|
В годы армейской службы на Дальнем Востоке. |
Само имя Грант Григорян уже было
музыкой. Каждый начинал говорить о
нем с восхищением и уважением.
Рассказывали, например, что в доме
для его учеников и друзей всегда
лежали под скатертью деньги: каждый
мог взять сам, сколько нужно и без
возврата. Что чисто якутская
гордость «Дьэ буо!» — это заслуга
Григоряна. (Он впервые нотировал, а по
существу дал новую жизнь этому
древнему традиционному запеву). Что
он дружил с талантливым певцом Львом
Поповым, трагически погибшим в
Москве...
К тому времени композитор уже три
года, как ушел из жизни, но дух его
искрился, кипел жизнью в его музыке,
звучавшей весь день в театре. Нельзя
было не влюбиться в эти песни, в
оперетту «Цветок Севера» с
замечательным составом первых
исполнителей. Казалось, что он где-то
рядом, здесь, в театре, и что все еще
есть в городе тот чудесный стол для
друзей.
В общем-то, я и не удивилась бы в ту
свою наивную пору, увидев воочию
Григоряна в зрительном зале — как на
фото, где он аплодирует исполнителям
своей оперы «Лоокут и Нюргусун», сидя
рядом с хормейстером Е.О.Гвахарией, Г.М.Кривошапко,
Г.Таныгиным. Видимо, за пультом в это
время стоял Л.Ф.Покравщук.
Уже через несколько лет я открыла
для себя небольшую книгу под
редакцией В.Зака (Москва, 1971 г.).
Название ее просто удивительно
красиво по звукозаписи — «Грант
Григорян». Это был период, когда
почти никто не слышал о другом
талантливом композиторе, сокурснике
Григоряна Альфреде Шнитке. А именно
он одним из первых дал в этом
сборнике высокопрофессиональный
анализ музыки «якутского» коллеги, в
том числе и его оперы «Лоокут и
Нюргусун». Перед талантом,
многогранностью личности Гранта
преклонялись еще в студенческие годы
ныне известные Р.Щедрин, А.Эшпай, В.Бойко,
Е.Кунцман, Т.Николаева: «Для нас он
был как Бетховен». Его учитель,
профессор Московской консерватории
Е.К.Голубев, называет Григоряна «выдающимся
студентом».
В этом сборнике поразили меня
удивительные фото молодого
Григоряна в армейской буденовке и
дружеские шаржи О.Туйск с подписями «Грант
слушает музыку», «Грант извиняется».
Любовью и признательностью
пронизана и якутская часть книги. Это
современники композитора Д.К.Сивцев-Суорун
Омоллоон, Г.М.Кривошапко, Г.П.Тихонов,
В.Габышев, Э.Алексеев, его ученик Ф.Аргунов
и другие. Издание это замечательное,
даже уникальное. Но вот, к сожалению,
эту книгу уже не знает молодое
поколение студентов-музыкантов. И
поскольку она стала редкостью, то
назрела давно необходимость ее
переиздания. Ведь благодаря этой
небольшой книжке эпоха и Григорян
приближаются к нам в красках, звуках,
в неповторимости человеческого
характера.
|
С поэтом Иваном Гоголевым на берегу Лены. |
В середине 80-х годов в процессе
сбора материалов для музея театра я
познакомилась с сестрой Гранта
Арамовича Седой Арамовной Погосовой.
Первое — как похожа! Потом —
невольный трепет — все равно что
встретиться с самим Григоряном...
Затем — радость! Седа Арамовна и ее
супруг Арам Александрович — сама
сердечность, искренность,
гостеприимство. (Зять композитора,
крупный дипломат А.А.Погосов, был
одним из авторов того сборника).
Полились расспросы о Якутии, общих
знакомых, связанных с Грантом,
музыкой, театром. Как оказалось,
Погосовы не пропускали ни одного
концерта или выступления «наших
якутов» в Москве. Конечно, мой приход
естественным образом раскрутил ход
времени в обратную сторону, туда, где
все еще было только впереди, в
будущем, как в стихах Гранта:
«Там за
далью бесконечной,
Дышит счастье прошлых дней...». |
Вот Седа Арамовна показывает
фотоальбомы брата, бережно хранимые
ею уже много лет. «Знаете, — говорит
она, — Грант больше всего на свете
любил музыку и цветы, особенно
красные гвоздики. И первым делом,
когда он поселился в новой квартире
на третьем этаже у себя в Якутске,
своими руками устроил целый цветник
за окном, у него росли даже
гладиолусы. Из Москвы он вечно вез
какие-то луковицы и семена
необыкновенных цветов для своих
многочисленных друзей. По просьбе
Гранта строители-земляки, большие
умельцы, разрисовали стены так, как
он хотел — ярко, в армянском духе». Я
смотрела на фото и видела, как с
нарисованного голубого неба его
южной родины слетали к нему на плечо
диковинные яркокрылые птицы, как он
вдыхал аромат чудесных цветов,
растущих только на его далекой земле,
а за окном чирикали якутские воробьи
и на проспект лились звуки. Этот
островок музыки притягивал и собирал
у себя поэтов, писателей, музыкантов,
художников, артистов. Здесь
рождались и претворялись в жизнь
многие замечательные замыслы...
Седа Арамовна любит рассказывать,
как брат обожал «целыми охапками»
покупать цветы и раздаривать их: «Это
было его страстью! Он мог потратить
на приглянувшиеся цветы все свои
средства. Для него норм здесь не
существовало просто. Вот песня
Пугачевой «Миллион, миллион алых роз»
— как будто про нашего Гранта. Помню,
в один из приездов его в Москву, я,
волнуясь, жду брата, чтобы проводить
на самолет, вылетающий в Якутск. Его
все нет, а до рейса остался всего час!
Наконец, ужасно радостный,
появляется он в дверях с розовым
ведерком, полным букетов голубых
незабудок. Это было так красиво! А как
был счастлив, страшно доволен Грант,
что привезет это целое ведро
незабудок друзьям в Якутск, когда там
еще лежит снег! Конечно же, у меня
язык не повернулся упрекнуть его за
опоздание в аэропорт. Вообще, меня
всегда удивляло его поразительное
умение в любое время года находить
нужные ему цветы, даже те, которых еще
не должно быть в ту пору, или,
наоборот, уже не должно быть. Помню,
супруги Голубевы переживали большое
горе, они потеряли единственного
сына (Голубев — это учитель Гранта).
Так первым к ним пришел Грант с
огромной охапкой белой сирени. А
стоял январь! Именно — сирень!.. Этот
поступок ученика Голубев вспоминал
до последних дней. Он очень гордился
Грантом как своим воспитанником и
любил его. Мы с братом, да и с мужем
тоже часто бывали в профессорском
доме. Там, в центре большой комнаты,
росла огромная пальма в кадке, ветви
ее закрывали весь потолок — зрелище
необыкновенное. А вокруг ствола
располагался круглый стол, вот под
таким шатром мы часто встречались.
Когда домашние спрашивали Гранта,
почему не женится, он всегда отвечал:
«Я женат на музыке». Тогда мы
обрушивали на него второй наш
извечный вопрос: «Ну что ты там
потерял в своем Якутске, переезжай в
Москву, или в Армению. Вот и друзья
твои приглашают во многие большие
города». Тогда в ответ он начинал
говорить о якутской музыке: как это
интересно, его все в ней увлекает, это
роскошная целина, непочатый край
работы... Конца и края не было его
рассказам. Мы, конечно, уже давно
понимали и знали, что он бесповоротно
влюблен в Якутию. И все же всегда
беспокоились за его судьбу. Особенно
наша мама Вартануш Аркадьевна. Она
просто обожала Гранта.
|
Любимые Грантом Первомайские парады.
С композитором Н.Бахом, певцом Л.Поповым, со студентами ЯМУ. |
В последнее время почему-то я часто
вспоминаю один мамин рассказ... Это
случилось с ней в детстве, когда их
семья жила в горном селении. Обычно
крыша одной сакли была как бы двором
и основанием для другой, которая
строилась над нижней — и так дальше и
выше. Мама увидела, как с крыши сакли
упал вниз маленький жеребенок, и тут
же за ним с этой высоты бросилась
кобылица-мать. Вот что значит великий
материнский инстинкт. А что же
говорить о людях...
Конечно, брат для мамы на всю жизнь
оставался большим ребенком. Сейчас я,
с высоты своего возраста, понимаю ее.
Действительно, сердцем чувствуешь
своих давно взрослых детей.
Грант умел быть настоящим другом.
Это редкое качество. Он буквально по-отечески
опекал будущего композитора Р.Бойко,
помогал ему материально, в
творческом отношении. Среди более
молодых тогда студентов
консерватории многим ему обязан Р.Щедрин,
которому Грант помог поступить на
учебу, подарил даже свои музыкальные
темы. Об этом с благодарностью писал
Щедрин. Грант и, как мы тогда его
называли, Родик, очень долгие годы
переписывались. Наверное, письма с
якутским адресом брата сохранились у
Щедрина. Он очень ценил свою дружбу с
Грантом. Знаете, вот, кажется, прошло
тридцать семь лет, как он ушел от нас,
но эта боль не проходит. Сколько
могло еще появиться его музыки,
сколько еще он бы сделал!
Я приезжала в Якутск единственный
раз, чтобы попрощаться с братом... Из-за
нелетной январской погоды самолет
сильно опаздывал, я могла не успеть
или вообще застрять в промежуточном
порту. Спасибо летчикам, рискнувшим
продолжить полет. Может быть, они
слышали о Гранте или знали его.
Поздно вечером, но мы все же долетели.
Ждали меня с ответом родных — на
какой земле останется наш брат. Это
были тяжелые и горестные часы и дни...
Множество проблем требовали своего
разрешения. Одна из них — памятник.
Мне самой хотелось сделать проект,
ведь по образованию я архитектор.
Затем, как быть с большим нотным
архивом, фонотекой, книгами?.. Здесь
помогли мне и министерство культуры,
и коллеги Гранта. Я им очень была
признательна.
А сегодня меня глубоко радует, что
творения брата звучат, живут среди
нового поколения исполнителей. Вот
есть и конкурс имени Гранта
Григоряна, появилось много
талантливых детей, и я радуюсь за
будущее якутской музыки.
|
Тимофей Стручков, Ольга Иванова
с Г.Григоряном. |
В нашей семье незаурядным даром
обладал наш отец Арам Аветович, его
талант унаследовал Грант. Кто знает,
может быть кто-нибудь из наших
правнуков еще проявит себя. Вот одна
из них, правда, она еще очень мала, но
свободно играет любую вещь на слух,
хотя знает ноты...».
В одну из наших встреч Седа
Арамовна передала музею театра
четыре фотоальбома из архива Г.Григоряна.
Плюс две бронзовые вазочки, костяной
мундштук, пепельницу-лягушку,
электросветильник, стеклянный белый
чорон, белую стеклянную собачку,
маленький бюстик любимого поэта
Гранта В.Маяковского, несколько нот и
книг, экслибрис. От такого сокровища
и щедрости я просто лишилась речи.
Седа Арамовна вывела меня из
столбняка своим рассказом о дорогих
реликвиях. Ее руки нежно касались их
и будто благославляли в далекий путь
на конечную родину брата...
Многие предметы тесно стояли на
фортепиано в его доме: одни
напоминали ему родительский очаг,
другие были подарками друзей, третьи
— сувенирами, которые скрашивали
непритязательный быт. Но апофеозом
всех даров того дня оказался
старенький продолговатый футляр.
Седа Арамовна торжественно открыла
его и глазам моим предстала... скрипка
Григоряна! Сестра композитора
грустно сказала: «Грант никогда не
расставался с этой скрипкой». В такие
моменты она особенно походила на
своего брата. Радости моей не было
предела, как и благодарности. На
крыльях доброго напутствия, я
благополучно довезла бесценный
багаж до Якутска.
Приближалось 70-летие Г.Григоряна.
Со многих оригиналов фотографий я
заказала репродукции, на их основе
подготовила буклет с 41-м снимком,
стихами С.Элляя и М.Софианиди.
Скрипку привел в порядок Л.Ф.Покравщук,
близкий друг Григоряна, тогда еще
работавший в оркестре театра и
настройщиком. И снова — невероятное!
Наш заведующий постановочной частью
П.С.Миронов приносит мне живописный
портрет Гранта Арамовича.
Оказывается, он многие годы хранил
его в запаснике среди декораций. И
вот пробил час! Авторство, дату
портрета определил А.Н.Осипов —
работа Ф.Кравченко, 1962 год. А
подреставрировал холст, раму Т.А.Степанов.
Вообще, все шло легко, как по
мановению волшебной палочки.
Незабываемо и то, что в день рождения
брата Седа Арамовна послала из
Москвы в Якутск с оказией ровно 70 — «целую
охапку» — отборных темно-красных роз!
В юбилейный вечер розы бархатно
пламенели на сцене, а потом долго
стояли перед портретом Григоряна на
выставке. Бутоны этих роз до сих пор
лежат в футляре скрипки под стеклом...
Канун 80-летия Григоряна. Я снова в
гостях у Седы Арамовны, за ее
вкуснейшими вареньями. Клубника,
яблоки, вишня — все из своего дачного
сада. «Иной год я не знала, —
рассказывает она, — куда девать эти
яблоки. Раздам целыми баками всем
соседям, а они не убавляются. То же
было с клубникой. С годами урожаи
оскудели. Грант летом, осенью, весной
очень любил бывать на нашей даче. Ему
нравилось цветение, зелень, всегда
душой отдыхал наедине с природой. Но
он и на цветущую дачу приносил почему-то
то сирень, то еще что-нибудь. И всегда
помногу. Это нас удивляло, а с другой
стороны — думали, что просто он
ужасно скучает по всей этой красоте в
Якутске, и, прилетев в Москву,
наслаждается цветами.
Почему-то любимый цвет моего брата
всегда был красный. Вот как-то
однажды он нам заявил, что к 1 мая
хочет сшить себе красный костюм.
«Как же ты его будешь носить? —
спрашиваю я. — Понимаю еще, если
красный только верх, но брюки? На кого
же ты будешь похож?» Мы вообще
посмеивались над его пристрастием к
красному и подшучивали над
фантазиями брата. И ведь он вправду
сшил себе абсолютно красный костюм
из вельвета! Вот только не знаю,
одевал ли брат его или нет, но он и
сейчас хорошо сохранился. Придумать
такое мог только Грант. В этом был
какой-то вызов, даже ребячество.
Бессребреник, он последнее отдавал,
лишь бы другому было хорошо, о себе
как-то не заботился. Досадуя, иной раз
говорила ему: «Зачем ты жертвуешь
собой? Ведь тебе никто ничего не
вернет». Он ответит:«А мне и не надо».
И замолчит...
На этот раз Седа Арамовна вручила
мне «тот красный костюм», расшитый
чепрак («Грант привез его из Монголии,
ему подарили») и пять галстуков,
среди них, конечно, есть красный. Мое
предложение оформить галстуки в
рамки, как переходящий приз музея для
композиторов, понравилось ей.
Весной1998 г.в Москве впервые
показывал спектакли Национальный
театр танца РС (Я) — «Бохсуруйуу» В.Ксенофонтова
и «Лолиту» В.Шадрина — Н.Петрова.
Конечно, я пригласила на свою «Лолиту»
Седу Арамовну. Вряд ли она сможет
прийти, с грустью предполагала я.
После утраты супруга, она тогда
сильно прибаливала, с трудом ходила.
Какова же была моя радость, когда уже
после спектакля среди многих
поздравляющих я увидела дорогие мне
глаза со счастливыми слезами. «Как бы
радовался Грант за своих якутов! Он
был бы счастлив», — все повторяла она.
* * *
«Он высекал
из тьмы кромешной
Крупицы жаркого огня —
И песни теплотою вешней
Оберегают нас, храня».
(М.Софианиди). |
Мне кажется, Грант всегда и, вправду,
где-то очень близко...