|
ВРЕМЯ
ЯКУТСКОЕ
№ 1 '2009
Совместный выпуск
журналов «Илин» и «Наука и техника в Якутии», посвященный I форуму
научно-технической интеллигенции республики.
Издание выходит при поддержке Министерства
науки и профессионального образования РС(Я) |
|
Приветствие
участникам I Форума научно-технической интеллигенции республики
|
А.Николаев
Наше главное
богатство – интеллектуальный потенциал
|
Открытие
памятника академику В.П.Ларионову
в г. Якутске
|
В.Штыров
Российские
мегапроекты. Анализ и управление рисками
|
М.Николаев
Выявить
человека творческого
|
А.Пахомов
Наука
Республики Саха (Якутия). Интеллектуальный ресурс будущего
|
А.Сафронов
Перспективы
развития нефтегазового комплекса РС (Я) на ближайшую перспективу
|
Академия наук
Республики Саха (Якутия) – состояние и перспективы
|
В.Фридовский
Инновационные
ориентиры вузовской науки |
А.Мярин, Н.Бекетов, В.Борисов
Саха (Якутия) –
опорная территория реализации проекта "Национальная Инновационная
Система" |
П.Уваров, В.Горин, С.Токарева, М.Кабанова
Качественный
керамзит и карамзитобетон для стройкомплекса Якутии |
В.Шепелев, Ф.Попенко
Об организации
инженерной защиты территории г. Якутска от подтопления и обводнения |
Н.Находкин
Возможности
обеспечения летних ферм в Центральной Якутии альтернативной
электроэнергией |
Г.Кузьмин
Подземное
пространство криолитозоны |
В.Степанов
Плавучие атомные
теплоэлектростанции для Якутии |
Р.Десяткин
Участие
Института биологических проблем криолитозоны СО РАН в научном
сопровождении мегапроектов Южной Якутии |
А.Томский
Выбор модели
развития инновационной инфраструктуры в проекте республиканского
технопарка Республики Саха (Якутия) |
А.Охлопкова, П.Петрова, С.Попов, М.Соколова
Нанокомпозиционные
полимерные материалы антифрикционного назначения |
В.Лепов
Перспективы
применения нанотехнологий в Республике Саха (Якутия) |
Н.Гриб, А.Сясько, В.Никитин
Ресурсосберегающая
и экологически щадящая технология изучения выходов угольных пластов |
С.Миронова, В.Иванов
Инновационные
разработки по рекультивации нарушенных земель Южной Якутии |
О.Слепцов, Т.Капитонова
Фундаментальные
исследования ИФТПС СО РАН как основа развития
производственно-инновационного потенциала |
Н.Максимова, А.Сухомясова, М.Томский
ДНК-диагностика
моногенных заболеваний в Республике Саха (Якутия) |
Главный редактор
Олег Сидоров
Над выпуском работали:
Александр Семенов, Дмитрий Соловьев
|
|
А.А. Охлопкова, П.Н. Петрова, С.Н. Попов, М.Д.
Соколова
Нанокомпозиционные полимерные материалы
антифрикционного назначения
Таблица 1
Деформационно-прочностные и триботехнические характеристики
модифицированного политетрафторэтилена
|
Таблица 2
Основные эксплуатационные характеристики модифицированных
резин
|
Таблица 3
Температура стеклования модифицированных резин
|
За последние годы, в связи с интенсивным развитием
производительных сил во всем мире, значительно возросли требования к
свойствам полимерных материалов: возникла необходимость в создании
новых материалов и изделий, предназначенных для экстремальных
условий эксплуатации (высокие давления, космос, криогенные
температуры и т.д.). Эксплуатация полимерных изделий в условиях
Республики Саха в силу уникальных климатических факторов (крайне
низкие температуры в зимнее время года, циклическое изменение
температуры – годовое до 100оС и суточное до 40оС, высокая
концентрация озона, мощное ультрафиолетовое излучение) под
воздействием перепадов давлений, агрессивных и абразивных сред,
характерных для работы того или иного изделия, также приобретает
экстремальный характер [1].
Существующие материалы и изделия, как российского, так и зарубежного
производства, не всегда полностью удовлетворяют эксплутационным
требованиям в зонах холодного климата, которые предполагают наличие
в материалах совершенно специфического комплекса свойств. В связи с
этим разработка полимерных материалов триботехнического назначения,
способных надежно и долговечно эксплуатироваться в этих условиях,
имеет важное экономическое значение.
Одним из решений данной проблемы является замена традиционных
полимерных композитов на наноматериалы, содержащие в своем составе
нанокомпоненты с различными механизмами действия на полимерную
матрицу, обусловливающие приспосабливаемость материалов к внешним
воздействиям и обеспечивающие оптимальные служебные характеристики.
Исследования по разработке и совершенствованию полимерных
антифрикционных материалов развиваются по следующим основным
направлениям:
– оптимизация химического состава полимерных композиций;
– улучшение физико-механических показателей материалов (коэффициент
трения, износостойкость, прочность и т. д.);
– изучение механизмов изнашивания полимерных материалов и поиск
методов их регулирования;
– разработка новых технологий переработки полимерных
нанокомпозиционных материалов;
– поиск путей оптимального использования антифрикционных полимерных
материалов.
Среди полимеров, применяемых для изготовления деталей узлов трения,
наиболее предпочтительным комплексом физико-механических и
триботехнических свойств обладает политетрафторэтилен (ПТФЭ),
который используется в узлах трения наиболее ответственных
технических систем. Ценным свойством композиционных материалов на
основе политетрафторэтилена является работоспособность в широком
интервале температур при сохранении низких и стабильных значений
коэффициента трения (0,1-0,2) и обеспечении плавного скольжения, что
важно при эксплуатации техники в экстремальных условиях [2, 3].
Фактором управления трибологическими свойствами полимеров может
служить модифицирование их надмолекулярной структуры. В качестве
модификаторов надмолекулярной структуры политетрафторэтилена
применяли различные классы нанонаполнителей (НН): нитриды, простые,
двойные, тройные оксиды и оксинитриды переходных металлов со средним
размером частиц от 4 до 100 нм.
Модифицирование полимеров нанонаполнителями усложняет технологию
совмещения компонентов вследствие агломерации частиц наполнителя в
процессе переработки и неравномерного распределения в связующем.
Агломерация наполнителей ингибирует поверхностную активность частиц
по отношению к полимерной матрице, что является серьезным
препятствием при разработке материалов с улучшенными свойствами. В
связи с этим, при разработке композиций использовали следующую
технологию совмещения компонентов композита: предварительную
механическую обработку нанонаполнителя в течение 2-5 мин в
планетарной мельнице и последующее его смешение с полимерным
связующим в лопастном смесителе.
В табл.1 приведены основные физико-механические и триботехнические
характеристики разработанных материалов. Сравнение их со свойствами
исходного ПТФЭ и выпускаемых промышленностью композитов на его
основе (пп 1-3, табл. 1) показывает, что разработанные нанокомпозиты
характеризуются повышенными износостойкостью (в 100-370 раз) и (пп
4-13, табл. 1) деформационно-прочностными характеристиками (на 20-30
%). Это обеспечивает возможность создания надежных и долговечных
морозостойких уплотнений с высокой степенью герметичности,
перспективных для широкого применения в северных условиях.
Следующим направлением научных изысканий в области создания
триботехнических материалов являются систематические исследования
механизмов изнашивания полимерных композитов.
Известно [4], что существенную роль в изнашивании полимерных
материалов играют трибохимические процессы. Введение в
политетрафторэтилен до 2% (масс.) нанонаполнителя повышает
интенсивность трибохимических реакций. Наряду с деструкцией,
протекают процессы структурирования, скорость которых зависит от
химической природы наполнителя, выполняющего каталитическую роль в
реакциях сшивки макромолекул. При увеличении содержания наполнителя
до 10% (масс.), трибохимические процессы усиливаются, захватывая
связи С-F, что зафиксировано масс-спектрометрическими исследованиями
продуктов трибодеструкции полимерных композитов. Увеличение
концентрации активных радикальных и ионных фрагментов
трибохимического распада связующего сопровождается интенсификацией
процессов структурирования с участием частиц наполнителя и
формированием вблизи поверхности трения слоев полимерных
композиционных материалов, отличающихся высокой структурной
организацией.
В результате комплексного исследования механизмов формирования
наполненных систем на основе политетрафторэтилена сформулированы
следующие физико-химические принципы разработки материалов
антифрикционного назначения:
– наличие естественного поляризационного заряда на наночастицах, в
поле которого происходит кристаллизация полимера;
– управление структурой материалов путем регулирования
надмолекулярной структуры связующего и формирования трехмерных
кластерных структур из нанометровых частиц наполнителя;
– особые поверхностные свойства и высокая поверхностная энергия
обеспечивают адсорбционную активность наночастиц к полимеру и, как
следствие, приводят к интенсивному структурообразованию в связующем
с образованием структурных элементов с высоким уровнем адгезии на
границе раздела фаз полимер-наполнитель;
– регулирование трибохимических реакций на фрикционном контакте и
процессов формирования кластерной структуры из координированных
частиц наполнителя на поверхности трения.
Низкая морозостойкость эластомерных уплотнений обусловливает
основную массу отказов уплотнений в зимнее время. Несмотря на то,
что промышленностью выпускается достаточно широкий ассортимент
морозостойких резин, объемы производства не отвечают потребностям
машиностроения. Поэтому уже при изготовлении машин, предназначенных
для эксплуатации в условиях Севера, нередко используют
неморозостойкие резины.
Существуют два направления решения проблемы обеспечения надежности и
безопасности узлов трения техники, эксплуатируемой в северных
условиях:
1) повышение морозостойкости применяемых в настоящее время
уплотнительных материалов на основе эластомеров;
2) создание новых материалов, характеризуемых высокими морозо-,
износо-, агрессивостойкостью на основе промышленных полимеров.
Как один из наиболее эффективных методов модификации свойств резин,
выбран метод совмещения каучуков с пластиками [1].
Высокая материалоемкость резиновой промышленности (рецептуры
резиновых смесей содержат от 5 до 15 и даже более ингредиентов)
вызывает большие трудности при переходе на новые рецептуры. Поэтому
модификация серийных резин предоставляет возможность производителям
мелкосерийной продукции при наличии модифицирующих добавок
изготавливать изделия с учетом конкретных условий их эксплуатации.
Наиболее успешной можно считать модификацию серийно выпускаемой
резины марки В-14 на основе БНКС-18 небольшими количествами (до
20%), композициями сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ) с
нанонаполнителями.
В таблице 2 представлены результаты исследований
физико-механических, износо-, масло- и морозостойких свойств
модифицированных резин. Показано, что при введении в резиновую смесь
В-14 композиции СВМПЭ с нанодобавками происходит улучшение этих
характеристик.
Видно, что при введении в резину чистого СВМПЭ происходит увеличение
напряжения при 100% удлинении в 1,4 раза, уменьшение относительного
удлинения на 35% при некотором уменьшении условной прочности при
разрыве. Исследования физико-механических свойств модифицированных
резин показали (табл. 2), что присутствие нанодобавок приводит к
увеличению значений условного напряжения при 100% удлинении в
1,4-1,6 раза, относительного удлинения на 10-40% по сравнению с
исходной резиной В-14 в зависимости от вида нанодобавок. Следует
отметить, что значение условного напряжения при 100% удлинении
является важным эксплуатационным показателем, так как показывает
напряжение, наиболее реально действующее в условиях эксплуатации.
Модификация бутадиен-нитрильной резины В-14 композицией СВМПЭ с
нанодобавками приводит к значительному улучшению маслостойкости и
износостойкости (табл. 2). Введение добавок приводит к снижению
степени набухания до 2,5 раза по сравнению с исходной резиной В-14 и
до 1,4 раз по сравнению с резиной, содержащей чистый СВМПЭ в
зависимости от вида нанодобавок. Объемный износ модифицированных
резин снижается соответственно до 1,5 и 1,3 раза.
Низкотемпературные исследования показали, что при модификации резины
В-14 чистым СВМПЭ происходит уменьшение коэффициента морозостойкости
при растяжении км при -45°С на 12%, а в присутствии нанодобавок
происходит увеличение этого показателя от 5% до 17% по сравнению с
исходной резиной в зависимости от вида нанодобавок.
На основании анализа термограмм, полученных методом
дифференциально-сканирующей калориметрии (ДСК), установлено (табл.
3), что введение нанодобавок приводит к снижению температуры
стеклования Тст резин, что свидетельствует о том, что именно они
позволили улучшить взаимодействие между несовместимыми полимерами
БНКС-18 и СВМПЭ. Вследствие этого происходит расширение диапазона
рабочих температур на 5-8 °С в область низких температур.
Исследованиями микроструктуры установлено, что модификация
промышленной резины В-14 полимерной нанокомпозицией, состоящей из
СВМПЭ и нанодобавок привела к проявлению двух эффектов –
структурно-объемного и поверхностного.
Так, структурно-объемный эффект предполагает усиление взаимодействия
системы "каучук-полимер" на границе раздела фаз с образованием
развитого переходного слоя, который приводит к повышению
физико-механических и морозостойких характеристик.
Поверхностный эффект, вследствие образования на поверхности образцов
полимерной пленки, приводит к повышению масло– и износостойких
характеристик.
Таким образом, исследования показали, что применение
нанонаполнителей в составе многокомпонентных полимерных и
эластомерных композиций позволяет получить технические материалы с
повышенным уровнем свойств. Разработанные материалы антифрикционного
назначения с улучшенным комплексом свойств позволят повысить
работоспособность и надежность техники в экстремальных условиях
холодного климата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Охлопкова А.А., Адрианова О.А., Попов С.Н. Модификация полимеров
ультрадисперсными соединениями.– Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2003.-224
с.
2. Черский И.Н. Поведение полимеров при низких температурах.–
Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1974, с. 3-4.
3. Машков Ю.К., Овчар З.Н., Суриков В. И., Калистратова Л.Ф.
Композиционные материалы на основе политетрафторэтилена.– М.:
Машиностроение, 2005, 240 с.
4. Охлопкова А.А., Виноградов А.В., Пинчук Л.С. Пластики,
наполненные ультрадисперсными неорганическими соединениями.– Гомель:
ИММС НАНБ, 1999, 164 с.
А.А. Охлопкова, П.Н. Петрова, С.Н. Попов, М.Д. Соколова,
Институт проблем нефти и газа СО РАН, г. Якутск.
|
|