На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Егор ВИНОКУРОВ

В миросозерцании народа саха отражается вся его история.

Интеллектуальные способности развивались в материальной и духовной сферах и закреплялись в жизненном опыте, передавались в произведениях многожанрового фольклора из поколения в поколение. Академик В.А.Обручев, хорошо знавший саха по экспедиционным поездкам в Якутии, писал: «Он философ до мозга костей, все его мышление строго логично, его чувства глубоки, но спокойны и рассудительны».1

Олонхо — великое достижение духовной культуры прошлого, является основным источником философии саха и энциклопедией мировоззренческого опыта народа. Мировоззрение основано на нравственных принципах, на главном назначении человека на земле — для продолжения рода, поколений. «...Зависимость человека от среды, от эпохи не подлежит никакому сомнению, — пишет А.И.Герцен. — Среда, в которой человек родился, эпоха, в которой он живет, его тянут участвовать в том, что делается вокруг него, продолжать начатое его отцами; ему естественно привязываться к тому, что его окружает, он не может не отражать в себе, собою своего времени, своей среды».2

А.Е.Кулаковский-Єксєкўлээх является не только знатоком фольклора, мифологии, но и исследователем народной культуры. Однако среда, в которой он жил, пришлась на рубеж двух столетий.

«Из числа трех выдающихся представителей интеллигенции саха, основоположников якутской литературы — А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова и Н.Д.Неустроева в качестве наиболее крупного идеолога, несомненно, выступает А.Е.Кулаковский», — пишет А.Г.Новиков.3

«Проблема человека есть основная проблема философии», — отмечает Н.А.Бердяев.4 Возникновение самой философии связано с размышлениями человека над собственным бытием и над бытием окружающей природной и социальной действительности. «Разгадка бытия для человека скрыта в человеке», — считает Н.А.Бердяев и далее уточняет, что «в человеке пересекаются все круги бытия».5

Проблема человека всегда волновала А.Е.Кулаковского-Єксєкўлээх, социальные и классовые мотивы мы находим в произведениях «Портреты якутских женщин», «Городская девушка», «Песня старухи, которой исполнилось сто лет», «Деревенская женщина», «Богатый скупец» и др. Выдающимся произведением поэта является поэма «Богатый скупец» (1907). Дух протеста и критика патриархально-феодальной действительности у Кулаковского выражены в этом произведении более радикально, чем в других его сочинениях. Богатый скупец обрисован во всех отношениях негативно, разоблачительно:

Когда поздороваться надо, в сторону он уходит,
С кем поговорить бы надо, стороной он обходит.
В разговоре, кроме жалоб, слов других не находит.
Если скажешь ему «одолжи», в рот воды набирает,
Если скажешь ему «помоги», зевать начинает,
Его попросишь «выручи», начинает сердиться,
Если крикнешь «спаси», совсем разозлится.
Ему скажешь «дай» —
Отвернется.
Ему скажешь «на» —
Улыбнется.
Ему скажешь «поделись» —
Огрызнется,
Ему скажешь «подавись» —
Засмеется».6

Заключительные строки поэта-демократа звучат как беспощадный приговор:

«Со спины укрыт
И с боков прикрыт,
Маленькая головка
На грязной шее торчит.
Суставы костистые,
Глаза водянистые,
Лицо глуховатое,
Речь туповатая.
Неграмотен, темен,
не писарь, не чтец,
Вот каков богатый скупец.7

Такую острую критику мог дать лишь поэт, прошедший основательную выучку на произведениях русского критического реализма. Наследие Кулаковского мы можем правильно понять и трезво оценить лишь исходя из тех условий, в которых он жил и творил. Здесь уместно привести слова А.А.Петросян: «Решать вопросы культурного наследия правильно — это значит решать их не абстрактно, а конкретно-исторически, с учетом своеобразия общественного развития каждого народа».8

«Арктическая цивилизация не должна исчезнуть или превратиться в «живую окаменелость», — пишет социолог Г.Г.Эргис.9 А.Е.Кулаковский-Єксєкўлээх создал поэму «Дары реки» (1909) с характерными для его творений философскими размышлениями над вечными проблемами жизни. Северный Ледовитый океан и впадающая в него одна из величайших рек мира Лена — младшая дочь великого океана, благодетельница двуногих, кормилица всякой живности... Река пытается угодить седому океану, образ которой подчеркнуто величав и непреклонен:

У которой
Конца и края никто не знал,
Другого берега никто не видал,
Середины заледенелой никто не зрел,
Дна коснуться никто не смел.
По краям — снега,
В середине — лед,
Сверху — пурга,
Снизу — волна,
Ширь, глубина,
Ветер ревет...10
Но от бабушки — океанихи
Ответной ласки она не встретила,
Ответного слова не услышала,
Приветного жеста не увидела.
Ее бабушка с видом гордым
Отвернулась лицом недобрым.11

В поэме в аллегорических образах Лены, Ледовитого океана, великого Быка Мороза из мифологии народа саха отражается глубокая философская проблема — борьба Добра и Зла и выражается безысходность борьбы Добра над Злыми силами природы и общества, бесперспективность торжества светлых начал над темными силами. Произведение ярко отражает якутскую религию как часть культуры. По этому поводу А.Г.Новиков писал: «Несмотря на официальное принятие православия, саха до большевистского атеистического террора сохранят свою языческую религию. Для якутской веры характерны развитый политеизм с пантеоном во главе с верховным богом Ўрўµ Айыы Тойоном, резкое противопоставление Добра (Айыы) и Зла (АбааЇы), анимизм (всеобщее одушевление природы) и шаманизм (экстрасенсорная практика)».12 Здесь А.Г.Новиков впервые высказал интересное предположение о том, что двоеверие (язычество и православие) у народа саха стало основой их толерантности.13

Лирический герой А.Е.Кулаковского-Єксєкўлээх при решении важных жизненных и социальных проблем исходит из народной мудрости саха и эстетического идеала («Благословение среднего поколения». 1912):

С лучшими русскими людьми
Будь равным по силе — другом;
Самому лучшему якуту
Не отстающим приятелем стань;
На тех, кто высокообразован,
Опираясь, расти,
С самыми отменными
умницами —
Стань в один ряд!»14

Автор фактически выражает свою жизненную философию и творческое кредо — восхождение к вершинам означает для него достижение поставленной цели, осуществление мечты:

Пусть тебя не одолеет тот,
У кого изменчивые, коварные мысли,
Владеющим искусной речью
Не поддавайся,
Не попадайся на язык!
Для сородичей близких
В день гнета и унижения
Стояком могучим будь;
Народу многочисленному своему
В день несчастья, беды
Крепкой опорой будь;
Бедному народу
В трудный день
Широким заслоном стань.
О жизни народа подумай,
Долгое счастье якутам дай.15

Пусть даже при этом его постигнет судьба Икара — это не страшит поэта:

Добрые небожители,
Пока ты не уйдешь
От первоначальной матери-земли,
Пусть оказывают тебе помощь,
Из солнечного улуса
Тебе, пока ты
Не ушел из мира сего.
Имя твое славное
В грядущие годы
По всей Сибири обширной,
По дальней ее дали
Среди потомков наших
Пусть легендой звучит,
В рассказах живет!16

Таким образом, налицо характерный для поэтического искусства процесс перевоплощения реальных картин в размышления о назначении человека и смысле бытия.

Характерна в этом отношении позиция крупнейшего французского философа и писателя Жана-Поля Сартра. По его мнению, существование предшествует сущности, последняя же зависит полностью от самого человека. «Человек просто существует, и он не только такой, каким он хочет стать».17 Человек свободен, и его деятельность никакими причинами не обуславливается. Но если существование человека, продолжает Сартр, предшествует его сущности, то человек сам отвечает за то, что он такой.

Сартр пишет, что гуманизм имеет два разных смысла: «Под гуманизмом можно понимать теорию, которая рассматривает человека как цель и высшую ценность».18 В концепции Сартра многое заслуживает внимания. Нельзя, например, не согласиться с тем, что человек всегда имеет возможность выбора. В какой бы ситуации он ни находился и в какое бы трудное положение он ни попал, у него всегда есть возможность того или иного выбора в рамках данной альтернативы. В поэме А.Е.Кулаковского «Спор между Умом и Сердцем» (1912) авторский пафос — в призыве Сердца стремиться к жизни, заполненной важными делами:

Искать и метаться,
Пылко мечтать,
Падать, скитаться,
Снова вставать,
Птицей лететь,
Калекой брести,
Врагов нажить,
Друзей обрести —
Вот для чего
Стоит родиться!
А жизнь коротка —
надобно торопиться.19

«А.Кулаковский как художник-философ придерживался определенных выводов на мир, общество и человека. Его философия постепенно сформировалась как система», — пишет А.А.Бурцев20 и дает четкое определение мировоззрения и логико-исторической и философской мысли А.Е.Кулаковского-Єксєкўлээх. В творческом и философском наследии А.Е.Кулаковского-Єксєкўлээх отражены черты мифологии, Учения саха, аспекты верования, просветительские идеи, образцы народной мудрости. Идея добра и любовь, которые способны вызвать милость и покровительство богов, добрых духов воспеты поэтом в произведении «Заклинание Баяная»:

С трутником из красной лисицы,
С кисетом из чернобурой лисицы,
С кнутом из сиводушки,
С игрушкой из лесной бурой лисицы,
Широкая натура,
Многообразный распорядитель,
Всеимеющий богач,
Господин Дедушка!».21

По древнему обычаю народа саха, пишет Эргис, «при обряде призывания Байаная охотники должны были радоваться и смеяться, приплясывать, чтобы их радостное настроение передалось хозяину леса».22

Концепцию добра, любви и счастья семьи дополняют дети, потомки. Их благодарная память описана в произведении «Благословение по-старинному»:

У старцев древних,
У сказителей мудрых,
У предков ушедших
Поговорка была такая:
Проклятье, как эхом,
отзывается кровью,
Благословение, как эхом,
отзывается любовью».23

Итак, А.Е.Кулаковский-Єксєкўлээх представляет черты национального менталитета народа саха. А.Г.Новиков пишет: «Под образным, скорее публицистическим, чем научным, понятием менталитет, следует понимать, в широком смысле, систему национальной культуры, как систему ценностей, норм, идей, символов, стереотипов, обусловленных историческим наследием, самобытными традициями».24

А.Е.Кулаковский-Єусєкўлээх воспевает уникальность, самобытность народа саха в стихотворении «Вилюйский танец»:

Долгий, прекрасный осуохай
Завладел умами еще с января месяца,
Давайте устроим его, друзья!
...Наступила очередь играть,
Подошел день веселиться.
Возникла радость — танцевать!25

Традиционная этическая культура описана поэтом в стихотворении «Обездоленный еще до рождения». В форме диалога идет дискуссия между родителями будущего ребенка о его судьбе, месте в жизни. В конце произведения мать из нескольких возможных вариантов выбирает, на первый взгляд, самый незавидный, наиболее скромный:

«Пусть он будет:
Ростом не велик,
Видом не казист,
Кожей не бел, не чист,
Умом туповат,
Смекалкой не тороват,
Не востер, не горазд,
Слабоват,
Глуховат,
Молчалив,
Трусоват с пеленок,
Не бык,
Не волк,
А смирный теленок».26

Мать, описываемая А.Е.Кулаковским-Єксєкўлээх — типичный образ, созданный из тысяч прототипов. Я вполне согласен с выводами К.Д.Уткина: «Ведь Якутия находится в зоне воздействия полюса холода. Северян окружают крайне суровые климатические условия. Природа как бы нарочно подвергает их жестоким и крутым испытаниям. Слово «выживаемость» на Севере воистину приобретает глубокий реальный смысл».27

Интерес к фольклору у А.Е.Кулаковского-Єксєкўлээх пробудился очень рано. Об этом ярко написано в документальной повести «Жизнь отца» писателя Реаса Кулаковского.28 О неустанном труженике, незабвенном фольклористе, этнографе, философе, ученом рассказывает документ, составленный в 1924 г. самим Кулаковским. В этом документе перечислено 55 крупных географических точек, которые служили начальными и конечными пунктами путешествия, а также показано расстояние между ними. За период до 1924 г. Алексей Елисеевич сделал: пешком 500 верст, по железной дороге — 13.100, на плотах, лодках, катерах и пароходах — 28.700, на оленях — 17.640 и на лошадях — 48.220. Всего — 108.160 верст.29 Во время путешествия, продолжавшегося около четверти века, Кулаковский стремился изучить природу, окружающую среду, фауну Крайнего Севера, материальную и духовную культуру народа саха. В письме Э.К.Пекарскому он 18 ноября 1912 года пишет: «Привожу краткий перечень собранного мною народного творчества и некоторых собственных произведений и... самое ценное здесь пословицы, в которых языком поэзии запечатлелись быт, нрав, обычай, мировоззрение и историческое прошлое якутов весьма ярко и характерно».30

Составленный им сборник якутских пословиц и поговорок, как пишет автор, состоял из «...около 960 пословиц и поговорок, и около 110 вариантов к ним».31 Он подчеркивает огромное значение пословиц и поговорок: «В пословицах отражается, как в зеркале, все мировоззрение данного народа, его быт, характер, наблюдательность и даже историческое прошлое. Многие из них удивляют нас глубиною философского суждения и верностью выводов».32

А.Е.Кулаковский-Єксєкўлээх всегда воздавал должное богатым возможностям родного языка. Он писал: «Якутские картинные слова, раз их понимают, очевидно, составляются по каким-то тайным законам лингвистики и долго будут неразрешимой загадкой для ученых лингвистов».33 Искренне сожалел, когда презрительно относились к родному языку: «Я с глубоким прискорбием замечаю, что интеллигенция наша, за редким исключением, недостаточно знает свой материнский язык».34 Ученый-просветитель еще в начале ХХ века предвидел проблему, которая актуальна и по сей день. По данным социологов, каждый двенадцатый якут в республике, а в городской местности — почти каждый четвертый ребенок-якут не считают якутский язык родным.35

Очень интересную мысль высказывает А.Е.Кулаковский-Єксєкўлээх: «Молодой якут гораздо быстрее усвоит русский язык и русскую грамматику в том случае, когда он заранее будет подготовлен в знаниях родного языка, который и будет служить исходным пунктом дальнейшего лингвистического похода его».36 Подтверждая правоту философа и ученого-просветителя, А.Г.Новиков пишет: «Пример Японии, Южной Кореи показывает, что люди с высшим гуманитарным образованием лучше и быстрее усваивают технику и технологию, чем технократы. Японский дух, наложенный на высокую западную технологию, смог сохранить духовность и нравственную силу народа. Одним из идеологических компонентов является и то, что веротерпимость (в Японии — синтоизм и буддизм) способствовала овладению научно-техническими достижениями западной культуры».37

Следует отметить, что многие суждения и выводы, размышления и утверждения из философского наследия А.Е.Кулаковского не просто интересны, но в плане постановки и решения проблемы верны и актуальны по сегодняшний день. «Наряду с отдельными реминисценциями, восходящими к древней восточной философии, в мироощущении А.Е.Кулаковского явственно проступают черты, близкие к современным ему русским и западным культурфилософским теориям», — отмечает А.А.Бурцев.38 Философское наследие А.Е.Кулаковского-Єксєкўлээх имеет непреходящую научную ценность и громадное значение для духовного развития народа саха.

Как мы отметили выше, по А.Г.Новикову «...в качестве наиболее крупного идеолога, несомненно, выступает А.Е.Кулаковский». «Письмо якутской интеллигенции» — вершина общественно-политической и социально-философской мысли А.Е.Кулаковского. Состоящее из 777 тезисов, оно может служить подлинным идеологическим памятником. «Доклад А.Е.Кулаковского «Якутской интеллигенции», — пишет В.Е.Охлопков, — это комплексная программа развития отдельного региона. Основная мысль которого — рывок в социально-экономическом развитии при неблагоприятных условиях начала ХХ-го века с опорой на местные интеллектуальные и материальные ресурсы, стратегическая задача которого — добиться высокого экономического и политического уровня народа саха».39 Верно пишет К.П.Лыткина: «При этом и основанием, и средством усовершенствования общественной жизни национальная интеллигенция считала всемерное просвещение народа».40 Мировоззрением А.Е.Кулаковского определяется его гуманизм, понимание им человеческого счастья. С его точки зрения человек может быть по-настоящему счастливым лишь в том случае, если счастливы и остальные люди, среди которых он живет. Служение народу, прогрессу — это основной критерий нравственного человека, который должен ставить общественные интересы выше личных.

«Философия, в том числе восточная, есть богатейшая сокровищница человечества. Безусловно, философия была ответом на императивы человеческой деятельности»,41 — пишет А.Г.Новиков. Философия Древнего Востока выступает как теоретическое самосознание человечества. Восточную философию создали личности. Мировоззрение народа саха отражала учение «Кут-сюр». «Основная идея «Кут-сюр» заключается в том, что человек является частью живой природы и вся его жизнь, средства к существованию обеспечивают его духовно — нравственное развитие»,42 — подчеркивает И.С.Портнягин. А.Е.Кулаковский-Єксєкўлээх и первое поколение национальной интеллигенции воспитаны в духе учения «Кут-сюр», которое позволяет осмыслить философские основы одушевленности и одухотворенности природы, где материя и дух представляются в единстве.

А.С.Саввинов отмечает: «Этнический менталитет якутов сформирован героическим эпосом, учением Айыы, шаманизмом, которые могут быть интегрированы в единую систему на основе «Кут-сюр». Можно показать, что они образуют целостную философскую систему о человеке».43 Далее автор приходит к такому оригинальному выводу: «Применительно к нашему анализу тюркский мир интересен прежде всего тем, что его государственные объединения «Илы» строились на основе родоплеменных отношений, генетически связанных с семейными отношениями».44 Социально-гносеологические корни государственного объединения «Ил» как явления отражены в произведениях писателей народа саха Далана, Н.А.Лугинова, Н.М.Петрова в наши дни.45 Таким образом, народ саха в течение своей исторической жизни выработал основные представления о средствах воспитания выживаемости каждого человека.

Истинное познание, как его понимал А.Е.Кулаковский-Єксєкўлээх, призвано дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни. Поэтому ценность всякого познания — природных, людских божественных явлений и отношений — в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире. Как видим, в центре творчества и мировоззрении А.Е.Кулаковского — тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, нрава и долга, свободы и ответственности, личности и общества. Его философский мир — поучительный, пророческий и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Поэтому обращение к философии во все времена было попыткой понять себя и свое время.

Литературное, научное, философское наследие А.Е.Кулаковского подтверждает его право быть идеологом первого поколения национальной интеллигенции. Єксєкўлээх считал, что индивидуальность народа саха определяется его историей, естественной природой и суровым географическим положением. Интеллектуальность же и высокую культуру его духовности можно подтвердить словами А.С.Саввинова: «Таким образом, древний фольклор служит истоком современного научно-философского мировоззрения, возникшего в результате исследовательской смены различных исторических форм мировоззрения: мифологического, религиозного, философского».46

А.Е.Кулаковский-Єксєкўлээх в своих произведениях открыл новые возможности в художественном постижении философских глубин человеческого бытия и смог раскрыть, показать сложный мир своего времени на основе народной мудрости, мировоззрения народа саха. В его поэзии нашли отражение отголоски древних восточных верований, генетически отложенные в исторической памяти народа. Это и пантеистическое отношение к природе, закон воздаяния — карма (упанишады), один из постулатов буддизма — жизнь есть страдание.

Восточная философия обращает внимание на внутренний мир самого человека. Творчество А.Е.Кулаковского, тесно с ней соприкасаясь, утверждает его в роли общепризнанного философа, пророка и исследователя души человека. Философские аспекты наследия великого мыслителя вызывают все большую заинтересованность, обретают особую значимость в эпоху духовного возрождения народа саха. Его произведения имеют огромное эстетическое и философское значение для постижения Прекрасного и Гармонического.

Литература

1. Обручев В.А. В старой Сибири. Иркутск, 1958. С. 231.

2. Герцен А.И. С того берега. //Собр. соч. в 30 т. М., 1955. Т. 6. С. 14, 66, 120.

3. Новиков А.Г. О менталитете саха. Якутск, 1996.. С. 66.

4. Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа (Николай Бердяев: Жизнь и творчество). М., 1993. С. 185.

5. Там же. С. 185-186.

6. Кулаковский А.Е. Песня якута. Стихи и поэмы. Пер. с якут. В.Солоухина и С.Поделкова. М., 1977. С. 72-73.

7. Там же. С. 74.

8. Петросян А.А. Споры о наследстве. //»Знамя». 1961, № 8. С. 205.

9. Эргис Г.Г. Народы Севера и арктическая цивилизация. //»Турук». Якутск, 1994, № 3. С. 21.

10. Кулаковский А.Е. Указ. соч. С. 89.

11. Там же. С. 90.

12. Новиков А.Г. О менталитете саха. Якутск, 1996. С. 51.

13. Там же. С. 42-44.

14. Кулаковский А.Е. Наступление лета. М., 1986. С. 168.

15. Там же. С. 168-169.

16. Там же. С. 169-170.

17. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм. //Сумерки богов. М., 1989. С.323.

18. Там же. С. 343.

19. Кулаковский А.Е. Указ. соч. С. 164.

20. Бурцев А.А., Максимова П.В. На крылатом коне. Якутск, 1995. С. 13.

21. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск, 1979. С. 35, 38-39.

22. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974. С. 176.

23. Кулаковский А.Е. Наступление лета. М., 1986. С. 16.

24. Новиков А.Г. Указ. соч. С. 101.

25. Там же. С. 46.

26. Там же. С. 182.

27. Уткин К.Д. Культура народа саха. Якутск, 1998. С. 250.

28. Кулаковский Р.А. Жизнь отца. Якутск, 1990.

29. Кулаковский. Сб. докл. к 85-летию со дня рождения А.Е.Кулаковского. Якутск, 1964. С. 17.

30. Там же. С. 83.

31. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск, 1979. С. 105.

32. Там же. С. 102.

33. Там же. С. 386.

34. Там же. С. 387.

35. Слепцов П.А., Роббек В.А. Языковая ситуация в республике. //Языки, культура и будущее народов Арктики. Якутск, 1994. С. 42.

36. Кулаковский А.Е. Указ. соч. С. 384.

37. Новиков А.Г. Философия Древнего Востока (история философии). Якутск, 1994. С. 55-56.

38. Бурцев А.А. Указ. соч. С. 15.

39. Охлопков В.Е. «Письмо якутской интеллигенции» А.Е.Кулаковского и послание Президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева как отражение двух эпох национального просвещения народа саха. //Логос. Культура. Цивилизация. Якутск, 1999. С. 122-123.

40. Лыткина К.П.Просветительские идеи первых представителей якутской интеллигенции в контексте политической модернизации. //Политическая система общества: Проблемы модернизации. Якутск, 2000. С. 45.

41. Новиков А.Г. Философия Древнего Востока. Якутск, 1999. С. 139.

42. Портнягин И.С. Учение «Кут-сюр» как предмет философского осмысления. //Логос. Культура. Цивилизация. Якутск, 1999. С. 139.

43. Саввинов А.С. Философия человека в представлении саха. Первая конференция о веровании якутов (доклады). Якутск: Аналитический центр при Президенте Республики Саха (Якутия). 1995. С. 104-109; Якутская национальная культура. Ч. 5. Микрокосм человека. (Пособие для учителей). //А.С.Саввинов, Н.А.Аржакова, В.И.Алексеев, Р.П. Варламова. Якутск, 1996 (на як. яз.).

44. Саввинов А.С. Системные исследования объектов различной природы. М., 1997. С. 191.

45. Далан. Тыгын Дархан. Роман. Якутскай, 1993; Лугинов Н.А. Чыµыс-хаан ыйааіынан. Роман. 1 ч. Якутскай, 1997; Петров Н.М. Ол ўйэлэр дуорааннара. 1-2 ч. Якутскай, 1994, 1999 (на як. яз.).

46. Саввинов А.С. Указ. соч. С. 168.


* Глава из автореферата диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук «Социально-философские подходы к изучению миросозерцания А.Е.Кулаковского-Єксєкўлээх».

 

Яндекс.Реклама
строительство дачных домов цены.. гарантийный ремонт сотовых телефонов самсунг. alcohol 120 скачать бесплатно
Hosted by uCoz