Тамара Самсонова
"Жить
достойно на земле могут
духовно богатые люди…"
О педагогической династии
Самсоновых, и не только о ней
Тамара Парфеньевна Самсонова
|
Есть в Сунтарском улусе райский
уголок, земля обетованная, изобильный, счастливый край – озеро Кюкяй,
окруженное хвойным лесом, с преобладанием вековых вечнозеленых елей.
Кюкяй – родина моего отца, педагога-исследователя Парфения Никитича
Самсонова, его детей. Здесь корни всех Самсоновых.
Основателем педагогической династии Самсоновых был наш дед Никита
Афанасьевич Самсонов. Самсоновы являются коренными жителями Кюкяя.
Известно, что во второй половине ХVIII века жили 6 братьев, один
из них был великий шаман Бокоочой Самсон. Его сын Никита Самсонов в
1824 г. был сначала утвержден старшиной (старостой) Хангаласского
наслега1, а затем, благодаря его усилиям, Кюкяй отделился от
Хангалассов и получил статус самостоятельного наслега. И Никита был
назначен первым его главой2. По натуре он был мягким, добрым
человеком, владел значительным количеством скота (377 голов).
Его сын Афанасий, рожденный примерно в 1816 г., долгие годы был
главой Кюкяйского наслera. В фонде родового управления Кюкяя
сохранилось много документов, свидетельствующих о его деятельности.
Он умер в 78 лет, в 1894 г.
В 1862 г. у Афанасия Самсонова родился сын, которого в честь
своего отца он назвал Никитой (это – наш будущий дед). Он был
учеником Д. Д. Сивцева, который в 1880 г. сопровождал главу
Сунтарского улуса Георгия Петровича Терешкина в его поездке на
Всемирную выставку во Францию в качестве представителя народов
Северо-Востока Азии. ( Они побывали и в Германии, и на приеме у царя
Николая II в Петербypre).
Заслуженные учителя школ РСФСР и
ЯАССР П.Н. и Н.Е.Самсоновы. |
Никита Афанасьевич в 1883 г. успешно окончил Сунтарское народное
училище, проучившись там 3,5 года (училище находилось в Эльгяе). Он
женился на Марфе, дочери пашенного крестьянина из Нюрбы Николая
Михайловича Габышева. После смерти отца Никита Афанасьевич был
избран и утвержден старостой Кюкяйского наслега3.
Получив в наследство от отца несколько сотен голов крупного
рогатого скота, Никита Афанасьевич занимался развитием личного
хозяйства и добился больших успехов в этом деле. Целые партии скота
отправлял в Бодайбо, чтобы приобрести чай, сахар, мануфактуру,
которыми щедро снабжал односельчан.
От деда Никиты, сына великого шамана, унаследовал человечность,
порядочность и благородство. Никита Афанасьевич был человеком
передовых взглядов, единственный путь развития родного народа видел
в учении и просвещении (в то далекое время на 100 человек было всего
7 грамотных), убеждал земляков отдавать детей в школу. В 1895 г.
меценат Н.А.Самсонов передал свой собственный дом под Кутанинскую
церковно-приходскую школу. 25 лет состоял ее попечителем, ежегодно
делал денежные пожертвования, на свои средства покупал учебники,
другие школьные принадлежности.
На строительство нового большого здания этой же школы внес
четверть требуемой суммы. В 1919 г. передал под школу ещё один свой
дом, это уже в Кюкяе. Помогал церкви в приобретении необходимой
утвари. Архивные данные свидетельствуют о том, что в те годы
обучение на двух языках велось только в Кутанинской и Кюкяйской
школах. Никита Афанасьевич, как свидетельствуют архивные документы,
был в одно время главой yлyca и на сходе старост десяти наслегов
улуса учредил стипендию им. Д. Д. Сивцева и присуждал ее за успехи в
учебе детям бедняков.
Никита Афанасьевич и Марфа
Николаевна Самсоновы. Сунтар, 1922-1923 гг. |
Ураса во дворе дома Н.А.Самсонова
в Кюкяе. 1910 г. |
Почетный инородец, меценат, крупный скотовод Никита Афанасьевич
Самсонов за благотворительную деятельность в 1898 г. был награжден
серебряной медалью на Станиславской ленте с надписью "За усердие"
для ношения на груди, а в 1913 г. – золотой медалью для ношения на
груди на Анненской ленте4. Последующая судьба Никиты Афанасьевича
оказалась трагической. Он подвергался раскулачиванию, несправедливой
репрессии, что отразилось впоследствии на его детях и даже внуках.
Земляки до сих пор помнят его, доброго, рачительного, готового
прийти на помощь старика, помогавшего долгие годы выживать многим
односельчанам и неслучайно его называют "Кутана Толстойа" – "Толстой
Кутаны". "Никита Афанасьевич Самсонов – ый-кyн буолбута" – так
называется статья Тр.С. Кириллина, учителя Кутанинской средней
школы, директора музея-библиотеки. Рассказывать и писать о жизни
Никиты Афанасьевича Самсонова, так много сделавшего для развития
своего края и его жителей, стало возможно благодаря кропотливой
архивной работе краеведов, его земляков, заслуженных учителей школы
ЯАССР Н.И. Иванова, директора Республиканского музея истории
образования В. С. Ивановой-Зверевой, кандидата экономических наук Н.
И. Попова, Тр. С. Кириллина, учителя истории средней школы № 1
Сунтарского улуса А.Е. Яковлева.
В своих воспоминаниях наши земляки с особым уважением говорят и
пишут не только о Никите Афанасьевиче, но и детях его, сыновьях
Николае Никитиче, Парфении Никитиче, Георгии Никитиче, Никандре
Никитиче и Наталье Никитичне, которые в годы юности удивляли
односельчан умением трудиться не покладая рук (это дети кулака,
богатого человека!), радовали их своей удивительной щедростью и
отзывчивостью, стремлением к знаниям. Все они окончили сначала 4-х
классную Эльгяйскую и Эльгяйскую двухклассную министерскую школу.
Все пятеро в разное время работали там учителями.
Н.Е. и П.Н. Самсоновы со старшими
детьми Владимиром, Николаем и Тамарой в Москве (во время
учебы на курсах). 1928 г. |
В 1919 г. Георгий Никитич, в будущем отличник народного
просвещения, отличник сельского хозяйства, известный
педагог-селекционер, открыл школу в Кюкяе, в доме отца. А в
1920-1923 гг. здесь начали свою педагогическую деятельность П.Н. и
Н.Е. Самсоновы, мои родители, впоследствии заслуженные учителя школ
РСФСР и ЯАССР, кавалеры орденов Трудового Красного Знамени, Ленина,
"Знак Почета", видные педагоги-исследователи, экспериментаторы,
авторы учебников, пособий, статей (создано и опубликовано свыше 130
). П.Н. Самсонов – ученик П.Х. Староватова (первого краеведа, Героя
Социалистического Труда) по Эльгяйской школе, получивший от своего
учителя знания по природосообразному воспитанию и индивидуальному
подходу к учащимся. Он уже в эти годы повлиял (Парфений Никитич и
Надежда Евменьевна работали в Эльгяйской школе в 1923 – 1928 гг. )
на выбор профессии своих учеников, в будущем выдающихся биологов
Г.Е. Бессонова, Героя Социалистического Труда, заслуженного учителя
школ Якутской АССР и РСФСР, кавалера орденов Ленина и Трудового
Красного Знамени и Б.Н. Андреева, заслуженного учителя школы РСФСР,
заслуженного работника культуры ЯАССР, кавалера ордена Октябрьской
революции.
П.Н. и Н.Е.Самсоновы дома за
работой. 1971 г., Хатассы.
Учебники П.Н. и
Т.П.Самсоновых. |
Мне с моим братом, народным артистом РС(Я), заслуженным артистом
России Александром Парфеньевичем посчастливилось побывать в Кюкяе в
1998 г. в связи с 75-летием Кюкяйской школы, познакомиться с нашими
земляками, гостеприимными, щедрыми душой людьми – с ветераном
педагогического труда П. Ф. Александровым, с отличниками народного
просвещения А.К. Акимовым, Ф.Т. Обоюковой, В.А. Саввиной,
М.В.Николаевой, М.В. Захаровой и многими другими, почувствовать, с
какой отдачей работает школа все эти годы. Одно то, что эта
небольшая школа в такой глубинке дала путевку в большую жизнь свыше
20 кандидатам наук, гордости школы – вице-президенту PС(Я)
Александру Константиновичу Акимову, профессорам, докторам наук,
академикам – директору Института региональной экономики Е.Г.
Егорову, заслуженному деятелю науки РФ В.Г. Кривошапкину,
заслуженному деятелю науки РС (Я) В. В. Илларионову, говорит о
многом.
Идет проверка техники чтения
в Хатасской средней школе. 1970 г. |
П.Н.Самсонов – неутомимый
пропагандист
педагогических знаний. Якутск, 1972 г. |
В памятную осень 1998 г. была открыта мемориальная доска первым
учителям школы Самсоновым – как знак увековечивания памяти и
признания их заслуг, как знак преклонения перед всеми учителями,
проработавшими в этой школе и не только в ней, как знак уважения
нынешнему поколению учителей, как призыв-обращение приумножать
традиции, которые были заложены теми, кто работал ранее...
На родине в Кюкяе. Последняя
фотография Н.А. и М.Н. Самсоновых с семьей сына – Парфения
Никитича. 1929 г. |
Семья Н.Е. и П.Н. Самсоновых перед
отъездом сыновей:
Владимира – добровольцем в армию, Николая – на учебу в
Москву. Якутск, август 1940 г. |
Спустя шесть лет, т.е. 4 октября 2004 г., мы были приглашены на
торжества в связи со 140-летием со дня основания Кюкяйского наслега
и 140-летием со дня рождения нашего деда Н. А. Самсонова. В этот
памятный день от имени благодарных земляков, внуков и правнуков был
открыт ему памятник.
Решением 4-й сессии Улусного собрания 3-го созыва от 12 марта
2003 г. улица Мэµэ переименована в улицу имени Н.А. Самсонова.
Потомки Никиты Афанасьевича по линии его сыновей Парфения
Никитича, видного педагога-исследователя, учителя-методиста, а также
Гeoprия Hикитича, известного педагога-селекционера и дочери Натальи
Никитичны достойно продолжают трудовую и просветительскую
деятельность своего деда, прадеда, прапрадеда Никиты Афанасьевича,
внося посильный вклад в развитие образования, здравоохранения,
культуры, экономики республики.
Образование – национальный приоритет. Важнейшей частью
гуманизации образования является обучение языкам (родному, русскому,
иностранному) со 2-го класса. Родной и русский языки – средство не
только общения, но и одно из обязательных условий существования
нашего общества.
Что же следует предпринять якутским школам, чтобы добиться
активного, продуктивного национально-русского двуязычия учащихся,
чтобы они научились не только мыслить и общаться на этих языках в
равной степени, но и в соответствии с Законом о государственном
языке РФ, принятом в 2005 г., добились владения русским языком как
родным с соблюдением всех литературных норм русского языка.
Большинство школьников понимает, что от владения русским языком во
многом зависят их будущая работа, жизнь. Некачественная подготовка
по этому предмету заставляет их чувствовать себя неуютно,
ущербно.Особенно это касается тех, кто выезжает учиться за пределы
республики.
Сегодня своё право жить достойно на земле могут отстоять только
духовно и душевно богатые люди, которые понимают, какое место должны
они занять в экономическом и социальном развитии республики,
патриоты, интернационалисты. А это зависит от интеллекта, кругозора,
образованности человека. Средством же формирования чего является,
безусловно, книга. Сегодня каждый взрослый образованный, начитанный
человек в нашей республике должен стать учителем, воспитателем в
плане приобщения детей с детсадовского возраста , школьников,
молодежи к книге. Здесь решающую роль,конечно,играют учитель
начальной школы,учителя-'предметники, библиотекарь, в целом школа и
педагогический труд, как подчеркивал В . А. Сухомлинский.
Проблема приобщения человека к книге – проблема глобальная, очень
актуальная, она становится особенно острой в наши дни. Почему?
По дороге в Кюкяй. 1998 г. |
Открытие памятника Н.А.Самсонову.
Слева направо: А.А.Самсонов – правнук, Т.П. и А.П.Самсоновы
–
внуки Никиты Афанасьевича. |
В музее Кюкяйского наслега.
А.А.Самсонов, А.И.Федоров – директор музея, Т.П. и
А.П.Самсоновы. 2003 г. |
На республиканских курсах
повышения квалификации учителей. Мастер-класс
Т.П.Самсоновой. с.Хатассы. |
Известно, что в России, как и у нас в республике, в среднем 3,5
часа в день ребенок находится у телевизора. А сколько детей
бесконтрольно сидят за компьютером, рыщут по дебрям Интернета!
Необходимо иметь в виду,как подчеркивает наш замечательный педагог,
доктор философских наук, профессор ЯГУ В.Д. Михайлов, что
“компьютеры человечество придумало для разгрузки памяти,чтобы
освободить от рутины человеческий мозг для творчества, в результате
же мы мозг разгрузили, а пустоту ничем не заполнили. В школах исчез
устный опрос "по памяти": тесты, метод тыка – и мозги теряют свою
способность к творчеству”. Современные дети становятся другими, их
прельщает обилие информации, её доступность.
Вербальное,т.е.глагольное речевое общение заменяется зрительным – с
экранов. Значит, как отмечают психологи, в памяти у них в лучшем
случае сохраняется каких-нибудь 10-20% услышанного и увиденного.Что
же следует предпринять?
Необходимо целенаправленно работать над развитием детской памяти
(тем более, что дети с малых лет наделены от природы феноменальной
памятью – образной и механической). Важно в раннем дошкольном
возрасте практиковать громкую читку за семейным столом книг Маршака,
Барто, Михалкова, Бианки с заучиванием наизусть, русских и якутских
народных сказок, приобщить к первым навыкам техники чтения. И далее
в школе привлекать к анализу и запоминанию, заучивая наизусть
классическую литературу и поэзию, например, "Детство" Сурикова :
"Вот моя деревня, вот мой дом родной, вот качусь я в санках по горе
крутой…", постепенно усложняя задания. Тогда ученик будет
обогащаться интеллектуально и духовно, у него будет пополняться
словарный запас, формироваться культура русской речи, что и будет
способствовать, как подчеркивают психологи, дальнейшему развитию
заложенной природой детской памяти, ибо они прочитали, повторили,
заучили, следовательно, поработали сами и сохранили в памяти слов и
текстов на 90 – 100%.B этой работе нужна система,формирование
полезной привычки ежедневно читать,заучивать, чтобы ежедневное
чтение стало потребностью души.
Учитывая изложенное, следует сказать и о злободневной проблеме
снижения шкалы духовно-нравственных ценностей, роста
преступности,алкоголизма и наркомании,увлечения табакокурением среди
школьников, юношей и девушек, неумения распоряжаться своим временем,
найти смысл жизни. Кто они, эти молодые люди? Все они когда-то
учились в школе, грамоту знают, умеют читать и писать, но они –
люди, лишенные интеллекта. По разным причинам, в том числе,конечно
же,не приобщенные к чтению книги.Если до 18-20 лет молодой человек
не приобрел знаний путем чтения художественной литературы по
потребности души,то он никогда за всю свою жизнь не сможет
восполнить этот пробел,не сможет получить то,что мог бы получить за
эти 20 лет.
Согласно резолюции II форума народов Якутии"За здоровый образ
жизни" принят к руководству социальный заказ президента РС(Я) " Во
имя здорового образа жизни населения". Сформулированы "Правила
семейного воспитания", "Правила поведения несовершеннолетних в
общественных местах и на улице", что обязывает каждого педагога,
классного руководителя (тем более, что на них отныне возлагаются
большая ответственность и, конечно же, надежда), родителей,
студентов – прежде всего, педучилищ, колледжей, институтов,
факультетов ЯГУ принять непосредственное участие в трудоемкой работе
по приобщению детей, молодежи к книге. Необходимо развернуть работу
с конкретной семьей (своей и чужой), осуществляя
личностно-ориентированный подход к детям на основе развития их
природных задатков.
С методикой работы П.Н. и Н.Е. Самсоновых по технике чтения в
классе и семье, о процессе и результатах идивидуального подхода и
т.д. можно ознакомиться в книге "Якутский Ушинский"
(автор-составитель Т.П.Самсонова. Кн.I. Якутск. 2000).
В той или иной степени с проблемой приобщения школьников к чтению
связаны их статьи "Домашняя помощь первокласснику", "Почему отстает
ваш ребенок", " В воспитании нет мелочей", "Трудный ребенок", "
Самый ответственный", " Где взять время", "Алталаах оіолору ўєрэтии",
" Учуутал оруола єссє ўрдўўр", "Кинигэ эйиэхэ ыалдьыттыыр дуо?" и
т.д.
В предверии открытия IV Спортивных игр народов республики,
которые будут проводится в с.Сунтар, хочется пожелать всем землякам
больших успехов в проведении этого грандиозного спортивного события,
участникам – высоких достижений.
Семья П.Н.Самсонова на даче.
Сергелях, 1979 г. |
Примечания
1. на РС(Я).Ф.7и.Оп.1.Д.429.Л.39.
2. на РС(Я).Ф.72и.Оп.1.Д.2.Л.2.
3. на РС(Я).Ф.12и.Оп.1. Д.15526. Л. 102, 101 об.
4. Высочайшие награды//Якутские епархиальные ведомости. 1 февр.
1914 г. – С.41. На РС(Я). Ф.226и.Оп.6. Д.13. Л.70.
Тамара Парфеньевна
Самсонова – профессор,
канд.пед.наук, заслуженный учитель школы ЯАССР, кавалер медали
К.Д.Ушинского, учитель учителей, Почетный гражданин Сунтарского
улуса. |