Маргарита Винокурова
От самых глубин души идущие слова материнской
благодарности
Олег Сидоров
Виталий Третьяков: "Михаил Николаев - политик
регионального и общенационального масштаба"
Интервью
Андрей
Борисов:
«В театре под открытым небом найдется место каждому»
Декларация духовных ценностей народов Якутии
Евгения Михайлова
Новые тренды развития федерального университета
Андриан Борисов
«Г.В.Ксенофонтов: возвращение к себе». Ученый и
время
Якутский
героический эпос олонхо в современном культурном пространстве
Егор Шишигин
Святитель Иннокентий (Вениаминов) и
христианизация народов Якутии
Андриан Борисов
Великий евразиец и Якутия
(к 100-летию Л.Н.Гумилева)
Наталья Харлампьева
Созвездие друзей Семена Данилова
Наталья Харлампьева
Благодать большого снега
Ульяна Винокурова
Творчество А.С.Борисова как художественный образ
ценностей циркумполярной цивилизации
Юлия Луценко
Выставка «Искусство Якутии»
Влада Тимофеева
Мастерство и вдохновение
Алексей Сафронов
Марианна Лукина: непрерывность традиций
Наталья Базалева
«Северное сияние» станет одной из визитных
карточек Якутии
Ульяна Винокурова
Арктическое измерение ЮНЕСКО
Наталья Лидова
О фестивале «Шедевры ЮНЕСКО на Земле Олонхо»
Татьяна Павлова-Борисова
Якутия театральная |
|
Татьяна Павлова-Борисова
Якутия театральная
В начале прошлого столетия европейским театралам сложно было бы
представить, что на студеной северной земле с белыми туманами и
суровыми морозами возникнет и расцветет самобытное театральное
искусство, которое станет известным далеко за пределами своего
региона. Стремительный взлет и успешное
развитие Саха театра разбудили дремавшие в лоне якутской культуры
тенденции к театральности. Богатейшее народное творчество якутского
народа исподволь проникнуто театральным мышлением. Это и
великолепное мастерство сказителей-олонхосутов, чьи развернутые
многочасовые эпические полотна по сути представляют собой "театр
одного актера" с перевоплощением его в образы тех или иных
персонажей. Это и уникальные ритуалы якутских шаманов, в которых они
обращаются к тем или иным божествам и духам, умело репрезентируя их
в своих камланиях. Это и разнообразные обряды, песенная, игровая,
танцевальная культура якутского народа, а также скороговорки -
чабыргахи, отражающие его жизнь, быт и окружающую его
действительность. Очевидно, этим объясняется тот факт, что театр в
Якутии стал успешно развиваться ранее других видов искусства, что в
нем произошла органическая смычка традиционной и профессиональной
форм культуры, явившая в конце ХХ века феномен самобытного
театрального искусства Якутии.
В настоящее время в республике функционирует десять профессиональных
театров различной жанрово-стилистической направленности, что само по
себе примечательно для республики с населением чуть более миллиона
человек. И это при том. что в расчет не берётся деятельность
многочисленных самодеятельных театральных коллективов, большинство
которых находиться в сельских районах Якутии, раскинутых на огромной
территории, где легко могут разместиться несколько таких государств,
как Франция, Англия, Испания, Германия вместе взятые.
Социально-экономические условия постперестроечных лет создали
благоприятные предпосылки для реорганизации профессиональных театров
республики, придания им нового статуса. Так, Якутский и Русский
драматические театры получили статус Академических, а Музыкальный
театр - статус Государственного театра оперы и балета Республики
Саха (Якутии). Государственный ансамбль танца Якутии был
реорганизован в Национальный театр танца РС (Я). Якутская филармония
- в Государственный театр эстрады РС (Я). Театр эстрадных миниатюр
"Наара суохтаар" вырос до Государственного театра юмора и сатиры РС
(Я). А позже поменял свою целевую аудиторию - стал Театром юного
зрителя Республики Сага (Якутия). Нерюнгринский кукольный театр в
Южной Якутии - в Нерюнгринский театр Актера и Куклы РС (Я) и т.д.
Активизация театрального движения в Якутии обусловлена также
велением времени - необходимостью возрождения традиционных духовных
ориентиров, нравственных ценностей якутского народа, развития
национальной культуры в новых социальных реалиях.
Государственный Академический русский драматический театр им. А.С.
Пушкина является старейшим театром республики. Основанный на базе
любителей театра и музыки в 1920 году, он сыграл роль материнского
древа, от которого впоследствии отпочковались якутский
драматический, а затем и музыкальный театр. В недрах русского театра
в Якутии вызревали такие направления профессионального искусства как
опера, балет, эстрадное творчество, инструментальное музицирование и
т.д. Уже свыше восьми десятков лет ГАРДТ им. А.С. Пушкина является
форпостом русской культуры в республике.
В
1920 г. решением Якутского районного ревкома любительский театр был
передан в ведение Отдела народного образования и приобрёл статус
народного. Свой первый сезон он открыл 15 сентября 1920 г. пьесой М.
Горького "На дне". Ведущее место в афише театра 20-30-х гг. занимают
произведения русской и мировой классики. В разное время шли
спектакли по пьесам Л. Толстого, А. Островского, Ф. Достоевского, У.
Шекспира, Ф. Шиллера, Ж.-Б.Мольера, Лопе де Вега и др. Формируется
новая репертуарная политика, призванная отразить нужды молодого
советского государства - "Разлом" Б. Лавренева", "Интервенция" Л.
Славина, "Любовь Яровая" К. Тренева, "Хорошая жизнь" С.Амаглобели и
т.д.
В годы Великой Отечественной войны яркое отражение в спектаклях
нашла героико-патриотическая тема - "Русские люди" и "Жди меня"
К.Симонова, "Нашествие" Л. Леонова, "Офицер флота" А. Крона,
"Полководец Суворов" И. Бахтерева и А.Разумовского, "Фронт" Н.
Корнейчука, "Давным-давно" А. Гладкова.
Идейно-эстетические традиции театра были заложены такими известными
мастерами сцены как В.Сапрыгин, Д.Хадков, П.Урбанович, В. Батурлин,
А. Крупнова, В.Стальский, А.Крамова, В. Баташов, М.Владимирова, К.
Ануфриев.
Широкий отклик у общественности получили спектакли "Мятеж" Д.
Фурманова, "Кремлевские куранты", "Молодая гвардия" А.Фадеева,
"Крылья" А.Корнейчука, "Канун грозы" П.Маляревского", "Слушайте,
товарищи потомки!" М.Мусиенко, "Дядя Ваня" А.Чехова, "Любовь Яровая"
К.Тренева, "Враги" М. Горького, "Угрюм-река" В. Шишкова, "Гроза" А.
Островского, "Семья" И.Попова.
Больших творческих достижений коллектив достиг в 1970-1980-х гг. под
руководством главного режиссёра, заслуженного деятеля искусств
В.Келле-Пелле. Этапными для театра стали спектакли "Трамвай
"Желание" Т.Уильямса, "Мы, нижеподписавшиеся" А.Гельмана, "А поутру
они проснулись..." В.Шукшина, "Провинциальные анекдоты" В.Вампилова,
"Дети Арбата" А.Рыбакова, "Не был... Не состоял... Не участвовал..."
Ю. Макарова, "Иван и Мадонна" А.Кудрявцева, "Медея" Еврипида.
По инициативе творческого коллектива была учреждена премия имени
В.Келле-Пелле в номинациях "За лучшую женскую роль", "За лучшую
мужскую роль", которые вот уже на протяжении многих лет вручаются
лучшим артистам в Международный день театра.
В 1980 г. Русский драматический театр был награждён орденом "Знак
почёта".
С 1990-х гг. начинается сотрудничество театра с художественным
руководителем САТ им. П.А. Ойунского, режиссёром А. Борисовым. Им
были поставлены "Три разговора" по труду русского философа В.
Соловьёва, "Одиссея инока якутского" В. Фёдорова. Спектакль "Одиссея
инока якутского" была удостоена Государственной премии РС(Я) им.
П.А. Ойунского. В 2005 г. А. Борисов осуществил на сцене Русского
театра постановку спектакля "И любви ещё живой продолженье,
продолженье..." В. Карпова о первопроходцах алмазной промышленности.
В 1992 г. при театре был открыт филиал Школы-студии МХАТ под
патронажем О. Табакова. Два выпуска Школы-студии составили пополнили
актёрский состав коллектива молодыми творческими силами.
В 1998 г. театру был присвоен статус "академического", а с 2000 г. -
имя великого русского поэта А.С. Пушкина.
Ведущими артистами Русского драматического театра разных лет
являются н.а. России и Якутии Н. Константинова и В. Антонов, н.а. РФ
и з.а. РС(Я) Н. Кузнецов, з.а. РФ и РС(Я) Э. Купшис, н.а. РС(Я)
Г.Кондрашова и Р.Дорошенко, з.а. Якутии В. Прокудина, Г. Новосёлова,
А. Антюхова, В. Саргин и др.
Широка география гастролей театра. Он побывал в 80 населенных
пунктах и районных центрах республики - в том числе БАМе,
Хабаровске, Чите, Магадане, Минске и Бобруйске (Белоруссия),
Усть-Каменогорске, Ленинске (Казахстан), Йошкар-Оле (Республика
Марий Эл), Благовещенске.
Саха
академический театр им. П.А. Ойунского является гордостью и ярким
выразителем национального начала в якутском искусстве. Днем рождения
Саха академического театра им. П.А. Ойунского принято считать 17
октября 1925 г., когда якутской национальной труппой народного
театра была поставлена комедия "Злой дух" одного из классиков
якутской литературы Н. Неустроева. В 1926 г. по ходатайству наркома
просвещения и здравоохранения якутской республики Советом народных
комиссаров ЯАССР был создан Якутский национальный театр. Первым его
директором стал поэт и драматург, один из основоположников якутской
литературы А. Софронов-Алампа. Для работы в театре был приглашён
режиссёр из Вилюйска Д. Большев. В репертуар молодого театра тех лет
вошли спектакли "Игра жизни" по драме А. Софронова, "Те годы" А.
Кюндэ, "Большевик Василий", "Красный шаман" П. Ойунского. а также
переводы на якутский пьес "На дне" М.Горького, "Захарова смерть" А.
Неверова, "Красный орлёнок" М. Задонского.
Повышение профессионального мастерства первых якутских актёров
осуществлялось в двухгодичной театральной мастерской под
руководством режиссёра русского театра И. Сапрыгина (1928), а также
в студии, организованной при театре профессиональным режиссёром А
Глебовым, работавшим ранее в Московском театре рабочей молодёжи.
Этапной работой стала постановка "Бронепоезд 14-69" о гражданской
войне на Дальнем Востоке (1931). В 1932 г. был осуществлён первый
набор в якутскую мастерскую актёрского факультета ГИТИСа. В 1930-х
гг. стали работать первые профессиональные якутские режиссёры н.а.
РСФСР и ЯАССР С. Григорьев, н.а. СССР В. Местников, К. Гоголев, Н.
Слепцов, а также з.д.и. РСФСР и ЯАССР, народный художник Г.
Туралысов. В 1934 г. театру было присвоено имя основоположника
якутской советской литературы, общественного деятеля П.А .Ойунского.
С 1942 г. театр работал как музыкальнодраматический. В период с 1930
по 1960 гг. были поставлены спектакли "Братья" С. Ефремова, "Указ
царя", "Захотевший ребёнка", "Туйаарыма Куо" П.Ойунского, "Ревизор"
Н.Гоголя, "Кузнец Кюкюр", "Сайсаары" Суоруна Омоллоона, "Проделки
Скапена" Мольера, "Бесприданница", "Лес", "Таланты и поклонники" А.
Островского, "Коварство и любовь" Шиллера, "Отелло", "Ромео и
Джульетта" У. Шекспира, "Василий Манчаары" В. Протодьяконова,
"Лоокут и Ньургусун" Т. Сметанина и другие спектакли.
С 1961-го по 1983 гг. главным режиссером в Якутском драматическом
театре работал з.а. РСФСР и ЯАССР Ф. Потапов, который осуществил ряд
интересных постановок, вошедших в основной репертуар тех лет - это
спектакли "Материнское поле" Ч. Айтматова, "Овод" Э. Войнич, "В ночь
лунного затмения" М. Карима, "Наара Суох", "Утро Лены", "Северная
легенда" И. Гоголева и т.д.
В 1971 г. произошло разделение музыкальной и драматической трупп
театра на два самостоятельных коллектива - Якутский музыкальный
театра и Якутский государственный драматический театр им. П.А.
Ойунского.
Впечатляющий успех Саха театра в течение двух последних десятилетий
неразрывно связан с именем его бессменного художественного
руководителя, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия), лауреата государственных премий СССР и РФ,
лауреата Государственной премии РС (Я) им. П.А. Ойунского и А.Е.
Кулаковского - Андрея Борисова. Каждая новая его постановка является
заметным событием в культурной жизни республики, вызывает
неподдельный интерес у российского и зарубежного зрителя. С его
приходом в 1983 г. главным режиссером, а с 1990 г. художественным
руководителем Саха академического театра им. П.А. Ойунского
начинается новый этап в истории развития Якутского драматического
театра. Дипломный спектакль молодого режиссёра "Желанный голубой
берег мой" в постановке А. Борисова по повести Ч. Айтматова "Пегий
пес бегущий краем моря" стал крупным художественным открытием
якутского, российского театрального искусства. В 1986 г. А. Борисов,
художник-постановщик Г. Сотников, исполнители главных ролей Е.
Степанов, С. Федотов, Г. Васильев были удостоены Государственной
премии СССР.
Репертуар театра обогатился новыми яркими, неординарными
постановками - "Мной оставленные песни", "Кудангса великий",
"Николай Дорогунов, дитя человеческое" по произведениям П.А.
Ойунского, "Споткнувшийся" А. Софронова, "Добрый человек из Сезуана"
Б. Брехта, "Ханидуо и Халерхаа" С. Курилова и др. Саха театр
неоднократно выступал за рубежом - в Финляндии, Германии, Норвегии,
Польше, Мексике, Америке, Швейцарии, Турции, Франции, Японии.
В своем творчестве талантливый режиссер стремится показать большие
художественные возможности вверенного ему творческого коллектива,
доказать жизненность, перспективность традиционность идеалов и
национальной эстетики якутского народа, обновить якутский театр на
основе достижений современного искусства. "В своих размышлениях о
Саха театре, об его истоках, - делится своими размышлениями А.
Борисов, - я часто приходил к пониманию того, что в основе основ
природы театральности лежат олонхо и шаманские мистерии. В них я
открывал для себя восточный азиатский театр. И сейчас важно
попытаться прорыть туннели между этими параллельными пространствами
европейского и азиатского театра, чтобы добиться синтеза. Меня греет
честолюбивая идея, что нашему театру повезло в этом плане как никому
другому. Мы через свое северное мировоззрение можем соединить
русско-европейский театр с восточно-азиатским".
Ведущее место в репертуаре театра занимает русская и мировая
классика - спектакли по пьесам Л. Толстого, Н. Гоголя, А.
Островского, Ф. Достоевского, А. Чехова, А. Толстого У. Шекспира, Ф.
Шиллера, Ж.-Б. Мольера, Лопе де Вега, произведения российских
авторов - В. Шукшина А. Рыбакова, А. Дударева, А. Кудрявцева, А.
Гельмана, А. Галина. При театре действовал филиал школы-студии МХАТ
под патронажем Олега Табакова, подготовивший несколько выпусков
молодых артистов Русского театра. В активе гастрольных поездок
коллектива - 85 населенных пунктов республики, России, стран СНГ,
среди них наиболее крупные творческие акции прошли в Хабаровске.
Чите, Магадане, Благовещенске, в Йошкар-Оле Республики Марий Эл,
Усть-Каменогорске и Ленинске в Казахстане, в Минске и Бобруйске в
Белоруссии и т.п.
В 1995 г. за большие творческие достижения Якутский драматический
театр получил статус "академического". Он стал именоваться Саха
академическим театром им. П.А. Ойунского.
В 1999 г. спектакль "Король Лир" по У. Шекспиру был удостоен
Государственной премии РФ. В 2000 г. театр впервые за свою
многолетнюю историю обрёл собственное здание, первой постановкой в
котором стал спектакль "Кыыс Дэбилийэ", ставший манифесторазвивающий
самобытную эстетику Театра Олонхо. В 2002 г. он получил широкое
признание российской общественности и был награждён Национальной
премией "Золотая маска" в номинации "Приз театральных критиков".
В 2005 г. спектакль молодого режиссёра С. Потапова "Макбет" Э.
Ионеску также вошёл в число лучших российских спектаклей и получил
специальный приз жюри Национальной премии "Золотая маска" "За яркий
артистизм, сочетание фольклорных традиций с поэтикой европейского
авангарда".
Несколько поколений якутских артистов - пять выпусков Высшего
театрального училища им. М.С. Щепкина (1955, 1966, 1974, 1985, 2002)
- прошли знаменитую школу Малого театра. Признанными мастерами
якутской сцены стали н.а. СССР Д. Ходулов, н.а. РСФСР и ЯАССР М. и
М. Слепцовы, П. Решетников, А. Петров, з.а. артисты РСФСР, н.а.
ЯАССР В. Саввин, А. Иванова, А. Кузьмина, Г. Колесов, М Гоголев,
з.а. РФ, н.а. РС(Я) С. Борисова, з.а. РФ и РС(Я) С. Федотов, Е.
Степанов, А. Николаев, н.а. РС(Я) В. Герасимов, з.а. РС(Я) А.
Адамова, 3. Багынанова, М. Канаева, Т. Мыреева, Н. Попов, М.
Николаева, М. Борисова, Е. Румянцева, М. Корнилова, молодые артисты
А. Аммосов, И. Луковцев.
Ставший традиционным республиканский театральный фестиваль "Желанный
берег", проводившийся СТД РС(Я) на базе Саха академического театра
им. П.А. Ойунского, приобрёл статус международного. В 2005 г. в г.
Улан-Удэ состоялся Первый кочевой Международный театральный
фестиваль "Желанный берег": Лики Чингисхана", объединивший в своей
фестивальной программе евразийские театры Сибири и Дальнего Востока.
Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) им.
Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона - один из ведущих музыкальных театров
на северо-востоке России. Он является самым северным оперным театром
в мире и наиболее крупным театральным коллективом в нашей
республике. В нем работает около 400 специалистов:
художественно-руководящий состав, оперная и балетная труппы,
оркестр, хор, производственные мастерские, технический и
обслуживающий персонал.
Свои истоки Государственный театр оперы и балета РС (Я) берет в 40-х
годах XX века, когда в недрах национального драматического театра
стали образовываться первые формы музыкального театра. В 1936 г. при
Якутском драматическом театре первым якутским композитором
М.Жирковым был создан хор, который в 1940 г. был реорганизован в
музыкально-вокальный коллектив - трехгодичную студию, где
осуществлялась подготовка молодых национальных кадров в области
профессионального искусства. В 1947 г. М. Жирков совместно с
московским композитором Г.Литинским переработал драму-олонхо "Нюргун
Боотур Стремительный" в одноимённую оперу, ставшую первым,
классическим образцом данного жанра в Якутии. Постановка нового
спектакля была приурочена к 25-летию образования ЯАССР. Этими же
авторами к юбилею республики была сочинена и исполнена в концертном
варианте вторая национальная опера "Сыгый Кырынаастыыр", а также
первый якутский балет "Полевой цветок". В 1948 г. музыкальный
театр-студия был вновь слит с драматическим составом.
Вплоть до 1971 г. артисты драмы, хора, балета, певцы работали в
едином Якутском музыкально-драматическим театре. У истоков
музыкально-театрального дела в Якутии дирижеры М. Бенедиктов, Г.
Кривошапко, пианисты П. Розинская, С. Джангваладзе, хормейстер В.
Попов, вокалисты А. Клещева, скрипач А. Земмель, хореографы С.
Владимиров-Климов и И. Каренин, педагог-вокалист А. Костин и др.
В 1957 г. первая якутская опера М. Жиркова и Г. Литинского "Нюргун
Боотур Стремительный" была с большим успехом показана во время
Декады якутской литературы и искусства в Москве. Якутские артисты
получили высокую оценку всесоюзного зрителя.
В 1960-е гг. активно ставятся классические произведения -оперы
"Евгений Онегин" П. Чайковского, "Травиата", "Риголетто" Дж. Верди,
"Паяцы" Р. Леонкавалло, "Севильский цирюльник" Дж. Россини. балеты
"Жизель" А. Адана, "Ромео и Джульетта" П. Чайковского, "Голубой
Дунай" И. Штрауса, "Барышня и хулиган" Дм. Шостаковича. Репертуар
пополняется национальными произведениями - оперой "Лоокут и
Ньургусун", опереттой "Цветок Севера", балетом "Камень счастья" Г.
Григоряна, операми "Красный шаман" Г. Литинского, "Песнь о Манчаары"
Г. Комракова и Э. Алексеева, балет "Чурумчуку" Ж. Батуева.
В 1971 г. музыкальная труппа выходит из состава ЯГМДТ им. П.А.
Ойунского и образует самостоятельный Музыкальный театр. Обогащается
классический репертуар. Ставятся оперы "Чио- Чио-сан" Дж. Пуччини,
"Кармен" Ж. Бизе "Царская невеста" Н. Римского-Корсакова, "Князь
Игорь" А. Бородина, "Русалка" А. Даргомыжского, "Порги и Бесс" Дж.
Гершвина. Оперный режиссёр Л. Винокуров осуществляет постановку
оперетты "Кавказская пленница" Р. Гаджиева, "Перехватчики" Баснера,
"Неугасимое пламя" Н. Берестова. Якутскому зрителю представлены
постановки балетов "Шопениана", "Собор Парижской Богоматери",
фрагменты спектаклей "Лебединое озеро" П. Чайковского, "Дон Кихот"
Минкуса. Балетную труппу возглавил один из первых якутских
балетмейстеров, заслуженный артист ЯАССР А. Попов. Его спектакли
"Ромео и Джульетта" П. Чайковского, "Вальпургиева ночь" Ш. Гуно,
"Золушка" С. Прокофьева "Сотворение мира" А. Петрова, "Подвиг" Г.
Комракова вызвали большой интерес у публики.
В 1981 г. Музыкальный театр обрел свое здание, где и функционирует
по настоящее время. На новой сцене идут "Иоланта", "Пиковая дама" П.
Чайковского, "Доротея" Т. Хренникова, "Оптимистическая трагедия"
А.Холминова, "Майская ночь" Н. Римского- Корсакова, "Мамаша Кураж"
С.Кортеса и т.д. В 1991 г. Музыкальному театру присвоен статус
Государственного театра оперы и балета.
Гордость и славу оперного искусства Якутии составляют его ведущие
солисты - Е. Захарова, з.а. РСФСР, н.а. ЯАССР первый оперный
режиссёр Якутии А. Егорова, з.а. РСФСР, з.а. ЯАССР А. Лыткина, Н.
Шепелёва, з.а.ЯАССР Н. Баска- ров, народного артиста РСФСР и ЯАССР
М. Лобанова, з.а. РСФСР, н.а. ЯАССР А. Яковлевой, А. Самсонова, н.а.
СССР А. Ильиной, н.а. РС (Я) М. Николаевой, н.а. РФ С. Оконешникова,
н.а. РФ и РС(Я) И. Степанова, з.а. РФ, н.а. РС (Я) А. Адамовой, Н.
Чигирёвой и А. Борисовой, з.а. РС(Я) М. Силиной и др.
Признание и любовь зрителей получили несколько поколений известных
солистов якутского балета - з.а. РФ, н.а. РС (Я) Е.Степанова, К. и
Н. Посельская, з.а. РФ К.Иванова и А. Ултургашев, з. а. РФ Н.
Христофорова, О.Абрамова з.а. РС(Я) И.Пудова, А.Ягодкин, И.
Борисова, Г. Баишев, Д. Дмитриев и др.
Исполнительское искусство якутских вокалистов широкое признание не
только в нашей стране, но и за рубежом. А. Ильина является лауреатом
Международных конкурсов вокалистов в гг. Праге и Мюнхене, Н.
Чигирёва - лауреатом Всесоюзного конкурса вокалистов им. М.И.
Глинки, И.Степанов - лауреатом первой премии конкурса басов России
им. Ф.Шаляпина, А.Адамова - лауреатом международных конкурсов
вокалистов в Испании, Италии, конкурса конкурсов вокалистов VIII
Собиновского фестиваля, лауреатом 1-ой премии XII Международного
конкурса вокалистов им. П.И.Чайковского и т.п.
Большой резонанс в республике, а также за ее пределами получили
крупные музыкально-театральные акции ГТОиБ РС(Я), бенефис балетной
труппы в Москве, Китае, фестиваль балета "Северный дивертисмент" и
"Стерх", фестивали оперного искусства им. Дж. Верди им. П.
Чайковского, "Ария Севера", "Ирина Архипова и Владислав Пьявко
представляют...", фестиваль "Моцарт за полярным кругом", совместные
проекты с известными дирижерами, балетмейстерами и режиссерами из
Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Новосибирска, Бурятии, Монголии,
Японии, Республике Корее и т.д. Большими культурными событиями стали
премьеры балетов П. Чайковского "Лебединое озеро" и "Ромео и
Джульетта" С. Прокофьева в постановке народного артиста СССР
Ю.Григоровича, постановка оперы "Борис Годунов" М.Мусоргского(
режиссёр
А.Борисов) на сцене Большого театра России в рамках Фестиваля
искусств земли Олонхо, приуроченного к 370-летию вхождения Якутии в
состав Российского государства и т.д.
Национальный театр танца РС (Я) развивает самобытную танцевальную
культуру народов Якутии. Коллектив артистов, руководимый его
основателем, заслуженным артистом РС (Я), ведущим солистом якутского
балета Геннадием Баишевым проводит большую работу по сохранению
традиционного хореографического наследия, его преломления в условиях
театрального жанра. Так, на сцене рождаются интересные, синкретичные
постановки, где как и в народном творчестве воедино слиты музыка,
танец, ритуальное действо, поэтическое слово, пение, красочность
костюмов и декораций. В последние годы Театр танца плодотворно
сотрудничает с Союзом Композиторов Якутии, с известными
учеными-этнографами, специалистами в области народной культуры. В
результате их творческого содружества были созданы спектакли
"Бохсуруйуу" ("Изгнание злого духа") на музыку Владимира
Ксенофонтова - о нелегком пути становления молодого шамана, ритуалах
его инициации и противоборства злым духам Нижнего мира, "Уруу"
("Земное родство") на музыку Аркадия Самойлова - где задействован
уникальный, ранее не поднимавшийся пласт старинных якутских
свадебных обрядов, "Атыыр мунха" ("Большая рыбалка") на музыку
заслуженного деятеля искусств РС (Я), лауреата Государственной
премии РС (Я) Николая Берестова - колоритное действо о традиционной
якутской подледной ловле, "Ярхадаана" на музыку заслуженного деятеля
искусств России и РС (Я) Захара Степанова - постановка, основанная
на архаичных мифологических сюжетах юкагиров, одного из древнейших
народов Северо-восточной Азии. Театр не замыкается в сугубо
национальных рамках. Доказательством тому являются такие
неординарные постановки как экшен-рок "Дао", рок-данс "Анатомия
революции", пластическое действо "Зеленое солнце" по роману Вл.
Набокова "Лолита", которые по мнению специалистов яркими красками
вписаны в репертуарную палитру театра. Спектакли НТТ РС(Я) идут в
сопровождении живого звучания оркестра национальных инструментов под
управлением дирижера Николая Петрова.
Театр юного зрителя РС (Я) с 1992 по 1999 гг. именовался
Государственным национальным театром эстрадных миниатюр "Наара
суохтар". С 2000 г. он был преобразован в Государственный театр
юмора и сатиры РС (Я). С 2008 г. на его основе был создан театр
ориентированный на детскую аудиторию. Инициатором создания и идейным
вдохновителем театра является его художественный руководитель
лауреат Всесоюзного, конкурса артистов эстрады (1989), заслуженный
работник культуры РФ народный артист РС (Я) Алексей Павлов. В начале
своей творческой деятельности театр развивал самобытную смеховую
культуру якутского народа, основанную на фольклорных игровых
действах. Театр был ориентирован на "злобу дня", поднимает
актуальные проблемы якутского общества, обращается к русской
классике, осмысливает их с позиций якутской игровой культуры,
национального мировосприятия. При театре действует детская студия
"Наара суохчаннар", вызывающая большой интерес у аудитории. На его
базе действует детский фестиваль- конкурс юмора и сатиры "Дьибэ,
дьэбэ оголор". Театр проводит ежегодную церемонию вручения премий
театрам республики - "Бриллианты смеха" за достижения в области
юмора и сатиры. В 2002 году Государственный театр юмора и сатиры РС
(Я) стал лауреатом международного театрального фестиваля тюркских
народов "Науруз" в г. Казани. Театр является участником Всесоюзных
фестивалей юмора и сатиры "Юмор. Пародия. Смех" в г. Москве и
"Юморина - 90" в г. Киеве. В последние годы главной миссией Театра
юного зрителя РС (Я) является развитие театрального искусства для
детей, ставятся яркие самобытные спектакли на русском и якутском
языках. ТЮЗ планомерно работает с детской и молодежной аудиторией,
формирует у подрастающего поколения развитый художественный вкус.
При театре действует детская театральная студия ТЮЗ - school, где
дети могут реализовать заложенный в них творческий потенциал. Театр
является лауреатом республиканского театрального фестиваля "Желанный
берег" в номинации "Лучший спектакль для детей и юношества",
международного фестиваля "Славянские театральные встречи".
Нерюнгринский театр актера и куклы был основан 19 мая 1985 г.
Он является единственным театром в Южной Якутии и выполняет важную
просветительскую функцию приобщения населения данного региона к
профессиональному искусству. Основной состав его труппы состоял из
выпускников Свердловского театрального училища во главе с Э.
Еремеевым. Их первым спектаклем стала сказка В. Коростылева "О чем
рассказали волшебники". В 1992 г. коллективу был присвоен статус
театра актера и куклы, что существенно расширило жанровый диапазон
его постановок и контингент зрителей. Главным направлением работы
НТАиК является работа с детской и юношеской аудиторией, постановка
спектаклей для семейного просмотра. Об этом свидетельствует
репертуар театра, в котором органично сочетаются драматические,
кукольные спектакли, пластические действа. В последние годы возросло
количество постановок, адресованных зрителям старшего поколения.
Отличительной чертой НТАиК является наличие в нем двух равноценных
трупп - русской и якутской. Якутскую труппу, в которую вошли
выпускники Щепкинского училища основал заслуженный артист РФ и
РС(Я), режиссер Ф. Потапов. 13 ноября 1985 г. состоялась премьера
якутского кукольного спектакля "Вечер сказок" по пьесе И. Гоголева.
Осуществляется постановка совместных спектаклей с участием актеров
двух трупп: "Последний мамонт" И. Гоголева, "Плаха" Ч.Айтматова
(режиссер И.Уткин), "Я слова в себе зажгла" (режиссер Ф.Потапов),
"Маугли" Р. Киплинга (режиссер И. Уткин), "Муки ада" (режиссер Ю.
Макаров).
За почти двадцатилетний срок своего существования театр объехал
практически все улусы республики. Он выступал перед зрителями
Магадана, Сахалина, Владивостока, Иркутска и Красноярска. НТАиК
неоднократно участвовал во многих российских и международных
театральных фестивалях. В 1994 г. коллектив получил специальный приз
Международного театрального фестиваля "Невский Пьеро" в г.
Санкт-Петербурге, в 1997 г. выезжал на фестиваль моноспектаклей в г.
Перми, в 1998 г. выступил на республиканском фестивале "Сата-98" в
г. Якутске, получив приз за лучшую женскую роль. В 2000 г. на
Третьем Международном фестивале "Ламбушка" в г. Петрозаводске
Нерюнгринский театр был удостоен приза за лучшую мужскую роль,
режиссуру и сценографию. В декабре 2002 г. на межрегиональном
фестивале "Рождественский парад" в г. Санкт-Петербурге НТАиК получил
гран- при за лучший спектакль. В марте 2003 г. на республиканском
фестивале "Желанный берег" в г. Якутске театр был удостоен номинации
"Лучший детский спектакль", а режиссер П. Скрябин - номинации
"Лучшая режиссерская работа" В июне 2003 г. нерюнгринцы стали
дипломантами международного фестиваля театров кукол в г. Абакане
(Хакасия).
Нюрбинский государственный передвижной драматический театр был
основан в августе 1966 г. Его творческий состав был сформирован из
выпускников Московского театрального училища им. М.С. Щепкина.
Первыми постановками молодого театра стали спектакли "Поднятая
целина" М. Шолохова, "Баня" В. Маяковского, "Лукавая влюбленная"
Лопе де Вега, "Тополек мой в красной косынке" Ч. Айтматова. Сегодня
в театре работают выпускники трех якутских студий театрального
училища им. Щепкина, Дальневосточного института искусств,
Свердловского театрального института и институтов культуры. За более
чем тридцатилетнюю историю театра на его сцене было поставлено свыше
ста спектаклей. За достигнутые успехи в развитии театрального
искусства республики в 1971 г. Нюрбинский передвижной театр был
удостоен звания лауреата премии якутского комсомола. В 1972 г. театр
участвовал в фестивале национальной драматургии СССР.
Новые достижения труппы театра связаны с началом творческой
деятельности талантливого режиссёра, з.д.и. РС (Я) Ю. Макарова. Им
поставлены спектакли "Уот Джулустан" В. Гаврильевой, "Красный шаман"
П. Ойунского, "Богом забытая земля", "Туоhу" С. Ермолаева, "Забытая
богом земля", "Пустые призраки" и др. В 1994 г. театр принял участие
в Международных фестивалях в Севастополе и Львове (Украина). В 1996
г. театр выезжал на Международный театральный фестиваль "Контакт-96"
в г. Торунь (Польша). В 1997 г. театр успешно выступил на фестивале
"Пассаж" в г. Нанси и выехал на гастроли по городам Франции. В 1999
г. на фестивале "Балтийский дом" Нюрбинский театр был отмечен
номинацией "За своеобразное художественное решение спектакля".
Нюрбинский драматический театр является инициатором проведения
республиканского театрального фестиваля "Сата", который впервые
прошел в 1993 г. в Нюрбе, во второй раз в 1995 г. в Якутске, в
третий раз в 1997 г. в Нерюнгри, в 2002 г. Нюрбинский театр провел
Республиканский театральный фестиваль малой формы "2+002", в котором
приняли участие профессиональные и народные театральные коллективы
нашей республики, театральные критики из центральных городов России,
в 2006 - вновь фестиваль "Сата" в Нюрбе.
В театре работают признанные мастера якутской сцены - з.а. РС(Я) П.
и В. Николаевы, А. Кривогорницын, О. Григорьева, П. Андреев,
В.Семенов, Д. Иванов, Б. Борисов, М. Тихонова и др.
В
настоящее время Нюрбинский Государственный передвижной драматический
театр является одним из самобытных театральных коллективов
республики, центром театральной жизни в вилюйской группе улусов
Якутии.
Государственный театр эстрады РС (Я) работает в области современной
эстрадной культуры. Театр молод. Находится в стадии становления,
формирования художественного репертуара, поиска своего творческого
"я". Государственный театр эстрады Республики Саха (Якутия) берет
свои истоки в 70-х гг. XX столетия, когда из числа выпускников
Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства (ВГМЭИ)
танцора Д. Неустроева, певцов Н. Трапезниковой и Ю. Платонова в 1968
г. было сформировано концертно-эстрадное бюро (КЭБ), которое легло в
основу созданной в 1979 г. Якутской Государственной филармонии. В
1992 г. Якутская Государственная филармония была преобразована в
Государственное концертно-коммерческое объединение "Сахаконцерт",
давшее путевку в жизнь таким известным учреждениям культуры и
искусства республики как Национальный театр танца РС(Я),
Государственный цирк, Государственный театр эстрадных миниатюр
"Наара суохтар". В 1998 г. "Сахаконцерт" получил статус
Государственного театра эстрады Республики Саха (Якутия).
Приоритетными задачами деятельности ГТЭ РС(Я) является и развитие
якутской популярной музыки, планомерная подготовка нового поколения
молодых артистов, установление контактов с ведущими
театрально-эстрадными учреждениями страны, повышение
исполнительского уровня художественного состава. В составе театра
наряду с заслуженными артистами РС (Я) - лауреатом международного
конкурса Х-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Берлине
Н. Трапезниковой, П.Пестряковым В. Заболоцким, Е. и А. Егоровыми,
лауреатами международных фестивалей-конкурсов К. и Г. Хатылаевыми,
А. Бурнашовым работают представители нового поколения артистов
якутской эстрады - В. Аманатова, В. Романова (Чыскыырай), В.
Бурнашова (Сахая), М. Егоров, В. Максимова, П. Семенов и др. В
составе театра - музыкальная группа "Иэхэй-Чуохай" (художественный
руководитель В. Татаринов), эстрадный оркестр "Парафраз-Бэнд"
(художественный руководитель О. Алексеева). При ГТЭ РС (Я) совместно
с Якутским Государственным университетом им. М.К. Аммосова
организована Республиканская творческая мастерская эстрадного
искусства (РТМЭИ) под руководством заслуженного артиста РСФСР,
народного артиста РС (Я) Ю. Платонова, выпускники которой получают
право работать на профессиональной сцене в качестве артистов
разговорного и вокального жанров.
В 2008 году по Указу Президента РС(Я) В.А.Штырова был создан
Мирнинский театр. Прошло несколько лет и в своём репертуаре театр
уже имеет пятнадцать спектаклей из русской классической и
современной драматургии, пять из которых адресованы детской
аудитории.
В составе труппы театра 18 актёров. В основном это выпускники
Филиала школы-студии МХАТ и АГИКИ. К числу ведущих актеров театра
относятся з.а.Рс(Я) Владимир Заманков, отличник культуры РС(Я)
Татьяна Мамлеева, арт. Ксения Зыкова, Ольга Федосеева, Сергей
Егоров, Руслан Квашнин, Владислав Рассохин, Сергей Сидоров.
Среди уже полюбившихся зрителю спектаклей постановка по пьесе Н. В.
Гоголя "Игроки", постановки "Медведь" и "Предложение" (по пьесам
А.П. Чехова). На республиканский фестиваль "Желанный берег-2011" был
представлен спектакль по пьесе А. Дударева "Не покидай меня".
На Всероссийском форуме "Новая театральная реальность" на площадке
театрального центра "На Страстном" театр поставил пять спектаклей.
Среди достижений театра также и спектакль "Один" по мотивам
якутского героического эпоса "Эрэйдээх Буруйдах Эр Соготох"
(режиссёр, художественный руководитель ГТОиБ РС(Я)
им.Д.К.Сивцева-Суорун Омоллона Карл Сергучёв), впервые поставленный
в рамках республиканского ысыаха.
Всего за три театральных сезона осуществлена постановка 132
спектаклей, которые посетило 29 тысяч зрителей.
Еще в начале XX в. предпринимались попытки постановки олонхо на
сцене, а уже в 1920-30-е годы вынашивалась идея создания Театра
Олонхо.
Большую сыграла постановка в 1940 г. первой музыкальной драмы
"Нюргун Боотур Стремительный", а затем созданной на ее основе в 1957
г. первой оперы. В последующие годы сюжеты олонхо интересовали
народные театры.
На рубеже 1990-х-2000 гг. постановка Андреем Борисовым в Саха театре
спектаклей по сюжетам олонхо - "Кыыс- Дэбилийэ" и музыкальная драма
"Туйаарыма Куо" и, наконец, признание якутского героического эпоса
олонхо шедевром устного и нематериального культурного наследия
человечества в ЮНЕСКО в 2005 г. логически привели к созданию Указом
Президента Республики Саха (Якутия) и постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия) за № 91 от 19 марта 2008 г.
Государственного учреждения культуры Республики Саха (Якутия)
"Театра Олонхо"
Театр Олонхо выступил по приглашению японской стороны на сцене
традиционного Театра Но, что стало свидетельством международного
признания.
Разработана концепция театра, предусматривающая создание трех видов
постановок:
а) в виде моноспектаклей, основанных на традиционном камерном
исполнении - "театр одного актера";
б) спектакли-олонхо, основанные на коллективном исполнении и имеющие
богатые традиции в репертуаре современных народных театров;
в) синтетические спектакли разнообразного характера по многим видам
профессионального сценического и иных видов искусств, которые уже
нашли отражение во многих современных постановках (оперных,
хореографических, кукольных, музыкальной драмы, шоу- представлениях,
компьютерных играх, в будущем в игровых кино, телесериалах,
мультфильмах и т.д.).
Каждый из профессиональных театров Якутии самобытен и своеобразен.
Каждый их них имеет свой собственный вектор развития, которые
сплетаются в яркий, красочный узор на современной карте театральной
России.
Якутия по праву носит звание театральной республики, в последние
годы занимающей лидирующие позиции в негласном рейтинге театрального
мира нашей страны, впечатляя интенсивностью сценической жизни,
смелостью творческих замыслов, оригинальностью реализации
поставленных задач.
Татьяна Владимировна Павлова- Борисова,
кандидат искусствоведения. |