Культурологический, историко-географический журнал. Издается с мая 1991 года.

№ 4, 2012 

   

Лауреат Национальной премии России «Золотой Лотос».
Победитель Всероссийского конкурса «Золотой Гонг - 2004».
Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004».

На первую страницу номераНа главную страницу журналаНаписать письмо


 


 
Маргарита Винокурова
От самых глубин души идущие слова материнской благодарности


Олег Сидоров
Виталий Третьяков: "Михаил Николаев - политик регионального и общенационального масштаба"

Интервью

Андрей Борисов:
«В театре под открытым небом найдется место каждому»

Декларация духовных ценностей народов Якутии

Евгения Михайлова
Новые тренды развития федерального университета

Андриан Борисов
«Г.В.Ксенофонтов: возвращение к себе». Ученый и время

Якутский
героический эпос олонхо в современном культурном пространстве

Егор Шишигин
Святитель Иннокентий (Вениаминов) и христианизация народов Якутии

Андриан Борисов
Великий евразиец и Якутия

(к 100-летию Л.Н.Гумилева)

Наталья Харлампьева
Созвездие друзей Семена Данилова

Наталья Харлампьева
Благодать большого снега

Ульяна Винокурова
Творчество А.С.Борисова как художественный образ ценностей циркумполярной цивилизации

Юлия Луценко
Выставка «Искусство Якутии»

Влада Тимофеева
Мастерство и вдохновение

Алексей Сафронов
Марианна Лукина: непрерывность традиций

Наталья Базалева
«Северное сияние» станет одной из визитных карточек Якутии

Ульяна Винокурова
Арктическое измерение ЮНЕСКО

Наталья Лидова
О фестивале «Шедевры ЮНЕСКО на Земле Олонхо»

Татьяна Павлова-Борисова
Якутия театральная

 

Министр культуры Республики Саха (Якутия)
Андрей Борисов:

«В театре под открытым небом найдется место каждому»

Стадионное шоу как жанр массового театрализованного представления прочно вошло в сферу культуры и пользуется огромной популярностью среди населения, особенно молодежи. Наверное, каждый житель республики хотя бы однажды принимал участие в ярких массовых мероприятиях. Стоит только перечислить некоторые из них, чтобы понять, насколько распространен в республике этот театр под открытым небом.

Это сценические представления церемоний открытия и закрытия Игр "Дети Азии", спортивных Игр "Манчаары", Спартакиад и спортивных форумов, национального праздника "Ысыах Олонхо", культурные программы в рамках Всемирной выставки ЭКСПО. Всех их можно обобщить одним названием: театр под открытым небом.

Об особенностях массового театрализованного представления рассказал министр культуры и духовного развития РС (Я), художественный режиссер, идеолог и устроитель самых крупных постановок Андрей Борисов.

3 истории жанра - к эпосу Олонхо

Начало развития жанра стадионного представления уходит глубоко в прошлое, начиная с древних обрядов, жертвоприношений богам, когда уже просматривалось наличие игрового, зрелищного начала. Костры, обрядовые танцы, шаман, бьющий в бубен, песенные молитвы - чем не зрелище?

Древние греки и римляне хорошо знали толк в развлечениях, ведь это они придумали театральные представления, стадионные соревнования, выступления сильных и ловких на арене цирка. Многое из созданного античными народами живет и сегодня, в том числе и массовые зрелища.

В нашей стране, в конце 50-х годов прошлого столетия на Всемирном фестивале Молодёжи и студентов знаменитый режиссёр И. М. Туманов поставил целую серию массовых зрелищ - митинг памяти Хиросимы на Манежной, праздник балета, выступления гимнастов. И как не вспомнить грандиозную Олимпиаду-80, проходившую в Москве. Таким образом, на сегодня у нас имеется богатый всемирный и российский опыт проведения зрелищных мероприятий.

В Якутии история жанра театрализованного представления начинается, прежде всего, с эпоса Олонхо - широкомасштабного явления общечеловеческой культуры. Все массовые театрализованные представления, спортивные состязания, ритуальные действа - все эти мероприятия напрямую связаны с древним эпосом.

Олонхо было создано гением не только народа саха, а нескольких народов мира. Также как и башкирский эпос "Урал-Батыр", индийский "Рамаяна", или древнеиндийский "Махабхарата", эпос Олонхо вобрал в себя всю древнейшую мифологию, которая существовала целые тысячелетия назад. В нем представлен широкий спектр древних воззрений, уходящих своими корнями в недра первобытнообщинного строя. Сегодня эпос сохраняется и транслируется из поколения в поколение "аристократами" духа - олонхосутами.

Первое, что приходит в голову, когда мне задают вопрос о театральности олонхо, это то, как олонхосут при исполнении может играть одновременно множество ролей, создавая при этом различные образы. Но это лишь на поверхности, а театральность олонхо надо искать глубже - там, где лежит специфика самого театра как духовной и психофизической необходимости человеческого существования. Театр ведь это не только развлечение, он необходим нам, как пища и вода. Для якутского народа это есть исконный древний способ восполнения внешне несобытийной реальности.

В старину исполнение олонхо представляло собой театр одного актера. Сегодня же возрождается драматизированное исполнение олонхо фольклорными коллективами. Самые первые якутские спектакли олонхо "Удалый добрый молодец Бэриэт Бэргэн" и "Богатырь Кулантай на резвом коне" были поставлены в начале прошлого века и уже тогда имели большой успех.

Раньше говорили, что Олонхо - это сказка якутов, потом решили, что эпос. Но эпос - это ведь литературный жанр, а уникальность Олонхо в том и заключается, что оно всегда играется как театр. Так, со временем, якуты пришли к театру Олонхо. В своих размышлениях о становлении и развитии Саха академического театра, его истоках я часто приходил к мысли, что в основе основ природы театральности лежат олонхо и шаманские мистерии. Именно в них я открывал для себя восточный азиатский театр.

Главный участник зрелищ - это зритель

Проведение массовых зрелищ в республике в последние годы стало традиционным явлением - всевозможные театрализованные представления, стадионные шоу и площадные действа украшают почти все самые крупные мероприятия политической, экономической, спортивной и, конечно, культурной жизни республики. Зрелищные виды искусства предполагают активное зри-ельское восприятие. Фактически без участия зрителей зрелищные виды искусства невозможны.

Думаю, гостям и жителям столицы надолго запомнится красочное представление в городском парке культуры и отдыха, продемонстрированное в рамках V Игр народов Якутии - Спартакиады в Олекминске, в 2010 году. Культурное мероприятие очень точно воссоздало драматичное прошлое и перспективно настоящее города. Только представьте: красиво украшенная вечерняя набережная реки Лены, на которой собрался город зрителей, к берегу неспешно подплывают челны Петра Бекетова и важные казаки ступают на олекминскую землю. Тогда сценой для артистов служила огромная плавучая баржа, а декорациями были водная гладь Лены, лесистый правый берег и теплый августовский вечер.

Еще более ярким и красочным по своему масштабу было театрализованное представление "ВсеЛенские огни", посвященное празднованию юбилея восстановления города Ленска от наводнения, в августе, 2011 года. Это тот редкий случай, когда на одной сцене можно было увидеть все творческие коллективы города, как начинающих ансамблей из разных сёл Ленского района, так и профессиональных артистов Саха академического театра, Государственного театра оперы и балета Якутии, артистов цирка. Участники выложились, что называется, "по полной", при этом самые бурные овации достались виртуозам цирка. Отмечу, что немалая роль в этом представлении была отведена огромному экрану, расположенному на заднем плане сцены, и отражавшему все, что происходило на сцене. Экран служил также современным украшением самого мероприятия.

Особой силой духа и патриотизма наполнены грандиозные театрализованные представления, которые ставятся к празднованию Победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Их также с уверенностью можно отнести к жанру стадионного шоу. Одно из таких представлений - это знакомая якутянам "Свеча памяти". Сюжет представления детально отражает штурм Берлина и победу народа над общей бедой. Горе и радость, как и судьбы людей, в полной мере отражаются и переплетаются в сюжете. По замыслу режиссера, в нем используется столько свечей, сколько якутян пало в битвах ВОВ.

Большую роль в представлении играют декорации. Например, для претворения в жизнь театральной постановки во время IV спортивных Игр "Манчаары" в городе Вилюйске весь стадион был искусственно засажен соснами, имитирующими богатую якутскую тайгу. Посреди поля был также установлен огромный экран, который усиливал эффект массовой визуализации. Надо отметить, что зритель по достоинству оценил эту режиссерскую находку.

Я отмечу, что во всех театрализованных мероприятиях республики активно принимают участие лучшие самодеятельные творческие коллективы и профессиональные артисты Государственного театра оперы и балета им. Д. К. Сивцева-Суоруна Омоллоона, русского драмтеатра им. А.С. Пушкина, Саха академического театра им. П.А. Ойунского, Государственного цирка РС (Я), вокального ансамбля "Туймаада", Национального театра танца РС (Я) им. С. Зверева Кыыл-Уола, ансамбли "Эрэл","Гулун", этно-группы "Айархаан". Благодаря их кропотливому труду, а также настойчивой и упорной работе режиссеров и художественных руководителей рождаются поистине шедевральные постановки, способные украсить любое торжество.

Театр под открытым небом

Я не случайно остановился на некоторых спортивных мероприятиях. Культурная программа является составной, а если угодно, то и имиджевой их частью. И особенно ярко это прослеживается на примере Международных спортивных Игр "Дети Азии", которые проходили в этом году в республике уже в пятый раз.

Основная цель Игр - это не только выявление спортивных достижений, но и взаимный обмен культурным наследием стран-участниц, знакомство участников Игр с историей и культурой народов Якутии, создание имиджа республики.

По традиции, ключевым событием культурной программой Игр являются Церемонии открытия и закрытия, которые проходят в форме яркого театрализованного представления и концертов.

Хочу подчеркнуть, что стадионное шоу, или площадное зрелище всегда было исторически связано с мистериальными обрядами, издревле проводившимися на ритуальном месте при большом скоплении людей. Все представления церемоний открытия и закрытия Игр основывались на образах самобытной культуры народов Якутии, России и мира в целом. Они несут идею добра и мира, показывают человека Севера, сформировавшегося в труднейших условиях Арктики, призывают народы к единству.

В основе сюжета лежит мифологическое событие, суть которого доводится до зрителя через образы, жесты, интонацию, краски и, конечно, слово. В разные годы сюжет представления был посвящен разным легендам, будь то прародителю якутов Элляю, прибывшему на якутскую землю и благоустроившему быт местного народа, или смелому мальчику, вернувшему гармонию Земле и спасшему Вселенную от драконьего хаоса, или якутскому богатырю, сражавшемуся с Быком Холода ради своего народа. И каждый раз во время представления наступает самый яркий момент, который дает мощный зрелищный эффект. Например, церемонию открытия III МСИ "Дети Азии" украсила юкагирская легенда о мамонтах, а V Игр - обряд одевания якутской невесты, необычайно красивый и зрелищный ритуал, традиционно использующийся в исторических спектаклях.

Смысл любого театрализованного представления Игр всегда сводился к одному - в результате действия, которое разыгрывается на стадионном поле, всегда побеждала новая гармония мира, созданная человеком.

Отмечу, что сюжет должен отражать мировоззрение народа, в нем всегда звучит пафос той идеи, которую автор собирается внедрять в сознание масс. Этим требованиям отвечает сюжет мифа. Так, представление "Отрок во Вселенной", показанное во время церемонии открытия III МСИ "Дети Азии", представлял собой мистерию, основанную на сказке "Юкагирские огни", записанную Николаем Якутским. По сути дела это миф о земле и небе, преодолении холода, о необыкновенной красоте северного сияния, которое возникает от героических усилий человека, спасающего людей от гибели. Уже с самого начала действа перед зрителями разыгрывается настоящий театр. Поле стадиона покрыто картой мира, по ее глянцевой глади плывет лодка, в ней старик и мальчик.

Поскольку церемонии открытия спортивных Игр всегда направлены к главному событию - возжиганию огня, то и звезды, и костры, вокруг которых сидят люди - все это в подсознании зрителей воспринимается как разные ипостаси огня. Кульминацией действа является борьба Богатыря с Быком холода. По высокой металлической стойке со ступенями он поднимается с факелом в вихре снега, но не может одолеть Быка, борьба с которым представлена в звуковой декорации. И вот тут возникает луч солнечного света - это мальчик со своей конницей мчится на помощь Богатырю. Как знак победы возгорается северное сияние, созданное современными техническими средствами. В результате наступает весна - жизнь на холодной земле возникает из тающих льдов под огненными лучами солнца.

"Спецэффекты жанра"

Для большей визуализации в жанре театрализованного ак-ивно используются пространственные метаморфозы, которые происходят на поле во время действа - это небо и земля, огонь и вода и другие превращения, которые постоянно наблюдает зри-ель. Например, во время последних V Игр активно использовались водные декорации, которые не только отображают реку, но и символизируют единство мира, показывают многообразие, красоту якутской земли, диалектику духовного становления человека и культуры.

Еще одним важным элементом концертно-зрелищной программы является музыка. Ее роль в художественно-образном решении того или иного мероприятия поистине велика. Музыка, как ни один другой вид искусства, способна с большой силой и всеобъемлющей полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Когда используется классическая музыка - Бетховен, Бах и на нее накладываются звуки природы, тойук или хомус, получается потрясающий эффект нового синтетического звучания. На V Играх были использована очень яркая композиция "Времена года".

Также широко в театрализованном представлении используются современные медиа-технологии. К примеру, церемонию открытия V МСИ "Дети Азии" сопровождали двигающиеся экраны, огромный стадионный экран, "выраставший" будто из земли, стационарные экраны для общего вида. На стадионе была сооружена целая пирамида из видеоэкранов, которая отображала все действие. Повторю, что все это имело эффект массовой визуализации, нацеленной на непосредственное участие зрителей в представлении.

Торжество Ысыаха

Жанр стадионного шоу используется не только при проведении спортивных мероприятий. Национальный праздник Ысыах, ежегодно отмечаемый в республике, никогда не проходит без красочного постановочного спектакля. Стоит только вспомнить, как проходил Ысыах в Москве, Якутске, городах Мирный, Горный и сразу станет понятно, что праздник этот - настоящее массовое театрализованное действо.

Как правило, сюжетообразующим в представлении является древо Аал Луук Мас, центр мироздания, это неотъемлемая часть как самого праздничного торжества, так и непосредственно театрализованного действа. Оно соединяет пространства трех миров: место битвы за красоту - Срединный мир, который символизирует та же площадка, выполненная в форме круга, Нижний мир, образованный сплетением корней великого древа, и Верхний - крона, украшенная салама.

Поэтому все театрализованные постановки, которые проходят в рамках праздника, должны быть масштабны, охватывать весь окружающий ландшафт. Местность, на которой разворачивается праздничный сценарий, можно представить как один большой стадион, где начальной точкой развертывания праздничного сценария станет место Алгысчыта и обряд поклонения божествам Айыы. Все участники праздника являются одновременно и зрителями, и участниками данного события. Уверен, что такое яркое обрядовое театрализованное действо в полной мере можно воплотить только на Ысыахе.

Выставка - удачная сцена для артиста

На мой взгляд, выставки - это хорошая возможность продемонстрировать не только туристский, экономический, образовательный, сельскохозяйственный потенциал региона. Они в полном объеме отражают культурный уровень региона-участника, демонстрируют его престиж на международной арене.

В качестве примера приведу церемонию презентации павильона с Юкагирским мамонтом, которая проходила в марте 2005 года во время Всемирной выставки "ЭКСПО-2005", в Японии. Тогда во время представления использовались потрясающие декорации из натурального дерева, которые являлись своеобразными воротами в прошлое и сумели воссоздать древнейший рисунок мамонта, жившего тысячи лет назад. "Фишкой" представления стало уникальное графическое письмо-послание самого древнего палеоазиатского народа - юкагиров. Во время представления звучали алгыс, тойук, хомус, были исполнены обряд очищения дымом, осуохай, северный круговой танец. Все это в полной мере отразило традиционную культуру северных народов Якутии, продемонстрировало его гордость за свою историю и традиции.

Выставка "Саха-ЭКСПО", посвященная 350-летию вхождения Якутии в состав Российского государства, станет особенной, так как весь культурный потенциал республики, лучшие деятели искусства самых разных направлений предстанут на одной площадке - в выставочном комплексе Гостиного Двора. Мы подготовили для гостей выставки не только театрализованное представление, но также грандиозную культурную программу, которая включает в себя выступления артистов эстрадного, музыкального и драматического театров, творческих ансамблей, государственной филармонии, демонстрацию библиотечной коллекции, лучшие художественные произведения и, конечно, новинки киноиндустрии.

На выставке также будут продемонстрированы произведения ювелирного мастерства и народных промыслов. Это лучшие образцы изделий народно-прикладного творчества Национального художественного музея РС (Я) и экспонаты Государственного хранилища ценностей РС (Я) - зрелище редкостное.

Кульминацией программы станет представление "Эллэй Боотур", посвященное Национальному Дню Олонхо и концерт мастеров искусств с участием артистов Государственного Театра оперы и Балета.

Очень надеюсь на то, что выставочный формат проведения театрализованных представлений станет столь же популярным, что и стадионные шоу и войдет в практику.