Мастерица
Девяносто лет — возраст почтенный.
Ровно столько исполнилось в 2000 году
Анастасии Егоровне Сивцевой,
замечательной умелице якутского
народного шитья и вышивки. Ее имя
среди современных мастеров — одно из
самых известных и уважаемых.
Родилась она в Хатын-Арынском
наслеге Намского улуса 26 октября 1910
года. Особое чувство красоты и родная
почва формировали с малых лет ее
художественное сознание. Неутомимая
труженица, Анастасия Егоровна одна
вырастила достойных детей: муж погиб
на фронте Великой Отечественной... Но
никакой океан житейских невзгод не
смог заглушить в ней неистребимого
творческого начала, которое вдохнула
в сына Элляя, впоследствии ставшего
первым профессиональным графиком,
народным художником Якутии, и в дочь
Марту — верную помощницу, искусную
вышивальщицу и швею. Заниматься
любимым ремеслом мастерица начала в
преклонном возрасте, когда встали на
ноги дети, выросли внуки — пришло
время осмысления виденного и
пережитого, пробудился скрытый
талант. Всегда улыбчивая — маленькая
и значительная — она любит
показывать свое шитье, поглаживать
руками, словно детей, выведенные
узоры, в которых запечатлены
традиции и глубокие временные связи.
Основу творчества Анастасии
Егоровны составляют крепкое
владение ремеслом и внутренняя
интуиция. По своей природе она
неразрывно связана с народным
образно-символическим
мировосприятием. Мастерица
прекрасно ощущает сам материал: в
зависимости от замысла в изделиях
использует сукно и мех, бычий пузырь,
ровдугу и кожу («Сумочка из бычьего
пузыря», 1981; «Комплект женской одежды
с шубой «Тангалай», 1983; «ХааЇах (мешок)»,
1985). Опираясь на древние каноны,
творчески и умело относится к тем
приемам, которые были завещаны
старыми мастерами. Для нее
характерна безупречная техника
шитья, тонко сгармонированные
переходы цвета, культура
орнаментального строя узоров («Комплекты
конского верхового убранства», 1980,
1985, 1992; «Ковер с шахматным узором», 1984;
«Комплект детской меховой одежды»,
1989). В декоре предметов особой
любовью пользуется растительный
орнамент, выполненный вышивкой белым
подшейным волосом оленя, которой она
владеет в совершенстве («Дорожная
сума», 1980; «Торбаса», 1981; «Декоративные
коврики», 1984; «Комплект с чепраком и
дорожной сумой», 1986). Автор широко
применяет крупный и мелкий бисер,
штампованные металлические
украшения, кожаную бахрому и изящные
вставки узких полосок цветного сукна
в швы. Для ансамблей «Праздничной
женской верхней одежды» (1987, 1992, 1994,
1995) характерны добротность и
сделанность, которые возводятся ею в
разряд эстетических ценностей.
В нарядном «Дорожном комплекте»
(1989), включающем чепрак, переметную
суму и подшейную кисточку, —
прекрасное владение техникой шитья
жильными нитками. Индивидуальный
почерк мастерицы ярко проявляется в
цветовом решении сближенных
золотисто-охристых, коричневых,
зеленых тонов, дополненных белым и
черным. В выверенных веками форме и
декоре изделий — мудрое соотношение
красоты вещи и ее утилитарного
назначения.
Ныне произведения Анастасии
Егоровны, заслуженного деятеля
искусств Республики Саха (Якутия),
члена Союза художников Российской
Федерации входят в собрания многих
музеев нашей страны. Наиболее полно
ее творчество представлено в
коллекции Национального
художественного музея РС(Я).
Ася ГАБЫШЕВА,
директор Национального
художественного музея РС(Я).
|