Культурологический, историко-географический журнал. Издается с мая 1991 года.

№ 4, 2012 

   

Лауреат Национальной премии России «Золотой Лотос».
Победитель Всероссийского конкурса «Золотой Гонг - 2004».
Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004».

На первую страницу номераНа главную страницу журналаНаписать письмо


 


 
Маргарита Винокурова
От самых глубин души идущие слова материнской благодарности


Олег Сидоров
Виталий Третьяков: "Михаил Николаев - политик регионального и общенационального масштаба"

Интервью

Андрей Борисов:
«В театре под открытым небом найдется место каждому»

Декларация духовных ценностей народов Якутии

Евгения Михайлова
Новые тренды развития федерального университета

Андриан Борисов
«Г.В.Ксенофонтов: возвращение к себе». Ученый и время

Якутский
героический эпос олонхо в современном культурном пространстве

Егор Шишигин
Святитель Иннокентий (Вениаминов) и христианизация народов Якутии

Андриан Борисов
Великий евразиец и Якутия

(к 100-летию Л.Н.Гумилева)

Наталья Харлампьева
Созвездие друзей Семена Данилова

Наталья Харлампьева
Благодать большого снега

Ульяна Винокурова
Творчество А.С.Борисова как художественный образ ценностей циркумполярной цивилизации

Юлия Луценко
Выставка «Искусство Якутии»

Влада Тимофеева
Мастерство и вдохновение

Алексей Сафронов
Марианна Лукина: непрерывность традиций

Наталья Базалева
«Северное сияние» станет одной из визитных карточек Якутии

Ульяна Винокурова
Арктическое измерение ЮНЕСКО

Наталья Лидова
О фестивале «Шедевры ЮНЕСКО на Земле Олонхо»

Татьяна Павлова-Борисова
Якутия театральная

 


Афанасий ОСИПОВ. Церковь в Улуу Сысыы. 1994. Холст, масло. 44x104,5


Андрей Чикачев. Писатель-краевед Русского устья А.Г. Чикачев.
2007. Холст, масло.
Национальный художественный музей РС (Я)


Артур Васильев. Триптих "Разбитое зеркало". - 2005. Холст, масло. Национальный художественный музей РС (Я)
- Женщины двадцатых. Левая часть


Василий АМЫДАЕВ Детство. 2012 Бивень мамонта, резьба

Юлия Луценко

Выставка
«ИСКУССТВО ЯКУТИИ»

К 380-летию вхождения Якутии в состав Российского государства

23-25 ноября в рамках универсальной выставки Республики Саха (Якутия) "Саха-ЭКСПО" в Москве будет представлена экспозиция "Искусство Якутии". Организаторами выступили Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), Союз художников Якутии при поддержке Правительства Республики Саха (Якутия), Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).

В изобразительном искусстве Республики Саха (Якутия) нашла отражение древняя культура народов Якутии. Местные художники, наследуя творческий опыт предшественников и современников, создали на Земле Олонхо свою эстетику, питающуюся из двух неисчерпаемых источников - национальных традиций и мирового художественного наследия. В становлении профессионального искусства большая роль принадлежит русской художественной культуре, ее классическим основам. Художники Якутии получили образование в европейской школе, но внутренняя общность с культурой своего народа сказывается в их произведениях в неторопливой созерцательности, пейзажном видении мотива.

Характерной тенденцией творчества современных мастеров изобразительного искусства Якутии стала опора на этнические традиции национальных культур, в большей степени, проявляющиеся в фольклорно- мифологическом материале. Интерес к нему заметен практически во всех видах и жанрах искусства. Другой важной особенностью художественных устремлений становится органическое слияние и сочетание в пластических искусствах общечеловеческих и этнических мотивов. Трансформируя архаическую модель мира, художники обращаются к древним мифам, к арсеналу народного творчества, к диалогу, в котором традиционное и современное выступают в сложных взаимосвязях. Отсюда метафоричность языка изобразительного искусства, богатство внутреннего подтекста, широкий диапазон поэтических ассоциаций.


Николай Курилов. Олени на пастбище. 2007 Бумага, аппликация

Реалистическое направление сохраняет свою актуальность и в настоящее время. В этом модусе творчества работают многие художники старшего, среднего поколений (А.Н. Осипов, А.Д. Васильев, Э.И. Васильев, И.Е. Капитонов, Ю.В. Спиридонов, Д.А. Бойтунов, Н.В. Николаева, и др.). Они создают модель мира, в которой реальность как социально-историческая проблема, как процессуальная психоистория этноса выступает в качестве высшей ценностной категории. Действительный член Российской Академии художеств А.Н. Осипов, внесший новаторские элементы в якутскую живопись в конце 1950-х годов, и сегодня находится на передовых позициях искусства, оставаясь молодым по духу и мироощущению. Ведущее место в его творчестве занимает пейзаж, где сочетаются эпическое начало, торжественность и романтичность. Картины воспринимаются как величавое в своей элегической торжественности обобщение образа прекрасной земли, как проникновение художника в мир глубоких философских истин и вечных нравственных ценностей. Лирическая мягкость присуща серии московских пейзажей, запечатлевших зачарованные, как зимняя сказка, древние белокаменные храмы с устремленными ввысь золотыми куполами, уютные домики, тихую патриархальную провинцию. Произведения А.Д. Васильева разных жанров отличает психологический настрой, драматизм. Триптих "Разбитое зеркало" (1998-2005), идея которого вынашивалась художником в течение длительного времени, можно назвать художественной эпопеей, в которой сплавлены воедино судьба человеческая и судьба народная. Распространенный среди современных российских художников прием использования старых фотографий находит у Артура Васильева новый ход - в разбитом зеркале отражаются сцены прошлого. Выразительная живопись делает образную плоть произведений трепетной, наполненной чувством. В созерцательном мировидении Э.И. Васильева особое звучание получает тема исторической памяти. Он разрабатывает свой тип лирико-монументальной картины, где сюжетом является не действие, а состояние героев, определенный этнопсихологический феномен. Творчески интерпретируя исторические события, используя подлинные документальные источники и старые фотографии, художник попытался сохранить память об ушедшем времени и людях минувшей поры, соединить свежесть авторского взгляда на окружающую действительность с трепетной нитью воспоминаний.

Лирическая нота, звучащая в созданных народом песнях, легендах или сказаниях, в ощущении народом своей неразрывной связи с природой, проявляется в пейзаже, портрете - наиболее распространенных жанрах якутской живописи. В холстах Ю.В. Спиридонова воплощены хрупкая красота родной земли и размышления об ее сохранении для будущих поколений. В живописи художник сочетает реальность форм предмета с декоративностью колорита. Экспрессивный, эмоциональный образный мир создает в своих полотнах И.Е. Капитонов. Созерцательность, поиск гармонии во взаимоотношениях человека и природы свойственны пейзажам Д.А. Бойтунова, М.Н. Иннокентьевой, В.С. Карамзина. Портрет становится способом самовыражения автора: в нем не столько общественная значимость личности, сколько представление о современнике, о духовной сути человека (А.Н. Осипов, Н.Н. Иннокентьев, М.М.Лукина, Л.Д. Слепцова). Портрет перерастает рамки своего жанрового определения, тяготея к "портрету-картине". В натюрмортах художники по-своему интерпретируют ту магическую силу, какой обладают старинные предметы, имеющие не только практическое значение, но глубокий символический смысл, поэтическую ценность и культово-ритуальное предназначение. Полотна исполнены торжественной монументальности, приобретая несвойственную им философичность (М.М. Лукина, А.С. Иннокентьева- Бочкарева).


Анна Зверева. Панно "Путь коня". 2010 г.
Сукно, металл, цветные нитки, аппликация, мозаика, шитье, вышивка

Соприкасаясь с красочными образами якутской мифологии, чарами не до конца познанных символов народной культуры М.М. Лукина, Г.Е. Окоемова, М.Г. Старостин, А.В. Чикачев ищут пути самоидентичности собственной творческой индивидуальности. Некоторые из них исповедует гиперреальную манеру изображения действительности с четким моделированием формы предметов, но при этом создается ощущение некоей виртуальности видимого мира, за рамками которого существует иная, до конца неосознаваемая подлинная ткань бытия (А.В. Чикачев, М.М. Лукина). У других реальный мир предстает в неожиданном ракурсе, полный поэзии, романтики, подсознательных ощущений, трактующих связи человека с окружающей действительностью (Г.Е. Окоемова, Н.В. Николаева, И.А. Мекумянова, Т.Е. Шапошникова) как балансирование между двух полярных интенций: идеала и неотъемлемой наличностью.

Программно и концептуально искусство художника М.М. Лукиной. Тонкость, элегантность и глубина живописи присущи ее фигуративным полотнам, отмеченным "вхождением" в мифологизированную сферу национального. Иллюзорно-реалистичны произведения А.В. Чикачева, написанные тщательно, подробно, утонченно. Герои большинства произведений художника - дети, образ детства как особый мир, как волшебная страна, показанная сквозь призму далеких, личных воспоминаний, несущих в себе все затаенные желания взрослых людей и этические ценности - доверие к жизни, надежду на радость, доброту и высокие помыслы. М.Г. Старостин, работающий в живописи и графике, сочетает в своем творчестве этническую психологию человека Севера, архаичные представления предков и философию нового времени. Старостин - художник метафорического склада мышления, в произведениях которого генетическая память о родной земле, историческом прошлом трансформируется в сюжеты, связанные с темой добра и зла, пути и кочевников, встреч и прощаний.

Якутская национальная графическая традиция получает дальнейшее развитие в творчестве таких мастеров графики, как А.П. Мунхалов, М.А. Рахлеева, Н.Н. Курилов, А.Л. Соргоева, А.Е. Евстафьев, М.Г. Старостин, Т.Е. Шапошникова, Е.И. Третьякова. Произведения современных графиков характеризуют разнообразие композиционных приемов, богатая колористическая полифония, интеллектуальная тонкость и эстетизм замысла. Преломление национального образного мышления в объемно- пространственных формах, обращение к выразительности древней пластики нашло отражение в скульптурных композициях А.В. Манжурьева, С.К. Прокопьева. В области станкового скульптурного портрета, отличающегося монументальностью, лаконичным композиционным решением, четкими, определенными объемами, тяготением к обобщению индивидуальных и типических черт героев, работает К.Н. Пшенников.

Панораму изобразительного искусства Республики Саха завершает раздел народного и декоративно- прикладного искусства. В структуре произведений мастеров Якутии, выполненных из мамонтовой кости, рога оленя, можно отметить особое значение культурной памяти и смысловую многозначность. Это ярко проявляется в творчестве якутских косторезов В.Н. Амыдаева, Ф.И. Маркова, Р.М. Пинигина, М.Н. Слепцова, Р.Х. Петрова и др. В их работах, полных жизненной силы, нашли свою интерпретацию фольклорно-эпические мотивы.

Особый интерес вызывает народное творчество, которое представлено национальным шитьем и вышивкой. В духе народной эстетики работают А.Н. Зверева, Е.Н. Винокурова, В.П. Иванова, У.Е. Миронова, М.П. Сыромятникова. Новые художественные идеи, переосмысливая опыт предшественников, воплощает О.А. Рахлеева. Н.Е. Федулова, используя конский волос, создает оригинальные и современные гобелены в технике ручного ткачества.

Выставка "Искусство Якутии" демонстрирует разнообразные формы эстетического освоения действительности, представленные в обширном диапазоне от так называемых форм самой жизни и до приемов подчеркнутой условности. Мастера изобразительного искусства Якутии успешно расширяют горизонты своего художественного мышления и создают собственный неповторимый мир, в котором есть место мифам, легендам, истории, современности и глобальным проблемам человечества.


Юлия Луценко, кандидат искусствоведения, член Союза художников России, главный научный сотрудник Национапьного художественного музея РС (Я).


Афанасий Мухналов. Радуга над Леной. 2007 г. Бумага, линогравюра.


Юрий Спиридонов. Хозяин Момских гор. 2006 г.