там, на залитой солнцем поляне, мы ставили раскладной
стол и стулья. Он делал для нас из бревен скамью, накинув на него
одеяло. Дед всегда заботился о нас. Он хотел, чтобы нам было
комфортно и удобно, даже в лесу. Места за этим столом, конечно,
хватало не всем. Во главе стола садился он сам, по бокам сидели моя
бабушка и тетя Дуня. А те, кто помоложе, устраивались на траве. И
если летом к нам в Сунтар приезжал какой-нибудь родственник из
другого района или из города, в план развлекательных мероприятий
обязательно входил такой поход-отдых в лес.
Время от времени в голове мелькают отрывочные воспоминания. Вот
я, дедушка и бабушка идем весенним вечером с концерта; вот я сижу на
его широких плечах, и мы идем на первомайскую демонстрацию; вот он
каждое утро делает утреннюю гимнастику…
В начале 90-х, когда только-только начали появляться первые
видеомагнитофоны в крупных городах России, он откуда-то в Сунтаре
нашел такой видеомагнитофон! Помню, тогда, на первый просмотр, он
позвал Андрея и Машу. Специально для нас нашел сказки и мультики. И
в последующем, когда он приносил новые кассеты, он обязательно звал
их. Он хотел, чтобы мы были дружны, поддерживали друг друга. И мы
частенько ходили друг к другу в гости, играли вместе и занимались
всякой детской ерундой.
Я знаю, слышу и вижу, как люди глубоко уважают его, какими
добрыми словами отзываются о нем. Однажды я лично сама столкнулась с
этим. Будучи дипломницей мединститута ЯГУ, однажды я зашла в нашу
библиотеку. Там у меня завязался разговор с одним из библиотекарей,
пожилой женщиной. Мы говорили о том, куда и кем я поеду работать.
Слово за слово, и вот она с широко раскрытыми от удивления глазами
спрашивает у меня: "Ты внучка Ильи Семеновича?! О, я помню его!
Такой уважаемый, серьезный человек. Вот из таких людей получаются
отличные военные! Он всегда мало говорил, больше делал. И как он
скажет, так и должно было быть. Ко всем равно относился, никого не
выделял". Она говорила это с такой любовью, уважением и искренне,
что у меня невольно слезы навернулись на глаза.
Временами мне становится очень грустно и болит душа, что в
детстве я не была такой взрослой, как сейчас. Я представляю, как бы
мы сидели плечом к плечу где-нибудь на берегу озера и говорили,
говорили обо всем на свете. Я бы приходила к нему за советом, за
поддержкой, а то и просто так.
Человек должен прожить свою жизнь достойно, чтобы стать примером
для других. Мой дедушка с этой задачей справился.
И.С.Иванов с Борисом
Николаевичем Андреевым |
_______________________
Мария Викторовна ДОРЖИЕВА, студентка VI курса
Медицинского института ЯГУ, внучка. |