Культурологический, историко-географический журнал. Издается с мая 1991 года.

№ 4, 2012 

   

Лауреат Национальной премии России «Золотой Лотос».
Победитель Всероссийского конкурса «Золотой Гонг - 2004».
Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004».

На первую страницу номераНа главную страницу журналаНаписать письмо


 


 
Маргарита Винокурова
От самых глубин души идущие слова материнской благодарности


Олег Сидоров
Виталий Третьяков: "Михаил Николаев - политик регионального и общенационального масштаба"

Интервью

Андрей Борисов:
«В театре под открытым небом найдется место каждому»

Декларация духовных ценностей народов Якутии

Евгения Михайлова
Новые тренды развития федерального университета

Андриан Борисов
«Г.В.Ксенофонтов: возвращение к себе». Ученый и время

Якутский
героический эпос олонхо в современном культурном пространстве

Егор Шишигин
Святитель Иннокентий (Вениаминов) и христианизация народов Якутии

Андриан Борисов
Великий евразиец и Якутия

(к 100-летию Л.Н.Гумилева)

Наталья Харлампьева
Созвездие друзей Семена Данилова

Наталья Харлампьева
Благодать большого снега

Ульяна Винокурова
Творчество А.С.Борисова как художественный образ ценностей циркумполярной цивилизации

Юлия Луценко
Выставка «Искусство Якутии»

Влада Тимофеева
Мастерство и вдохновение

Алексей Сафронов
Марианна Лукина: непрерывность традиций

Наталья Базалева
«Северное сияние» станет одной из визитных карточек Якутии

Ульяна Винокурова
Арктическое измерение ЮНЕСКО

Наталья Лидова
О фестивале «Шедевры ЮНЕСКО на Земле Олонхо»

Татьяна Павлова-Борисова
Якутия театральная

 

К 100-летию Л.Н.Гумилева

Андриан Борисов

Великий евразиец и Якутия

Жизнь Льва Николаевича Гумилева - пример мужества и преданности избранному делу. Крупнейший тюрколог, этнограф, историк и одновременно большой гуманист, философски осмысливший проблемы этногенеза и биосферы Земли.

Трудно пришлось ученому начинать свой путь в науку. Родившись за 5 лет до Октябрьской революции, Лев Гумилев сумел, во многом благодаря родным, получить хорошее образование. Хотя он учился уже в советское время, но по образу мышления остался человеком прежней эпохи. В 1921 г. погиб его отец, офицер царской армии, поэт Николай Гумилев. Не принятый в университет из-за своего социального происхождения, Лев Николаевич устраивается на работу сначала в геолого-разведочную, а затем и в археологическую экспедиции. Побывал в Южной Сибири, Средней Азии, Крыму. Находясь там, он впервые заинтересовался историей и культурой местных народов. Пытаясь лучше понять их жизнь, изучает таджикский и киргизский языки.

Лев Николаевич всю жизнь считал себя тюрком по крови. Его мать - великая русская поэтесса Анна Ахматова - происходила из знатной татарской фамилии.

Может быть поэтому Лев Николаевич, поступив на восточный факультет Ленинградского государственного университета, сразу увлекся древними тюрками. Впоследствии он защитит диссертацию на степень кандидата исторических наук по теме "Политическая история 1-го Тюркского каганата".

Во второй половине 1930-х гг., ученый стал жертвой сталинских репрессий. Годы каторги и ссылки не сломили ученого. По его собственному признанию, время, проведенное им в лагерях среди людей разных национальностей в тяжелых условиях Заполярья и Западной Сибири, стало жестоким испытанием, но и одновременно богатым практическим опытом. Лев Николаевич был участником Великой Отечественной войны, пройдя боевой путь до Берлина. После окончания войны его научная деятельность продолжается.

Но судьба приготовила новое испытание. В 1948-1956 гг. ученый вновь арестован и отбывает срок в Карагандалаге. Восемь долгих лет неволи еще более закалили несгибаемый дух ученого. Начатую на воле работу над докторской диссертацией Гумилев завершает, находясь в лагере. Сразу же после освобождения и защиты диссертации он публикует свою "Степную трилогию".

Главный интерес ученого - связь жизнедеятельности этносов с окружающей природной средой. Этносы, по мнению Гумилева, - это целостные, системы, которые подобно организмам, переживают стадии рождения, взросления, зрелости и старости. Продолжительность существования этноса (средняя равняется 1200 годам) и динамика этнических процессов зависят от собранной из биосферы энергии. Последняя влияет на так называемую пассионарность этносов через носителей этой энергии - пассионарных особей (великих людей).


Царское Село, около 1916 г.

В то время в советской науке господствовал классовый подход. Прочие точки зрения отрицались и подвергались критике. Поэтому идеи Гумилева были встречены враждебно. Вообще личность ученого остается обособленно стоящим от материка островом. Образ мысли ученого, его мировоззрение - это замечательный феномен отечественной науки последних десятилетий.

15 июня 1992 г. Л.Н.Гумилева не стало. Осталось богатейшее наследие ученого - его труды, которые еще не оценены по достоинству.

Теория "пассионарности" - это неповторимый и многосторонний путь освоения этнической истории человечества. В трудах Гумилева проблема этноса превращается в краеугольный камень целого ряда наук: истории, географии, психологии, биохимии, физики. Большое внимание ученый уделял истории этносов, населяющих восточные регионы нашей страны. Он был одним из немногих ученых осмеливавшихся критиковать европоцентризм, господствовавший в науке, противопоставляя ему евразийство - направление отечественной мысли, восходящее своими истоками в славянофильские идеи XIX в. главные представители евразийства Трубецкой, Вернадский, Савицкий выступали за особый путь России, находящейся на стыке Европы и Азии. Гумилев был практически единственным ученым советского времени придерживавшимся этих идей. Славяно-тюркский симбиоз проявлявшийся по мнению евразийцев на протяжении веков всегда давал плодотворные результаты.

Главные труды ученого: "Хунну" (1960), "Открытие Хазарии" (1966), Древние тюрки" (1967), "Поиски вымышленного царства" (1970), "Хунну в Китае" (1974), "Этногенез и биосфера Земли" (1979 и 1989 гг.) Древняя Русь и Великая Степь (1989), "География этноса в исторический период" (1990) и др. стали классикой при жизни ученого.

Незримые духовные узы связывают личность Л.Н.Гумилева с Якутией. Идеи, высказанные в трудах Гумилева, вдохновляли не одно поколение якутоведов: историков, этнографов, лингвистов. Мимо пытливого и всеобъемлющего взгляда ученого не могли пройти незаметными судьбы коренных обитателей северного края.

В своих многочисленных трудах Л.Н.Гумилев уделил достаточно места и проблеме этногенеза народа саха, хотя он не написал специальной работы по данному вопросу. Основные свои мысли о некоторых моментах истории якутов ученый фрагментарно коснулся почти во всех своих основных книгах. Этногенез саха в качестве частного примера он использовал особенно в связи с проблемой взаимодействия этноса с вмещающим ландшафтом и вопросом политической истории древних тюрков. Л.Н.Гумилев хорошо знал основные идеи Г.Е.Грумм-Гржимайло, С.А.Токарева, А.П.Окладникова и, по- видимому, имел представление о взглядах Г.В.Ксенофонтова о происхождении народа саха.

Прежде всего, Л.Н.Гумилев был убежден, что саха являются потомками средневековых курыкан. Он так и писал: "курыканы - предки якутов". Как известно, курыканы - одно из 15 племен конфедерации теле, наравне с теленгитами, уйгурами и др. В свою очередь, теле считаются потомками гаогюйцев, известных по раннесредневековым китайским летописям. Этот народ упоминается в хуннскую эпоху. Гаогюйцы ("высокие телеги") делились на 12 патриархальных родов. После ослабления хуннов они в IV в. широко расселились в степях Центральной Азии. Телеская конфедерация отличалась аморфностью и неорганизованностью. Это явилось причиной того, что в VI в. телесцы были подчинены орхонским тюркам. 100 лет они находились под властью последних. И за это время их родовая система сменилась "территориально- хозяйственными объединениями - племенами". На это указывает, по мнению Л.Н.Гумилева, несовпадение названий 12 патриархальных родов гаогюйцев и 15 племенных наименований теле.

Наравне с древними уйгурами ученый причислял саха к "восточным осколкам хуннского суперэтноса", которые дожили до наших дней. Таким образом, получается, что начало этногенеза саха приходится на хуннскую эпоху, где-то между III в. до н.э. и IV в. н.э. Наиболее вероятна более поздняя датировка. Возможно, на них подействовала пассионарная энергия хуннов. Ибо "это была эпоха подъема телесцев, когда шел процесс усложнения быта, идеологии и социальных отношений. В эту эпоху рождались герои. Часть их погибла для исторической памяти, но некоторые сведения о которых попали в китайские летописи, сохранились для потомства".

Л.Н.Гумилев писал, что "телеские племена на протяжении своей истории неоднократно меняли местопребывание". В частности, в VII в. гулигань-курыканы жили в Забайкалье. В VIII в. они продолжали жить в западной ее части. На похоронах тюркского кагана Бильге-хана в 734 г. посольство курыкан не упоминается подобно тем временам, когда они участвовали в аналогичных похоронах основателя Каганата Бумына в 553 г. "Уч-курыкан, предки якутов, отходили от тюрок в сибирскую тайгу и в поддержании отношений со своими врагами не нуждались", - писал Л.Н.Гумилев. Другими словами, это говорит о том, что курыканы уже начали освоение севера.

Предположения ученого перекликаются с современными исследованиями, особенно, если сравнивать их с этногенетическими реконструкциями И.В.Константинова, И.Е.Зыкова, А.И.Гоголева и др. В частности, это тезис ученого о древности южной этно-культурной основы народа саха, восходящей к хуннской эпохе.

Указанные исследователи доказали на основе обширного археологического материала участие в этногенезе саха не только курыкан, но и средневековых кыргызов, древних уйгуров и кыпчаков. Поэтому курыкан и их культуру следует рассматривать в качестве одного из важнейших этнических субстратов народа саха.

О дате переселения предков саха на Лену ученый писал следующее: "якуты в XI в. проникли в долину р.Лены и развели там лошадей, имитируя прежнюю жизнь на берегах Байкала". В представлении ученого этот процесс был довольно продолжительным. Поскольку начало миграции он относил к X в. Причиной переселения стала великая засуха вв., охватившая степи Центральной Азии. На жизнь жителей степи большое влияние оказывают климатические колебаний. Л.Н.Гумилев в результате наблюдений за этими природными изменениями установил, что существует закономерность между повышением уровня Каспийского моря и усыханием восточных степей (в том числе в районе Байкала) именно в указанное время. На протяжении последних двух тысячелетий ученый установил 3 периода усыхания степей, лежащих к востоку от Алтая: III-IV вв., вв., XVI в. Одновременно с засухой в степи в середине X в. наблюдалось увлажнение и потепление полярной зоны. В это время курыканы находились в стадии гомеостаза, т.е. в таком состоянии, когда в этносе отсутствует пассионарная энергия. "К XI в. (они) были вытеснены (из западного Забайкалья) предками западных бурят: эхиритами и булагатами". Но, далее, Л.Н.Гумилев писал, что эта война не отразилась в письменной истории, т.к. это был "темный" период в истории Степи. "Курыканы были многочисленнее, богаче своих врагов и отнюдь не трусами. Но личные достоинства людей не восполняют уровня пассионарного напряжения этносов, которое в гомеостазе равно нулю". Возникает вопрос: воевали ли предки саха с предками бурят за Прибайкалье? Это, на наш взгляд, выглядит очень проблематично. Стоило ли последним воевать из-за высохших степей. Думается, что процесс колонизации южными предками саха Средней Лены и передвижением монголоязычных племен в Прибайкалье разъединяет целая эпоха продолжительностью не менее столетия (до начала XI в.).

Теперь о жизни предков саха на новой родине. До курыкан на Средней Лене жили другие народы. Об этом, к сожалению, Л.Н.Гумилев не писал. Но он считал, что населявшие Приполярье "народы угорской, тунгусской и палеоазиатской групп по характеру быта и хозяйства являлись как бы фрагментом ландшафта, завершающей составной частью биоценоза. Точнее сказать они "вписывались" в ландшафт. Некоторое исключение составляли якуты, которые при своем продвижении на север принесли с собой навыки скотоводства, привели лошадей и коров, организовали сенокосы и тем самым внесли изменения в ландшафт и биоценоз долины Лены. Однако эта антропогенная сукцессия (т.е. изменение вмещающего ландшафта, вносимое адаптирующимся этносом) повела лишь к образованию нового биоценоза, который затем поддерживался в стабильном состоянии до прихода русских землепроходцев". По-видимому, южные предки саха обладали какой- то долей пассионарной энергии. Иначе бы им невозможно было освоить суровый климат и к тому же еще выдержать борьбу с местным населением. Ведь, до прихода курыкан, здесь обитали загадочные коневодческие и промысловые племена гюйлобо и дахань, известные по китайским источникам эпохи Тан. Это были ранние скотоводы на Средней Лене. Возможно, они были монголоязычны, так как, по мнению некоторых известных якутских лингвистов, вся терминология саха, связанная со стойловым содержанием скота, монгольская по происхождению. Эти древние переселенцы, должно быть, вышли из Забайкалья и Приамурья и, по притокам Лены - Витиму и Олекме - освоили северный край в хуннскую или древнетюркскую эпоху.

В XI в. на Дальнем Востоке произошел очередной пассионарный толчок, ось которого пришлась на обитателей Забайкалья меркитов (самодийцев). Но этот взрыв этногенеза не затронул ни эвенков, ни якутов на севере, ни корейцев, китайцев и тангутов на юге, - считал Л.Н.Гумилев. Хотя названные выше якутские этнографы считают, что и в XII в. происходила миграция южных предков саха. Если это было так, то последние должны были испытать воздействие упомянутого толчка. Колонизация Средней Лены предками са-а была длительным процессом, в котором участвовали разные этно-культурные компоненты. Все они, безусловно, имели различный уровень пассионарности, который зависит от возраста этносов. Это, вероятно, оказало влияние на этногенез саха, имевший сложный и противоречивый характер.

Л.Н.Гумилевым правильно подмечен симбиоз между предками саха, занимавшими свою экологическую нишу - пойму Лены и ее притоков, с одной стороны, и предками эвенков, живших в водораздельных массивах тайги, с другой. Действительно, якутско-тунгусских войн не было. Это пропагандистский миф. Но у переселенцев IX-X вв. должны были возникнуть противоречия с древними скотоводами, которых китайские летописи называли гюйлобо и дахань. По мнению ученого, "народ "омок" (живший в древности) на Яне и Индигирке, был погублен при вторжении якутов". В историческом фольклоре народа саха имеется цикл преданий о неякутских племенах: хара сасылах, кыргы- сах, сортолах, тыал буолбуттар и т.д. Эти последние были оседлыми народами и некоторые из них к тому же занимались скотоводством и занимали ту же экологическую нишу, что и пришельцы, которых условно можно назвать курыканами. Поэтому перечисленные выше народы были ассимилированы или уничтожены южанами. Та же участь постигла загадочных хоринцев и туматов.

Подведем некоторые итоги. 1) Следует признать, что саха - многосоставный этнос и Л.Н.Гумилевым рассмотрен один из важных этапов этногенеза того народа. Выходцы из усыхавших степей Центральной Азии IX-X вв. сыграли определенную роль в этом процессе. Но каково реальное содержание курыканского этапа в становлении народа саха? Этот вопрос остался открытым. 2) Факт переселения курыкан из Прибайкалья вследствие засухи не вызывает сомнений. Но как соотнести этногенез курыкан с историей саха? В какой степени родства находятся составные части следующей этногенетической цепи: хунну - гаогюй - теле - курыкан - саха? 3) Новейшие исследования по этногенезу саха дают основания считать курыкан субэтническим подразделением, вошедшим в состав формировавшегося на Средней Лене народа.

С 1 по 4 октября 2012 г. в Санкт- Петербурге прошла серия мероприятий, посвященных 100-летию ученого, в том числе Международный научный конгресс "Наследие Л.Н. Гумилева и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы". Очень показательно, что спустя годы пришло истинное научное признание заслуг великого евразийца. Среди участников конференции были не только представители естественных наук, у которых он имел наибольшую поддержку при жизни, но и широкий круг историков и этнографов.

Использованная литература

1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1967.
2. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. М.,1970.
3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
4. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.
5. Демин В.Н. Лев Гумилев. 2-е изд. М., 2008.
6. Лавров С.Б. Лев Гумилев. Судьба и идеи. М., 2000.