На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Мастерица

Девяносто лет — возраст почтенный. Ровно столько исполнилось в 2000 году Анастасии Егоровне Сивцевой, замечательной умелице якутского народного шитья и вышивки. Ее имя среди современных мастеров — одно из самых известных и уважаемых. Родилась она в Хатын-Арынском наслеге Намского улуса 26 октября 1910 года. Особое чувство красоты и родная почва формировали с малых лет ее художественное сознание. Неутомимая труженица, Анастасия Егоровна одна вырастила достойных детей: муж погиб на фронте Великой Отечественной... Но никакой океан житейских невзгод не смог заглушить в ней неистребимого творческого начала, которое вдохнула в сына Элляя, впоследствии ставшего первым профессиональным графиком, народным художником Якутии, и в дочь Марту — верную помощницу, искусную вышивальщицу и швею. Заниматься любимым ремеслом мастерица начала в преклонном возрасте, когда встали на ноги дети, выросли внуки — пришло время осмысления виденного и пережитого, пробудился скрытый талант. Всегда улыбчивая — маленькая и значительная — она любит показывать свое шитье, поглаживать руками, словно детей, выведенные узоры, в которых запечатлены традиции и глубокие временные связи.

Основу творчества Анастасии Егоровны составляют крепкое владение ремеслом и внутренняя интуиция. По своей природе она неразрывно связана с народным образно-символическим мировосприятием. Мастерица прекрасно ощущает сам материал: в зависимости от замысла в изделиях использует сукно и мех, бычий пузырь, ровдугу и кожу («Сумочка из бычьего пузыря», 1981; «Комплект женской одежды с шубой «Тангалай», 1983; «ХааЇах (мешок)», 1985). Опираясь на древние каноны, творчески и умело относится к тем приемам, которые были завещаны старыми мастерами. Для нее характерна безупречная техника шитья, тонко сгармонированные переходы цвета, культура орнаментального строя узоров («Комплекты конского верхового убранства», 1980, 1985, 1992; «Ковер с шахматным узором», 1984; «Комплект детской меховой одежды», 1989). В декоре предметов особой любовью пользуется растительный орнамент, выполненный вышивкой белым подшейным волосом оленя, которой она владеет в совершенстве («Дорожная сума», 1980; «Торбаса», 1981; «Декоративные коврики», 1984; «Комплект с чепраком и дорожной сумой», 1986). Автор широко применяет крупный и мелкий бисер, штампованные металлические украшения, кожаную бахрому и изящные вставки узких полосок цветного сукна в швы. Для ансамблей «Праздничной женской верхней одежды» (1987, 1992, 1994, 1995) характерны добротность и сделанность, которые возводятся ею в разряд эстетических ценностей.

В нарядном «Дорожном комплекте» (1989), включающем чепрак, переметную суму и подшейную кисточку, — прекрасное владение техникой шитья жильными нитками. Индивидуальный почерк мастерицы ярко проявляется в цветовом решении сближенных золотисто-охристых, коричневых, зеленых тонов, дополненных белым и черным. В выверенных веками форме и декоре изделий — мудрое соотношение красоты вещи и ее утилитарного назначения.

Ныне произведения Анастасии Егоровны, заслуженного деятеля искусств Республики Саха (Якутия), члена Союза художников Российской Федерации входят в собрания многих музеев нашей страны. Наиболее полно ее творчество представлено в коллекции Национального художественного музея РС(Я).

Ася ГАБЫШЕВА,
директор Национального художественного музея РС(Я).

 

Яндекс.Реклама
цены на квартиры в москве описание отзывы.. шар-пей шоу найти свежие статьи и шар-пей шоу продажа на форуме.
Hosted by uCoz