Культурологический, историко-географический журнал. Издается с мая 1991 года.

№ 4, 2012 

   

Лауреат Национальной премии России «Золотой Лотос».
Победитель Всероссийского конкурса «Золотой Гонг - 2004».
Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004».

На первую страницу номераНа главную страницу журналаНаписать письмо


 


 
Маргарита Винокурова
От самых глубин души идущие слова материнской благодарности


Олег Сидоров
Виталий Третьяков: "Михаил Николаев - политик регионального и общенационального масштаба"

Интервью

Андрей Борисов:
«В театре под открытым небом найдется место каждому»

Декларация духовных ценностей народов Якутии

Евгения Михайлова
Новые тренды развития федерального университета

Андриан Борисов
«Г.В.Ксенофонтов: возвращение к себе». Ученый и время

Якутский
героический эпос олонхо в современном культурном пространстве

Егор Шишигин
Святитель Иннокентий (Вениаминов) и христианизация народов Якутии

Андриан Борисов
Великий евразиец и Якутия

(к 100-летию Л.Н.Гумилева)

Наталья Харлампьева
Созвездие друзей Семена Данилова

Наталья Харлампьева
Благодать большого снега

Ульяна Винокурова
Творчество А.С.Борисова как художественный образ ценностей циркумполярной цивилизации

Юлия Луценко
Выставка «Искусство Якутии»

Влада Тимофеева
Мастерство и вдохновение

Алексей Сафронов
Марианна Лукина: непрерывность традиций

Наталья Базалева
«Северное сияние» станет одной из визитных карточек Якутии

Ульяна Винокурова
Арктическое измерение ЮНЕСКО

Наталья Лидова
О фестивале «Шедевры ЮНЕСКО на Земле Олонхо»

Татьяна Павлова-Борисова
Якутия театральная

 

Евгения Михайлова

Новые тренды развития федерального университета

Из выступления на августовском совещании работников образования Республики Саха (Якутия)
22 августа 2012 г.

Образование - это именно та единственная сфера, которая волнует и объединяет многих людей В современном культурно-экономическом пространстве образование, обретение навыков и умений, повышение квалификации и переподготовка, социальное самочувствие человека важны как никогда. Качество и эффективность образовательных систем играют ключевую роль в поддержке социальной интеграции, выработке ответственной гражданской позиции и открытости по отношению к другим культурам.

Мы с вами понимаем, что для тех, кто обладает новыми знаниями, практическими навыками, мир полон возможностей. А те, кто отстал, недоучился - подвергаются риску безработицы, бедности и даже безысходности, поскольку рабочие места, где не требуется образование, так популярные в XX веке, исчезают и старая система экономики рушится.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова взял на себя обязательства по развитию человеческого капитала северо-восточного региона страны, основой которого является интеллектуальный потенциал и здоровье личности, формирующиеся в семье, а также средствами образования, культуры, науки и здравоохранения. Программой развития СВФУ нацелено обеспечение главной платформы для "поднятия планки" в повышении качества образования. В этом плане, в первую очередь, мы решили инвестировать в самое важное - в учителей школ и педагогов дошкольных учреждений. Создана Ассоциация "Северо-Восточный университетский образовательный округ", объединяющая 56 лучших учебных заведений Магаданской области, Камчатского края, Чукотского автономного округа и Республики Саха (Якутия), которые являются центром образовательных инициатив для других учебных заведений в районе, улусе, городе.

Ассоциацией проводятся семинары, конференции, научные сессии, практикумы, встречи с лучшими учителями России. В университете создан институт повышения квалификации педагогов, где за два года курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки прошли около 3 тысяч педагогов Якутии, Магаданской области, Камчатского, Хабаровского и Амурского краев, Чукотского автономного округа.

По результатам конкурса "Школа года СВФУ -2011" победителями признаны школы, выпускники которых имели высокие показатели ЕГЭ и результаты на интеллектуальных конкурсах, проводимых университетом, а также стали студентами СВФУ. Среди них: Чурапчинская улусная гимназия, Намская улусная гимназия, Верхневилюйская республиканская гимназия имени М.А. Алексеева, Амгинская гимназия, Городская классическая гимназия и другие.

В финальном этапе 12 общеобразовательных учреждений Дальневосточного федерального округа представили проекты, направленные на развитие и поддержку одаренных детей и подростков. По итогам конкурса "Лучшей школой СВФУ-2011" признана Якутская городская национальная гимназия (директор Н.К. Чиряев). Остальные одиннадцать школ стали ресурсными центрами СВФУ для апробации и внедрения модели взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования по развитию одаренности у детей и подростков по следующим направлениям: математика, физика, гуманитарные науки. Все финалисты награждены современным школьным оборудованием, включая мастерские по робототехнике, мультимедийное оборудование для школьных учителей.

Мы искренне благодарим школы и учителей республики за поддержку стремления университета дать молодежи образцовое образование, соответствующее международным требованиям.

Уровень подготовки абитуриентов, поступающих в СВФУ, заметно вырос. Ученым советом университета принято решение ежегодно целенаправленно и неуклонно повышать минимальные уровни баллов, намного превышающие нижние границы ЕГЭ, установленные Рособрнадзором. Тем самым университет сохраняет высокую планку требований к качеству подготовки будущих студентов.

Стоит особенно отметить тот факт, что значительно увеличилось количество абитуриентов, имеющих высокие баллы ЕГЭ. Мы искренне выражаем благодарность школам, выпускники которых доказали, что уровень их подготовки и личные достижения дают им возможность получить высшее образование в федеральном вузе.

Еще одна характерная особенность нынешней приемной кампании - изменение приоритетов выбора направлений и специальностей обучения. Если в последние годы абитуриенты с высокими баллами в основном поступали на экономические и юридические специальности, в этом году - высокий уровень ЕГЭ отмечается у студентов, поступивших в институт зарубежной филологии и регионоведения, инженерно-технический факультет, институт математики и информатики, физико-технический институт, у студентов, поступивших по таким направлениям подготовки, как "Медицинская физика", "Архитектура", "Математика +", "Зарубежное регионоведение", "Лингвистика" и др. Университет сегодня способен назначить собственные стипендии, которые присуждаются перспективным студентам, обучающимся по актуальным для республики специальностям. В целях поддержки талантливой молодежи и развития потенциала республики, а также для повышения престижа учительской профессии установлены 78 ежемесячных стипендий в размере 10 тысяч рублей студентам, поступившим на первый курс очной формы обучения в рамках бюджетного набора по направлениям: "Экспериментальная математика", "Медицинская физика", "Наземные транспортно-технологические комплексы", "Биология", "Фармация", "Радиофизика", "Радиотехника", "Прикладная геология", "Технология геологической разведки", "Горное дело", "Строительство, профиль: городское строительство", "Педагогическое образование (физика и информатика)", "Педагогическое образование (биология и химия)". Кроме того, 25 студентов получили возможность обучаться за счет средств СВФУ.

Перед университетом стоит амбициозная задача войти в число университетов мирового класса и успешно конкурировать на национальном и международном образовательном пространстве, обеспечить востребованность выпускников на рынке труда. Одним из главных факторов достижения этой задачи является внедрение обучения на иностранных языках. Сегодня практически 10% преподавателей имеют образовательные программы, разработанные на иностранных языках. С 1 октября у них появится возможность обучать студентов в Международной научной школе СВФУ. Кроме того введены интенсивные курсы обучения иностранным языкам для студентов и преподавателей.

Задача формирования университета мирового класса предполагает привлечение в СВФУ талантливых студентов и преподавателей из других регионов и зарубежных стран. Приток талантливых иностранных студентов способствует повышению академического уровня обучающихся и обогащению их опыта за счет межкультурного общения.

И, как следствие, расширяется взаимодействие с ведущими отечественными и зарубежными университетами, увеличивается количество внедряемых международных образовательных программ. Главным результатом сотрудничества становится реализация программ двойного дипломирования с университетами Китая, Франции, Финляндии.

Университет стремится развивать и укреплять партнерство с промышленными предприятиями, организациями и учреждениями, нацеленное на экономический рост республики и региона. Проводится совместная работа в области образования и научно-исследовательской деятельности с 42 иностранными партнерами. В 2011 году подписано 13 соглашений с зарубежными организациями и учебными заведениями.

Создается университетский пояс малых инновационных предприятий. В настоящее время при Арктическом Инновационном Центре открыто 19 малых инновационных предприятий, МИПов, где работают преподаватели, сотрудники и студенты, при поддержке главы Якутска А.С. Николаева идет подготовка к созданию еще девяти. В этом году предприятия, созданные в 2010 году, должны выпустить первую продукцию. Благодаря созданию малых инновационных предприятий университет планирует в ближайшие пять лет создать более трех тысяч новых рабочих мест. Отсутствие земельных площадей и помещений является негативным фактором для полной реализации проектов СВФУ. Только за 2011-2012 учебный год приступили к работе 38 новых современных лабораторий, созданных по приоритетным направлениями развития северо-востока страны, в т.ч. нано-, био- гео-, строительным технологиям, энергетике, этнокультурному образованию, дизайну, оснащенных уникальным оборудованием для проведения научно-исследовательской деятельности преподавателей и ученых, создаются научно-образовательные центры для коллективного пользования. Ученые из разных стран, Москвы и Новосибирска, оценивая широкий потенциал высокотехнологичных видов нового оборудования, соглашаются работать в СВФУ.

Принимаемые совместно с Правительством республики, министерством профессионального образования и работодателями меры позволяют обеспечить востребованность выпускников на региональном рынке труда. Качественный уровень профессиональной подготовки выпускников СВФУ подтверждается их успешным трудоустройством.

Для успеха заявленного курса на модернизацию в стране и нашем северо-восточном регионе, нужно, прежде всего, заниматься воспитанием граждан своей страны, и начинать это надо с самого начала - в семье, а семье иногда требуется помощь. В СВФУ разработана программа "С самого начала...", нацеленная на формирование комплексной системы сопровождения семьи по вопросам создания условий для рождения здоровых и талантливых детей, благоприятной среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, оказания помощи в воспитании, обучении и раскрытии его интеллектуального и творческого потенциала, поддержки одаренности. 1 июня этого года в День защиты детей состоялся запуск программы. Предприняты первые шаги по ее реализации: завершается строительство университетской клиники, кафедрой педиатрии института последипломного образования врачей начата реализация программы "Мамалыш" по сопровождению беременных матерей. Формируется сеть дошкольных учреждений и детских поликлиник, в которых будет реализована программа медико-психолого-педагогического сопровождения детей, где компетентные ученые-педагоги, педиатры, акушеры-гинекологи, психологи, врачи, эксперты будут давать рекомендации и заключения по многим вопросам, по которым до настоящего времени не было научно обоснованного ответа с использованием последних достижений педагогики, медицины и генетики.

По аналогии с ассоциацией, университет создает региональную сеть специализированных дошкольных образовательных учреждений "Умка", в которой будут апробироваться новые обучающие и игровые методики работы с детьми. В этих детских садах преподаватели университета будут проводить медико-психологические, социально-педагогические и другие исследования проблем развития детей. Мы с нетерпением ждем начала 2013 года, когда в университетском кампусе начнется строительство детского сада в соответствии с планом Президента Республики Саха (Я) Е.А. Борисова.

В далеком 1997 году, будучи министром образования, в журнале "Народное образование" я прочитала о методике обучения раннему чтению пятилетних детей. Время было сложное, не хватало средств, многое менялось, и не всегда с пользой для образования, для детей. Как нам всем, якутянам, повезло, что в те смутные времена лидером, руководителем республики, был добрый и мудрый человек, первый Президент республики Михаил Ефимович Николаев, который сумел сохранить, отстоять, защитить нас всех! Своими действиями, конкретными мерами вернул многим веру, внедрил новый стиль жизни, наметил новый вектор развития республики, стал основателем многих дальновидных и полезных дел. И сегодня глубокоуважаемый Михаил Ефимович с нами рядом, в поиске новых стимулов роста и обеспечения конкурентоспособности республики. И такая поддержка, конечно же, вселяет оптимизм и вдохновение, как тогда же. Когда во многих регионах закрывались детские сады, мы, наоборот, внедрили обязательность посещения ДОУ детьми с 5 лет для обеспечения "единого старта к школе", для обеспечения развития детей, массового оздоровления. Обучили всех воспитателей ДОУ этой новой методике и уже через год 93% всех пятилеток посещали детсады, а еще через 2 года в школу стали приходить грамотные, умеющие хорошо читать и считать первоклассники. Автор методики, уважаемый Алексей Михайлович Кушнир - сегодня здесь, мы благодарим его за уникальную методику, за его вклад в развитие республики и возможность дальнейшего сотрудничества.

Уважаемые коллеги! Сегодня нашими совместными усилиями университет приобретает статус привлекательного и вместе с тем разборчивого государственного учебного заведения. Только совместная и системная работа общеобразовательных учреждений и университета обеспечит взращивание конкурентоспособных специалистов, генерацию новых знаний и технологий и технологический прорыв в экономике и социокультурном развитии населения северо-востока России. Как воспитать мыслящих, добросовестных, работящих, доброжелательных людей, принимающих культурные ценности своего народа и умеющих отстаивать политические интересы своей страны? Если не мы с вами, то кто сумеет это сделать, дорогие коллеги?

С наступившим новым учебным годом, счастья вам и здоровья, настроения и профессионального удовлетворения от любимой работы и успехов ваших учеников!


Евгения Исаевна Михайлова, ректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, член-корреспондент РАО.