15-16 мая 2007 г. состоялась республиканская научно-практическая
конференция «Принцип экологического императива при промышленном
освоении Арктической зоны РС(Я)». Проводилась она по инициативе ОАО
«Алмазы Анабара» совместно с Министерством охраны природы РС(Я) и
Институтом прикладной экологии Севера АН РС(Я).
Конференция была посвящена памяти Почетного гражданина Республики
Саха (Якутия), заслуженного работника народного хозяйства РС(Я),
бывшего главы администрации Анабарского улуса Николая Егоровича
Андросова. В работе конференции приняли участие ученые из Московской
сельскохозяйственной академии им. Тимирязева (г. Москва),
Всероссийского научно-исследовательского института природы (г.
Москва), Института биологических проблем криолитозоны СО РАН,
Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Института
прикладной экологии Севера АН РС (Я), представители коренных
малочисленных народов Севера, промышленных предприятий республики. В
первый день конференции было зарегистрировано 89 участников.
С приветственным словом к участникам конференции обратился
заместитель Председателя Правительства РС(Я) Айаал Степанов.
В первый день работы конференции на пленарном заседании с
докладом «Эколого-правовая ситуация по территории РС(Я)» выступил
генеральный директор ОАО «Алмазы Анабара» Матвей Евсеев. Доклад
вызвал большой интерес участников конференции. Он был очень
обстоятельным и затронул наиболее острые вопросы охраны природы,
улучшения использования природных ресурсов.
Об экологических проблемах республики и путях их решений говорил
в своем докладе министр охраны природы РС(Я) Владимир Григорьев. В
начале своего выступления министр отметил, что такая конференция
впервые проводится в республике. В прошлом году в Мирном было
проведено семинар-совещание по вопросам экологии. А в этом году,
подчеркнул министр, благодаря инициативе ОАО «Алмазы Анабара», уже
организована республиканская научно-практическая конференция. В
связи с этим он выразил благодарность предприятию.
С докладом «Законодательное и эколого-нормативное обеспечение
природопользования в арктической зоне Якутии» выступила
зав.отделением нормативно-правового обеспечения экологической
безопасности ВНИИ природы Ирина Плетникова (г. Москва). О
природоохранной деятельности АК «АЛРОСА» говорил в своем докладе
зам. начальника Управления промышленной безопасности АК «АЛРОСА»,
начальник отдела охраны окружающей среды Александр Поздняков. Он
подчеркнул, что АК «АЛРОСА» значительно увеличила затраты на
природоохранную деятельность. Например, в отличие от прошлого года,
в текущем затраты на природоохранные мероприятия увеличились в три
раза.
Большое внимание участников научно-практической конференции
вызвал доклад доктора биологических наук, профессора Московской
сельскохозяйственной академии им. Тимирязева Людмилы Хрусталевой
«Оздоровление экологии Арктической зоны путем интродукции
генетически регулируемых растений» (г. Москва). Она отметила, что за
15 лет в Якутии проведена масштабная работа по выявлению влияния
техногенных нагрузок на человека, по охране окружающей среды.
Нарушения в экосистеме Севера приводят к снижению биоразнообразия
дикой флоры, накоплению тяжелых металлов в организме животных,
ухудшению здоровья населения. Профессор Л.И. Хрусталева предложила
использовать современные биотехнологии, в частности, создание новых
сортов культур с заданными свойствами в короткие сроки,
ДНК-технологии, биооздоровление почв растениями.
Также на пленарном заседании были заслушаны доклады главного
научного сотрудника ВНИИ природы, профессора Юрия Шумилова
«Экологическое нормирование и критерии экологической безопасности
при разработке алмазных месторождений в условиях Арктики» (г.
Москва), менеджера проекта ЮНЕП/ГЭФ – ЭКОРА Игоря Рыжова (г.
Москва). А также выступили председатель постоянного комитета
Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) по проблемам Арктики и коренных
малочисленных народов Севера Андрей Кривошапкин, председатель
комитета Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) по вопросам местного
самоуправления, заместитель председателя постоянной комиссии
Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) по государственному строительству,
законотворчеству Дмитрий Горохов.
Затем работа конференции продолжилась по двум секциям. На первой
секции, работа которой проходила в конференц-зале ОАО «Алмазы
Анабара», рассматривались вопросы современного состояния природной
среды Арктической зоны, экологического регламентирования
природопользования (научное обеспечение, законодательная база). Было
заслушано 18 устных докладов, представлено 4 стендовых. В работе
секции приняли участие и представители общественности, которые
затронули вопросы экологического состояния природной среды, где
проживают коренные малочисленные народы Севера. Особый интерес
вызвало сообщение Т.П. Сипко (ИПЭЭ РАН им. Северцова, г. Москва),
представившего результаты опытов с овцебыками на острове Врангеля.
Работа второй секции прошла в конференц-зале Академии наук РС(Я)
и была посвящена вопросам восстановления нарушенных территорий,
экологического мониторинга природной среды, социально-экологическим
проблемам. Было представлено 16 устных докладов и 10 стендовых. В
ходе работы секции состоялся широкий обмен мнениями между учеными,
производственниками, представителями общественности.
На заключительном пленарном заседании, состоявшемся в
конференц-зале ОАО «Алмазы Анабара», была принята резолюция.
В работе первой республиканской научно-практической конференции
«Принцип экологического императива при промышленном освоении
Арктической зоны РС(Я)», посвященной памяти Николая Егоровича
Андросова, приняли участие 138 человек.
Пресс служба ОАО «Алмазы Анабара»
«Природа Севера чувствительна к любому
вмешательству…»
Эколого-правовая ситуация в Республике Саха
(Якутия)
В опросы усиления охраны природы и улучшения использования
природных ресурсов остаются первостепенными как для России в целом,
так и для территории Республики Саха (Якутия) в частности. Это
обусловлено масштабным промышленным освоением территории и насущными
потребностями в борьбе за сохранение качества жизни.
Развитию добывающей промышленности в республике отводится важное
место в планах промышленного развития РФ. Удельный вес Якутии,
занимающей 50 % территории ДВФО, в промышленном производстве округа
составляет 28,3 %, при этом на долю горнодобывающей отрасли
приходится более 75 % от общего производства.
Надо отметить, что большая часть территории Якутии относится к
субарктической и арктической зонам, с особым природно-ресурсным
потенциалом, главной особенностью которого является
многокомпонентность образующих его природных ресурсов. Растительный
и животный мир северных экосистем имеет большую эстетическую и
хозяйственную ценность. Но при этом природа Севера крайне
чувствительна к любому вмешательству, поэтому промышленное освоение
территории в нашем регионе нуждается в особой заботе и пристальном
внимании.
На территории Якутии насчитывается около 1900 видов растений,
среди них более 300 видов можно отнести к лекарственным, в Красную
книгу РФ занесен 31 вид растений, в Красную книгу РС (Я) – 367
видов.
По лесорастительному районированию территория Якутии относится к
зонам тайги и тундры. Основной лесообразующей породой является
лиственница.
На 1 января 2006 г. площадь земель лесного фонда составила
порядка 80 % от всей площади республики. Значительную площадь земель
лесного фонда занимают леса – 64 %. В Республике Саха (Якутия)
насчитывается более 745 природопользователей, осуществляющих
деятельность, связанную с ведением лесного хозяйства,
лесопользованием, землепользованием на землях государственного
лесного фонда.
Растительный покров тундровой зоны сильно обеднен по сравнению с
тайгой, как в видовом отношении, так и в отношении продуктивности.
Арктическая и субарктическая растительность очень чувствительна к
антропогенным воздействиям и стихийным явлениям и нуждается в особых
мерах охраны и щадящей эксплуатации.
Охрана растительного покрова и отдельных видов осуществляется на
территории заповедников, природных парков, ресурсных резерватов и
зон покоя. На территории Якутии насчитывается 2 заповедника
федерального уровня, 128 особо охраняемых природных территорий
республиканского значения, в том числе 2 заповедника, 5 природных
парков, 78 ресурсных резерватов, а также зоны покоя. Кроме того, 133
особо охраняемых природных территории имеют муниципальное значение.
В целом площадь особо охраняемых природных территорий составляет
28,5 % территории РС (Я). Активно развивается система питомников.
Ихтиофауна морей, рек и озер Якутии насчитывает около 90 видов,
из них 50 видов морских и 40 – пресноводных. Основными объектами
промысла являются 20 видов рыб. Наиболее важное рыбопромысловое
значение имеют нижние течения рек. Валовый вылов рыбы в 2005 году
составил 3800,0 т, основная промысловая нагрузка легла на реки.
В Якутии установлено обитание около 300 видов птиц. В Красную
книгу Международного Союза Охраны Природы занесено 20 видов, РФ –
19, Якутии – 68.
На территории Якутии отмечено 62 вида млекопитающих. Среди них
основу пушного промысла в большинстве районов составляют такие виды,
как соболь, ондатра, белка. В арктической зоне – песец. Среди
копытных важными объектами охоты являются лось и дикий северный
олень. При этом надо отметить, что за последние 15 лет произошло
снижение численности лося почти в 2 раза, особенно на территориях с
высокой степенью антропогенной освоенности. На сегодняшний день
численность дикого северного оленя также активно сокращается,
особенно на северо-востоке Якутии, что в сочетании с сокращением
поголовья домашнего оленя вызывает тревогу.
Наряду с негативными тенденциями, предпринимается ряд мер по
охране и обогащению фауны Якутии, осуществляются мероприятия по
завозу, акклиматизации таких видов, как бобр, овцебыки, бизоны. Мы
считаем делом чести поддержку таких мероприятий.
Республика Саха (Якутия) продолжает оставаться одним из важнейших
регионов Российской Федерации по запасам основных видов минерального
сырья: алмазов, золота, олова, сурьмы, нефти и природного газа. По
минерально-сырьевому потенциалу территория Арктической зоны условно
входит в Северо- Западный и Северо-Восточный экономические районы
Якутии, объединяя 14 северных улусов.
Практически на всей площади проведено государственное
среднемасштабное геологическое картирование масштабов 1: 200 000, до
15% территории покрыто геологической съемкой масштаба 1: 50 000,
более детальные геологоразведочные работы ведутся в пределах
перспективных или существующих горно-промышленных районов. Часть
месторождений на сегодня активно вовлечена в развитие
производительных сил Якутии, часть может быть востребована в
ближайшие годы. Основными видами полезных ископаемых, формирующих
минерально-сырьевой потенциал Арктической зоны Якутии являются:
1.Алмазы. Основные алмазоносные районы расположены в
Якутской алмазоносной провинции, в пределах которой известны более
800 кимберлитовых трубок, из них 150 алмазоносных. Наиболее крупными
являются кимберлитовые трубки Удачная, Юбилейная, Айхал, Нюрбинская,
Мир, Интернациональная, Ботуобинская, россыпи Анабарского и
Приленского алмазоносных районов. Горнодобывающими предприятиями
республики добывается более 90 % алмазов России.
2. Золото. Минерально- сырьевая база золота является одной
из наиболее крупных и освоенных в России и представлена более чем
700 россыпными (40% общих запасов) и 55 коренными (60%)
месторождениями. В пределах Арктической зоны месторождения золота
представлены золото-сурьмяными – Сарылах, Сентачан, Кючус, жильными
телами с золото-кварцевым оруденением – Бадран.
3. Серебро. Республика обладает значительным ресурсным
потенциалом серебра, заключенным в золоторудных,
серебро-полиметаллических, оловорудных, золото-сурьмяных и
собственно серебряном (Купольное) месторождениях. Весомый прирост
сырьевой базы связан с открытием крупной Верхоянской сереброносной
провинции с многочисленными перспективными месторождениями (Мангазейское,
Прогноз, Верхне-Менкеченское ) и рудопроявлениями. Добыча серебра
ведется попутно с рудным золотом.
4. Олово. Основные запасы россыпного (72%) и рудного (28%)
олова сосредоточены в Северо-Янском ( месторождения Депутатское,
Чурпунья, Одинокое, Тирехтях,Дьяхтардахское) и Южно-Янском
(месторождения Алыс-Хая,Бургочан, Илинтас) оловоносных районах.
Прогнозные ресурсы – около 30% общероссийских.
5. Свинец и цинк. Якутия располагает большим ресурсным
потенциалом свинца и цинка, который на сегодня востребован в
незначительных объемах. Наиболее крупные месторождения представлены
минерализованными зонами дробления и жильными зонами
сфалерит-галенитовых руд, часто с промышленными содержаниями серебра
(Прогноз, Верхне-Менкеченское, Мангазейка, Кутинское, Зарница).
6. Сурьма. Самая крупная сырьевая база по сурьме
представлена золото-сурьмяным (Сарылах, Сентачан), золоторудными с
сурьмой (Малтан, Ким) месторождениями, которые содержат около 95 %
общероссийских запасов.
7. Редкоземельные элементы и редкие металлы широко
распространены в комплексных оловорудных и полиметаллических
месторождениях. Наиболее существенные запасы редкоземельных
элементов (итрия, скандия и других), редких металлов (ниобия,
тантала) установлены в месторождениях Арбарастах, Поворотный, Горное
озеро, Томтор.
8. Уголь. На территории республики располагаются четыре
угленосных бассейна:
Тунгусский, Южноякутский, Ленский и Зырянский с многочисленными
месторождениями каменных и бурых углей. Наиболее освоенным является
южноякутский бассейн, в пределах которого эксплуатируется
Нерюнгринское месторождение коксующихся углей, Денисовское и
Чульманское – каменных углей.
За последние годы основные нарушения земель на территории Якутии
в целом происходят при разработке месторождений полезных ископаемых
и проведении геологоразведочных работ предприятиями добывающей
промышленности. По данным на 1 января 2006 г. Управления федеральной
службы по надзору в сфере природопользования по РС (Я), площадь
нарушенных земель в Республике Саха (Якутия) составила 32,5 тыс.га.
К 2005 году наиболее значительные площади нарушенных земель в
районах горнодобывающей промышленности приходятся на южные и
северо-западные районы Якутии. Наибольшее количество нарушенных
земель приходится на территории, где преобладают предприятия алмазо-
и золотодобычи.
Особо надо отметить возможные негативные последствия отторжения
земель в арктической и субарктической зонах. На территории всех
северных улусов Якутии традиционной отраслью хозяйствования является
оленеводство. И при активном промышленном освоении основное
воздействие приходится именно на территории оленьих пастбищ, которые
занимают обширную площадь в Арктической зоне – 26% от общей площади
республики.
В этих условиях сокращение поголовья оленей и площади оленьих
пастбищ еще более ухудшит социально-экономические условия жизни
коренного населения Крайнего Севера.
По данным Министерства охраны природы РС (Я) и Управления
Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) на 2005 г., официально
на территории Якутии работают порядка 4650 природопользователей.
Из них на территории арктических и субарктических районов
горнодобывающих предприятий имеются порядка 54% . Достаточно большой
процент определился за счет мелких артелей, работающих
преимущественно в Оймяконском улусе.
В целом среди природопользователей разработкой месторождений
занимается 138 компаний, среди которых 8 % компаний – представители
других субъектов Федерации.
При этом необходимо отметить, что природопользователи,
зарегистрированные в других субъектах Федерации, выполняют, как
правило, разработку мегапроектов, строительство и эксплуатация
которых приведет (и уже приводит!) к изменению экосистемы на
значительных площадях территории Якутии. Например, ОАО «Транснефть»
проводит прокладку нефтепровода «Тихий океан – Восточная Сибирь»,
ФГУП «Единая группа заказчика Федерального агентства
железнодорожного транспорта» – строительство железнодорожной линии
Беркакит – Томмот – Якутск и т.д.
В целом по данным Управления Росприроднадзора по Республике Саха
(Якутия) за последний год выявлено 5542 нарушения норм, правил и
законодательства об охране окружающей среды. В том числе 1524
объекта осуществляли хозяйственную (и иную) деятельность без
разрешительных (правоустанавливающих) документов и 1550 – с
нарушениями лицензионных условий и требований.
Неплатежи при пользовании недрами в 2005 г. составили порядка –
93,016 млн. руб.
Самые распространенные нарушения законодательства об охране
окружающей среды при реализации мегапроектов:
– проведение экологической экспертизы проектов и ТЭО обоснований
без должного учета специфики местных природно-климатических
факторов;
– эксплуатационные работы без утвержденной проектной
документации.
Например, Федеральное государственное предприятие (ФГУП) «Единая
группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта»
выполняет проектирование и строительство железнодорожного участка
Томмот-Якутск. Проверкой установлено, что замечания Ленского
Бассейнового Управления ФАВР от 16.12.04 г. №4-18-2005 по проекту
«Корректировка ТЭО строительства железной линии
Беркакит-Томмот-Якутск в РС(Я)» остаются невыполненными. На
строительство мостов через реки, в частности, Модут и Мундуручу не
оформлены лицензии на водопользование, работы по строительству
железной дороги ведутся в непосредственной близости от р. Модут (водоохранная
зона), без согласования с Ленским БВУ ФАВР, в нарушение Положения о
водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полос. В
целом «Проект строительства железной линии Беркакит–Томмот–Якутск»
не прошел экологическую экспертизу в Управлении Росприроднадзора по
РС (Я), при этом строительные работы уже ведутся.
Еще одним ярким примером ущемления интересов республики при
реализации мегапроектов является разработка проектной документации и
строительство магистрального трубопровода ВС-ТО. Нарушения
законодательства были зафиксированы на всех проектных стадиях
работы. Грубо нарушены права граждан на информацию о намечаемой
деятельности, основные принципы, заложенные в «Положении об оценке
воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду в Российской Федерации» № 342 от 16.05.2000 г.
Проигнорировано мнение общественности и местных специалистов.
В связи с этим надо отметить, что серьезные нарекания у
специалистов разного уровня, а также у общественности вызывают
последние поправки к Закону об экологической экспертизе. В
результате чего стало возможной реализация подобных проектов без
согласования с региональными органами исполнительной власти в
природоохранной сфере.
В последние годы на территории РФ уже было немало примеров
подобных нарушений, в ряде случаев приводившие к катастрофическим
последствиям. Достаточно вспомнить печальный опыт проекта
«Сахалин-2», который еще раз подчеркнул степень негативного
воздействия нефтяных объектов на окружающую природную среду и
традиционный образ жизни коренных жителей. В этом случае возмущенные
представители малочисленных народностей добились от нефтяников
создания фонда для возмещения причиняемого им ущерба.
В целях обеспечения рационального использования природных
ресурсов, защиты окружающей природной среды платежи, связанные с
предоставлением недр в пользование, лицензированием и
налогообложением за водопользование, сбросы и т.д. идут на
мероприятия, среди которых основной процент приходится на охрану и
рациональное использование водных ресурсов.
По данным Управления федеральной налоговой службы по Республике
Саха (Якутия), в 2004 году основная часть налогов за пользование
недрами и добычу полезных ископаемых поступило в республиканский
бюджет.
При этом наиболее значимые вложения в бюджете Якутии в
природоохранные мероприятия по данным на 2005 г. проведены: АК «АЛРОСА»,
ОАО «Алмазы Анабара», ОАО ЛОРП, ОАО Якутуголь, ОАО Сургутнефтегаз,
ГУП ЖКХ, ОАО «Нижне-Ленское». Причем необходимо отметить, что
основное вложение составляют якутские предприятия. Хочу подчеркнуть,
что единственной компанией – представителем другого субъекта
Федерации, регулярно поддерживающим проведение мероприятий охраны
окружающей среды, является ОАО Сургутнефтегаз (15%).
Таким образом, на сегодняшний момент наиболее важной задачей
становится обеспечение рационального использования природных
ресурсов и сохранение или посильное восстановление природного
комплекса. Анализ законодательной базы, как федеральной, так и
республиканской и оценка фактического положения дел в
природоохранной сфере выявила, на наш взгляд, ряд ключевых моментов.
Во-первых, до настоящего времени не обеспечено приведение
действующего законодательства Республики Саха (Якутия) в области
природопользования в соответствие с требованиями федерального
законодательства. Сохраняются противоречия между законодательством
Республики Саха (Якутия) и действующими нормативными правовыми
актами федерального уровня в природоохранной сфере.
Во-вторых, законодательством Республики Саха (Якутия) не
предусматривается разграничение государственной собственности на
федеральную собственность и собственность субъекта Российской
Федерации.
В третьих, Министерством природных ресурсов Российской
Федерации до настоящего времени не разработана и не утверждена
единая методика расчета сумм разовых платежей за предоставление
лицензий на природопользование; применяемые методики дают в
аналогичных случаях различные оценки размера разовых платежей, в том
числе и компенсационные платы за водопользование, отвод земель,
изъятие из оборота растительных ресурсов. Нет прозрачности в
использовании компенсационных платежей, поступающих в
республиканский бюджет, не известно, какая доля вложений расходуется
на природоохранные мероприятия и мероприятия минимизации негативных
последствий от промышленного освоения территории Республики.
На сегодняшний день сложилась ситуация, при которой предприятия
РС (Я) не участвуют в разработке крупных проектов по развитию
производительных сил республики. В связи со всем вышеизложенным
на наш взгляд необходимо:
1. Разработать законодательную базу, обеспечивающую создание
более эффективных механизмов взаимодействия между государственными
органами власти и органами местного самоуправления, контроль и
оптимальное распределение обязанностей по воспроизводству и охране
природных ресурсов.
2. Ужесточить контроль за выполнением условий лицензионных
соглашений в части соблюдения природоохранного законодательства и
обязательного присутствия блока социально-экономических вопросов, в
том числе пунктов, касающихся квоты трудоустройства и обеспечения
занятости коренного населения.
3. Разработать механизмы, обеспечивающие целевые поступления
компенсационных выплат в региональные бюджеты, которые будут
направлены на решение экологических вопросов региона реализации
проекта.
4. Подчеркнуть недопустимость проведения экологической экспертизы
на федеральном уровне без участия региональных специалистов и
общественности.
И последнее: законодательно предусмотреть обязательное долевое
участие республики при реализации проектов на ее территории и, в
частности, в Арктической ее зоне.
Якутия только-только начала приоткрывать свои богатства и
перспективы ее развития связаны, прежде всего, с Арктикой и
Субарктикой. Опыт освоения Южной Якутии показывает, насколько
губительны последствия грубого техногенного вмешательства в природу
Севера. Необходимо помнить, что природа Арктики гораздо более
уязвима, и необратимые нарушения будут развиваться еще
стремительнее.
Матвей Николаевич ЕВСЕЕВ, генеральный директор
ОАО «Алмазы Анабара», депутат Госсобрания (Ил Тµмэн) РС(Я).