Иван ЗАХАРОВ
Майя, ацтеки,
майааты...
История
обоснования
и закрепления автохтонных жителей
Средне-Вилюйского субрегиона
(VII — конец XVI в.в.)
У разных поколений
исследователей сложились расхожие,
неоднозначные, порой ошибочные
мнения по проблеме, касающейся
происхождения Средне-Вилюйских саха.
Они весьма отрывочные и
рассматриваются вскользь,
предпочтительно в плане общего
историко-этнографического изучения
Вилюйских саха. Подобное положение
не создает истинную картину
генеалогического древа родословной
жителей региона Вилюй.
Вот некоторые авторы, которые
затрагивали в своих трудах изучение
Вилюйской группы народа саха: И.И.Майнов,
Л.С.Берг, С.А.Токарев, С.И.Николаев, Г.В.Наумов,
А.С.Парникова. Более убедительными в
этом плане представляются
исследования И.Эверс, С.Гарновского,
И.В.Константинова, С.И.Боло, Г.В.Ксенофонтова,
М.С.Иванова, А.П.Окладникова, А.И.Гоголева.
По данным исследователей фольклора
Средне-Вилюйских саха и авторов
трудов, имеющих отношение к
вилюйской группе якутов (С.И.Боло, Г.У.Эргис,
Г.В.Ксенофонтов, Б.Сўлбэ и др.), с
древних времен существовала
автохтонная часть народа саха,
наиболее ранними из которых являются
Кэбээйи (Чачы), Куокуй, Тыайа. Об этом
свидетельствуют также полевые
наблюдения, опирающиеся на
исследования, кроме названных выше, С.Сомоіотто,
Б.О.Долгих, А.С.Парниковой, А.И.Гоголева,
считавших заселение низовий Вилюя
начавшимся задолго до прихода
русских на Лену. Более того, мы
убеждаемся в том, что язык
прародителей Средне-Вилюйских саха
относится к самодийской языковой
группе. Это, в частности, майя-ацтекская
этногенетическая связь кобяйских
нганасан-майаатов, что
подтверждается преданиями и
рассказами коренных жителей о
племенах майаатов и их предводителе
Бадьаайы.
Исходя прежде всего из
исторических преданий и рассказов
коренных жителей Среднего Вилюя, а
также трудов разных поколений
исследователей, можно проследить
тесную связь аборигенной части
вилюйских саха с енисейскими
кыргызами. По мнению М.С.Иванова (Багдарыын
Сўлбэ) и автора, на территории
современного Кобяйского наслега
существовал отцовский род «Кыргыс».
Это косвенно подтверждается и в
трудах Н.А.Аристова и А.П.Окладникова.
Далее, на основе полевых
исследований автора (о чем будет
сказано более подробно ниже) и
анализа трудов ученых И.Эверс, С.Гарновского,
И.В.Константинова, С.И.Боло, Г.В.Ксенофонтова
и др., мы убеждаемся, что до Омогойа и
Эллэйа на долинах Туймаада и Сайсары
и далее на бассейне Вилюя жил
иноплеменной народ тумат. Это было
очень воинственное племя, связанное
с хоро, и жило оно в пределах
кыргызских владений. В X-XI вв. туматы
имели контакты с курыканами.
В 1937 г. в Якутске С.И.Боло со слов 52-летнего
сказителя Н.И.Никифорова записал
предание «Племя кыргыс». Оказывается,
во времена Омогой-Баайа и Эллэй
Боотура из Южной Сибири переселилось
племя кыргыс с лошадьми и рогатым
скотом. Когда умирал человек из этого
племени, то ему покрывали лицо
брюшным жиром лошади, клали его в
выдолбленное дерево и уносили в лес.
Собравшись в лесу, устраивали тризну,
поев на которой, снаряжали покойника
всем полагающимся и сжигали его на
том месте. 14 февраля 1975 г. в с. Кэбээйи
у 78-летнего уроженца Тыайинского
наслего записано предание о роде
кыргыс. Он, в частности, говорил: «Современный
Кэбээйи был наслегом Чачы. Наслег
Чачы в древности состоял из двух
родов. Нижний род называем Тєрўєт,
Северный род — род кыргыс». Более
подробно о роли кыргыс будет сказано
далее на основе полевых записей
автора.1
Около 1710 г. от Моіойа Сырана родился
сын Софрон Сыранов. Среди старожилов
автохтонного населения, в частности,
Кобяйского улуса, сохранилось
множество сведений устного
характера о прародителях
родоплеменных вождей Средне-Вилюйских
саха. Ниже приводим некоторые из этих
легенд, которые представляются нам
более достоверными в фактическом
отношении, чаще остальных сюжетов
повторяются в рассказах аборигенов.
Эти сведения получены автором во
время сбора полевых материалов у
аборигенов низовий Вилюя (территория
Кобяйского улуса) и передают
истинную картину родословной основы
вилюйчан.
В течение нескольких лет (конец 80-х
— начало 90-х) автором этих строк
зафиксированы очень важные сведения
со слов сказителей-аборигенов:
Семена Дмитриевича Сметанина —
пенсионера, 83 л.; Терехова Семена
Федоровича, 88 л.; Петра Васильева;
Степана Сметанина; Иванова Спиридона
Иннокентьевича, 82 л.; Сметанина
Федора Прокопьевича; Захарова
Степана Евсентьевича (умер в 1952 г.,
сейчас живы его дети: Николай,
Аграфена, Варвара); Петра Даниловича
Бєчєєйў (умер в 1948 г.); Дьяконова
Семена Кирилловича (умер в 1989 г.);
Бичилэй Мэхээли (отца С.К.Дьяконова);
Маачаан — бабушки С.К.Дьяконова (по
имени Маарыйа) и многих других.2
На основе подавляющего большинства
свидетельств, поведанных названными
выше укоренившимися аборигенами о
своих древних предках, мы узнали, в
частности, о том, что раньше на
Кобяйских землях обитали кочевые
племена охотников-эвенков, туматы,
кыргызы и еще много разнородных
племен.
Вот, например, рассказ о
происхождении озера «Малыыда» на
территории с. Кэбээйи. Об этом еще в
1957 г. дал сведения Кобяков Анисим
Алексеевич, 87 л., абориген Кэбээйи,
неграмотный. Озеро «Малыыда»
находится западнее Кэбээйи. Оно
имеет два больших полуострова (тумул),
покрупнее из которых называется КиЇи
БаЇа, а второй — Кумах Тумул. Жители
этого озера каждый год вылавливали
десятки тонн гальянов (мунду) и
крупных карасей. На полуостровах со
стороны леса сеяли хлеб. Вся
местность вокруг озера была
сенокосным угодьем (ходуЇалар).
Давным-давно, в древние времена озера,
находящиеся сейчас в местностях
Кобяйского наслега — Улуннаах,
Малыыда, ЛиЇэ, Кэбээйи, Кєппєх, Ынах
Булуµ, Ойбон кўєл, Хатыµ Атах, Арбаµда
и другие были одним крупным озером. «Исходя
из услышанного нами от своих отцов и
дедов о своих древних корнях, —
рассказывает Кобяков, — мы знаем, что
первым обосновалась на территории
современного наслега «Кэбээйи»
семья ХоЇуола, имевшего жену и
несколько детей. После того, как он
прорыл каналы от речки Сииппэ,
образовались вышеназванные озера. В
те далекие времена на Средне-Вилюйские
земли довольно часто приходили
тунгусы-охотники (эвены). Их
привлекало особенно охотничье и
рыболовное богатство. Затем они
породнились с предками саха, которые
в основном занимались рыболовством.
Некоторые объякутившиеся,
перенявшие опыт якутского хозяйства,
тунгусы занимались коневодством и
рыболовством в сочетании с
оленеводством».3
Далее, со слов подавляющего
большинства сказителей, в частности,
Семена Дмитриевича Сметанина (пенсионера
83 лет), Терехова Семена Федоровича (88
лет), в июле 1991 года записано автором
следующее сообщение. Информаторы —
уроженцы наслега Кэбээйи. «Раньше на
Кобяйских землях и ее окрестностях
обитали кочевые племена охотников-эвенков.
В те времена, после известного
ХоЇуола, из коренных обосновавшихся
аборигенов-якутов наиболее известны
двое братьев, которые являются
зачинателями рода кыргысов в Чачы (Кэбээйи).
Старшего звали ЛэЇэй, младшего Малый.
Они занимались скотоводством в
сочетании с рыболовством и охотой.
Жили мирно, без столкновений и особых
конфликтов с тунгусами у озера
Малыыда. И тут появляются
воинственно настроенные люди
майаата Таас Бас Бадьаайы или, как
его иногда называли, УЇун Кутурук
Бадьаайы. Он обосновался около озера
ЛиЇэ. Это был человек богатырского
телосложения. Имел много воинов.
Основой его хозяйства было
скотоводство. Таким образом
описывали очевидцы внешность
Бадьаайы: длинный продолговатый нос,
цепкие глаза, красноватая шевелюра,
крупный плоский лоб, широкая с
горбинкой спина, руки и ноги словно
слившиеся корни могучего дерева с
выдающимися мускулами, высокий рост...
Этот уничтожавший всех попадавшихся
на его пути человек начал войну
против братьев ЛэЇэйа и Малыйа.
Братьям помогали эвенские хоЇууны.
Превосходство сил у Бадьаайы было
весьма ощутимым и его воины одержали
победу над аборигенами. Местность,
где убили ЛэЇэйа, стали называть ЛиЇэ.
Кстати, там обосновался Бадьаайы.
Малыйа убили около озера, которая
сейчас называется Малыыда.
Рассказывают, что от имени Малыйа
происходит название озера Малыыда.
Бадьаайы позже был убит тунгусами.
После его гибели около озера Малыыда
поселились племена тунгусов (эвенов).
Более известными из их предводителей
были Кэбэни, Бытырыыс Баттах, Аалгыма,
Элэмтэ Боотур и другие. После гибели
Малыйа тунгусы (тєрўєт, т.е. коренной
омук, как в ту пору называли их в
народе) — дьирикинээйи, саамайи,
туматы, майааты, эвены, тигиилээх
сирэйдээхтэр и т.п. в честь Малыйа
назвали озеро около поселения
Кэбээйи «Малыыда», согласно его
завещания или пожелания.4
Следом за Бадьаайы Чачыйские земли
более массовым порядком стали
осваивать и обживать якуты-скотоводы.
Так, в местности Арыы Булгунньаіа (КыЇыл
Кэбээйи) расположился Моіол Ойуун, на
северной стороне ЛиЇэ — Дарбай Ойуун
с братом Отчут Ойууном и со всеми
своими сородичами. Отчут ойуун
поселился в упомянутой КиЇи БаЇа (сейчас
называется «Ворошилов»), в
Умсаннаахе — Муруна ХоЇуун, на
востоке от Иирэлээх — Кыргыс ХоЇуун.
У Кэлэни на пригорке — Танаарыс
ХоЇуун, на лужайке (силээн) Торбоса —
Дьалына ХоЇуун с братом Бўрдэ
ХоЇууном. На севере от озера Байхал
поселился БааЇатай — Кыргыс ХоЇуун.
Все эти люди поселились со своими
семьями, родственниками и занимались
ведением в основном скотоводческого
хозяйства в сочетании с рыболовством
и охотничьим промыслом. Все
сенокосно-пастбищные и охотничье-рыболовные
угодья были поделены между
поселениями «по-братски», по
справедливости. Кочевников-эвенов
всех прогнали, с некоторыми
установили мирные отношения.
Современное название Кэбээйи
происходит от эвенского слова Кэбэни.
Просто при Советской власти букву «н»
сменили на «й», удлинили букву «э» до
«ээ»5...
В 1993 г. в августе получена
информация со слов Кобякова Николая
Степановича (пенсионер, 81 г.),
Полятинского Егора Алексеевича (пенсионер,
87 л., уроженец с. Тыайа); Кейметинова
Иннокентия Николаевича про
Чачыйский род. Чачы (Кэбээйи) в
древности состоял из трех отцовских
родов:
1. Род Кыргыстай (Кобяковы). Они
происходят после ЛэЇэйа и Малыйа от
основателя кыргыского рода Буор
Сэдээйик. К этому отцовскому роду
относятся Максимовы, часть Обутовых.
Жили они западнее местности Хатырык (часть
местности Кєппєх, Єгєлгє, Хаµыда,
Ынах Булуµ).
2. Отцовский род Оµорхой (Тереховы).
К нему относятся Левины, часть
Дьяконовых. Обитали в местностях
Арбаµда, Хатыµ Атах и на второй
половине Кєппєх.
3. Отцовский род Ўєгўлўўр (Сметанины).
К нему относятся Захаровы,часть
Дьяконовых. Их прародитель — Мєкў
Сирэй. Места поселений — западное
побережье озера Улуннаах, Хара Булуµ
(восточная часть), южная часть реки От
Ўрэх, ЛиЇэ, Аалгыма, Хачыгынас, Элгээн
и западная часть Кураана.
Все эти три отцовских рода поделили
мирно, как братья, сенокосно-пастбищные
елани, луговые поляны, реки и разной
величины водоемы просторов основной
житницы населения — Турбаахы.
Если теперь рассмотреть отдельно
взятые местности среднего Вилюя с
точки зрения этнической истории, то
опять же главной опорой могут быть
только полевые наблюдения. Основной
источник информации — это рассказы
аборигенов — С.Х.Дьяконова, С.Ф.Терехова,
С.Д.Сметанина и др.
Почему, например, называется
местность Оіо бўтэйэ (изгородь
ребенка)? Раньше озеро Малыыда было
очень крупным озером, все нынешние
бухты, полуострова, выступы были без
всяких округлостей. В современном
Оіо бўтэйэ раньше охотился Оіо ойуун.
Весной он ставил манки турпанов-самцов
с якорями и огораживал это место. Все
четыре стороны изгороди имели гнезда,
где он ставил петли или силки (тиргэ)
для ловли дичи. Такой способ охоты
называется «Кыыс баайыыта» или «Бўтэйдээн
бултааЇын». Оіо ойуун каждую весну
охотился таким способом. С тех пор
эта местность с очень богатой
сенокосной еланью называется Оіо
бўтэйэ. Оіо Ойуун мог бы стать
Великим шаманом. Не успев даже
жениться, скончался в ранней
молодости. У него было одно
интересное занятие. Разжигал в
камельке сильный огонь, произносил
ритуальные слова и подбрасывал в
огонь еду молочной основы (ўрўµ илгэ).
Таким образом всем ближайшим
сородичам-мужчинам обеспечивал
удачную охоту («Байанай тартарар»).
Тому, для кого он проделывал этот
ритуал, говорил, на какого именно
зверя ему следует охотиться. За это
ему в благодарность подносили
разного рода охотничьи добычи.6
Далее следует рассказ о
происхождении местности КиЇи БаЇа.
Возвышенность между озерами Малыыда
и Элгээн раньше называлась КиЇи БаЇа.
При Советской власти здесь основали
колхоз «Ворошилов», с тех пор так и
называется. В древности (после
Бадьаайы) здесь первым поселился
брат Дарбай Ойууна Отчут Ойуун. Он
имел 15-16-тилетнего сына Оіо ойууна. В
это время житель Торбос сэлээнэ
Дьалына ХоЇуун весной разбил голову
при схватке с медведем. Вылечил его
Оіо ойуун. Он отрезал и выбросил
обвисавшую кожу и только ему
известным способом восстановил
поврежденные кости головы при помощи
собственной слюны, обсосал
кровоточащие раны в голове. Затем
осколки костей и обрезки кожи
завернул в бересту и повесил на
дерево роговидного (ачаахтаах) типа.
С тех пор эта местность называется
КиЇи БаЇа (голова человека).7
В книге С.И.Боло «Прошлое якутов до
прихода русских на Лену» (на якутском
языке) упоминаются сведения,
полученные из рассказов коренных
жителей Среднего Вилюя. Вот рассказ
Кобякова Анисима Никифоровича,
уроженца Кэбээйи, 22 лет, запись 1935 г. (С.Боло,
указ. соч., стр. 67): «Прежде в низовьи
Вилюя в Кобяйском наслеге
родоначальником рода Кыргыстаах был
Буор Сэдээйик, а Тыайинского
Куйакаан, у которых в роду было много
народу. Эти два рода часто вели между
собой межродовые войны за обладание
упомянутой выше территорией
Турбаахы, особенно за охотничье-рыболовецкие
и сенокосные угодья. В результате
этих столкновений победили воины
Буор Сэдээйик, прогнали воинов
Куйакаана и полностью завладели
Турбаахы».8
Теперь, после предварительного
рассмотрения сведений о чачыйцах,
перейдем к этнической истории
Куокуйа. Об этом сохранились
сведения в Сборнике научных статей
Якутского республиканского
краеведческого музея (Якутск, 1957, вып.
2).
По рассказам (1968 г.) Гуляевой
Аграфены Егоровны (80 л., уроженки
Куокуйа), Павлова Егора Григорьевича
(71 г.), Гуляева Сергея Егоровича (колхозника,
67 л.), Соловьева Дмитрия Еремеевича (учителя)
наслег Куокуй назван по имени
Боотура Куокуйа. Он прибыл из
Малтана Кангаласского улуса. Ушел
от отца, обыграв его в карты, а, может,
не его... По пути оставил сестру в
местности Торбосов (нынешняя Тыайа).
В древности Куокуй был владением
тунгусов (эвенов). После сражений с
тунгусами победили якуты во главе с
Куокуйем. От Куокуйа остались двое
сыновей: старший сын — охотник,
младший — калека. Жили в местности
Хаараµда, где в то время было очень
много лосей. Однажды старший сын с
отцом целый день гнались за одним
лосем и не смогли убить, его убил
младший сын из лука. Сейчас эта
местность называется Тайах мастаах.
От старшего сына родились четверо
детей — Титирик хоЇуун, Туора
Єлєксєй, Тураах БаЇылай, Маппый Ойуун.
Все 4 сына — шаманы. По рассказу
Гуляевой А.Е., река Луµха названа по
имени сестры Куокуйа. В древности Луµха
называлась Таас Ўрэх.
Согласно информации сказителя
Павлова Егора Григорьевича, в
древности, много столетий назад, еще
задолго до появления русских (за 700
лет до их прихода) в некоторых
местностях побывали с войском «татары»
Чугун чуура (?) и Баай чуура (?). После
них атаман татаров Эллэйа победил в
ожесточенных битвах эвенков и погнал
их в Дьааµы (Верхоянье), на Алдан и
север Якутии и установил власть
якутов по Ўс Тєбўрэх (Лене). Одним из
отважных хоЇуунов у якутов был
Куокуй. Его назначили предводителем
и властелином на берегах Таас Ўрэх (Лунха).
Он жил в местности Туруйа Толооно.
После прихода Куокуйа ни один тунгус
даже носа сюда не показывал. Куокуй
был отменным стрелком, превосходным
охотником. От него было двое детей:
Ўўл — сын, Луµха — дочь. Ўўл сильно
разбогател, держал несчетное
количество скота. В месте нагула его
быков образовалась река «Оіус хаспыт»,
т.е. в той местности, где быки копали
землю, в результате стока воды
образовалась река. Во времена Ўўлэ
озера Кўндэ, Буксай, Эбэ БаЇа,
Ньоіордоох, Мээкиндэ, Хара Кустаах
составляли одно крупное озеро под
названием Туруйа. У Ўўлэ был
хамначчит (раб) Чєнєчєк, которого он
жестоко эксплуатировал. После того,
как раб прорыл водосточную канаву (хоруу),
хозяин утопил его в реке. Пятилетний
сын раба остался сиротой. Его
подобрала старуха-хамначчитка
Хатырык. У Ўўлэ было двое сыновей —
Дэгэй и СааЇыт Балча, дочь Лунха.
СааЇыт Балча дружил с сиротой, носил
ему тайно еду. Ўўл занимался
торговлей и обменом товаров с
охотниками. Недалеко от него жил
рыбак Элик, охотился на черных и
красных лисиц, колонков, песцов,
белок. Он их обменивал у Ўўлэ на чай,
табак. Элик взял у Хатырык приемного
сына на усыновление, учил охоте. В
пятнадцать лет тот стал охотиться
лучше отца. Элик стал приносить Ўўлу
вдвое больше пушнины. Ўўл тайно узнал
о сыне Элика и решит его убить. Но сын
Элика внезапно в это время женился на
Луµха. СааЇыт Балча вместе с Эликом
разделили богатство Ўўлэ.9
На основании данных информаторов
можно проследить родословную
цепочку куокуйцев в следующей
последовательности: Куокуй — Луµха
— Ўўл — Дэгэй-СааЇыт Балча — Луµха.
Далее от СааЇыт Балча — Тиэргэн
мэлэрик, от него — Титирик Баттах, от
него — Саантыкы Холорук, от него —
Сўўрўк Кинэйэ, от него — Тараах
БаЇылай, от него — Сєлгє-Кўўлэйэп, от
него — трое сыновей: Хаµалас Дьєгўєр,
Кулуба Сэмэн, Ньукуулка. От Ньукуулки
— Бєкчєгєр БаЇылай, от него — ТаЇыйа
Мэхээлэ, от него — Тээлтээн Кынаачай,
от него — Гуляев Афанасий.
Зачинателем отцовского рода
Павловых был Бууріа, его в возрасте 80
лет окрестили Иваном Павловым.10
У С.Боло записано предание,
услышанное им от уроженца Тыайи
Максимова Николая Семеновича 28 марта
1935 г. ...Давным-давно, в древние
времена, родоначальником тыайынцев,
после известного нам Тыайи, стал
Дьэргэлгэннээх Ойуун,
обосновавшийся на южной стороне
озера Чырыыда. У него был очень
сильный и ловкий воин Куйакаан. Как-то
он проиграл битву с войсками Тыгын
Тойона из хангаласцев и убежал. Узнав,
что Тыгын побеждает его людей,
Дьэргэлгэннээх Ойуун при помощи
своих духов напустил на воинов
Тыгына ослепляющее
светопредставление (дьэргэлгэн).
Войско Тыгына повернуло обратно в
свои земли. С тех пор Тыгын никогда
больше не посылал своих воинов в
Теинские земли.11
Сохранилась запись со слов
Тимофеева Николая Николаевича (неграмотного,
64 л.), полученная в 1959 г. в местности
Ойуун Уµуохтаах. Информация хранится
в улусном Краеведческом музее в селе
Кэбээйи. Когда только начиналось
крещение якутов, из Куокуйа первым
окрестили одного из богатых
представителей местной знати Сєлгє.
Теперь он стал прозываться Байбал (Павел)
Кўўлэйэп (Гуляев). Его назначили в
Куокуйе «князем с кортиком» (куортуктаах
кинээс). Кортик у Сєлгє Байбала был
особый по сравнению с таковыми его
предшественников. Немного изогнутый,
довольно длинный, он, когда
пристегивался к поясу, доходил до
середины голени. Рукоять была в виде
двуглавого орла, ножны украшены
золотом, серебром, медью, бронзой. У
Сєлгє Байбала было 40 воинов. Он жил в
Куокуйе в местности Кўєл. Недалеко от
него (30 км.) жил в местности Аччыгый
Кыыллаах Арыы (остров маленьких
зверей) — которая сейчас называется
Ойуун Уµуохтаах — очень богатый
скотом шаман Григорий (Киргиэлэй
Ойуун). Когда он находился среди
людей, все вокруг него казались
малыми детьми, до того у него была
крупная, внушительная фигура. Его
могла возить на санях только
специально подготовленная для этой
цели лошадь. Захоронили его на
арангасе. На крутом изгибе реки Хатыµ
Ўрэх есть крупная лиственница,
считающаяся местом захоронения
шамана Киргиэлэйэ. Говорят, арангас
стоял около этого дерева. Данное
предание является одним из
свидетельств, подтверждающих
происхождение названия одного из
многочисленных местностей средне-вилюйских
саха — Ойуун Уµуохтаах.12
Интересные с точки зрения
исторических преданий сведения
описаны в книге «Сэргэ тєрдўгэр
сэЇэн» («Сказ у коновязи») Г.Е.Федорова
и Н.Ф.Егорова (1991 г., Якутск).13
Они основаны на свидетельствах
источников, почерпнутых со слов
коренных жителей. В них говорится о
том, что Туоіа Боотур, по всей
видимости, из-за серьезного
межродового конфликта ушел от Тыгына
в сторону Вилюя. Тогда его звали
Тойон Булгудах. Он устанавливает с
аборигенами мирные отношения. Раздор
Тойон Булгудаха с Тыгыном был
следующего характера. Булгудах из-за
того, что Тыгын убил его сына по имени
Муос, в отместку убил единственного
личного верхового коня Тыгына по
имени ЄйдўйэЇит. Это и послужило
поводом для того, чтобы уйти от
Тыгына. Тойон Булгудах с двумя
десятками человек двинулся через
нынешний Горный улус (наслег Дьєккєн)
в сторону Вилюя. Прибыли в местность
Куба Сиэбит наслега I Лючин. Там
встретились и установили
добрососедские отношения с эвенами
во главе с Куордьаан ХоЇууном.
Судя по преданиям, у реки Танара
обитали племена рода Торгуу Дохсун,
которые постоянно вели межплеменные
войны, истребили многих из рода
Куордьаана, в т.ч. его брата. К приходу
Туоіа Боотура они почти все вымерли
от черной оспы. Впоследствии Туоіа
женился на дочери погибшего брата
Куордьаана. Ее звали Ўрўмэччи, а мать
Лўўчўн. Лўўчўн — жена погибшего
брата Куордьаана. Они стали жить
около озера Кучан. У них родился сын
по имени Кўрўєлээх Харахтаах
Кўрэнтэй Бэргэн. Он женился на
тунгуске Инньээнчэ, которая родила
от него сына, но уже после гибели мужа.
Его убили тунгусы в отместку за то,
что он украл у них Инньээнчу,
поскольку она была замужем. Сына
Кўрўєлээхэ называли Тура Тєрєєбўт
Турун. Он обосновался около озера
Ньидьили.
Что касается Дагдаіар Боотура, то
про него очень много рассказывается
в легендах местных жителей. Он
описывается как овеянный славой в
сражениях бесстрашный воин. Он
подружился с тунгусом Лаханда
ХоЇууном, при помощи которого увел (украл)
сестру у главы тунгусского
отцовского рода Хотой ХоЇууна (преемника
отцовского рода Торгуу Дохсуна) и
стал жить с ней у реки Баннаіаайы. У
них родилось трое детей: Титирик Сис,
Кєіўл Бєіє и Сыспай СуЇуох (дочь).
Дочку украл у Дагдаіара один из
предков Чачыйского рода Элэмтэ
Боотур. Титирик Сис обладал
необыкновенной силой и ловкостью.
Погиб вследствие противоречий,
разного рода конфликтов и состязаний
в молодости. Его жена Далбарай по
завещанию мужа поселилась у озера
Унаардаах с сыном. У младшего сына
Дагдаіара, которого звали Кєіўл Бєіє,
родился сын Болтоµо Бєіє, обладавший
нечеловеческой силой. Они являются
предками жителей окрестностей озера
Ньидьили.
Если говорить относительно
происхождения предков так
называемых Ўс Бўлўўлэр (3-х Вилюйцев
— Вилюйцев, Сунтарцев, Нюрбинцев,
Тогусских), то, по всей видимости,
наиболее вероятной представляется в
этом качестве уроженка местности у
озера Ньырба старуха Ньырбакаан (или
Дьаархаан). Как гласит народное
предание, еще в подростковом
возрасте Ньырбакаан осталась без
единственного родного брата (старшего),
убитого воинами племени «Тигиилээх
сирэйдээхтэр» (с шитыми лицами). Его
звали Тоµус ХоЇуун. Оставшись одна,
девушка долго и мучительно
добирается сначала вниз по Вилюю до
Лены и далее по Лене до Хангаласцев.
Этот путь подсказал ей его брат.
Ньырбакаан выходит замуж за отца
Тыгын Дархана Кєллє Баайа (или Сото
Баайа) из рода Хангаласцев. От нее
родились трое сыновей: Тойук Боллур (Тойон
Булгудах), Ырыа Быркык (Ыра Быркынгаа)
и Нуоралдьыма Бэлгэтии (Босхоµ
Бэлгэтии). Затем, опять же из-за
конфликтов с Тыгын Дарханом,
Ньырбакаан уходит вместе с сыновьями
в родные места — Вилюйский край. Как
нам известно, Тойон Булгудах (Туоіа
Боотур) обосновал несколько родов
Кобяйских саха — Лючинский,
Ньидьилинский и др. Быркынгаа и Босхоµ
— предки Нюрбинцев. От Быркынга было
двое сыновей: Омолдоон и Таркаайы.
В книге «Прошлое якутов до прихода
русских на Лену» С.Боло описывает
предков Вилюйских саха (Ўс Бўлўўлэр).
Здесь он приводит имена наиболее
богатых представителей
родоплеменной знати: Хатыµ Киллэй,
Сўўллэ Бєіє, Кєлўйэ Баай... С.Боло
считает, что предки жителей наслегов
Куокуй, Тыайа, Чачы прибыли со
стороны Вилюя. Вместе с ними
обосновался там Быдьаіадьы (предок
аборигенов Сиитты). В те времена и по
сегодняшний день они не огораживали
свои земельные владения. Места для
заготовки сена и пастбища делились
между семьями по естественно-природным
признакам: по рекам, озерам, луговым
барьерам и прочим приметам. Никаких
изгородей не было. Занимались
скотоводством в сочетании с
рыболовством.14
С.Боло подробно описывает в своей
книге жизнь Тыгына. Особенно
интересны сведения о его военных
походах с целью захвата соседних
земель. Во многих случаях он не
одерживал победы. Воевал с
Вилюйскими, Намскими, Хоро,
Байаіантайскими родами. Особенно
сильными из них считаются Намские и
Вилюйские. В результате многолетних
сражений Тыгын в основном одолел
только тунгусов. Впоследствии воины
Тыгын Тойона уходили от него на Запад,
Вилюй, Дьааµы (Верхоянье), Амгу,
Таатту и др. местности.15
При обобщении сведений, полученных
от сказителей-аборигенов
Тыайинского и Ситтинского наслегов,
в частности, Полятинского Егора
Алексеевича, 87 л.; Кондакова Тимофея
Ивановича, 83 л.; Захарова Петра
Николаевича, 79 л.; Софронеева Ивана
Петровича, 76 л.; Репина Петра
Назаровича (директора улусного
Краеведческого музея), выяснилось,
что Тыайа до освоения ее предками
саха являлась житницей, владением
торбосов, или, как их иначе еще
называли, племен саамайев,
дьирикинээйев. Многие из них вымерли,
как и в Кобяе, от заразных болезней (хара
ыарыы) — оспы и чумы. Во многих
рассказах аборигенов предком
Тыайинского рода в основном
считается ХоЇуун Тыайа, который, как
и Бадьаайы и Куокуй, является
автохтонным жителем. По всей
видимости, он был тоже майаат, как и
Бадьаайы. Относительно потомства
Тыайи сохранились некоторые
сведения. У него было двое сыновей.
Старшего звали Маіыас Малантай,
младшего — Кєбўєлўўр ХоЇуун. Вели
скотоводческое хозяйство, но
основным источником существования
были рыболовство и охота. Далее
сравнительно достоверно известными
предками тыайинцев являются
упомянутый нами Дьэргэлгэннээх
Ойуун и его воин Куйакаан,
обосновавшиеся на территории
современного наслега Тыайа. От них
происходят 3 отцовских рода — Алын
Тыайы (Нижняя Тыайа), Бороіон и
Ньэгэдьээк. Они жили как раз в период
утверждения подразделений чачыйских
родов Кыргыстай, Оµорхой, Ўєгўлўўр.
При Тыайе во владениях торбосов было
много кочевых племен эвенов,
появившихся после саамайев и
дьирикинээйев и поддерживавших
мирные отношения с Тыайинскими саха (майаатами).
Во времена Дьэргэлгэннээхэ они в
основном были истреблены, а
незначительная часть их
ассимилирована предками Тыайи. «Предания
старины поведали нам, — рассказывают
сказители, — что в те далекие времена
были многочисленные сражения
якутских воинов за землю сначала с
аборигенами — эвенами, затем с
чачыйцами. Сохранились предания о
битвах тыайынцев с Тыгынскими
дружинами, о чем мы уже говорили,
затем с Буор Сэдээйиком из рода
Кыргыстай Чачыйа за охотничье-промысловые
и сенокосно-пастбищные угодья
Турбаахы. От Тыгынских воинов они
отстояли свои родные земли, но
превосходящие силы чачыйцев
оттеснили тыайинцев из просторов
Турбаахы.16
Известно, что наиболее древним
предком наслега Сииттэ был
Быдьаіадьы. Как рассказывали в 1992 г.
Лугинова Ирина Григорьевна (доярка,
кавалер Ордена Трудового Красного
знамени, 62 л., уроженка Кэбээйи),
Ноговицын Денис Петрович (рыбак из
Кальвицы); Ноговицына Федора
Константиновна (доярка из Ньидьили,
депутат Верховного Совета ЯАССР);
Ноговицын Семен Семенович (зверовод
из Сиитты) и другие, после
прародителя ситтинцев Быдьаіадьы
образовались отцовские роды
Баачаіай, Боолдьук, Токой, Кєлєнтєй,
Хоро, Мангыс, Дьарбас.
Сииттэ по официальным историческим
источникам носит название «Быдьаіадьинский».
Лишь гораздо позже, в конце 17 в., стал
именоваться как Сииттэ.17
Согласно фольклорным источникам (преданиям,
мифам, легендам), до массового
освоения предками саха со стороны
региона Центральной Лены (Намские,
Хангаласские и др.) бассейна Вилюя,
самыми древними известными нам
аборигенами до конца XVI в. были
многочисленные разнородные племена
тунгусов. Назовем наиболее известные
из них. Устье реки Вилюя (низовья
Вилюя) занимали дьирикинээйи,
саамайи, майааты. В месте впадения
реки Тўµ в Вилюй проживали туматы во
главе с Урэнчэ ХоЇууном — это
область современного Вилюйска. При
впадении реки Тўкээн в Вилюй обитали
племена майаатского рода во главе с
Маµан Мэкчэ, это район
Верхневилюйска. У реки Танара (область
Мукучу) — род Торгуу Дохсуна и далее
после него — Хотой ХоЇуун. В районе
Нюрбы находились племена грозного
Тэкилик Сўргэйа. Они часто вели
ожесточенные межродовые войны с
целью овладения той или иной
местностью. Особенно воинственными
были племена туматов и майаатов. Они
подавляющей частью вымерли от
заразных болезней — эпидемий оспы и
чумы, а также в результате межродовых
войн и, особенно, после давления на
них якутян из центральных областей.
Ко второй половине XVI в. завершается
окончательное смешение кыргызо-майаатского
сообщества аборигенов Чачы, Тыайи и
Куокуйа с переселенцами-якутянами (в
основном, из хангаласцев и намцев).
Изучение фольклорных источников,
особенно таких известных ученых, как
Г.У.Эргис, Г.В.Ксенофонтов, С.К.Боло,
подкрепленное исследованиями автора
среди коренных жителей Среднего
Вилюя, закладывает твердую основу
относительно предков Вилюйских саха.
Самые древние аборигены — это
разнородные тунгусские племена, о
чем подробно сказано выше. Далее
следуют кыргызский род предков саха
под названием Чачы на рубеже XII-XIV вв.
и аборигены, или как их еще называли,
«тєрўєт омуктар» (тигиилээх
сирэйдээхтэр, дьирикинээйи, туматы...).
Особенно сильными и воинственными
среди аборигенов были туматы и
майааты. В результате многолетних
межплеменных войн к концу XIV в.
усиливаются позиции майаатов под
предводительством Бадьаайы, Куокуйа
и Тыайи. Бадьаайы в основном сражался,
как нам известно, с потомками
кыргызов и эвенами. Эвены — как мы не
раз отмечали — последнее звено
аборигенов. Множество их погибло во
время войн с майаатами, а также из-за
болезней. Некоторая часть их
смешалась с кыргызско-майаатскими
родами, но многие переселились на
север и северо-восток Якутии. Начало
XV — конец XVI в.в. — это период
кыргызско-майаатско-эвенской
ассимиляции.
С конца XVI в. начинается заселение
предками саха других областей Вилюя.
Этот период совпадает с выступлением
на арену истории Тыгын Дархана,
Дагдаіар Боотура и Туоіа Боотура (Тойон
Булгудаха), после них — Эчика и
Асхара. Эчик — предок нюрбинцев,
обосновал I и II Хаµалас, Нємўгў Хаµалас
и Чаарчахаан — поселения предков
саха Верхне-Вилюйского региона и
сунтарцев. Асхар — основатель
Хоринского рода с центром в Сатыыска.
От Асхара пошли отцовские роды
Хандайар, Быыгына Сортоіор, Кокуора,
Єнєтєк. В указанных местностях
аборигенами были тумааты, майааты,
эвены и другие племена. Многие из них
вымерли от оспы, чумы и в результате
межродовых войн. Но еще раньше Эчика
и Асхара (по материалам «Эллэйады» Г.В.Ксенофонтова)
предками вилюйцев были сыновья
Ньырбакаана от отца Тыгын Дархана из
Хангаласцев Быркынгаа Боотур, Тойон
Булгудах, Кулугур, Нуоралдьыма
Бэлгэтии. Быркынгаа и Бэлгэтии —
предки нюрбинцев, Туоіа Боотур (Тойон
Булгудах) — один из предков
кобяйских саха вместе с Дагдаіар
Боотуром. Сыновья Ньырбакаан из-за
конфликта с Тыгыном ушли в родные
места матери и основали наслеги, про
которых сказано выше. На основании
вышеизложенных сведений по
этнической истории Средне-Вилюйских
саха можно составить конкретные
родословные таблицы. Начнем с
аборигенов — тєрўєт омуков.
Литература
1. Б.Сўлбэ. Топонимика Якутии.
— Якутск, 1985. — Сс. 19-24, 36-41.
2. Полевые исследования автора.
3. То же.
4. То же.
5. То же.
6. Полевые исследования автора.
7. То же.
8. С.И.Боло. Прошлое якутов до
прихода русских на Лену. На як. яз. —
Якутск, изд. «Бичик», 1994. — С. 67.
9. Сб. науч.ст. Якутского
республиканского краеведческого
музея им. Ем.Ярославского. — Якутск,
вып. 2, — С.с. 152, 165—166.
10. Якутская обл., 1910 (по данным
официального отчета). 1910. —
Правительственный вестник, С.-Пб. 1912,
12 декабря.
11. С.И.Боло. Указ. соч., с. 152.
12. Из фондов Кобяйского улусного
краеведческого музея.
13. Г.Е.Федоров и Н.Ф.Егоров. Сэргэ
тєрдўгэр сэЇэн (Сказ у коновязи. На як.
яз.), 1991.
14. С.И.Боло. Указ. соч., Сс. 106—107.
15. Там же, с. 156.
16. Полевые исследования автора.
17. То же.
Иван Иванович
Захаров, этнолог,
преподаватель истории школы № 35 г.
Якутска.
|